Пройти ПОА и укрепить позиции

Пройти ПОА и укрепить позиции

Опыт Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова

В 2020 году НГЛУ им. Н.А. Добролюбова заявил на профессионально-общественную аккредитацию профильные для вуза образовательные программы по направлениям подготовки: «Лингвистика», «Филология», «Перевод и переводоведение». Команда университета провела масштабное самообследование кластера заявленных ОП на соответствие стандартам аккредитации и подготовила подробный отчет.

Что показал отчет по самообследованию

В НГЛУ выстроена модель взаимодействия всех участников образовательного процесса, которая обеспечивает непрерывное совершенствование качества образования и соответствие стратегии ОО. Разработаны процедуры гарантии качества, что подтверждает устойчивую репутацию университета в академическом пространстве и среди работодателей, заинтересованность коллектива и администрации вуза в формировании положительного имиджа внутри РФ и в зарубежных странах.

Согласно успешно реализуемой вузом стратегии развития, к 2025 году НГЛУ должен войти в мировое образовательное пространство, в том числе через присутствие в мировых предметных рейтингах, редколлегиях ведущих журналов, в руководстве научных и профессиональных ассоциаций.

Внутренняя система гарантий качества образования базируется на системе стратегических и нормативных документов, является основой пос-тоянного улучшения процессов вуза и предназначена для практической реализации стратегии по совершенствованию качества образования и других видов деятельности с целью удовлетворения потребностей учащихся, работодателей, государства и общества.

Культура качества поддерживается разработками и исследованиями в этой области, участием НПР в тематических семинарах, конференциях и заседаниях экспертного совета.

Очевидно, что повышение качества образования должно соответствовать стратегии развития вуза как лингвистического центра. В качестве инновационного подхода для реализации учебного процесса НГЛУ выдвигает индивидуальную траекторию обучения, стремится поддерживать многоязычие, сохранять новые лидерские позиции в образовательном пространстве РФ, учитывать мировые стандарты в области гуманитарного знания.

При самообследовании выявлены сильные стороны вуза. Например, активное участие экспертов из числа работодателей в процессе формирования и реализации политики в области качества; подробно задокументированная внутренняя сис-тема качества; анкетирование студентов, выпускников и бизнес-партнеров по вопросам качества образования в университете. 

Вместе с тем отмечена необходимость разместить в англоязычной версии на сайте вуза основные документы, регламентирующие образовательный процесс НГЛУ, а также отзывы работодателей о специалистах и выпускниках по аккредитуемым направлениям подготовки в интернете и СМИ.

Чрезвычайно важным критерием качества представляется стандарт «Процедуры разработки и утверждения образовательных программ», который предусматривает наличие процедур разработки, утверждения и корректировки ОП, включая внедрение результатов научных изысканий в производство в соответствии с планом дальнейшего развития научных исследований и научно-методического и методического обеспечения образовательного процесса. В каждой программе необходимо чётко сформулировать цели, задачи и результаты обучения, причем цели должны быть обусловлены миссией и стратегией развития вуза[1]. 

По результатам изучения отчета о самообследовании и после встреч с руководством, сотрудниками, студентами, выпускниками вуза и работодателями, экспертная комиссия пришла к выводу: заявленные на аккредитацию программы находятся на высоком уровне соответствия всем стандартам и критериям аккредитующего органа. При этом были выделены области, требующие улучшения, и даны рекомендации по совершенствованию ОП и образовательного процесса. В частности, разработать методы стимулирования участия студентов в анализе и разработке ОП через различные информационные каналы связи.

В соответствии со стандартом «Политика и процедуры гарантии качества образовательных программ» в реализацию аккредитуемых ОП бакалавриата, магистратуры и специалитета включены работодатели. Программы разрабатываются при участии ведущих в конкретных предметных областях специалистов и полностью соответствуют передовым требованиям науки и образования. 
Основой реализации ОП является набор релевантных компетенций, приобретаемых студентами в процессе обучения и соответствующих потребностям работодателей из ОО (линейка «дошкольные учреждения – средняя школа – вуз»), промышленных предприятий города, переводческих агентств и компаний. 
Работодатели отмечают высокий уровень подготовки выпускников, их готовность к выполнению профессиональных задач и развитый творческий потенциал.

В НГЛУ разрабатываются технологии виртуальной реальности.

О результатах совершенствования ОП

После проведения экспертизы и доведения её результатов до руководства вуза на основании решения ученого совета ректор распорядился разработать программу корректирующих действий, в результате чего методические объединения всех кафедр подготовили соответствующие решения. Эти решения были согласованы с решениями научно-методических советов высших школ и институтов для унификации описания общих и специфических особенностей специальностей и направлений подготовки в университете. 

Команда разработчиков (специалисты-практики и работодатели) внесла соответствующие изменения в ОПОП, рабочие программы, учебный план и программу ГИА в зависимости от характера выявленных дефицитов и необходимых мер по корректировке контента. 

Итоги ПОА легли в основу плана по совершенствованию ОП не только в отношении аккредитуемых, но и всех реализуемых НГЛУ направлений подготовки и специальностей. 

Для обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей в университете создана система грантовой поддержки исследовательской работы на основе прозрачного конкурса за счет привлечения внутренних и внешних ресурсов.

Одновременно с этими мерами разработана локальная нормативная документация, регламентирующая систему грантовой поддержки НИР внутри университета. 

Дополнительно актуализирована существующая рейтинговая шкала учёта индивидуальных достижений сотрудников и студентов НГЛУ с целью выстраивания чёткой градации баллов и регламентации системы поощрения. 

Чтобы популяризировать проводимые в университете научно-исследовательские конкурсы, внедрена и апробирована серия информационно-образовательных мероприятий, представлен алгоритм участия в них преподавателей и студентов.

Разработана и внедрена активная система двусторонних связей «студент – ректорат/деканат», «университет – выпускники» и т. п. Это сделано для вовлечения студентов в целенаправленное фокусное обсуждение ОП и с целью создания институционализированного сообщества выпускников, которые в формате подобного взаимодействия более мотивированы к участию в жизни вуза.

Ещё одним важным элементом получения обратной связи стала работа интернет-приемной ректора и утверждённый план его рабочих встреч с трудовым коллективом и студентами. 

Одним из достижений НГЛУ следует признать деятельность студенческого совета по качеству, играющего важную роль в обеспечении мероприятий по повышению качества образования в вузе.

Акцент на роли университета как научного центра обусловил улучшение условий для реализации научного потенциала ППС. Созданы научные лаборатории, научно-образовательные центры, реализованы возможности академической мобильности, установлено более компактное расписание. Внедрены специализированные пакеты поддержки сотрудников по линии НИР в дополнение к базовой части эффективного контракта.

Планируемые изменения регулярно обсуждаются с органами студенческого самоуправления, проводится мониторинг обратной связи от студенческого сообщества. В результате таких обсуждений принято решение провести обширную трансформацию вуза: на базе факультетов создать высшие школы и институты, ресурсные центры, расширенный проректорский корпус, разработать новую символику вуза и доработать официальный сайт. 

Итоги работы отразились на рейтингах и укреплении позиций вуза. В 2021 году НГЛУ присвоен статус федеральной инновационной площадки, на базе университета открыто уникальное полилингвальное пространство «Точка кипения». 

В 2021 году НЛГУ вдвое улучшил свои позиции в ежегодном рейтинге вузов-участников Стипендиальной программы Благотворительного фонда В. Потанина, заняв 12 место. Вуз также вошел в Топ-100 лучших университетов России по версии «Forbes». Ректор НГЛУ Жанна Никонова заняла 30-е место в рейтинге упоминаемости российских ректоров в СМИ за декабрь 2020 года.

Таким образом, стандарты профессионально-общественной аккредитации помогли выявить точки роста, структурировать процедуры внут-ренней оценки качества образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизировать систему информирования о вузе широкого круга общественности. Можно констатировать: результаты международной ПОА НГЛУ им. Н.А. Добролюбова способствуют развитию стратегических направлений деятельности вуза в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

[1] Подробнее: lunn.ru/media/sveden/doc/2020/strategiyavuza.pdf

07.04.2022
Надежда Александровна Кохан
Надежда Александровна Кохан, Начальник учебного управления НГЛУ имени Н.А. Добролюбова, кандидат филологических наук, доцент
Читать полностью
Наверх