Изменения? Качественные

Изменения? Качественные

Новая модель государственной и профессионально-общественной аккредитации образовательных организаций

Модель государственной аккредитации образовательных организаций высшего образования существенно изменится с 1 марта 2022 года. И, наконец, она становится бессрочной.

Современная действующая система высшего образования длительный период времени один раз в пять лет имела существенные бюрократические перегрузки при проведении масштабной госаккредитации. Если в социалистический период вузы и ссузы готовили специалистов для государственных предприятий и организаций и властные образовательные структуры несли полную ответственность за качество подготовки, переподготовки и повышение квалификации специалистов, то после 1991 года массовая приватизация в России существенно изменила картину собственности. Большинство предприятий стало частными или перешло в структуры независимых госкорпораций. Это повлекло качественные изменения во взаимоотношениях образовательных организаций с потребителями их продукции. Так, при социализме процесс взаимодействия был полный и управлялся соответствующими госструктурами, поэтому не существовало противоречий между образованием и производством. И логично, что качество работы образовательных организаций контролировалось государственными организациями образования – как элементом всего государственного механизма управления кадровой политикой.

В период экономических реформ в России единая государственная структура кадровой политики была полностью разрушена. Образовательные организации и потребители их продукции – квалифицированных кадров – оказались по разные стороны баррикад.

Производственники полностью оторвались от образовательного процесса и его материально-производственного и финансового обеспечения, превратились в самых громких критиков системы образования. В ответ на это, с целью самозащиты от необоснованной критики сторонних наблюдателей и потребителей уже готовых квалифицированных кадров, федеральные образовательные властные структуры ввели масштабную госаккредитацию вузов. Она содержала громадные цифровые отчеты по всем направлениям деятельности вузов, которые десятилетиями практически не менялись. Можно посмотреть отчеты по результатам проверок вузов за последние тридцать лет, и они реально друг от друга мало отличаются.

К счастью, эта рыночная неразбериха закончилась в мае 2012 года, благодаря указу Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». С него началась реализация Национальной системы квалификаций. Именно она перенесла на плечи работодателей, их общественных формирований и объединений заботы о качестве профессионального образования (через профстандарты и профквалификации), создание единой структуры Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (рабочие группы, отраслевые советы – СПК и центры оценки квалификаций – ЦОК), внедрение механизма профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации образовательных организаций. То есть работодателям дали ровно десять лет, чтобы вступить в свои руководящие права и обязанности в формировании и реализации эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов.

Сегодня есть уже положительные примеры реализации этой новой кадровой политики. Так, быстро сориентировались и максимально использовали возможности новых правил организации профессионального образования наши госкорпорации (РОСНАНО, РОСАТОМ, Алмаз-Антей и другие). Ими созданы эталонные кадровые комплексы по научно-методическому и образовательному обеспечению рабочих и специалистов, а также оценке их профессиональных квалификаций.
В связи с принятием единых профстандартов и ФГОС в госкорпорациях на федеральном уровне проводится профессионально-общественная аккредитация всех своих образовательных программ (в том числе и программ ДПО). Те учебные заведения, которые взялись за реализацию этих аккредитованных программ, прошли общественную аккредитацию на уровне госкорпораций.
Кадровый комплекс госкорпораций вместе с перечисленными выше функциями занимается также повышением квалификации и аттестацией преподавателей, экспертов ЦОКов и их учебных подразделений. Таким образом, на примере госкорпораций можно сделать вывод о том, что участие в учебном процессе, контроль над его реализацией, процессы оценки квалификации выпускников и их преподавателей только усилили и улучшили его качество.

Десятилетний опыт госкорпораций по работе в новых условиях кадровой политики говорит о том, что в настоящее время целесообразно отработать весь новый механизм реализации Национальной системы квалификаций. Прежде всего, на примере учебных заведений высшего и среднего специального образования. А также унифицировать требования ФГОС и профстандартов и по окончании обучения выдавать диплом о получении образования и сертификат Минтруда РФ о полученной профессиональной квалификации. То есть в новой модели получения образования и оценки квалификации значительно возрастает роль работодателей, но и роль профильных министерств тоже значительна. Она должна быть направлена на качественное выполнение требований ФГОС, определяющих федеральные образовательные программы.

К сожалению, не все отрасли экономики готовы сегодня правильно реализовывать цели НСК, практически не начата эта работа в большинстве субъектов федерации, не проведена разъяснительная работа с руководителями властных структур подразделений РСПП в регионах, не разработана система материально-технического и финансового обеспечения региональных структур системы НСК.

В настоящее время наиболее готовы к реализации НСК служба занятости и миграционная служба и именно с их клиентами можно успешно реализовать эту работу.

Приступать к внедрению новой кадровой политики нужно постепенно, с учетом готовности отраслей экономики к этим серьезным перестройкам.

29.12.2021
Владислав Владимирович Бородачёв
Владислав Владимирович Бородачёв, Советник при ректорате ННГАСУ, эксперт рабочей группы Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, кандидат технических наук, профессор
Читать полностью
Наверх