Перспективы развития образовательных платформ

Перспективы развития образовательных платформ

Новый взгляд на цифровые сервисы и контент

Онлайн-образование больше не рассматривается как чужеродный элемент. Напротив, оно стало частью нашей действительности и уже диктует свои правила и нормы. В этих условиях меняется пользовательское восприятие учебного контента, повышаются требования к сервисам и платформам. Свое видение цифровой трансформации образования формируется у студентов, преподавателей, родителей, руководства вузов и крупных компаний. Останется ли онлайн-образование с нами навсегда? Какую роль в его развитии играют платформы и сервисы? О своем отношении к онлайн-платформам и образовательному контенту рассказывают руководители цифровых проектов и компаний: Консорциума сетевых электронных библиотек, платформы «Открытое образование» и онлайн-школы Skyeng.
Светлана Владимировна Калмыкова
Светлана Владимировна Калмыкова
Директор Центра открытого образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – платформа «Открытое образование»
Александр Владимирович Никифоров
Александр Владимирович Никифоров
Директор образовательной системы «Лань», руководитель проекта «Консорциум сетевых электронных библиотек» (Консорциум СЭБ)
Алексей Васильевич Конобеев
Алексей Васильевич Конобеев
Кандидат педагогических наук, академический директор Skyeng, главный редактор издательства «Титул» и журнала «Английский язык в школе», доцент кафедры лингводидактики Института иностранных языков МПГУ, ведущий эксперт Академии Минпросвещения РФ

Онлайн-обучение – перспективы и тенденции

Цифровые сервисы, электронная учебная литература, онлайн-уроки – всё это стало неотъемлемой частью образовательного процесса с приходом пандемии. Сначала это была вынужденная мера, сейчас – упрочившаяся действительность. Стали активно применяться многие решения и новации, которые ранее лишь апробировались. Начали тиражироваться и распространяться лучшие вузовские практики, будь то качественный онлайн-курс для студентов или курс для преподавателей по работе с цифровыми сервисами и системами дистанционного обучения.

Исчезнет ли интерес к онлайн-образованию после окончания пандемии? Согласно аналитическому докладу Минобрнауки РФ «Уроки стресс-теста. Вузы в условиях пандемии и после нее» и докладу-дайджесту «Тенденции высшего образования» РЭУ им. Г.В. Плеханова, интерес к онлайн-обучению только растет, особенно в сфере высшего образования.

– Сейчас развитие технологий настигло образовательную сферу настолько, что и преподаватели, и обучающиеся уже погрузились в новую реальность. Все согласны с тем, что уходить полностью в онлайн нельзя, однако разумно использовать онлайн-ресурсы и возможности дистанционных образовательных технологий необходимо, – делится своим мнением Светлана Калмыкова.

У истоков платформы «Открытое образование» в 2015 году стояли 8 вузов, в числе которых был и Политех (СПбПУ). Тогда здесь было размещено 40 онлайн-курсов, а количество пользователей составляло 5 тыс. человек. Сейчас на платформе уже 752 курса, с материалами которых работает 9 млн. пользователей. Это грандиозный прогресс, который во многом был ускорен пандемией, но и после ее окончания онлайн-образование никуда не исчезнет.

Ощутимая динамика в работе с онлайн-ресурсами прослеживается не только в сегменте высшего образования. По словам Алексея Конобеева, все больше школьников и их родителей заинтересованы в изучении основных (русский язык, математика, другие) и дополнительных (например, шахматы, курсы программирования) предметов в режиме онлайн. Этим направлением в Skyeng занимается онлайн-школа для детей Skysmart. Востребованы также и курсы английского языка для взрослых, и курсы онлайн-университета Skypro – его программа, стартовавшая весной 2021 года, ориентирована на профессиональную переподготовку и получение новой профессии. Растет и популярность цифровой платформы Skyes с курсами и банком заданий по английскому языку для вузов.

Для вузовской среды, несмотря на растущий интерес к новым видам контента (таким как видеолекции и онлайн-курсы), основой образовательного процесса остается учебная литература. Александр Никифоров отмечает, что за время пандемии статистика чтения электронных изданий на платформе образовательной системы «Лань» выросла в несколько раз.

Этому, в том числе, способствовало и развитие самого Консорциума СЭБ: в октябре 2020 года его участниками были 160 вузов, а в октябре 2021 года – 316. Эти организации размещают в едином фонде литературу своих вузовских издательств и получают доступ к материалам других университетов. Сейчас их совместными усилиями сформирован фонд из 43 тыс. электронных учебников, пособий, методических материалов, которые используются организациями-участницами.

– Что будет с онлайн-образованием после панде­мии? – задается вопросом А. Никифоров. – Многие вузы уже сейчас постепенно возвращаются к при­вычной классно-урочной форме, кто-то переходит в смешанный формат, но мы видим, что востребо­ванность электронной литературы, которая явля­ется одним из элементов дистанционного обуче­ния в вузах, не снижается. Напротив, этот сегмент активно развивается, и уже сейчас мы должны всё больше думать о пользовательском комфорте. Он­лайн-обучение очень тесно с ним связано.

Онлайн-образование: плюсы и минусы

С одной стороны, студент получает больше возможностей для самостоятельной организации учебного процесса. Образование становится более доступным, снимаются географические и финансовые барьеры, экономится время, которое раньше тратилось на дорогу до образовательной организации. Всё это неоспоримые преимущества обучения в онлайне.

С другой – может быть затруднительно изучать онлайн специальности и предметы, немыслимые без практики (например, врачебное дело), а само обучение требует наличия соответствующей техники и умения с ней обращаться как у преподавателя, так и у студента. «Для некоторых преподавателей онлайн-обучение подразумевает необходимость осваивать новые технологии, что требует затрат времени и сил даже при простоте самих технологий», – рассказывает А. Конобеев.

– Еще минусом я бы назвала отсутствие культуры общения в онлайн-среде, касающееся, например, «стирания» временных границ аудитории, – дополняет перечень С. Калмыкова.

– Серьезный вызов, который перед нами ставит онлайн-обучение, – необходимость переформатировать привычный процесс, скорректировать формат подачи учебного материала, – рассуждает А. Никифоров. – Надо понимать, что онлайн-курс – это не просто «говорящая голова» на полтора часа, как и электронный учебник – это не просто аналог печатного издания, это еще и дополнительные сервисы для работы с книгой. Издания Консорциума СЭБ размещены на платформе образовательной системы «Лань», которая является создателем проекта. Студенты и преподаватели могут работать с литературой на той же платформе, где размещены сотни тысяч изданий электронной библиотеки, курсы повышения квалификации и многое другое.

– Так решается вопрос многоканальности, которая значительно затрудняет процесс коммуникации в образовании. Удобно, когда десятки тысяч вузовских изданий, сервисы по работе с ними, онлайн-курсы находятся в одном месте.

Нередко среди минусов онлайн-занятий преподаватели вузов называют неудобство или невозможность контроля вовлеченности студентов в занятие, – отмечает также А. Конобеев. Частично справиться с этой задачей помогает прокторинг, механизмы anti-fraud против списывания и различные аналитические инструменты: в Skyeng для этого используют более сотни метрик, учитывающих как процент выполнения заданий, так и скорость прироста умений ученика.

Консорциум СЭБ также использует аналитику для дальнейшего развития. Сотрудникам вузовских библиотек, участвующих в проекте и подписанных на электронную библиотеку «Лань», доступен специальный отчет об использовании изданий Консорциума СЭБ, в котором они видят, материалы каких авторов и вузов наиболее востребованы у читателей, насколько активно работают в других организациях с их контентом. Кроме того, прово­дится ежегодный мониторинг, учитывающий уро­вень востребованности фонда – сейчас это 83,3%, заинтересованность участников Консорциума СЭБ в контенте друг друга.

Образовательная платформа – понятие

Для развития образовательных платформ необходимо на постоянной основе внедрять аналитические инструменты. Консорциум СЭБ, Skyeng, «Открытое образование» – все это примеры платформ, объединяющих и контент, и соответствующие сервисы. Но как сами руководители этих направлений относятся к понятию «образовательная платформа»?

По словам С. Калмыковой, это в первую очередь уникальный образовательный контент, а также доступ к материалам портала в режиме 24/7, сервисы поддержки и активная обратная связь.

Такое определение дополняет А. Конобеев, делая акцент на возможностях для мониторинга и контроля учебной деятельности, которые предоставляет платформа, и ее интеграции во внутренние системы отчетности вузов и колледжей. Для него важна экосистемность: «Skyeng стала международной экосистемой для образования от дошкольного возраста и в течение всей жизни человека».

Наконец, образовательная платформа – это еще и про совершенно новое отношение к методике обучения, качеству и наполнению контента.

– Электронная библиотека «Лань» и Консорциум СЭБ как один из ее проектов сейчас тоже двигаются в сторону преобразования в образовательную систему, – подчеркивает А. Никифоров. – Однако это движение было бы невозможно без понимания того, что именно нужно образованию сегодня, каким должен быть контент с точки зрения его формата и содержания. Поэтому образовательная платформа должна чутко и оперативно реагировать на изменения в вузовской среде, быть гибкой и развиваться вместе со своими пользователями. Мы к этому и стремимся.

13.12.2021
Наверх