Онлайн-обучение – перспективы и тенденции
Цифровые сервисы, электронная учебная литература, онлайн-уроки – всё это стало неотъемлемой частью образовательного процесса с приходом пандемии. Сначала это была вынужденная мера, сейчас – упрочившаяся действительность. Стали активно применяться многие решения и новации, которые ранее лишь апробировались. Начали тиражироваться и распространяться лучшие вузовские практики, будь то качественный онлайн-курс для студентов или курс для преподавателей по работе с цифровыми сервисами и системами дистанционного обучения.
Исчезнет ли интерес к онлайн-образованию после окончания пандемии? Согласно аналитическому докладу Минобрнауки РФ «Уроки стресс-теста. Вузы в условиях пандемии и после нее» и докладу-дайджесту «Тенденции высшего образования» РЭУ им. Г.В. Плеханова, интерес к онлайн-обучению только растет, особенно в сфере высшего образования.
– Сейчас развитие технологий настигло образовательную сферу настолько, что и преподаватели, и обучающиеся уже погрузились в новую реальность. Все согласны с тем, что уходить полностью в онлайн нельзя, однако разумно использовать онлайн-ресурсы и возможности дистанционных образовательных технологий необходимо, – делится своим мнением Светлана Калмыкова.
У истоков платформы «Открытое образование» в 2015 году стояли 8 вузов, в числе которых был и Политех (СПбПУ). Тогда здесь было размещено 40 онлайн-курсов, а количество пользователей составляло 5 тыс. человек. Сейчас на платформе уже 752 курса, с материалами которых работает 9 млн. пользователей. Это грандиозный прогресс, который во многом был ускорен пандемией, но и после ее окончания онлайн-образование никуда не исчезнет.
Ощутимая динамика в работе с онлайн-ресурсами прослеживается не только в сегменте высшего образования. По словам Алексея Конобеева, все больше школьников и их родителей заинтересованы в изучении основных (русский язык, математика, другие) и дополнительных (например, шахматы, курсы программирования) предметов в режиме онлайн. Этим направлением в Skyeng занимается онлайн-школа для детей Skysmart. Востребованы также и курсы английского языка для взрослых, и курсы онлайн-университета Skypro – его программа, стартовавшая весной 2021 года, ориентирована на профессиональную переподготовку и получение новой профессии. Растет и популярность цифровой платформы Skyes с курсами и банком заданий по английскому языку для вузов.
Для вузовской среды, несмотря на растущий интерес к новым видам контента (таким как видеолекции и онлайн-курсы), основой образовательного процесса остается учебная литература. Александр Никифоров отмечает, что за время пандемии статистика чтения электронных изданий на платформе образовательной системы «Лань» выросла в несколько раз.
Этому, в том числе, способствовало и развитие самого Консорциума СЭБ: в октябре 2020 года его участниками были 160 вузов, а в октябре 2021 года – 316. Эти организации размещают в едином фонде литературу своих вузовских издательств и получают доступ к материалам других университетов. Сейчас их совместными усилиями сформирован фонд из 43 тыс. электронных учебников, пособий, методических материалов, которые используются организациями-участницами.
– Что будет с онлайн-образованием после пандемии? – задается вопросом А. Никифоров. – Многие вузы уже сейчас постепенно возвращаются к привычной классно-урочной форме, кто-то переходит в смешанный формат, но мы видим, что востребованность электронной литературы, которая является одним из элементов дистанционного обучения в вузах, не снижается. Напротив, этот сегмент активно развивается, и уже сейчас мы должны всё больше думать о пользовательском комфорте. Онлайн-обучение очень тесно с ним связано.
Онлайн-образование: плюсы и минусы
С одной стороны, студент получает больше возможностей для самостоятельной организации учебного процесса. Образование становится более доступным, снимаются географические и финансовые барьеры, экономится время, которое раньше тратилось на дорогу до образовательной организации. Всё это неоспоримые преимущества обучения в онлайне.
С другой – может быть затруднительно изучать онлайн специальности и предметы, немыслимые без практики (например, врачебное дело), а само обучение требует наличия соответствующей техники и умения с ней обращаться как у преподавателя, так и у студента. «Для некоторых преподавателей онлайн-обучение подразумевает необходимость осваивать новые технологии, что требует затрат времени и сил даже при простоте самих технологий», – рассказывает А. Конобеев.
– Еще минусом я бы назвала отсутствие культуры общения в онлайн-среде, касающееся, например, «стирания» временных границ аудитории, – дополняет перечень С. Калмыкова.
– Серьезный вызов, который перед нами ставит онлайн-обучение, – необходимость переформатировать привычный процесс, скорректировать формат подачи учебного материала, – рассуждает А. Никифоров. – Надо понимать, что онлайн-курс – это не просто «говорящая голова» на полтора часа, как и электронный учебник – это не просто аналог печатного издания, это еще и дополнительные сервисы для работы с книгой. Издания Консорциума СЭБ размещены на платформе образовательной системы «Лань», которая является создателем проекта. Студенты и преподаватели могут работать с литературой на той же платформе, где размещены сотни тысяч изданий электронной библиотеки, курсы повышения квалификации и многое другое.
– Так решается вопрос многоканальности, которая значительно затрудняет процесс коммуникации в образовании. Удобно, когда десятки тысяч вузовских изданий, сервисы по работе с ними, онлайн-курсы находятся в одном месте.
Нередко среди минусов онлайн-занятий преподаватели вузов называют неудобство или невозможность контроля вовлеченности студентов в занятие, – отмечает также А. Конобеев. Частично справиться с этой задачей помогает прокторинг, механизмы anti-fraud против списывания и различные аналитические инструменты: в Skyeng для этого используют более сотни метрик, учитывающих как процент выполнения заданий, так и скорость прироста умений ученика.
Консорциум СЭБ также использует аналитику для дальнейшего развития. Сотрудникам вузовских библиотек, участвующих в проекте и подписанных на электронную библиотеку «Лань», доступен специальный отчет об использовании изданий Консорциума СЭБ, в котором они видят, материалы каких авторов и вузов наиболее востребованы у читателей, насколько активно работают в других организациях с их контентом. Кроме того, проводится ежегодный мониторинг, учитывающий уровень востребованности фонда – сейчас это 83,3%, заинтересованность участников Консорциума СЭБ в контенте друг друга.
Образовательная платформа – понятие
Для развития образовательных платформ необходимо на постоянной основе внедрять аналитические инструменты. Консорциум СЭБ, Skyeng, «Открытое образование» – все это примеры платформ, объединяющих и контент, и соответствующие сервисы. Но как сами руководители этих направлений относятся к понятию «образовательная платформа»?
По словам С. Калмыковой, это в первую очередь уникальный образовательный контент, а также доступ к материалам портала в режиме 24/7, сервисы поддержки и активная обратная связь.
Такое определение дополняет А. Конобеев, делая акцент на возможностях для мониторинга и контроля учебной деятельности, которые предоставляет платформа, и ее интеграции во внутренние системы отчетности вузов и колледжей. Для него важна экосистемность: «Skyeng стала международной экосистемой для образования от дошкольного возраста и в течение всей жизни человека».
Наконец, образовательная платформа – это еще и про совершенно новое отношение к методике обучения, качеству и наполнению контента.
– Электронная библиотека «Лань» и Консорциум СЭБ как один из ее проектов сейчас тоже двигаются в сторону преобразования в образовательную систему, – подчеркивает А. Никифоров. – Однако это движение было бы невозможно без понимания того, что именно нужно образованию сегодня, каким должен быть контент с точки зрения его формата и содержания. Поэтому образовательная платформа должна чутко и оперативно реагировать на изменения в вузовской среде, быть гибкой и развиваться вместе со своими пользователями. Мы к этому и стремимся.