Десять заповедей эксперта и сотрудника агентства в эпоху пандемии
«Новый» эксперт – этичный эксперт
Об опыте подготовки экспертов нового типа рассказали президент Независимого агентства по обеспечению качества в образовании (IQAA, Республика Казахстан) Шолпан Каланова и сотрудник отдела анализа и качества Галия Рахимжанова. Их основной посыл заключался в следующем: помимо необходимых профессиональных компетенций эксперта – таких как цифровая грамотность, хорошие навыки тайм-менеджмента, способность быстро адаптироваться к непредвиденным ситуациям – на первый план выходит этический аспект деятельности. При общении экспертов с представителями университетов неизбежно возникают коммуникационные риски, которые необходимо снижать. Поэтому в ходе обучения экспертов координатор должен особо подчеркивать важность соблюдения конфиденциальности полученной экспертом информации и неправомерность ее использования в личных целях. Сами вузы также могут принимать дополнительные меры защиты информации: например, ограничивать доступ к данным на сайте или устанавливать запрет на скачивание документов из облачных сервисов.
Учиться «говорить лицом»
Ключевым этическим принципом в условиях повсеместного перевода внешней экспертизы в режим онлайн является обеспечение психологического комфорта всех ее участников, которые могут испытывать разного рода затруднения, работая дистанционно. Поэтому представители аккредитующих организаций единодушны в вопросе необходимости создания благоприятной атмосферы для виртуального общения. Интересен в этом плане опыт Агентства по обеспечению качества и стратегическому видению в сфере высшего образования испанской провинции Арагон (ACPUA, Испания) и ирландского Агентства качества и квалификации (QQI, Ирландия).
Так, специалист по оценке качества и интернационализации ACPUA Ева Санчес отмечает, что для успешной адаптации к онлайн-режиму эксперт должен быть энергичным, пунктуальным, сохранять энтузиазм и чувство юмора. Важно научиться «говорить лицом» (из-за ограниченной возможности использовать язык тела), произносить свою речь четко, разборчиво и непринужденно. Нужно повышать креативность, воспринимая новые реалии не как набор трудностей, а как поле для саморазвития. Из опыта ACPUA: организацией проводятся виртуальные встречи для общения после работы, групповые обсуждения в онлайн-комнатах, записываются видео об образовательных учреждениях, реализуются другие интересные идеи.
Начальник отдела мониторинга и экспертизы высшего образования QQI Мэри Гулд рассказала о практике создания успешной группы онлайн-экспертов. Но поначалу, как правило, ее участники сталкиваются с рядом сложностей, которые надо учитывать (и, соответственно, адаптироваться и преодолевать). Это, в частности:
Кроме того, успех работы экспертной группы также зависит от соблюдения ряда других факторов
Десять заповедей эксперта и сотрудника агентства в эпоху пандемии
Что поможет экспертам адаптироваться к онлайн-режиму?
Онлайн-экспертиза глазами студентов
В течение 2020 года агентством QQI в рамках программы National Student Engagement Programme (NStEP) был проведен цикл внешних онлайн-экспертиз вузов с участием студентов. Сначала инструкторы NStEP организовали 90-минутный онлайн-брифинг по подготовке обучающихся к участию в экспертизе. Много говорилось о роли студентов в повышении качества образования, сущности экспертизы и ожиданиях от нее, необходимости подготовки и предоставления обратной связи по образовательным программам и курсам. Сама экспертиза проходила в формате параллельных виртуальных заседаний на платформе Microsoft Teams. В связи с опасениями, что в режиме онлайн у студентов могут возникнуть проблемы с открытым высказыванием мнения о качестве обучения, организаторами поддерживалась неформальная атмосфера.
После завершения экспертизы состоялась встреча с участием фокусных групп и опрос обучающихся с целью узнать их мнение о проведении экспертизы в дистанционном режиме и получить рекомендации по ее улучшению. Большинство студентов назвали опыт участия в онлайн-мероприятиях положительным, выделив среди плюсов шансы заранее потренироваться в выступлении перед экспертной группой, а также быть частью процесса, не имея возможности находиться в кампусе или оставаясь в привычной домашней обстановке. Тем не менее возникли замечания к чрезмерно академичному, не всегда понятному языку, которые были незамедлительно приняты к сведению.
Итак, значение этического аспекта внешней онлайн-экспертизы качества образования невозможно переоценить. Успех проведения соответствующих процедур в дистанционном формате зависит не только от материально-технических ресурсов и цифровой грамотности участников, но и от степени психологического комфорта и взаимного доверия. Аккредитационные агентства постоянно работают над улучшением процесса делового общения, получая обратную связь от экспертов, представителей образовательных организаций, студентов и других стейкхолдеров.
Подготовила Кристина Парулава