Курский государственный медицинский университет. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Курский государственный медицинский университет

Аккредитация мирового уровня как составляющая успешного развития медицинских вузов России

Основанный в 1935 году, КГМУ получил международную аккредитацию по 5 направлениям и сразу на пять лет. Это открывает новые возможности. В частности, университет сможет стать членом экспертного сообщества WFME. Как подчеркнул ректор вуза Виктор ЛАЗАРЕНКО, «наши требования, которые формировались не один десяток лет, сегодня достойны оценки системы мирового уровня», в целом свидетельствуя об успешном развитии медицинских вузов России.

ЛАЗАРЕНКО Виктор Анатольевич

Ректор Курского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ

woman avatar

Научные интересы: проблемы варикозной и посттромботической болезни; лечение критической артериальной ишемии; хирургическое лечение нарушений ритма сердца, деструктивного панкреатита, абсцессов печени, сепсиса, обтурационной желтухи, малоинвазивной хирургии локальных воспалительных образований брюшной полости; лечение ожоговой болезни. Автор 3 научных открытий, более 900 публикаций, в том числе 26 монографий, и 95 изобретений. Руководитель 7 докторских и 23 кандидатских диссертаций. Заслуженный врач РФ. Член Российского общества хирургов и ангиологов, академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, российских академий медико-технических наук, естественных наук, естествознания.

Депутат Курской областной думы: зампредседателя постоянного комитета по социальной политике, здравоохранению и культуре, член постоянного комитета по образованию, науке, семейной и молодежной политике.

Отличник здравоохранения РФ. Лауреат Национальной премии «Профессор года». Награжден Почетной грамотой Госдумы Федерального Собрания РФ за существенный вклад в развитие законодательства России, Благодарственным письмом Президента РФ за бескорыстный вклад в проведение Всероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе» по поддержке граждан в период эпидемии коронавирусной инфекции (COVID-19), а также различными почетными грамотами и знаками отличия Курской области за большой вклад в организацию медицинской помощи и укрепление общественного здоровья, заслуги в подготовке кадров для медицинских организаций, научную деятельность. Почетный гражданин г. Курска.


raex

– Уважаемый Виктор Анатольевич, прежде всего хотим поздравить вас с высоким достижением – получением международной институциональной аккредитации реализуемых образовательных программ. Коллектив проделал огромную работу в этом направлении. А с чего начинался путь интеграции КГМУ в мировое образовательное пространство?

– Спасибо за поздравление. Начиналось все в далеком 1990 году, когда в наш университет приехали на обучение первые иностранцы. Это были студенты с гражданством Индии.

До этого обучение иностранных граждан осуществлялось на базе лечебного и фармацевтического факультетов и проходило на русском языке, что, конечно, затрудняло адаптацию.

В 1993 году решением ученого совета КГМУ создан факультет по работе с иностранными учащимися. Была проведена огромная подготовительная работа: выстроена стройная система адаптации студентов, скорректированы учебные планы, установлены плодотворные и тесные связи с органами власти Курской области и города Курска. Все это позволило существенно расширить международную деятельность вуза. В 1994 году начали обучение иностранных студентов с использованием языка-посредника по специальностям «Лечебное дело» и «Фармация», с 1998-го – по специальности «Стоматология», с 2005-го – «Социальная работа».

– С какими направлениями в области международного сотрудничества вы вступили в XXI век?

– Мы непрерывно развивали и наращивали взаимодействие в сфере образования с зарубежными странами. В 2004 году было образовано управление по международным связям КГМУ. Это подразделение обеспечивало международное сотрудничество университета с зарубежными образовательными и научными организациями и клиниками. Также оно выполняло ряд других важных функций, среди которых заключение международных договоров, экспорт образовательных услуг, академический обмен студентами и преподавателями, прием иностранных граждан на обучение, воспитательная работа и другие мероприятия, связанные с пребыванием их на территории России, взаимодействие с посольствами зарубежных государств.

Вследствие роста контингента иностранных студентов нами было принято решение об открытии в составе КГМУ международного медицинского института, который официально начал свою работу 13 февраля 2020 года. Являясь молодым подразделением, он основывается на многолетнем опыте международной деятельности вуза и традициях, заложенных в начале 90-х годов прошлого века.

Обучение иностранных студентов у нас ведется на английском языке. Следует отметить, что на этом иностранном языке многие из наших студентов обучались со школьной скамьи. И сейчас преподавание на английском повышает не только качество знаний иностранных студентов, возрос интерес к научно-исследовательской работе на кафедрах, в исследовательских лабораториях университета, публикационной активности в отечественных и зарубежных рецензируемых журналах различных наукометрических баз. Участвовать в научных разработках нашим студентам помогает обширная библиотечная база на английском языке. На сайте КГМУ в разделе Elibrary имеется библиотека для иностранных студентов, можно также ознакомиться с виртуальными выставками, посвященными хирургии, биологии, анатомии, фармакологии и другим медицинским наукам.

Международный медицинский институт тесно взаимодействует с образовательными учреждениями Великобритании для сертифицированного знания английского языка нашими преподавателями. Несмотря на ковидные ограничения, в этом году более 100 преподавателей сдавали дистанционно экзамен на получение сертификата ESOL, свидетельствующего о международном уровне владения английским языком.

Курский государственный медицинский университет с 2017 года выступает в качестве координатора деятельности по систематизации подходов по сопровождению обучения граждан иностранных государств в подведомственных Минздраву РФ образовательных и научных организациях, а также наращиванию экспортного потенциала образовательной сети этого министерства.

На сегодняшний день КГМУ реализует большое количество договоров о международном сотрудничестве с образовательными, научными организациями и медицинскими клиниками ближнего и дальнего зарубежья. Нашими партнерами являются медицинские образовательные организации и медицинские клиники Ливана, Австрии, Армении, Великобритании, Германии, Франции, Кипра, Китая, Малайзии, Болгарии, Казахстана, Узбекистана, Вьетнама, Тайваня и других стран.

В КГМУ обучается самое большое количество иностранных граждан среди университетов России.

– Как вам удается организовать благоприятную социально-культурную среду в университете?

– У нас обучаются более 2,5 тыс. граждан из 50 стран мира, более 80 национальностей, представляющих собой различные религии и конфессии.

В КГМУ сформирована отдельная структура, занимающаяся созданием условий для социально-культурной адаптации студентов, функционированием студенческих клубов и ассоциаций. Мы плотно сотрудничаем с правоохранительными органами, налажена работа с администрацией города и области.

Работа университета направлена не только на предоставление образовательных услуг, но и на создание атмосферы благоприятного пребывания в России, в Курске. Для этого в университете проводятся различные мероприятия Например, концерты национальных культур Шри-Ланки, Индии, Малайзии, Нигерии, Бразилии. Активно работают студенческие советы, клубы, землячества иностранных обучающихся, деятельность которых направлена на адаптацию и гармонизацию межэтнических отношений.

В структуре вуза функционируют музеи: истории КГМУ, редкой книги, анатомический, международной деятельности.

Наш университет имеет свой спортивно-оздо­ро­вительный комплекс, в котором действуют различные секции. В рамках Года здоровья в сентябре 2020-го была открыта многофункциональная спортивная площадка.

Также обучающиеся могут реализовать свои творческие способности. Например, в таких коллективах, как академический хор «Gaudeamus», созданный в 1998 году. В репертуаре коллектива оперная классика, симфонические и джазовые произведения, народные и популярные эстрадные песни. Хор поет на пяти языках мира. Вокальный ансамбль «Гармония» создан в КГМУ в 2014 году и является лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.

Год назад, в сентябре 2020 года, в КГМУ открылся анатомический театр. Это первый анатомический театр в системе высшего медицинского образования Минздрава РФ и вообще в системе подготовки медицинских кадров в современной России. Здесь расположена лекционная аудитория на 150 человек, постоянно действует выставка естественных и искусственных анатомических экспонатов, включающая более 500 разнообразных анатомических препаратов, картин, литографий, мумий, скелетов, эмбрионов, демонстрирующих различные отклонения внутри­утробного развития.

– Какие исследования проводятся рамках научной деятельности университета?

– Для осуществления научно-исследовательской деятельности в КГМУ созданы и действуют 4 научно-исследовательских института: экспериментальной медицины, общей патологии, физиологии, генетической и молекулярной эпидемиологии, а также экспериментально-биологическая клиника.

Задачами НИИ являются выполнение научных исследований в сотрудничестве с ведущими академическими и отраслевыми научными коллективами, проведение совместных исследований с зарубежными партнерами, развитие и интеграция с кафедрами и научными подразделениями КГМУ.

Ежегодно КГМУ выступает инициатором и организатором проведения научных конференций по актуальным проблемам медицины, фармации, психологии, реализации педагогических технологий в медицинском образовании.

– Какие направления международного сотрудничества реализуются в КГМУ?

– Экспорт образовательных услуг является важнейшим направлением международного сотрудничества университета, показателем качества и эффективности образовательной деятельности, признания его престижа на национальном и международном уровнях.

Ежегодно в КГМУ на обучение по различным образовательным программам зачисляется более 400 иностранцев. Количество их за последние десять лет увеличилось более чем вдвое. Более всего – из Индии, далее по убывающей – из Малайзии, Шри-Ланки, Бразилии, Нигерии, Таиланда и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Вуз также принимает иностранные делегации, представителей дипломатических миссий в РФ. Всего в настоящее время в КГМУ обучаются граждане из 50 зарубежных государств. Удельный вес количества иностранцев в общей численности студентов КГМУ составляет 36,8 %.

КГМУ является членом международных ассоциаций, принимает активное участие в международных выставках и форумах.

Еще одним направлением международного сотрудничества является академический обмен студентов и профессорско-преподавательского состава университета. Несмотря на пандемию, в этом году мы смогли реализовать запланированные программы академического обмена с нашими вузами-партнерами.

– Реализуются ли программы двойных дипломов?

– Да, мы активно работаем в этом направлении. Программы двойных дипломов – это один из результатов присоединения России к Болонской декларации и перехода на двухуровневую схему высшего образования с кредитно-модульной системой зачета изученных дисциплин. В последние годы абитуриенты все чаще выбирают программы двойного диплома, так называемые «Dual Degree». По этой системе у нас ежегодно обучается более 100 человек, и количество желающих постоянно возрастает – можно отметить высокую востребованность этой системы. Начиная с октября, по системе двойного диплома обучение будет проводиться по 5 образовательным программам.

– КГМУ имеет международную институ­циональную аккредитацию и оценку соответствия международным стандартам Всемирной федерации медицинского образования (World Federation for Medical Education, WFME), миссия которой заключается в улучшении оказания медицинской помощи населению во всем мире через внедрение высоких научных и этических стандартов в медицинское образование. Насколько сложно получить такое мировое признание?

– Да, действительно, наш вуз – один из первых, кто имеет институциональную аккредитацию и оценку соответствия международным стандартам WFME образовательных программ ординатуры по хирургии, терапии, акушерству, гинекологии, а также специалитета по лечебному делу, фармации. Институциональная аккредитация демонстрирует соответствие получаемого образования международным и мировым стандартам.

Благодаря совместной работе коллектива, нам удалось достичь мирового уровня признания, повысить доверие иностранных работодателей к нашему вузу. Предпосылками международной аккредитации были качественная оценка уровня деятельности КГМУ и реализуемых им образовательных программ, наличие объективной информации о возможностях, потенциале и перспективах развития, тесное сотрудничество коллег – руководителей подразделений с международными организациями, широкая интеграция в мировое образовательное пространство и выход университета на внешний рынок образовательных услуг.

– Какие конкурентные преимущества дает международная аккредитация вашему вузу?
– Безусловно, это открывает широкие образовательные и интеграционные возможности. Мы можем состязаться, благодаря росту имиджа и укреплению конкурентных позиций, на нацио­нальном и международном рынке образовательных услуг, поддержки институциональных изменений не только в отдельном вузе, но и на уровне всей системы высшего образования страны. Кроме того, признание на международном уровне позволяет студентам КГМУ участвовать в различных программах академической мобильности в зарубежные вузы-партнеры с зачетом имеющихся кредитов, продолжать обу­чение в зарубежных вузах на программах магистратуры и докторантуры, повышает конкурентоспособность выпускника на национальном и международном рынке труда, помогает трудоустроиться по специальности в России и за рубежом.

В целом университет стремится не только к увеличению количества обучающихся иностранных граждан, но и совершенствованию системы их подготовки с учетом требований мирового рынка труда, повышению качества образовательной деятельности. Для этого внедряются инновационные формы обучения, повышается профессиональный и языковой уровень профессорско-преподавательского состава, проводятся ежегодные социологические опросы по удовлетворенности образовательной деятельностью.

Следуя мировым и российским тенденциям медицинского образования, в КГМУ активно развивается симуляционное обучение. В структуру университета входит центр аккредитации и симуляционного обучения, оснащенный оборудованием I-VI уровней реалистичности, включающий в себя 13 лабо­раторий. Открыты лаборатории итерактивного тренинга», клинико-экспериментальная, экспериментальные операционные. Все это позволяет проводить не только высокотехнологичные тренинги и онлайн-дебрифинги, но и онлайн-трансляции на аудиторию.

– Расскажите, какие проекты планируется реа­лизовать в перспективе?

– В ближайшем будущем нам предстоит открытие представительств КГМУ в иностранных государствах, заинтересованных в получении молодыми людьми высшего медицинского обра­зования. Также планируем расширить количество стран, в которых аккредитованы реализуемые в нашем вузе образовательные программы. Расширяя материально-техническую базу нашего вуза, планируем открытие в 2022 году профессорской поликлиники, охватывающей широкопрофильную помощь населению. Дальнейшее развитие научно-исследовательских проектов, вовлечение иностранных студентов в научную деятельность, повышение публикационной активности в отечественных и зарубежных журналах.

В завершение хочу отметить, что университет постоянно расширяет направления интернационализации, развивает научные исследования, образовательные программы и укрепляет связи со странами по всему миру.

Наверх