«Тонкая материя»
Как известно, в соответствии с законодательной инициативой Президента РФ воспитание станет обязательной частью образовательного процесса. До нового учебного года образовательные организации должны внести соответствующие коррективы в образовательные и рабочие программы деятельности. Поэтому весьма актуально прозвучало на форуме выступление Владимира Блинова – директора научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС при Президенте РФ. Большую часть его спикер посвятил программам воспитания в профессиональных образовательных организациях и рассказал о наработках в этой сфере:
– Воспитание – материя очень тонкая, и мы всегда несколько избегали темы личностных результатов, упаковывая их в общие и профессиональные компетенции, – отметил В. Блинов. – Отношение к работе, человеку, Родине, культуре, традиции, собственному здоровью – тот необходимый набор отношений, которые нам предстоит формировать в студентах осознанно, используя наши средства профессионального образования. Система образовательных результатов у нас сегодня состоит из предметных <…> – это знания, умения, навыки плюс профессиональные компетенции, плотно привязанные к профстандартам конкретной деятельности; из метапредметных <…> – к ним относим общие компетенции; из ставших новеллой в российском законодательстве личностных результатов – то, что ранее не прописывалось ни в стандартах, ни в программах, а сегодня предстоит внедрить. То есть ориентир – на определенный личностный результат.
Отправной точкой для такого ориентира, продолжил далее спикер, являются недавно принятые поправки в закон об образовании в отношении воспитательной деятельности. В частности, в ст.2., п.2. ФЗ-273 определен комплекс чувств, на формирование которых должна быть нацелена воспитательная деятельность: патриотизм, гражданственность, уважение к закону, старшему поколению и другие. Каждое из этих чувств и отношений подразумевает личностные результаты – конкретизированные формулировки, которых на сегодня набирается 36. Как считает В. Блинов, это очень много, поэтому работа над разными вариантами «портрета гражданина» еще продолжается. Причем, подчеркнул выступающий, в данном случае каждый личностный результат в примерной программе воспитания для учреждений СПО ориентирован именно на этот уровень образования, «так как чувство патриотизма в детском саду и чувство патриотизма выпускника колледжа, конечно же, не одно и то же». В связи с этим серьезная работа Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования направлена на определение личностных результатов, которые должны быть сформированы на всех уровнях образования: от дошкольного до высшего. Вопрос этапности развития чувств и отношений представляет собой одну из серьезных сложностей в этой работе.
Российские замеры показывают, что в нашей стране в категорию NEET (Not in Education, Employment or Training, то есть человек не учащийся и не работающий) попадает 15-16% молодых людей.
Воспитание через обучение
Очень важной новеллой закона разработчикам видится присутствие воспитательной деятельности в образовательной программе, отметил далее В. Блинов. Конечно, заниматься воспитанием в системе СПО никогда не переставали, но так сложилось, что под воспитанием стали понимать в основном внеаудиторную деятельность: спортивную, досуговую. А закон четко оговаривает воспитательную деятельность именно как составляющую образовательной программы.
– В эти строки надо вчитаться и понимать, что основным движителем воспитания все-таки является обучение, – акцентировал спикер. – Тем более в системе среднего профобразования с ее возможностями применения огромного разнообразия форм и методов организации деятельности обучающихся – это и практики, и теоретические занятия, и лабораторно-практические работы. Поэтому и были разработаны предложения по внесению в основные профессиональные образовательные программы (начиная, конечно, с примерных образовательных программ) тех личностных результатов, которые должны быть отражены и достигнуты в результате обучения и на которые должен быть переориентирован образовательный процесс. Вот это вот самое сложное – воспринимать воспитание не как внеурочную деятельность, а как самую что ни на есть урочную!
Вообще, мысль о том, что главное средство воспитания – это обучение, пронизывает все новые формулировки закона, – обратил внимание В. Блинов. Поэтому вполне логично, что планируется внести изменения, дополнив раздел 4 «Планируемые результаты освоения образовательной программы» пунктом «Личностные результаты». Соответствующие изменения появятся также и в приложение №1 «Примерная рабочая программа профессионального модуля», и в приложение №2 «Примерная рабочая программа учебной дисциплины». Все эти изменения, пояснил выступающий, будут отражены в учебно-методических комплектах каждого преподавателя, чтобы оставалось как можно меньше вопросов по реализации воспитательного компонента. Появится и новое приложение №3: «Примерная рабочая программа воспитания», которой будут сопровождаться все программы. Если в колледже реализуются, например, 29 программ СПО разных уровней, каждая будет иметь такое приложение с календарным планом воспитательной работы по специальности.
– Закон нам говорит о том, что воспитательная деятельность педагогов двояка, – резюмировал В. Блинов. – Во-первых, это непосредственно помощь в развитии личности, во-вторых – создание условий для ее социализации. Несомненно, что эти позиции должны быть отражены и в программах развития колледжей, особенно в отношении создания условий. В данном случае может быть определен самый широкий ряд: организация дополнительного профессионального образования, дополнительного образования – кружков, секций, или, что сейчас особенно на слуху и над чем надо работать, организация трудовых объединений обучающихся для их погружения в профессиональную жизнь.
Из иждивенцев – в кормильцы
В чьих интересах образовательные учреждения воспитывают личность? Это ключевой вопрос, который красной нитью проходит через всю образовательную политику. Цели дуальные: с одной стороны, воспитание – это процесс развития самого человека, с другой – необходимое условие для развития общества. Поэтому в программах воспитания отражены личностные результаты, но одновременно через них транслируются ценности общества и государства. Сами же цели воспитания как таковые строятся на трех китах: системе ценностей общества, системе этических правил и системе законодательных норм.
– Воспитывает деятельность, а не разговоры в форме наставлений.
Как измерять и оценивать личностные результаты? В международной практике, в ряде стран ОЭСР, используется концепт – так называемый NEET (Not in Education, Employment or Training, то есть человек не учащийся и не работающий), с помощью которого оценивают, скорее, отрицательные результаты воспитательной деятельности. Российские замеры показывают, что в нашей стране в категорию NEET попадает 15-16% молодых людей.
Основная цель воспитания в СПО, продолжил В. Блинов, – сформировать из иждивенца кормильца, социально и экономически активного. Но такое формирование связано с решением существенной проблемы переноса «из образования в жизнь». Иными словами, необходимо обеспечить переход молодых людей-студентов СПО из модельной образовательной среды в реальную трудовую практику. Сделать это непросто, но очень важно:
– Мы великолепно демонстрируем работу в модельной среде – в мастерских, на соревнованиях «WorldSkills» и так далее, – пояснил В. Блинов. – При этом нельзя забывать, что трудовой коллектив – это не модельная среда, а иные взаимоотношения в процессе труда, иные условия, к которым наш ребенок должен быть готов.
Спикер определил три главные закономерности воспитания для сферы профессионального образования.
Во-первых, воспитывает успех, а неуспешность приносит разочарование в себе. Поэтому задача воспитательной деятельности – организовать такие виды труда, такие виды деятельности обучающегося, чтобы он мог достичь успеха. Чтобы избежать ощущения неуспешности, необходимо ставить перед молодыми людьми посильные, развивающие задачи. Вторая закономерность – воспитывает деятельность, а не разговоры в форме наставлений:
– Мы должны серьезно подумать, как отказаться от нотаций, разного рода вербальных действий, чтобы перевес был в сторону деятельностных форм работы, – призвал выступающий. – И, если у нас есть трудовая деятельность, творческая и социальная активности – вот тогда и слова начинают работать, становясь подтверждением результативности действий.
Отсюда третья закономерность воспитания – общение воспитывает в процессе деятельности.
Госаккредитация: смена модели
Заместитель руководителя Рособрнадзора Сергей Рукавишников рассказал участникам форума об изменениях, которые претерпит в самое ближайшее время процедура государственной аккредитации образовательной деятельности. Он сообщил, что Рособрнадзор пересмотрел принципы и подходы к проведению этой процедуры, и 11 июня 2021 года Госдума РФ приняла федеральный закон (№170-ФЗ), который вносит существенные изменения не только в процедуры государственной аккредитации, но и контрольно-надзорные функции и процедуры Рособрнадзора, а также всех контрольных и надзорных органов в сфере образования [2].
Также С. Рукавишников объяснил, что предпосылками масштабных изменений стали невалидность Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для оценки качества образования, дублирование предмета аккредитации и контроля качества образования, несоразмерность нарушений и их последствий при аккредитации, избыточная нагрузка на образовательные организации при подготовке документов к аккредитации, а также в связи с периодичностью этой процедуры.
– Накопилось очень много претензий к стандартам, особенно в сфере высшего образования, – признал замглавы Рособрнадзора. – Стандарты непонятные, непрозрачные, трудноисполнимые. Проведя анализ всех образовательных стандартов, мы пришли к выводу, что на 75-80% они дублируют друг друга, и только 20-25% – это уникальность и самобытность образовательных программ. Невалидность ФГОСов для оценки качества образования – первый недостаток и одновременно первая причина, по которой мы решили реформировать государственную аккредитацию.
Теперь, в соответствии со статьей 104 нового федерального закона, целью государственной аккредитации станет подтверждение соответствия качества образования (по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам) не ФГОСам, как ранее, а установленным аккредитационным показателям. Сейчас, совместно с профессиональным сообществом, систему аккредпоказателей еще предстоит разработать:
– От того, какими они станут, будет зависеть наша дальнейшая жизнь в рамках этой процедуры, – пояснил С. Рукавишников.
Как известно, аккредитация проводится по направлениям подготовки, но решение принимается в отношении всей укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (УГСН). Это удобно: аккредитовал одну программу, и вся УГСН считается аккредитованной. Вместе с тем, есть и обратная сторона медали. Если хотя бы одна программа будет признана некачественной, то госаккредитацию не получит и вся группа. В связи с этим, сообщил представитель Рособрнадзора, было принято решение о том, что образовательная организация имеет возможность получать государственную аккредитацию на основании аккредитации только одного направления подготовки и специальности, но на том же основании вся УГСН не будет лишаться аккредитации.
– Мы пришли к выводу о необходимости проведения аккредитации путем непосредственно оценки качества подготовки обучающихся, – продолжил С. Рукавишников. – Уходим от проверки бумаг и переходим к проверке знаний, которые демонстрируют обучающиеся и выпускники. Значит ли это, что Рособрнадзор будет проводить экзамены в образовательных организациях, чтобы дать им аккредитацию (некоторые даже назвали это «ЕГЭ»)? Нет, никакого «ЕГЭ» для образовательных организаций не будет. Речь идет о непосредственной оценке знаний путем, возможно, тестирования, собеседования, иных кейсов, использующихся учебными заведениями при реализации образовательного процесса.
Но самым революционным изменением будет бессрочный характер государственной аккредитации. С 1 марта 2022 года, когда положения ФЗ-170 вступят в силу, вся аккредитация образовательной деятельности в РФ станет бессрочной. Не нужно будет проходить дополнительные процедуры. Рособрнадзор начнет осуществлять мониторинг качества образования без контакта с образовательными организациями и без запросов дополнительных данных. Регулятор намерен использовать данные, которые учебные заведения ежемесячно представляют в различные органы государственной власти и учредителю. Ситуация в образовательной организации, исходя из этих больших данных, будет анализироваться с помощью мониторинговых показателей. При обнаружении признаков некачественного образования, в соответствии с рискориентированным подходом, который сейчас внедряется во всех сферах контроля и надзора, организация будет отнесена к определенной группе риска с соответствующим режимом контрольно-надзорных мероприятий. (Постановление Правительства РФ №997, устанавливающее три категории риска для образовательных организаций, принято 25 июня. Документ вступил в силу 1 июля 2021 года [3]. – Прим. ред.)
Главными вопросами в любые времена для самой системы СПО являются следующие: каких специалистов готовить, в каком объеме, к какому времени.
СПО: три вопроса, пять приоритетов
Директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения РФ Виктор Неумывакин поделился с участниками форума размышлениями о направлениях государственной политики, связанных со средним профессиональным образованием. При этом спикер назвал систему СПО (кстати, в 2020 году обогнавшую высшую школу по уровню приема) основой для развития экономики: «Не будет кадров со средней квалификацией, и о других планах можно забыть – о планах по развитию транспорта, промышленности, экономики». Именно поэтому главными вопросами в любые времена для самой системы СПО являются следующие: каких специалистов готовить, в каком объеме, к какому времени.
В рамках госполитики сегодня определены пять основных стратегических приоритетов развития СПО. Среди них постоянное обновление содержания и технологий профессионального образования и обучения; формирование нового ландшафта сети СПО; повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка; повышение квалификации руководящего и педагогического состава; развитие профессиональной соревновательности в системе СПО.
Глава департамента особо выделил направление по обновлению содержания образования и технологий обучения, напомнив, что «последняя содержательная реформа была проведена в рамках появления списка востребованных профессий топ-50. При этом спикер заверил, что федеральное ведомство – не смотря на то, что система СПО находится ныне в подчинении субъектов РФ – не оставит регионы один на один с проблемой обновления содержания, создавая механизмы «развития единой целостной системы».
Понятно, что эффективные решения для развития этого направления возможны только в партнерстве с работодателями, налаживании системы гибких настроек на требования рынка труда. Поиск и апробация таких решений сейчас ведутся, в частности, в рамках проекта по синхронизации системы подготовки кадров в среднем профессиональном образовании и кадровых потребностей экономики субъектов Российской Федерации. Синхронизация оценивалась по таким показателям, как, например, наличие различных форм сотрудничества образовательных организаций СПО с предприятиями региона; уровень материально-технической базы и кадрового состава организаций СПО в регионе; уровень трудоустройства выпускников; степень вовлеченности системы СПО региона в федеральные мероприятия по обеспечению экономики кадрами; соответствие КЦП запросам рынка труда. Как проинформировал В. Неумывакин, по итогам первого этапа проекта в 16 регионах зафиксирован высокий уровень синхронизации, в 60 регионах уровень синхронизации был оценен как средний. Субъектам, где уровень синхронизации оказался низким (9 регионов), по словам представителя Минпросвещения РФ, необходимо будет предпринять срочные меры, для того чтобы региональная система СПО научилась гибко реагировать на потребности работодателей.
– В ближайшее время будет запущен второй этап синхронизации подготовки кадров под запросы экономики, – пообещал глава департамента. – Его реализация поможет нам перейти от оценки ситуации на уровне регионов к анализу на уровне образовательных организаций.
В 16 регионах зафиксирован высокий уровень синхронизации, в 60 регионах уровень синхронизации был оценен как средний. Субъектам, где уровень синхронизации оказался низким (9 регионов), необходимо будет предпринять срочные меры, для того чтобы региональная система СПО научилась гибко реагировать на потребности работодателей.
Стандарты и перечни: актуальная ревизия
Также в ходе реализации проекта по синхронизации было выявлено 100 профессий и специальностей, подготовка по которым «представляет собой пустую трату средств и, самое страшное, обманывает ожидания тех, кто приходят учиться этим профессиям и специальностям», отметил далее В. Неумывакин. В итоге после окончания обучения выпускникам зачастую либо просто некуда трудоустроиться, либо уровня полученных квалификации и знаний не хватает для продолжения современной профессиональной или для выстраивания образовательной траектории по иным направлениям подготовки. Поэтому к настоящему времени из соответствующего перечня профессий и специальностей, по которым осуществляется обучение в учреждениях среднего профессионального образования (СПО), исключено 96 профессий и специальностей (еще по 30 прекращен прием с января 2021 года). Более того, планируется, что к концу 2021 года перечень будет существенно обновлен: вместо существующих примерно пяти сотен позиций в новом перечне будет зафиксировано 250-300 профессий и специальностей – сейчас этот вопрос активно прорабатывается федеральными учебно-методическими объединениями.
– Коллеги, я призываю вас включиться в работу, активно заявлять о своей позиции, чтобы какие-то моменты не оказались не учтены или утрачены, – обратился к участникам форума руководитель профильного министерского департамента.
Помимо этого, Министерство просвещения РФ подготовило новый макет ФГОС, который позволит ввести широкую квалификацию. Какую проблему это позволит решить? Дело в том, что система реагирования на кадровые потребности предприятий выглядит сейчас сложно. Если какой-то работодатель планирует открыть завод на определенной территории, то система подготовки на его кадровый запрос сможет отреагировать только через несколько лет. Допустим, если такой запрос поступит сегодня, а колледж необходимые кадры не готовит, то сначала ему придется запросить контрольные цифры приема, распределяемые на 2023 год, потом еще 3 года 10 месяцев колледж будет обучать студентов. Таким образом, необходимые кадры появятся только к 2027 году. Но сроки запуска современных производств резко сократились: предприятие может начать работу уже через год с момента старта строительства. Где взять для него кадры? Широкая квалификация и позволит колледжам быстро реагировать на такие запросы в ходе подготовки уже имеющихся кадров. А с помощью вариативной части, разъяснял спикер, можно подстраиваться под запрос работодателя даже на завершающих курсах.
Наряду с введением широкой квалификации, новый макет ФГОС предусматривает изменение структуры программ, оптимизацию сроков обучения, освоение основ бережливого производства, цифровых компетенций. В 2021 году будет разработано порядка 100 новых ФГОС, соответствующих данному макету. При этом В. Неумывакин опроверг слухи о сокращении сроков подготовки до двух лет, которое коснется, якобы, всех профессий и специальностей СПО. По его словам, по каким-то специальностям срок обучения необходимо сокращать на год, по некоторым – на полгода, а по каким-то сокращать срок вовсе не представляется возможным. То есть решение вопроса оптимизации сроков обучения требует очень грамотного дифференцированного подхода.
Новый макет ФГОС предусматривает изменение структуры программ, оптимизацию сроков обучения, освоение основ бережливого производства, цифровых компетенций.
В зоне особого внимания
Следующая актуальная тема отечественной системы среднего профессионального образования – качество общеобразовательной подготовки на базе СПО. За последнее время она неоднократно обсуждалась, приводилась соответствующая статистика. Так, несмотря на значительный объем часов (1,5 тыс.), отведенный на освоение студентами СПО программ среднего общего образования, значительная доля обучающихся не осваивает эти программы даже на базовом уровне (об этом свидетельствуют, в частности, результаты Всероссийских проверочных работ за 2018 и 2019 годы). Среди основных мер, которые будут предприняты для решения этой проблемы, В. Неумывакин назвал несколько особо значимых. Во-первых, обновление методик и технологий преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО. Во-вторых, повышение квалификации педагогов. В-третьих, постоянный мониторинг качества общеобразовательной подготовки студентов СПО в форме Всероссийских проверочных работ. Да, обновленное содержание программ общего образования для обучающихся на станочников, токарей или учителей начальных классов может различаться в каких-то элементах, но при этом необходимо соблюсти главный принцип. Каждый, вне зависимости от выбора своей образовательной траектории, имеет право на равновысокое качество общего образования, подчеркнул глава министерского департамента.
Будет распространяться практика демонстрационного экзамена (ДЭ) – нового механизма, обеспечивающего объективность оценки результатов освоения образовательных программ. На сегодняшний день 97 ФГОС предусматривают использование ДЭ в качестве государственной итоговой аттестации и порядка 2,5 тыс. образовательных организаций из 85 субъектов РФ уже имеют опыт его проведения.
Далее, перейдя к теме развития кадрового потенциала системы СПО, В. Неумывакин заверил, что Минпросвещения РФ совместно с Агентством Ворлдскиллс Россия будет продолжена программа по ежегодной переподготовке 5 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения. И, впервые в современной России, в феврале 2021 года стартовал всероссийский конкурс «Мастер года», в региональных этапах которого принимают участие все 85 субъектов РФ. Финал состоится в октябре.
Никакой другой уровень образования не предполагает такого объема практической подготовки на реальном оборудовании, как в СПО. Поэтому даже в жестких условиях пандемии, когда пришлось сокращать финансирование по ряду направлений, создание в ссузах современных мастерских было профинансировано государством в полном запланированном объеме. Напомним, федеральным проектом «Молодые профессионалы» установлен целевой показатель: до 2024 года должно появиться 5 тыс. таких мастерских. Начиная с 2019 года их создано 1574, в 2021 году планируется открытие еще 700.
– Важно помнить о ребятах с ограниченными возможностями здоровья. Мы единственная их надежда на достойный заработок и труд, – подчеркнул глава департамента Минпросвещения РФ, характеризуя систему инклюзивного образования СПО. Это более 32 тыс. обучающихся; 128 базовых профессиональных образовательных организаций (БПОО) в 84 субъектах РФ, 41 ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) в 37 субъектах. В планах – разработка Атласа доступных профессий для лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также формирование перечня наиболее востребованных профессий. В мае 2022 года систему СПО ждет большое событие: Москва станет столицей Х Международного чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью и ограничениями здоровья «Абилимпикс».
Впервые в современной России в феврале 2021 года стартовал всероссийский конкурс «Мастер года». Финал состоится в октябре.
В рамках профессионалитета предполагаются масштабное увеличение доли по ИТ-компетенциям в структуре КЦП, использование управленческих механизмов на основе ГЧП, новая роль и функционал мастеров-педагогов («мастер 2.0»).
Встречайте профессионалитет
Пожалуй, одной из самых ярких новостей форума стало сообщение о новой инициативе Министерства просвещения РФ:
– Мы подготовили проект нового уровня образования, который называется «профессионалитет», – сообщил В. Неумывакин. – Проект не содержит слов «среднее», «высшее» и так далее. В нем есть несколько инициатив, связанных с вовлечением работодателей в жизнь колледжей и появлением действительно новых инструментов, для того чтобы работодателям было интересно выходить на эту базу. Инициатива связана с содержательным обновлением и появлением производственных участков на базе колледжей. Знаем, что у вас есть определенные ограничения в этом вопросе, поэтому попытаемся на законодательном уровне помочь с реализацией этого направления.
Более подробно о профессионалитете сообщалось на состоявшемся чуть позже Х Съезде Союза директоров ссузов России. Здесь же кратко отметим, что на сегодняшний момент определены пилотные площадки по 9 отраслям (ИТ, фарма, агро, авиа, металлургия, транспорт, атомная, нефтегазохимическая и горнодобывающая отрасли) для апробации нового подхода подготовки кадров в системе СПО. Предполагаются масштабное увеличение доли по ИТ-компетенциям в структуре КЦП, использование управленческих механизмов на основе ГЧП, новая роль и функционал мастеров-педагогов («мастер 2.0»). Старт реализации программ профессионалитета будет дан 1 сентября 2022 года, первый выпуск ожидается в 2024 году.
В заключение руководитель департамента Минпросвещения РФ ответил на вопросы, заданные от имени участников форума ведущим сессию президентом Союза директоров ссузов России Виктором Деминым. В частности, речь шла о необходимости снижения «бумажной нагрузки» на педагогов, что тем более актуально в контексте принятия новых ФГОС. Глава департамента заверил, что такая возможность предусматривается и появится: «Мы планируем разработку таких документов, которые не надо будет перерабатывать, а просто взять за основу и работать по ним каждому преподавателю». Что касается второго вопроса – об увеличении уровня заработной платы в системе СПО – В. Неумывакин проинформировал, что эта тема находится в ведении другого министерского департамента: «Однако я знаю, что коллеги сейчас активно работают над новыми формами оплаты труда, которые предусматривают рост заработной платы педагогов».
Даешь, Росмолодежь!
Разговор о государственной политике в сфере образования, но с иного ракурса, продолжил заместитель руководителя Федерального агентства по молодежной политике РФ Андрей Платонов. Он рассказал о том, как в условиях единой воспитательной среды студенты системы СПО включены в молодежную политику, актуальную повестку молодежных мероприятий.
У Росмолодежи есть несколько системных направлений, среди которых, например, всероссийский конкурс «Большая перемена» в рамках президентской платформы «Россия – страна возможностей». Его миссия заключается в создании условий для развития и реализации способностей школьников, а в 2021 году – и студентов средних профессиональных учебных заведений, для которых в нынешнем сезоне специально добавлены две номинации. И если в прошлом году в конкурсе участвовали около 1 млн. школьников, то к середине лета поступили уже более 2,4 млн., из которых порядка 200 тыс. – от студентов ссузов.
«Большая перемена» дает возможность раскрыть свои уникальные способности, и главным критерием является не оценка успеваемости, а наличие навыков, которые пригодятся в современном мире, в том числе умение вести коммуникацию, работать в команде, находить нестандартные решения в сложных ситуациях. На уровне СПО появились отдельные категории: для обучающихся первых-вторых курсов очной формы обучения, а также для третьекурсников. Участники после прохождения серии профориентационных тестирований получают рекомендации для выбора одного из двенадцати тематических направлений конкурса. Каждый сможет выбрать направления, интересные именно ему, и проявить себя, а дальше участники погружаются в активную работу. Они проявляют себя и лично, и в командной работе, решают кейсы по определенным тематикам. Работа проходит не только онлайн, но и на очных сборах.
Говоря о работе со студентами колледжей, А. Платонов напомнил о проекте «Национальная лига студенческих клубов», объединяющем студклубы различной направленности. Это платформа, на которой участники клубного движения ссузов и вузов обмениваются опытом и получают интересные практики. Проект поддерживается как на федеральном, так и на региональном уровнях, а клубы имеют возможность получить экспертные оценки своих проектов, участвовать в федеральных экспертных мероприятиях. Как заверил представитель Росмолодежи, в рамках проекта колледж могут посетить федеральные специалисты, которых «иногда калачом не заманишь в субъекты». Плюс к этому, клубы могут получать консультации по участию в грантовом конкурсе Федерального агентства по делам молодежи, а также информационную поддержку своей деятельности и административный ресурс во взаимодействии с органами по делам молодежи в регионах. На данный момент к движению присоединились 33 клуба из колледжей.
Гораздо большее число клубов из системы СПО (74) состоит в Ассоциации студенческих спортивных клубов России. У ассоциации есть амбициозная задача, прописанная в межотраслевой программе развития студенческого спорта до 2024 года: чтобы практически все студенческие спортклубы колледжей включились в ее работу, развивали направления, связанные с физкультурой. Обратил внимание А. Платонов и на это направление работы, так как здоровым образом жизни интересуется все больше студентов, а Росмолодежь готова помочь колледжам во взаимодействии с ассоциацией.
Также помощь во взаимодействии замглавы агентства предложил через координационный совет по развитию сообществ молодых специалистов при Общественной палате РФ. В частности, можно наладить обмен мнениями с крупнейшими работодателями: например, по вопросам трудоустройства и координации в развитии молодых специалистов на отечественных предприятиях.
После выступления А. Платонова модератор форума В. Демин заверил коллег в том, что у него от звонков нагрелся телефон: директора образовательных организаций настоятельно просят выстроить долгосрочную программу взаимоотношений Союза директоров ссузов России с федеральным агентством. По признанию В. Демина, «встреча позволила нам открыть Росмолодежь для взаимодействия».
«Цифра»: избежать ошибок
Конечно же, форум не обошел стороной актуальную тему цифровой трансформации в системе СПО, которую осветил руководитель сети корпоративных центров опережающей подготовки АНО «Агентство развития профессионального мастерства Ворлдскиллс Россия» Тимур Хакимов. Сегодня возглавляемая им сеть в большей степени налаживает инструменты коммуникации с промышленными предприятиями, в том числе с точки зрения формирования технического задания на подготовку кадров и ответа на вопрос, кто конкретно нужен предприятиям и каким образом используются инструменты корпоративного стандарта.
Говоря о цифровой трансформации учреждений профобразования, Т. Хакимов подчеркнул, что у этого процесса, как и у любого другого, имеется подготовительный этап, который можно разделить на две большие составляющие. Первая – развитие инфраструктуры: широкополосный интернет, беспроводные каналы связи, компьютерное, мультимедийное оборудование. Вторая – автоматизация внутренних образовательных и околообразовательных процессов: сайт ОО, автоматизация приема абитуриентов, учетные системы контроля движения контингента обучающихся, отчеты и аналитика, дистанционные формы обучения. Какую ошибку могут допустить образовательные организации на данном этапе? Выступающий определил ее как «лоскутную» информатизацию – массив огромного количества отдельно автоматизированных и потому сложно интегрируемых между собою процессов. В результате получаются продукты как минимум неудобные. Итогом реализации другой схемы – так называемой информатизации «сверху вниз» – также может стать ситуация, когда конечный пользователь получит совсем не то, что ожидал.
– Поэтому, прежде чем переходить к цифровой трансформации, надо понять, кто заказчик, основной клиент этих элементов внутри профессиональной образовательной организации, – советует Т. Хакимов. – Зачастую это два клиента. Первый – органы управления образованием и руководство образовательных организаций, которые хотят облегчить работу себе, сотрудникам, студентам и их родителям; а второй – непосредственно родители и их дети. Однако к числу клиентов относятся также и более широкие слои населения. Для колледжа это могут быть и школьники, участвующие в детских профильных лагерях и других образовательных проектах, мастера производственного обучения, проходящие повышение квалификации, пенсионеры на различных курсах и другие.
Трансформация: скорость, качество, смысл
Важный принцип: при цифровой трансформации инфраструктура должна создаваться под задачи, а не наоборот:
– То есть сначала мы трансформируем процесс, а уже под него подстраивается инфраструктура, – пояснял Т. Хакимов. – Поэтому, когда мы говорим «цифровая трансформация», на первом месте должна быть именно «трансформация», а уже после этого – «цифра», поскольку «цифра» – это только определенный инструмент, который делает трансформацию эффективной и качественной. Важнее – перестроить внутренние процессы.
В свою очередь, у этих процессов имеются важные характеристики – скорость, качество и смысл.
– Скорость изменений крайне важна. Мы не можем медлить, поскольку мир слишком быстро меняется, и существующая потребность в кадрах должна быстро удовлетворяться за счет процессов трансформации в профессиональной образовательной организации. При этом должны происходить действительно качественные изменения. То есть автоматизировать, оцифровывать необходимо не старые процессы. Эффективно это будет только в том случае, если решаются задачи более высокого класса, которые раньше не решались или решались очень медленно, неэффективно или дорого. Естественно, в этом есть определенный смысл с точки зрения стратегий, которые сейчас вырабатываются образовательными организациями. Все должно быть встроено в определенную линию, которой следует образовательная организация на пути цифровой трансформации.
Многие образовательные организации уже встали на этот путь, хотя процесс цифровой трансформации – сложный, резюмировал Т. Хакимов. И у этого процесса есть еще одна характеристика – он постоянный. Про цифровую трансформацию нельзя будет сказать, что «она завершилась», поскольку ей присуще множество важных внутренних элементов, которые также можно совершенствовать, увеличивая эффективность образовательной организации.
Важный принцип: при цифровой трансформации инфраструктура должна создаваться под задачи, а не наоборот.
Ссуз как первое рабочее место
Обзор важнейших актуальных документов нормативно-правового сопровождения деятельности системы СПО провела для участников форума заместитель директора научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС при Президенте РФ Светлана Осадчева. В частности, порадовала представителей колледжей и техникумов информацией о том, что с 1 сентября по поручению Президента РФ будут предоставлены выплаты в размере не менее 5 тыс. рублей педагогическим работникам, осуществляющим кураторство в профессиональных образовательных организациях. Также спикер обратила внимание руководителей организаций СПО на общеобразовательную подготовку, качество которой будет проверяться дважды в год при помощи Всероссийских проверочных работ: в сентябре – абитуриентов, а на следующий год – тех же молодых людей, но уже в статусе первокурсников. А в связи со сложностью трудоустройства С. Осадчева подняла перед директорским корпусом вопрос о важности развития в образовательной организации системы гарантированного трудоустройства выпускника (опережающее трудоустройство – до выпуска). Кроме того, для решения проблемы трудоустройства выпускников она рекомендовала в качестве приоритета рассматривать стратегию социально-экономического развития субъекта РФ, на территории которого находится учебное заведение. Да и сам современный колледж, развивая производственные участки, способен стать для своих выпускников рабочим местом.
Далее эту важную, связанную с созданием малых предприятий в структуре учебных заведений тему развил директор Московского государственного образовательного комплекса Игорь Артемьев. В частности, он рассказал об инициативном проекте «Малые бизнес-предприятия на базе профессиональных образовательных организаций», получившем всестороннюю поддержку Союза «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия» и Агентства стратегических инициатив. Поддержало проект после широкого обсуждения и профессиональное сообщество. На сегодняшний день предложения по внедрению механизма создания хозяйствующих субъектов на базе профессиональных образовательных организаций нашли свое отражение в проекте пилотного постановления Правительства РФ.
Как пояснил И. Артемьев, проект в первую очередь обусловлен тем, что, согласно исследованиям Росстата, более 40% опрошенных выпускников ссузов работают не по специальности. Одной из причин специалисты называют отсутствие у выпускника возможности получить первое рабочее место в рамках комфортной, заточенной под его профессиональные знания и навыки среды, а именно – на базе образовательного учреждения. Создание хозяйствующего субъекта – малого бизнес-предприятия на базе профессиональной образовательной организации позволит выпускнику получить на первом рабочем месте сопровождение, наставничество и адаптацию под реальные условия рынка труда. Таким образом, разработчики проекта намереваются снизить процент нетрудоустроенных молодых россиян, повысить качество образования и поддержать талантливую молодежь.
В дальнейшем, после официального утверждения постановления Правительства РФ о реализации пилотного проекта в регионах на базе конкретных образовательных организаций, получения соответствующего практического опыта, инициаторы и участники проекта намерены масштабировать найденные решения и модели на всю систему СПО. Профессиональные образовательные организации, уверен спикер, получат шанс развить инфраструктуру с планомерным наращиванием производственных мощностей, а также расширить свои ресурсы, в том числе кадровые.
На сегодняшний день предложения по внедрению механизма создания хозяйствующих субъектов на базе профессиональных образовательных организаций нашли свое отражение в проекте пилотного постановления Правительства РФ.
* * *
В завершение форума слово было предоставлено всем окружным подразделениям Союза директоров ссузов России. Как признался Виктор Демин в своем заключительном выступлении, онлайн-форум был призван, с одной стороны, разгрузить съезд, а с другой – привлечь к его проведению внимание знаковых руководителей и политиков, от решений которых зависит будущее системы СПО. Чиновники, принявшие участие в форуме, показали свою заинтересованность в совершенствовании системы среднего профессионального образования в РФ, что не могло не порадовать руководителей учреждений СПО, которые во время их выступлений, по признанию В. Демина, звонили ему с многочисленными вопросами и предложениями.
– Судя по откликам, форум сыграл роль для того, чтобы нам еще раз осознать свою миссию, единство и верность системе среднего профессионального образования, – подвел итоги мероприятия президент союза.
Алексей БАТАНОВ.
[1] Полная видеотрансляция Первого образовательного форума «Система СПО – время современных перемен»: https://www.youtube.com/watch?v=lYMv3tsSibA.
[2] См. подробнее «От цифровизации – к аккредитационной революции. Репортаж с парламентских слушаний в Комитете Госдумы РФ по образованию и науке»// «Аккредитация в образовании», №127. https://akvobr.ru/new/publications/273.
[3] См. подробнее «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования» // Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 г. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106290021.