Победившие обстоятельства. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Победившие обстоятельства

Как лидеры проекта «Образовательный марафон» проходили «стресс-тест» – 2020

Шестой этап Всероссийского конкурсного проекта «Образовательный марафон» завершен [1]. Из-за пандемии COVID-19 вузам-участникам конкурса, как и другим российским образовательным организациям, в прошлом году пришлось работать в практически экстремальном режиме. С какими вызовами и первоочередными задачами пришлось столкнуться, какие оптимальные решения позволили справиться с кризисом и каковы дальнейшие планы и перспективы развития – об этом редакции «АО» рассказали победители проекта.

СКЛАДНОВА Елена Евгеньевна

Начальник управления дополнительного образования Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

woman avatar

– В 2020 году первоочередными проблемами для университета стали переход системы образования на удаленный режим и перевод программ повышения квалификации в дистанционный формат, что потребовало их дополнительной переработки и оформления.

Одновременно сократился контингент слушателей, и как следствие возрос уровень конкуренции на рынке ДПО. Так как спрос на предлагаемые университетом программы уменьшился, в первую очередь необходимо было определить изменение динамики их востребованности для различных направлений подготовки.

Вызовы от последствий пандемии усугубились экономическим кризисом, что привело к изменениям в конъюнктуре рынка труда. Благодаря профессионализму ППС вуза, слаженной работе всех сотрудников управления дополнительного образования удалось сохранить постоянный контингент слушателей от предприятий-партнеров, привлечь к обучению новых заказчиков, для которых формат дистанционного обучения оказался более привлекательным и удобным по сравнению с очным.

В перспективе планируем формирование и развитие программ, связанных с цифровой трансформацией в образовании, экономике, социальной среде; более активное использование ЭИОР университета в реализации программ ДПО (в частности, при дистанционном обучении), увеличение доли ОП, предлагаемых слушателям в системе Moodle; развитие материальной и информационной инфраструктуры университета для реализации программ ДПО. Кроме того, нацелены на расширение возможностей обучения с применением новых перспективных технологий, создание условий для подготовки кадров для цифровой экономики.

БРЫЗЖЕВА Наталия Владимировна

И.о. ректора Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области

woman avatar

БЕЛЫХ Елена Владимировна

Проректор по учебно-организационной работе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области

woman avatar

– Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области наравне с другими образовательными учреждениями был поставлен в условия преодоления пандемического «стресс-теста».

Первоочередными задачами для нас в этот период стали:
– перестройка системы работы с учетом введения ограничительных мер, связанных с распространением Covid-19 и необходимостью перехода на удаленный режим работы;
– организация полного перехода в онлайн-формат формального и неформального образования педагогических работников региона в рамках их непрерывного профессионального развития;
– организация методической поддержки руководящих и педагогических работников Тульской области по использованию электронного обучения и ДОТ в их профессиональной деятельности.

Решение первой задачи привело к необходимости оперативной разработки дополнительных нормативных документов, организации деятельности сотрудников института в новых условиях. Это, в свою очередь, позволило продолжить функционирование вуза в штатном режиме.

Вторая задача потребовала от ППС института корректирования форм, методов и приемов работы с обучающимися в рамках реализации программ ДПО с учетом новых требований. Целый комплекс учебно-методических, научно-методических мероприятий, стажировок, конкурсов профессионального мастерства был организован и проведён в дистанционном формате. Это позволило расширить аудиторию участников мероприятий. Хотя изначально далеко не все преподаватели и обучающиеся были готовы к такому режиму обучения, в дальнейшем они отметили и его преимущества.

Выполнение третьей задачи было обусловлено необходимостью оказать методическую помощь руководящим и педагогическим работникам региона в организации их профессиональной деятельности. В марте-апреле 2020 года на электронном образовательном портале «Виртуальная школа Тульской области» была проведена серия вебинаров для руководящих и педагогических работников по вопросам организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В них приняли участие более 15 тыс. человек. Для повышения профессиональной компетентности педагогов была разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Реализация дистанционного обучения в образовательном учреждении: от разработки контента до организации образовательного процесса», по которой в 2020 году прошли обучение свыше 500 слушателей. Также в помощь педагогам разработали методические рекомендации «Организация образовательного процесса обучающихся общеобразовательных организаций с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Сложившаяся в мире эпидемиологическая ситуация и общий рост цифровизации показывают необходимость сочетания лучших практик онлайн и офлайн обучения. Это связано с тем, что очная коммуникация – одна из главных ценностей современного образования и неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога.

ДИДЕНКО Людмила Анатольевна

Директор института дополнительного образования и повышения квалификации Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

woman avatar

– Пандемия существенно повлияла на работу института: на треть снизилось количество желающих получать дополнительное профессиональное образование, значительная часть программ была переведена в дистанционный формат, занятия проводились на платформе Zoom. Прекратились корпоративные заказы на обучение управленческих команд, групп педагогов от школ города и районов края, при этом увеличилось количество индивидуальных заказов и, соответственно, расширился спектр персонифицированных программ.

Что касается настоящего периода, то в первом квартале 2021 года в ИДОиПК реализованы 45 программ переподготовки и 17 – повышения квалификации, обучались более 550 человек. Совместно с факультетами и кафедрами университета регулярно проводятся круглые столы и онлайн-встречи для целевых групп из разных субъектов РФ. Цель – определить содержание программ повышения квалификации в современной ОО. По результатам онлайн-встреч изучается спрос на предложенные программы, формируется заказ на обучение, в социальных сетях через гугл-формы размещается информация о наборе слушателей. Например, для учителей начальных классов представлены такие программы, как «Проблемы современного урока в начальной школе» (М.В. Басалаева, заведующая кафедрой теории и методики начального образования); «Детская литература Красноярского края как компонент регионального содержания в школьном изучении» (Г.С. Спиридонова, доцент кафедры теории и методики начального образования); «Современные подходы к организации воспитательного события в начальной школе» (И.В. Дуда, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования).

Сейчас в институте разрабатывается система маркетинговых мероприятий по продвижению программ в социальных сетях и на сайте университета, совершенствуется имиджевый и образовательный контент. Актуализируются программы профессиональной переподготовки, реализуемые в дистанционной форме (речь идет о наполнении содержания ОП цифровыми мультимедийными инструментами, видеолекциями). Планируется подписание соглашений с образовательными организациями о сотрудничестве в области разработки и реализации программ ДПО, привлечение ведущих педагогов-практиков.

САУХ Юлия Васильевна

Директор института дополнительного образования Технологического университета им. дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова (Московская область)

woman avatar

– В период самоизоляции институт дополнительного образования не прекращал свою деятельность: реализация дополнительных профессиональных программ и программ дополнительного образования продолжалась в соответствии с планом-графиком. Поставленной руководством первоочередной задачей стала разработка новой программы повышения квалификации «Удаленная работа современного преподавателя», которая помогла преподавателям всех структурных подразделений университета в реализации ООП для студентов.

Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию во время обучения в дистанционном режиме каждый слушатель в случае необходимости получал техническую поддержку сотрудников института. Кроме того, в 2020 году ИДО начал реализацию программ повышения квалификации в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», обучив в общей сложности 600 слушателей. Был выработан определенный чек-лист, согласно которому сотрудники института реализовывали программы ДПО для слушателей, решивших обучаться новым профессиям или освоить новые компетенции.

Сегодня ставим задачи по развитию дистанционных образовательных технологий в программах ДПО, формируем новые стандарты обучения по профессиональным программам, в рамках которых также планируем применять ДОТ.

ИЛЬИНОВА Светлана Александровна

Начальник управления дополнительным профессиональным образованием Кубанского государственного технологического университета

woman avatar

– Несмотря на чрезвычайную ситуацию организованная в УДПО КубГТУ система обучения функционировала в прежнем режиме, однако потребовала определенной перестройки.

Слушатели взаимодействовали с преподавателями в удалённом формате с использованием онлайн-конференций, вебинаров, индивидуальных консультаций. Задания для самостоятельной работы выполнялись в соответствии с календарным графиком изучения дисциплин. Образовательный процесс ППС реализовывали в модульной объектно-ориентированной динамической учебной системе управления.

Каждая дополнительная профессиональная программа представляет собой ЭОР, включающий учебный план, расписание, календарный график изучения дисциплин, интерактивные лекции, задания к практическим занятиям, тесты текущие, промежуточные, итоговые, другие ресурсы.

В период пандемии быстрой адаптации всего процесса обучения способствовал накопленный ранее опыт работы с ЭОР. Новый подход к организации образовательного процесса показал – с одной стороны – широкие возможности использования технологий дистанционной работы, с другой – их слабые стороны.

Дистанционный режим обучения требует особых компетенций преподавателей и слушателей. Как показала практика, опыт работы с цифровыми технологиями оказался недостаточным для эффективного перехода на удаленный формат. Особой организации требует и образовательный процесс, особого подхода – разработка контента, необходимого для освоения слушателями дополнительной профессиональной программы.

Преодолеть возникшие в 2020 году трудности позволили совместные усилия сотрудников и преподавателей УДПО КубГТУ. Так, за период пандемии обучение по 16 программам повышения квалификации прошли 611 человек, по 17 программам профессиональной подготовки – 145 слушателей.

Планируем работу по использованию и развитию активных методов в обучении. Это разработка деловых игр, новых упражнений, в том числе по решению профессионально-ориентированных проблемных задач (problem-based learning), разработка новых практических ситуаций в формате традиционных и «живых» кейсов (case-studies), технологии развития критического мышления (critical thinking) и дизайн-мышления (design-based learning); обучение на основе опыта (experiential learning), геймификация (gamification).

Нацелены на создание «цифровых двойников» дисциплин (digital twins) и обеспечение дистанционной поддержки для всех дисциплин учебного плана очной формы обучения. Также – на увеличение доли онлайн-компоненты в формате смешанного обучения (blended learning).

Также в планах интеграция ДПО и ДО с целью расширения вариативности и индивидуализации образования, что позволит создавать разноуровневые (ступенчатые) ОП. Предполагаются разработка, внедрение и реализация сетевых и электронных форм программ ДПО и ДО.

ДАБАЧХАДЖИЕВ Мурат Саидович

Директор института дополнительного профессионального образования Чеченского государственного университета

woman avatar

– Пандемия многому научила всех нас, начиная с выработки привычки чаще и тщательнее мыть руки до быстрого освоения различных цифровых сервисов, которые прежде казались «китайской грамотой».

Как известно, весной 2020 года система образования по всему миру пережила колоссальную встряску. Поскольку вузы не были готовы к такому повороту, переход в онлайн прошел в экстренном режиме. Согласно исследованиям, 84% преподавателей и 73% студентов испытывали стресс во время самоизоляции.

Были и плюсы: обстоятельства вынудили ППС университетов вложить свой творческий и профессиональный потенциал в онлайн-образование. Никогда еще научное сообщество не тратило столько сил на то, чтобы придумать эффективные модели дистанционного обучения.

В период карантина перед Чеченским государственным университетом также стояла задача не прерывать учебный процесс. С этой целью сотрудники института дополнительного профес­сионального образования ЧГУ разработали и реализовали программы повышения квалификации «Актуальные вопросы диагностики, лечения и профилактики новой коронавирусной инфекции COVID-19» (прошли обучение более 1,5 тыс. слушателей) и «Коронавирусная инфекция COVID-19: актуальные вопросы профилактики и ухода» (свыше 1,7 тыс. человек).

Точками роста для института являются развитие дистанционного обучения и выход на новые рынки с внедрением востребованных отраслью программ подготовки. В планах на перспективу – расширение отраслевого партнерства, развитие учебно-методической базы для предоставления качественных образовательных услуг, служащих надежным фундаментом для успешной работы специалистов.


[1] Подробнее об итогах: akvobr.ru/new/projects/marafon.

Наверх