Система ДПО России в период пандемии и после

Система ДПО России в период пандемии и после

В период пандемии система ДПО, как и многие другие сферы, претерпела качественные трансформации. Какие это имело последствия и что за выводы необходимо сделать, рассуждает постоянный автор «АО» Владислав БОРОДАЧЕВ.

ПОСЛЕДСТВИЯ пандемии – такие как самоизоляция, переход на дистант и другие – застали систему дополнительного профессионального образования в период ее качественного изменения, связанного с разработкой и реализацией Национальной системы квалификаций (НСК).

Началом этих серьезных преобразований стали указы Президента РФ 2012 года, в которых основная забота о развитии ДПО и существенном улучшении качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров перекладывалась на плечи работодателей, их объединений и общественных формирований. Также была поставлена задача – разработать профессиональные стандарты и трансформировать их во ФГОС и программы ДПО. В дальнейшем для реализации были созданы Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК), его рабочие группы, отраслевые советы по профессиональным квалификациям, центры оценки квалификации и другие объединения.

К 2020 году практически полностью была сформирована федеральная часть структуры НСК, и частично в ряде субъектов федерации созданы и начали работать региональные элементы системы.

СФОРМИРОВАЛИ полностью к началу пандемии свою структуру НСК на федеральном и региональном уровнях, а также уровне предприятий и организаций многие отрасли и большинство госкорпораций (например, Роснано, Росатом, Алмаз-Антей). Благодаря этому режим самоизоляции не только не помешал работе этих организаций, а наоборот, позволил их сотрудникам через онлайн-конференции, вебинары и форумы ознакомиться с цифровым учебным процессом и получить передовой опыт управления им, пройти лучшую практику онлайн-обучения и оценки знаний, умений и в целом квалификаций в соответствии с требованиями профстандартов. В результате организации ДПО в тех же госкорпорациях значительно продвинулись в развитии, стараются помочь региональным органам власти организовывать качественное профессиональное образование в разных сферах деятельности.

К СОЖАЛЕНИЮ, не все отрасли экономики последовали этому примеру. Как ни печально, среди таковых оказалась и отрасль строительная. Изначально, по моему мнению, была сделана ошибка: деятельность по реализации НСК возглавило не отраслевое объединение работодателей – Российский союз строителей, а «НОСТРОЙ» – узкопрофильное объединение саморегулируемых организаций строителей. Это повлекло за собой создание самостоятельных элементов НСК другими подразделениями отрасли: например, проектировщиками и изыскателями, ЖКХ. Кроме того, была «искажена» система НСК и в содержании работы.

В соответствии с рекомендациями НСПК профессиональное обучение и оценку квалификаций должны проходить все рабочие и специалисты исходя из требований профессиональных и квалификационных стандартов. «НОСТРОЙ» же сформировал реестр главных специалистов, в который включено всего по два человека от каждой строительной организации, и только они проходят обучение и профессиональную оценку квалификации. При этом объединение полностью отказалось от программ профессиональной переподготовки в нарушение требований закона «Об образовании в РФ» и отраслевых профстандартов, а также взяло на себя «ответственность» оценивать квалификации.

По причине упомянутых выше действий в период пандемии ОО ДПО и соответствующие под­разделения архитектурно-строительных уни­вер­ситетов практически оказались на голодном пайке, обучая в месяц единицы представителей отрасли. Замечу, что в предыдущие годы – когда потребность в обучении была значительно ниже, чем это требует НСК, – переподготовку, повышение квалификации и тестирование ежемесячно проходили несколько сотен человек, и практически все работники отрасли были обучены, протестированы и аттестованы в СРО.

МЕНЬШИНСТВО отраслей экономики, к счастью, оказалось в положении организаций ДПО строителей. Надеюсь, что руководство этой отрасли страны сделает правильные выводы из сложившегося положения и возьмет на вооружение лучший опыт российских госкорпораций. Мы, в свою очередь, готовы все эти инициативы реализовать и через организованные АСИ мероприятия знакомиться с самой передовой отечественной и зарубежной практикой организации профессионального обучения.

29.07.2021
БОРОДАЧЕВ Владислав Владимирович
БОРОДАЧЕВ Владислав Владимирович, Советник при ректорате ННГАСУ, профессор, эксперт рабочей группы по применению профстандартов в системе профобразования и обучения Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, эксперт Агентства стратегических инициатив по направлению «Образование и кадры»
Читать полностью
Наверх