Открытый вуз в закрытом городе. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Открытый вуз в закрытом городе

О градообразующей функции Снежинского физико-технического института НИЯУ МИФИ

Готовить кадры – ответственно и сложно, особенно если речь идет о сохранении и приумножении человеческого капитала в нетипичных условиях. Снежинский физико-технический институт НИЯУ МИФИ расположен в закрытом городе, и, наряду с другими подобными вузами, его ключевая задача – укреплять основы экономической безопасности точек присутствия предприятий ГК «Росатом».

Об авторе

фото ЛИННИК Оксана Владимировна

ЛИННИК Оксана Владимировна

Руководитель Снежинского физико-технического института НИЯУ МИФИ, кандидат исторических наук, доцент

Высокая миссия закрытых городов

В России существует уникальный вид городов – закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), созданных в начале второй половины XX века с целью инфраструктурного обеспечения условий деятельности предприятий атомной отрасли. Сейчас статус ЗАТО, где находятся предприятия ГК «Росатом», имеют 10 городов с общей численностью населения 718 тыс. человек: Заречный (Пензенская область), Железногорск и Зеленогорск (Красноярский край), Новоуральск и Лесной (Свердловская область), Саров (Нижегородская область), Северск (Томская область), Озерск, Снежинск и Трех­горный (Челябинская область). В семи из них расположены вузы – филиалы НИЯУ МИФИ.

Целью создания этих вузов практически одновременно с закрытым городом стала подготовка и переподготовка кадров для предприятий атомной промышленности. Позже появились техникумы, большей частью областного подчинения, однако, помимо сформировавшейся системы подготовки кадров на местах, основным источником квалифицированных специалистов являлись преимущественно крупные столичные вузы. Перемещать по стране трудовые ресурсы в соответствии с поставленными партией и правительством приоритетными задачами позволяла действовавшая советская система распределения выпускников.

При своем особом назначении закрытые города развивались как обычные малые и средние населенные пункты, где одним из ключевых факторов является численность и качественный состав жителей. Несмотря на систему существенных ограничений по вопросам особого режима на территории длительный период в ЗАТО сохра­нялись низкий средний возраст и высокая доля трудоспособного населения, а также высокая доля лиц с высшим и средним специальным образованием.

 

Новый век – новые вызовы

С прекращением действия системы распределения и передачи финансирования закрытых городов на региональный уровень, в городах ЗАТО, сохраняющих высокую бюджетную обес­печен­ность на одного жителя, по сравнению с другими территориями субъектов РФ, стало наблюдаться относительное снижение качества жизни. Следствием этого стала потеря привлекательности градообразующего предприятия для высококвалифицированных специалистов.

Между тем индустрия 4.0, становление которой происходит сегодня, основным фактором конкурентоспособности предприятий и городов делает именно обладание высококвалифицированными специалистами как производственных технологий, так и технологий новой урбанистики. Это в свою очередь влияет на качество услуг, прежде всего в таких чувствительных сферах, как медицина, образование (дошкольное, общее, профессиональное), инфраструктура. Проиграть в борьбе за трудовые ресурсы, количество и качество населения для города как социально-экономической системы означает потерю собственной экономической безопасности. При этом локальная угроза перерастает в более масштабную, так как речь идет о потере привлекательности закрытых городов для потенциальных молодых специалистов отрасли.

 

Кадры для атомных городов

Все ЗАТО относятся к категории малых и средних городов, а значит отсутствует масштаб для обеспечения выборки из населения высококвалифицированных кадров, что обостряется ограничением свободного входа на рынок труда. По этой причине градообразующая функция профессионального образования закрепляется и становится решающей в развитии.

В начале 20-х годов XXI века для решения кадровых проблем ЗАТО и их градообразующих предприятий была предпринята попытка формирования партнерской среды системы профессионального образования на базе филиалов НИЯУ МИФИ через трехсторонние соглашения стратегического уровня. Появление таких соглашений обусловлено наличием межведомственных барьеров и разграничением полномочий по вопросам развития профессионального образования и системы подготовки кадров, вызванных разной ведомственной принадлежностью. Это закреплено в законе «Об образовании в РФ» [1] (см. таблицу).

Муниципалитет, заинтересованный как в притоке высококвалифицированных специалистов с других территорий, так и в закреплении выпускников расположенных на его территории организаций ВО и СПО, не является учредителем этих организаций. Являясь учредителем организаций начального, среднего и основного общего образования и при этом не имея полномочий финансового обеспечения, муниципалитет не может в полном объеме влиять на политику в сфере профориентации выпускников собственных школ. Ситуацию усложняет то, что региональные министерства образования оценивают успешность школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы страны (хотя здесь напрашивается показатель трудоустройства после вуза в родном наукограде).

Отток молодежи из закрытых городов приводит к уменьшению доли населения моложе и нарастанию доли населения старше трудоспособного возраста, что является прямой угрозой экономической безопасности этих территорий, которые постепенно превращаются в зоны дожития.

Так, на основе статистических данных «Стра­тегии социально-экономического развития Сне­жин­ского городского округа до 2035 года» [2] можно выделить три тенденции в динамике изме­нения численности населения. Они показывают значения хуже средних как по региону, так и по РФ в целом:

  • население моложе трудоспособного возраста;
  • население старше трудоспособного возраста;
  • общий коэффициент рождаемости на 1 тыс. человек.

Тенденция снижения количества трудоспособного населения более быстрыми темпами, чем в среднем по стране, характерна не только для Снежинска, но и для большинства ЗАТО. Города, некогда отличавшиеся своим «молодым» средним возрастом, постепенно стареют.

Из зоны дожития – в зону развития

Отсутствие объединяющей все уровни образования единой системы подготовки кадров для закрытых городов, а также относительно высокий уровень среднего образования, который в большей степени способствует оттоку молодежи с этих территорий, можно компенсировать деятельностью организаций ВО и СПО. Они более других заинтересованы в привлечении талантливых абитуриентов из числа выпускников не только школ закрытых городов. Как показывает практика Снежинского физико-технического института НИЯУ МИФИ, расположенный в ЗАТО вуз имеет возможность привлекать абитуриентов с других территорий РФ, и эта география достаточно обширна (см. рисунок).

Образовательная организация становится точкой входа в город той категории лиц, которые с точки зрения демографии станут составляющей в миграционном приросте, в дальнейшем будут положительно влиять и на показатель рождаемости [3].

Градообразующая функция организаций высшего и среднего профессионального образования в ЗАТО все больше проявляется в условиях закрепления за университетами на уровне учредителя так называемой «третьей миссии», связанной с формированием новой интеграции вузов с местным сообществом. И если для многих образовательных организаций первые две миссии – образование и наука – больше сосредоточены на внутренней жизни университета и являются понятными, то третья миссия, связанная с вкладом в устойчивое развитие городов (а тем более закрытых), пока остается новшеством [4].

 

Вуз городских компетенций

Расположенные в ЗАТО вузы изначально более тесно интегрированы в местное сообщество, которое вынуждено развиваться по закрытому формату в режиме действующих ограничительных мер. Большинство социально значимых проектов (волонтёрство, благотворительные акции, мероприятия системы ранней профориентации школьников, работа с людьми среднего и старшего возраста и другие) в закрытых городах инициируются и реализуются вузами и колледжами. Именно здесь способны зародиться новые образовательные продукты и направления подготовки, четко ориентированные на нужды местного сообщества с максимальным закреплением выпускников в отраслях городского хозяйства.

Таким образом, развитие некогда сугубо технического вуза в новом качестве «вуза городских компетенций» позволит укрепить основы экономической безопасности ЗАТО – точек присутствия предприятий ГК «Росатом», улучшить их демографию и конкурентоспособность в борьбе за трудовые ресурсы.

ИСТОЧНИКИ
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ: [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.
ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 30.11.2020).
2. Стратегия социально-экономического развития Снежинского городского округа до 2035 г. [Электронный ресурс]. URL:
www.snzadm.ru/?art=19400. (Дата обращения: 30.11.2020).
3. Певнева Н.А. Миссия: подготовка кадров для Росатома. [Электронный ресурс]. URL: www.sphti.ru/миссия-подготовка-
кадров-для-росатом/ (Дата обращения: 07.07.2021).
4. Отчет о реализации «третьей миссии» НИУ ВШЭ за 2019-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: 3mission.hse.ru/mirror/pubs/
share/413940697.pdf. (Дата обращения: 30.11.2020).

Наверх