Как вузу стать успешным в реализации непрерывного образования?. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Как вузу стать успешным в реализации непрерывного образования?

Заочный круглый стол с участием Ставропольского государственного аграрного университета, Нижневартовского государственного университета, Тольяттинского государственного университета, Томского политехнического университета

Лидер или аутсайдер? Пан или пропал? Трендсеттер или подражатель? Реальность такова, что современный вуз – это уже не только про обучение, но и про завоевание и сохранение своего сегмента рынка, про способность выигрывать в конкурентной борьбе и определять тренды ближайшего будущего. Особенно актуален этот тезис в отношении системы lifelong learning, успешность реализации которой является одним из главных критериев эффективности образовательной организации. Насколько адекватна современным реалиям деятельность реализующих программы ДПО образовательных организаций? Достаточна ли поддержка вузам от государства? Как завоевать, сохранить и приумножить лидерские позиции на рынке образования? Каковы драйверы роста системы непрерывного образования, и в чем конкурентные преимущества отдельно взятого вуза? На эти и другие вопросы ответили участники очередной экспертной дискуссии «АО» – ректоры и руководители структурных подразделений вузов.

1. Сегодня в сфере обучения взрослого населения России накоплен определенный опыт, и в том числе благодаря реализации федеральных проектов. Один из них – «Новые возможности для каждого» – успешно завершен. Расскажите о своём опыте участия в проекте. Какие новые возможности и эффективные решения удалось осуществить? Какие выводы относительно дальнейшего развития ДПО в университете сделаны?

2. Дополнительное профессиональное образование – главный и общий критерий результативности для всех участников программы «Приоритет – 2030». В частности, вузам вменяется в обязанность [1] обучить к 2030 году по программам ДПО не менее 16 тыс. человек. Уже в 2021 году Минобрнауки РФ потребует от каждого грантополучателя предъявить 4 тыс. новых слушателей, затем поступательно наращивать их количество каждый год. Если планируете участвовать в проекте, какие шаги по выполнению этого условия считаете необходимыми (и в перспективе – результативными)?

3. ДПО – среди приоритетов Минобрнауки РФ. По словам главы ведомства Валерия Фалькова, этой сфере последовательно уделяется внимание с расчетом на то, что осуществляемые «действия и инициативы будут стимулировать ее развитие». На ваш взгляд, какие из них (и почему) уже положительно влияют или повлияют в перспективе на эффективное развитие системы? А какие идеи/решения вы бы предложили как руководитель образовательной организации, реализующей дополнительные профессиональные программы?

4. Амбициозные задачи ставятся перед организациями высшего образования на уровне госполитики. Так, к 2024 году количество обучающихся в вузах по программам непрерывного образования россиян должно быть увеличено до 3 млн. По мнению экспертов, чтобы конвертировать рост охвата ДПО в реальное повышение качества предложения на рынке труда, необходимо усилить взаимодействие вузов с предприятиями реального сектора экономики. Расскажите, каким образом и за счёт каких ресурсов ваш вуз выстраивает эти связи? С какими сложностями сталкиваетесь, и как их разрешаете?

5. В 2021 году господдержка программ непрерывного образования заложена в нацпроектах «Демография» и «Цифровая экономика». При этом выросли требования к участникам. Теперь вузы должны не просто обучать граждан, но и делать это с гарантией трудоустройства. Кроме того, образовательным организациям необходимо обеспечить финансовую доступность программ ДПО, что, безусловно, сопряжено с трудностями. Как справляетесь со столь масштабным комплексом серьёзных задач? Какие рекомендации можете дать коллегам?

6. Отмечаемая в СМИ конкуренция вузов и EdTech-компаний не мешает экспертам [6] утверждать, что будущее – за совместными проектами. Ваше мнение на этот счет? Какими могут быть плюсы и минусы таких коллабораций для системы непрерывного образования? Если есть подобный опыт, поделитесь.

7. Несмотря на пандемию короновируса и связанные с ней ограничения, рядом российских вузов увеличены доходы от программ непрерывного образования в 2020 году [7]. Высокие результаты были получены, например, за счет цифровизации образовательного процесса, запуска блока программ IT-направленности, освоения новых целевых сегментов потенциальных слушателей и компаний-заказчиков обучения. Какие меры оказались результативными в вашем случае? Какие инициативы/решения используете в постпандемийной практике?

8. Любой вуз стремится лидировать, набирать репутационный вес, а в условиях, когда это во многом определяется успешностью ОО в реализации непрерывного образования, особенно значимы организация и стратегия развития этой системы на базе университета, качество предлагаемых образовательных продуктов и квалификация научно-педагогических кадров. Расскажите об этих аспектах деятельности.

ТРУХАЧЕВ Александр Владимирович

Врио ректора Ставропольского государственного аграрного университета

woman avatar

– (1) Федеральный проект «Новые возможности для каждого» стал важной вехой в организации повышения квалификации научно-педагогических работников Ставропольского государственного аграрного университета. На площадках Финансового университета при Правительстве РФ, Казанского и Северо-Кавказского федеральных университетов, Волгоградского государственного университета более 300 преподавателей СтГАУ прошли повышение квалификации по 15 образовательным программам. Это дало возможность повысить уровень профессионального мастерства преподавателей в областях педагогики и методики высшего образования, применения цифрового инструментария в профессиональной деятельности работника вуза. Полученный опыт сегодня достаточно успешно применяется при реализации программ дополнительного образования.

– (3) Серьезная поддержка развития системы ДПО России – федеральные проекты, направленные на профессиональное обучение различных категорий граждан. И мы в этих проектах активно участвуем.

Являясь отраслевым вузом, считаем очень значимой реализацию целевых программ по финансированию дополнительного профессионального обучения специалистов конкретных отраслей экономики. Так, например, в 2020 и 2021 годах на базе структуры ДПО СтГАУ акционерное общество «Россельхозбанк» дало старт реализации образовательного проекта «Школа фермеров», который поможет людям реализовать себя, даст возможности для создания и развития собственного бизнеса на селе. Здесь обучаются начинающие предприниматели и состоявшиеся фермеры. Ожидаемый эффект реализации проекта – развитие фермерства в Ставропольском крае.

– (4) В решении задачи подготовки по программам непрерывного обучения огромную роль играют два ключевых фактора – имидж вуза и профессиональные связи с партнерами-работодателями.

В национальном рейтинге университетов информационного агентства «Интерфакс» за 2020 год СтГАУ занимает позицию 62-63. Это высокий показатель для регионального отраслевого университета.

Большинство руководителей и специалистов агропредприятий региона – наши выпускники, поэтому, когда речь заходит о повышении квалификации специалистов, прежде всего они смотрят в сторону альма-матер. А мы стараемся соответствовать их ожиданиям.

Основная масса программ носит индивидуальный характер, так как они разработаны под заказ конкретного работодателя. Мы идем в новые образовательные сферы, обучая рабочих и служащих, повышая их квалификацию. Кстати, это стало возможным и за счет участия в образовательных проектах Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия).

– (5) В 2020 году в Ставропольском крае открылся центр опережающей профессиональной подготовки, действующий на базе нашего университета. Одна из его задач – организация работы по содействию трудоустройству жителей региона.

В период пандемии центр функционировал как региональный оператор проекта по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции. Совместно с партнерами – образовательными организациями региона – здесь обучили более 2,2 тыс. граждан по востребованным для региона профессиям. Накопленный опыт продолжаем реализовывать в федеральном проекте «Содействие занятости»: создаём по запросам работодателей образовательные программы, информируем население о возможности обучения по этим ОП, принимаем заявки, обучаем и оказываем содействие в дальнейшем трудоустройстве. Над проектом работаем совместно с министерством труда и социальной защиты населения края.

– (6) Сегодня формируется устойчивая тенденция к снижению количества обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования. Перед российскими вузами, в том числе и нашим университетом, стоит непростая задача формирования системы ДПО, ориентированной на потребности современного рынка труда с учетом конкурентной образовательной среды не только со стороны ОО, но и коммерческих образовательных центров.

Одним из необходимых условий для развития инновационного вуза в современных условиях видим коллаборацию университета с EdTech-компаниями. Такое сотрудничество особенно оправдано в области отраслевой подготовки специалистов. Пока же на современных цифровых образовательных платформах немного программ аграрного профиля, рассчитанных на специалистов отрасли, и в этой сфере вузы и EdTech-компании могут сделать шаг навстречу друг другу.

Положительные стороны такого рода коллабораций видим в персонификации курсов в зависимости от задач и компетентности слушателей; в модульной организации онлайн-курсов с целью получения синергетического эффекта; использовании технологий гибкого обучения в интернет-среде; повышении эффективности механизма реализации онлайн-курсов и соответствии международной практике организации онлайн-обучения; привлечении к учебному процессу зарубежных профессоров, практиков и стейкхолдеров; эффективном медиапланировании; необходимости создания онлайн-курсов на основе основных научно-исследовательских разработок вуза; оптимизации затрат (синергетический эффект за счет стандартизации бизнес процессов); персонализации системы высшего образования.


Ставропольскому государственному аграрному университету уже более девяноста лет. Вуз образован приказом Народного комиссариата земледелия СССР от 1 сентября 1930 года.

Развитие системы ДПО СтГАУ началось в 1936 году, когда был создан факультет повышения квалификации руководителей и специалистов АПК и состоялся первый выпуск зоотехников. В марте 2010 года основан институт дополнительного профессионального образования (ИДПО). К слушателям курсов – руководителям и специалистам сельскохозяйственной отрасли – добавились студенты аграрного вуза, педагоги учреждений СПО, работники предприятий производства продуктов питания, государственные и муниципальные служащие, занятые организацией охраны труда. В последние несколько лет обучение проходят, начиная с шестого класса, учащиеся СОШ, участвовавшие в образовательных мероприятиях проекта «Билет в будущее» и программах первой рабочей профессии школьника. Кроме того, среди слушателей и представители возрастной группы 50+, безработные, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за детьми до трёх лет.

Сейчас на базе ИДПО обучаются жители региона в возрастном диапазоне от 10 до 70+ лет. Это позволило реализовать практически всю линейку дополнительных образовательных программ (за исключением предпрофессиональных) и программ обучения рабочих и служащих, в том числе неаграрной сферы. Следующий шаг в развитии – трансформация системы ДПО вуза в региональный центр опережающей профессиональной подготовки граждан к изменяющемуся рынку труда.

Рассматривая динамику развития ДПО в университете, необходимо отметить, что за период 2005–2010 годов было разработано и реализовано более 120 дополнительных профессиональных программ, по которым обучились свыше 7 тыс. граждан. С 2011 по 2014 годы подготовлено уже свыше 130 программ, освоенных более 21 тыс. слушателей. В 2015-2019 годах разработаны более 880 программ ДПО, прошли подготовку по ним около 32 тыс. человек.

Сложным и противоречивым для системы ДПО СтГАУ оказался 2020 год. Начиная с марта, более 80% дополнительных общеобразовательных и профессиональных программ реализовывались с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Изменилось и количество слушателей. Если до пандемии в среднем в вузе обучались около 8 тыс. человек за двенадцать месяцев, то за 2020-й обучено менее 5 тыс. В стоимостном выражении объём привлеченных средств вырос почти вдвое, что было связано с участием в федеральном проекте «Демография». За 2020 год при проведении профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции, реализованных в соответствии с программой, утвержденной Минпросвещения РФ совместно с Рособрнадзором и Федеральной службой по труду и занятости, обучены более 300 человек. Ожидаем, что в этом году их будет около 500.

Также в 2020 году Нацаккредцентр подтвердил высокое качество разработанных в ИДПО 6 программ профессиональной переподготовки объемом более 250 часов, 10 программ повышения квалификации объемом 16 и 72 часа, 5 программ обучения по профессиям рабочего (служащего).


МАХУТОВ Буркит Набатбаевич

Проректор по развитию Нижневартовского государственного университета

woman avatar

– (1) В 2020 году в рамках ФП «Новые возможности для каждого» НВГУ реализовал проект «Эдуойлтехстарт Югра!». В результате внедрили 17 современных программ непрерывного образования с применением ДОТ, обучили свыше 3 тыс. граждан. Среди них слушатели из республик Адыгея, Алтай, Калмыкия, Марий Эл, Тыва, Чувашия, Алтайского края и Курганской области, нуждающихся в ускоренном развитии. Аудитория информационной компании проекта насчитывала более 960 тыс. человек.

Доля участвовавших в реализации дополнительных профессиональных программ НПР университета составила 33%. К процессу обучения были привлечены и высококвалифицированные специалисты ключевых предприятий нефтегазовой и электроэнергетической отраслей ХМАО – Югры и образовательной сферы.

Одним из эффективных решений стало внедрение многопрофильного сегментированного подхода. Проект включает социально-гуманитарный, ИКТ, электроэнергетический и нефтегазовый сегменты, которые особо актуальны в регионе.

О достаточно высоком уровне эффективности организационно-технического, информационного и методического сопровождения проекта свидетельствуют многочисленные отзывы слушателей.

Выводы сделаны следующие: регулярно актуализировать программы ПП и ПК в соответствии с потребностями стейкхолдеров, партнеров и ключевых работодателей; продолжить реализацию внедренных программ непрерывного образования в дистанционном формате на рынки СНГ; проводить маркетинговые исследования востребованных программ непрерывного образования.

– (3) Инициативы Минобрнауки РФ в области дополнительного профессионального образования направлены, прежде всего, на то, чтобы выстроить в РФ гибкую и мобильную систему ДПО, адаптирующуюся к VUCA-миру и готовую мгновенно реагировать не только на текущие потребности рынка труда. В контексте глобальных изменений также важно разрабатывать дополнительные профессиональные программы, формирующие компетенции будущих профессий, про которые работодатели могут ещё и не знать.

Одно из решений, которое я бы предложил к воплощению в университете, – выйти на мировые рынки с фронтирными программами ДПО на иностранных языках. Тем более, что благодаря ФП «Новые возможности для каждого» у НВГУ есть приобретенный опыт и инструментарий реализации программ ДПО в дистанционном формате.

– (4) Не разграничивал бы жестко особенности взаимодействия университета с предприятиями реального сектора экономики по основным и дополнительным образовательным программам. Считаю, что только взаимодополнение является ключом к успеху. Базовые кафедры, профильные классы, R&D, КПК, стажировки, производственная практика, конференции, форсайт-сессии на предприятиях ключевых работодателей – все это направлено на брендирование и позиционирование нашего вуза на региональном уровне и реальное повышение качества предложения на рынке труда.

Отмечу, что в рамках реализации ФП «Новые возможности для каждого» на базе НВГУ к разработке программ ДПО мы привлекли администрацию Нижневартовска и Нижневартовского района, сотрудников центра электронной демократии, компаний «Нижневартовскнефтеотдача», «ЮТЭК – Покачи», «Славнефть-Мегионнефтегаз» и других ключевых предприятий региона.

– (5) Основная проблема заключается в гарантиях трудоустройства. Мы тесно сотрудничаем с центром занятости региона и ориентируемся на соответствующие актуальные вакансии на предприятиях. С целью выполнения социальной функции по стабилизации ситуации на рынке труда планируется обучать граждан в рамках нацпроектов «Демография» и «Цифровая экономика» с плановым трудоустройством по договорам с работодателями, компаниями, заказчиками и бизнес-партнерами, участвовавшими в разработке, реализации и сопровождении ОП, а также с ключевыми предприятиями региона.

Коллегам рекомендую внедрять актуальные для работодателей программы ДПО.

– (6) Абсолютно согласен с министром образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольгой Петровой. Только при условии симбиоза трех ключевых игроков, а именно университетов как драйверов методик обучения, ИТ-компаний – разработчиков прорывного образовательного софта и предприятий-партнеров, выступающих заказчиками актуальных компетенций реального сектора экономики региона, можно добиться фронтирных синергетических эффектов.

Если говорить об опыте: совместно с МИП «Инновационные технологии» и компанией «РН-Бурение» разработан информационный ресурс по техносферной безопасности на электронной площадке «Эдуойлтехстарт Югра!».

– (7) В нашем случае эффективным оказалось точечное обращение к реальному сектору (информирование организаций-работодателей, рассылка информационных писем, размещение контента на сайтах организаций-работодателей; рассылка информационного буклета слушателям программ ДПО), СМС-рассылка с исполь­зованием сервиса «МТС Маркетолог» и работа в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Instagram.

Как положительный момент отмечу узнаваемость ФП «Новые возможности для каждого», результатом чего стало повышение привлекательности дополнительных образовательных программ для граждан автономного округа.

Так как апробированные в период реализации проекта алгоритмы работы оказались результативными, используем их и в постпандемийной практике.

– (8) Продвижением непрерывного образования на базе университета занимается управление развития и платных образовательных услуг (УРиПОУ). В 2020 году реализованы программы профессиональной переподготовки (ПП), повышения квалификации (ПК) и общеразвивающие для детей и взрослых.

По 49 программам ПП заключены 367 договоров. По 48 – количество выпускников насчитывает 464 человека: для сравнения, в 2019 году обучение прошли более 360 слушателей. Наиболее востребованными направлениями являются «Информационно-коммуникационные технологии и ресурсы в образовании», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Техносферная безопасность», «Химическая технология органических веществ», «Экология». С применением дистанционных технологий обу­чения реализовали 44 программы ПП. УМКД по этим программам в полном объеме размещены на сайте. Всего реализованы 44 программы ПП, обучены более 3,2 тыс. человек.

Из реализованных программ ПК, обучение по которым прошли свыше 3,1 тыс. человек, 17 были разработаны и введены в систему ДО НВГУ в рамках ФП «Новые возможности для каждого». Наиболее востребованными оказались такие, например, как «Развитие цифровых компетенций с использованием ресурсов и сервисов цифровой экономики», «Тьюторское сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», «Технологии обеспечения защиты персональных данных».

Что касается общеразвивающих программ, то за указанный период была реализована 21, в том числе 15 для детей (568 человек) и 6 для взрослых (241 человек).

Кроме того, для 250 молодых специалистов и работников компании «Самотлорнефтегаз» организована и проведена 23-я региональная научно-техническая конференция.

По итогам 2020 года среднегодовая численность обучающихся по дополнительным профессиональным программам составила более 420 человек, общая – свыше 4,8 тыс. слушателей.

На подготовку по ОП и прочим услугам были заключены 596 договоров, из них 28 с юридическими лицами, на программы ДПО – 481, на дополнительные общеразвивающие программы детей и взрослых – 115, на прочие виды услуг – 1.

Также в 2020 году заключено соглашение о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета по проекту «Обучение граждан по программам непрерывного образования в образовательных организациях, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения» ФП «Новые возможности для каждого» нацпроекта «Образование».

ДАЦЕНКО Елена Викторовна

Директор института дополнительного образования Тольяттинского государственного университета «Жигулёвская долина»

woman avatar

– (4) Рынок непрерывного образования в Толь­ятти очень многообразный. Кроме института дополнительного образования Тольяттинского госуниверситета (ИДО ТГУ) «Жигулёвская долина», здесь есть и корпоративные университеты предприятий, и частные центры ДПО. Сложность в том, что, несмотря на достаточно большое количество предложений, предприятиям трудно найти сбалансированные по цене и качеству программы.

Зная об этой проблеме, в ИДО ТГУ выстроили взаимоотношения с корпоративными университетами, реализуя гибкие схемы обучения, работая с партнерами по широкому спектру программ с учётом специфики производств. Институт старается привлекать предприятия региона к реализации своих проектов и образовательных программ, ищет формы и методы организации обучения, которые соответствуют ожиданиям заказчиков, а также предлагает новые программы: например, с иммерсивными технологиями. Также проводятся регулярный мониторинг текущих и перспективных потребностей предприятий, контроль качества услуг, оказываемых представителями предприятий-работодателей.

В 2020 году ИДО ТГУ стал участником ФП «Новые возможности для каждого» по реализации программ подготовки научно-педагогических работников и работников организаций-работодателей. Одной из задач по этому проекту была подготовка преподавателей, готовых работать со взрослым населением. Обучение организовано в формате стажировок на высокотехнологичных производствах: например, в компании «EligoVision» по теме «Создание проектов дополненной реальности средствами визуального редактора EligoVisionToolbox».

В период пандемии институт смог полностью перейти на онлайн-обучение, используя для этого как университетскую платформу «Росдистант», так и международные платформы. Реализация онлайн-обучения позволила расширить географию организаций-работодателей. Помимо тольяттинских предприятий и компаний «КуйбышевАзот», «АВТОВАЗ» и «ОзонФарм», к проекту подключились партнеры из других городов и регионов. Например, предприятие «ОДК – Кузнецов» (г. Самара), Улан-Удэнский авиационный завод (холдинг «Вертолёты России»).

– (8) Стратегия развития непрерывного дополнительного образования включена в программу развития опорного ТГУ. Одно из важнейших направлений – развитие цифровых технологий в дополнительном образовании.

Цифровизация в сфере ДПО позволит нарастить потенциал института, в том числе в качестве корпоративного учебного центра. В частности, мы планируем применять цифровые технологии для реализации моделей непрерывного профессионального образования, позволяющих выстраивать персональные траектории на основе принципов модульности, гибкости, конвергентности. Используя методы прикладного анализа данных, намерены отслеживать спрос на образовательные программы, чтобы оперативнее реагировать на потребности рынка и предлагать слушателям курсы с наиболее актуальным содержанием. Для этого планируем создать гибкий стандарт, позволяющий мобильно актуализировать курсы с быстро изменяющимся содержанием. Работаем и над цифровой трансформацией процессов привлечения и сопровождения слушателей ДПО с использованием специализированной ERP-системы.

Стратегическая задача ИДО ТГУ «Жигулёвская долина» – разработать механизм для обеспечения максимальной инвариантности программ высшего и дополнительного образования. Речь, в частности, идет о том, чтобы предусмотреть возможность включения в программы основного высшего образования популярных курсов ДО/ДПО, способных повысить актуальность программ и улучшить образовательные результаты. Кроме того, планируется внедрить механизм оперативной замены либо исключения из программ высшего образования невостребованных в ДПО учебных курсов.


Институт дополнительного образования Тольяттинского госуниверситета (ИДО ТГУ) «Жигулёвская долина» создан в 2015 году совместно с Центром инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области, который управляет технопарком «Жигулёвская долина».

ИДО – структурное подразделение ТГУ – является корпоративным учебным центром для резидентов технопарка. В 2020 году обучение по 13 программам прошли 474 человека из более 30 компаний-резидентов «Жигулевской долины». Планируется обучение через управляющую компанию, которая напрямую работает с ИДО.

Институт реализует функции корпоративного учебного центра для предприятия «КуйбышевАзот», предоставляя комплекс услуг по обучению и проведению тренингов, консалтингу в сфере управления рисками и оценки персонала. За 2019-2020 годы по 14 программам обучили 203 работника. Все программы разработаны с учётом специфики предприятия и в соответствии с ежегодным графиком обучения.

В рамках выполнения национального проекта «Демография» (ФП «Старшее поколение») в 2019-2020 годах реализованы 17 программ, обучены 216 человек. По нацпроекту «Образование» (ФП «Новые возможности для каждого») реализованы 26 программ, обучены 3507 человек, из них 2875 – научно-педагогические работники, 382 – работники организаций-работодателей. В период с 2011 по 2020 годы в рамках обучения педагогов Самарской области на основе именного образовательного чека реализованы 117 программ, обучены более 12 тыс. человек.

В рамках реализации ФП «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ» совместно с Университетом 2035 по программе «Технологии виртуальной и дополненной реальности в образовании» прошли подготовку 55 человек.

Качество реализуемых ИДО ТГУ «Жигулёвская долина» программ ДПО и компетенции преподавателей института подтверждены наградами международного уровня.

Размещённый на платформе Stepik MOOC «Технологии дополненной и виртуальной реальности в образовании» стал победителем конкурса EdCrunch Award 2019 в специальной номинации «Творческое программирование» и лауреатом премии «Trainings-2019» в номинации «ЗНАК КАЧЕСТВА. Кадры для цифровой экономики». Премия Trainings – ежегодная награда, которая вручается активным компаниям, демонстрирующим высочайшее качество своей работы и вносящим ощутимый вклад в развитие HR-отрасли.

Курс «Основы программирования для всех – Неделя кода» победил в конкурсе EdCrunch Award 2019 в специальной номинации «Творческое программирование».
Хакатон по созданию веб-приложений виртуальной реальности «Web VR JAM» стал победителем международного конкурса «ALL DIGITAL Week – 2019».


АЛЕХИНА Галина Анатольевна

Руководитель центра дополнительного образования Национального исследовательского Томского политехнического университета

woman avatar

– (2) В российском обществе заметен рост интереса к разным формам, видам и темам обучения, а главное – увеличение заинтересованности в вопросах чему и как учить.

Понятно, что вузы подключаются к этому процессу медленнее и тяжелее. Участие в программе «Приоритет-2030» требует изменения структуры дополнительного образования (ДО). Главные вызовы, на которые необходимо реагировать, – это достижение гибкости, мобильности и повышения заинтересованности участников образовательного процесса.

Требуется ввести не свойственные университету доселе структурные подразделения: маркетинговый и тендерный отделы, колл-центр. Необходимо расширить функционал отдела ДО, а именно заняться исследованием рынков и научиться учитывать их тенденции. Есть и ещё одна, не менее сложная задача – подобрать профессиональные кадры на новые во всех отношениях рабочие места.

Перспективной, по нашему мнению, остается постоянная работа по модернизации и повышению конкурентоспособности программ. В 2020 году в ТПУ разработали 56 новых профессиональных программ для рынка ДО. Все остальные – более 330 – были модернизированы с учетом реалий и новых трендов.

– (3) Изменения в отношении использования потенциала вузов в качестве ресурса повышения квалификации (ПК) и профпереподготовки (ПП) незанятых, пенсионеров, предпенсионеров, многодетных матерей и даже школьников стали очень заметными в 2019 году.

Смена роли государства на активного участника рыночного процесса, а также определение места вуза как одного из главных игроков на этом поле расширили кругозор университета. Такой механизм обозначил переход от некой элитарности и отстраненности высшего образования к решению практических и прагматических задач социума, способствовал большему вовлечению вузов к поиску ответов как на долгосрочные перспективные, так и актуальные экономические и политические вызовы, стоящие перед государством и обществом.

– (4) Усиление взаимодействия с партнерами не проходит гладко. Малые и средние предприятия далеко не по всем параметрам и не всегда могут участвовать в подобного рода сотрудничестве. Например, большие сложности при формировании групп для крупного вуза представляют точечные заказчики: собрать группу не всегда возможно и рентабельно под одного-трёх человек.

Заказчиками программ ДПО вуза являются преимущественно предприятия-гиганты отрасли и региона. Наши партнеры – госкорпорации и дочерние предприятия компаний «СИБУР», «Росатом», «Газпром», организации ракетно-космической промышленности, предприятия «Информационные спутниковые системы», «НПЦ «Полюс», компании «Роснефть», «Томская генерация».

Свои плюсы принес и локдаун: резко возросла лояльность потенциальных заказчиков и преподавательского состава к дистанционному формату. Рост за 2020 год от числа всех программ составил 89%.

В этом же году вуз продолжил работу по нацпроектам «Демография» и «Кадры для цифровой экономики». Преподаватели школы инженерного предпринимательства ТПУ – всего более 1,5 тыс. человек – участвовали в создании на базе Университета Иннополис опорного образовательного центра по направлениям цифровой экономики: разрабатывали новые учебные программы и готовили команды тьюторов и трекеров.

В свою очередь, преподаватели инженерной школы информационных технологий и робототехники вуза совместно с ТГУ в сетевой форме с применением ЭО и ДОТ реализовывали программы ДПО. По новым программам – например, «Исследования и разработки в IT», «Передовые технологии в сфере образования и образовательных услуг» – обучили 2 тыс. человек.

– (5) Трудоустройство слушателей оказалось для нас сложной и не совсем понятной задачей, тем более требования периодически менялись. Конечно, это новый вызов для вуза, и четкого видения ситуации на данный момент нет. Однако нас поддерживают администрация Томской области в лице департамента труда и занятости населения и федеральный оператор – Томский государственный университет. Мы получаем дополнительные ресурсы для систематизации работы и дополнительные инструменты контроля качества обучения и набора слушателей. Набор ведется через ТГУ, а вуз уже зачисляет их на программы. Надеемся, большинство закончивших обучение слушателей придет с целью найти новую работу благодаря новым знаниям и компетенциям, полученным у нас.

Особенность технического вуза – небольшой набор программ социальной направленности. В основном они несут социально-технологический характер и по таким направлениям подготовки, как «Техносферная безопасность», «Террористическая угроза» и «Противодействие коррупции», мы считаем себя лидерами.

– (6) Опыт здесь скудный, и вопросов больше, чем ответов. Не наблюдается пока конкретных изменений в законодательстве, при этом в рамках нацпроектов четко определена сетевая форма взаимодействия. Совместная деятельность является эффективным способом реализации дополнительных образовательных программ (ДОП). И здесь у нашего вуза есть немалый опыт, необходимо только его отформатировать.

Так, в 2020 году по новым ДОП ТПУ, разработанным в рамках сетевого взаимодействия и построенным по модульному принципу, обучено порядка 2 тыс. слушателей. Всего же в рамках участия ТПУ в нацпроектах образовательных услуг оказано на сумму около 21 млн. рублей.

Мы всегда готовы к сетевому взаимодействию как на уровне региона, так и в рамках межрегионального партнерства, причем не только с образовательными организациями, но и с предприятиями и организациями реального сектора экономики, которые могли бы выступать площадками для профессиональных стажировок.

– (7) Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, в 2020 году по ДОП ТПУ обучались 8 580 слушателей, из них 5 207 – по программам ПК, 518 – по программам ПП, 439 – по программам обучения рабочим профессиям, 2 416 – по общеобразовательным программам. Увеличилась почти в два раза, по сравнению с 2019 годом, доля ДОП в области образования: по 36 программам профессиональной подготовки мы обучили 2 814 педагогических работников.

В 2020 году ТПУ представил 89 новых ДОП, реализуемых с использованием электронных технологий обучения: с частичным отрывом и без отрыва от работы, в очно-заочной и заочной формах, с использованием технологий дистанционного обучения. Заказчиками выступили такие крупные организации, как, например, Сибирский инженерно-аналитический центр, Сибирская генерирующая компания, компания «Транснефть». Общее количество слушателей, прошедших обучение по 132 программам с использованием ДОТ, составило более 1,3 тыс., что на 62% больше, чем в 2019 году.

Хочется поделиться опытом молодой команды школы инженерного предпринимательства по привлечению внимания и продвижения на платформе TikTok. Молодые преподаватели и группа студентов разбавили ставшую скучной жизнь во время локдауна сьемками роликов про будни обучающихся. Ажиотаж в СМИ вокруг методов продвижения ТПУ на новой платформе был довольно большой, хотя алгоритм выбора и признания публикой тем роликов не понятен до сих пор.

– (8) Дополнительные образовательные программы ТПУ поддержаны кадровым потенциалом высококвалифицированных ППС из числа сотрудников и представителей предприятий и организаций реального сектора экономики. Это у нас всегда считалось приоритетом. Нельзя осуществлять качественную ДОП в отрыве от качественных кадров, её реализующих. Тому свидетельство – большой интерес заказчиков к программам инженерной деятельности вуза.

В 2020 году завершено обучение по эксклюзивной программе ПП «Chemical Engineering» для специалистов СИБУРа. В ней были задействованы высококвалифицированные преподаватели ТПУ, ТГУ и Миланского университета. Разработаны также уникальные программы совместно с компанией «Росатом» для обучения специалистов атомной промышленности из Боливии.

Ежегодно руководство ТПУ уделяет особое внимание повышению квалификации сотрудников, и ППС в частности. Так, более 30% преподавателей участвуют в реализации ДОП вуза.

Система повышения квалификации сотрудников университета – это непрерывное совершенствование и развитие компетенций. В 2020 году в рамках мероприятий по подготовке к аккредитации в ТПУ было реализовано более 200 программ ДПО, из них 126 – с применением ЭО и ДОТ. Более чем по 350 программам ПК и ПП обу­чены свыше 1,1 тыс. научно-педагогических работников (НПР).

В том же 2020 году 28 НПР ТПУ прошли стажировку на предприятиях реального сектора экономики, а также в российских и зарубежных научных организациях. Это компании «Информационные спутниковые системы», «Газпром», «Сургутнефтегаз», госкорпорация «Роскосмос», Сибирский химический комбинат, Сколковский институт науки и технологий, Миланский политехнический университет.


[1] Подробнее psal.ru/assets/files/government-docs/2021-03-30/1-3-poryadok-predostavleniya-grantov-30032021.pdf.
[2] См. интервью министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольги Петровой телеграм-каналу «НОП – Лаборатория непрерывного образования».
[3] По результатам реализации второго (заключительного) этапа ФП «Новые возможности для каждого».

Наверх