Подготовка кадров для инновационной экономики. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Подготовка кадров для инновационной экономики

НГЛУ им. Н.А. Добролюбова – лидер лингвистического образования страны

У Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова много конкурентных преимуществ. Вуз выпускает штучных специалистов, способных решать глобальные задачи в условиях неопределенности. Реализует индивидуальные образовательные траектории и участвует в масштабных проектах федерального значения. О факторах успеха, текущей трансформации и прорывных практиках подготовки кадров будущего рассказывает ректор вуза Жанна НИКОНОВА.

НИКОНОВА Жанна Викторовна

Ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, доктор филологических наук, профессор

woman avatar

– Жанна Викторовна, миссия НГЛУ им. Н.А. Добро­любова – формирование и развитие высокоинтеллектуального человеческого капитала страны, подготовка квалифицированных кадров с международными компетенциями. Какие задачи решаются для достижения этой цели? Что вы можете сказать о ключевых факторах успешного развития вуза?

– Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова – до 1994 года Нижегородский (Горьковский) институт иностранных языков – вуз, имеющий более чем столетнюю историю служения отечественному образованию.

Выпускники всегда славились высоким уровнем профессиональной подготовки и по праву составляли и составляют интеллектуальную элиту страны. Это и высококлассные переводчики службы Президента РФ, представительств МИД, ООН и Европейского суда по правам человека, квалифицированные учителя иностранных языков, сотрудники и руководители образовательных организаций всех уровней, департаментов и отделов международных связей во всех регионах РФ, иностранных компаний, туристических и PR-агентств в России и за рубежом, учреждений культуры, IT-компаний, предприниматели. Не удивительно, что бывшие наши студенты успешно осваивают не только смежные области знаний, но и разные виды творчества. Об этом свидетельствуют, например, истории успеха известных всему миру тенора Сергея Ларина и кинорежиссера Алексея Балабанова.

Выпускников вуза объединяет высокий профессионализм, творческий подход к делу, способность осваивать новые области знаний, решать сложнейшие профессиональные задачи и совершенствоваться в течение всей жизни. Таких специалистов могут готовить только обладающие подобными качествами преподаватели. И в этом отношении нужно сказать, что коллектив НГЛУ – особый, трепетно относящийся к традициям и нацеленный на разработку и внедрение инноваций, позволяющих поднять качество лингвистического образования в России на мировой уровень.

Именно усилия коллектива позволяют университету сохранять лидирующие позиции среди вузов РФ. Ежегодно НГЛУ входит в топ‑20 по качеству бюджетного приема, а по направлению подготовки «Педагогическое образование» по итогам 2020 года даже вошли в тройку лидеров. Такие результаты свидетельствуют о наличии в вузе слаженной системы качества, основанной на принципах опережающего обучения.

С 1917 года университет выстраивал свою научно-образовательную политику в соответствии с потребностями государства и общества. И сегодня ключевые задачи и направления деятельности НГЛУ, отраженные в программе стратегического развития университета, ориентированы на определенные Президентом РФ до 2030 года национальные цели.

Одна из главных задач – обеспечить глобальную конкурентоспособность и доступность образовательных программ НГЛУ за счет расширения линейки инновационных программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, в том числе на иностранных языках. В этом году идет набор на более 10 новых программ: «English for Cross-cultural Communication», «English Language Tutoring», «Applied Philology», «Linguistic Support of Export Activities», «Digital Pedagogy in Language Teaching», «Всемирная литература: практика работы с текстом» (с модулями на английском языке), «Китайский язык и методика его преподавания» и другие. Большая часть этих образовательных программ построена на принципах междисциплинарности.

Внедрение модели цифрового университета – ещё одно приоритетное направление развития вуза. В 2020-2021 учебном году модернизирована цифровая академическая среда для обучения российских и иностранных студентов. Для преподавателей и сотрудников разработана образовательная платформа, организованы курсы цифровой грамотности. Это обеспечило качество овладения цифровыми компетенциями 100% преподавателей и сотрудников и позволило создать собственные образовательные онлайн-продукты, цифровые сервисы, эффективно внедрить их в полном объеме в образовательное пространство НГЛУ.

raex

Что касается стратегических задач развития НГЛУ до 2025 года, одной из них, безусловно, является обеспечение индивидуализации ВО и развитие системы индивидуальных профессиональных и надпрофессиональных треков студентов для построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций. Индивидуализация лингвистического образования всегда была основной характеристикой деятельности НГЛУ, однако новое время требует новых подходов. На современном этапе индивидуализация образования в НГЛУ охватывает бóльший круг задач, направленных, в первую очередь, на подготовку кадров, способных работать на передовом рубеже исследований и решать глобальные задачи в условиях неопределенности, адаптируясь к потребностям российской экономики. Это требует от выпускников не только энциклопедических знаний в профессиональной области и глубокого владения основами межкультурной коммуникации, но и наличия многих надпрофессиональных навыков, позволяющих решать самые сложные задачи в интересах повышения глобальной конкурентоспособности России. В этой связи НГЛУ постоянно модифицирует содержание и форму основных и дополнительных образовательных программ в соответствии с потребностями рынка труда.

С 2020 года во все ООП НГЛУ включено изучение не менее трех иностранных языков. Первым языком выпускники овладеют в совершенстве, на уровне С1/С2 по европейской шкале оценки языковых компетенций. Вторым – на уровне В2, не требующем глубокого знания профессиональных терминов. Хорошие навыки устной и письменной речи и использование словаря при работе со сложными текстами – это параметры изучения третьего иностранного языка (уровень В1), который студент выбирает самостоятельно из 16 преподаваемых в университете.

Выбор чрезвычайно широк. Например, в языковой линейке НГЛУ представлены тайский, венгерский, сербский, хорватский и другие редкие языки, владение которыми существенно повышает востребованность выпускников. Сквозные модули исследовательских, цифровых и других надпрофессиональных компетенций, организуемые университетом международные и межрегиональные практики позволяют выстраивать для студентов и аспирантов индивидуальные научно-образовательные траектории и получать штучных специалистов.

Способствует этому также сформированная многими поколениями студентов и преподавателей корпоративная среда, постоянно развивающаяся на принципах плодотворного сотрудничества, международной кооперации и участия НГЛУ в профессиональных сообществах мирового уровня для продвижения национальных интересов РФ. Научные результаты и лучшие практики НГЛУ в сетевых проектах также направлены на реализацию миссии университета. Богатый международный опыт в области научно-образовательного партнерства дает основание для дальнейшего устойчивого развития вуза как лидера лингвистического образования страны.

По образу элитного европейского вуза

– Согласно стратегии развития НГЛУ, к 2025 году университет должен закрепить лидирующие позиции в России и мире. Как бы вы охарактеризовали конкурентные преимущества вуза на текущий момент, которые позволяют рассматривать НГЛУ как драйвер социально-экономического развития региона и страны в целом?

– Качество образования – самое главное конкурентное преимущество НГЛУ. Даже в СССР иняз закрытого города Горького выпускал специалистов с высочайшим уровнем владения иностранными языками. До настоящего момента университет продолжает занимать высокие позиции в различных рейтингах качества организаций высшего образования. В рейтингах Благотворительного фонда Владимира Потанина вуз фигурирует много лет. В 2020 году университет вошел в топ-5 РФ по наличию инновационных магистерских программ, созданных в сотрудничестве с зарубежными партнерами. НГЛУ находится на 16-й строчке согласно результатам в 2020 году мониторинга качества приема в вузы НИУ ВШЭ. Ниже оказались многие столичные и питерские вузы. В 2021 году НГЛУ попал в топ-100 лучших вузов по версии Forbes, заняв 78-е место среди российских вузов и войдя в пятерку лучших нижегородских университетов. Лидерство в рейтингах – это следствие целенаправленных усилий по повышению качества профориентационной работы со студентами-первокурсниками, которые активно интегрируются в образовательное пространство ещё на этапе подготовки к поступлению через комплекс образовательных проектов, предназначенных для школьников (предуниверсарий, онлайн-лицей, летние и зимние языковые школы).

Отличительная черта и также безоговорочное преимущество НГЛУ – его камерность. Наш университет сравним в этом отношении с элитными европейскими университетами, куда сложно поступить даже за деньги. Явным плюсом такого вуза является персонализация обучения. Преподаватели держат студентов в поле зрения в течение всего дня, и по факту речь о штучной подготовке специалистов независимо от того, идет образовательный процесс офлайн или онлайн. Кроме того, направления подготовки НГЛУ включают не только традиционные ООП по подготовке учителей иностранных языков, филологов и переводчиков, но и специалистов в области международных отношений, зарубежного регионоведения, международного менеджмента, мировой экономики, государственного и муниципального управления. Объединяет эти программы лингвистическое ядро: выпускники всех направлений подготовки знают не менее трех иностранных языков, поэтому наш университет и называется лингвистическим. Для выпускников же нелингвистических направлений подготовки хорошее знание иностранных языков и основ межкультурной коммуникации является явным конкурентным преимуществом.

Также НГЛУ предоставляет каждому студенту возможность получить ДПО, что обеспечивает вариативность и индивидуализацию образовательного пространства. Наличие в вузе ИОТ, дополнительных модулей и практико-ориентированных мероприятий высоко оценивают работодатели.

 

Нацпроект как точка роста

– В 2019-2020 учебном году университет успешно реализовал проект «Непрерывное образование для взрослых в сфере языка» в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого». Какие новые возможности и эффективные решения удалось осуществить? Какие выводы относительно дальнейшего развития непрерывного образования в университете были сделаны?

– Участие в этом проекте позволило определить новые ориентиры развития вуза как центра непрерывного образования по гуманитарным направлениям подготовки региона и страны в целом. Обеспечить расширенные возможности для непрерывного обновления российскими гражданами своих профессиональных навыков, а также их карьерного роста. В 2019 году более 2 тыс. специалистов Нижегородской области прошли обучение по модульным ДОП языковой подготовки по английскому, немецкому и французскому языкам в области экономики, менеджмента и права. В 2020 году численность слушателей увеличилась в полтора раза: 3,1 тыс. обучены по 28 языковым программам ПК, предназначенным для специалистов в сферах техники, экономики, менеджмента, права, медицины, социальной деятельности и образования из 62 регионов страны.

Для НГЛУ участие в масштабных нацпроектах – точка роста и начало колоссальной трансформации системы непрерывного образования университета, главными принципами которой стали практикоориентированность и индивидуализация. Сейчас в вузе создаются и реализуются прогрессивные авторские образовательные продукты, ориентированные на непрерывное развитие детей, студентов, взрослых.

 

Цифра-педагог и геймификация образования

– Анализ итогов обучения взрослых – 2020 показал возросшую значимость методов и форм повышения квалификации и переподготовки, качества, структуры соответствующих программ, менеджмента учебного процесса в целом. Какую характеристику вы могли бы дать реализованным в отношении этих аспектов трансформациям?

– Сегодня в университете концептуально поменялись подходы к организации непрерывного обучения. Пандемия стала для всех точкой бифуркации, когда пришло осознание того, что традиционная система образования должна быть кардинально оптимизирована. Главным образом – в области EdTech-решений.

Современное образование находится на стыке с IT-технологиями, что требует от университета не только трансформации организационных форм, но и значительных изменений в содержании программ, в первую очередь – в рамках дополнительного образования. Чтобы сохранить и усилить свои позиции на рынке услуг непрерывного образования, институт непрерывного образования НГЛУ разработал новые дополнительные образовательные программы в соответствии с потребностями разновозрастного населения в приобретении современных компетенций. Среди специалистов образовательной сферы большой популярностью пользуются курсы ПК и ПП, связанные с цифровыми дидактическими компетенциями: «Геймификация в образовании», «Визуализация в образовании», «Тьютор цифровой образовательной среды», «Дизайн мышления универсального учителя. Цифра-педагог» и многие другие. В большинстве профессиональных областей остаются востребованными языковые коммуникативные компетенции. В области программ, формирующих навыки и умения коммуникации, университет имеет колоссальный опыт. Все курсы этой линейки обновлены и включают инновационные составляющие, актуальные для специалистов в области современного профессионального общения. Отдельно стоит отметить, что среди всего контингента слушателей курсов дополнительного образования ключевыми потребителями являются школьники, которые проявляют огромный интерес не только к языковым программам, но и к образовательным курсам по проектной деятельности. Все детские и подростковые программы ориентированы на формирование личности будущего, построены на современных педагогических технологиях: сотрудничества, геймификации, развития критического и проектного мышления, кейс, других. Кроме того, ключевой характеристикой трансформации в системе непрерывного образования является развитие онлайн-обучения, что также позволило расширить контингент иностранных слушателей и привлечь к организации образовательного процесса большое количество зарубежных коллег, партнеров.

Слушателей курсов – втрое больше

– Эффективность реализации стратегии развития НГЛУ в пандемийном году подтверждена увеличением численности слушателей курсов. Как удалось достичь такого результата, да еще и в столь непростых условиях? Что вы можете сказать о финансовой политике вуза в отношении развития lifelong learning?

– Действительно, для университета 2020 год был переломным, а настоящим стресс-тестом стала реализация дополнительных образовательных программ. В период самоизоляции 100% курсов перевели в онлайн-формат, однако весь контингент слушателей сохранили благодаря самоотверженной работе ППС и команды института непрерывного образования. В кратчайшие сроки для преподавателей была разработана образовательная платформа для цифровой и методической поддержки по организации онлайн-занятий, предложены экспресс-курсы по овладению цифровыми компетенциями. Организационно-техническая помощь оказывалась и слушателям курсов, многие из которых не были готовы к цифровому взаимодействию с педагогом.

В дальнейшем для обеспечения гибкости образовательной среды в университете стали внедряться практики смешанного обучения, что потребовало разработки нового алгоритма дидак­ти­ческого поведения преподавателя и овладения ППС новыми цифровыми дидактическими компетенциями. Ключевым моментом обеспе­чения и сохранения качества дополнительных образовательных услуг стало усовершенствование информационно-технической базы университета. Это позволило также увеличить количество слушателей в 2020 году до 8 тыс. – в три раза, по сравнению с 2019 годом.

Сегодня не у всех российских граждан есть возможность оплачивать дополнительные образовательные услуги, поэтому университет реализует очень гибкую финансовую политику по отношению к развитию системы непрерывного образования. Это отражается в организации открытых образовательных проектов, в рамках которых слушатели разных возрастов имеют доступ к бесплатному образовательному контенту. Например, в 2020 году реализован масштабный проект для социальных сетей #УчимЯзыкиДомасНГЛУ – бесплатные краткосрочные видео-курсы по английскому, немецкому, французскому, китайскому и русскому языкам для взрослых и детей. С 2019 года НГЛУ реализует бесплатный образовательный проект для школьников «Предуниверсарий», через содержание которого современные подростки пробуют себя в разных профессиях, а преподаватели-кураторы помогают им выстраивать индивидуальные образовательные и профессионально ориентированные маршруты. В 2020-2021 годах в сотрудничестве с Региональным центром выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега» НГЛУ стал инициатором еще одного образовательного проекта «Онлайн-лицей», предназначенного для школьников десятых-одиннадцатых классов. Участвуя в проекте, школьники бесплатно изучают один из иностранных языков: английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, китайский или японский.

Гибкий подход вуза к развитию направления lifelong learning также реализуется через доступную ценовую политику и комплекс мероприятий лояльности – предоставление скидок разным категориям граждан и предложение дополнительного бесплатного образовательного контента в сочетании с платными услугами.

 

Баланс микро и макро

– Микрообучение называют образовательным форматом, во многом меняющим взгляд на систему lifelong learning. В этой связи очень интересна деятельность НИЛ инновационной лингводидактики «Учитель будущего». Среди авторских инновационных разработок сотрудников лаборатории технологии иноязычного микрообучения «Micro-learning in Foreign Language Teaching» – курсы повышения квалификации «Micro-learning в обучении школьников иностранным языкам». Хотелось бы узнать о результатах этих проектов. Согласны ли вы с мнением, что если университеты не будут использовать микрообучение, то проиграют конкурентную борьбу с другими участниками рынка?

– В молниеносном темпе жизни современный человек все чаще выбирает микрообучение, в то время как макрообучение уходит на второй план. Востребованность краткосрочных образовательных курсов понятна: в условиях отсутствия времени и перенасыщения информацией слушатель в сжатые сроки способен освоить необходимые компетенции. В то же время быстрые курсы могут выступать инструментом вовлечения обучающегося в более объемные ОП, поэтому технология микрообучения должна активно использоваться на базе университета в качестве оперативной перезагрузки или инструмента освоения миниобразовательного контента. При этом качество деятельности очень часто зависит от объема информации и накопленного опыта в рамках более долгосрочного образовательного взаимодействия, что может быть обеспечено только форматом макрообучения. Именно рациональный баланс обеих форм через понимание, в каких случаях микрообучение оправдано и обеспечивает достижение эффективных результатов, позволяет сохранить вузу свои сильные позиции и успешно конкурировать на рынке образовательных услуг.

Реализации этой задачи способствует деятельность университетской научно-исследовательской лаборатории инновационной лингводидактики «Учитель будущего», разработки которой внедряются в образовательные практики школ, ссузов, вузов и учреждений дополнительного образования. Одним из направлений является исследовательская работа в области микрообучения школьников, студентов и взрослых. Лаконичная визуализация дидактического контента, элементы геймификации, ограниченность объема презентуемого учебного материала, сжатость по времени, активная переключаемость на разные виды образовательного взаимодействия являются ключевыми характеристиками использования технологии микрообучения в лингвистическом образовании.

Результаты исследования и использования такой практики внедрены в краткосрочные курсы повышения квалификации НГЛУ для педагогических работников, которые также заинтересованы в быстром овладении инструментами работы с новым поколением.

Процессы реформации, затрагивающие научно-образовательную и социально-культурную среду университета, позволяют сохранять и преумножать накопленный опыт и традиции классического гуманитарного образования в сочетании с прорывными практиками подготовки кадров будущего и тем самым усиливать лидирующие позиции вуза как акселератора развития региона и страны в целом.

 

Беседовала Людмила СУЛЬДИНА.

Наверх