В повестке вызовов цифровой трансформации. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

В повестке вызовов цифровой трансформации

Модернизация образовательных программ в области IТ на базе ИКТИБ ЮФУ

Цифровая трансформация требует пристального внимания к подготовке IТ-специалистов, особенно в части формирования компетенций, ориентированных на сквозные технологии[1]. Если учесть, как быстро эти технологии развиваются, возникает вопрос об обеспечении актуальности содержания ОП высшего образования, а также степени гибкости компетентностной модели выпускника IT-направлений.

Об авторе

фото ВЕСЕЛОВ Геннадий Евгеньевич

ВЕСЕЛОВ Геннадий Евгеньевич

Директор института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог), доктор технических наук, доцент

От шаблонов
к массовой кастомизации ОП

Актуализированные ФГОС ВО значительно повысили релевантность образовательных услуг требованиям и запросам рынка труда, предоставив вузам возможность самостоятельно определять обязательные профессиональные компетенции выпускников по направлению подготовки или специальности, в том числе отдельно для каждого года приема. Однако для такой динамично развивающейся сферы, как информационные технологии, временной интервал между утверждением ОП и выходом выпускника на рынок труда может оказаться критическим.

Принимая во внимание этот факт, команда института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета выступила с инициативой разработки собственного образовательного стандарта высшего образования. На основе этого стандарта можно корректировать результаты освоения ОП или даже вводить совершенно новые результаты с учетом тех изменений, которые произошли в отрасли на момент реализации программы, позволяя формировать у обучающихся наиболее актуальные и востребованные компетенции, ориентированные в том числе на сквозные технологии.

Такую гибкость в формировании пула результатов освоения ОП обеспечивает набор вариативных профессиональных компетенций (ВПК). ВПК формулируются исходя из тенденций развития техники и технологий, актуальных на момент их изучения, в контексте направлений научных исследований, проводимых ведущими специалистами ИКТИБ и партнерами института из числа подразделений ЮФУ, университетов, исследовательских центров России и мира, с которыми сотрудничает институт. Кроме того, учитываются запросы стратегических партнеров – ведущих предприятий IT-сферы, требования профстандартов и стандартов WorldSkills, а также новые требования к результатам обучения, которые формулируют ведущие институты, занимающиеся прогнозированием технического и технологического развития, изменений рынка труда, разработкой атласов профессий будущего (например, Национальная технологическая инициатива, Агентство стратегических инициатив).

Формирование каждой ВПК предусмотрено в рамках самостоятельного модуля и сопровождается необходимыми методическими материалами, что позволяет включать этот модуль в любую ОП, разработанную по образовательному стандарту ЮФУ. Благодаря этому в процессе обучения студент может эффективно выстраивать собственную профессиональную траекторию развития, поскольку выбирает ВПК обучающийся самостоятельно, исходя из персональных предпочтений личностного и профессионального развития (см. рис. 1).

Концепция образовательного стандарта ЮФУ раскрывает идею массовой кастомизации ОП: поступая на одну программу, все обучающиеся имеют возможность завершить её с персональными профессиональными компетенциями. Здесь речь идет не о наборе элективных дисциплин, участвующих в формировании одинаковых компетенций, а о модулях, обеспечивающих профилизацию посредством различия в результатах освоения ОП. Индивидуальная образовательная траектория студента затрагивает не только отдельные компоненты программы, но и преобразовывает её до уровня производственной практики и ГИА.

Интеграция сквозных технологий в содержание магистерских ОП

Начиная с 2020 года все программы в области математического образования, инженерного дела, технологий и технических наук уровня бакалавриата, специалитета и магистратуры ИКТИБ ЮФУ разрабатывает и реализует в соответствии с новыми образовательными стандартами ЮФУ. В марте 2021 года была впервые апробирована практика выбора ВПК обучающимися программ магистратуры.

Для магистерских программ формирующий ВПК модуль составляет 13 зачетных единиц и включает 2 дисциплины. Магистранты приступают к освоению модуля в третьем семестре, получив на первом курсе обучения необходимый образовательный бэкграунд.

В 2021 году пул ВПК для магистрантов включает четыре компетенции.

ВПК-1.Способен принимать меры по обеспечению защиты информации в информационных системах и оценивать уровень защищённости информации в таких системах в процессе их эксплуатации.

ВПК-2. Способен создавать и исследовать решения различного назначения на базе технологии блокчейн.

ВПК-3. Способен разрабатывать стратегию и управлять процедурами тестирования с целью выявления дефектов и повышения качества программного продукта.

ВПК-4 (реализуется на английском языке). Способен осуществлять системную интеграцию информационных систем предприятий.

По результатам выбора магистрантами предложенных ВПК 11 магистерских программ трансформировались в 28 индивидуальных ОП, учитывающих реальные потребности студентов в формировании персональных результатов обу­чения. Например, реализуемая в рамках направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» магистерская программа «Интеллектуальные системы» трансформировалась в четыре ОП, каждая из которых будет включать модуль одной из ВПК. При этом все обу­чающиеся данной ОП освоят две обязательные компетенции.

ПК-1. Способен руководить процессами разработки математического и программного обеспечения, разработки и архитектуры интеллектуальных информационных систем, анализировать и разрабатывать требования к интеллектуальным информационным системам.

ПК-2. Способен проводить научно-исследовательскую работу в области интеллектуальных информационных систем.

Таким образом, в 2022 году завершившие обучение по этой магистерской программе освоят четыре компетентностные модели.

Проявленный магистрантами интерес к корректировке своей компетентностной модели, соответствующей персональным потребностям профессионального развития, демонстрирует необходимость дальнейшего совершенствования технологии индивидуализации обучения. Безусловно, здесь требуется использование дополнительных ресурсов для разработки и сопровождения индивидуальных ОП. С целью оптимизации этих ресурсов институт разрабатывает автоматизированную систему проектирования индивидуальных ОП, запуск которой планируется к началу нового учебного года.

 

[1] Большие данные, машинное обучение и искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность, робототехника, блокчейн, интернет вещей, технологии 5G, квантовые и новые производственные технологии.

Наверх