Новые грани вариативности образования. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Новые грани вариативности образования

В марте Южный федеральный университет принял собственные образовательные стандарты в области компьютерных технологий и информационной безопасности

Иной формат решения ключевых задач в ЮФУ, заложенный в собственных образовательных стандартах, призван обеспечивать качество образования, опираясь на междисциплинарность, индивидуализацию, а также прямое соответствие контента профессионального блока актуальным и перспективным запросам рынка труда. На основе такого подхода институтом компьютерных технологий и информационной безопасности вуза отредактированы все программы приема – 2020 в области современных компьютерных технологий, инженерии и информационной безопасности уровня бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Об авторе

фото ВЕСЕЛОВ Геннадий Евгеньевич

ВЕСЕЛОВ Геннадий Евгеньевич

Директор института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог), доктор технических наук, доцент

Подготовка специалистов в условиях регламентированных норм

Сфера информационных технологий является сегодня самой интенсивной в своем развитии. Практически каждый день появляются новые элементы, полностью меняющие представление о методах, средствах и технологиях. Вхождение в нашу жизнь таких технологий, как облачные вычисления, большие данные, машинный интеллект, блокчейн, квантовые технологии, интернет вещей и прочих, требует постоянного пересмотра программ подготовки относительно изучения и освоения новых парадигм и решений.

Утвержденные большей частью в 2015 году, федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения определяют строгий набор видов профессиональной деятельности выпускника, а также необходимых компетенций с возможностью их дополнения специальными, не выходящими за рамки выбранных видов деятельности. Возможные варианты индивидуализации образования заключаются, главным образом, в выборе вариативных и факультативных дисциплин, тематики проектной деятельности, курсовых и научно-исследовательских работ, а также тем и форм выпускной квалификационной работы. Однако, несмотря на вариативность содержательных элементов образовательной программы, перечень компетенций всех выпускников одинаков и определен на основе запросов рынка труда пяти­летней давности.

Актуализированные с учетом требований профессиональных стандартов, ФГОС предоставили образовательным организациям право само­стоятельно определять набор обязательных профессиональных компетенций в рамках направ­ления подготовки или специальности. Тем не менее набор результатов освоения образо­вательных программ по-прежнему определяется единожды за несколько лет до предстоящего выхода выпускников на рынок труда.

Как показывает практика, для такой динамичной отрасли, как IT, подобный временной разрыв может стать критическим (рис. 1).

Необходимо также учитывать, что высокие темпы цифровизации практически всех сфер дея­тельности, определяющие перспективы трансформации сущностной природы многих профессий, требуют от специалистов информационно-коммуникационных технологий наличия междисциплинарных знаний, способных обеспечить эффективную работу в любой или, наоборот, в конкретной отрасли. Подготовка цифрового лингвиста или разработчика киберпротезов требует междисциплинарного подхода и выходит за рамки ФГОС ВО по одной специаль­ности или направлению.

Концепция образовательного стандарта ЮФУ

Принимая во внимание эти факторы, институт компьютерных технологий и информационной безопасности (ИКТИБ) университета выступил с инициативой разработки собственного образо­вательного стандарта высшего образования. Цель – реализовать возможность корректировать результаты освоения образовательной программы или даже вводить совершенно новые результаты с учётом изменений, произошедших в отрасли на момент реализации программы. Именно так можно формировать у обучающихся наиболее актуальные и востребованные компетенции.

Эту гибкость в формировании пула результатов освоения образовательной программы обеспечивает набор вариативных профессиональных компетенций (ВПК). Они сформулированы исходя из тенденций развития техники и технологий, актуальных к моменту их изучения, направлений научных исследований, которые проводятся ведущими специалистами ИКТИБ и партнерами института – к их числу относятся и подразделения Южного федерального университета, и университеты, исследовательские центры России, мира. Учтены, безусловно, запросы стратегических парт­неров – ведущих предприятий IT-сферы, требования профстандартов и стандартов WorldSkills. Во внимание приняты новые требования к результатам обучения, формулируемые ведущими экономическими институтами – такими, как Национальная технологическая инициатива, Агентство стратегических инициатив и другие, – занимающимися прогнозированием технического и технологического развития, разработкой атласов профессий будущего и прогнозированием изменений рынка труда (рис. 2).

 

При определении вариативных профес­сиональных компетенций рабочей группой утверждаются направления подготовки и специальности, для которых эти компетенции актуальны. Это позволяет проследить векторы междисциплинарного образования. Так, в магистерских программах по направлениям подготовки «Прикладная математика и информатика», «Информатика и вычислительная техника», «Программная инженерия», «Прикладная информатика», «Системный анализ и управление» предусмотрены ВПК 2020 года по обеспечению защиты информации и информационных систем в процессе их разработки и эксплуатации. Подготовка бакалавров по программе «Информационно-управляющие системы кораб­лей и подводной робототехники» направления «Корабельное вооружение» включает на данный момент ВПК по разработке гидро­акустических систем и приборов, съему и обработке гидро­акустических сигналов (рис. 3).

Формирование каждой вариативной профессиональной компетенции предусмотрено в рамках самостоятельного модуля и сопровождается необходимыми методическими материалами, что позволяет эффективно включать этот модуль в любую образовательную программу, разработанную по образовательному стандарту ЮФУ.

Однако эта гибкость в определении результатов освоения образовательной программы, инвариантность к частым изменениям ФГОС и упрощение разработки междисциплинарных программ выступают лишь инструментами в рамках концепции образовательного стандарта ЮФУ. Главная роль отведена самому обучающемуся с его личными интересами самосовершенствования и профессионального становления.

Образовательный стандарт основывается на возможности студента в процессе обучения формировать собственную профессиональную траекторию развития, выбирая вариативные компетенции исходя из персональных предпочтений личностного и профессионального развития. Поэтому, поступая на одну образовательную программу, все обучающиеся имеют возможность завершить её с персональными профессиональными компетенциями.

От индивидуальных траекторий к индивидуальным программам

Теперь речь идет не о наборе элективных дисциплин, участвующих в формировании одинаковых компетенций, а о модулях, обеспечивающих профилизацию посредством различия в результатах освоения образовательной программы. Индивидуальная образовательная траектория затрагивает не только уровень отдельных компонентов внутри программы, но преобразовывает ее до уровня производственной практики и государственной итоговой аттестации.

Такой подход к системной индивидуализации образования потребовал пересмотра алгоритма проектирования образовательных программ. Решение по обеспечению вариативности и персонификации результатов было найдено в разработке индивидуальных программ, уточняющих профиль в рамках направленности в соответствии с выбором студентом вариа­тивных ПК.

Разрабатывая образовательную программу для приема обучающихся, её руководитель изначально закладывает ВПК, которые, по его мнению, максимально отвечают актуальным запросам профильной отрасли. Однако студент может заменить эти ВПК на другие из утвер­жденного набора, и в этом случае будет пере­веден на индивидуальную образовательную программу.

Содержание индивидуальной программы повторяет содержание образовательной программы, на которую был зачислен обучающийся при поступлении. За исключением вариативных ПК и модулей, направленных на их формирование, а также программ практики и государственной итоговой аттестации, обеспечивающих оценку всех образовательных результатов в соответствии с индивидуальной образовательной траек­торией. К тому же студент имеет право освоить дополнительные ВПК сверх объёма образо­вательной программы в качестве факультативных дисциплин (рис. 4).

 

Точки роста и дополнительные возможности

Эффективная реализация концепции образовательного стандарта ЮФУ в области компьютерных технологий и информационной безопасности, ориентированной на развитие личностно-ориентированной образовательной среды, подразумевает высокую степень заинтересованности и осознанности в определении вектора профессионального становления. В этом вопросе, думается, ключевое значение приобретает организация дополнительных возможностей погружения студентов в профессиональную среду за рамками образовательной программы. Поэтому увеличение количества обучающихся, участвующих в хакатонах, олимпиадах, чемпионатных движениях, проектной деятельности студенческого конструкторского бюро, выступает одним из показателей эффективности деятельности руководителя образовательной программы и приоритетом для института.

Другой важный аспект – поиск новых форматов взаимодействия с профессиональным сообществом. Это позволит держать руку на пульсе и тонко определять тренды в подготовке специалистов, востребованных через год или пять лет.

Сейчас такая концепция образовательного стандарта постепенно внедряется в других областях знаний. Уже разработаны и утверждены стандарты ЮФУ в области образования и педагогики. Более интенсивное внедрение этой концепции требует существенной перестройки системы управления образовательным процессом в университете и разработки цифровых ресурсов для сопровождения этой деятельности.
 

 

Наверх