Инициативы развития университетов

Инициативы развития университетов

Как они повлияли на ландшафт и конкурентоспособность российского высшего образования

С 2006 года российским правительством финансировались крупные проекты по развитию университетов: инновационных образовательных программ; создания федеральных университетов и национальных исследовательских; инновационной инфраструктуры университетов; кооперации университетов и организаций реального сектора экономики; повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов и еще ряд не менее значимых, но менее объемных по финансированию. Последний из перечисленных можно отнести к инициативам превосходства университетов, которых в мире сейчас насчитывается более 40 в разных странах.
Каждый конкретный проект по развитию университетов имел свой стратегический ориентир и объективные измерители результата, достижение которых, как правило, приводило к необходимости трансформации разных сфер университетской жизни. Большинство измерителей выступают как интегральные характеристики, и университеты не имели возможности повлиять на них напрямую. Одним из таких интегральных измерителей часто являются рейтинги.
Сегодня в академическом сообществе на разных площадках идет активное обсуждение содержания новых проектов по развитию университетов, поиск новых ориентиров для совершенствования и эффективных измерителей их достижения.
Предлагаемая статья посвящена анализу преемственности проектов по развитию университетов, рейтингованию как инструменту измерения стратегического результата и его влиянию на университет.

КАРЕЛИНА Ирина Георгиевна
КАРЕЛИНА Ирина Георгиевна
Старший директор по стратегическому развитию Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», исполнительный директор ассоциации «Глобальные университеты», кандидат физико-математических наук, доцент.

ИНИЦИАТИВЫ государственной поддержки развития университетов в мировой практике часто называют «инициативами превосходства»[1]. Их резуль­таты наглядно демонстрируют, как за счет сочетания управленческого таланта, готовности к трансформации и ресурсов может вырасти исследовательский университет мирового уровня. При этом сфера высшего образования становится двигателем национального социально-экономического развития, влияет на реальное повышение качества жизни и благополучия людей.

Эксперты в области высшего образования единодушно отмечают, что за последнюю четверть века скорость фундаментальных изменений социума чрезвычайно высока[2]. Оставаясь консервативными системами, университеты вынуждены подстраиваться под скорость этих изменений, корректируя свои роли и среду, чтобы сохранять исследовательское и образовательное лидерство.

В 2020 году в копилку больших вызовов, стоящих перед человечеством, добавился COVID-19 и его последствия. Стресс-тест, который пережила мировая система образования в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, показал уровень способности к быстрой реакции на ситуацию систем образования разных стран и, в частности, университетов, в том числе российских[3]. На глобальном и национальном уровнях на первую позицию выдвинулся вопрос давно назревшей технологической революции в высшем образовании и его перехода к новому качеству. На уровне университетов обозначился разрыв между идеей университетской автономии и готовностью управленческих команд ее понимать, принимать и воплощать в жизнь.

Все это ведет к осмыслению новой стратегии развития высшей школы и необходимости освоения культуры стратегического планирования в российских университетах. По нашим экспертным оценкам, стратегия развития как осмысленный, разработанный с участием коллектива документ имеется не более чем у 15% университетов. Причем, как правило, в это количество входят университеты, которые прошли конкурсный отбор в нескольких проектах по развитию.

СИСТЕМА высшего образования развивалась в первой половине 90-х годов скорее спонтанно, чем системно, несмотря на принятие в 1992 году нового федерального закона «Об образовании». Вместе со сменой в стране экономических и социальных условий в высшей школе лавино­образно рос негосударственный сектор.

Стратегия развития как осмысленный, разработанный с участием коллектива документ имеется не более чем у 15% университетов. Причем, как правило, в это количество входят вузы, которые прошли конкурсный отбор в нескольких проектах по развитию.

Середина 90-х характеризуется диверсификацией высшего образования и потерей его значимости в сочетании с условным повышением престижа. В этот период «было неприлично» не иметь высшего образования. В связи с законодательной нормой, разрешившей создание частных учебных заведений, образовательная региональная сеть значительно расширилась, в том числе за счет филиалов вузов. Обозначился переход к массовому высшему образованию, что частично снимало остроту безработицы среди молодежи, но вместе с тем вело к нивелированию статуса диплома о высшем образовании. Согласно официальной статистике российского образования[4], общее количество вузов в России за десять лет – с 1990 до 2000 года – выросло почти в 2 раза (с 514 до 965). Сформировался и сектор негосударственных вузов, который к 2000 году насчитывал треть (358) от общего количества вузов, без учета филиалов. Их рост продолжался вплоть до 2012 года, когда по итогам мониторинга эффективности вузов Минобрнауки РФ начался процесс оптимизации вузовской сети.

К 2000-м годам обозначился поворот государственной политики в сторону изменений системы высшего образования. Несколько наиболее динамично развивающихся университетов того периода апробировали на практике различные бизнес-инструменты: например, создание систем менеджмента качества, стратегического планирования, в том числе с опорой на международный опыт. Это Томский политехнический университет, МИСиС, ЛЭТИ, Высшая школа экономики, Воронежский государственный университет и некоторые другие – всего не более 20. Руководство вузов задумалось и о необходимости стратегического развития и переформатирования своего понимания развития университета в системе высшего образования и в социально-экономическом пространстве в целом.

СТАРТ нового этапа развития высшего образования в России связывают с программой роста человеческого капитала в России[5], инициированной Президентом РФ осенью 2005 года. В неё вошли четыре приоритетных национальных проекта: «Образование», «Здравоохранение», «Жильё» и «Сельское хозяйство».

Приоритетный национальный проект «Образование»[6] стал масштабной программой глубокого реформирования, охватил разные уровни, но преимущественно был ориентирован на модернизацию школ. Непосредственно на систему высшего образования направлен проект создания и поддержки национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня, а также, частично, проекты стимулирования инноваций в сфере образования и поддержки талантливой молодежи. Участие в них впервые предусматривало конкурсные процедуры отбора университетских программ развития. Победители конкурсов получали финансовую поддержку, но при условии обязательного софинансирования на те же цели со стороны университетов.

К основным проектам по комплексному развитию университетов с определенными фокусировками на аспектах их развития можно отнести проекты инновационных образовательных программ, а также программ развития национальных исследовательских университетов, программ стратегического развития, создания федеральных университетов, программ повышения глобальной конкурентоспособности, программ опорных университетов.

ПЕРВЫЙ комплексный проект по развитию университетов стартовал в 2006 году в рамках направления «Стимулирование инноваций в сфере образования» приоритетного национального проекта «Образование»[7] конкурсом инновационных образовательных программ университетов[8] (часто используют сокращение – ИОП). Ориентир – создание новых и качественная трансформация уже существующих образовательных программ; их интеграция с научными исследованиями и инновационной деятельностью университета; внедрение новых форм организации образовательного процесса и применение информационных технологий для этих целей; освоение активных методов обучения и инновационных учебно-методических материалов, направленных на формирование у выпускников профессиональных, конкурентоспособных на современном рынке труда компетенций. При этом допускалась возможность изучения и использования опыта зарубежных университетов.

Государственное финансирование проекта планировалось на уровне 30 млрд. рублей (факти­чески – 25). Эти средства могли быть использованы вузами на закупку лабораторного оборудования, разработку и приобретение программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической учебной базы, повышение квалификации и профессиональную переподготовку научно-педагогического и другого персонала. Условия конкурса предполагали также софинансирование со стороны университета-участника проекта не менее 20% федерального гранта на те же цели.

По результатам конкурсных отборов для участия в проекте выделили инновационные образовательные программы (де-факто – программы развития) 57 университетов (на первом этапе 2006-2007 годов – 17 программ-победителей из 200 конкурсных заявок; на втором этапе 2007-2008 годов – соответственно 40 из 267). Университеты получили государственную субсидию в размере от 400 до 950 млн. рублей.

Стоит отметить, что в конце 90-х годов в университетах оставалось сильно устаревшее оборудование, закупленное еще в советское время, тогда как многие предприятия, для которых вузы готовили специалистов – прежде всего по инженерным специальностям, – были уже переориентированы на зарубежные технологии и соответствующее им оборудование. Поэтому, получив государственные гранты, большинство университетов сосредоточилось именно на обновлении материально-технической и лабораторной базы или на создании принципиально новых исследовательских лабораторий, направив на эти расходы от 70% до 90% грантовых средств. Отдельные университеты-участники проекта сделали ставку на модернизацию контента и организацию образовательного процесса, на развитие профессиональных компетенций преподавателей. Например, Высшая школа экономики, у которой на тот момент был явно выражен социально-экономический и гуманитарный профиль, большую часть гранта направила именно на эти статьи расходов.

Основными показателями мониторинга результатов ИОП в области образования являлись новые образовательные программы, специализации, программы повышения квалификации и учебно-методические комплексы дисциплин; разработка и внедрение гибких форм организации учебного процесса; вовлечение аспирантов и магистров в реальные исследовательские проекты, включая создание учебно-научных лабораторий и групп; создание малых инновационных предприятий и результатов интеллектуальной деятельности; связи подготовки студентов с реальным сектором экономики.

ВТОРОЙ значимый для переформатирования системы высшего образования проект, направленный на создание федеральных университетов, стартовал также в 2006 году. Ориентир – оптимизация региональных образовательных структур за счет реорганизации и/или объединения нескольких (от 3 до 7) вузов на соответствующих территориях (исключение составляет Балтийский федеральный университет, организованный на базе одного вуза). В результате в период с 2006 по 2014 годы вместо 40 вузов в системе образования сформировано 10 федеральных университетов. Кстати, 7 вузов из числа участников ИОП вошли в состав новых федеральных университетов.

Согласованные с программами социально-экономического развития федеральных округов и субъектов России, программы развития федеральных университетов (ФУ) рассчитаны на десятилетний период и направлены на интеграцию университетов в экономику и социальную сферу соответствующего субъекта РФ, поддержку национально-культурных особенностей, формирование единого образовательного, исследовательского и инновационного пространства территорий. Большинство мероприятий программ развития ФУ касалось повышения качества абитуриентов; создания и вывода на рынки новых образовательных продуктов; изменения подхода к исследовательской и инновационной деятельности с фокусировкой университета на новом качестве исследований в рамках предметных направлений; интеграции с социально-экономической средой региона. Основные показатели мониторинга результатов университетов включали в области образования средний балл ЕГЭ, территориальный охват мероприятиями профориентации, целевую подготовку, привлечение в университет наиболее талантливых абитуриентов, развитие магистратуры и аспирантуры; в области исследований – НИОКР, публикации, результаты интеллектуальной деятельности.

На реализацию программ развития каждого университета был выделен федеральный грант около 5 млрд. рублей на пять лет, совокупно расходы университетов по федеральному гранту составили почти 45 млрд. рублей, софинансирование – более 20 млрд. рублей. Федеральные университеты имеют правовой статус автономных учреждений, их коллегиальным органом управления являются наблюдательные советы, в состав которых входят представители федеральных и региональных органов власти и управления, системообразующих компаний и организаций реального сектора экономики, научных и образовательных организаций. Как автономные учреждения, ФУ наделены определенными полномочиями принятия решений по выбору направлений расходования финансовых ресурсов. Так, наибольший объем средств (~40%) университетами был направлен на модернизацию и развитие инфраструктуры, ~30% использовано на модернизацию образовательного процесса, ~20% – на развитие исследовательского процесса, включая закупку научного оборудования.

Первые пять лет федеральные университеты переживали большой стресс, связанный со слиянием нескольких вузов, необходимостью создания новой университетской среды и запуском новых амбициозных проектов по развитию. На первом же этапе остро выявились вопросы качества кадрового состава нового университета, перезапуска образовательного процесса, перепозиционирования нового университета с уважительным сохранением исторического опыта вузов, вошедших в его состав.

СРЕДИ первых проектов развития высшего образования выделим еще один – проект создания бизнес-школ мирового уровня с привлечением организаций реального сектора экономики. Ориентир – создать новый формат отечественной бизнес-школы, не уступающей ведущим мировым аналогам и обеспечивающей подготовку управленцев нового поколения для работы в условиях неопределенности на развивающихся рынках. Так в 2006 году появились Высшая школа менеджмента СПбГУ[9] (ВШМ) и Московская школа управления «Сколково» (МШУ)[10]. ВШМ ориентировалась на модель университетских бизнес-школ, аналогичных гарвардской, стэнфордской, лондонской. На ее создание федеральный бюджет инвестировал 500 млн. рублей. МШУ организовывалась на условиях частно-государственного партнерства.

Сегодня ВШМ и ее программы имеют престижные международные аккредитации EQUIS, AMBA, ACCA, входят в топ-100 пяти мировых рейтингов бизнес-школ. МШУ и ее программы также имеют международную аккредитацию EQUIS и входят в топ-50 трех мировых рейтингов бизнес-школ.

Проект не получил своего преемственного продолжения в других университетах, но в целом обозначил ориентир развития отечественного бизнес-образования. В настоящее время современные бизнес-школы сформированы и действуют на базе всех ведущих университетов: МГУ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС и других, а бизнес-школы СПбГУ и РАНХиГС включены в топ-100 рейтинга ведущих европейских бизнес-школ Financial Times. Кроме того, сегодня мы видим повышение внимания к организации бизнес-школ на базе университетов, обеспечивающих подготовку по инженерному профилю: такие школы уже создали СПбПУ, МИСиС, ТПУ, УрФУ, КФУ.

ТАКИМ образом, можно сказать, что именно эти три проекта – ИОП, ФУ, бизнес-школы – дали сигнал вузам обратить внимание на идентификацию себя в образовательном и научном пространстве, поиск своего ориентира развития.

Каждый проект задавал определенные цели, и университет, принимавший участие в конкурсном отборе, имел возможность спроектировать в заданных рамках вектор своего развития, подобрать для себя инструменты достижения заявленных целей и обязательств. Впервые для университетов была поставлена задача на поиск и изучение опыта зарубежных вузов, и возможность использовать средства гранта на повышение квалификации, в том числе на базе зарубежных университетов, позволила запустить программы повышения квалификации научно-педагогических работников и управленческого персонала по английскому языку, организовать стажировки для изучения опыта управления образовательными программами, использования автоматизированных систем управления учебным процессом LMS (Learning Management System), настройки гибких индивидуальных траекторий студентов, запуска разнообразия механизмов вузовской оценки качества образования, привлечения зарубежных экспертов в области образования для проведения экспертизы и аудита образовательных программ.

Наиболее точно проектировали свое развитие университеты, у которых к этому моменту уже были собственные программы развития: Высшая школа экономики, Томский политехнический университет, МИСиС, МИФИ и некоторые другие. Им удавалось увязывать конкурсные обязательства с ранее продуманной стратегией, что позволяло усиливать выбранные направления развития за счет привлечения целевых ресурсов федеральных грантов.

СЛЕДУЮЩИЙ проект, который значительно повлиял на ландшафт высшего образования, – реализация программ развития национальных исследовательских университетов[11] (часто используется сокращение НИУ) с 2008 по 2019 годы. Целью стала фокусировка университетов на развитии исследований по приоритетным направлениям науки и технологий, новом качестве научного и кадрового обеспечения потребностей отраслей экономики и социальной сферы. Особенность программ развития НИУ – обязательное выделение предметных направлений, в рамках которых предполагались мероприятия по организации и проведению фундаментальных и прикладных исследований, подготовке магистров и аспирантов и созданию интегрированных с исследованиями образовательных программ, обеспечению кадрами высокотехнологичных отраслей экономики.

Всего в проекте приняли участие 29 российских университетов, из которых 2 (МИСиС и МИФИ) получили статус НИУ по указу Президента РФ. Еще 27 университетов приняли участие в конкурсном отборе: на первом этапе в 2019 году – из 110 заявок победителями признаны программы развития 12 вузов, на втором этапе из 128 заявок победителями признаны программы развития еще 15 вузов. В состав НИУ вошли 23 вуза-участника проекта ИОП, имеющие уже определенный задел стратегического видения своего дальнейшего развития, прежде всего в исследовательской сфере. Для обеспечения определенной свободы инноваций в образовании университетам-победителям присвоена категория «национальный исследовательский университет», которая в 2012 году была закреп­лена в соответствующей статье федерального закона об образовании вместе с правом этих университетов на разработку и реализацию собственных образовательных стандартов.

На реализацию программ развития каждого НИУ был выделен федеральный грант от 531,8 до 1 800 млн. рублей на пять лет (совокупно 49,1358 млрд. рублей) при условии софинансирования из средств университета не менее 20% от размера выделенного гранта в течение десяти лет реализации программ развития. При целевой фокусировке на исследования средства гранта могли быть израсходованы только на пять направлений: приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования, повышение квалификации и проф­переподготовку научно-педагогических работников, разработку учебных программ, развитие информационных ресурсов, совершенствование системы управления и научных исследований. Непосредственно на проведение исследований (зарплату ученым) этот грант не распространялся: он был направлен на создание условий для исследований и получения вузами исследовательских грантов. Расходы гранта НИУ распределились таким образом: около 77% направлено на обновление материально-технической базы и закупку современного научного и учебного оборудования; около 10% средств пошло на развитие информационных ресурсов; примерно 5% использовано на разработку учебных программ и столько же – на повышение квалификации персонала; около 3% – на совершенствование системы управления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ проекты этого периода позволили университетам значительно улучшить качество научно-учебного оборудования, но, как видно из структуры расходов, в улучшение кадрового состава были сделаны все еще незначительные вложения.

Большинство участников проектов создания федеральных и национальных исследовательских университетов использовали возможности самостоятельно устанавливать образовательные стандарты, разработав собственные инновационные программы. Всего за пять лет вузами создано около 170 собственных стандартов, в перечень образовательных специальностей и направлений подготовки введены несколько новых междисциплинарных направлений, а также стандарты инженерной подготовки на принципах CDIO. Университеты модернизировали спектр своих образовательных продуктов и систему управления образованием; осуществили массовый переход на двухуровневую систему подготовки специалистов с высшим образованием. Некоторые вузы – в частности, Высшая школа экономики – реализовали переход на управление образовательными программами, отказавшись от кафедрального принципа, и внедрили электронные системы управления учебным процессом.

Многие инновации университетов были связаны с активным изучением международного опыта, созданием сетевых образовательных программ с зарубежными вузами, запуском программ мобильности для студентов, преподавателей, других сотрудников, формированием устойчивых связей со стратегическими партнерами реального сектора экономики, зарубежными университетами и исследовательскими центрами.

Большое влияние на систему высшего образования оказали также проекты с целевым ориентиром на технологическое, инновационное и исследовательское развитие университетов (старт объяв­лен постановлениями Правительства РФ №№ 218, 219, 220 от 9 апреля 2010 года). Это программы развития кооперации российских вузов, научных учреждений и производственных предприятий[12]; инновационной инфраструктуры[13]; международного сотрудничества российских вузов и научных организаций с учеными мирового уровня и ведущими зарубежными научно-образовательными центрами[14]. Большинство участников этих проектов одновременно были участниками проектов федеральных и национальных исследовательских университетов.

КОНКУРСНЫЙ отбор программ стратегического развития вузов[15] состоялся в 2011 году и реализовывался до 2016 года. Из более 240 заявок финалистами признаны 55 образовательных организаций, причем среди победителей оказались 5 участников ИОП. Поддержка вузов из средств федерального бюджета составила 14,132 млрд. рублей. Проект стал инструментом комплексной модернизации университетов, предполагал внедрение уже накопленных практик и новых методик и технологий в образовательный процесс, модернизацию лабораторной и экспериментальной базы, укрепление кадрового потенциала, внедрение и развитие лучших практик университетского управления. Он способствовал формированию управленческих команд в региональных вузах, концентрации ресурсов на прорывных направлениях деятельности и более эффективному использованию средств.

В 2013 году запущен конкурсный проект под названием «Кадры для регионов», победителями которого стали 14 из 36 заявок от региональных вузов. Федеральная поддержка вузовских программ-победителей составила 1,017 млрд. рублей. Предусматривалась разработка в непосредственной связи с бизнесом новых программ основного и дополнительного профессионального образования, создание базовых кафедр на предприятиях реального сектора экономики, закрепление молодежи и высококвалифицированных специалистов в региональных университетах.

Присутствие в предметных рейтингах – это возможность определять глобальную повестку, быть флагманом направления, иметь возможность привлекать к исследованиям топовых международно признанных ученых, выступать ключевыми спикерами на престижных конференциях.

ОДНИМ из самых актуальных по задуманным результатам стал проект повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов[16] («5-100»). Ориентиры обозначены в указе Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Это усиление конкурентной позиции российских университетов на глобальном образовательном и исследовательском рынках и вхождение не менее 5 университетов в топ-100 глобальных рейтингов. Далее, на старте проекта, этот ориентир был уточнен в пользу трех рейтингов, признанных академическим сообществом QS: Top Universities[17], THE World University Rankings[18], Shanghai Ranking's Academic Ranking of World Universities ARWU[19]. Для участия в проекте на конкурсной основе отобрали на первом этапе 15 университетов-победителей из 54 университетских заявок, на втором этапе – 6 университетов-победителей из 34 университетских заявок. Совокупный объем финансирования из федерального бюджета выделен в размере
80,11 млрд. рублей. Проект реализовывался с 2013 по 2020 годы. Экспертный анализ для Минобрнауки РФ (по оценке программ развития университетов, успехов и достижений университетов в проекте, определению слабых сторон и выработке рекомендаций по дальнейшему продвижению вузов, а также рекомендаций по ежегодному ранжированию университетов с целью выделения им федерального гранта на следующий год) формировал международный совещательно-консультативный орган – Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Его возглавил министр образования и науки РФ, в состав[20] вошли 11 человек, из них половина – международно признанные зарубежные эксперты в области высшего образования, имевшие опыт реализации проектов превосходства университетов в разных странах. Методическое и организационное сопровождение проекта осуществлял ФГАНУ «Социоцентр».

Стоит отметить, что тема рейтингов большинству университетов-участников проекта была не знакома. В 2012 году в топ-листах указанных рейтингов присутствовали только МГУ и СПбГУ, анкеты в рейтинговые агентства подавали еще три университета – НИУ ВШЭ, МФТИ и МИФИ. Поэтому задача выхода на глобальный рынок, чтобы конкурировать с ведущими вузами мира, звучала действительно крайне амбициозно. Для консолидации усилий участников проекта, обеспечения оперативной горизонтальной коммуникации, преодоления административных барьеров университеты практически в день объявления победителей самоорганизовались и создали ассоциацию «Глобальные университеты»[21].

В ЛОГИКЕ темы развития региональных университетов, продолжая традицию проекта создания федеральных университетов и программ стратегического развития, в 2015 году Минобрнауки РФ инициирована программа опорных университетов[22], которая реализовывалась в 2016-2020 годы. Конкурсный отбор осуществлялся в два этапа. На первом – условием участия было предусмотрено объединение нескольких региональных вузов в один опорный университет региона (по модели федеральных университетов). В итоге из 15 заявок выделены 11 программ развития опорных вузов. На втором этапе из 86 заявок отобрали 22 программы развития опорных университетов (на этом этапе создание опорного вуза не предусматривало обязательное объединение нескольких образовательных организаций). Общий объем федерального финансирования проекта состави­л 2,05 млрд. рублей. В состав группы опорных университетов вошли и 5 вузов-участников проекта ИОП, имевших опыт разработки и реализации комплексных программ развития.

Опорные вузы должны стать региональными научно-инновационными центрами, обеспечивать высокое качество приема и образовательных программ, влиять на позитивные изменения городской и региональной среды. Университетам предстояло использовать разнообразие инструментов модернизации кадровой политики, образовательной и научной деятельности. Отдельным направлением в программах было обозначено влияние на городскую и региональную среду. Особенностью программ развития стала их матричная структура, когда, наряду с модернизацией основных направлений деятельности университета, необходимо выделить стратегические проекты, за счет которых планировалось обеспечить системную трансформацию университета, сфокусировав на них внимание и ресурсы.

Перед вузами первого этапа отбора, как и перед федеральными университетами, на старте стояла ключевая задача – сформировать новую среду и новую идентификацию опорного университета. Для вузов второго этапа эта задача была трансформирована в необходимость новой идентификации существующего университета и запуска трансформационных процессов практически по всем направлениям деятельности. К моменту запуска проекта опорных университетов у отечественной высшей школы уже был двухлетний опыт реализации проекта «5‑100» – их практики и инструменты трансформации легли в основу многих процессов модернизации опорных вузов. В проекте создания опорных университетов мониторинг осуществлялся по большому спектру показателей, включая численность студентов основных образовательных программ, вклад в подготовку специалистов магистратуры и аспирантуры, НИОКР и публикации, индексируемые международными библиометрическими системами, привлечение в университет внебюджетных средств, прежде всего на науку и разработки.

СЕГОДНЯ отечественная высшая школа включилась в реализацию новых масштабных инициатив. Так, в рамках федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации», входящего в структуру национального проекта «Наука», началось формирование научно-образовательных центров (НОЦ)[23] и научных центров мирового уровня (НЦМУ)[24] с финансовым обеспечением в размере 218,54 млрд. рублей на 2019-2024 годы. Несомненно, реализация новых проектов станет одним из ключевых факторов влияния на ландшафт и конкурентоспособность российской высшей школы в наступившем десятилетии.

Линейка инициатив федерального правительства по развитию отечественных вузов, начиная с ИОП и заканчивая «5-100» (рис. 1). Обратим внимание: из 57 участников проекта ИОП в программу НИУ вошли 23 университета, в состав федеральных университетов – 7.

МИРОВЫЕ рейтинги имеют, как правило, разные линейки, чтобы сохранять объективность. Самый большой топ-лист (от 1 тыс. до 1,5 тыс. университетов мира) включает институциональный рейтинг, который позволяет увидеть объект среди всего разнообразия университетов и стран. Есть предметные рейтинги: они фокусируют внимание целевой аудитории на предметной области и чаще всего отражают, какие университеты определяют глобальную научную и образовательную повестки для конкретной сферы. Еще один тип рейтингов – специализированные, выделяющие университеты определенных групп стран, по году их создания или по другим критериям. Их отличие от институционального в том, что такие рейтинги используют для определения позиции университета иные весовые коэффициенты с учетом специфики рейтинга. Например, рейтинг университетов стран с развивающейся экономикой – Emerging Economies University Ranking – учитывает, что для большинства стран английский язык не родной и не государственный, что определяет специ­фику публикаций и интернационализации. В этом рейтинге снижен, по сравнению с институциональным, коэффициент вклада показателя по цитированию и выше вес показателей интернационализации и доходов от исследований.

РЕЙТИНГИ по-прежнему остаются одним из наиболее понятных обществу интегральных измерителей качества, независимых от самого университета. И особенно это касается глобальных рейтингов. В мире существует около 20 тыс. университетов, в глобальных рейтингах участвуют около 3 тыс. университетов, а в топ-листы попадают около 300-500 по разным предметам и от 1 тыс. до 1,5 тыс. – в институциональную линейку. Престижно уже попадание в топ-лист рейтингов. Так, присутствие в предметных рейтингах – это возможность определять глобальную повестку, быть флагманом направления, привлекать к исследованиям топовых международно признанных ученых, выступать ключевыми спикерами на престижных конференциях. Что касается образования, то это возможность задавать образовательную повестку, иметь в качестве партнеров по сетевым программам признанные университеты, которые интересны студентам из разных стран, иметь аншлаги на онлайн-курсах. А получение позиций в топ-50 или даже в топ-100 лучших вузов мира – высокая внешняя экспертная оценка не только по формальным показателям, но, что важно для общества, академической репутации и репутации среди работодателей.
То, что мы видим наши вузы в мировых рейтингах (рис. 2), – это результаты планомерной продуманной стратегии их развития как глобально ориентированных исследовательских университетов.

1 Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов / Под ред. Ф. Дж. Альтбаха, Д. Салми; пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир». 2012. – 387 с. 
2 http://kremlin.ru/events/president/news/62582.
3 Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. — Москва: 2020. — 744 с. https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/410109336.pdf.
4 http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_1a&ttype=2&Field=All.
5 https://ru.wikipedia.org/wiki/Приоритетные_национальные_проекты.
6 https://ru.wikipedia.org/wiki/Приоритетный_национальный_проект_»Образование».
7 https://ru.wikipedia.org/wiki/Приоритетный_национальный_проект_»Образование».
8 Подробнее  https://ru.wikipedia.org/wiki/Конкурс_инновационных_образовательных_программ_вузов.
9 https://www.gsom.spbu.ru/about-gsom/.
10 https://www.skolkovo.ru.
11 Подробнее https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_исследовательский_университет_России.
12 http://p218.ru.
13 https://rg.ru/2010/04/16/gospodderzhka-dok.html, http://rii-vuz.extech.ru/index.php.
14 https://p220.ru.
15 Подробнее  https://www.researchgate.net/publication/301587961_ITOGI_REALIZACII_PROGRAMM_STRATEGICESKOGO_RAZVITIA_I_PROEKTOV_REGIONALNYH_VUZOV.
16 https://5top100.ru.
17 Английское агентство Quacquarelli Symonds Ltd выпускает семейство рейтингов университетов и программ. https://www.topuniversities.com/university-rankings.
18 Английское агентство Times Higher Education выпускает семейство рейтингов университетов. https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings.
19 Компания Shanghai Ranking Consultancy выпускает семейство рейтингов университетов. http://www.shanghairanking.com.
20 Распоряжение Правительства РФ от 6 апреля 2013 г., № 529-р.
21 http://www.globaluni.ru.
22 Подробнее о проекте http://flagshipuniversity.ntf.ru.
23 https://ноц.рф; http://government.ru/news/39005/.
24 https://ncmu.ru/centers/.

21.06.2021
Наверх