Открытость, консолидация, проактивность

Открытость, консолидация, проактивность

Итоги V Всероссийского конкурсного проекта «Образовательный марафон»

Итоги Всероссийского конкурсного проекта «Образовательный марафон» традиционно подводят на значимых для российского профессионального сообщества мероприятиях. Не исключением стал и этот год. Результаты пятого этапа конкурса представлены на международной онлайн-конференции «ДПО как драйвер актуальных изменений в системе подготовки кадров», организатором которой выступила издательская компания «Аккредитация в образовании». Публикуем расширенную версию текста доклада.

Эффективным инструментом выявления лучших практик дополнительного профессионального образования России зарекомендовал себя стартовавший в 2016 году всероссийский конкурсный проект «Образовательный марафон».

Ключевой предпосылкой для его организации стала обозначенная в Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года потребность в совершенствовании политики информационной открытости:

– Результаты изучения в течение последних двенадцати месяцев активности поиска гражданами информации о получении дополнительного образования показали, что искала и нашла необходимую информацию только четверть от общего количества желающих пройти обучение. Таким образом, в рамках развития системы непрерывного образования взрослых необходимо особое место отвести вопросам информационной поддержки формирования образовательных траекторий.

Со своей стороны, издательская компания «Аккредитация в образовании» была заинтересована в создании благоприятных условий для лидеров отрасли – тех, кто достиг определенных успехов в проектировании и реализации актуальных образовательных программ и готов этим опытом поделиться.

Главным и одновременно самым сложным для организаторов процессом оказался выбор конкурсных критериев, в основу которых в конечном итоге были положены базовые принципы[1] вышеуказанной концепции.

Значимым ориентиром стали и отзывы участников проекта, а также предложения членов экспертной комиссии. В частности, интересовали ожидания, цели и мотивы конкурсантов: по сути, их рефлексия в отношении понятия «информационная открытость»[2]. Как показали результаты пяти этапов проекта, сегодня для представителей системы ДПО крайне важно обмениваться опытом, определять актуальные векторы развития, заявлять о себе как о полноправных субъектах не только региональной, но и национальной образовательной среды. Другими словами – действовать в контексте информационного пространства, объединяющего участников и стимулирующего их к активному росту.

Отметим, что за пятнадцать лет деятельности журнал «Аккредитация в образовании» вышел за рамки формата СМИ, став инициатором множества издательских и конкурсных проектов в сфере образования. Сегодня все ресурсы компании направлены на обеспечение открытости и доступности информации о качестве образовательной деятельности, а также стимулирование участников образовательного процесса к диалогу.

Необходимость реализации подобной стратегии возрастает в кризисные периоды. Об этом, к слову, глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков заявил в начале апреля на заседании рабочей группы по организации обучения в условиях предупреждения распространения коронавируса. Министр призвал руководителей и сотрудников вузов быть максимально открытыми, не давать поводов для появления недостоверной информации, а также делиться лучшими практиками с коллегами.

Такой установке организаторы «Образовательного марафона» следуют уже не первый год, и это подтверждают цели проекта:

  • способствовать созданию единого информационного пространства профессионального образовательного сообщества;
  • выявлять реализуемые участниками проекта лучшие дополнительные профессиональные образовательные программы;
  • определять лучшие экспериментальные пло­щадки, функционирующие на базе образовательных организаций (ОО) и структур ДПО;
  • представлять лучший опыт сетевого взаимодействия ОО и структур ДПО с другими образовательными, научными и общественными организациями.

Участие в проекте предполагает прохождение теста («ABV-тест») на соответствие программ современным требованиям, предъявляемым к ним основными стейкхолдерами: актуальности, наличия бизнес-составляющей, вариативности, гибкости, доступности. Конкурсанты заполняют анкеты самообследования, подкрепляя ответы примерами.

Программам, успешно прошедшим тест, присваивается знак соответствия современным требованиям. Они рекомендуются к прохождению профессионально-общественной аккредитации.

Итоги конкурса представлены на образовательных выставках в рамках информационного партнерства, порталах moeobrazovanie.ru, урок. рф, официальном сайте компании akvobr. ru и аккаунтах в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook и Twitter. Освещаются в федеральных и региональных СМИ. Рассылаются представителям экспертного сообщества в сфере образования.

Награждают победителей на мероприятиях федерального уровня. По итогам первого этапа проекта торжественная церемония состоялась на XI Всероссийском форуме Гильдии экспертов в сфере профессионального образования «Международные стандарты и современные подходы к оценке качества образования». Итоги второго – подвели на первом заседании Экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых при Комитете по образованию и науке Госдумы РФ VII созыва. Третьего – на пленарном заседании Всероссийской научно-методической конференции «Профессиональное образование для развития современной экономики» – XVI Пастуховских чтениях в г. Ярославле. Четвертого – в МИГ «ИНТЕРФАКС» (г. Москва) на круглом столе «ДПО: точки роста в контексте непрерывного образования».

Регулярно в проект вносятся изменения сообразно актуальной повестке ДПО и рекомендациям членов экспертной комиссии.

В этом году актуализирована содержательная часть анкеты участника. Вопросы систематизированы по тематическим блокам: «Соответствие программы требованиям региональной экономики и рынка труда», «Образовательный процесс: учебно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение», «Взаимодействие с внешними стейкхолдерами», «Система оценки качества и результаты».

В отдельный сегмент выделены вопросы, изначально входившие в первый и второй блоки. Поскольку вопросы эти вызвали наибольшие затруднения респондентов, их было решено сделать бонусными, а на основании ответов определять потенциал участников. Анализ результатов анкетного опроса показал, что действительно сильных конкурсантов немного. На все дополнительные вопросы (и развернуто) ответили всего 5 (то есть менее трети), частично – 7 (почти 40%) финалистов.

Победители пятого этапа проекта – 19 обра­зовательных организаций и структур дополнительного профессионального образования. Впервые участвовала негосударственная – Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева.

Среди постоянных участников проекта – Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Тюменский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, Башкирский государственный педа­гогический университет им. М. Акмуллы.

География проекта – 7 федеральных округов РФ (см. рис. 1). Финалисты – из Санкт-Петербурга, Московской, Тульской, Липецкой, Калужской, Самарской, Тюменской областей, Краснодар­ского, Красноярского и Ставропольского краёв, республик Башкортостан, Калмыкия, Саха (Якутия), Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа.

Что касается распределения признанных лучшими 63 программ, в этом году лидируют по УГНП «Образование и педагогические науки», «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Науки об обществе» (см. рис. 2).

Результаты «программного зачёта» для наглядности представим в виде таблицы (см. табл. 1).
 

За пятнадцать лет деятельности журнал «Аккредитация в образовании» вышел за рамки формата СМИ, став инициатором множества издательских и конкурсных проектов в сфере образования. Сегодня все ресурсы компании направлены на обеспечение открытости и доступности информации о качестве образовательной деятельности, а также стимулирование участников обра­зовательного процесса к диалогу.

Сделаем выводы, исходя из ответов финалистов на вопросы четырёх блоков анкеты.
I. Уровень востребованности (соответствие требованиям региональной экономики и рынка труда) представленных на конкурс программ довольно высок (более 70%). Значимость этого показателя очевидна: рост экономики без участия работающих на территории регионов образовательных организаций невозможен, а значит программы подготовки/переподготовки кадров должны быть сопряжены с программами социально-экономического развития субъектов РФ.

  • Современным квалификационным требованиям и отраслевым профстандартам программы соответствуют на 100%.
  • Свыше 70% программ соотносятся с направлениями подготовки, отвечающими региональному перечню наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.
  • Почти 60% программ реализуются в рамках регионального/федерального/отраслевого/cетевого пилотного проекта (программы, партнерского эксперимента и прочего подобного).

ПРИМЕР. Программы ИДО БашГПУ им. М. Акмуллы «Система бережливого производства в управлении экономикой машиностроительного предприятия», «Проектное управление в системе бережливого производства», «Управление информационными технологиями и системами на машиностроительном предприятии в системе бережливого производства» реализуются для достижения целей приоритетной региональной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости в Республике Башкортостан».
• Более половины программ соотносится с направлениями подготовки, отвечающими приоритетным направлениям развития российской экономики.
 

II. Учебно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса также находится на высоком (более 90%) уровне. Если сравнивать эти показатели с результатами предыдущих этапов конкурса, можно констатировать, что конкурсанты планку не снижают.

  • Высокое качество условий реализации программ отмечено в почти 80% анкет.
  • Обеспеченность программ современным нормативно- и учебно-методическим комплексом, основанным на компетентностном подходе, составляет 100%.
  • Обучение по индивидуальным образовательным траекториям осуществляется по более чем 70% программ.
  • Отмечено 100-процентное использование и большое разнообразие современных методов, технологий, форм и средств обучения при реализации (в том числе форматов электронного обучения и ДОТ).
  • Доля имеющих опыт профессиональной деятельности по профилю программ преподавателей составляет 100%. Среди сотрудников – признанные в отрасли методисты, эксперты, исследователи. Преподаватели состоят в профессиональных сообществах, участвуют конкурсах, конференциях, сетевом взаимодействии, трансляции лучшего опыта.

ПРИМЕЧАНИЕ. В реализуемых факультетом ДПО КалмГУ им. Б.Б. Городовикова программах «Инклюзивное образование детей», «Управ­ление проектами», «Менеджмент в социально- трудовой сфере» и других участвуют не только преподаватели структуры ДПО, имеющие опыт профессиональной деятельности по профилю, но и специалисты проектного центра КалмГУ, сотрудники Минобразования и Минтруда Республики Калмыкия, практикующие учителя- дефектологи, учителя-логопеды.
 

III. Насколько тесен контакт системы образования и рынка труда, показал анализ взаимодействия с внешними стейкхолдерами.

  • Сильной стороной деятельности финалистов проекта можно считать наличие обратной связи с работодателями для оперативного мони­торинга запросов и требований рынка труда к уровню подготовки и набору компетенций выпуск­ников образовательной программы (в почти 90% анкет отмечено, что таковая налажена).

ПРИМЕР. Программа «Атомные электрические станции и установки» ЦДПО ИАТЭ НИЯУ МИФИ. Поскольку университет является основным посредником между конечными потребителями, то одним из ключевых факторов, обусловливающих эффективность управления взаимодействием, является содержательный анализ требований работодателей к выпускникам и соответствия искомых профессиональных компетенций актуальным потребностям современного рынка труда. В рамках указанного направления МИФИ проводит ежегодное исследование «Оценка удовлетворенности работодателя программами ДПО». Для этого специалистами центра разработана анкета обратной связи. Начата работа по созданию экспертного совета по дополнительному профобразованию, цель которого – формирование сетевого механизма коммуникации между университетом с предприятиями ГК «Росатом» в сфере организации и проведения экспертиз дополнительных профессиональных программ, разработки рекомендаций, проведения внешнего мониторинга.

  • В более 80% анкет был дан утвердительный ответ на вопрос об использовании стажировок на предприятиях и в организациях партнеров-работодателей.
  • По свыше чем 75% программ практические занятия (учебные и производственные практики) проводятся на предоставленных партнерами площадках.

ИНТЕРЕСНО, что, если учебным планом программы стажировка или практика не предусмотрены (как, например, в ИДПО КубГТУ), на базе предприятий реального сектора экономики регионов проводятся экскурсии, которые позволяют анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием изученных методов и средств анализа, круглые столы, конференции, методические семинары, мастер-классы, презентации. Благодаря этому слушатели получают первичные умения и навыки, а также опыт в профессиональной деятельности.

  • По свыше чем 70% программ к преподаванию привлекаются представители работодателей, к разработке – по более 60%.
  • Иначе дело обстоит с наличием договоров по целевой подготовке кадров для предприятий: таковые заключены по менее чем 60% программ.

IV. В ответах на вопросы о системе оценки качества и результатах участники проекта продемонстрировали достойный (более 75%) уровень.

  • Результаты освоения всех программ-победителей соответствуют заявленным целям и запланированным результатам обучения.
  • Мониторинг удовлетворенности слушателей качеством обучения и уровнем полученных знаний также проводится всеми лидерами проекта.

Так, с целью дальнейшей корректировки программ налажена связь со слушателями-выпускниками и работодателями через анкетирование. Используются индивидуальные задания, фокусированные групповые интервью, экспертные интервью, социологические опросы. Важно отметить, что такая практика позволяет выявить ключевые социально-экономические тенденции для развития ДПО на региональном и федеральном уровнях.

ПРИМЕР. Из программы ИНПО СВФУ им. М.К. Аммосова «Компьютерная грамотность населения»:
– В ходе опроса были затронуты детали отношения к непрерывному образованию в течение всей жизни. На вопрос «Согласны ли вы с утверждением, что процесс обучения должен стать непрерывным в течение всей жизни» 67% ответили «да, все к этому идет», и почти 78% респондентов проявили положительное отношение к дополнительному образованию. Люди старшего возраста при этом считают, что отсут­ствие мотивации (17%) и отсутствие продуманной политики государства в области дополнительного образования (28%) являются объективными барьерами для получения ДПО.

  • Система внутреннего мониторинга подготовки слушателей полностью внедрена в 70% программ. В остальных анкетах указано, что система внедрена, но требует усовершенствования.
  • Проблемный момент выявлен при анализе ответов конкурсантов на вопрос о наличии свидетельств внешней оценки качества программ за последние пять лет (профессионально-общественная аккредитация, сертификация СМК, другие). То, что таковые свидетельства имеются, отмечается в менее половины анкет. Если же говорить о таком инструменте независимой оценки качества, как профессионально-общественная аккредитация, процедуру ПОА прошли всего 3 программы, то есть менее 6% от общего количества.

ПРИЯТНО ОТМЕТИТЬ, что в качестве свидетельств внешней оценки качества программ конкурсанты указали дипломы конкурсных проектов компании «Аккредитация в образовании» «Лучшие образовательные программы инновационной России» и «Образовательный марафон».

  • В буквальном смысле на размышление конкурсантов был предложен вопрос о главных положительных эффектах реализации программ: развернутые ответы даны только в трети анкет.

ПРИМЕР. Программа ИДПО КГПУ им. В.П. Астафьева «Преподаватель дополнительного профессионального образования» обеспечивает процессы диссипации и диссеминации педагогических знаний, ведущих к повышению их востребованности и проникновению в различные сферы общественной жизни и профессиональной деятельности. Благодаря реализации программы возможно выполнение ключевых индикаторов национальных и федеральных проектов.

Победители пятого этапа проекта – 19 образовательных организаций и структур дополнительного профессионального образования. Впервые участвовала негосударственная – Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева. Лучшими признаны 63 программы.
 

Результаты конкурса показали, что сегодня для представителей системы ДПО крайне важно обмениваться опытом, определять актуальные векторы развития, заявлять о себе как о полноправных субъектах не только региональной, но и общенациональной образовательной среды. Другими словами – действовать в контексте информационного пространства, объединяющего участников и стимулирующего их к активному росту.
 

Юбилейный этап проекта – хороший повод вспомнить о предыдущих. В своё время информационной площадкой, объединившей лидеров ДПО России, стал журнал «Аккредитация в образовании». В ряде номеров издания были опубликованы ответы участников конкурса на вопрос редакции «В чём секрет успеха организации/структуры ДПО, которую вы возглавляете?».
Названные представителями образовательных организаций и структур ДПО слагаемые успеха в целом отразили базовые характеристики системы дополнительного профессионального образования.
В качестве центральных категорий, на которых должна строиться эффективная профессиональная деятельность в сфере ДПО, отмечены качество и востребованность предоставляемых услуг.
Среди инструментов обеспечения этих параметров участники дискуссии обозначили следующие.
 

Клиентоориентированность. Сфера социальных услуг, к которой относят и образование, в первую очередь ориентирована на потребителя. «Предельная ориентация на заказчика» может достигаться на основе кастомизированных программ обучения, которые разрабатываются под индивидуальные потребности клиента, отвечают его специфическим требованиям. При этом должен быть сделан акцент на постоянное расширение спектра оказываемых услуг и категорий слушателей в соответствии с запросами современного рынка и социально-экономической поли­тикой государства.
 

Образовательный контент. Содержание реализуемых программ должно отличаться целым набором характеристик: актуальностью, вариативностью, гибкостью и доступностью. Речь может идти о разнообразном контенте: «от хобби-программ до эксклюзивных курсов». К тому же такая особенность, как подстраивание программ ДПО под конкретные целевые группы, обуславливает необходимость проектирования содержания этих программ в модульной компоновке. Кроме того, программы должны регулярно обновляться с целью усиления их практической направленности.
 

Образовательный процесс. Как отметили многие участники заочного круглого стола, в современной организации ДПО он должен реализовываться с использованием личностно ориентированных стратегий обучения. Что касается тактической составляющей, приветствуется сочетание инновационных и традиционных образовательных технологий, в том числе дистанционных.
 

Кадры. Как известно, кадры решают если не все, то очень многое. Привлечение к разработке и реализации высококвалифицированных преподавателей, экспертов, исследователей, специалистов-практиков обеспечивает, безусловно, качество подготовки обучающихся и в целом повышает конкурентоспособность организации ДПО.
 

Сотрудничество. Реализация ключевых для сферы ДПО задач невозможна без установления и развития партнерских отношений. Это помогает находить новые векторы движения и решать актуальные задачи.
 

Информационный обмен. Сегодня, как никогда, большую роль играет взаимодействие в рамках единого информационного пространства. С точки зрения дискутирующих, обмен опытом с участниками профессионального сообщества, ознакомление с лучшими практиками и другие формы взаимодействия способствуют повышению качества и укреплению репутации ДПО.
 

Материально-техническая база. Базис не менее важен, чем надстройка. Соответственно, осуществление учебного процесса в «многофунк­циональных мультимедийных комплексах с высокотехнологичным оборудованием» также должно способствовать успешному продвижению организаций и структур ДПО на образовательном рынке.

Подводя итоги конкурса, мы не только вспоминаем о прошлом, но и думаем о будущем, в том числе о способствующих развитию системы ДПО России инструментах. Вот предложения, которые внесли участники разных этапов проекта.
1. Выявлять наиболее востребованные на рынке труда программы ДПО с их последующей разработкой и реализацией.
2. Модернизировать технологии и содержание обучения.
3. Повышать качество предоставляемых услуг на основе системно-деятельностного и практико-ориентированного подходов.
4. Увеличивать модульную вариативность программ.
5. Разрабатывать и апробировать модульные программы ДПО с применением дистанционных образовательных технологий.
6. Расширять спектр дополнительных образовательных услуг, ориентированных на актуальные запросы населения и социально-экономическое развитие регионов.
7. Развивать сетевое взаимодействие, в том числе разнообразить его формы.
8. Привлекать к сотрудничеству новых партнёров.
9. Повышать уровень научных исследований актуальных проблем непрерывного и дополнительного профессионального образования.
10. В интересах обеспечения качества образования:
– проводить внутренний аудит качества образования с учетом требований ФГОС;
– внедрить систему независимой оценки деятельности организаций, реализующих программы ДПО, а также использовать документы единого образца (удостоверения о повышении квалификации, дипломы о профессиональной переподготовке), имеющие достаточную степень защиты;
– сформировать единый банк выданных документов с целью минимизации на рынке труда доли специалистов с недостаточным уровнем образования и квалификации.
11. Формировать банк лучших практик образовательных организаций, их мониторинг, распространение и информирование заинтересованных сторон.
Свой вклад в общее дело внесла и наша компания. Пятый год подряд выходит справочник «Банк лучших практик ДПО России»[3], на страницах которого представлены сведения о занимающих лидирующие позиции образовательных организациях и структурах ДПО.

Итак, позади пять этапов проекта, а это более 90 образовательных организаций – лидеров из всех федеральных округов страны, почти 300 лучших программ, признанные эксперты, награждение победителей на мероприятиях федерального значения, свыше 500 страниц уникального справочника «Банк лучших практик ДПО России».
Благодарим экспертов и конкурсантов за энтузиазм и открытость к диалогу. Приглашаем к участию в шестом этапе проекта.


[1] Подробнее https://akvobr.ru/obrazovatelnyi_marafon_luchshie_praktiki_dpo_rossii.html
[2] Отзывы участников  и экспертов о проекте читайте в цикле материалов, опубликованных в журнале «Аккредитация в образовании»: № 4 (88) 2016 – с. 86-88, №5 (89) 2016 – с. 62-63, №6 (90) 2016 – с. 50-52.
[3] Подробнее https://akvobr.ru/obrazovatelnyi_mara­fon.html

06.06.2020
Наверх