Час региона: образование как преобразование

Час региона: образование как преобразование

Основной целью стратегии социально-экономического развития Хабаровского края до 2030 года является «превращение региона в центральный полюс роста Дальнего Востока». На основе формирования нового качества жизни населения предполагается достичь накопления человеческого капитала, создать комфортное пространство для жизни и экономической деятельности. Путём индустриализации, модернизации и инноваций запланирован рост конкурентоспособности региона. Создаются и модернизируются институты, стимулирующие развитие инновационно емкой, инвестиционно активной экономики и предпринимательской среды. О реализации мер в области образовательной политики – важной составляющей комплексного развития – рассказывает министр образования и науки Хабаровского края Виктория ХЛЕБНИКОВА.
Виктория ХЛЕБНИКОВА
Виктория ХЛЕБНИКОВА
Министр образования и науки Хабаровского края

– Хабаровский край активно включился в реализацию мер, предупреждающих распространение новой вирусной инфекции. Образовательный процесс массово перешел в дистанционный формат. Регион поддержал проект «Волонтеры просвещения», инициированный федеральным профильным министерством для помощи преподавателям, испытывающим трудности при переходе на удаленное обучение. Как в целом проходит адаптация региона к новым условиям?
– Да, действительно с 15 апреля более 50 преподавателей и около 170 студентов Амурского государственного гуманитарно-педагогического университета и Хабаровского педагогического колледжа в рамках проекта «Волонтеры просвещения» стали помощниками учителям, детям и родителям в организации дистанционного обучения в период профилактики распространения новой коронавирусной инфекции. Преподавателями созданы видеолекции, организованы видеоконференции для учителей и школьников по наиболее сложным темам. Студенты-волонтеры старших курсов помогали учителям и классным руководителям при разработке нового цифрового контента, школьникам – в выполнении домашних заданий, подготовке к ЕГЭ, викторинам, конкурсам и акциям, посвященным 75-летию Победы. Студенты-курьеры доставляли продуктовые наборы (пайки) обучающимся.

Регион не только включился в федеральный проект, но и начал реализацию собственного грантового – «Образование как преобразование». Это позволит обеспечить непрерывное развитие педагогических и руководящих работ­ников образовательных организаций края в условиях цифровой трансформации. В апреле 2020 года командой педагогов-лидеров совмест­но со специалистами Хабаровского краевого института развития образования проведен недельный мозговой штурм в социальной сети Facebook. Педагоги смогли не только обсудить проблемы, связанные с переходом на электронное обучение с применением дистанционных технологий, но и разобрать преимущества и недостатки различных образовательных платформ. Были предложены новые форматы расписаний уроков, индивидуальной и консультативной работы, время встреч с родителями. Опыт подготовки кадров к реализации системных новшеств был представлен в рамках Международного московского образовательного салона-2020 на площадке «Час региона. Хабаровский край. Образование как преобразование».

На апрельском образовательном проекте «Равный учит равного» педагоги ознакомились с новыми технологиями, методами, позволяющими освоить и использовать ведущие тематические платформы. Проведено 20 виртуальных мастер-классов. Кроме этого, педагоги и руководители образовательных организаций края в дистанционном формате продолжают обучение на курсах повышения квалификации. В насто­ящее время на краевых телеканалах ведутся трансляции образовательных передач «Классно дома!» и «Школа на дом». Для всех школьников края организована online-продленка в режиме полного дня, а для любящих и любимых родителей – университет «LQ» (Love Quotient – коэффициент любви).

– На днях глава Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко сообщила, что онлайн-обучение больше не будет использоваться как резервный формат, предназначенный исключительно для чрезвычайных ситуаций. Как известно, Хабаровский край готов развивать электронное образование, для чего планируется выделить 650 млн. рублей в течение трех лет. Насколько подготовлены в настоящее время образовательные организации к форс-мажору?
– Дистанционное обучение и ранее применялось в крае, но для решения конкретных задач и не в таком масштабе. Например, так обучались дети с инвалидностью и ОВЗ, проводились занятия при временном отсутствии учителя. Для этих вариантов сложились организационные подходы и решены вопросы обеспечения техническими средствами и доступом к интернету.

Вызов сегодняшней ситуации с дистанционным обучением заключается в его глобальности и скорости принятия решений. Массовый переход на удалённое обучение обозначил трудности с наличием высокоскоростного интернета и отсутствием технических средств у некоторых учащихся. Эту проблему постарались решить, организовав передачу мобильной техники (ноут­бука или планшета) малоимущим семьям по договору во временное пользование.

Конечно, и школы столкнулись с такой ситуацией впервые. Потребовались организационная перестройка всей образовательной системы, переход учителей на новый формат работы. Роль педагога и родителя стала более значимой: правильно и эффективно организовать самостоятельную деятельность учащихся, контролировать выполнение учебных заданий, осуществлять их проверку и оценку. Не нужно считать, что дистанционное обучение полностью связано с использованием интернета на компьютерах. Приходит на выручку и мобильный интернет на смартфонах, но где-то и с этим возникли проблемы. В таких условиях задача учителя – организовать передачу заданий учащимся и сбор выполненных работ иными способами: через SMS-сообщения, телефонную связь, бесконтактную передачу письменных заданий и выполненных работ с опорой, в первую очередь, на материалы школьных учебников.

Внесены коррективы и в образовательный процесс студентов. Основные профессиональные образовательные программы, календарные учебные графики были изменены в части учебных дисциплин по циклам, междисциплинарных курсов, практики, промежуточной аттестации. Каждая образовательная организация самостоятельно определила набор электронных ресурсов и приложений, допущенных к образовательному процессу, скорректировала расписания занятий. Ряд специалистов включился в проект «Сетевой педагог». Для отработки навыков работы при реализации дистанционных технологий в онлайн-режиме проведены занятия по 9 учебным предметам.

В условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий организована и внеучебная деятельность. Общежития оснащены выходом в интернет, организован доступ к ресурсам с личных устройств и ПК, установленных в комнатах воспитателя, библиотеках и читальных залах. Созданы благоприятные условия для проведения досуга: работают тренажерные залы, установлены теннисные столы, телевидеоап­паратура. Студенты привлекаются к участию в заочных и дистанционных творческих конкурсах, акциях и мероприятиях.

Для подготовки конкурсантов Хабаровского края к участию в отборочных этапах чемпионата WorldSkills Russia и финала VIII Национального чемпионата WSR посредством дистанционных технологий реализуется проект «Час с экспертом». Запущены новые профориентационные онлайн-мероприятия: «Кастинг профессий», «Виртуальная экскурсия» и «Профнавигатор». Успешно проходит краевой образовательный онлайн-проект по развитию гибких компетенций для студентов первых курсов «Меню возможностей» по направлениям «Карьера», «Гражданская патриотика», «Студенческое самоуправление», «Молодежное предпринимательство». Так, в формате индивидуальной дистанционной работы приняли участие свыше 2,9 тыс. студентов из 13 профессиональных обра­зовательных организаций региона.

Отмечу, что педагоги, учащиеся и родители адаптировались к новым условиям. Оставшиеся проблемы решаются в рабочем порядке.

– В регионе создана эффективная система подготовки кадров для территорий опережающего развития (Хабаровск, Комсомольск, Николаевск, свободного порта Ванино), экономики всего Дальнего Востока. Для развития мощного научно-технологического комплекса необходимы инновационные разработки ученых. Расскажите, пожалуйста, о кооперации науки и важнейших отраслей экономики края.
– Хабаровский край обладает развитой научно-технологической базой, основой которой являются научные организации и вузы. Здесь функционируют 16 вузов и филиалов, 6 академических институтов. Создан Хабаровский феде­ральный исследовательский центр Дальневосточного отделения РАН, численность преподавателей и научных сотрудников которого составляет более 2,6 тыс. человек. Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре 9 вузов и 4 научных организациях по 31 направлению. В настоящее время обучается около 600 человек. В 5 организациях действуют 17 диссертационных советов по 8 отраслям наук – техническим, социологическим, философским, психологическим, филологическим, медицинским, экономическим и культурологии – по защите работ на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.

В регионе ежегодно реализуются мероприятия по поддержке молодых ученых. Выплачиваются именные стипендии губернатора края студентам и аспирантам, расходы краевого бюджета на которые составляют 2,6 млн. рублей. Проводится краевой конкурс по 7 научным секциям, вручаются дипломы главы края и денежные премии по 20, 15 и 10 тыс. рублей, а лучшие работы публикуются отдельным сборником. Присуждаются 4 премии размером 150 тыс. рублей в области науки и инноваций. Распоряжением правительства региона утвержден Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, согласно которому на конкурсной основе предоставляются гранты на проведение научных исследований. Максимальный размер гранта – 500 тыс. рублей. Конкурс проводится по двум направлениям в областях естественных и технических наук, гуманитарных и общественных.

В 2019 году финансовую поддержку получили 24 проекта на сумму 6,3 млн. рублей. Гранты выделены на проекты, связанные с разработкой и моделированием интеллектуальных систем, передачей телеметрических данных, синтезированием новых материалов, оптимизацией земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения, лечением глазных болезней, изучением демографических проблем, психологии обучения. Среди получивших поддержку проектов – организация 5 научных мероприятий международного и всероссийского уровней. В том числе конференция «Производственные технологии будущего» в рамках общероссийского конгресса инженеров «Наука. Инженер. Промышленность», медицинский молодежный форум, а также конференции по вопросам этномиграционных процессов на Дальнем Востоке, международного экономического сотрудничества, развития инклюзивного образования.

В настоящее время ведется отбор научных проектов, заявленных на получение поддержки из краевого бюджета в 2020 году. Заявочная кампания завершена 24 апреля, на рассмотрении находится 171 проект.

Беседовала Елена КЛЕШНИНА.

06.06.2020
Наверх