Республиканские инновационные площадки. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Республиканские инновационные площадки

В регионе создается новая образовательная среда при заботливом сохранении и развитии национального языка, традиций и культуры

Поиск действенных механизмов для решения задач, связанных с обеспечением доступности качественного образования в Республике Бурятия, идет полным ходом. Формируется иная инфраструктура подготовки кадров, особое внимание уделяется развитию и внедрению цифровых технологий. Как создается новая образовательная среда региона, совмещающая традиции и общенациональные подходы, рассказывает министр образования и науки Баир ЖАЛСАНОВ.

Баир ЖАЛСАНОВ

Министр образования и науки Республики Бурятия

woman avatar

– Баир Баторович, летом 2019 года на заседании совета по образованию при главе региона анонсировалось создание экспериментальных площадок для сетевого обучения. Решение было продиктовано дефицитом педагогических кадров, большим количеством сельских и малокомплектных школ в республике. Сегодня вопросы организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий среди важнейших. Каких успехов по развитию цифрового образования удалось достичь?
– Министерством образования и науки республики ведётся работа по созданию координационного органа по признанию образовательных орга­низаций республиканскими инновационными площадками. Одним из направлений деятельности РИП является разработка, апробация и внедрение новых механизмов саморегулирования работы учреждений и сотрудников. Утвержден перечень оборудования кабинетов, реализующих сетевое и дистанционное обучение, на закупку которого в республикан­ском бюджете в 2020 году заложено более 11 млн. рублей. Средства нап­равлены на оснащение 10 учебных кабинетов «Школа-центр» и «Удаленная школа».

Для разработки нормативов по реализации подобного вида обучения в школах Бурятии создана рабочая группа. На состоявшихся заседаниях рассмотрены механизмы оплаты труда педагогическим работникам, осуществляющим учебный процесс в сетевом формате с использованием дистанционных образовательных технологий. Расчет базовой части заработной платы изменился. Был добавлен соответствующий коэффициент, учитывающий реализацию образовательных программ в новом формате: сетевому учителю – в размере 70%, тьютору – 30%.

Школа обязана идти в ногу со временем, принимая во внимание быст­рое развитие технологий и переход к новому цифровому формату. Сегодня для качественного обучения как никогда важна интерактивная составляющая. Долгое время по причине низкой скорости интернета организовать сетевое обучение в республике было невозможно. В настоящее время высоко­скоростным интернетом обеспечены 260 школ, что составляет более половины от общего количества. К концу 2021 года скорость интернета в городских школах достигнет 100 Мбит/с, в сельских – 50 Мбит/с. К сожалению, в 10 школах, расположенных в труднодоступных местах, подключение к спутниковой связи останется 1 Мбит/с. Работа над решением этой проблемы продолжается.

– «Бурятия является родиной бурятского народа, землей, на которой предки жили многими столетиями, основным и духовным центром, – отметил глава республики. – Вопрос сохранения культуры, сохранения языка, сохранения сёл и традиционного уклада жизни воспринимается особенно остро». Какие меры приняты по сохранению национального языка и культуры?
– В рамках госпрограммы по сохранению и развитию национального языка в республике на 2014-2020 годы проводятся тематические меро­приятия: создаются условия для функционирования бурятского языка, расширяется сфера его применения и повышения социального статуса.

В вопросе сохранения, изучения и развития бурятского языка важнейшую роль играет подготовка кадров. В свое время факультет бурятской филологии БГУ был закрыт, а подготовка учителей сведена к минимуму. Это в корне неправильно. Для изменения ситуации четвёртый год подряд из бюджета республики в БГУ им. Д. Банзарова выделяются средства на подготовку учителей бурятского языка и литературы. С 2019 года средства выделяются на обучение 20 студентов. Обновлена большая часть школьных учебников по бурятскому языку. Для этого из бюджета республики выделены 12,5 млн. руб­лей дополнительно. В 109 детсадах по всей республике созданы группы, в которых дети целый день общаются на родном языке.

Поддерживается конкурс «Эхэ хэлэн – манай баялиг», проводимый в Иволгинском дацане. С 2018 года за счёт бюджета издаются словари говоров бурятского языка. Ежегодно проводятся олимпиады и конкурсы для школьников, обу­чающие и методические семинары, курсы повышения квалификации учителей и воспитателей, работающих в бурятских языковых группах. Конкурс профессионального мастерства «Эрхим багша» обрел статус международного и перешагнул границы республики.

Развитие бурятского языка не стоит на месте. Он меняется, становится современным и внедряется в киберпространство: переведён интерфейс социальной сети «ВКонтакте», реализован ряд проектов, результатами которых пользуются все желающие, проходят турниры по электронному учебнику. Большая работа проводится группой специалистов по терминологии. За последние три-четыре года в оборот введены несколько сотен общественно-политических и профессиональных терминов. Отрадно, что они приживаются в языке и активно употребляются как в деловой речи, так и в повседневной жизни. С 2018 года издаются словари говоров.

В настоящее время разрабатывается проект новой программы сохранения и развития бурятского языка на 2021-2030 годы. Основное внимание будет уделено развитию современной бурятской языковой среды. Национальный язык должен быть виден, слышен и читаем не только дома и в СМИ, но и на улице, во всём общественном пространстве. Так, в республике создадут государственную службу языкового перевода, которая займётся официальным переводом законов и нормативных актов органов власти Бурятии, а также художественным переводом произведений литературы и искусства с русского языка на бурятский и наоборот. Новую структуру создадут на базе республиканского центра «Бэлиг» по поддержке изучения национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности. Соответствующее распоряжение было подписано главой Бурятии.

Вместе с тем предлагается предусмотреть мероприятия и средства на международное (Монголия и Китай) и межрегиональное (Забайкальский край, Иркутская область, респуб­лики Алтай, Тыва, Калмыкия и другие) сотрудничество по вопросам сохранения и развития бурятского и других родных языков.

– Спрос на специалистов технических и гуманитарных специальностей в Бурятии растет из года в год. Однако возможностей региональных образовательных организаций не хватает, чтобы его удовлетворить. Согласно поручениям президента, вопрос об увеличении контрольных цифр приема в региональные вузы необходимо было решить до середины июня. Как идет реализация мер по исполнению задания? На какие направления подготовки сделан особый акцент?
– Ежегодно министерство образования и науки республики обеспечивает корректировку проекта контрольных цифр приёма на краткосрочную перспективу в соответствии с потребностью региона в подготовке кадров с высшим образованием.

По результатам конкурса по распределению КЦП на 2020-2021 учебный год вузам, расположенным на территории республики, выделено более 2,7 тыс. мест, увеличение составляет 4%, или 100 мест относительно предыдущего года.

Увеличение числа бюджетных мест наблюдается по ряду социогуманитарных направлений: в Восточно­-Сибирском государственном университете технологий и управления – «Экономика и управление», «Социология и социальная работа», «Юриспруденция», «Средства массовой информации и информационно-­библиотечное дело», «Сервис и туризм», «Дизайн»; в Бурят­ском государственном университете им. Д. Банзарова – «Востоковедение и африканистика». Вместе с тем произошло существенное снижение КЦП по техническим, сельскохозяйственным направлениям подготовки, в области культуры и искусств. Снижение бюджетных мест, особенно по техническим и сельскохозяйственным направлениям подготовки, негативно скажется на социально-экономическом развитии республики. Вопросу увеличения КЦП уделяется в республике особое внимание, он неоднократно обсуждался на Совете ректоров вузов Бурятии, совещаниях при главе республики с участием Агентства по развитию человеческого капитала Минвостокразвития РФ.

Председателем Правительства РФ М. Мишус­тиным 22 июня подписано постановление о выделении дополнительных 11,4 тыс. бюджетных мест для российских вузов на 2020‑2021 учебный год, в том числе для университетов Бурятии.

Беседовала Елена КЛЕШНИНА.

Наверх