Максимальные возможности в любых обстоятельствах. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Максимальные возможности в любых обстоятельствах

Несмотря на очевидные трудности 2020 года, коллективу Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева удалось успешно справиться с приёмной кампанией, испытать вызовы и блага электронизации сферы образования, получить новый опыт. На вопросы корреспондента «АО» ответили проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе Алексей Лопатин и начальник управления организации приема абитуриентов и развития карьеры Роман Моисеев.

ЛОПАТИН Алексей Александрович

Проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева – КАИ, кандидат технических наук

woman avatar

МОИСЕЕВ Роман Евгеньевич

Начальник управления организации приема абиту­риентов и разви­тия карьеры Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева – КАИ

woman avatar

– Насколько затратной оказалась для КНИТУ‑КАИ им. А.Н. Туполева практика перехода приёмной кампании на электронный формат, учитывая активное использование вузом «цифры» до пандемии? Отразились ли такие перемены на количестве и качестве абитуриентов? Какие направления подготовки наиболее популярны в этом году?

Лопатин А.А.: Мир после пандемии изменится и абсолютно точно не останется таким, каким был до марта 2020 года. Это касается и приёмной кампании. Недавно вышел новый порядок приема студентов на следующий учебный год. Так вот этот процесс в онлайн-режиме из области фантастики становится абсолютной обыденностью.

В этом году, несмотря на очевидные трудности, приёмная кампания прошла достаточно успешно. Она всегда очень насыщена информационно, поэтому дает огромный опыт. Особенно в университетах, которые борются за абитуриентов с высокими баллами и победителей олимпиад. Наш – не исклю­чение в этом плане. В 2010 году в КНИТУ-КАИ появилась достаточно эффективная информационная система, включающая не только электронный прием, но и электронную очередь и другие услуги. В 2015 году мы создали систему прогнозирования поступления с элементами искусственного интеллекта. В этом году университет достойно справился с информационной составляющей, потому что к этому шли уже достаточно долго, практически десять лет. Имеются очень серьезные наработки, которыми мы готовы делиться с коллегами. Более того, опыт 2020 года подкрепил нашу убежденность в том, что приём практически полностью можно перевести в дистанционный образовательный сегмент. Убеждён, сам технический процесс приема может быть передан на любой портал, в том числе в централизованную базу Минобрнауки. За вузом же должна оставаться профориентационная работа, направленная на привлечение абитуриентов. Распределение их – это одно, а повлиять на личный выбор очень сложно, ведь хорошие абитуриенты делают его осознанно и заранее, по крайней мере, до выбора ЕГЭ.

На рынке IT-технологий КНИТУ-КАИ является серьезным игроком и был готов к электронизации приемной кампании, в отличие от абитуриентов. Возникала с их стороны некоторая путаница в связи с согласием на зачисление в несколько университетов. Ещё из сложностей отмечу использование системы прокторинга на вступительных экзаменах, так как КНИТУ-КАИ, как и большинство других вузов, проводит собственные испытания для выпускников учреждений СПО и иностранных граждан. Вообще вопрос распознавания и подтверждения личности человека не только в ходе приема, но и во время промежуточной аттестации и обучения в институте крайне значим. Можно сказать, один из основных в сфере дистанционного образования и, в частности, электронного приема. Одновременно это и большое поле для развития технологий, в том числе импортозамещающих.

Какие направления подготовки были наиболее популярны в этом году? После пандемии прошло ещё немного времени, чтобы могли измениться профессиональные тренды. Поэтому всё остается прежним. Татарстан – промышленно развитый регион, у нас есть практически весь спектр машиностроительных предприятий, комплексов во всевозможных сферах: от судостроения и автомобилестроения до самолетостроения, ракетной техники. Пока количественные изменения не переросли в качественные, потребности рынка труда остаются стабильными. Большой популярностью пользуются авиационные и информационные специальности. Сила КНИТУ-КАИ – в подготовке прикладных специалистов реальных секторов экономики. Наши IT-специалисты – это люди, которые свободно ориентируются не только в современных информационных технологиях, но и в машиностроительном комплексе, других отраслях.

Крайне важно, чтобы не было специальности ради специальности. Очень часто говорят, что нам нужно большое количество IT-кадров. Я бы с этим не согласился, потому что нужны не просто профессионалы в сфере IT, а специалисты в конкретной области, обладающие широким спектром прикладных информационных компетенций.

Моисеев Р.Е.: Приемная кампания 2020 года полностью проходила в электронном формате, став, конечно, большим вызовом.

Мы много сделали на этапе профориентации, не теряя времени даром в период ограничений из-за карантина. Проведены различные вебинары для школьников, два дня открытых дверей с подключением более тысячи абитуриентов. Также решили провести в этом году лекцию не по технологии приема, а предметные – по авиастроению, лазерной технике, аддитивным технологиям, системам стабилизации, программированию, защите информации, киберфизическим системам и мировой экономике, то есть по всему спектру программ нашего университета. В онлайн-режиме прошли дни открытых дверей и для иностранных абитуриентов. Эти дистанционные мероприятия проходили с февраля по май. Мы стремились не просто давать информацию с помощью веб-камеры и компьютера, а снимать таким образом, чтобы абитуриентам было интересно. Например, в февральский день открытых дверей буквально путешествовали с камерой по учебному зданию, показав множество лабораторий, помещений, где обучаются студенты, спортивный комплекс, познакомили с ректором. На одном из вебинаров забрались даже на крышу, демонстрируя впечатляющую панораму Казани.

Сервисы дистанционного поступления, подача и прием документов онлайн апробированы еще в прошлом году. Сейчас все это было срочно доработано с учетом различных позиций: например, смена заявления уже после его подачи в онлайн-режиме, изменение одного или нескольких направлений обучения, подача заявления о согласии на зачисление, заключение дистанционного договора на оказание платных образовательных услуг. Эти сервисы были протестированы до начала приемной кампании и уже на этапе подачи документов эффективно использовались абитуриентами.

Безусловно, недостаточно просто принимать заявления, абитуриентов важно поддерживать и информировать о разных изменениях в конкурсной ситуации. В КНИТУ-КАИ использовались электронные списки, рейтинг в личном кабинете – отдельно разработанный сервис, показывавший позицию каждого в онлайн-режиме, то есть здесь и сейчас. При консультировании абитуриентов дополнительно использовались горячая линия и соцсети. Был создан чат ВКонтакте, и сотрудники приемной комиссии отвечали на вопросы абитуриентов, – в частности, из других регионов и часовых поясов – в любое время суток. Подобное общение располагает и создает положительную психологическую атмосферу.

В 2021 учебном году КНИТУ-КАИ – как университет, отличающийся высокой степенью информационной открытости при предоставлении образовательных услуг и достоверных сведений в онлайн-режиме, – намерен организовать еще более солидный дистанционный прием абитуриентов. Это будет приемная кампания смешанного типа, проходящая и офлайн, и онлайн.

Что касается новшеств, которые апробировались в рамках приемной кампании – 2020, в КНИТУ-КАИ действует социальный проект по созданию позитивного образа университета у студентов первого и последующих курсов. Это KAI.CARE – программа поддержки учащихся по всем направлениям их жизни и деятельности, направленная на формирование здорового контингента и воспитание лидерских качеств. Она предполагает выплату повышенных стипендий. Также в зависимости от уровня баллов, набранных в ходе вступительных испытаний, предоставляется скидка на абонемент в культурно-спортивный комплекс «КАИ ОЛИМП» – объект Универсиады-2013, переданный на баланс университета, в котором имеются бассейн, футбольный стадион, тренажерные залы, фитнес-зоны. Первокурсники принимают участие в программе реабилитации и здоровья в профилактории КНИТУ-КАИ: им выдаются бесплатные талоны на питание и лечение. Для высокобалльников проводится интересное мероприятие – «Завтрак с ректором». В ходе открытой беседы глава коллектива Альберт Гильмутдинов как учёный и практик дает рекомендации будущим лидерам вуза.(1)

Помимо этого, KAI.CARE предусматривает дополнительный доступ в закрытую ЭБС с интересной подборкой книг, бесплатное посещение творческих мероприятий, приоритетное заселение в общежитие на лучшие места.

Интересно, что в этом году был впервые проведен целевой прием для нужд университета. Заключены договоры с несколькими абитуриентами, которые в дальнейшем будут работать в КНИТУ-КАИ. Университет выступил в роли заказчика и будущего работодателя: восемь специалистов по восьми направлениям подготовки, от авиастроения до управления качеством, – хорошая программа для омоложения преподавательского и административного состава, управленческих кадров и вспомогательного персонала.

В КНИТУ-КАИ поступает много студентов из разных субъектов РФ. На первый курс очно – на бюджет и по договору – были зачислены представители порядка 55 регионов. Для этого проводится активная профориентационная работа в Якутии, Марий Эл, Башкортостане, Чувашии, Красноярском и Пермском краях, Челябинской и Ульяновской областях. Принимаем участие в различных образовательных выставках в наиболее интересных для нас регионах.

– Общая неопределенность в связи с эпидемией вызвала большую озабоченность профессионального сообщества по дальнейшему развитию экспорта образования. Как в КНИТУ-КАИ проходил приём иностранных абитуриентов?

Лопатин А.А.: Конечно, для университета, который претендует на высокие позиции в мировых академических рейтингах и успешно борется за эти места,(2) интернационализация является не только средством привлечения финансовых средств, но и вопросом экспорта образования. Прежде всего, она дает нашему вузу возможность улучшить репутацию в академической среде.

Вопрос с обучением иностранных граждан очень серьезен, и нам хотелось бы занимать ответственную позицию в этой области. По крайней мере, количество иностранных студентов КНИТУ-КАИ в последние годы значительно росло. В 2019 году в рамках национального проекта «Экспорт образования» была поставлена задача – увеличить цифры приема к 2024 году более чем в 2,5 раза. Это крайне важный момент. А в 2020 году наблюдаются определенные сложности. Но задачу коллектив ни в коей мере не снимает с повестки дня: в конце концов, мы научимся жить с этой инфекцией, и горизонтальные связи будут обязательно восстановлены. Когда развита студенческая и преподавательская мобильность контакты налаживаются быстро.

На сегодня мы набрали достаточно большое количество студентов на подготовительное отделение. Они обучаются дистанционно на тех же платформах, которые используются для основного образовательного процесса.

Проявляем активность в сфере рекрутинга с целью привлечения хороших студентов, ориентированных на получение высококачественного инженерного образования: например, в области машиностроения. И здесь бренд КНИТУ-КАИ замечательно работает не только для стран бывшего СССР, но и дальнего зарубежья.

Проекты в области машиностроения за пределами РФ и стран СНГ значительны и позволят нам в будущем свободнее оперировать академическими связями. Для справки, вуз реализует крайне важный проект ГРИНТ – Германо-Российский институт новых технологий, – нацеленный на развитие интернационализации совместно с сильными немецкими университетами-партнерами, с которыми сотрудничаем более семи лет. Фактически это выстроенная система. Уникальность в том, что все программы реализуются под контролем единого структурного подразделения, которое занимается и развитием академической мобильности (приездом немецких профессоров, поездками наших студентов с дипломными работами), и организацией образовательного процесса. Уже подготовлено более 300 специалистов, обучавшихся по программам двойных дипломов. Они очень востребованы в России, потому что восприняли особенности немецкой системы инженерной подготовки – одной из лучших в мире, в том числе и культурные особенности, некоторую педантичность, умение выполнять задание четко в срок, правильно формулировать его, прогнозировать результаты своих исследований.

Моисеев Р.Е.: Рассказывая о работе с иностранными учащимися, нельзя умолчать о ежегодной многопредметной олимпиаде. Мы выезжали с этим проектом в три страны, где ведём особенно активную профориентационную деятельность. Подавляющее число поступает из Казахстана – порядка 50%, граждане Узбекистана – 40% и Таджикистана – 10%. К сожалению, в апреле 2020 года олимпиаду получилось провести только в дистанционном формате.

Количество иностранных абитуриентов в этом году сократилось лишь немного – примерно на 5%, некоторые остались дома на период пандемии. Большинство изучавших русский язык на подготовительном отделении КНИТУ-КАИ решили продолжать учебу в нашем вузе: здесь их поддерживали питанием и работой.

Планируем продолжать экспорт образования на территории бывших стран СНГ. В этом году активно работали с Кыргызстаном, который является нашим новым приоритетным партнером. Там действует Дом дружбы народов, с которым продолжим сотрудничать. И хотелось бы начать взаимодействовать с Беларусью, поскольку граждане этой страны могут поступать в университеты РФ по межправительственным соглашениям.

– Среди причин высокой популярности КНИТУ-КАИ у абитуриентов – разностороннее сотрудничество вуза с индустриальными партнёрами, будущими работодателями. Создано единое информационное пространство, повышающее оперативность решения вопросов с предприятиями. Это оценивается как возможность трудоустройства на престижное и высокооплачиваемое вакантное место.

Лопатин А.А.: В университете действует управление, которое занимается приемом на все уровни образования и организует целевую контрактную подготовку и трудоустройство обучающихся. Мы пришли к выводу, что основой взаимодействия с работодателями является индивидуальный подход. Работаем с юридическими лицами, адресно подбирая молодых специалистов с необходимым набором компетенций. В дальнейшем на предприятиях-работодателях начинают общаться с ними лично, вовлекают в орбиту своих интересов сразу после первой сессии, занимаются их развитием и приобщением к конкретным видам деятельности. После второго курса найти независимого IT-специалиста практически невозможно – они уже все разобраны. Это современный тренд.

Работаем напрямую с заместителями по кадрам, кадровыми службами. Имеем очень хорошие показатели по трудоустройству, в том числе по специальности более 85%. В этом году, по данным портала SuperJob, КНИТУ-КАИ ворвался в список вузов, чьи выпускники являются наиболее высокооплачиваемыми, сразу попав на 15-е место с зарплатой более 90 тыс. рублей. Наши выпускники конкурентоспособны, причем не только на региональном, но и московском рынке труда.

Моисеев Р.Е.: Работа университета по трудоустройству – в частности, по проведению бесплатных ярмарок вакансий, – одна из самых динамично развивающихся, поскольку у нас много предприятий-партнеров. Обычно приезжают представители 70-80 работодателей, предлагающих вакансии студентам третьего-четвертого курсов, а также магистрантам.

В области подготовки квалифицированных инженерных кадров КНИТУ-КАИ может считаться опорным. У нас реализуются очень интересные проекты. И университет не только сосредоточение предприятий ОПК, это большой спектр IT-, финансовых и консалтинговых групп, крупных промышленных компаний, которым нужны хорошие выпускники именно нашего университета.

Интересно, что уже давно в КНИТУ-КАИ ведется полипрофессиональная подготовка групп специалистов, обладающих компетенциями в разных областях.

– Действительно, в новых условиях мы всё чаще слышим о необходимости обратить внимание на приём в вузы целых команд, способных впоследствии вести крупные проекты. Согласны ли вы с таким мнением?

Лопатин А.А.: И да, и нет. Есть направления деятельности, в которых, возможно, командная работа не понадобится ни сейчас, ни в будущем. Понятно, что современный мир глобален, систему разделения труда никто не отменял, и команды имеют больше возможностей встроиться в различные производственные, конструкторские и инновационные цепочки. Но при этом значима и роль одного человека – созидателя: на западе ныне это Илон Маск, в СССР таким был Сергей Королев. Или тот же академик Андрей Сахаров, известный как создатель водородной бомбы, но при этом не менее авторитетный защитник окружающей среды от последствий возможных испытаний. Полагаю всё же, «люди разные нужны, люди разные важны».

Мы планируем со следующего года принимать часть абитуриентов по командному принципу, более того – будем стараться организовать защиту выпускных квалификационных работ по принципу выполнения реальных кейсов в рамках командных междисциплинарных проектов. Но при этом убежден, что важное место занимала, занимает и будет занимать индивидуальность. Так что здесь нужно чередовать индивидуальный и командный набор.

Подготовка должна быть разной, и учить надо всех – многих и избранных. Мы должны давать максимальные возможности как можно более широкому кругу людей, чтобы на выходе получить разных специалистов. Нужны инженеры и под массовые задачи, и под элитарную конструкторскую задачу, нужны технологические единицы, которые будут занимать визионерскую позицию и формулировать наше будущее.

(1) Готовится к выходу в свет 2-е издание книги А.Х. Гиль­мутдинова «Уроки лидерства. Курс личностного развития», посвященной эффективным лидерским практикам.
(2) КНИТУ-КАИ впервые попал в мировой рейтинг The Higher Education, заняв 17-е место среди 48 российских университетов.

 


В 2015 году мы создали систему прогнозирования поступления с элементами искусственного интеллекта. В этом году университет достойно справился с информационной составляющей, потому что к этому шли уже достаточно долго, практически десять лет. Имеются очень серьезные наработки, которыми мы готовы делиться с коллегами. Более того, опыт 2020 года подкрепил нашу убежденность в том, что прием практически полностью можно перевести в дистанционный образовательный сегмент.


Наверх