– Айрат Расимович, Казанский ГАУ вошел в топ-100 лучших вузов страны согласно рейтингу портала «Российское образование» за 2019 год. Среди профильных образовательных организаций РФ университет занял шестое место, среди вузов Казани – второе. Как бы вы определили ключевые факторы успешности университета?
– Прежде всего, это высокий профессионализм и инновационный потенциал преподавателей и сотрудников: более 90% из 142 человек имеют учёную степень. Другой фактор – почти столетняя история подготовки кадров для агропромышленного сектора Республики Татарстан и России. Также тесное сотрудничество регионального научно-образовательного кластера АПК, где Казанский ГАУ выступает головным вузом, с сельхозпредприятиями – крупными товаропроизводителями и холдинговыми компаниями.
Молодые специалисты приходят на село в результате эффективного взаимодействия университета, производства и органов власти. В 2015 году по нашей инициативе совместно с Минсельхозпродом РТ реализуется программа мотивированной целевой подготовки кадров для АПК, когда студент становится стипендиатом сельхозпредприятия и берет обязательство о трудоустройстве, закрепленное договором. Программа востребована работодателями и обучающимися. Так, сегодня стипендиатами от различных предприятий АПК республики являются более 100 наших студентов, и их количество растет с каждым годом.
– Одну из ключевых задач – стопроцентно обеспечить АПК республики качественными специалистами – вуз эффективно решает в контексте научно-технического сотрудничества с производством. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Казанский ГАУ лидирует среди подведомственных Минсельхозу РФ вузов по финансированию НИР на единицу ППС. Разработки исследователей университета охватывают более 10 научных отраслей. Функционируют 8 научных школ, 5 научных центров, более 10 научно-исследовательских лабораторий, центр агроэкологических исследований.
Университет оснащен современным оборудованием, имеет во владении 100 гектаров сельхозугодий, где реализуется проект агробиотехнопарка – экспериментальной площадки для испытания новых агротехнологий в растениеводстве и практической подготовки работников АПК.
Заключены договоры с крупными предприятиями в области биотехнологий (например, с компанией «Бионоватик), производителями сельхозпродукции (холдингом «Агросила Групп», компаниями «Агромакс» и «Казаньсельмаш», ассоциацией «Элитные семена Татарстана»), научными учреждениями (Казанским научным центром РАН). В 2020 году заключены лицензионные соглашения с компанией «Органик Парк» на передачу 8 патентов на изобретения и полезные модели.
Результаты совместных исследований используются в практической деятельности предприятий АПК Татарстана и России. Научно-технические достижения ученых вуза широко известны, награждаются дипломами и медалями, демонстрируются на региональных и международных выставках. Разработки и рекомендации востребованы при проведении различных мероприятий Минсельхозпрода РТ.
– В рамках научно-образовательного кластера АПК РТ университет сотрудничает с колледжами и техникумами региона. Созданный более десяти лет назад, кластер решает проблемы кадрового голода на селе. А что можете сказать о целесообразности и эффективности реализации такого образовательного механизма, как агроклассы?
– В условиях внедрения современных технологий остро стоит вопрос квалификации специалистов, и образовательные учреждения должны в корне изменить подходы к подготовке кадров для отрасли. Как подчеркнул глава Минсельхозпрода РТ Марат Зяббаров, эта подготовка должна начинаться уже со школьной скамьи.
Исходя из обозначенных задач и с целью повышения качества профориентационной работы, в университете разработана концепция профильных классов агротехнологического типа. В 2019 году открыты более 10 таких в Балтасинском районе Татарстана. Образовательная программа направлена на углублённое изучение профильных предметов, стажировку на предприятиях и разработку проектов. За каждой школой закреплены якорные предприятия района. Основная цель – воспитание молодых кадров со школьной скамьи через раннюю профориентацию с последующим трудоустройством и возвращением на малую родину. Эта работа будет продолжена и в будущем.
– По мнению экспертов, технологии в АПК – как одном из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики – опережают кадровый потенциал отрасли. На ваш взгляд, в чём заключается основная причина такого разрыва? Сможет ли в ближайшие годы термин «аграрное образование» стать синонимом «инновационному»?
– Действительно, разрыв существует, но уже можно говорить о его сокращении на примере Казанского ГАУ, который без преувеличения является инновационным научно-образовательным центром.
За последние годы нам удалось серьёзно укрепить материально-техническую базу: созданы 6 крупных учебно-демонстрационных классов, работает оборудованный современной сельхозтехникой учебно-демонстрационный центр. Успешно выполнен совместный с Минсельхозпродом РТ План мероприятий на 2018-2020 годы. Работает с 2015 года не имеющая аналогов в России и отвечающая новейшим запросам социально-экономического развития Высшая агрономическая школа Казанского ГАУ.
Последние пять лет Казанский ГАУ находится в числе лидеров по количеству заявок на участие в конкурсе «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан». Университет активно сотрудничает с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, итог – созданы 7 малых инновационных предприятий.
– К 1 сентября 2020 года Президентом РФ было поручено обновить соответствующие ФГОС перечни профессий и специальностей СПО, специальностей и направлений подготовки в области сельского хозяйства и профильных наук. Как оцениваете результаты работы? Насколько соответствуют обновленные перечни заявленной цели – повысить качество подготовки ориентированных на адаптацию к новым промышленным технологиям кадров?
– Важно отметить своевременность этого поручения. Казанский ГАУ давно взял для себя в качестве приоритета развития постоянное обновление образовательных программ.
Порой кажется, что сельское хозяйство продолжает развиваться по старинке, но это далеко не так. С начала 2000-х развитые страны мира активно осуществляют переход к биоэкономике, которая отличается внедрением прорывных технологий в сельском хозяйстве. Стремительное распространение в агросекторе получают такие технологические инновации, как, например, роботехника и автопилотируемая сельхозтехника, искусственный интеллект и информационные технологии, создание искусственных агробиоценозов, генная инженерия.
В Татарстане, одном из немногих регионов в России, разработана и принята программа по развитию биотехнологий, и в том числе в АПК. Особые задачи, направленные на формирование агропромышленного кластера, были сформулированы в Стратегии развития Республики Татарстан – 2030. Все это требует кадрового сопровождения и научного обеспечения, причем в условиях постоянно повышающейся скорости изменения знаний и информации.
За последние пять лет в Казанском ГАУ число специальностей и направлений подготовки выросло в три раза. Университет реализует более 20 направлений подготовки по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры. Необходимо отметить проведенную в прошлом году работу по внедрению отвечающих запросам работодателей новых ОП бакалавриата «Сельскохозяйственная биотехнология», «Автоматизация и роботизация технологических процессов», «Информационные системы и технологии». Студенты по этим программам уже набраны. Подготовить IT-специалистов отрасли позволит разработанная в университете программа по такому локомотивному направлению, как цифровое сельское хозяйство.
Активно развиваем сферу ДПО. В числе разработанных вузом 26 ОП – первая в России международная программа МВА «Агробизнес», реализуемая совместно с ведущим европейским Университетом Вагенинген (Нидерланды) и европейской ассоциацией «AGRIMBA». По ней успешно прошли обучение уже более 100 руководителей сельхозпредприятий, управления и агробизнеса Республики Татарстан.