Секрет воспитания увлеченных и талантливых

Секрет воспитания увлеченных и талантливых

Первый учебный год в Казанской государственной консерватории начался 10 октября 1945 года: люди радовались Победе и мечтали о гармоничной мирной жизни в стране, хотелось учиться и интересно работать. Сразу были созданы фортепианный, оркестровый, вокальный, дирижерско-хоровой, теоретико-композиторский факультеты. Что волнует коллектив авторитетного музыкального вуза сегодня, является смыслом деятельности? На этот и другие вопросы ответил ректор Рубин Абдуллин.
АБДУЛЛИН Рубин Кабирович
АБДУЛЛИН Рубин Кабирович
Ректор Казанской государственной консерватории

– Известно, что КГК им. Н.Г. Жиганова всегда учитывала и учитывает тенденции развития профильного образования в сфере культуры и искусства. Вуз привлекает таланты, которые сами впоследствии задают содержание и формы жизни альма-матер. Можно ли сказать, что сегодня подход к подготовке будущих артистов-музыкантов в творческих вузах изменился?
– Очевидно, если мы живем в обществе, на запросы которого отвечаем, сущность образовательной деятельности не может оставаться статичной. И не только потому, что каждый день формирует новый информационный слой в контексте учебных программ. Преобразования в нашей сфере во многом связаны с трансформациями в обществе, новым мышлением человека, его заботой о хлебе насущном и, в связи с этим, планированием своей будущности, биографии. Поясню. В тех нескольких поколениях студентов, которые пришли после 90-х, значительно обострился прагматизм, проявляющийся всё более отчетливо, – это чувствуется и в общении, и в процессе обучения. Когда имеешь дело с прагматизмом в смысле наиболее полного овладения профессией, то это, конечно, очень ценно: студент рационально пользуется временем, возможностями и средствами, обогащает себя новыми знаниями. Но ныне, увы, этот прагматизм больше экономический, проявляющийся в желании учащегося точно знать, что будет завтра, где он будет работать и за какие деньги, какой сможет купить автомобиль. Бытовые детали все больше занимают сознание студента, мешая и отвлекая от нашей особой миссии. Лишенный широты, прагматизм сужает горизонты человека, его воображение.

И все же остается главное. В основе любой музыкальной специальности лежит мечта, связанная с романтическим представлением о жизни, и стремление человека воплотить её. Поэтому сказать, что подход к обучению музыкантов полностью изменился, не могу. Живы те традиции, на которые мы опирались и тридцать, и сорок лет назад, и живы те музыканты, которые эти традиции культивировали и продолжают отстаивать. Мы следуем за педагогами старшего поколения, которые обучались еще до войны в консерваториях Петербурга, Москвы, были первыми преподавателями нашей консерватории. Они сохранили то, что адресовано было поколениям музыкантов основателями первых российских консерваторий братьями Антоном и Николаем Рубинштейнами, теми замечательными профессорами, которые вкладывали в общение со студентами главное – понимание смысла искусства.

Образование музыканта складывается не только и не столько из методических рекомендаций и циркуляров, в которых написано, как изучить это, как понять то. Оно складывается из представления о профессии как таковой: каким должен быть музыкант, чтобы волновать душу слушателя.

– В 2020 году онлайн-формат образовательного процесса вынужденно распространился и на проведение приёмной кампании. Перестраиваться пришлось всем вузам без исключения, но в особой ситуации оказались вузы культуры и искусства – с учётом специфики и занятий, и приёмных экзаменов. Каким стал этот новый опыт для Казанской консерватории?
– Это было большое испытание. Чем более человек образован, ориентирован в собственной профессии и ей предан, тем больнее для него складывалась ситуация. Это как если бы вам сказали: остановите дыхание, остановите сердцебиение, отключите источники жизни. И тогда вдруг начинаешь осознавать, насколько важна возможность общаться с другими людьми, которую отняла пандемия…

Да, мы прошли период дистанционной работы достойно: честно скажу – боялся худшего. Без цифровых технологий сегодня, наверное, уже невозможно обойтись, но я с ужасом думаю, что цифровое мышление будет вытеснять живые человеческие эмоции, общение, приёмы. А ведь в нашей профессии самое значимое нельзя сформулировать словами и цифрами.

– Как в целом вы оцениваете приёмную кампанию – 2020?
– Цыплят по осени считают… Уже на первой сессии всё будет ясно. Хотя уверен, что та кропотливая профориентационная работа, которую Казанская консерватория ведёт многие годы, практически исключает возможность попадания к нам случайных людей. Творческий вуз прежде всего воспитывает личность, индивидуальность и не нацелен на огромные потоки абитуриентов. Мы готовим «штучный товар», а это подразумевает кропотливую подготовительную и последующую работу.

– Известно, что распределение контрольных цифр приёма и, соответственно, бюджетных мест в творческих вузах с 2021 года переходит от Минобрнауки РФ в зону ответственности Минкультуры РФ, которое также войдет в состав рабочей группы по подготовке ФГОС профильных вузов. Как вы думаете, приведут ли такие перестановки к ощутимым изменениям в отрасли в целом?
– Должны привести. И я не только приветствую это движение в нашу сторону, но и предложил бы пойти дальше. Студентов творческих вузов не впишешь в графики, в те строгие цифры, которые диктуют нам набор точного количества абитуриентов на те или иные специальности. Нередко бывает, что человек, осознавая себя в определённой профессии, не сразу может в ней проявиться. И если доверить вузу, его историческому опыту, педагогам окончательное определение для такой личности – это было бы идеально.

– Авторитет консерватории в мировом образовательном пространстве и высокое качество подготовки специалистов позволяют вчерашним студентам достигать выдающихся высот. Поделитесь секретом воспитания увлечённых и талантливых. Каков он, выпускник Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова?
– Прежде всего, человек культуры. Многие не вникают в это понятие, словно какое-то облако: музыканты, театралы, художники. Но давайте обратимся к изначальному значению – культура как возделывание. Если, терпеливо ухаживая, вы создадите для высаженной лозы необходимую среду, она непременно даст прекрасные плоды. Так и работая со студентом, воспитывая его, сохраняя в нем любовь к профессии, создавая для него культурную среду – настоящую среду его обитания, – можно достичь результата. Профессиональный успех питомца может быть много ярче, выше и желаннее, превзойти те представления об успехе, которые он имел, впервые перешагнув порог вуза. Счастье ощущать себя полезным в своей профессии неизмеримо выше, чем её материальные условия. Как пример – успешные биографии воплотивших свои творческие замыслы наших выпускников: джазового музыканта, композитора и дирижёра, создателя и многолетнего руководителя суперпопулярного в СССР Государственного камерного оркестра джазовой музыки, народного артиста РСФСР, лауре­ата Госпремии РФ Олега Лундстрема; оперного певца, лауреата международных конкурсов, солиста московских театров «Геликон-опера», «Новая опера», Большого театра России Алексея Тихомирова; всемирно известного композитора, автора симфонических произведений, музыки для театра и кино, заслуженного деятеля искусств РСФСР Софии Губайдулиной; эстрадного и оперного певца, актёра, композитора, продюсера, режиссёра, народного артиста РСФСР, лауреата Госпремии Татарской АССР им. Г. Тукая Рената Ибрагимова и многих других.

Мы следуем за педагогами старшего поколения, которые обучались еще до войны в консерваториях Петербурга, Москвы, были первыми преподавателями нашей консерватории. Они сохранили то, что адресовано было поколениям музыкантов братьями Рубинштейн, теми замечательными профессорами, которые вкладывали в общение со студентами главное – понимание смысла искусства.

– Последние двадцать лет широко обсуждается вопрос о процедуре аккредитации вуза. Исходя из вашего опыта, понимания образовательного процесса, имеющего в творческом вузе специфический характер, какая из аккредитационных форм более приемлема сегодня?
– В самом слове «аккредитация» содержится ответ – корень со значением «доверие». Понятно, что государство, которое вкладывает в сферу образования значительные средства, желает получить достойный и достоверный ответ от того или иного института о соответствии образовательному стандарту. Но слово «стандарт» со словом «искусство» не очень вяжется, и при всем формально-логическом содержании процедуры нельзя забывать о значении и смысле нашей профессии. Уверен, что самая строгая, объективная и точная оценка – это то доверие, та аккредитация, которую дают профессионалы.

 

Мы следуем за педагогами старшего поколения, которые обучались еще до войны в консерваториях Петербурга, Москвы, были первыми преподавателями нашей консерватории. Они сохранили то, что адресовано было поколениям музыкантов братьями Рубинштейн, теми замечательными профессорами, которые вкладывали в общение со студентами главное – понимание смысла искусства.

30.09.2020
Наверх