– Главный стратегический ориентир КазГИК – переход к модели вуза третьего поколения. Каковы промежуточные результаты реализуемой трансформации?
– Действительно, дальнейшее развитие Казанского государственного института культуры связано с моделью университета третьего поколения. Это требует решения таких масштабных задач, как, например, модернизация образовательного, научно-исследовательского и инновационного процессов, развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся, совершенствование организационной структуры института и повышение эффективности управления.
В настоящее время вузом разработана Концепция формирования культурной компетентности личности, включающая семь последовательных ступеней обучения от рождения до «третьего возраста», и Стратегия развития подготовки кадров в сфере высшего образования для отрасли культуры до 2030 года, которая защищена в Министерстве культуры РФ. Стартовала реализация образовательного процесса на основе междисциплинарного подхода. В стадии интеграции фундаментальных и прикладных исследований находится организация научной деятельности. Трансформирована организационная структура вуза, в результате чего преодолены межфакультетские барьеры. В образовательные программы всех направлений включены дисциплины по предпринимательству, цифровой культуре, экономике и управлению. Важной составляющей концепции университета 3.0 выступает привлечение талантливых абитуриентов и подготовка студенческой элиты.
– На прошедшем в середине сентября заседании совета по культуре и искусству при Президенте республики министр культуры РФ сообщила о решении со следующего года создать на базе КазГИК центр непрерывного образования и повышения квалификации в рамках федерального проекта «Цифровая культура». Расскажите об этой инициативе подробнее.
– Решение о создании на базе Казанского государственного института культуры центра непрерывного образования и повышения квалификации по направлению «Цифровые технологии» принято неслучайно. Регион входит в число лидеров по внедрению современных технологий в культуре и цифровому развитию отрасли.
Мы понимаем, что сегодня для сферы культуры необходимо готовить специалиста новой формации. Это должна быть универсальная творческая личность, которая сможет проявить себя не только в качестве актера, режиссера, педагога, менеджера, хореографа, вокалиста, но и владеть цифровыми технологиями, не бояться экспериментировать, использовать в работе новые подходы.
Вуз разрабатывает и внедряет уникальные инновационные и креативные программы повышения квалификации и переподготовки, привлекая для обучения слушателей лучших педагогов, мастеров-практиков России и зарубежья. Готовится образовательная программа, нацеленная на развитие у студентов цифровых компетенций в сфере культуры.
– В связи с эпидемиологической ситуацией приёмная кампания – 2020 стала серьёзным испытанием для всех вузов страны. Особенно непросто пришлось образовательным учреждениям отраслевой направленности из-за трудностей с проведением вступительных экзаменов по специальным дисциплинам. Каким образом решался этот вопрос в КазГИК?
– Начиная с 2015 года, институт является пилотной площадкой по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс среди вузов культуры РФ. С 2016 года мы работаем над внедрением электронной системы управления вузом. В частности, успешно функционируют такие информационные системы, как «Учебные планы», «Деканат», «Нагрузка», «Электронная ведомость», «Приемная комиссия», «Диплом-мастер», «Авторасписание», «Электронное обучение».
Подготовку дистанционного приема документов и вступительных испытаний творческой направленности начали в апреле, то есть за два-три месяца до начала приемной кампании. Документы принимали через электронную платформу edu.kazgik, размещённую на официальном сайте института. Там же проходили вступительные испытания по общеобразовательным дисциплинам. Вступительные испытания творческой направленности были организованы по видеосвязи через платформы Google Meet и Zoom.
Чтобы получить максимально точное представление об уровне подготовленности абитуриентов и их творческих способностях, заранее запрашивали творческое портфолио – видео- и аудиозаписи с выступлениями. Это позволило экзаменаторам объективно оценить творческие достижения и выбрать лучших.
– Пять дополнительных мест будет выделено вузам культуры и искусства в Программе стратегического академического лидерства. Планирует ли КазГИК участие в проекте? Если да, то какие конкурентные преимущества института можете назвать?
– Программа стратегического академического лидерства (ПСАЛ) направлена на реализацию национальных целей развития страны и опирается на принципы интеграции и кооперации научных и образовательных организаций, конкуренции и открытости. Открываются новые возможности ускорения технологического развития, внедрения цифровых технологий, развития науки, качественного образования. При этом базовые критерии отбора – не менее 4 тыс. студентов очной формы обучения, совокупный бюджет не менее миллиарда рублей и не менее 5% доходов вуза от научно-исследовательской работы – позволят далеко не всем из 728 отечественных вузов принять участие в конкурсе.
Благодаря активности Совета ректоров вузов культуры и искусства и личному участию министра культуры РФ Ольги Любимовой был рассмотрен вопрос о включении в этот проект и творческих вузов. Радует, что при определении пороговых показателей и индикаторов для включения в ПСАЛ будут учитывать специфику отраслевых образовательных организаций.
Безусловно, КазГИК планирует участвовать в конкурсе. Считаю, что наряду с уже имеющимися критериями отбора необходимо брать в расчет и такой показатель, как сохранение культурного кода российской нации и творческой элиты страны, неоспоримого авторитета российского образования в сфере искусства и культуры. Собственно, на решение этих задач направлена образовательная, научная и творческая деятельность Казанского государственного института культуры. И это можно считать нашим главным конкурентным преимуществом в предстоящем отборе.
– Известно, что в силу специфики вузам культуры и искусства бывает сложно войти в разного рода рейтинги и программы академического превосходства. Какими рецептами успешного продвижения вы могли бы поделиться с коллегами?
– Рейтингов сегодня насчитывается большое количество. Самые авторитетные из международных – QS, THE, ARWU – ориентированы на научную деятельность, исследовательскую работу и международную репутацию. Национальные рейтинги, составляемые агентствами «РейтОР» и «Эксперт РА», порталом SuperJob.ru и рядом других компаний, ранжируют вузы по стоимости обучения, популярности у абитуриентов, среднему баллу поступивших, карьерному росту выпускников, мнению работодателей, прочим параметрам.
Казанский государственный институт культуры занимает 25-ю позицию в рейтинге гуманитарных вузов «Национальное признание», в рейтинге вузов культуры России – 2020 находится на 9-м месте.
Особых рецептов продвижения не назову, а что касается вопроса «превосходства», для КазГИК актуальны показатели, отражающие качество образования и вклад в переход страны к инновационной экономике. Конкурентоспособность выпускников, уровень квалификации и мотивация ППС, состояние материально-технической базы, цифровые компетенции, научно-исследовательская активность и поддержка молодых ученых, интернационализация и репутация – все это позволяет повысить узнаваемость вуза в международном научно-образовательном пространстве и улучшить его позиции в международных и национальных рейтингах.