– Кризисная ситуация в условиях пандемии коронавируса, в которой вынужденно оказалась система образования, резко обнажила все слабые места. Однако выявилось понимание, что педагог остаётся ключевой фигурой образовательного процесса. Столкнувшись с новой реальностью, педагоги были вынуждены быстро перестроить свою работу. Например, по данным исследования НИУ ВШЭ, 74% учителей, которые прежде не пользовались вообще никакими образовательными онлайн-ресурсами, стали их применять. Изменился ли, по-вашему, подход к подготовке педагогов в НГПУ, учитывая новые вызовы?
– Мы с 2018 года активно начали работать в информационно-образовательном пространстве с использованием цифровых технологий. В университете разработаны онлайн-курсы, которые были представлены, в том числе, и на федеральной площадке.
В условиях пандемии перед преподавательским составом была поставлена задача в кратчайшие сроки освоить образовательную платформу Мoodle и загрузить на этот ресурс свои лекции, семинарские и практические занятия. Хочу отметить, что преподаватели и обучающиеся достойно справились. Более того, это послужило импульсом для интеллектуального и личностного развития педагогов и студентов, стимулировало совершенствование образовательного процесса в вузе. Студенты проходили педпрактику в организованных администрацией НГПУ онлайн-лагерях, разрабатывали видеоуроки, творческие занятия. Таким образом, своевременно принятые меры позволили вузу в условиях пандемии безболезненно перейти на режим удаленного образовательного процесса.
– Возглавив университет в 2018 году, вы достаточно уверенно поставили высокую планку по развитию вуза. Упор был сделан на интенсивное развитие образовательной и научной деятельности. В НГПУ начали разрабатывать перспективные, востребованные образовательными организациями и предприятиями города проекты. Какую отдачу ждали от реализации предпринимаемых мер? Удалось ли достичь намеченных целей?
– Первое, что мы сделали, – поменяли систему оплаты и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава, что позволило активизировать научно-практическую деятельность.
В рамках развития научной деятельности в вузе разработаны перспективные, практикоориентированные проекты, создана лаборатория комплексных исследований, приобретены необходимые оборудование и технические средства для разработки научно обоснованных инновационных технологий в области физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной, лечебной и адаптивной физической культуры, общей и коррекционной педагогики и психологии.
На современном этапе лаборатория работает в трех основных направлениях: в организации научно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава; образовательной деятельности обучающихся; консультативно-просветительской деятельности сотрудников вуза и населения города.
Мы активизировали свою деятельность и в школах города Набережные Челны. В реализацию перспективных проектов – таких, например, как «Территория здоровья», «Интелквест», «Мир для всех» – были вовлечены непосредственно сами ученики. А в рамках реализации проекта «В мире русского слова» в университете открылось подготовительное отделение для иностранцев, желающих поступить в российские вузы.
– В настоящее время внимание Минобрнауки РФ направлено в большей степени на развитие региональных вузов. НГПУ, активно поддерживая новую программу академического лидерства, готов к созданию новых точек взаимодействия с другими вузами. На встречах с руководством КФУ, Мининского университета обсуждались вопросы, связанные с реализацией совместных проектов. О чём конкретно удалось договориться? Какие инициативы будете развивать в интересах региона?
– В рамках реализации точек взаимодействия с другими вузами РФ подписан ряд соглашений о сотрудничестве. Так, например, мы успешно работаем с Новосибирским педагогическим университетом по реализации курсов повышения квалификации педагогов. Под руководством РУДН в нашем университете работает локальный центр тестирования иностранных граждан. Заключено соглашение о сотрудничестве с Уфимским государственным институтом искусств. С Мининским университетом планируем совместно разработать механизмы компьютерного симулятора педагогической деятельности.
– В апреле 2020 года педагогические вузы были переданы в ведение Минпросвещения РФ. Тогда глава ведомства Сергей Кравцов заявил, что они были оторваны от будущей профессии, поэтому поставлена задача – максимально приблизить их к реальной жизни, к тем задачам и проблемам, которые имеются в школьном образовании. При этом министр пообещал поддержать педвузы по всем позициям нацпроекта «Образование», отметив, что «они станут важнейшим приоритетом, а не балластом». Мнения экспертов по поводу целесообразности переподчинения расходятся. С вашей точки зрения, что-то изменилось для вуза за этот небольшой срок, или пока рано говорить об этом? Как руководитель коллектива НГПУ поделитесь своими размышлениями относительно дальнейшего развития педагогического образования в России.
– Думаю, с переходом в ведение министерства просвещения педагогические вузы только выиграли. Почему? В стране всего 33 педагогических вуза, и, конечно, есть разница, министерство курирует 700 или же 33. На встрече с руководством профильных вузов министр просвещения озвучил задачу об оснащении педагогических вузов не хуже современных школ, в этом мы заинтересованы. Не секрет, что некоторые школы оснащены намного лучше, чем вузы.
Следующей задачей Сергей Кравцов обозначил подъем престижа педагогических вузов и кадров.
Хочу отметить, что министерством правильно выстроена цепочка: «школа – педагогический колледж – педагогический вуз». В связи с этим мы выстраиваем свой кластер. В структуре университета есть индустриально-педагогический колледж, реализуются программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В университете также успешно функционирует институт дополнительного профессионального образования.
Нам важно понимать, кто сможет в будущем стать учителем, заинтересовать выявленных потенциальных специалистов, чтобы они пришли в университет, получив профессиональную подготовку в колледже. Важно и в дальнейшем направлять таких студентов на образовательные программы бакалавриата.
В организации образовательного процесса в вузе мы ставим задачу не только давать знания по конкретному профилю, но и по коммуникативным компетенциям, дополнительному образованию. Университетом разработана программа, которая предполагает получение выпускником двух дипломов: педагога по профилю подготовки и педагога дополнительного образования.
Для справки, город Набережные Челны передает НГПУ школу №42 как базовую. Благодаря Минпросвещения РФ мы получили на 2021 год дополнительно 200 бюджетных мест. Поддерживаем такое понимание и такое внимание к педагогическим вузам.