Экосистема большого университета. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Экосистема большого университета

Большому кораблю, как известно, большое плавание. Впечатляющий масштабами всех направлений деятельности Казанский (Приволжский) федеральный университет продолжает уверенно лидировать в регионе, стране и международном пространстве. Новый вектор развития и системные преобразования, инициативы и уникальные проекты, эффективная научно-образовательная и социальная политика… Об этом и не только читайте в интервью с ректором Ильшатом ГАФУРОВЫМ.

ГАФУРОВ Ильшат Рафкатович

Ректор Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат физико-математических наук, доктор экономических наук, профессор

woman avatar

– С нового учебного года в Казанском федеральном университете реализуется смешанный формат обучения, который был апробирован студентами и преподавателями КФУ в период действия строгих ограничительных мер. По сравнению с традиционным, каковы его возможности и преимущества? Какие коррективы с учётом пандемийного опыта внесены в учебный процесс?
– Реализация образовательного процесса в смешанном формате способствует повышению качества подготовки за счет интеграции преимуществ традиционной и электронной форм обучения.

Электронное обучение позволяет дифференцировать темп освоения курса, выровнять уровень знаний обучающихся, не привязывает к месту и времени. Благодаря контактной работе с научно-педагогическими работниками в кампусах университета можно укреплять и развивать знания, умения и навыки, сохранять основанные на личном общении преподавателя и студента классические методики обучения, эффективнее реализовывать такие педагогические технологии, как, например, тренинг, деловая игра, дискуссия.

Разумеется, степень сочетания форм традиционного и электронного обучения зависит от специ­фики направлений подготовки, специальностей и особенностей ОПОП, структуры контингента обучающихся, других условий.

В летний период преподаватели разрабатывали цифровые образовательные ресурсы, занимались редизайном образовательного контента и записью видеолекций в студиях «Jalinga», прошли обучение в области совершенствования цифровых компетенций.

В настоящее время в КФУ дорабатывается собственная LMS платформа. Для эффективной реализации смешанного обучения используются виртуальные решения и цифровые тренажеры: мультимедийный образовательный ресурс «Учебная среда XXI+», телеметрический практикум по физике, виртуальная биотехнологическая лаборатория, лаборатории «Виртуальное производство», «Виртуальный автомобиль», многие другие.

Организована работа по обеспечению удаленного доступа студентов к лицензионному ПО, установленному в кампусах КФУ. С первого семестра занятия проводятся в аудиториях, позволяющих одновременно работать с обучающимися оффлайн и дистанционно. Сетевые образовательные программы реализуются с помощью онлайн-курсов других вузов, что позволяет расширить границы образовательного пространства университета.

– Как известно, в КФУ уже приступили к формированию документов для участия в Программе академического стратегического лидерства. Рас­ска­жите, пожалуйста, о ключевых направлениях развития университета?
– В процессе решения этой задачи в КФУ проведена тщательная работа по определению вектора развития. Любая трансформация начинается с совершенствования системы управления университетом, и в этом направлении предпринят ряд шагов.

Во-первых, проведено разделение функций администрирования и стратегического управления с одновременным переходом к управлению на основе данных, что позволит более ответственно делегировать управление структурным подразделениям.

Во-вторых, с ведущими партнерами завершено формирование сетевой цифровой научно-образовательной платформы, на которой в течение трех дней можно будет собирать эффективные международные проектные команды по приоритетным направлениям.

В-третьих, создан новый комплекс инициатив по расширению успешного опыта поддержки смешанных международных автономных научных команд в формате «OpenLab». Предполагается, что это обеспечит ежегодный запуск не менее пяти новых прорывных международных проектов.

Сложность в том, что наследие, ментальный код большого классического университета с трудом поддается трансформации. Здесь важно обеспечить разумный баланс между сохранением традиций и всех преимуществ вуза такого масштаба и специфики и внедрением передового опыта в организационно-управленческой, культурно-просветительской и научно-образовательной сферах. Чтобы повысить эффективность обмена лучшими практиками, вовлеченность и взаимопонимание на всех уровнях взаимодействия, запущен комплекс инициатив по управлению разнообразием и формированию новой созидательной культуры. Одна из них – создание корпоративного центра обучения совместно с Институтом Адизеса.

В рамках научно-исследовательской политики Казанский университет наметил для себя две новые инициативы: создание института междисциплинарных исследований для системной поддержки «OpenLab» и формирования конкурентной альтернативы действующей системе, а также специализированного фонда поддержки прорывных исследований для финансирования перспективных проектов, ежегодный бюджет которого составит не менее 15% всех НИОКР.

Новая исследовательская политика уже сейчас генерирует многообещающие проекты, которые должны стать опорными платформами университета в 2024 году. Первая группа базируется на оригинальной технологии искусственного интеллекта для беспилотников и промышленности. Вторая – основана на технологиях машинного понимания для медицинской практики, и здесь мы являемся правообладателями собственных разработок, значительно облегчающих цифровизацию и интерпретацию результатов диагностических обследований пациентов. Уже сейчас реализуется проект по созданию экспертных систем принятия врачебных решений на основе BigData-анализа как клинической информации пациента, так и мульти­омиксных данных.

Редизайн образовательного пространства – основа основ наших системных преобразований. Мы стараемся полнее использовать одно из главных преимуществ большого университета – широ­кий выбор траекторий обучения с углубленной подготовкой по технологиям экономики будущего. Формируем всё более востребованные в образовательном пространстве РФ «сквозные», «ядерные» компетенции: критическое мышление, коммуникативные и цифровые навыки, навыки проектной деятельности.

Экосистема большого университета также создает хорошие перспективы для развития программ ДПО. Сегодня КФУ лидирует среди федеральных вузов, ежегодно обучая 19 тыс. слушателей. В течение трех лет намерены эти показатели удвоить.

Традиционно одной из самых конкурентных и проблемных сфер является сфера инноваций. Чтобы обеспечить прорыв в этой части, уже сформирована новая команда. Чтобы за пять лет войти в топ-100 инновационных вузов по методологии Томсон Ройтерс, проектно-целевой метод обучения эффективно дополнен моделью наставничества с привлечением предпринимателей и реализацией проектов обучающихся. Метод продемонстрировал неплохие результаты и уже транслируется Агентством стратегических инициатив на всю страну.

– Казанский университет – ответственная за социально-экономическое развитие региона образовательная организация. В период пандемии коллектив финансово поддерживал наиболее уязвимые категории граждан. Разработана программа по временному трудоустройству обучающихся. Каким образом планируете продолжить реализацию политики влияния на развитие общества и внешней среды?
– Безусловно, наряду с образовательными и научно-исследовательскими задачами социальная ответственность, тесная интеграция с территориальными акторами и сообществами является одним из главных элементов миссии КФУ.

Зона социальной ответственности выходит далеко за пределы ядра университета – контингента студентов, слушателей, преподавателей и сотрудников. Экосистема вуза охватывает членов семей сотрудников, обучающихся и слушателей детского и малого университетов КФУ, выпускников разных лет, а также наших пенсионеров, посвятивших свою жизнь преподавательской и научной работе. Сюда относятся и жители Казани, обсуживающиеся в университетском медицинском кластере, партнеры из академических и бизнес-кругов. И это только вторая часть общего контура социальной миссии КФУ. Если принимать во внимание участников наших регулярных культурных, спортивных, патриотических и научно-просветительских мероприятий, то, по самым скромным оценкам, охват участников экосистемы составит более полумиллиона человек.

Все проведенные вузом в связи с пандемией и введением строгих ограничительных мер мероприятия нельзя назвать единовременными акциями. Это элементы нашей дальнейшей планомерной работы. Взять ту же программу временного трудоустройства обучающихся, которая разработана до 2024 года и предполагает системную организацию временной занятости наших студентов внутри и вне университета. Для реализации этого проекта в КФУ создан центр по организации временной занятости обучающихся.(1)

Если смотреть шире, то сейчас мы запускаем ряд интересных социально ориентированных инициатив. Первая из них – открытие при активном содействии президента республики Рустама Минниханова детского сада для детей с расстройством аутистического спектра.(2) Проект уникальный: сегодня в Татарстане транслирующие подобный опыт региональные инновационные площадки отсутствуют. Вторая инициатива – открытие совместно с нашим бизнес-партнером, компанией «ТАИФ», научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины.(3) Приоритетными точками развития центра являются онконастороженность, иммунные заболевания и регенеративная медицина.

– У вас создана уникальная форма школьно-университетского партнерства. В Казани университет имеет 2 собственных общеобразовательных лицея. В структуру Елабужского института включена общеобразовательная школа №5, получившая название «Университетская». Как будет реализован ключевой компонент концепции проекта – программа индивидуальной работы с каждым обучающимся? Какие эффекты ожидаете от эксперимента?
– Решить одну из ключевых для вуза задач – повышения конкурентоспособности выпускников – невозможно без повышения качества образования учащихся общеобразовательных школ.

В лицеях и школе «Университетская» КФУ учатся разные дети, поэтому выбор индивидуализации обучения как ключевого компонента, безусловно, необходим. Для эффективной реализации этой актуальной педагогической технологии важно создать интеллектуальное образовательное пространство, расширяющее возможности обучения. Под руководством преподавателей вуза ученики занимаются научной, исследовательской и проектной деятельностью в стенах основных структурных подразделений КФУ, могут изучать любой предмет на профильном уровне, участвуют в мероприятиях университета: от мастер-классов до научных конференций международного уровня.

Казанский университет создает возможности индивидуализации образовательной траектории и для обучающихся других структурных подразделений вуза. Так, выпускник татарской гимназии №2 Рамиль Багавиев с девятого класса обучался в Малом университете КФУ. Уверен, набранные им на ЕГЭ 399 баллов – заслуга, в том числе, и преподавателей университета. Сейчас молодой человек учится на втором курсе Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского, а в этом году вернулся в альма-матер в качестве преподавателя, чем мы очень гордимся.

В рамках всероссийской программы «Сириус. Лето: начни свой проект» КФУ представил 13 проектов. Сформированы команды из преподавателей, студентов и школьников, сейчас дорабатываются дорожные карты, и летом 2021 года мы увидим результаты совместной работы.

– Подготовка квалифицированных специалистов и научные разработки в ИТ-сфере – одно из конкурентных преимуществ университета в глобальной гонке цифровизации. Пожалуйста, расскажите подробнее, о каких проектах идёт речь, как именно будет осуществляться подготовка и переподготовка «цифровых» кадров?
– Университет проводит масштабную работу по совершенствованию качества реализации ОПОП в IT-сфере. Это, в частности, предполагает открытие новых перспективных направлений подготовки и профилей, закупку и использование в образовательном процессе и научной деятельности передовых технологий и оборудования, привлечение ведущих мировых специалистов к реализации образовательного процесса, постоянное совершенствование уровня подготовки и квалификации научно-педагогических работников.

В мае 2020 года на базе университета создан центр цифровых трансформаций, который занимается всеми видами деятельности в рамках национальной программы «Цифровая экономика». В состав входят сектор низкоуровневых разработок, в котором трудятся конструкторы, технологи, схемотехники, инженеры-испытатели; сектор высокоуровневых разработок; опытное производство и коворкинг, где в октябре этого года уже начнут работать лучшие студенты вторых-четвертых курсов естественнонаучных специальностей в рамках СКБ «Цифровые платформы», в том числе в рамках программы «Стартап как диплом».

Республика Татарстан инициировала процесс создания научно-образовательного центра мирового уровня и подтвердила готовность финансирования. Приоритетные направления и проекты развития КФУ составляют его основу. Уже утверждена первая республиканская программа с участием вуза – программа развития нефтегазохимического комплекса. На стадии обсуждения программы медицинской науки, сельского хозяйства, IT-сферы.

Наверх