Выше обстоятельств

Антикризисные хроники Минобрнауки Республики Татарстан

Республика Татарстан, наравне с другими регионами РФ, прошла непростую адаптацию к вызванным пандемией коронавируса обстоятельствам. Одной из подвергшихся серьёзным испытаниям сфер стала система образования.

БЕЗОПАСНОСТЬ условий обучения и воспитания обучающихся – именно на это руководство Министерства науки и образования Республики Татарстан направило первоочередные усилия в период распространения коронавирусной инфекции.

Отделы (управления) образования исполнительных комитетов региона снабдили инструкциями по реализации программ начального, основного и среднего общего образования, а также СПО и ДО с применением электронного обучения, дистанционных технологий.

Обучение подобным технологиям организаторов образовательных процессов и педагогов было регламентировано. Все муниципальные районы РТ получили методические рекомендации и разъяснения по переходу на дистанционную форму обучения с перечнем образовательных онлайн-платформ, описанием единой модели организации дистанционного образования, вариантами решения проблемы обеспечения многодетных и малообеспеченных семей информационно-коммуникационным оборудованием и доступом в сеть интернет.

На сайте министерства mon.tatarstan.ru в разделе «Деятельность» был создан подраздел «Дистанционное обучение». Здесь представлен опыт образовательных организаций республики по переходу на дистант, размещены нормативно-правовые акты и методические рекомендации, перечень рекомендуемых онлайн-платформ и цифровых ресурсов, телефоны горячей линии.

ТЕХНИЧЕСКИ к переходу на дистанционную форму обучения Республика Татарстан оказалась готова. В рамках государственной информационной системы телекоммуникаций все госу­дарственные и муниципальные школы РТ подключены к сети интернет.

Чтобы оценить состояние технической инфраструктуры образовательных организаций и оптимальное распределение интернет-трафика, Минобрнауки РТ совместно с Министерством цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ и компанией «Таттелеком» собрали и проанализировали предоставленные муниципалитетами данные.

Для реализации дистанционного обучения образовательные организации республики использовали различные специализированные онлайн-платформы и цифровые ресурсы. Самой массовой и популярной оказалась «Учи.ру», на которой в 2019-2020 учебном году занимаются более 260 тыс. обучающихся республики. В числе её достоинств и особенностей – возможность проводить индивидуальные и групповые видеоуроки в режиме онлайн через сервис «Виртуальный класс». Популярность приобрела и платформа «Открытая школа – 2035». К ней в прошлом году подключили 500 школ республики. На базе Института развития образования РТ создан одноимённый ресурсный центр, в котором педагоги получают методическую поддержку, повышают квалификацию в области ИКТ-компетенций. Отметим, что в период дистанционного обучения дети могли пользоваться возможностями обеих платформ бесплатно.

Нельзя не упомянуть цифровую платформу Сбербанка, деятельность которой направлена на развитие индивидуальных траекторий обучения и оценку результатов обучающихся. В 2019‑2020 учебном году на базе 3 общеобразовательных организаций Республики Татарстан проходила апробация цифровой платформы персонализированного обучения, дающей возможность каждому ребенку выбрать индивидуальную траекторию развития. В новом учебном году в проекте примут участие ещё 7 учреждений общего образования.

Кроме того, в республике активно используется платформа «Российская электронная школа». Созданная при поддержке Правительства РФ, она выступает одним из ключевых цифровых ресурсов нацпроекта «Образование».

Чрезвычайно удобным, надёжным и простым в использовании инструментом оказался сервис для организации видеоконференций «Zoom». Например, с его помощью в министерстве проводились ежедневные совещания по вопросам организации дистанционного обучения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ программы с применением электронного обучения и ДОТ начали реализовывать с 6 апреля 2020 года.
Уроки проводились по расписанию школы с использованием образовательных онлайн-ресурсов при наличии у обучающихся персонального компьютера и доступа к интернету. Задания выполнялись как на выбранной учебной платформе, так и в тетради. При наличии только мобильной связи задания учитель сообщал по телефону. Если отсутствовал доступ к интернету, обучение проводилось с помощью физических носителей информации: учебников и учебных пособий, атласов, рабочих тетрадей, других ресурсов.

Полный пакет материалов ученика содержал блок заданий по всем предметам на определенный период, информацию о сроках выполнения и методические рекомендации, график телефонных консультаций учителей-предметников (так называемая кейс-технология). В случае применения этой технологии в школах была отработана четкая система доставки материалов от учителя к ученику и обратно при соблюдении всех противоэпидемических мер.

В начальных классах общеобразовательных школ и школах для детей с ОВЗ широко использовались интегрированные формы обучения. Для обучающихся с пятого по восьмой и десятых классов применялись дистанционные технологии и технологии проектной деятельности. Учебный процесс в одиннадцатых и девятых классах был организован с использованием ДОТ и технологий электронного обучения. При подготовке к ГИА школьники самостоятельно работали с открытым банком заданий Федерального института педагогических измерений.

Всех заинтересованных проинформировали о ресурсах, которые можно использовать совместно с родителями, а также в рамках дополнительной самоподготовки и подготовки к ГИА. (Ресурсы размещены на сайте Минобрнауки РТ в разделе «Деятельность» – «Дистанционное обучение» – «Образовательные онлайн-платформы и цифровые ресурсы», а также на сайте Мин­просвещения России в разделе «Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий».)

Методическим сопровождением реализации образовательных программ начального, основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и ДОТ занимается Институт развития образования Республики Татарстан.

Специалисты муниципальных органов управления образованием и руководители общеобразовательных организаций провели большую работу с педагогами. В свою очередь, педагоги скорректировали рабочие программы в части изменения форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности, периодичности и форматов текущего контроля успеваемости. Классные руководители организовали максимально возможное дистанционное взаимодействие учителей-предметников с обучающимися и их родителями.

Вопросы пребывания обучающихся за компьютером, а также время на выполнение домашних заданий регламентировались постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821‑10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 года.

Министерство рассмотрело вопрос возможной организации очного обучения детей в малокомплектных сельских школах с общей численностью не более 20 человек при условии соблюдения требований санитарно-дезинфекционного режима. В мае обучение в штатном режиме организовано в 83 таких школах республики для почти 700 обучающихся.

В июне по модели образовательного центра «Сириус» в дистанционном формате реализованы первые профильные программы Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи.

В 22 центрах «Точка роста» реализуются дистанционные программы дополнительного образования детей.

С 3 июля начались экзамены для выпускников одиннадцатых классов, желающих продолжить обучение в вузах.

Работники пунктов проведения ЕГЭ проходят дистанционное обучение на учебном портале Федерального центра тестирования. В конце июня подготовку прошли уже более 6,5 тыс. человек.

Этот опыт будет использован при обучении детей с ОВЗ, одарённых школьников, находящихся за пределами города, республики или страны в период подготовки и участия в олимпиадах, а также спортсменов, находящихся на сборах или соревнованиях.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ образовательные организации начали работать в дистанционном режиме с 19 марта 2020 года. Частично возобновили очный режим занятий ровно два месяца спустя, с 19 мая.

При переходе обучения в дистанционный формат руководители образовательных учреждений получали необходимые рекомендации, консультационную и методическую поддержку.

Ведомство разработало и утвердило рекомендации по реализации программ СПО с применением электронного обучения и ДОТ. Вопросы деятельности образовательных организаций еженедельно рассматривались на совещаниях в режиме видеоконференцсвязи с участием руководителей, заместителей директоров по учебно-методической (учебной) работе и других ответственных лиц. Для педагогических работников проводились обучающие семинары, в том числе с участием специалистов высшей школы.

Безусловно, пришлось преодолевать множество трудностей. Например, остро стоял вопрос проведения всех видов практических работ, требующих выполнения студентами заданий непосредственно в мастерских, лабораториях, на производственных участках. Вместе с тем вынужденные меры способствовали решению важных задач.

Материал подготовлен пресс-службой Министерства образования и науки РТ.


В рамках благотворительных акций «Отдай запасной гаджет в свою школу!» и «Помоги учиться дома!» жители Республики Татарстан и представители бизнес-сообщества помогли собрать более 1,3 тыс. гаджетов.
По состоянию на 18 июня обучающимся из малоимущих и многодетных семей Минобрнауки РТ передано около 2 тыс. планшетных компьютеров, ректорами вузов – 124 единицы. Всего компьютеры получили свыше 8,5 тыс. человек.



Перевод управленческих процессов учреждений СПО в электронный формат позволил оптимизировать затраты времени и ресурсов. Благодаря реализации образовательного процесса в дистанционном режиме педагогических работников удалось быстрее адаптировать к трудовой деятельности с применением интерактивных компьютерных технологий. Использование современного интерактивного оборудования в преподавании учебных дисциплин положительно сказалось на мотивации и качестве подготовки студентов.


Наверх