Член экспертного редакционного совета журнала АО
Работа эксперта
Сегодня, по общей оценке, самая острая проблема российской экономики – дефицит кадров, который наблюдается фактически во всех ключевых отраслях. По вашей оценке, имеется ли такой дефицит на академическом рынке труда? Если «да», то насколько он значительный? Каких кадров – исследовательских, педагогических или иных – сегодня не хватает именно университетскому сектору?
— В последние годы в системе российского образования и науки наблюдается острый кризис кадрового воспроизводства, нехватка учителей, преподавателей и исследователей в таких областях, как математика, физика, информационные технологии и инженерные науки. Ключевой причиной является низкий уровень привлекательности таких профессий для молодежи из-за неконкурентоспособной оплаты труда и относительно низкого социального статуса. Кроме того, есть явная неравномерность в распределении квалифицированных кадров по регионам. При этом в крупных городах, зачастую, существует изобилие преподавателей и исследователей, в то время как в некоторых регионах наблюдается острый дефицит. Следующая острая проблема – высокие темпы старения кадров. Новых специалистов, которые должны приходить на смену проверенным кадрам, явно недостаточно.
По отдельным направлениям складывается следующая ситуация:
- быстрый рост технологий и потребность в специалистах по программированию, ИТ-безопасности и аналитике данных значительно превышает количество выпускников, способных удовлетворить этот спрос и к 2030 году потребность в таких специалистах вырастет на 20-30%;
- информационные источники указывают на дефицит от 15 до 20% преподавательского состава в каждой инженерной области, особенно острый дефицит на таких инженерных направлениях, как электротехника, механика, строительство;
- по направлениям естественных наук (биология, химия и физика и др.) уровень вакансий в университетских кафедрах может достигать 10-15% и особая нехватка - в опытных исследователях.
Аспирантура – «главный реактор» подготовки и воспроизводства в университете исследовательских, научно-педагогических кадров. Какие обязательные меры (нормативные, финансовые и т.п.) необходимы для повышения эффективности аспирантуры и ее устойчивого выхода на позитивную траекторию развития? Каких конкретных решений ждете от будущей модернизации высшей школы в контексте поддержки и развития аспирантуры?
— Изучение отечественного и международного опыта позволяет нам рекомендовать ряд мер, реализация которых может решить ключевые проблемы и повысить эффективность аспирантуры:
- разработка и реализация новых моделей аспирантских программ, таких как сквозная программа профессиональной аспирантуры (обучение и исследования в рамках одного направления), сопряженная с магистратурой программа аспирантуры, сетевая программа аспирантуры (с академическими, технологическими и индустриальными партнерами);
- выстраивание системы совместных кафедр с ведущими научно-исследовательскими организациями;
- расширение спектра конкурсов ведущих научных фондов на проведение исследовательских работ инициативным коллективами молодых ученых;
- привлечение аспирантов к грантовым проектам, хоздоговорным работам, научно-техническим программам;
- назначение специальных университетских стипендий и стипендий от индустриальных партнеров, разработка индивидуальных условий эффективного контракта;
- повышение квалификации научных руководителей в ведущих научно-образовательных центрах;
- назначение нескольких соруководителей (2 и более) из числа ученых, представляющих разные научные специальности;
- разработка и реализация государственной программы поддержки молодых ученых и аспирантов.
Отдельным тезисом можно выделить разработку федеральной цифровой платформы для всех участников диссертационного процесса, включающей в себя ряд нижеперечисленных блоков (вкладок):
«Наставничество» - создание банка наставников по направлениям исследований для проведения консультативной поддержки в рамках разработки и реализации государственной программы поддержки молодых ученых и аспирантов);
«Популяризация научных исследований» - создание отчетов и пресс-релизов об успешных проектах аспирантов, расширение доступа к актуальным достижениям научной мысли;
«В помощь аспирантам» - создание чат-бота с использованием ИИ, помогающего аспирантам определиться с направлением исследований, с подробной информацией о доступных направлениях и условиях приема;
«Сетевые аспирантуры» - представление лучших практик, формирование новых коллабораций;
«Обучение» - повышение квалификации научных руководителей, актуальные онлайн курсы для аспирантов;
«Вакансии» - банк университетских вакансий;
«Виртуальные лаборатории» - предоставление временного доступа аспирантам к виртуальным лабораториям.
Реализация приведенной выше системы мер позволит, на наш взгляд, решить следующие ключевые проблемы: низкое качество диссертаций; удержание в университете высокопотенциальных выпускников; доступность научного руководителя для аспиранта; низкий уровень научного руководителя; дефицит компетенций и недостаточный уровень научно-исследовательских лабораторий в базовой организации; дефицит времени для исследований, в связи с материальными трудностями и необходимостью подрабатывать; финансирование научных командировок аспирантов; трудоустройство аспирантов, низкая привлекательность аспирантуры.
Обозначьте наиболее негативный фактор, препятствующий выбору, приходу (и закреплению!) молодежи в научных профессиях?
— – Ключевыми факторами, препятствующими приходу молодежи в научные профессии, на наш взгляд, являются:
- неопределенность карьерных перспектив; непривлекательные финансовые условия;
- бюрократические рамки в научно-исследовательском секторе; неодинаковые стартовые условия в грантовых конкурсах для научно-педагогических работников из региональных вузов и их коллег из крупных федеральных и национальных исследовательских вузов;
- психологическое давление и стресс в первые годы работы в научном сегменте, вызываемые отсутствием у большинства молодежи метакомпетенций, таких как эмпатия и эмоциональный интеллект, гибкость и адаптивность, способность рефлексировать, коммуникативность;
- невысокий социальный статус преподавателя и исследователя;
- отсутствие высокоуровневой менторской поддержки;
- недоступность опытных наставников и ограниченность цифровых платформ для обмена опытом;
- ограниченность доступа к современной научно-исследовательской базе и необходимым для исследований материалам и данным;
- относительно низкий уровень физико-математической подготовки в школах и университетах.
Приведите пример «лучших практик» поддержки и развития аспирантуры/научной школы вашей образовательной организации.
— В качестве лучшей практики поддержки и развития научной школы представляем грозненскую научную школу по разработке и внедрению эффективных энерго- и ресурсосберегающих технологий производства строительных композиционных материалов, изделий и конструкций, в основу научно-исследовательской деятельности которой заложены принципы комплексной утилизации техногенного сырья различной природы. За последние годы научная школа подготовила 4 доктора и 12 кандидатов наук.
Высокая эффективность работы школы стала возможной благодаря привлечению мотивированных материальной поддержкой и видением перспективного карьерного трека высокопотенциальных студентов, аспирантов и молодых ученых к выполнению крупных федеральных и международных грантов, включая гранты РНФ, РФИИ, ФЦП и проектов в рамках государственного задания. Важным инструментом материальной поддержки молодых специалистов стала возможность их привлечения под руководством опытных сотрудников для научно-технического сопровождения строительства крупных уникальных объектов: многофункционального высотного комплекса «Ахмат-Тауэр», грозненской ТЭЦ, горнолыжного курорта «Ведучи» и других научно-исследовательских и хоздоговорных работ. Важно отметить, что практически все работы выполнялись в рамках научно-производственных коллабораций с академическими и индустриальными партнерами: МГСУ, БГТУ имени В.Г. Шухова, КНИИ РАН, ООО «СК Чеченстрой», ООО «Успех», холдинг RimGroup, АО «Чеченцемент» и другими.
Какие конкретные РИД (продукты и технологии), имеющие хорошую перспективу внедрения, уже лежат в «пакете предложений» вашей образовательной организации?
— На сегодняшний день в портфолио ГГНТУ имеется порядка 50 РИД. Из них наиболее перспективные изобретения и полезные модели созданы по следующим тематическим направлениям:
- новые материалы (например, способы приготовления разных видов бетонной смеси и др.);
- новые технологии в сфере природосбережения и экологической безопасности (например, способы захоронения жидких отходов, очистки вод поверхностных источников и др.);
- новые продукты для современного промышленного производства (например, устройство для наведения магнитного поля, геотермальная установка и др.).
Какие приоритетные исследовательские направления вы намерены развивать сегодня в первоочередном порядке? Какие ресурсы для получения конкретного результата необходимы, и имеются ли они у вашей образовательной организации в достаточном объёме?
— В число приоритетных исследовательских направлений Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д. Миллионщикова входят:
- ресурсо- и энергосберегающие технологии производства строительных материалов на основе комплексного использования техногенного и природного сырья (в том числе «зеленые» технологии и «зеленые» композиты);
- создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта, визуализации данных, включая математическое и программное обеспечение вычислительных комплексов и компьютерных сетей;
- разработка «зеленых» энергетических технологий и интеллектуальных систем управления в энергетике, строительстве, транспорте, промышленности (включая развитие металлургии черных, цветных металлов и специальных сплавов);
- комплексное изучение и разработка минерально-сырьевых ресурсов Чеченской Республики;
- изучение эмиссии и секвестрации парниковых газов и разработка технологий декарбонизации, в том числе дистанционное зондирование Земли (аэрофотосъемка, воздушное лазерное сканирование, мультиспектральная съемка) и изучение сейсмичности и геодинамики Северного Кавказа;
- формирование на современном этапе глобального развития российской экономической науки с учетом влияния цифровизации (взаимодействие человека и технологий, человека и социальных институтов), в том числе с применением методов гуманитарных и технических наук.
Для получения планируемых результатов университет имеет соответствующую научно-техническую базу. В частности, функционируют 6 научных центров коллективного пользования («Современные строительные материалы и технологии», «Недра», «Наноматериалы и нанотехнологии», «Зеленая энергетика», «Геодезия, картография и инфраструктура пространственных данных», «Комплексная безопасность»), Научно-исследовательский институт геологии и природопользования (НИИГиП), а также профильные научно-исследовательские лаборатории (лаборатория импульсных технологий, исследовательская лаборатория грунтов и экологического мониторинга и др.), на базе которых выполняются не только фундаментальные и прикладные исследования, но и оказываются высокотехнологичные инжиниринговые услуги, дизайн и проектирование, консалтинг и подготовка научно-технических кадров. В структуре ГГНТУ имеется две аккредитованных лаборатории: испытательная лаборатория «Строительные материалы и конструкции» и исследовательская лаборатория грунтов и экологического мониторинга, оснащенные современным испытательным, измерительным и вспомогательным оборудованием (электронным растровым микроскопом Quanta 200i 3D, ультразвуковым дефектоскопом УСД-60 и т. п.).
К числу важных инфраструктурных проектов последнего времени необходимо отнести создание на базе ГГНТУ и ЧГУ карбонового полигона, который станет основой для формирования наземной и дистанционной системы мониторинга, анализа и прогнозирования секвестрационного и эмиссионного потенциала территории Чеченской Республики. Научный парк ГГНТУ оснащен современной лабораторно-климатической аппаратурой, так что университет готов к реализации и этого, столь актуального проекта.