Бережливые технологии – концепция обучения. Официальный сайт журнала "Аккредитация в образовании"

Бережливые технологии – концепция обучения

Подготовка управленцев нового формата в Белгородском государственном национальном исследовательском университете

Внедрение принципов бережливости во все процессы жизнедеятельности общества становится всё более актуальным. Запрос предприятий и организаций на подготовку кадров, учитывающую эту концепцию, послужил серьезным вызовом для вузов, функционирующих в условиях глобальной конкуренции. В НИУ «БелГУ» ответом стало создание многоуровневой системы подготовки обучающихся основам бережливого управления по программам высшего и дополнительного профессионального образования.

Об авторе

фото ГАЙВОРОНСКАЯ Светлана Александровна

ГАЙВОРОНСКАЯ Светлана Александровна

Руководитель проектного офиса аппарата ректора Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Ключевым элементом системы подготовки кадров в университете стало формирование новой организационной структуры, в которую вошли высшая школа управления и базовая кафедра бережливого производства, проектный офис и центр бережливых компетенций. Сформирован пул из лин-тренеров, силами которых реализуются образовательные программы по бережливому управлению. Для представителей новой профессии организовано повышение квалификации на площадках российских лидеров лин-производства.

Одним из элементов системы подготовки «бережливцев» стала разработка в вузе новых образовательных программ для магистратуры («Экономика бережливого производства») и ДПО («Основы бережливого управления»). Помимо теоретического блока, предусмотрено обязательное обучение на фабриках процессов – производственных (2), офисных (1), медицинских (1). Белгородский государственный университет стал единственным вузом в стране, где одновременно функционируют 4 такие фабрики. Технология организации образовательной деятельности с применением нового интерактивного метода обучения представляет особый интерес для заказчика. Обучающиеся полностью погружаются в контекст изучаемой темы. Симуляционный подход позволяет развить общекультурные и надпрофессиональные компетенции. Слушатели программ получают уникальную возможность развить новые умения, обучиться востребованным технологиям, инициировать собственные бережливые проекты, получить навыки работы в командах с ориентацией на конкретный результат и непрерывное совершенствование.

Количество слушателей, прошедших обучение основам бережливого производства по программам ДПО в университете за 2019-2020 учебный год, составляет более 2,5 тыс. человек. Среди них государственные и муниципальные служащие органов исполнительной власти и самоуправления Белгородской области и других субъектов РФ, представители предприятий и организаций различных сфер деятельности и форм собственности, сотрудники образовательных, медицинских и иных организаций социальной сферы.

Сегодня бережливые технологии эффективно применяются в различных отраслях и стали приоритетом для многих компаний, философией профессиональной жизни как целых коллективов, так и отдельных работников. Методы и инстру­менты бережливого производства дают возможность выстроить операционные процессы, идентифицировать и исключить из них потери, обеспечить рост конкурентоспособности компании. Это достигается за счет повышения ценности товаров или услуг для потребителей при максимальном удовлетворении их запросов с минимальными затратами в самые короткие сроки.

Применение новой управленческой практики в сфере высшего образования позволило БелГУ создать внутри самого вуза систему менеджмента бережливого производства, получившую высокие внешние оценки: первое место в номинации «Проектное управление в сфере науки и высшего образования» престижного россий­ского конкурса «Проектный Олимп – 2019», при­знание образца технологий федерального уровня по результатам партнерской проверки, проведенной госкорпорацией «Росатом», сертификат соответствия требованиям государственного стандарта и уровню зрелости в 97%.

Наверх