Пилотный проект особой значимости

Опыт отбора и адаптации участников совместной образовательной программы

Для Национального исследовательского университета «МЭИ» 2020 год ознаменован завершением пилотного проекта, имеющего особую международную значимость. В июне блестяще защитили свои выпускные квалификационные работы магистры – первые выпускники совместной образовательной программы в рамках Сетевого университета СНГ.

Начало пилотному проекту положило соглашение о совместной подготовке магистров по программе «Управление проектами в электроэнергетике», подписанное в 2017 году Национальным исследовательским университетом «МЭИ» (НИУ «МЭИ»), Казахским национальным университетом им. аль-Фараби (КазНУ) и Киргизским государственным техническим университетом им. И. Раззакова (КГТУ). Магистрами стали лучшие студенты, завершившие программу бакалавриата в КазНУ и КГТУ и прошедшие строгий отбор Сетевого университета СНГ.

Однако началу обучения в НИУ «МЭИ» предшествовали два ключевых события, позволившие учащимся адаптироваться и полностью определиться в своем решении продолжить образование по совместной магистерской программе СУ СНГ. Делимся опытом отбора и адаптации участников программы.

Летом 2018 года в Национальном исследовательском университете «МЭИ» была организована стажировка для студентов четвертого курса партнерских университетов. Она включала, помимо теоретического обучения и выполнения лабораторных работ на кафедре техники и электрофизики высоких напряжений (ТЭВН), знакомство с другими ведущими кафедрами, участвующими в подготовке бакалавров и магистров по направлению «Электроэнергетика и электротехника».

В первый день знакомства с одним из старейших университетских подразделений – институтом электроэнергетики НИУ «МЭИ» – директор, кандидат технических наук Владимир Тульский провел мастер-класс по проблеме управления качеством электроэнергии. Несомненно, запомнилась молодым людям и встреча с доктором технических наук Михаилом Тягуновым, рассказавшим о специфике управления проектами в электроэнергетике, а также лекция замдиректора института, кандидата технических наук Натальи Аграпоновой, посвященная современным подходам к оценке эффективности инвестиционных проектов.

С уникальной разработкой – экспериментальным комплексом «ГРОЗ­А» – магистрантов ознакомили на институтской кафедре техники и электрофизики высоких напряжений, работающей под руководством кандидата технических наук Сергея Хренова. Комплекс, позволяющий создавать искусственные грозовые облака отрицательной или положительной полярности, предназначен для исследования и решения фундаментальных и практических задач атмосферного электричества, физики молнии и молниезащиты летательных аппаратов и наземных объектов.

Яркое впечатление у обучающихся осталось от посещения современного научно-образовательного центра (НОЦ) при кафедре релейной защиты и автоматизации энергосистем (РЗиАЭ). Экспериментальной базой НОЦ является программно-аппаратный комплекс реального времени RTDS (Real Time Digital Simulator), открывающий принципиально новые возможности для исследования нормальных и аварийных режимов энергосистем.

Также студенты посетили лабораторный комплекс кафедры теоретических основ электротехники (ТОЭ), который состоит из 3 учебно-исследовательских лабораторий и является одним из лучших в мире. Например, в одной из них – учебно-исследовательской лаборатории тео­рии электромагнитного поля (УИЛ ТЭМП) – уста­новлены 24 лабораторных стенда, оснащенных блоками для выполнения физических экспериментов и компьютерами для моделирования электромагнитных полей. Стенды позволяют организовать фронтальное выполнение лабораторных работ по третьей части курса ТОЭ. Кроме учебного, УИЛ ТЭМП оснащена уникальным исследовательским оборудованием: современными панорамными вектор-анализаторами и панорамными измерителями от 0 до 40 ГГц, установкой для волноводного измерения комплексных магнитных и диэлектрических проницаемостей электрических материалов, криогенной установкой для исследования вольтамперных характеристик сверхпроводников при нормальном и тангенциальном намагничивании и прочим необходимым оборудованием.

На кафедре электрических станций (ЭС) магист­ранты смогли ознакомиться с новой ячейкой настоящего комплектно-распределительного элегазового устройства (КРУЭ), смонтированной благодаря поддержке компаний «Россети», «МОЭСК» и «Евроконтракт».

В другом подразделении университета – институте тепловой и атомной энергетики (ИТАЭ НИУ «МЭИ») – стажеры ознакомились с уникальными установками и выполнили лабораторные работы.

После стажировки, уже в 2019 году, в НИУ «МЭИ» пригласили тех студентов из партнерских вузов, которые приняли решение продолжать образование по совместной программе в рамках СУ СНГ.

Обучение началось с участия в Международной летней научно-практической школе молодого инженера-исследователя НИУ «МЭИ», что послужило для них незабываемым опытом. На протяжении двух недель выпускники КазНУ совместно с выпускниками лучших вузов России, Беларуси и дальнего зарубежья активно проявляли себя: и в образовательной части программы летней школы, включающей лекции специалистов и экспертов в области электроэнергетики, тренинги, имитационные игры, мини-проекты, и в развивающей – на выездных экскурсиях, мастер-классах, квестах, часть которых была организована и проведена совместно с коллегами из компании «МОЭСК».

Безусловную практическую ценность для студентов имели проведенные преподавателями института электроэнергетики командные игры: «Построй и защити свою энергосистему», «Создание 3D-модели для использования при печати на 3D-принтере или виртуализации на примере РТ-40», «Параметрирование микроконтроллеров, введение в IoT», «Моделирование РЗ в PSCAD, параметрирование МП терминала РЗ, проверка работы терминала с помощью РЕТОМ». Игровой цикл позволил молодым людям окончательно определиться с выбором конкретной образовательной программы и принятием решения продолжить обучение по совместной программе СУ СНГ. Кроме того, выступая интернациональными командами, они получили бесценный опыт коммуникации и проектной деятельности на английском языке. А традиционная заключительная защита коллективных проектов, направленных на выявление перспектив развития мировой электроэнергетики, помогла определиться и с будущим направлением научно-исследовательской работы.

В сентябре 2019 года несколько лучших выпуск­ников КазНУ, успешно преодолевших вступительные испытания в магистратуру НИУ «МЭИ», пополнили ряды студентов института электроэнергетики. А 24 июня 2020 года в режиме удаленной видео­конференции руководители подразделений и преподаватели двух университетов – НИУ «МЭИ» и КазН­У им. аль‑Фараби – провели защиты магистерских диссертаций первых выпускников совместной программы СУ СНГ. Выпускники блестяще презентовали свои работы, имеющие практическую значимость для современной мировой энергетики. Все они получили приглашение к трудоустройству в лучших энергетических компаниях Российской Федерации и Казахстана.


Национальный исследовательский университет «МЭИ»

  • Основан в 1930 году.
  • Действуют 12 институтов, ведется подготовка по 25 направлениям бакалавриата и специалитета, 17 – магистратуры, 14 – аспирантуры.
  • Обучаются около 15 тыс. студентов.
  • Вуз-партнер СУ СНГ с мая 2017 года. Количество совместных образовательных программ – 2.


Анализируя первый опыт организации международной программы в рамках Сетевого университета СНГ, следует отметить ряд преимуществ для вузов-участников.
1. Использование новых образовательных техно­логий в учебном процессе.
2. Сотрудничество с международными организациями.
3. Увеличение академических обменов.
4. Преимущества многосторонних соглашений перед двусторонними соглашениями.
5. Расширение номенклатуры предлагаемых образовательных программ за счет программной инте­грации с другими вузами, в том числе российскими.
6. Удовлетворение платежеспособного спроса абитуриентов на образовательные программы зарубежных вузов.
7. Повышение качества образования, в том числе с учетом контроля качества обучения со стороны вузов-партнеров.
8. Расширение возможностей международного сотрудничества.
9. Дополнительная рекламная акция по набору студентов.
10. Поддержание и дальнейшее повышение конкурентоспособности вуза на внешнем и внутренних рынках образовательных услуг.
11. Повышение рейтинга университета как внутри страны, так и за рубежом.
12. Объединение материально-технических и человеческих ресурсов образовательных учреждений – участников сетевого взаимо­действия.


Наверх