Открывая завершающее в 2025 году заседание редакционного Экспертного совета «АО», мы, прежде всего, хотели бы искренне поблагодарить всех наших экспертов за активную открытую позицию, которая является для журнала одним из определяющих факторов формирования и продвижения информационной «повестки дня», выработки консолидированного – профессионального, и при этом взвешенного и конструктивного – ответа на те вызовы, которые стоят перед отечественной системой образования. Благодаря вам, наши уважаемые эксперты, эта рубрика стала одной из самых ключевых (и читаемых!) публикаций каждого номера.
Для редакции 2025 год стал также плодотворным: приступил к работе редакционный Экспертный совет «АО» в сфере СПО, в состав которого приглашаются директора ведущих образовательных организаций среднего профессионального образования. Повестка развития для отечественного СПО, как и ВО, предполагается насыщенной, поэтому мы уверены – нам будет что обсудить с экспертами в следующем году!
Итак, сегодняшнее завершающее заседание Экспертного совета мы решили объединить общей тематикой, традиционно предложив руководителям вузов и колледжей подвести некоторые ключевые итоги года уходящего и сформулировать задачи на год грядущий…
АО. Назовите несколько ключевых, стратегически важных для отечественной высшей школы событий 2025 года. Каких долгосрочных эффектов и результатов вы от них ожидаете?

– Несомненно, ключевым событием является разработка и рассмотрение Стратегии развития образования в Российской Федерации до 2036 года, в которой обозначены цель, основные задачи и приоритетные направления развития системы образования в нашей стране. В предлагаемом документе приведена детальная оценка состояния, вызовы и возможности совершенствования системы образования и, главное – конкретные и ожидаемые результаты реализации Стратегии, которые в целом направлены на достижение Национальных целей развития России.
Так, подготовка кадров для обеспечения технологической независимости согласно Стратегии предполагает усиление интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций для повышения качества образования и научных исследований, совместные проекты по развитию высоких технологий с бизнесом, новые меры поддержки для обучающихся, предусматривающие обязательства по трудоустройству в российские организации по направлениям технологического лидерства, формирование новых рынков.
С целью развития экспорта образования предлагается увеличение доли преподавателей и студентов, участвующих в программах международной академической мобильности, создание единого мультиязычного портала для иностранных граждан с возможностью поступления в российские образовательные организации, продвигающего российскую культуру и образование за рубежом.
В связи с цифровой трансформацией социальной сферы в Стратегии четко обозначена возможность формирования цифровых профилей обучающихся, система цифровой навигации, использующая в работе технологии искусственного интеллекта, для построения индивидуальной образовательной траектории.
Значимым является представление новой модели высшего образования, переход на которую будет осуществлен уже в 2027 году. Согласно Модели все образовательные программы включает обязательную часть, обеспечивающую фундаментальность образования, так называемое «ядро высшего образования» и профессиональный блок. Необходимо отметить, что проводимая в СамГМУ в течение последних 3-х лет трансформация образовательной деятельности способствовала созданию ядерно-трековых программ, структура и образовательный результат которых схожи с предлагаемой Моделью. Ядерная часть содержит социогуманитарный и естественно-научных блоки; параллельно с профессиональным блоком реализуется индивидуализация по трекам: «врач первичного звена», врач «с дальнейшей специализацией», «исследования и разработки». Основная цель – подготовить специалистов двух категории: врач, владеющий технологией, и врач, способный создавать технологии/продукты. Именно такие кадры обеспечат технологическое лидерство сегодняшнего дня и развитие медицины будущего.

– Безусловно, главное событие этого года – начало активной фазы перехода на новую систему высшего образования. Этот процесс направлен на достижение стратегической цели, поставленной, в том числе, Президентом РФ, и имеет долгосрочную перспективу принципиального повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием. Совмещение принципов унификации содержания образовательных программ на федеральном уровне, изменение сроков реализации, а также изменение принципов финансирования системы высшего образования даст синергетический эффект перехода подготовки высококвалифицированных кадров на принципиально новый уровень.
Переход на новую модель высшего образования уже вызвал еще два не менее важных изменения для сферы высшего образования – установление ограничения на прием абитуриентов на места с оплатой стоимости обучения и перечня направлений подготовки, по которым ограничен набор на места с оплатой стоимости обучения. Они направлены на одну цель: повышение количества квалифицированных кадров по техническим (инженерным) направлениям подготовки и специальностям, что отвечает всем современным требованиям, связанным с развитием реального сектора экономики и создания технологического суверенитета страны.
В 2026-2027 годах всей сфере образования предстоит быть готовыми к большому количеству нововведений, так как переход на новую качественную модель требует, в том числе, изменение федерального законодательства.

– Трансформационные преобразования в отечественной образовательной системе, вызванные отказом России от участия в Болонском процессе, нашли свое логическое продолжение в 2025 году. Инициативы уходящего года были направлены на повышение эффективности образовательного процесса и позволили образовательному сообществу не только подвести промежуточные итоги, но и актуализировать дорожную карту развития высшей школы с учетом долгосрочных перспектив.
Обозначу несколько значимых, на мой взгляд, стратегических целей и ожидаемый эффект от их реализации.
Создание национальной образовательной системы с учетом необходимости обеспечения стабильного развития национальной экономики.
Подведены промежуточные результаты внедрения пилотного проекта трансформации образовательных уровней в системе высшего образования. Дальнейший учет национальной специфики образования, проектирование гибких образовательных траекторий с одновременным внедрением инновационных форм практико-ориентированной подготовки обучающихся позволит российским вузам и представителям профильных организаций совместно моделировать вектор развития и содержательную компоненту образовательных программ, направленные на обеспечение научно-технологического лидерства государства.
2. Разработка сквозной компетентностной модели образования, основанной на принципах преемственности образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
Эффект от внедрения принципа преемственности образовательных программ российская экономика ощутит в ближайшие 5-10 лет. Так, после завершения освоения образовательных программ в реальный сектор экономики вольются кадры, осмысленно выбравшие свою профессию и имеющие достаточно высокий уровень сформированности узкоспециализированных навыков.
Практика преемственности программ не нова для отечественной системы образования. На мой взгляд, наиболее успешным примером реализации сквозной компетентностной модели образования является многолетний опыт подготовки профессиональных кадров в области искусств, где отечественные специалисты не знают себе равных на мировых сценических площадках.
3. Непрерывное повышение профессионального мастерства педагога школы и обеспечение гарантий качества обучения
Важным шагом на пути обеспечения стабильного повышения уровня компетентности преподавателей российских школ является установление госконтроля над реализацией программ дополнительного профессионального образования. Данный показатель, с одной стороны, косвенно касается реализации профессиональных программ, однако уровень профессионализма школьного учителя и уровень сформированности базовых компетенций выпускников школ, планирующих продолжить обучение по программам среднего профессионально и высшего образования, прямо коррелируют между собой.

– В числе таких событий (инициатив):
Надеемся, что долгосрочные эффекты и результаты будут продвигающими и вместе с тем сбалансированными, не допускающими резких потрясений и обеспечивающими выход системы российской высшей школы на новейшие, передовые рубежи.

– Заметным трендом в медицинском образовании является более пристальное внимание к вопросу трудоустройства выпускников. Речь не только о нашумевшем законе о наставничестве, изменился глобальный тренд, и целевое обучение получило ещё большее значение. Это закономерные и логичные решения, поскольку вопрос о сокращении кадрового дефицита и формирования кадрового резерва достаточно остро стоит во многих регионах страны. Я уверен, что эта тенденция отразится на качестве абитуриентов, поскольку они будут более осознано подходить к выбору профессии, лучше понимать, что медицина подразумевает не только обширные знания, но и особый уровень ответственности. И я считаю, что это даёт определённые возможности и гарантии: студент может с первых курсов планировать свой карьерный трек и знать, где он будет работать: в какой больнице, в каком регионе, на каком оборудовании, с какими коллегами.
Другая очень значимая тенденция, которая касается не только медицинского образования – это поддержка демографии, внимание к студенческим семьям. В Педиатрическом университете мы поддерживаем эту политику и считаем, что рождение детей не должно быть препятствием для получения образования.
Не могу не отметить уже достаточно давно сохраняющуюся тенденцию к интеграции в образовательный процесс новых технологий и искусственного интеллекта. Этот тренд затронул и медицинскую сферу, и наши преподаватели и студенты активно участвуют в самых разных проектах, задействующих ИИ. Вместе с техническими специалистами они создают новые продукты. Нужно понимать, что искусственный интеллект не заменит человека, врача, учёного, это просто рабочий инструмент. Но его освоение сегодня происходит достаточно рано, что, безусловно, требует от студентов дополнительных компетенций.
Такой тренд, как геймификация обучения нас не обошёл стороной. В медицинском образование использование симуляционного обучения, манекенов-фантомов давно не новость, и в рамках этого обучения преподаватели нередко моделируют для студентов определённые сложные ситуации и учат действовать в сложных условиях четко и без промедлений. Мы решили и изучение микропрепаратов сделать более интерактивным, используя собственные разработки. На срез, полученный на цифровом сканере в специальной программе наносятся электронные метки, и студенты могут очень эффективно изучать данный срез и находить определённые маркеры. Это делает обучение более качественным и интересным.

– Во-первых, МПГУ третий год участвует в пилотном проекте, направленном на совершенствование системы высшего образования. Если в первый год реализации пилотного проекта в МПГУ пилотные программы составляли 4%, во второй год — 50%, то в 2025 году — это уже 66% от общего приема на программы высшего образования. Практически по всем филиалам 99% программ перешло на пилотные программы.
Возвращение конкретных квалификаций и предоставление вузу права самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты — это, безусловно, достижение пилота.
При разработке пилотных программ новой модели педагогического образования МПГУ следует курсом на фундаментализацию образования, формирование прочных системообразующих знаний, на которых будет базироваться дальнейшее развитие личности будущего педагога. При этом понятие фундаментальности сегодня трактуется намного шире: оно включает в себя и системообразующие знания, и аксиологический компонент, и практико-ориентированность, и приобщение обучающихся к системе научного знания.
Ожидаемым долгосрочным эффектом указанного подхода призвано стать повышение общего качества педагогического образования, формирование у буду щих педагогов необходимой базы для критической оценки в контексте стремительного распространения цифровых технологий и искусственного интеллекта.

– Мощным трендом, определившим год, стал деятельный патриотизм, усиленный знаковыми событиями общенационального и регионального масштаба. Этот юбилейный год, посвящённый 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, а в нашей республике проходит под особым знаком - Год Героев Коми.
Патриотическое воспитание приобретает системный характер, которой был начат с закрепления курса «Основы российской государственности» в учебных планах всех образовательных программ. Сейчас выстраивается непрерывная вертикаль мероприятий - от дошкольных до высших учебных заведений, от местного уровня до федерального. Патриотизм перестаёт быть абстрактным лозунгом, обретая конкретные формы в новых традициях, церемониях и практических делах.
АО. Назовите события 2025 года, ставшие главными для вуза: что удалось сделать «на 5»?

– В 2025 году главным событием считаю выход СамГМУ в 1-ю группу вузов-участников программы «Приоритет-2030» (2024 году мы были вторыми во 2-й группе). Мы заняли высокую позицию в рейтинге – 9 место среди 13 вузов первой группы. Конечно, это результат огромной работы, проводимой университетом не только в 2025 году, но и в рамках всей Программы развития до 2036 года. Мы поставили амбициозную цель – стать ключевым национальным драйвером изменений в индустрии медицины, в разработке и внедрении новых медицинских технологий, в подготовке новых кадров, и поступательно, продумывая каждый шаг, движемся к ней.
СамГМУ начал путь технологического развития в 2014 году с создания «гринфилда» - Института инновационного развития, сфокусированного на направлении «ИТ-медицина». За прошедшие 10 лет в вузе выстроена полноценная инфраструктура, позволяющая работать по принципу «от идеи до производства». В проекты технологического лидерства вовлечен сейчас весь университет, постоянно увеличивается число наших индустриальных партнеров (их уже более 40). Итогом такой работы являются и конкретные результаты 2025 года – это продукты и технологии, которые уже вышли на рынок: первый российский детский раздвижной эндопротез, цифровой тонометр (полностью российского производства), титановый штифт с биоактивным покрытием (совместный проект с компанией «Моторика»). В целом, более 50 медицинских и образовательных продуктов СамГМУ успешно реализуются в 80 регионах России и в 18 странах мира.
Что касается образования, то все наши выпускники дополнительно к профессиональным (врачебным/фармацевтическим/психологическим) компетенциям обладают цифровыми компетенциями, позволяющими им работать в области телемедицины, СППВР, ИИ и др. У части обучающихся формируются разработческие компетенции, обеспечивающие способность и готовность создавать новые продукты и технологии. В 2025 году мы (студенты, преподаватели, администрация СамГМУ) уже можем положительно оценить первые результаты реализации R&D-модуля ядерной программы.

– В 2025 году Кубанский государственный технологический университет стал победителем конкурса студенческих конструкторских бюро Минобрнауки России в номинации «Студенческое конструкторское лидерство» наряду еще с 4 ведущими инженерными вузами страны, среди которых МГТУ им. Н. Э. Баумана, НИТУ «МИСиС» и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Объем государственного финансирования составил 20 млн. руб., еще 30 млн. руб. вложили наши индустриальные партнеры. Среди них Южный завод тяжелого станкостроения – флагман возражденной станкостроительной отрасли. Поэтому не случайно, что именно представители нашего университета приняли участие во встрече с премьер-министром Российской Федерации Михаилом Мишустининым в рамках выставки «Металлообработка-2025».
Нами была осознанно сделана ставка на воспитание молодых инженеров, и она полностью оправдала себя. Молодые инженеры не знают ограничений, поэтому успешно решают, казалось бы, не решаемые задачи. Похожие проекты мы реализуем и с другими машиностроительными предприятиями в области машиностроения, нефтегазовой отрасли. Это позволяет нам с уверенностью сказать, что в ближайшие 5 лет Кубанский Политех станет форпостом инженерной мысли на юге страны.
В этом году также был успешно реализован проект по созданию региональной молодежной лаборатории, поддержанный Кубанского научного фонда (КНФ), крупнейшим за всю его историю грантом в размере 60 млн. руб. В масштабе страны фонд является уникальным, и создан для поддержки региональной науки, ориентированной на результат. А общая сумма реализуемых с индустриальными партнерами проектов в итоге составит более 160 млн. руб. В основе этого успеха лежит реализация совместных проектов с холдингом СИБУР. В рамках этой деятельности студенты 3-4 курсов, начиная с 2023 года, принимают непосредственное участие в проектных работах в интересах компании.
Также мы отмечаем рост интереса к инженерным специальностям. Причина этого как успешно реализуемая Минобрнауки РФ и другими ведомствами политика по обеспечению технологического суверенитета, так и слаженная работа команды нашего университета. Всего за 2 года мы увеличили количество абитуриентов, зачисленных на первый курс, с 4 до 6 тысяч человек, то есть в 1,5 раза. И мы не собираемся останавливаться на достигнутом!

– 2025 год для СИБИТа – год прорывов, синергии и социальной ответственности. Если бы мне предложили оценить уходящий год по пятибалльной шкале, я бы без колебаний поставил «отлично»: мы не просто выполнили план — мы задали новые векторы развития.
Во-первых, наша акселерационная программа «Высота-55» стала федеральным лидером, выиграв конкурс в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Это не просто грант — это доверие со стороны государства и НТИ к нашей способности формировать новое поколение технологических предпринимателей. Мы объединили вузы, менторов, инвесторов и студентов в единую экосистему, где идея может превратиться в бизнес — быстро, масштабно и с реальным рыночным потенциалом.
Во-вторых, СИБИТ вошел в двадцатку лучших учебных заведений страны, ставших участниками второго сезона Всероссийской студенческой лиги по гонкам дронов. Это по сути точка роста для целого направления — подготовки кадров в сфере беспилотных авиационных систем. Совместно с индустриальным партнёром мы запустили программу переподготовки операторов БПЛА, открыли лабораторию и уже готовим специалистов для новых отраслей экономики. Это не спорт ради спорта — это технологическое будущее, в которое мы вкладываем знания и инфраструктуру уже сегодня.
В-третьих, наш научный журнал «Вестник СИБИТ» совершил качественный скачок: импакт-фактор вырос почти вдвое — до 1,556, и издание вошло в ЕГПНИ по цивилистике. Мы укрепили международные связи — от Сербии до Венесуэлы, от Беларуси до ДНР — и превратили международную конференцияю "Евразийская интеграция: современные тренды и перспективные направления" в по-настоящему глобальную площадку для диалога.
Но самое главное для нас — оставаться вузом, где важен каждый человек. Сегодня в наших стенах учатся более 50 участников Специальной военной операции — из Омска, Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Кургана, Екатеринбурга. Среди них — восемь Героев России и кавалеров ордена Мужества. Для нас — это не просто студенты, а герои, чей жизненный путь заслуживает особого отношения.
Все участники СВО у нас на особом счету, они получают образование на особых финансовых условиях, получая скидки и льготы. Так, Герои России и орденоносцы обучаются у нас исключительно на безвозмездной основе.
Разработанные в СИБИТе программы поддержки носят комплексный характер: мы учитываем не только академические, но и психологические, финансовые и социальные потребности студентов. Такой подход позволяет каждому — особенно тем, кто прошёл через фронт, — чувствовать себя уверенно, достойно и востребовано в студенческой среде.
Мы не просто даём образование — мы создаём сообщество, в котором ветераны СВО становятся наставниками, волонтёрами, живыми примерами патриотизма и гражданской ответственности. Их рассказы, обращённые к сверстникам, находят особый отклик — ведь это голос тех, кто знает цену Родине.
Сибитовцы активно участвуют в гуманитарных инициативах: уже готовится к отправке второй автомобиль УАЗ с грузом помощи для Донбасса. А в самом институте создаётся музей Специальной военной операции — пространство памяти, где будут представлены подлинные артефакты, личные вещи, документы и фотографии. Это — наш долг перед героями и наша искренняя гордость.
Наконец, мы открыли обновлённый современный Информационно-библиотечный центр — пространство, где сходятся наука, медиа и память. Медиацентр, музей, зоны для творчества и диалога — всё это работает на раскрытие потенциала каждого студента, на создание новой культуры высшего образования: открытой, цифровой и социально ориентированной.
2025-й — это год, когда СИБИТ доказал: вуз может быть одновременно технологичным, научным, гуманным и патриотичным. И это — наш главный успех.

– Разработана и проходит апробацию модель трудоустройства и постдипломного сопровождения обучающихся и выпускников Университета. Действенность данной модели подтверждена результатами Национальных рейтингов по трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, опубликованных на портале «Работа в России». Так, Университет вошел в двадцатку лидеров среди образовательных организаций высшего образования в кластере «Искусство и культура» (с численностью выпускников больше медианного значения) и в кластере «Науки об обществе» (с численностью выпускников меньше медианного значения).
Университетом организованы и проведены международные и всероссийские научные форумы и конференции, в которых приняли участие представители ведущих образовательных организации высшего образования, некоммерческие общественные организации, непосредственно занимающиеся вопросами формирования единой культурной политики и изучением механизмов ее реализации в современном российском обществе. Среди значимых: IV Всероссийский научный форум «Стратегии социокультурного развития России» (организованный при поддержке Российского культурологического общества и Научно-образовательного центра «Теория и технологии управления в сфере культуры, образования и науки»), Х Международная научно-практической конференция «Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма», XIV Международная научно-творческой конференция «Искусство и наука третьего тысячелетия» и т.д.
Успешно организована и проведена Приемная кампания - 2025, которая продемонстрировала высокий уровень заинтересованности абитуриентов в образовательных программах, которые реализуются Университетом.
Проведена кадровая реформа в Университете, по результатам которой к реализации образовательных программ в качестве штатных научно-педагогических сотрудников были привлечены ведущие региональные специалисты в сфере туризма, менеджмента и маркетинга социокультурной деятельности.
По результатам мониторинговых процедур, проведенных, в том числе, с участием представителей регионального рынка труда, осуществлена модернизация содержательной части образовательных программ, реализуемых университетом.

– К таким ключевым успешным событиям можно отнести:

– Для Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета 2025 год особенный. Это юбилейный год, год столетия нашего университета и 120-летия университетской клиники.
Число студентов в этом году у нас превысило 10 тысяч человек, традиционно был высочайший конкурс. Первокурсниками в 2025 году стали более 3000 человек. Студенты под руководством преподавателей добились серьёзных успехов – это и призовые места на самых разных олимпиадах: Всероссийской олимпиаде по хирургии, Алмазовском молодежном медицинском форуме, на олимпиаде в Сеченовском университете наши студенты заняли весь пьедестал! О спортивных и творческих достижениях, волонтёрской работе, участии в проектах направленных на сохранение исторической памяти, помощь бойцам на СВО можно говорить бесконечно. Самое главное, за наши преподаватели отлично справляются с такой задачей, как поддержка студенческих инициатив, поэтому у нас для каждого обучающегося есть возможность для самореализации.
Ну и конечно нельзя не сказать о достижениях нашей клиники. Научная, лечебная и учебная работа у нас всегда очень тесно связаны. Конечно же в этом году были и уникальные операции – в том числе, внутриутробные, были очень сложные пациенты. Всё это отражено в научных публикациях наших сотрудников – Педиатрический университет занимает второе по индексу научного цитирования среди всех медицинских вузов. На этих клинических случаях учатся молодые специалисты.

– Реализация комплекса масштабных и ярких мероприятий, посвященных 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и Году защитника Отечества, является главным и наиболее значимым событием для МПГУ в уходящем
По тематике Великой Победы проведены: многочисленные выставки; научные конференции, просветительские лекции, круглые столы и семинары; мероприятия по мемориализации памятных мест и увековечению памяти участников Великой Отечественной войны; торжественные и культурно-просветительские мероприятия: демонстрации советских и российских фильмов, а также многое-многое другое.
Осуществлены мероприятия Всероссийского проекта «Без срока давности», посвященного сохранению исторической памяти о трагедии мирного населения СССР — жертв военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны.
Мероприятиями были охвачены обучающиеся, в том числе иностранные студенты, во всех институтах, факультетах и филиалах МПГУ. Порой. в них участвовали и студенты педагогических вузов России, а также стран СНГ.
Все это широко освещалось на официальном сайте МПГУ и социальных сетях, средствах массовой информации, в том числе федерального уровня.
Проведенные мероприятия не только оказали большое воздействие на наших студентов, внесли существенный вклад в их гражданско-патриотическое воспитание, но и обеспечили реальную связь времен, поколений и ценностей.

– В 2025 году произошло перераспределение приоритетов. Если в предыдущие годы университет больше обращал внимание на усиление вопроса безопасности и создания комфортных условий в общежитиях, то в текущем году, благодаря эффективному перераспределению средств, мы обновили учебно-лабораторную базу, создав новые возможности для образовательного и научного процессов.
Речь идет о покупке лабораторных приборов, учебных пособий, роботов и дронов, спортивных тренажеров и инвентаря, автобуса и автомобиля для перевозки студентов. Приобретение дифрактометра, например, будет способствовать повышению качества подготовки студентов по техносферной безопасности, позволяя им в рамках учебных курсов осваивать методы современных научных исследований.
Одним из ключевых событий 2025 года для нашего университета является получение гранта Российского научного фонда на реализацию крупного научного проекта в области СВЧ-магнитоэлектроники в сотрудничестве с научным парком СПбГУ.
Особой гордостью стал грант на исследования по гуманитарным наукам, поддержавший перевод и исследование энциклопедии Исидора Севильского. Результат его реализации станет основой междисциплинарного ресурса для обучения студентов и дальнейшего продолжения научной деятельности. Другим достижением является создание первой в мире базы данных хронобиотиков (chronobiotic.ru) с перспективой разработки ИИ-агента для персонализированных рекомендаций. Проекты имеют высокую научную значимость как для России, так и для мировой науки.
Реализация масштабного цифрового проекта #Молодежь11 стала знаковым событием, укрепившим роль университета как центра притяжения и развития для молодёжи региона. Созданная нашими высококвалифицированными специалистами в области программирования, дизайна и медиа, разработанная инновационная платформа представляет собой современную экосистему, построенную по актуальным трендам. Она формирует единое цифровое пространство, объединяющее образовательные, карьерные и социальные возможности, что помогает молодым людям находить оптимальные пути для самореализации и профессионального взаимодействия с экспертным сообществом.
По-настоящему уникальным стал опыт, полученный в рамках реализации проекта «Вузы для Фронта». Сотрудничество с партнерами, имеющими уникальные технологические разработки, позволило наладить процессы производства необходимых фронту комплектующих, что одновременно явилось и воспитательной программой, превращающей каждую задачу в наглядный практический урок. Такой подход позволил в пять раз увеличить число студентов-волонтеров и значительно нарастить объёмы отправляемой благотворительной помощи в зону специальной военной операции.

– 2025 – юбилейный год для Новосибирского государственного технического университета НЭТИ: одному из крупнейших технических вузов страны исполнилось 75 лет. За 75 лет в НГТУ НЭТИ подготовлено свыше 200 000 специалистов. Практически каждый второй руководитель крупного и среднего предприятия Новосибирской области – выпускник технического университета.
И весь наш год прошел под знаком юбилея. В рамках юбилейных мероприятий НГТУ НЭТИ реализовал масштабные проекты, подтвердившие статус градообразующего вуза: в фирменные цвета НЭТИ были окрашены телебашня и самое большое колесо обозрения Сибири; уникальные исторические экспонаты и передовые разработки были представлены в Краеведческом музее Новосибирска; выставочный проект «Лица науки» на протяжении трех месяцев знакомил новосибирцев и гостей города с ведущими учеными НЭТИ и их достижениями; вместе с главным региональным телеканалом ОТС мы сняли документальный фильм «Инженерное сердце Сибири»; при поддержке индустриальных партнеров обновили ряд учебных аудиторий и зон рекреации для студентов; запустили фирменный состав в метрополитене и открыли первый в городе памятник ректору – легендарному ректору НЭТИ Георгию Павловичу Лыщинскому.
Указом Президента России Владимира Путина в юбилейный год коллектив НГТУ НЭТИ награжден орденом Почета. Высокой государственной награды вуз удостоен за заслуги в области науки и образования, подготовке высококвалифицированных специалистов.
Статус образовательного лидера и центра прикладной науки университет подтверждает и активным участием в важнейших федеральных программах, в числе которых – «Приоритет-2030». В 2025 году команда университета дважды успешно защитила программу развития в рамках «Приоритета-2030»: в марте мы представили экспертному совету обновленную программу развития на плановый период 2025 - 2030 гг. и на перспективу до 2036 года, в ноябре отчитались за год и наметили планы на 2026 год, вновь подтвердив статус участника программы.
Реализация крупных проектов, в том числе и программы «Приоритет-2030», является мощным стимулом для получения научных знаний и развития компетенций НГТУ НЭТИ.
В рамках «Приоритета-2030» университет укрепляет лидерство в силовой электронике, материаловедении и биоинженерии. Вуз реализует три стратегических технологических проекта: «Силовая электроника и интеллектуальная энергетика», «Новые материалы для прорывных технологий» и «Новые инженерные решения и искусственный интеллект для МедБиоПрома».
Проявляя научные амбиции, мы делаем стратегическую ставку на развитие сильнейших научных школ и формирование новых. Так, проект «Новые материалы для прорывных технологий» базируется на одной из старейших научных школ вуза — по материаловедению. Одно из направлений этого проекта — разработка и применение новых функциональных материалов, по свойствам превосходящих лучшие зарубежные и отечественные аналоги. Перед командой стоит серьезный вызов — проведение разработок на базе отечественного сырья. И мы успешно продвигаемся в этом направлении. На предприятии «Росатома» успешно завершен второй этап промышленных испытаний керамики, которая используется при изготовлении узлов газовых центрифуг для обогащения ядерного топлива. К числу значимых достижений мы также относим создание линейки марганец-цинковых ферритов с уникальным комплексом свойств, позволяющих заменить продукцию зарубежных лидеров рынка.
В рамках еще одного направления этого стратегического технологического проекта специалисты НГТУ НЭТИ в 2025 году завершили разработку проекта станции «Инженерное материаловедение» ЦКП «СКИФ», в которой впервые в мире будет использоваться уникальная оптическая схема фокусировки высокоэнергетического рентгеновского излучения.
Благодаря программе «Приоритет-2030» мы создали не имеющую аналогов в университетской и академической среде научную инфраструктуру в области силовой электроники. Это было бы невозможно без научной школы, авторитет которой признан как в России, так и за рубежом. Научный коллектив проекта «Силовая электроника и интеллектуальная энергетика» решает задачи по разработке гибридных силовых модулей, ориентируясь на применение концепции гетерогенной интеграции и flip-chip-технологий, разрабатывает мощные преобразователи с уникально высоким уровнем плотности энергии и частоты преобразования.
Одно из важнейших направлений реализации программы «Приоритет-2030» в НГТУ НЭТИ заключается в коммерциализации научных разработок вуза. Дорожная карта реализации стратегических технологических проектов предполагает включение вуза в планы развития ведущих национальных предприятий.
Ежегодно в университете создаются новые проекты, которые придают импульс институциональным изменениям. Например, направление «Биотех» за три года работы в программе «Приоритет-2030» выросло от идеи одного человека до формирования коллектива и разработки целой линейки продуктов.
За время реализации программы развития «Приоритет-2030» университет кратно нарастил число научных сотрудников: сегодня это более 120 человек. Вуз делает ставку на формирование новых молодежных коллективов инженеров-разработчиков. В сентябре открыт первый в стране совместный с предприятием «Радио и Микроэлектроника» отраслевой научно-исследовательский институт радиоэлектронного приборостроения. Во втором полугодии 2026 года запланирован ввод в эксплуатацию нового здания НИИ, построенного на средства индустриального партнера.
Важным результатом системной работы команды вуза являются итоги приемной кампании 2025 года: рекордный рост интереса абитуриентов к инженерным специальностям, увеличение среднего балла ЕГЭ и расширение международной географии.
Главной особенностью приемной кампании этого года мы считаем беспрецедентный рост интереса к инженерным специальностям. Максимальный прирост поданных заявлений (в 2,5 раза) был зафиксирован на физико-техническом факультете. Существенно, на 50 - 80% увеличилось число заявлений и на другие инженерные направления.
Выросли и проходные баллы, что привело и к увеличению среднего балла ЕГЭ. Абсолютным лидером стал физико-технический факультет: проходной балл на направление «Фотоника и оптоинформатика» вырос на 58 баллов. В числе самых востребованных инженерных направлений, показавших высокий конкурс и проходные баллы, оказались «Электроэнергетика и электротехника», «Прикладная математика и информатика» «Автоматизация технологических процессов и производств», «Химическая технология», «Физика», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и «Авиастроение».
Этот рост является результатом целого комплекса мер. В первую очередь, активной государственной политики по поддержке инженерного образования и масштабной профориентационной работы самого университета. Наш проект «ТехноНаставники» за два года охватил более 16 000 школьников из 20 регионов России, включая отдаленную сельскую местность.
Новые образовательные программы, предложенные абитуриентам этого года, подтвердили свою актуальность: состоялся первый набор на единственную в России программу двойных дипломов в области машиностроения для российских студентов, реализуемую совместно с Шэньянским технологическим институтом, — «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».
В этом году в наш университет поступили первые слушатели подготовительных курсов, открытых осенью прошлого года на базе Русских домов в Буркина-Фасо и Нигере. Абитуриенты отдали свое предпочтение направлениям, связанным с энергетикой и автоматизацией в нефтегазовой отрасли.
Вуз расширяет образовательное сотрудничество с Африкой, предлагая студентам из главных университетов Нигера путь к получению инженерного образования в России: в ноябре запущена образовательная программа подготовительного факультета для абитуриентов из Республики Нигер. Проект реализуется в партнерстве с Центром народной дипломатии и Университетом Абду Мумуни в Ниамее в рамках программы «Приоритет-2030».
АО. Какова планируемая «повестка - 2026»? Пожалуйста, назовите несколько ключевых пунктов.

– В первую очередь, это продолжение работы с нашими стратегическими технологическими проектами: «ИТ-медицина», «Кибер-нейро-бионика», «Персонализация активного долголетия», обеспечивающими технологическое лидерство СамГМУ в здравоохранении. Необходимо отметить, что достижение результатов по каждому проекту, это не просто выполнение KPI, это трансформация всей команды и бизнес-процессов университета. Например, для более активного вовлечения в проектную деятельность ППС кафедр мы уже создаем и продолжим в 2026 году работу научно-образовательных кластеров. Они будут способствовать наибольшей интеграции образования, науки и инноваций.
Во-вторых, с 2026 года начнет реализовываться наша новая «ядерная программа» для специалитета, которая полностью представлена междисциплинарными модулями, завершающимися промежуточной аттестацией. Данная мера направлена на контроль сформированности компетенций, а не просто знаний, умений и владений. В 2026-2027 учебном году наши студенты после завершения 3 курса впервые выберут трек. Именно поэтому в 2026 году основной задачей является разработка системы ИИ-индивидуализации, которая позволит на основании анализа искусственным интеллектом массива данных о студенте рекомендовать ему выбор определенного трека.
В-третьих, в 2026 году мы продолжим автоматизацию деятельности. Уже сейчас СамГМУ – цифровой университет, в котором большинство процессов происходит через электронный документооборот, но есть задача интеграции различных систем для более удобного использования.
В целом, 2026 год мы рассматриваем как время перехода на новый этап развития университета, технологического рывка и создания задела для дальнейшего непрерывного лидерства в образовании и медицине.

– Университет продолжает реализовывать основные задачи Программы развития образовательной организации на 2025-2030 года.
Перечислю несколько ключевых задач «повестки-2026»:
1. Открытие новых направлений подготовки. Так, с учетом мониторинга мнения работодателей Университет планирует подать пакет документов для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности по направлениям подготовки в области музыкального искусства. Подготовка специалистов для сферы искусства позволит не только сформировать кадровый резерв для творческих, театральных и концертных организаций Республики Крым, но и воспитать плеяду профессиональных музыкантов под руководством признанных мастеров сцены.
2. Совершенствование материально-технической базы Университета, в том числе поэтапное расширение доступности учебных корпусов для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Актуализация реализуемых образовательных программ с учетом ключевых целевых показателей, указанных стратегических документах развития Республики Крым до 2030 года.

– В планируемой повестке:

– Мы будем продолжать делать то, что делали всегда: лечить детей, учить студентов, заниматься наукой. И будем развиваться и совершенствоваться в каждом из этих направлений. Задачи, стоящие перед университетом, за 100 лет, по большому счету, не менялись: в сфере деятельности кроется сама суть – забота о детях.
Наши студенты продолжат осваивать самые современные медицинские технологии, в том числе и те, которыми владеют только некоторые самые передовые медицинские учреждения в стране и в мире. Но помимо этого очень хотелось бы обратить внимание как опытных специалистов, так и тех, кто только начинает изучать медицину, на здорового ребёнка. Мне в свое время доводилось читать письмо академика Тура министру здравоохранения того времени, в котором он в 70-е годы писал, что необходимо создать кафедру здорового ребенка. Я считаю, что Педиатрический университет в ближайшее десятилетие должен заняться именно проблемами нормирования в педиатрии, здоровьем здоровых детей. Мы планируем большие исследования в данном направлении, для этого на базе вуза создается «Институт здорового ребёнка», который объединит несколько кафедр и научных лабораторий.
Мы планируем научную работу и по другим направлениям - это и инфекции, и детская хирургия, и анестезиология-реаниматология, и акушерство и гинекология. Это лучевая диагностика, это изучение молекулярных механизмов в патогенезе различных заболеваний, это медицинская визуализация, это генетика, это ревматология – перечислять можно бесконечно. Мы придерживаемся точки зрения, что сильный вуз – это тот вуз¸ где сформировалась сильная научная школа, и где ведутся серьёзные и значимые исследования. Особо подчеркну, что у нас студенты включаются в научную работу с первых курсов, есть даже проекты, в которых задействованы старшеклассники школ с естественно-научным профилем.

– Повестка МПГУ на 2026 год традиционно сосредоточена на обеспечении вклада вуза в достижение национальных целей развития Российской Федерации, решение актуальных задач государственной политики в сфере образования.
Совместно с Минпросвещения России и педагогическим сообществом мы продолжим работу по обновлению ядра высшего педагогического образования, внедрению разработанного нами ядра специального (дефектологического) образования, учету в образовательных программах будущих педагогов масштабных изменений в системе школьного образования.
Необходимо и дальше наращивать усилия по увеличению нашего вклада в формирование современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования путем разработки новых программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для профессорско- преподавательского состава и административно-управленческих работников педагогических вузов, в том числе в области дефектологического образования, «новой педагогики» (цифровой, семейной, кинопедагогики и др.). подготовки к педагогическому виду деятельности в непедагогических вузах, а также в рамках проекта «Корпоративный университет МПГУ».
Важным видится и актуализация перечня и содержания программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для учителей-предметников с учетом обновления федеральных образовательных программ общего образования. введения единых государственных учебников по отдельным предметам, преодоления профессиональных дефицитов педагогов; распространение опыта МПГУ по участию в пилотном проекте и переходе на новую модель высшего образования.
В перечень ключевых задач 2026 года входит также реализации комплексного плана мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования, без которого невозможно достижение технологического лидерства России.
Университет будет стремиться к увеличению масштабов целевого обучения за счет усиления взаимодействия с заказчиками, стимулирования заключения договоров целевого обучения студентами старших курсов, продвижения подходов целевого обучения с акцентом на его преимуществах для обучающихся. Очевидно, что это системная и точечная по своему характеру работа. Надеемся активно использовать при этом новые форматы, цифровые ресурсы и технологии.

– Наш университет развивается по ключевым стратегическим направлениям: трансфер технологий и разработок сотрудников и студентов предприятиям региона, а также развитие молодёжной науки через вовлечение студентов в исследовательскую и проектную деятельность и закрепление молодых исследователей и сотрудников, которые станут достойной педагогической сменой.
В рамках масштабной цифровой трансформации университет планирует сделать качественный рывок в эффективности коммуникаций и автоматизации процессов. Ключевым шагом станет полномасштабное внедрение национального мессенджера MAX в качестве единой защищённой платформы для внутреннего и внешнего взаимодействия. Это позволит создать бесшовную цифровую среду: от оперативного информирования студентов и расписания до документооборота и интеграции с государственными суперсервисами.
Переход на отечественный мессенджер - это не просто смена инструмента, а стратегическое решение, которое позволит университету выйти на новый уровень, создавая умную, безопасную и удобную цифровую среду для всех.
Отдельным стратегическим приоритетом является решение острой потребности региона в медицинских кадрах. Перед нами, как кураторами медицинского образовательного кластера в Республике Коми, стоит масштабная задача разработать и реализовать целостную концепцию медицинского образования.
Также планируется запустить проект в области креативных индустрий. Успешная реализация инициативы позволит не только усилить позиции вуза как центра инноваций, но и вывести региональные творческие проекты на федеральный уровень, формируя новый образ Республики Коми как территории креативного роста.
АО. Госполитика в сфере образования - 2026: постановки и решения каких самых насущных проблем высшей школы вы ожидаете?

– Комплексной задачей выступает доработка и доведение до вузов новой модели высшего образования во всех её ключевых аспектах:
Наиболее обнадёживающим фактором призвано выступить окончательное оформление происходящего сейчас духовно-идеологического переворота, выводящего в ключевую приоритетность интеллектуальный, духовный суверенитет, в соответствии с которым и формируется новое социогуманитарное (мировоззренческое) ядро подготовки выпускника высшей школы, опирающееся на традиционные российские духовно-нравственные ценности, в его соединении с мотивацией к преобразовательно-созидательной деятельности, нацеленной в будущее – на благо процветания России и на справедливую трансформацию миропорядка.

– Стратегической целью образовательных учреждений была и остаётся подготовка квалифицированных кадров для нашей страны. В этом смысле на медицинских вузах лежит особая ответственность. Мы готовим специалистов, чтобы обеспечить доступность медицины во всех регионах. Я уверен, что эта задача выполнима, и что решать её нужно начиная не с университетской, а со школьной скамьи. Именно в школьном возрасте дети получают фундамент тех знаний, на котором будет основываться их дальнейшем строиться их профессиональная подготовка. В школе ребёнок формируется как гражданин, формируются его ценностные установки. Я считаю очень важно задачей усиление сотрудничества между учреждениями среднего и высшего образования.

– В настоящее время в экспертном сообществе в государственно-общественных организациях и педагогических вузах страны растет понимание того, что в дальнейшем развитии нуждается нормативное регулирование реализации профессиональных образовательных программ педагогического образования по аналогии с реализацией программ в области медицинского и фармацевтического образования. в области искусств, физической культуры и спорта, подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
Актуальность развития нормативного регулирования подтверждается опытом участия МПГУ в реализации пилотного проекта, о котором я уже говорил, а также историческим опытом развития педагогического образования, как отдельной отрасли подготовки высококвалифицированных кадров, играющей ключевую роль в формировании новых поколений граждан страны с учетом национальных целей развития и современных вызовов.
Новая нормативная рамка для профессиональных образовательных программ педагогического образования мoгла бы регулировать в едином ключе всю систему подготовки педагогических работников, включая реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, программ высшего образования и специализированного высшего образования, программ подготовки научных и научно- педагогических кадров в аспирантуре, дополнительных профессиональных программ с учетом обеспечения непрерывного профессионального развития педагогов в течение всей жизни, а также постоянное повышение их профессионального уровня и совершенствование квалификации.
Развитие нормативной базы несомненно будет способствовать повышению эффективности государственной политики по решению приоритетных задач. поставленных перед педагогическим образованием, задач по подготовке педагога. владеющего современными технологиями обучения и воспитания ребенка, способного формировать на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей гармонично развитого, патриотичного гражданина.

– В рамках системной подготовки к грядущим изменениям в 2026 году университет сосредоточится на адаптации к новой отечественной модели высшего образования. Ожидается внесение поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», утверждение нового перечня специальностей (базового и специализированного высшего образования) и разработка соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов. Данные законодательные нововведения станут основой для нашей масштабной работы по созданию и актуализации образовательных программ, полностью соответствующих обновлённой системе высшего образования.
АО. Назовите несколько ключевых, стратегически важных событий 2025 года для отечественного СПО. Каких долгосрочных результатов вы ожидаете от них?

– Во-первых, это технологическое лидерство, обозначенное как цель национального развития России до 2030 года. Система СПО вносит в ее реализацию весомый вклад, опираясь на 85-летний опыт отечественного профессионального образования. Этим обусловлены ключевые направления, на которые направлен фокус внимания в 2025 году. Это темпы развития технологий и скорость обновления образовательных программ СПО. В условиях стремительных технологических трансформаций особенно важно учитывать текущие и прогнозируемые тенденции на рынке труда, чтобы выпускники обладали востребованными компетенциями и были готовы к успешной профессиональной реализации. Сейчас идет масштабное обновление образовательных стандартов и программ в ответ на вызовы цифровизации, технологических трансформаций и санкционного давления, что обеспечивает выпускникам конкурентоспособность и адаптивность на рынке труда.
Во-вторых, это активное внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта в среднее профессиональное образование. Использование онлайн-платформ, электронных учебных материалов, дистанционных форматов и интерактивных методик преподавания расширяет доступ к качественному образованию для всех граждан, в том числе для жителей удаленных и малодоступных регионов. Все больше отраслей внедряют цифровые решения и ИИ в производственные процессы. Это требует от выпускников освоения принципиально новых профессиональных компетенций, соответствующих вызовам цифровой экономики.
Академик РАО О. Ю. Васильева на XV Съезде Союза директоров организаций СПО России в декабре 2025 года подчеркнула, что «сегодня перед системой СПО стоит стратегическая задача – подготовить не просто квалифицированных исполнителей, а творцов, технологических лидеров завтрашнего дня». Ожидаемые долгосрочные эффекты включают формирование устойчивой, гибкой и технологически ориентированной системы СПО, способной не только своевременно реагировать на изменения в экономике, но и опережающе обеспечивать отрасли высококвалифицированными кадрами.

– В сегодняшней России система СПО остается ключевым инструментом в обеспечении потребностей экономики в квалифицированных рабочих и специалистах, которые соответствуют требованиям рынка труда и способны адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Одним из ключевых событий стала реализация проекта «Профессионалитет», который направлен на создание кластеров, объединяющих колледжи и предприятия для подготовки специалистов в приоритетных отраслях экономики.
В настоящий момент Ленинградский СПК приступил к реализации проекта «Профессионалитет» в кластере «Призвание» отрасли «Педагогика».
С 1 сентября 2025 года в кластере реализуются 5 направлений подготовки: «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании», «Педагогика дополнительного образования», «Физическая культура».
Реализация данного проекта будет способствовать росту престижа СПО, повышению качества подготовки, привлечению работодателей к учебному процессу и созданию новых условий для успешного трудоустройства выпускников.

– Считаю, что основными достижениями российской системы профессионального образования являются: федеральный проект «Профессионалитет», создание центров опережающей профессиональной подготовки как агрегаторов системы подготовки кадров; целевое обучение; развитие наставничества; создание института советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
В области культуры важным достижением является разработка программы «Земский работник культуры» в рамках реализации государственной программы РФ «Развитие культуры».
АО. Назовите события 2025 года, ставшие главными для вашей образовательной организации: что удалось сделать «на 5»?

– 2025 год для нас значим не только тем, что это год 85-летия СПО, но и год, когда Академия управления городской средой, градостроительства и печати отметила 95 лет со дня своего основания. За эти годы она стала одним из ведущих и крупнейших профессиональных образовательных учреждений Северо-Западного ФО РФ, лидером в подготовке кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства города, а также для других отраслей региональной экономики. В целях ликвидации кадрового дефицита в специалистах со средним медицинским образованием в Санкт-Петербурге с 2023 года в академии реализуется пилотный проект по открытию и реализации в непрофильном учебном заведении медицинской специальности. В феврале 2025 года образовательная программа успешно прошла процедуру аккредитации по специальности 31.02.01 «Лечебное дело».
Кроме того, академия выиграла конкурсный отбор, проводимый Институтом развития профессионального образования, на право проведения итогового (межрегионального) этапа Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» на период с 2025 по 2027 год по пяти компетенциям: Ландшафтный дизайн (основная возрастная категория); Ландшафтный дизайн (юниорская возрастная категория); Сметное дело (основная возрастная категория); Цифровой дизайн (основная возрастная категория); Цифровой дизайн (юниорская возрастная категория).

– Одним из главных событий 2025 г. для колледжа стала победа наших студентов в флагманском проекте Движения Первых в конкурсе «Большая перемена». Для студентов и преподавателей это стало настоящей дорогой к успеху, возможностью заявить о себе и преобразовать пространство вокруг.
История успеха в «Большой перемене» началась в 2021 году. Тогда первопроходцем, пробившимся в полуфинал в Пензе, стала Ирина Казаченко. Хотя до финала ей дойти не удалось, но был заложен важный фундамент и бесценный опыт, который вдохновил других. В 2023-2024 гг. из 450 заявителей на полуфинал в город Нальчик отправились три студентки нашего колледжа, и этот сезон стал триумфальным. Каждая стала лауреатом II степени, получив премии в 200 и 100 тыс. рублей. В 2025 году конкурсное движение в колледже набрало новую высоту, количество участников стало свыше 600, и в полуфинал вышли сразу 9. Выступая в командном треке, группа студентов разработала проект по созданию молодежного пространства, их идея получила высокую оценку. В ноябре 2025 г. студенты выиграли грант в размере 2 миллионов рублей на создание современной инфраструктуры для поддержки талантливой молодежи и реализации их творческих проектов. От первой полуфиналистки до миллионного гранта и пяти лауреатов в одном финале – таков впечатляющий путь колледжа за несколько лет. Опыт наглядно демонстрирует, что успех – это не случайность, а результат системной работы.

– К главным событиям 2025 г. Ивановского колледжа культуры относятся следующие:
В 2025 году было проведено 127 мероприятий для молодежи патриотической, просветительской, антитеррористической, художественно-эстетической направленности с общим количеством участников более 30 000 человек, что способствует духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, формированию национальной идентификации, сохранению и развитию отечественной культуры. Многие мероприятия проводились для широкой аудитории молодежи в рамках программы «Пушкинская карта». Деятельность Ивановского колледжа культуры в этом направлении была высоко оценена Министерством культуры РФ. Колледж стал лауреатом премии «Пушкинская карта» в номинации «Лучшая образовательная организация».
АО. Какова планируемая «повестка - 2026»? Пожалуйста, назовите несколько ключевых пунктов.

– Академия управления городской средой, градостроительства и печати получила Свидетельство о присвоении статуса инновационной площадки Российской академии образования. На ее базе начнется реализация проекта «Формирование системы подготовки кадров по приоритетным отраслям экономики в системе СПО с учетом прогноза профессий будущего». Для обеспечения технологического лидерства планируется открытие специальности 09.02.13 «Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта», направленной на подготовку специалистов, способных разрабатывать и внедрять решения с использованием ИИ.

– Ключевые пункты повестки развития Кузбасского педагогического колледжа, в том числе и как ядра образовательного кластера СПО Кузбасса «Педагогическая фабрика», ориентированы на развитие востребованной рынком труда и привлекательной для молодёжи системы среднего профессионального педагогического образования и тесно связаны с целями Стратегии развития образования России до 2036 года и на перспективу до 2040 года и государственной программы развития образования в Кузбассе.
Наша цель – создать уникальную образовательную экосистему, где обучение и работа становятся единым целым, где каждому студенту и преподавателю предоставлен доступ к современным знаниям и передовому опыту, открыты возможности реализовать свой потенциал, развить таланты и способности, созданы условия для формирования гармонично развитой личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.
В первую очередь, мы расширим возможности для развития педагогического потенциала наших преподавателей и студентов, выведем на новый уровень системное повышение квалификации и профессиональную переподготовку через Центр дополнительного профессионального образования (ЦДПО); усовершенствуем методическую работу внутри коллектива и на уровне кластера, введем рефлексивную практику, актуализируем научно‑исследовательскую деятельность и обучим эффективному и этичному использованию современных технологий, в том числе искусственного интеллекта.
Преобразуется и воспитательное пространство, прирастет идеями и смыслами на основе национальных ценностей, наполнится событиями, генерируемыми совместно студентами, работодателями, преподавателями, родителями, где будет происходить формирование «значимого взрослого».
В особом фокусе будем держать профориентацию школьников, а именно проведение выездных квестов в школах Кузбасса, ярмарок профессий с VR-демо педагогических сценариев; популяризацию через соцсети видео-историй выпускников и преподавателей.
Параллельно будем совершенствовать нашу материально-техническую базу, осваивать новые технологии, вовлекая всех участников образовательного кластера.
Как для руководителя Кузбасского педагогического колледжа это не просто планы и стратегии – это ответственность перед молодым поколением, ежедневно внедрять практики, где ЦДПО лидирует, студенты вдохновляют, а педагог становится созидателем будущего. Мы строим экосистему лидеров Кузбасса.

– Ключевые пункты планируемой «повестки»:

– Основные задачи коллектива в 2026 году:
выполнение государственного задания на оказание государственных услуг; реализация мероприятий по поддержке и выявлению талантливой молодежи; подготовка и проведение мероприятий в рамках реализации программы Пушкинская карта; развитие научно-исследовательской работы; организация повышения квалификации преподавателей; аттестация преподавателей и концертмейстеров; подготовка и проведение регионального этапа Чемпионата «Профессионалы» по компетенции «Звукорежиссура»; подготовка и проведение IX Всероссийского конкурса чтецкого искусства «Храним в сердцах Великую Победу» среди студентов профессиональных образовательных организаций культуры и искусства Российской Федерации; празднование юбилея народного ансамбля русской песни «Добрица» Ивановского колледжа культуры; расширение спектра компьютерных программ для использования в учебно-методической и организационной деятельности колледжа; подготовка и проведение конкурса плакатов по проблемам противодействия терроризму и экстремизму; пополнение библиотечного фонда колледжа учебной, методической и справочной литературой; сохранение и организация стабильной работы творческих коллективов и многое-многое другое.