Музейная педагогика в профессиональном образовании

Музейная педагогика в профессиональном образовании

Тюменский медицинский колледж – Федеральная инновационная площадка

В условиях современных глобальных вызовов технология музейной педагогики является перспективным ресурсом для развития профессионального образования. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 1079 от 28.12.2024 г. «О федеральных инновационных площадках» Тюменскому медицинскому колледжу на конкурсной основе был присвоен статус Федеральной инновационной площадки (далее – ФИП).

Целью проекта в рамках ФИП сроком на 2025 – 2026 годы является создание и развитие на базе Тюменского медицинского колледжа Центра музейной педагогики для внедрения в образовательный процесс инновационной педагогической технологии, ориентированной на интегративный подход к профессиональной подготовке и воспитанию специалиста – гражданина – патриота. 

К реализации проекта в составе региональной рабочей группы с февраля 2025 года были ­привлечены профессиональные образовательные организации (далее – ПОО) Тюменской области. ­    К участию приглашаются педагоги ПОО из других регионов России, партнёрские организации  в рамках сетевой коллаборации. Планируется издание сборника методических разработок музейно-образовательных программ, успешно апробированных в ПОО.

 

Музейная педагогика для будущих медиков

Может ли музейная педагогика способствовать повышению эффективности образовательного процесса в профессиональном образовании? Рассмотрим на примере Тюменского медицинского колледжа.

Музей истории Тюменского медицинского колледжа, созданный 30 лет назад ветеранами образовательной организации, с 2022 года является партнёром Музея Победы и участником всероссийской долгосрочной историко-просветительской программы «Школьный Музей Победы», неоднократным победителем и призёром всероссийских конкурсов.

С 2024 года в ТМК реализуется межрегиональный проект «Медицина и фармация Победы», который объединяет авторские музейно-образовательные практики: телемосты и встречи-трансляции, интерактивные игры, междисциплинарные квесты, пешеходные историко-краеведческие прогулки, исследовательские проекты.  

Мероприятия проводятся в онлайн- и офлайн-форматах, в музее и в учебных аудиториях, используются ресурсы городской среды. Для организации занятий находит применение фонд музея. Музейная педагогика включена в вариативную часть некоторых учебных дисциплин и в индивидуальные образовательные треки студентов. 

В рамках дисциплины «Сестринский уход в хирургии» был разработан музейно-предметный урок «Инструменты хирурга». Узнавая из карточки историю инструмента, студент называет и находит его среди разложенных на столе, отвечает на вопросы преподавателя о применении инструмента в современной хирургии. На занятии студенты знакомятся с медицинской литературой по хирургии XIX века, делают доклады, фотографируются на фоне диорамы «Военный госпиталь». Музейный урок имеет регулируемый уровень сложности и систему подсказок, что делает его ­доступным для школьников.

Междисциплинарная квест-игра «Формула Великой Победы» содержит проблемные кейсы из фронтовой хирургии, терапии, инфекционных болезней, анатомии, истории медицины. Мини-команды перемещаются по маршрутам и выполняют задания в музее и учебных аудиториях. 

Музейно-историческая игра «Мы помним» продемонстрировала достижения советской медицины в период войны по четырём трекам: «Эвакогоспитали Тюмени», «Женщины – герои войны», «Лекарства Победы» и «Калейдоскоп Победы». Региональный компонент включал ­вопросы о тюменских хирургах, подвигах ­земляков – фронтовых медиков, о необычных способах лечения.

В рамках вариативных дисциплин студенты отделения «Фармация» проводили поисково-исследовательскую работу и оформляли проекты о фармации в период Великой Отечественной. Была изучена история эвакуированного в Тюмень из Москвы химико-фармацевтического завода. 

Организация в музее телемостов и встреч-трансляций позволяет расширить географию и охват участников. Например, телемост «Друнинские чтения» был посвящён 100-летнему юбилею санинструктора и поэтессы Юлии Друниной и объединил участников из городов Тюменской области, Санкт-Петербурга и Старого Крыма. В сценарий телемоста вошли 17 видеороликов, заранее записанных студентами в музеях и исторических локациях городов. Среди участников    – студенты от 17 до 50 лет, билингвы и инофоны, студенты с ограниченными возможностями здоровья по зрению. 

Интеграция музейной педагогики в образовательный процесс с использованием музейных ресурсов и пространства музея способствует обогащению учебного опыта студентов, эмоциональному, визуальному, интерактивному подкреплению учебного материала и лучшему его усвоению, расширению кругозора студентов, улучшению коммуникативных навыков.

В мае 2025 года преподаватели ТМК стали призёрами Всероссийского конкурса образовательных практик «Победе посвящаю!», организованного Институтом развития профессионального образования, в номинации «Музейная педагогика».

По итогам 2024-2025 учебного года музей ТМК третий год подряд получил высокую оценку экспертов Музея Победы и вошёл в почётный рейтинг лучших школьных музеев - топ - 200 (ранее топ - 100) - из 59 субъектов РФ, республик Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

14.07.2025
Другие материалы автора
Марина Михайловна Макарова
Марина Михайловна Макарова, Директор Тюменского медицинского колледжа, кандидат медицинских наук
Читать полностью
Евгения Александровна Дубровина
Евгения Александровна Дубровина, Специалист информационно-библиотечного центра с функционалом музейного работника Тюменского медицинского колледжа
Читать полностью
Наверх