В 2025 году редакционному Экспертному совету «АО» исполняется пять лет. Сегодня в его состав входят более сотни ректоров ведущих российских университетов, а публикации под специальной рубрикой, где члены совета делятся мнением о насущных вопросах национальной образовательной повестки, выходят в каждом номере журнала. За эти годы рубрика стала одной из самых читаемых у нашей аудитории. Мы знаем, что с анализом и оценками экспертов знакомятся и представители федеральных органов, ответственных за формирование госполитики в сфере образования. Кроме того, и сама редакция при планировании тематического «портфеля» во многом ориентируется на позиции совета.
Но в чем особая ценность подходов и оценок наших экспертов? В том, что они опираются на собственный практический опыт. Это люди не только с активной жизненной и профессиональной позицией, это люди дела. Идеи и предложения, высказанные в рамках рубрики «Экспертный совет «АО», мы нередко прослеживаем в реальных делах и начинаниях вуза, который возглавляет наш эксперт. Так показал анализ, который и стал основой нового редакционного проекта «Сказано – сделано».
Итак, что сказано и что сделано нашими экспертами?
Участник этого номера – ректор ЧГУ имени И.Н. Ульянова Андрей Александров.
Наш эксперт
Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2013)
Окончил Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. С 1996 по 2018 годы работал преподавателем на юридическом факультете, факультете международных экономических отношений, факультете экономики и менеджмента, пройдя путь от ассистента до заместителя декана юридического факультета и заведующего кафедрой, председатель Совета ректоров вузов Чувашской Республики.
С 2010 по 2014 годы – проректор по учебной работе, ученый секретарь Ученого совета, с 2014 года – ректор ЧГУ имени И.Н. Ульянова.
Автор более 120 научных, учебных и учебно-методических трудов.
Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
Андрей Александров, ректор ЧГУ им. И.Н. Ульянова:
«Развитие инновационных образовательных программ, в том числе онлайн-курсов, современных технологий обучения, практической ориентации обучения, специализированных курсов по актуальным темам и технологиям, влияние вуза на социально-экономическое развитие региона способствуют привлечению студентов».
Экспертный совет, АО №150 (апрель, 2024)
295 образовательных программ
6 групп направлений подготовки вошли в 1-ю лигу Предметного агрегированного рейтинга - 2024
75% инженеров и технических специалистов и 85% врачей Республики Чувашия вышли из стен ЧувГУ
Анализ приемной кампании 2023 и 2024 годов показывает, что среди абитуриентов Чувашского госуниверситета сохраняется стабильно высокий спрос на образовательные программы по ключевым направлениям регионального рынка труда, а также на программы, отражающие общероссийские тренды.
Все указанные направления подготовки отвечают актуальным запросам работодателей региона. Предприятия и организации заинтересованы в выпускниках с гибким мышлением, современными компетенциями, готовых к решению практических задач. Университет регулярно проводит мониторинг изменений на рынке труда и адаптирует образовательные программы к новым требованиям. Внедряет новые образовательные технологии, чтобы обеспечить высокое качество обучения и конкурентоспособность выпускников с хорошими перспективами трудоустройства в регионе и за его пределами.
«Свой юбилей университет встречает как современный, многопрофильный учебный комплекс, обладающий мощным кадровым потенциалом, реализующий образовательные программы, в том числе по наиболее востребованным специальностям».
Валентина Матвиенко, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Из поздравления ЧГУ имени И.Н. Ульянова с 55-летним юбилеем (октябрь, 2022)
В ЧувГУ реализуется комплекс инновационных программ, нацеленных на подготовку специалистов для самых перспективных отраслей экономики, как регионального, так и общероссийского масштаба.
1. Междисциплинарные программы. Например, программа «Мехатроника и робототехника» органично объединяет машиностроение, электронику и программирование. Это позволяет готовить специалистов, способных эффективно решать сложные, комплексные задачи, находящиеся на стыке нескольких областей знаний.
2. Программы, ориентированные на цифровые технологии. Направления «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика», «Автоматизация технологических процессов и производств» пользуются большой популярностью, поскольку отвечают растущей потребности рынка в квалифицированных специалистах, владеющих современными IT-инструментами.
3. Программы, направленные на решение экологических проблем и создание экологически безопасных технологий (например, «Экологический инжиниринг»).
4. Программы, связанные с искусственным интеллектом и машинным обучением («Искусственный интеллект: нейросети и нейрочипы», «Информационные технологии в интеллектуальной электроэнергетике», «Цифровая экономика и бизнес-аналитика», «Стандартизация и метеорологическое обеспечение в наноиндустрии», «Беспилотные наземные транспортные средства», «Интеллектуальная робототехника»).
5. Программы с углубленным изучением иностранных языков, которые повышают конкурентоспособность выпускников на глобальном рынке труда.
6. Совместные образовательные программы и проекты.
В рамках реализации инновационных программ особое внимание уделяется практической направленности обучения, благодаря чему студенты имеют возможность работать в современных лабораториях и проходить стажировки на предприятиях-партнерах. К преподаванию программ привлекаются ведущие эксперты и представители бизнеса, которые знакомят студентов с реальными задачами, стоящими перед отраслью. Но главная цель всегда остается неизменной – подготовить конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда.
«Увеличение числа бюджетных мест на отдельных направлениях способствует повышению доступности высшего образования для талантливых абитуриентов».
Андрей Александров, ректор ЧГУ им. И.Н. Ульянова:
«Чтобы продолжать развивать международное сотрудничество в сфере обучения иностранных граждан в Чувашском госуниверситете, необходимо создание нового современного кампуса с достаточным количеством мест для комфортного проживания иностранных студентов».
Экспертный совет, АО №152 (июль, 2024)
3 направления: «Электротехника», «Химия и новые материалы», «Технологичный агропромышленный комплекс»
Позволит республике к 2035 году войти в топ - 10 самых инновационных регионов России
К 2030 году в рамках федерального проекта «Создание сети современных кампусов» в Чувашской Республике есть намерение строительства кампуса мирового уровня с научно-техническим уклоном. Он станет современным образовательным центром с развитой инфраструктурой, привлекающим студентов со всей России и из-за рубежа.
На сайте Чувашского госуниверситета был проведен опрос «Современный студенческий кампус» среди обучающихся ЧувГУ, направленный на выявление предпочтений и потребностей студентов в отношении инфраструктуры, образовательного процесса, культурной и социальной жизни кампуса, которые будут учтены при планировании и реализации проекта. При обсуждении строительства современного инновационного кампуса ЧувГУ обратился к Правительству Республики Чувашия с рядом предложений, основанных на анализе потребностей университета и, в том числе, на результатах проведенного опроса:
Современная образовательная инфраструктура. Кампус должен включать в себя современные учебные аудитории, лаборатории, исследовательские центры, оснащенные передовым оборудованием и программным обеспечением, чтобы гарантировать качественный образовательный процесс и проведение научных исследований на высоком уровне.
Комфортная среда для студентов и преподавателей. Необходимо предусмотреть создание удобных общежитий, спортивного комплекса, библиотеки, зон отдыха и других объектов, которые будут способствовать созданию комфортной среды для жизни, учебы и работы студентов и преподавателей.
Инновационная экосистема. Кампус должен стать центром инновационной деятельности, где будут взаимодействовать студенты, преподаватели, ученые, представители бизнеса и власти, эксперты международного и федерального уровня. Для этого необходимо создать условия для развития стартапов, проведения конференций и семинаров, организации совместных проектов и других мероприятий.
Содействие развитию цифровых технологий. Требуется оснащение современными информационными и коммуникационными технологиями, которые будут способствовать развитию цифровых компетенций студентов и преподавателей, а также созданию новых цифровых продуктов и услуг.
Важно, чтобы при проектировании и строительстве кампуса учитывалось мнение студентов, их потребности и пожелания, чтобы создать действительно комфортную и функциональную среду для обучения и жизни. Опираясь на эти пожелания, Чувашский госуниверситет надеется на поддержку Правительства Республики Чувашия в реализации проекта по строительству современного инновационного кампуса, который станет флагманом образования и науки в регионе, внесет значительный вклад в развитие экономики и социальной сферы региона.
«Межвузовский кампус – это не просто инфраструктурный проект, это шаг к формированию образа будущего республики, интеллектуальной среды. Здесь будут рождаться новые идеи и происходить технологические прорывы. У молодых специалистов будут все возможности реализовать свой потенциал в Чувашии».
Олег Николаев, глава Чувашской Республики. Стратегическая экспертная сессия по созданию концепции межвузовского инновационного кампуса, ЧувГУ (июнь, 2025)
Андрей Александров, ректор ЧГУ им. И.Н. Ульянова:
«По моему мнению, вузам сейчас как никогда важно выстроить систему взаимодействия с предприятиями. Для того чтобы выпускник вуза обладал всеми необходимыми компетенциями по запросу предприятия, «ковать» его нужно именно в партнерской связке «вуз-предприятие»».
Экспертный совет, АО №154 (ноябрь, 2024)
400+ договоров о сотрудничестве с партнерами
25 партнерских лабораторий с современным действующим оборудованием
40 млн рублей – объем финансирования проектов из партнерских фондов в 2024 году
Целевое обучение в вузах - это гарантированный подход к подготовке специалистов, который позволяет интегрировать образовательный процесс с практической деятельностью работодателя. Мы создаем среду, в которой студенты становятся востребованными специалистами сразу после окончания вуза и даем сделать стратегический выбор, который обеспечивает стабильность и карьерный рост. По данным Министерства науки и высшего образования РФ, 95% выпускников по целевым направлениям трудоустраиваются сразу после вуза. Это связано с тем, что студенты заключают договор с работодателем или регионом, заинтересованным в квалифицированных кадрах. Например, целевое обучение активно используется для подготовки врачей и инженеров. У нас в вузе на них наибольшее количество партнерских заказов. Целевые направления чаще всего открываются по дефицитным профессиям: это гарантирует, что знания будут востребованы на рынке труда.
Целевой договор включает оплату обучения за счет работодателя или бюджета, а также стипендию. Наши студенты - «целевики» получают дополнительные стипендии до 15 тысяч к основной.
В рамках национального проекта «Кадры» целевое обучение имеет решающее значение для развития регионов. Государство инвестирует в кадры, обеспечивая их защиту и карьерный рост. Мы с партнерами идем дальше - в школах республики мы открыли инженерные, медицинские и юридический класс, в которых занятия ведут наши преподаватели и партнеры. После выпуска из школы эти ребята идут учиться к своим знакомым преподавателям, проходят практику у работодателей. А после получения диплома становятся полноправными сотрудниками. По статистике 80% целевиков уже на третьем курсе работают в компаниях, что дает им опыт и конкурентное преимущество на рынке труда.
В связке с предприятиями также проходят подготовка и защита ВКР в формате стартапа. Это одна из самых перспективных форм проектной деятельности студентов, обеспечивающая не только профессиональное становление выпускника, но и его скорейшую интеграцию в бизнес-среду. Такой подход позволяет соединить образовательные и предпринимательские треки, формируя у студентов реальные навыки управления проектами, командной работы, взаимодействия с внешними партнерами и адаптации продукта под требования рынка.
Один из ярких примеров Чувашского госуниверситета — проект по разработке и внедрению биометрических терминалов для автоматизации системы контроля доступа. Работа над этим стартапом началась ещё в 2021 году.
Тогда студентка Анна Мишина, поступив на первый курс, занялась проектированием интерфейса терминала. На раннем этапе разработки был сделан акцент на измерении температуры тела, что соответствовало актуальным задачам того времени (пандемия COVID-19). Участие в конкурсах и акселерационных программах дало результат: автору удалось выиграть грант Фонда содействия инновациям на сумму 1 млн рублей.
Позже проект эволюционировал в полноценную систему биометрического контроля доступа, исключающую необходимость использования карточек-пропусков.
Другой пример – стартап, связанный с цифровизацией образовательного контента и созданием онлайн-курса на базе экспертных знаний преподавателя. Студенческая команда не просто упаковала учебную программу: она разработала полноценный онлайн-продукт, включающий структурированную программу, визуальные материалы, видеолекции, оформление платформы и сопровождение пользователей, а также работу с блогерами и настройку рекламы. С этим курсом команда участвовала в федеральной программе «Содействие занятости».
Такие примеры подтверждают, что формат «Стартап как диплом» способен привести к реальному социальному и экономическому эффекту. Студенты выходят за рамки формальной защиты, представляя реальный продукт, востребованный рынком. А университеты в этой модели становятся площадками для создания инноваций.
Андрей Александров, ректор ЧГУ им. И.Н. Ульянова:
«Чтобы продолжать готовить специалистов высокого уровня, ЧувГУ ищет возможности прохождения практики для иностранных студентов на базе ведущих российских предприятий и организаций».
Экспертный совет, АО №152 (июль, 2024)
Все иностранные студенты Чувашского госуниверситета, так же как и российские граждане, имеют возможность проходить практику и стажировку на базе организаций-партнеров, с которыми вуз активно сотрудничает. Список партнеров ЧувГУ достаточно обширен и включает в себя как крупные промышленные предприятия, так и IT-компании, научные организации и учреждения социальной сферы.
Несмотря на стремление ЧувГУ и предприятий-партнеров к созданию равных возможностей, у иностранных обучающихся могут возникать некоторые сложности, связанные, как правило, с языковым барьером и адаптацией к новым условиям. Чтобы минимизировать эти сложности, университет проводит комплекс мероприятий.
Адаптационная поддержка. Уникальные практики по адаптации иностранных студентов в ЧувГУ: фестиваль дружбы народов «Ритмы мира», Арт-пикник «Чапай зовет на чай», музыкальный фестиваль ЧувГУfest и другие.
Языковая поддержка. Организуются дополнительные занятия по русскому языку, а также помощь в переводе документов и общении с представителями предприятия.
Консультационная поддержка. «Открытый диалог» - встречи по вопросам миграционного законодательства, правил и норм поведения в российском обществе, особенностей обучения в вузе.
Индивидуальный подход. В каждом конкретном случае университет старается учитывать индивидуальные особенности и потребности иностранного студента.
Цель ЧувГУ – обеспечить всем студентам, независимо от их гражданства, равные возможности для получения качественного образования и успешного трудоустройства. Университет стремится минимизировать любые трудности, с которыми могут столкнуться иностранные обучающиеся, и создать комфортные условия для прохождения ими практики и стажировок.