АО. Пожалуйста, назовите топ ключевых идей и проектов, которые запланированы в вашем вузе на новый 2025/26 учебный год.
– Вектор развития университета определен в утвержденной концепции развития образовательной организации до 2030 года. Фундамент для решения претензионных задач с учетом последних федеральных решений заложен вузом уже в текущем году. Таким образом, в 2025-2026 учебном году проактивная позиция университета будет сопряжена с решением следующих задач:
Ожидаемый эффект от решения всех поставленных задач сопряжен с качественными показателями выстраивания многостороннего сотрудничества между университетом, учредителем и работодателями-партнерами.
– В грядущем учебном году основное внимание будет сосредоточено на отработке новой модели высшего образования, о которой в последнее время очень много говорят. Для любого вуза очень важно, какой она будет – что надо изменить, что перестроить, чтобы не отстать от других. Пока это не совсем понятно, но для нас совершенно очевидна необходимость использования искусственного интеллекта в работе преподавателей, студенческой деятельности и организации образовательного процесса. А это направление невозможно без усиления роли информационных технологий, которые по праву можно считать одним из условий укрепления нашего технологического суверенитета. В то же время мы не собираемся увеличивать объём образовательных услуг, предоставляемых дистанционно, по интернету, потому что давно убедились: полноценное образование возможно только в очной форме, при личном и непосредственном общении преподавателей со студентами. При этом фундаментальное ядро не должно рассчитываться на срок более 3-3,5 лет, и потом необходимо переходить к специализации.
Второе направление деятельности связано с проблемой регулирования платного обучения, точнее, с тем, как недавно принятые нововведения отразятся на всей системе высшего образования, особенно на негосударственных вузах и колледжах. По факту в настоящее время наша система образования очень сильно напоминает ту, которая была 34 года назад – государственные вузы при социализме, имея максимум преференций со стороны федеральных властей, частные же стараются выкарабкиваться самостоятельно, но зачастую их сталкивают маргинальным образом.
Наконец, хочу ещё раз вернуться к теме, о которой многократно заявлял: лидерами высшего образования должны стать не те вузы, у которых много денег, а те, кто лучше понимает стоящие перед наукой и образованием задачи. Во времена СССР мы уже доказали – в соревновании интеллектов побеждает тот, кто лучше сумел сконцентрировать человеческие и финансовые ресурсы, разработал передовые и перспективные технологии. И вот в этом направлении мы также собираемся развиваться, делая упор не на баллы ЕГЭ, а на научные достижения. И вуз в этом смысле должен быть не только местом, где люди получают образование, где организован процесс воспитания, но и точкой генерации новых знаний.
– В июне в Санкт-Петербурге состоялся Международный экономический форум. Его приоритетом стал поиск решений не просто развития экономики, капитала, а влияния этого процесса на повышение качества жизни людей.
Для уровня медицины и уровня развития государства в целом очень важно обеспечивать экономику вуза, ориентированную на решение конкретных задач: улучшение материально-технической базы, внедрение инноваций, в том числе искусственного интеллекта, который бы работал не в виде программного оборудования, а представлял собой законченные и применимые на практике изделия. Нам важно работать на формирование понимания, что качество медицинского образования – это решение задачи повышения продолжительности жизни, что выражается в президентских указах. Опять же для чего нужна инфраструктура? Чтобы человек как можно дольше жил и меньше заболевал.
Именно, исходя из этих приоритетов, и продолжит наш вуз развитие, ориентируясь на имеющиеся наработки и применяя новые взгляды.
– В части развития образования СамГМУ планирует продолжить реализацию новых образовательных программ с ядерно-трековой структурой. В этом плане в вузе сейчас высокая степень готовности к переходу на новую модель высшего образования в России. В образовательные программы входит «ядерная» часть, общая для всех обучающихся университета, и модули индивидуализации, различные у каждой специальности. Внедрено раннее погружение в профессию, сквозные курсы по формированию ИТ-компетенций, в том числе искусственному интеллекту в здравоохранении, бережливым технологиям. Также СамГМУ продолжит разработку педагогического дизайна образовательных программ, привлечение партнеров к выстраиванию карьерной траектории обучающихся. Это позволит решать вопросы кадрового обеспечения, исходя из потребности в конкретных специалистах в регионе и стране.
В 2025 году взят курс на автономизацию, которая подразумевает самостоятельность образовательных институтов при реализации образовательных программ (подбор кадрового состава, материально-техническое и финансовое обеспечение). При этом образовательная программа рассматривается нами как точка интеграции политик университета: образовательной, научно-инновационной, HR, инфраструктурной, молодежной и других. Основным ожидаемым результатом данной работы станет выделение института как единицы, объединяющей базовые процессы вуза: образование, науку, инновации, клиническую деятельность, в которой директор выполняет роль стратега, определяющего основные направления развития, обеспечивающего привлечение и взаимодействие с партнерами.
В новом 2025-2026 учебном году продолжится реализация билингвальных образовательных программ на базе созданного в марте 2025 года Международного института, где обучаются иностранные студенты на английском языке. С данной целью в институте созданы кафедры социо-гуманитарных, фундаментальных дисциплин, введена позиция руководителя образовательной программы (РОП), полностью пересмотрено учебно-методическое и кадровое обеспечение программ с ориентацией на требования к экзаменам USMLE.
В рамках уровня последипломного образования запланировано применение технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе.
В вопросе интеграции результатов научной деятельности в образовательный процесс в первой половине 2025 г. реализуется дополнительная профессиональная программа (далее – ДПО) профессиональной переподготовки по направлению «Ранняя разработка инновационных лекарственных средств» (504 часа) с целью подготовки высококвалифицированных специалистов в этой сфере. Выпускники этой программы будут уметь моделировать инновационные лекарственные препараты с использованием современных методов, что соответствует стратегическим задачам развития фармацевтической промышленности Российской Федерации (импортозамещение и импортоопережение). Слушатели совмещают обучение с проектной деятельностью и по итогам программы имеют свои проекты со смоделированными соединениями, соответствующими неудовлетворенным медицинским потребностям государства (с обоснованием) и имеющими оптимальные значения расчетных параметров (эффективность, токсикология, фармакокинетика). Для развития этого направления в национальном масштабе необходимы обеспечение выполнения дальнейших этапов наиболее проработанных проектов (синтез, тестирование, доклинические и клинические исследования) во взаимодействии с индустриальными партнерами при поддержке государства.
В 2025-2026 гг. планируется набор на следующие потоки этой программы с выделением в отдельные курсы разделов, посвященных использованию цифровых технологий в разработке лекарственных средств.
На базе университета реализуются основные образовательные программы высшего образования (ООП ВО) в рамках магистратуры по направлению подготовки 19.04.01 «Биотехнология», профиль «Разработка тест-систем для диагностики in vitro», очная форма обучения (с сентября 2024 года на базе НОПЦ ГЛТ).
Характеристика ОП: разработка уникальных продуктов в области создания тест-систем для диагностики in vitro (клинико-диагностические исследования, микробиология, иммунология, генетика) и освоение всего цикла разработки продукта от методологии, обработки и анализа научно-технической информации до проведения исследований и клинических испытаний.
В настоящее время студенты магистратуры вовлечены в следующие направления деятельности центра: разработка ПЦР тест-систем, молекулярно-генетических панелей для решения проблем диагностики в онкологии, проблем выявление антибиотикорезистентности; изучение различных свойств клинически значимых микроорганизмов для пациентов с муковисцидозом, возбудителей внутрибольничных инфекций, разработка питательных сред для культивирования возбудителей заболеваний, изучение микробиома и культурома почв для решения задач оптимизации исследований в сельском хозяйстве в рамках концепции «Единого здоровья».
Научными подразделениями СамГМУ подготовлены и утверждены рабочие программы дисциплин (далее – РПД) «Комплексные решения в прикладном применении генетических и лабораторных технологий: научно-исследовательские проекты» для студентов, обучающихся по специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело».
Научными подразделениями СамГМУ подготовлены и утверждены РПД «Генетические технологии: современные аспекты и технологические решения» для студентов, обучающихся по специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело».
Научными подразделениями СамГМУ подготовлены и утверждены РПД ДПО для студентов, обучающихся по специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология».
1. Лидерство в обеспечении доступности и качества высшего образования
Мы ставим перед собой амбициозную цель стать лидером в области доступности и качества высшего образования в Сибири, на Дальнем Востоке и в странах Средней Азии. Для этого планируется активное внедрение современных образовательных технологий, включая цифровые платформы с использованием искусственного интеллекта, что позволит персонализировать процесс обучения и повысить его эффективность. Особое внимание будет уделено развитию предпринимательского мышления и практическим навыкам ведения бизнеса.
2. Формирование конкурентоспособных кадров для реального сектора экономики
Одним из главных приоритетов остаётся подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих запросам регионального и национального рынков труда. Мы продолжаем расширять сотрудничество с предприятиями, внедряя совместные образовательные программы, стажировки и проектное обучение. Цель – обеспечение 100% трудоустройства выпускников по востребованным специальностям. Наш Центр содействия трудоустройству активно взаимодействует с работодателями, органами власти, центрами занятости и некоммерческими организациями, организуя межвузовские олимпиады, кейс-чемпионаты и другие мероприятия для профессиональной ориентации студентов.
3. Воспитание личности через образование: интеграция профессионального и личностного развития
Для полноценного развития личности студента мы делаем акцент на создании благоприятной образовательной среды. В новых программах воспитательная работа станет органичной частью образовательного процесса. Будет развиваться система наставничества и менторства, а также пространства для проектной деятельности, направленной на формирование не только профессиональных, но и личностных компетенций: коммуникация, лидерство, креативность и эмоциональный интеллект.
4. Повышение научно-педагогического потенциала
Развитие науки и исследовательской активности является важным элементом нашей миссии. Мы намерены усилить научную составляющую в образовательном процессе, поддерживая исследования и творческую деятельность преподавателей и студентов. Результаты научной работы будут внедряться в учебные процессы, способствуя формированию культуры аналитического мышления и инновационного подхода. Намерены повысить практико-ориентированность образовательных программ с помощью привлечения экспертов-практиков.
5. Укрепление открытости и социальной ответственности вуза
СИБИТ стремится быть социально ориентированным и открытым вузом, готовым к диалогу с различными слоями общества. Мы будем продолжать развивать взаимодействие с общественными организациями, в том числе с организациями инвалидов, а также участвовать в
социальных инициативах, направленных на интеграцию молодежи в профессиональную и общественную жизнь.
Для реализации обозначенных приоритетов необходима государственная поддержка через участие в национальных проектах, получение грантов и субсидий; партнёрство с индустрией, включая совместные исследования, практики, внедрение инновационных решений в образовательный процесс.
Реализация этих проектов позволит СИБИТу не только удерживать высокий уровень образовательных стандартов, но и формировать новое поколение профессионалов, готовых к вызовам времени и изменениям в мире экономики и технологий.
– Одной из основных задач, стоящих перед медицинскими вузами, является подготовка высококвалифицированных кадров и ликвидация кадрового дефицита в сфере здравоохранения. Исходя из этой цели, наш университет определил ряд значимых направлений и проектов для развития и реализации в новом 2025-2026 учебном году. Назову лишь некоторые из них.
Одним из ключевых векторов развития является совершенствование образовательных программ с акцентом на междисциплинарный подход, усиление практико-ориентированности, внедрение новых сценариев, моделирующих реальные клинические ситуации. Особое внимание будет уделено развитию цифровых компетенций у будущих врачей. В эпоху телемедицины и искусственного интеллекта выпускники должны уметь эффективно использовать современные технологии в своей работе. Для проведения практических занятий и научных исследований создается экспериментальная операционная WetLab. В университете формируется новый образовательный ландшафт, включающий все уровни профессионального образования. В 2025-2026 учебном году откроется новая магистерская программа по психологии.
Партнерство университета и практического здравоохранения будет и дальше укрепляться в совместной реализации региональных проектов: «Умный ФАП», «Школьная медицина», «Медицинское сопровождение участников СВО» и других.
Университет продолжит реализацию федерального проекта «Готов к санитарной обороне», в рамках которого проводится обучение населения оказанию первой помощи и основам тактической медицины. Реализация данного проекта осуществляется при поддержке министра здравоохранения Республики Алтай, главного внештатного специалиста по оказанию первой помощи Минздрава России Д.А. Хубезова.
Научно-исследовательская деятельность займет центральное место в работе университета. Одним из ключевых проектов, реализуемых университетом в 2025 году, направленных на внедрение цифровых сервисов в практическое здравоохранение, является проект по созданию программного комплекса «Риск-модификатор», представляющего собой набор цифровых инструментов поддержки принятия врачебных решений. Проект реализуется при грантовой поддержке Губернатора Алтайского края В.П. Томенко совместно с Минздравом края. В основе проекта лежит эффективная технология раннего выявления и профилактики факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, разработанная учеными АГМУ. Уникальная технология реализована на цифровой платформе региональной МИС, она оптимизирует и автоматизирует процесс диспансеризации взрослого населения. В 2025 году продолжится доработка программного комплекса в части расширения перечня скрининговых исследований, реализуемых на его платформе. Также продолжится масштабирование разработанной технологии более чем в 200 ФАПах Алтайского края.
Важным проектом, направленным на развитие научно-исследовательской инфраструктуры университета, является развитие деятельности Научно-исследовательского центра «Здоровьесбережение», открытого в АГМУ в юбилейном для университета 2024 году. Деятельность НИЦ «Здоровьесбережение» в 2025 году направлена на разработку и поэтапное внедрение в практику здравоохранения новых компетенций, методов и технологий персонализированной профилактики и эпидемиологического надзора за хроническими неинфекционными заболеваниями на основе консолидации ресурсов и усилий в рамках созданных центров компетенций: «Болезни системы кровообращения. Высокий риск», «Центр эпидемиологического мониторинга питания взрослого населения», «Здоровый ребенок». Также в задачи центра входит практическая подготовка кадров с возможностью прохождения полного цикла процедур в области первичной профилактики ХНИЗ, а также реализация практико-ориентированных научных исследований в рамках региональных проектов Минздрава региона.
Международная деятельность – одно из ведущих направлений развития университета. С 2016 года АГМУ активно развивает двуязычную и англоязычную образовательную среду. С 2023 года осуществляется набор на специальность «Лечебное дело», где студенты полностью осваивают программу на английском языке. Продолжим реализацию полноценных англоязычных образовательных программ ординатуры. Продолжится развитие нового для университета формата международного сотрудничества – реализация сетевой двудипломной образовательной программы «3+2» по направлению подготовки «Стоматология» совместно с Самаркандским государственным медицинским университетом, по завершении которой студенты получат два диплома: АГМУ и Самаркандского ГМУ. Продолжится поддержка программ академической мобильности TRAVEL-ГРАНТ РЕКТОРА АГМУ.
Сегодня молодежная политика приобретает все большее значение для обеспечения стабильной и эффективной работы системы образования в целом. В университете начата работа по внедрению стандарта работы с молодежью в медицинских образовательных организациях, что позволит вовлекать больше студентов в написание проектов, проводить мероприятия, направленные на патриотическое воспитание и профессиональное личностное развитие обучающихся, в том числе развитие «мягких навыков», формирование через наставничество молодого врача, который будет верен своей профессии. Для реализации данного проекта мы продолжим развивать сотрудничество с внешними организациями для расширения возможностей и ресурсов, в том числе за счет участия в грантах, привлечения спонсоров, активной информационной кампании.
– Долгосрочная цель Омского ГАУ – стать вузом, создающим передовые технологии, производящим научные знания, в том числе и с помощью фундаментальных исследований, а стратегический приоритет – подготовка востребованных специалистов нового поколения и обеспечение конкурентоспособности отечественного АПК путем развития селекции, генетики и инженерных технологий. Есть четкое понимание того, что вузу требуется реализация полного цикла работ от идеи до опытных продуктов и их внедрение в производство, новые молодежные лаборатории, собственные «фильтры» для развития технологического предпринимательства. Модель развития выстроена вокруг стратегических направлений, среди которых «Селекция и семеноводство мягкой пшеницы», «Технологии эффективного животноводства».
В образовании университет основной акцент делает на выстраивание бесшовной модели подготовки кадров (школа – СПО – вуз – предприятие), начиная с открытия агротехнологических классов (в 2025/25 уч. году их будет открыто не менее 10) для привлечения мотивированных абитуриентов для обучения по программам СПО и ВО и до их гарантированного трудоустройства в отрасль. Планируется увеличить число сетевых магистерских программ, а также развивать сетевое взаимодействие с региональными колледжами; расширить спектр образовательных программ в рамках ФП «Профессионалитет» (с 2026 г. Агрономия).
Развитие научно-исследовательской деятельности университета осуществляется в рамках реализации стратегических и перспективных проектов. Планируется увеличение числа международных научных коллективов (Китай, Казахстан, Белоруссия), расширение географии реализации научных проектов (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Уральский регионы допуска) и перечня партнеров в сфере селекции и семеноводства пшеницы, селекции и генетики КРС.
В развитии молодежной политики акценты сделаны вузом на внедрение новых форм организации работы студотрядов (технологические отряды, привлекаемые на условиях аутстаффинга). Омский ГАУ планирует нарастить свой потенциал в развитии волонтерского движения (волонтеры-психологи, медиа-волонтеры), студенческого самоуправления (обучение вопросам социального проектирования, работе с медиаинструментами).
Университетом ведётся работа с индустриальными партнерами по открытию специализированных аудиторий и лабораторий (за последние 5 лет их открыто более 40; с 2025 по 2030 гг. планируется открыть еще не менее 30, в предстоящем учебном году не менее 6). В Омском ГАУ реализуются мероприятия по модернизации инфраструктуры вуза через участие в различных программах: ФП «Кадры в АПК» – объем инвестиций в 2025 г. составляет 147,4 млн руб. (в 2026 г. – 360 млн руб.); ФП «Создание сети современных кампусов» – в 2025/26 уч. г. будет продолжен капитальный ремонт общежитий.
В целом университету необходимо выполнить пороговые значения ключевых показателей эффективности, утверждённых Минсельхозом РФ, получить серьезные активы по всем направлениям деятельности и укрепить имидж аграрной науки и образования.
– В 2025/26 году будет продолжено участие нашего университета в федеральном пилотном проекте, направленном на изменение уровней профессионального образования. В новом году значительно расширяем географию проекта, подключая к нему наши филиалы в городах: Анапа, Ставрополь, Покров, Дербент, Черняховск. Начиная проект с 7 программ, сегодня мы открываем прием на 112 программ в головной вуз и 27 программ во все филиалы. В проекте продолжится реализация и новой программы аспирантуры по «Методологии и технологии профессионального образования».
Мы продолжим акцентировать внимание профессионального сообщества и органов исполнительной власти на особенностях подготовки будущих педагогов/психологов/дефектологов, потому что уверены, что при переходе на новую систему обязательно нужно учитывать специфику отрасли, иначе изменения могут привести к снижению качества подготовки кадров для всей страны.
Государственной образовательной политикой сегодня провозглашен приоритет в развитии технических, естественных и точных наук, инженерного и естественно-научного образования в целях достижения научного лидерства и технологического суверенитета страны. При этом важно использовать ресурсы всех уровней и видов образования, в том числе системы дополнительного образования в широком смысле: дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка).
В нашем университете наблюдается устойчивый рост технического и естественно-научного направлений в детском дополнительном образовании. Увеличение количества профильных классов, реализация проектов предпрофессионального образования инженерно-технической направленности привели к увеличению дополнительных программ этого сегмента.
В этом году стартовал большой федеральный проект профессионального развития педагогических работников естественно-научного и математического профилей. Проект рассчитан на 6 лет. Он позволит значительно увеличить охват дополнительным профессиональным образованием и повысить компетенции действующих учителей физики, математики и информатики, химии и биологии, географии, педагогов начальных классов (по предмету «Окружающий мир»). В течение этого года в нашем университете повысят свою квалификацию более 4 000 учителей физики, химии, биологии, математики и информатики. Всего же по стране планируется обучить свыше 35 000 тысяч педагогов из всех субъектов РФ,
МПГУ в течение нескольких лет активно развивает направление образовательного и научно-популярного туризма и разрабатывает методику внедрения технологии образовательного путешествия в урочную и внеурочную деятельность школьников, программы академического обмена и дополнительные профессиональные программы.
В 2023 году университетом подписано соглашение с Агентством стратегических инициатив по проекту «Международная программа по профориентации, самоопределению личности и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи с разработкой и внедрением образовательных программ путешествий «Классная страна».
Эта программа направлена на интеграцию путешествий в учебный процесс. Ее цель — создание, апробация и тиражирование новой модели детского и молодежного образовательного туризма. «Классная страна» выстраивает эффективное взаимодействие для реализации стратегических задач.
В 2024-2025 уч.г. 1200 педагогов и 1200 детей из 21 региона РФ прошли программы обучения на базе МПГУ по утвержденным программам дополнительного образования: дополнительная общеразвивающая программа для школьников и программа повышения квалификации для педагогов и туроператоров.
Растет также запрос на профильные сезонные школы. Университетом уже разработаны и реализованы дополнительные общеразвивающие программы, построенные на технологии образовательного путешествия, «Профнавигационная школа «Настоящее для будущего», «Биология в вопросах и ответах», «Малые города в большой истории России» и другие, выездные школы педагогического мастерства.
В 2025-2026 уч.г. продолжится работа по развитию образовательного и научно-популярного туризма.
– Топ ключевых идей и проектов, запланированных к реализации в предстоящем учебном году:
Институт беспилотной авиации
В 2025 году ТГУ создает Институт беспилотной авиации (БА) – образовательное, научно-инновационное и методологическое ядро национального Центра по развитию БА, формируемого в Самарской области по поручению Президента РФ. Под Центром понимается не одна организация и не отдельно стоящее здание, а кластер разработчиков, производителей и эксплуатационщиков БА, локализованный преимущественно в масштабах Самарской области с высокой концентрацией его основных элементов в Тольятти. Он призван обеспечить технологическое лидерство всей страны в отрасли БА за счет отечественных разработок материалов, технологий, оборудования, опережающего обучения кадров и высокой смены технологий для конкурентоспособности отрасли на мировом уровне. Институт БА в ТГУ объединит компетенции по подготовке кадров, научно-инновационным разработкам и инжинирингу для БА, а также обеспечит привлечение учёных и специалистов со всей страны для решения различных научно-технических задач и реализации комплексных технологических проектов. Индустриальный партнер, заинтересованный в создании такого института именно в ТГУ, и лидер отрасли – компания «Транспорт будущего». Подписан генеральный договор о взаимодействии. Сотрудники компании уже проходят повышение квалификации в ТГУ. С сентября 2025 года объявлен набор бакалавров на программу «Проектирование и эксплуатация беспилотных летательных аппаратов» в рамках направления «Электроника и наноэлектроника». Проработан и согласован стратегический технологический проект «Новые материалы и технологии для БАС» в рамках программы «Приоритет 2030». Готовится к подписанию договор о технологическом аудите предприятия.
Цифровые платформенные решения и сервисы для рождения технологических инноваций
Еще один проект нацелен на многократное ускорение и масштабируемость технологического предпринимательства с подготовкой команд для приоритетных отраслей экономики. Напомним, что в ТГУ для всех студентов проектная работа является обязательным элементом учебного плана. Для удобства всех участников процесса создана цифровая платформа организации студенческой проектной деятельности «Проектива», позволяющая управлять полным жизненным циклом проекта − от его инициирования до привлечения инвестиций, старта продаж и выхода на проектные мощности. Уже сейчас она позволяет вести 1000 проектов одновременно. 10 тысяч – не предел.
ТГУ также разрабатывает и поэтапно внедряет цифровую платформу и технологию управления распределенными разнородными ресурсами для обеспечения возможности реализации сложных проектов, включая обязательную верификацию ресурсов и поддержание актуальной информации о них. Также в стадии разработки методология и платформа управления программами и портфелями проектов. В итоге будет сформирована мегаплатформа «Проектива» для управления большим количеством проектов, программами и портфелями и обеспечения механизма серийного научно-инновационного предпринимательства, в том числе для беспилотных систем. Создание мегаплатформы реализуется как проект программы развития ТГУ – участника федеральной программы «Приоритет 2030».
Магний и ультразвук для медицины и техники
В рамках передовой инженерной школы «ГибридТех» ТГУ занимается созданием полноценных отечественных автоматических ультразвуковых линий. Только АО «АВТОВАЗ» в ближайшие годы понадобится 7 таких линий и для смежных предприятий около 20. К проекту подошли уже после того, как сотрудниками и студентами ПИШ ТГУ в 2024 году была выполнена глубокая модернизация 5 зарубежных линий УЗ-сварки деталей обивки дверей и каркаса панели приборов автомобиля LADA Vesta NG. Изготовлено и поставлено в АО «АВТОВАЗ» 64 УЗ-генератора, 223 УЗ-головки, встроенные в автоматические линии для УЗ-сварки полимерных, в том числе композитных, материалов, и 523 УЗ-волновода, 300 из которых − с износостойкими покрытиями для сварки стеклонаполненного полимера. В результате исследований износа волноводов в массовом производстве подобрано покрытие, которое обеспечило повышение износостойкости рабочих торцов волноводов в 4 раза. Также по сравнению с импортным аналогом обеспечено повышение производительности линий в 1,5 раза.
Среди основных проектов технологического лидерства – запуск производства медицинских биорезорбируемых имплантатов нового поколения из магния в технопарке ТГУ. Благодаря способности «саморастворяться» в организме человека после консолидации перелома позволяют избежать травматичной операции по удалению фиксирующих конструкций и исключить риск ее нежелательных последствий. Это дает возможность существенно сократить время послеоперационного восстановления пациента и период его нетрудоспособности, а также снизить финансовые затраты на лечение и последующую реабилитацию. Опытная партия изделий уже поставлена в медучреждения и успешно проходит апробацию. В 2025 году будет обеспечен выпуск в объеме 8 тысяч изделий товарной продукции. Это второе производство в мире магниевых имплантатов и первое в России. Но имплантаты ТГУ имеют преимущества перед импортными аналогами по биосовместимости, прочности и биорастворимости. Решение защищено патентом на изобретение. Реализация проекта стала возможна благодаря кооперации, в том числе с Соликамским металлургическим комбинатом и Институтом проблем сверхпластичности металлов РАН. Но главная поддержка была осуществлена стратегическим партнёром и инвестором – компанией МТК, которая вложила свои средства в создание производства.
В 2025 г. продолжаются работы по созданию магниевого авиационного двигателя внутреннего сгорания для беспилотных авиационных систем (БАС). Ранее в ТГУ был разработан облегченный поршень из жаропрочного магниевого сплава для авиационного поршневого ДВС, который успешно прошел натурные стендовые испытания. Начата отработка технологии изготовления поршней из магниевого сплава на станках с ЧПУ для выпуска мелких серий по внешним заказам. Поршневые двигатели являются основной силовой установкой для БПЛА и воздушных судов малой авиации. Магниевый поршень, изготавливаемый в ТГУ, на 26% легче алюминиевого прототипа. Для высокоскоростных ДВС снижение веса поршня даёт значительный выигрыш в массе всего силового агрегата. Это позволит двигателю с таким поршнем выйти на новый уровень мощности и надёжности.
– Во-первых, продолжение достраивания системы сквозной надпрофессиональной, всеуниверсально-всеуникальной инновационно-преобразовательной подготовки, реализуемой в сопряжении трёх основных составляющих: инновационно-проективной составляющей в каждой из основных образовательных программ; дополнительных программ преобразовательного лидерства, инновационно-технологического и социально-значимого проектирования и предпринимательства; комплекса внеучебной преобразовательно-формирующей деятельностной активности.
Во-вторых, исходя из происходящей в стране актуализации приоритетов в востребованных категориях профессионально-отраслевых кадров, осуществление перспективно-ориентированного пересмотра и оптимизации спектра образовательных программ, направлений подготовки и специальностей, профилей, совмещаемое с рационализацией организационных и финансово-экономических соотношений с целью сохранения кадрового состава и экономической устойчивости вуза.
В-третьих, обновление и расширение спектра актуальных дополнительных профессиональных и общеобразовательных программ, возможностей освоения нескольких квалификаций обучающимися.
В-четвёртых, актуализация и дополнение проектов Программы развития университета до 2032 года, прежде всего в части расширения условий для достижения результатов технологического лидерства на основе дальнейшего развёртывания экосистемы инновационно-технологического предпринимательства, руководства созданным при лидерстве Пятигорского государственного университета Межвузовским межрегиональным консорциумом по данной проблематике, развития возможностей использования искусственного интеллекта.
В-пятых, продолжение дальнейшей разработки и реализации особой концептуальной стратегии университета как проводника всемирной общецивилизационно-защитнической и лидерско-соинтеграторской миссии России, в особенности в части многоплановой методологической, методической и организационной работы, проводимой в масштабах всей страны действующим на базе ПГУ Центром сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей Минобрнауки России.
Наиболее обязательным условием для реализации ключевых идей и проектов, и не только указанных выше, выступает только одно – творчество, энергия и вдохновение руководителей, научно-педагогических и научных работников, сотрудников, обучающихся университета. Всё остальное может быть к этому приложено, а вот без этого всё остальное малопродуктивно.