Экспертный совет «АО»: «Деловая папка» ректора. Ключевые идеи на 2025/26 учебный год.

«Деловая папка» ректора. Ключевые идеи на 2025/26 учебный год.

Экспертный совет «АО»

Заканчивается очередной учебный год. После приемной кампании – всегда горячей поры для вузов – наступит небольшая летняя пауза. В связи с этим было решено, что на июньское заседание редакционного Экспертного совета уместно вынести только один вопрос о том, какие планы и идеи наши эксперты намерены реализовать вместе со своими университетскими коллективами в следующем учебном году (старт которого все-таки не за горами…). Сегодня государство задает новые рамки «повестки дня» для высшей школы (о чем свидетельствуют и последние федеральные решения, например, о регулировании платного приема, об оценке (ранжировании) вузов по уровню востребованности выпускников и т.д.). Впереди и приближающийся переход на новую модель высшего образования. Несомненно, все это требует от вузов ответной проактивной позиции – по постановке новых задач, по поиску и реализации новых идей, подходов, решений. И в этом, пожалуй, заключается особенность грядущего учебного года.

АО. Пожалуйста, назовите топ ключевых идей и проектов, которые запланированы в вашем вузе на новый 2025/26 учебный год.
 

Валерий Анатольевич Горенкин
Валерий Анатольевич Горенкин
Ректор Крымского университета культуры, искусств и туризма

– Вектор развития университета определен в утвержденной концепции развития образовательной организации до 2030 года. Фундамент для решения претензионных задач с учетом ­последних федеральных решений заложен вузом уже в текущем году. Таким образом, в 2025-2026 учебном году проактивная позиция университета будет сопряжена с решением следующих задач:

  1. Становление аутентичной вузовской научно-образовательной повестки, основанной на синхронизации традиций фундаментального и практико-ориентированного образования, персонифицированного подхода к субъектам образовательных отношений в процессе подготовки кадров для отрасли культуры, искусств и туризма. 
  2. Выстраивание стратегии доверительного партнерства и открытого диалога между работодателями и университетом по вопросам формирования soft skills у обучающихся с учетом быстроменяющихся тенденций на региональном рынке труда и необходимости внедрения проектных форм работы, индивидуальных программ обучения в реализуемые образовательные программы в сфере культуры и искусств. 
  3. Стимулирование конкуренции в различных сегментах университетского коллектива (студенческом, профессорско-преподавательском, административно-управленческом).
  4. Формирование кадрового резерва вуза за счет привлечения особо отличившихся обучающихся и выпускников к преподавательской и научно-творческой деятельности на условиях трудового договора и/или договора гражданско-правового характера. 
  5. Усиление роли университета в формировании и развитии общенациональной и национальной идентичности обучающихся, воспитание уважительного отношения к историческому пути и духовно-нравственным ценностям Родины.

Ожидаемый эффект от решения всех поставленных задач сопряжен с качественными показателями выстраивания многостороннего сотрудничества между университетом, учредителем и работодателями-партнерами.
 

Владимир Алексеевич  Зернов
Владимир Алексеевич Зернов
Ректор Российского нового университета

– В грядущем учебном году основное внимание будет сосредоточено на отработке новой модели высшего образования, о которой в последнее время очень много говорят. Для любого вуза очень важно, какой она будет – что надо изменить, что перестроить, чтобы не отстать от других. Пока это не совсем понятно, но для нас совершенно очевидна необходимость использования искусственного интеллекта в работе преподавателей, студенческой деятельности и организации образовательного процесса. А это направление невозможно без усиления роли информационных технологий, которые по праву можно считать одним из условий укрепления нашего технологического суверенитета. В то же время мы не собираемся увеличивать объём образовательных услуг, предоставляемых дистанционно, по интернету, потому что давно убедились: полноценное образование возможно только в очной форме, при личном и непосредственном общении преподавателей со студентами. При этом фундаментальное ядро не должно рассчитываться на срок более 3-3,5 лет, и потом необходимо переходить к специализации. 

Второе направление деятельности связано с проблемой регулирования платного обучения, точнее, с тем, как недавно принятые нововведения отразятся на всей системе высшего образования, особенно на негосударственных вузах и колледжах. По факту в настоящее время наша система образования очень сильно напоминает ту, которая была 34 года назад – государственные вузы при социализме, имея максимум преференций со стороны федеральных властей, частные же стараются выкарабкиваться самостоятельно, но зачастую их сталкивают маргинальным образом. 

Наконец, хочу ещё раз вернуться к теме, о которой многократно заявлял: лидерами высшего образования должны стать не те вузы, у которых много денег, а те, кто лучше понимает стоящие перед наукой и образованием задачи. Во времена СССР мы уже доказали – в соревновании интеллектов побеждает тот, кто лучше сумел сконцентрировать человеческие и финансовые ресурсы, разработал передовые и перспективные технологии. И вот в этом направлении мы также собираемся развиваться, делая упор не на баллы ЕГЭ, а на научные достижения. И вуз в этом смысле должен быть не только местом, где люди получают образование, где организован процесс воспитания, но и точкой генерации новых знаний.
 

Дмитрий Олегович Иванов
Дмитрий Олегович Иванов
Ректор Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета

– В июне в Санкт-Петербурге состоялся Международный экономический форум. Его приоритетом стал поиск решений не просто развития экономики, капитала, а влияния этого процесса на повышение качества жизни людей.

Для уровня медицины и уровня развития государства в целом очень важно обеспечивать экономику вуза, ориентированную на решение конкретных задач: улучшение материально-технической базы, внедрение инноваций, в том числе искусственного интеллекта, который бы работал не в виде программного оборудования, а представлял собой законченные и применимые на практике изделия.  Нам важно работать на формирование понимания, что качество медицинского образования –  это решение задачи повышения продолжительности жизни, что выражается в президентских указах. Опять же для чего нужна инфраструктура? Чтобы человек как можно дольше жил и меньше заболевал.  

Именно, исходя из этих приоритетов, и продолжит наш вуз развитие, ориентируясь на имеющиеся наработки и применяя новые взгляды.

Александр Владимирович Колсанов
Александр Владимирович Колсанов
Ректор Самарского государственного медицинского университета

– В части развития образования СамГМУ планирует продолжить реализацию новых образовательных программ с ядерно-трековой структурой. В этом плане в вузе сейчас высокая степень готовности к переходу на новую модель высшего образования в России. В образовательные программы входит «ядерная» часть, общая для всех обучающихся университета, и модули индивидуализации, различные у каждой специальности. Внедрено раннее погружение в профессию, сквозные курсы по формированию ИТ-компетенций, в том числе искусственному интеллекту в здравоохранении, бережливым технологиям. Также СамГМУ продолжит разработку педагогического дизайна образовательных программ, привлечение партнеров к выстраиванию карьерной траектории обучающихся. Это позволит решать вопросы ­кадрового обеспечения, исходя из потребности в конкретных специалистах в регионе и стране. 

В 2025 году взят курс на автономизацию, которая подразумевает самостоятельность образовательных институтов при реализации образовательных программ (подбор кадрового состава, материально-техническое и финансовое обеспечение). При этом образовательная программа рассматривается нами как точка интеграции политик университета: образовательной, научно-инновационной, HR, инфраструктурной, молодежной и других. Основным ожидаемым результатом данной работы станет выделение института как единицы, объединяющей базовые процессы вуза: образование, науку, инновации, клиническую деятельность, в которой директор выполняет роль стратега, определяющего основные направления развития, обеспечивающего привлечение и взаимодействие с партнерами. 

В новом 2025-2026 учебном году продолжится реализация билингвальных образовательных программ на базе созданного в марте 2025 года Международного института, где обучаются ­иностранные студенты на английском языке. С данной целью в институте созданы кафедры социо-гуманитарных, фундаментальных дисциплин, введена позиция руководителя образовательной программы (РОП), полностью пересмотрено учебно-методическое и кадровое обеспечение программ с ориентацией на требования к экзаменам USMLE.

В рамках уровня последипломного образования запланировано применение технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе.

В вопросе интеграции результатов научной деятельности в образовательный процесс в первой половине 2025 г. реализуется дополнительная профессиональная программа (далее – ДПО) профессиональной переподготовки по направлению «Ранняя разработка инновационных лекарственных средств» (504 часа) с целью подготовки высококвалифицированных специалистов в этой сфере. Выпускники этой программы будут уметь моделировать инновационные лекарственные препараты с использованием современных методов, что соответствует стратегическим задачам развития фармацевтической промышленности Российской Федерации (импортозамещение и импортоопережение). Слушатели совмещают обучение с проектной деятельностью и по итогам программы имеют свои проекты со смоделированными соединениями, соответствующими неудовлетворенным медицинским потребностям государства (с обоснованием) и имеющими оптимальные значения расчетных параметров (эффективность, токсикология, фармакокинетика). Для развития этого направления в национальном масштабе необходимы обеспечение выполнения дальнейших этапов наиболее проработанных проектов (синтез, тестирование, доклинические и клинические исследования) во взаимодействии с индустриальными партнерами при поддержке государства. 

В 2025-2026 гг. планируется набор на следующие потоки этой программы с выделением в отдельные курсы разделов, посвященных использованию цифровых технологий в разработке лекарственных средств.

На базе университета реализуются основные образовательные программы высшего образования (ООП ВО) в рамках магистратуры по направлению подготовки 19.04.01 «Биотехнология», профиль «Разработка тест-систем для диагностики in vitro», очная форма обучения (с сентября 2024 года на базе НОПЦ ГЛТ).

Характеристика ОП: разработка уникальных продуктов в области создания тест-систем для ­диагностики in vitro (клинико-диагностические исследования, микробиология, иммунология, генетика) и освоение всего цикла разработки продукта от методологии, обработки и анализа научно-технической информации до проведения исследований и клинических испытаний.

В настоящее время студенты магистратуры вовлечены в следующие направления деятельности центра: разработка ПЦР тест-систем, молекулярно-генетических панелей для решения проблем ­диагностики в онкологии, проблем выявление антибиотикорезистентности; изучение различных свойств клинически значимых микроорганизмов для пациентов с муковисцидозом, возбудителей внутрибольничных инфекций, разработка питательных сред для культивирования возбудителей заболеваний, изучение микробиома и культурома почв для решения задач оптимизации исследований в сельском хозяйстве в рамках концепции «Единого здоровья».

Научными подразделениями СамГМУ подготовлены и утверждены рабочие программы дисциплин (далее – РПД) «Комплексные решения в прикладном применении генетических и лабораторных технологий: научно-исследовательские проекты» для студентов, обучающихся по специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело».

Научными подразделениями СамГМУ подготовлены и утверждены РПД «Генетические технологии: современные аспекты и технологические решения» для студентов, обучающихся по специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело». 

Научными подразделениями СамГМУ подготовлены и утверждены РПД ДПО для студентов, обучающихся по специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология». 

Максим Георгиевич Родионов
Максим Георгиевич Родионов
Ректор Сибирского института бизнеса и информационных технологий

1. Лидерство в обеспечении доступности и качества высшего образования

Мы ставим перед собой амбициозную цель стать лидером в области доступности и качества высшего образования в Сибири, на Дальнем Востоке и в странах Средней Азии. Для этого планируется активное внедрение современных образовательных технологий, включая цифровые платформы с использованием искусственного интеллекта, что позволит персонализировать процесс обучения и повысить его эффективность. Особое внимание будет уделено развитию предпринимательского мышления и практическим навыкам ведения бизнеса.

2. Формирование конкурентоспособных кадров для реального сектора экономики

Одним из главных приоритетов остаётся подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих запросам регионального и национального рынков труда. Мы продолжаем расширять сотрудничество с предприятиями, внедряя совместные образовательные программы, стажировки и проектное обучение. Цель – обеспечение 100% трудоустройства выпускников по востребованным специальностям. Наш Центр содействия трудоустройству активно взаимодействует с работодателями, органами власти, центрами занятости и некоммерческими организациями, организуя межвузовские олимпиады, кейс-чемпионаты и другие мероприятия для профессиональной ориентации студентов.

3. Воспитание личности через образование: интеграция профессионального и личностного развития

Для полноценного развития личности студента мы делаем акцент на создании благоприятной образовательной среды. В новых программах воспитательная работа станет органичной частью образовательного процесса. Будет развиваться система наставничества и менторства, а также пространства для проектной деятельности, направленной на формирование не только профессиональных, но и личностных компетенций: коммуникация, лидерство, креативность и эмоциональный интеллект.

4. Повышение научно-педагогического потенциала

Развитие науки и исследовательской активности является важным элементом нашей миссии. Мы намерены усилить научную составляющую в образовательном процессе, поддерживая исследования и творческую деятельность преподавателей и студентов. Результаты научной работы будут внедряться в учебные процессы, способствуя формированию культуры аналитического мышления и инновационного подхода. Намерены повысить практико-ориентированность образовательных программ с помощью привлечения экспертов-практиков. 

5. Укрепление открытости и социальной ответственности вуза

СИБИТ стремится быть социально ориентированным и открытым вузом, готовым к диалогу с различными слоями общества. Мы будем продолжать развивать взаимодействие с общественными организациями, в том числе с организациями инвалидов, а также участвовать в

социальных инициативах, направленных на интеграцию молодежи в профессиональную и общественную жизнь.
Для реализации обозначенных приоритетов необходима государственная поддержка через участие в национальных проектах, получение грантов и субсидий; партнёрство с индустрией, включая ­совместные исследования, практики, внедрение инновационных решений в образовательный процесс.

Реализация этих проектов позволит СИБИТу не только удерживать высокий уровень образовательных стандартов, но и формировать новое поколение профессионалов, готовых к вызовам времени и изменениям в мире экономики и технологий.

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

– Одной из основных задач, стоящих перед медицинскими вузами, является подготовка высококвалифицированных кадров и ликвидация кадрового дефицита в сфере здравоохранения. Исходя из этой цели, наш университет определил ряд значимых направлений и проектов для развития и реализации в новом 2025-2026 учебном году. Назову лишь некоторые из них.

Одним из ключевых векторов развития является совершенствование образовательных программ с акцентом на междисциплинарный подход, усиление практико-ориентированности, внедрение новых сценариев, моделирующих реальные клинические ситуации. Особое внимание будет уделено развитию цифровых компетенций у будущих врачей. В эпоху телемедицины и искусственного интеллекта выпускники должны уметь эффективно использовать современные технологии в своей работе. Для проведения практических занятий и научных исследований создается экспериментальная операционная WetLab. В университете формируется новый образовательный ландшафт, включающий все уровни профессионального образования. В 2025-2026 учебном году откроется новая магистерская программа по психологии.

Партнерство университета и практического здравоохранения будет и дальше укрепляться в совместной реализации региональных проектов: «Умный ФАП», «Школьная медицина», «Медицинское сопровождение участников СВО» и других.

Университет продолжит реализацию федерального проекта «Готов к санитарной обороне», в рамках которого проводится обучение населения оказанию первой помощи и основам тактической медицины. Реализация данного проекта осуществляется при поддержке министра здравоохранения Республики Алтай, главного внештатного специалиста по оказанию первой помощи Минздрава России Д.А. Хубезова. 

Научно-исследовательская деятельность займет центральное место в работе университета. Одним из ключевых проектов, реализуемых университетом в 2025 году, направленных на ­внедрение цифровых сервисов в практическое здравоохранение, является проект по созданию программного комплекса «Риск-модификатор», представляющего собой набор цифровых ­инструментов поддержки принятия врачебных решений. Проект реализуется при грантовой поддержке Губернатора Алтайского края В.П. Томенко совместно с Минздравом края. В основе проекта лежит эффективная технология раннего выявления и профилактики факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, разработанная учеными АГМУ. Уникальная технология реализована на цифровой платформе региональной МИС, она оптимизирует и автоматизирует процесс диспансеризации взрослого населения. В 2025 году продолжится доработка программного комплекса в части расширения перечня скрининговых исследований, реализуемых на его платформе. Также продолжится масштабирование разработанной технологии более чем в 200 ФАПах Алтайского края.

Важным проектом, направленным на развитие научно-исследовательской инфраструктуры университета, является развитие деятельности Научно-исследовательского центра «Здоровьесбережение», открытого в АГМУ в юбилейном для университета 2024 году. Деятельность НИЦ «Здоровьесбережение» в 2025 году направлена на разработку и поэтапное внедрение в практику здравоохранения новых компетенций, методов и технологий персонализированной профилактики и эпидемиологического надзора за хроническими неинфекционными заболеваниями на основе консолидации ресурсов и усилий в рамках созданных центров компетенций: «Болезни системы кровообращения. Высокий риск», «Центр эпидемиологического мониторинга питания взрослого населения», «Здоровый ребенок». Также в задачи центра входит практическая подготовка кадров с возможностью прохождения полного цикла процедур в области первичной профилактики ХНИЗ, а также реализация практико-ориентированных научных исследований в рамках региональных проектов Минздрава региона.

Международная деятельность – одно из ведущих направлений развития университета. С 2016 года АГМУ активно развивает двуязычную и англоязычную образовательную среду. С 2023 года осуществляется набор на специальность «Лечебное дело», где студенты полностью осваивают ­программу на английском языке. Продолжим реализацию полноценных англоязычных образовательных программ ординатуры. Продолжится развитие нового для университета формата международного сотрудничества – реализация сетевой двудипломной образовательной программы «3+2» по направлению подготовки «Стоматология» совместно с Самаркандским государственным медицинским университетом, по завершении которой студенты получат два диплома: АГМУ и Самаркандского ГМУ. Продолжится поддержка программ академической мобильности TRAVEL-ГРАНТ РЕКТОРА АГМУ.

Сегодня молодежная политика приобретает все большее значение для обеспечения стабильной и эффективной работы системы образования в целом. В университете начата работа по ­внедрению стандарта работы с молодежью в медицинских образовательных организациях, что позволит вовлекать больше студентов в написание проектов, проводить мероприятия, направленные на патриотическое воспитание и профессиональное личностное развитие обучающихся, в том числе развитие «мягких навыков», формирование через наставничество молодого врача, который будет верен своей профессии. Для реализации данного проекта мы продолжим развивать сотрудничество с внешними организациями для расширения возможностей и ресурсов, в том числе за счет участия в грантах, привлечения спонсоров, активной информационной кампании. 

Оксана Викторовна Шумакова
Оксана Викторовна Шумакова
Ректор Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина

– Долгосрочная цель Омского ГАУ – стать вузом, создающим передовые технологии, производящим научные знания, в том числе и с помощью фундаментальных исследований, а стратегический приоритет – подготовка востребованных специалистов нового поколения и обеспечение конкурентоспособности отечественного АПК путем развития селекции, генетики и инженерных технологий. Есть четкое понимание того, что вузу требуется реализация полного цикла работ от идеи до опытных продуктов и их внедрение в производство, новые молодежные лаборатории, собственные «фильтры» для развития технологического предпринимательства. Модель развития выстроена вокруг стратегических направлений, среди которых «Селекция и семеноводство мягкой пшеницы», «Технологии эффективного животноводства». 

В образовании университет основной акцент делает на выстраивание бесшовной модели подготовки кадров (школа – СПО – вуз – предприятие), начиная с открытия агротехнологических классов (в 2025/25 уч. году их будет открыто не менее 10) для привлечения мотивированных абитуриентов для обучения по программам СПО и ВО и до их гарантированного трудоустройства в отрасль. Планируется увеличить число сетевых магистерских программ, а также развивать сетевое взаимодействие с региональными колледжами; расширить спектр образовательных программ в рамках ФП «Профессионалитет» (с 2026 г. Агрономия).

Развитие научно-исследовательской деятельности университета осуществляется в рамках реализации стратегических и перспективных проектов. Планируется увеличение числа международных научных коллективов (Китай, Казахстан, Белоруссия), расширение географии реализации научных проектов (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Уральский регионы допуска) и перечня партнеров в сфере селекции и семеноводства пшеницы, селекции и генетики КРС. 

В развитии молодежной политики акценты сделаны вузом на внедрение новых форм организации работы студотрядов (технологические отряды, привлекаемые на условиях аутстаффинга). Омский ГАУ планирует нарастить свой потенциал в развитии волонтерского движения (волонтеры-психологи, медиа-волонтеры), студенческого самоуправления (обучение вопросам социального проектирования, работе с медиаинструментами). 

Университетом ведётся работа с индустриальными партнерами по открытию специализированных аудиторий и лабораторий (за последние 5 лет их открыто более 40; с 2025 по 2030 гг. планируется открыть еще не менее 30, в предстоящем учебном году не менее 6). В Омском ГАУ реализуются мероприятия по модернизации инфраструктуры вуза через участие в различных программах: ФП «Кадры в АПК» – объем инвестиций в 2025 г. составляет 147,4 млн руб. (в 2026 г. – 360 млн руб.); ФП «Создание сети современных кампусов» – в 2025/26 уч. г. будет продолжен капитальный ремонт общежитий.  

В целом университету необходимо выполнить пороговые значения ключевых показателей эффективности, утверждённых Минсельхозом РФ, получить серьезные активы по всем направлениям деятельности и укрепить имидж аграрной науки и образования. 

Алексей Владимирович Лубков
Алексей Владимирович Лубков
Ректор Московского педагогического государственного университета

– В 2025/26 году будет продолжено участие нашего университета в федеральном пилотном проекте, направленном на изменение уровней профессионального образования. В новом году значительно расширяем географию проекта, подключая к нему наши филиалы в городах: Анапа, Ставрополь, Покров, Дербент, Черняховск. Начиная проект с 7 программ, сегодня мы открываем прием на 112 программ в головной вуз и 27 программ во все филиалы. В проекте продолжится реализация и новой программы аспирантуры по «Методологии и технологии профессионального образования».

Мы продолжим акцентировать внимание профессионального сообщества и органов исполнительной власти на особенностях подготовки будущих педагогов/психологов/дефектологов, потому что уверены, что при переходе на новую систему обязательно нужно учитывать ­специфику отрасли, иначе изменения могут привести к снижению качества подготовки кадров для всей страны.

Государственной образовательной политикой сегодня провозглашен приоритет в развитии технических, естественных и точных наук, инженерного и естественно-научного образования в целях достижения научного лидерства и технологического суверенитета страны. При этом важно использовать ресурсы всех уровней и видов образования, в том числе системы дополнительного образования в широком смысле: дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка).

В нашем университете наблюдается устойчивый рост технического и естественно-научного направлений в детском дополнительном образовании. Увеличение количества профильных классов, реализация проектов предпрофессионального образования инженерно-технической направленности привели к увеличению дополнительных программ этого сегмента. 

В этом году стартовал большой федеральный проект профессионального развития педагогических работников естественно-научного и математического профилей. Проект рассчитан на 6 лет. Он позволит значительно увеличить охват дополнительным профессиональным образованием и повысить компетенции действующих учителей физики, математики и информатики, химии и биологии, географии, педагогов начальных классов (по предмету «Окружающий мир»). В течение этого года в нашем университете повысят свою квалификацию более 4 000 учителей физики, химии, биологии, математики и информатики. Всего же по стране планируется обучить свыше 35 000 тысяч педагогов из всех субъектов РФ, 

МПГУ в течение нескольких лет активно развивает направление образовательного и научно-популярного туризма и разрабатывает методику внедрения технологии образовательного путешествия в урочную и внеурочную деятельность школьников, программы академического обмена и дополнительные профессиональные ­программы. 

В 2023 году университетом подписано соглашение с Агентством стратегических инициатив по  проекту «Международная программа по профориентации, самоопределению личности и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи с разработкой и внедрением образовательных программ путешествий «Классная страна».

Эта программа направлена на интеграцию путешествий в учебный процесс. Ее цель — создание, апробация и тиражирование новой модели детского и молодежного образовательного туризма. «Классная страна» выстраивает эффективное взаимодействие для реализации стратегических задач.

В 2024-2025 уч.г. 1200 педагогов и 1200 детей из 21 региона РФ прошли программы обучения на базе МПГУ по утвержденным программам дополнительного образования: дополнительная общеразвивающая программа для школьников и ­программа повышения квалификации для педагогов и туроператоров. 

Растет также запрос на профильные сезонные школы. Университетом уже разработаны и реализованы дополнительные общеразвивающие программы, построенные на технологии образовательного путешествия, «Профнавигационная школа «Настоящее для будущего», «Биология в вопросах и ответах», «Малые города в большой истории России» и другие, выездные школы педагогического мастерства. 

В 2025-2026 уч.г. продолжится работа по развитию образовательного и научно-популярного туризма.

Михаил Михайлович Криштал
Михаил Михайлович Криштал
Ректор Тольяттинского государственного университета

– Топ ключевых идей и проектов, запланированных к реализации в предстоящем учебном году: 

Институт беспилотной авиации 

В 2025 году ТГУ создает Институт беспилотной авиации (БА) – образовательное, научно-инновационное и методологическое ядро национального Центра по развитию БА, формируемого в Самарской области по поручению Президента РФ. Под Центром понимается не одна организация и не отдельно стоящее здание, а кластер разработчиков, производителей и эксплуатационщиков БА, локализованный преимущественно в масштабах Самарской области с высокой концентрацией его основных элементов в Тольятти. Он призван обеспечить технологическое лидерство всей страны в отрасли БА за счет ­отечественных разработок материалов, технологий, оборудования, опережающего обучения кадров и высокой смены технологий для конкурентоспособности отрасли на мировом уровне. Институт БА в ТГУ объединит компетенции по подготовке кадров, научно-инновационным разработкам и инжинирингу для БА, а также обеспечит привлечение учёных и специалистов со всей страны для решения различных научно-технических задач и реализации комплексных технологических проектов. Индустриальный партнер, заинтересованный в создании такого института именно в ТГУ, и лидер отрасли – компания «Транспорт будущего». Подписан генеральный договор о взаимодействии. Сотрудники компании уже проходят повышение квалификации в ТГУ. С сентября 2025 года объявлен набор бакалавров на программу «Проектирование и эксплуатация беспилотных летательных аппаратов» в рамках направления «Электроника и наноэлектроника». Проработан и согласован стратегический технологический проект «Новые материалы и технологии для БАС» в рамках программы «Приоритет 2030». Готовится к подписанию договор о технологическом аудите предприятия.

Цифровые платформенные решения и сервисы для рождения технологических инноваций

Еще один проект нацелен на многократное ускорение и масштабируемость технологического предпринимательства с подготовкой команд для приоритетных отраслей экономики. Напомним, что в ТГУ для всех студентов проектная работа является обязательным элементом учебного плана. Для удобства всех участников процесса создана цифровая платформа организации студенческой проектной деятельности «Проектива», позволяющая управлять полным жизненным циклом проекта − от его инициирования до привлечения инвестиций, старта продаж и выхода на проектные мощности. Уже сейчас она позволяет вести 1000 проектов одновременно. 10 тысяч – не предел. 

ТГУ также разрабатывает и поэтапно внедряет цифровую платформу и технологию управления распределенными разнородными ресурсами для обеспечения возможности реализации сложных проектов, включая обязательную верификацию ресурсов и поддержание актуальной информации о них. Также в стадии разработки методология и платформа управления программами и портфелями проектов. В итоге будет сформирована мегаплатформа «Проектива» для управления большим количеством проектов, программами и портфелями и обеспечения механизма серийного научно-инновационного предпринимательства, в том числе для беспилотных систем. Создание мегаплатформы реализуется как проект программы развития ТГУ – участника федеральной программы «Приоритет 2030».

Магний и ультразвук для медицины и техники

В рамках передовой инженерной школы «ГибридТех» ТГУ занимается созданием полноценных отечественных автоматических ультразвуковых линий. Только АО «АВТОВАЗ» в ближайшие годы понадобится 7 таких линий и для смежных предприятий около 20. К проекту подошли уже после того, как сотрудниками и студентами ПИШ ТГУ в 2024 году была выполнена глубокая модернизация 5 зарубежных линий УЗ-сварки деталей обивки дверей и каркаса панели приборов автомобиля LADA Vesta NG. Изготовлено и ­поставлено в АО «АВТОВАЗ» 64 УЗ-генератора, 223 УЗ-головки, встроенные в автоматические линии для УЗ-сварки полимерных, в том числе композитных, материалов, и 523 УЗ-волновода, 300 из которых − с износостойкими покрытиями для сварки стеклонаполненного полимера. В результате исследований износа волноводов в массовом производстве подобрано покрытие, которое ­обеспечило повышение износостойкости рабочих торцов волноводов в 4 раза. Также по сравнению с импортным аналогом обеспечено повышение производительности линий в 1,5 раза.

Среди основных проектов технологического лидерства – запуск производства медицинских биорезорбируемых имплантатов нового поколения из магния в технопарке ТГУ. Благодаря способности «саморастворяться» в организме человека после консолидации перелома позволяют избежать травматичной операции по удалению фиксирующих конструкций и исключить риск ее нежелательных последствий. Это дает возможность существенно сократить время послеоперационного восстановления пациента и период его нетрудоспособности, а также снизить финансовые затраты на лечение и последующую реабилитацию. Опытная партия изделий уже поставлена в медучреждения и успешно проходит апробацию. В 2025 году будет обеспечен выпуск в объеме 8 тысяч изделий товарной продукции. Это второе производство в мире магниевых имплантатов и первое в России. Но имплантаты ТГУ имеют преимущества перед импортными аналогами по биосовместимости, прочности и биорастворимости. Решение защищено патентом на изобретение. Реализация проекта стала возможна благодаря кооперации, в том числе с Соликамским металлургическим комбинатом и Институтом проблем сверхпластичности металлов РАН. Но главная поддержка была осуществлена стратегическим партнёром и инвестором – компанией МТК, которая вложила свои средства в создание производства.

В 2025 г. продолжаются работы по созданию магниевого авиационного двигателя внутреннего сгорания для беспилотных авиационных систем (БАС). Ранее в ТГУ был разработан облегченный поршень из жаропрочного магниевого сплава для авиационного поршневого ДВС, который успешно прошел натурные стендовые испытания. Начата отработка технологии изготовления поршней из магниевого сплава на станках с ЧПУ для выпуска мелких серий по внешним заказам. Поршневые двигатели являются основной силовой установкой для БПЛА и воздушных судов малой авиации. Магниевый поршень, изготавливаемый в ТГУ, на 26% легче алюминиевого прототипа. Для высокоскоростных ДВС снижение веса поршня даёт значительный выигрыш в массе всего силового агрегата. Это позволит двигателю с таким поршнем выйти на новый уровень мощности и надёжности. 

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– Во-первых, продолжение достраивания системы сквозной надпрофессиональной, всеуниверсально-всеуникальной инновационно-преобразовательной подготовки, реализуемой в сопряжении трёх основных составляющих: инновационно-проективной составляющей в каждой из основных образовательных программ; дополнительных программ преобразовательного лидерства, инновационно-технологического и социально-значимого проектирования и предпринимательства; комплекса внеучебной преобразовательно-формирующей деятельностной активности.

Во-вторых, исходя из происходящей в стране актуализации приоритетов в востребованных категориях профессионально-отраслевых кадров, осуществление перспективно-ориентированного пересмотра и оптимизации спектра образовательных программ, направлений подготовки и специальностей, профилей, совмещаемое с рационализацией организационных и финансово-экономических соотношений с целью сохранения кадрового состава и экономической устойчивости вуза.

В-третьих, обновление и расширение спектра актуальных дополнительных профессиональных и общеобразовательных программ, возможностей освоения нескольких квалификаций обучающимися.

В-четвёртых, актуализация и дополнение проектов Программы развития университета до 2032 года, прежде всего в части расширения условий для достижения результатов технологического лидерства на основе дальнейшего развёртывания экосистемы инновационно-технологического предпринимательства, руководства созданным при лидерстве Пятигорского государственного университета Межвузовским межрегиональным консорциумом по данной проблематике, развития возможностей использования искусственного интеллекта.

В-пятых, продолжение дальнейшей разработки и реализации особой концептуальной стратегии университета как проводника всемирной общецивилизационно-защитнической и лидерско-соинтеграторской миссии России, в особенности в части многоплановой методологической, методической и организационной работы, проводимой в масштабах всей страны действующим на базе ПГУ Центром сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей Минобрнауки России.

Наиболее обязательным условием для реализации ключевых идей и проектов, и не только указанных выше, выступает только одно – творчество, энергия и вдохновение руководителей, научно-педагогических и научных работников, сотрудников, обучающихся университета. Всё остальное может быть к этому приложено, а вот без этого всё остальное малопродуктивно. 

14.07.2025
Наверх