Сказано - сделано: Ирина Шереметьева, ректор Алтайского государственного медицинского университета

Сказано – сделано

Информационный проект к 5-летию Экспертного совета «АО»

В 2025 году редакционному Экспертному совету «АО» исполняется пять лет. Сегодня в его составе более сотни ректоров ведущих российских университетов, а публикации под специальной рубрикой, где члены совета делятся мнением о насущных вопросах национальной образовательной повестки, выходят в каждом номере журнала. За эти годы рубрика стала одной из самых читаемых у нашей аудитории. Мы знаем, что с анализом и оценками экспертов знакомятся и представители федеральных органов, ответственных за формирование госполитики в сфере образования. Кроме того, и сама редакция при планировании тематического «портфеля»  во многом ориентируется на позиции совета.

Но особая ценность подходов и оценок наших экспертов в том, что они опираются на собственный практический опыт. Это люди не только с активной жизненной и профессиональной позицией, это люди дела.  Идеи и предложения, высказанные в рамках рубрики «Экспертный совет «АО», мы нередко прослеживаем в реальных делах и начинаниях вуза, который возглавляет наш эксперт. Так показал анализ, который и стал основой нового редакционного проекта «Сказано – сделано».  

Итак, что сказано и что сделано нашими экспертами?  Наш первый участник – ректор АГМУ Ирина Шереметьева, один из самых активных членов редакционного Экспертного совета «АО».

Наш эксперт

Ирина Игоревна Шереметьева

доктор медицинских наук (2008), профессор (2013), врач-психиатр высшей категории

Окончила Алтайский государственный медицинский институт. С 1992 по 2003 годы работала в практическом здравоохранении края (врач-психотерапевт Алтайского краевого психоневрологического диспансера, заместитель главного врача по лечебной работе диспансера).                       В 2003 году перешла на постоянную преподавательскую деятельность в alma mater, где прошла профессиональный путь от доцента кафедры до декана лечебного факультета АГМУ, директора Института довузовского образования. 

С 2019 года –  и.о. ректора, с 2021 года – ректор АГМУ.

Автор 141 научной публикации (в т.ч. 19 учебно-методических работ, 9 монографий, 2 патентов).

Алтайский государственный университет Минздрава РФ 

  • Основан в 1954 году. Обеспечивает высококвалифицированными медицинскими кадрами Алтайский край (более 2 млн. жителей), а также Республику Алтай, другие регионы СФО 
  • Активный участник национальных проектов и ключевых федеральных, региональных и отраслевых программ («Первичное звено для каждого», «Медицинская наука для человека»,          «Вуз-Регион» и др.)
  • В структуре вуза 10 основных образовательных подразделений, реализующих образовательные программы подготовки медицинских кадров по всем уровням – от среднего профессионального до постдипломного образования
  • Обучается более 7 тысяч студентов из 51 региона России, более 1300 иностранных студентов из 27 зарубежных государств
  • В составе ППС – более 400 высококвалифицированных ученых и педагогов. 57% преподавателей клинических кафедр вуза трудоустроены в практическом здравоохранении,                  32 сотрудника АГМУ являются главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Алтайского края
  • Ведет широкую профориентационную деятельность. В школах края организовано 17 профильных химико-биологических/медицинских классов, подписаны договоры о сотрудничестве с 4 школами республики Алтай. Всего в 2024 году в профориентационных проектах и мероприятиях АГМУ участвовало около 17 тысяч школьников из 56 районов и 10 городов Алтайского края
  • В 2024 году алтайское отделение всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики» признано лучшим среди 85 регионов РФ

Ирина Шереметьева, ректор АГМУ: 

«2024 год для нас знаменателен. Это не только год завершения стратегической программы развития, но и юбилейный год – университет отметил свое 70-летие. Безусловно, стратегические задачи, сформулированные в программе, выполнены, целевые ориентиры достигнуты. Сегодня Алтайский государственный медицинский университет является флагманом профильного образования и науки в макрорегионе, обеспечивающим кадровую основу для Алтайского края и Республики Алтай».

Экспертный совет, АО-№156 (декабрь, 2024)

83,44% студентов АГМУ считают, что за время обучения в университете они приобретают компетенции для уверенного выхода на рынок труда

84,5% студентов вуза готовы рекомендовать АГМУ для обучения друзьям и знакомым


Особенный вуз уникального региона

Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России – самый молодой отраслевой вуз Сибири и Дальнего Востока. Его открытие непосредственно связано с освоением целинных и залежных земель юга Сибири – для бурно развивающегося региона срочно потребовались высококвалифицированные медицинские кадры. Первого октября 1954 года первые 200 студентов лечебного факультета – на тот момент единственного в рекордные сроки открытом вузе – приступили к занятиям… 

Сегодня АГМУ, подготовивший за прошедшие 7 десятилетий более 65 тысяч специалистов-медиков, продолжает выполнять особую миссию. Особую, потому что Алтайский край, как самый крупный «потребитель» выпускников медицинского университета, – регион во многом уникальный. Не только с точки зрения своего природного, рекреационно-туристического потенциала (в России известного, пожалуй, каждому); территория края отличается разветвленным административно-территориальным делением (12 городов, 59 сельских районов, более 1,5 тысяч населенных пунктов) и высокой долей сельского населения (по численности сельских жителей регион занимает 1-е место в СФО и 7-е – в РФ). 

Такая особенность требует от всех ключевых участников региональной политики по кадровому обеспечению столь социально значимой сферы, как здравоохранение, не просто глубокого знания своего региона и отрасли, но и умения находить новые, в том числе нестандартные, но эффективные подходы и решения. В активе АГМУ целый пакет таких решений в образовательной, исследовательской и воспитательной сферах. Их разработка и реализация стали основой программы стратегического развития университета, принятой в 2020 году и завершившейся в 2024-м, в год 70-летия вуза. Как было заявлено в документе: стратегическая цель университета – комплексная трансформация и повышение качества образовательной, научной, инновационной и клинической деятельности. 

«Комплексная трансформация» – цель долгосрочная (и сейчас АГМУ подготовил ­программу развития на следующее пятилетие). Но то, что вуз, обозначив основные стратегические направления, добился многого по каждому из них, говорят следующие цифры (наверное, самые важные и показательные для любой университетской команды). Итак, на финише программы, в ноябре 2024 года в АГМУ было проведено социологическое исследование «Независимая оценка обучающимися условий, содержания, организации и качества образовательного процесса». Вот только некоторые итоги: 96,05% участников опроса удовлетворены тем, что получают образование в АГМУ. Качеством образования по программе в целом удовлетворены 88,42% обучающихся (в 2023 году – 87,5%), причем, среди выпускников этот процент увеличивается еще почти до 94%. 83,44% респондентов считают, что за время обучения в вузе они приобретают ­достаточно профессиональных и надпрофессиональных компетенций для уверенного выхода на рынок труда, и 84,5% респондентов готовы рекомендовать АГМУ для обучения друзьям и знакомым.

Признанием работы алтайского вуза стало еще одно событие – кульминационное в юбилейный год АГМУ. Впервые на базе университета было организовано и проведено выездное заседание Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений» под председательством министра здравоохранения России М.А. Мурашко и ректора Сеченовского университета П.В Глыбочко, с участием ректоров всех медицинских и фармацевтических вузов России. Глава ведомства определил задачи, стоящие перед отраслью и отраслевой высшей школой в рамках достижения национальных целей, в том числе нового нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь». Также министром и коллегами был высоко оценен опыт взаимодействия АГМУ и министерства здравоохранения Алтайского края. На торжественном мероприятии М.А. Мурашко тепло поздравил преподавателей и студентов с 70-летием медицинского вуза и вручил сотрудникам университета государственные награды.

«Университет заслужил уважение внутри страны и за рубежом. У вуза хорошие тренды развития, хорошая профессорско-преподавательская команда. Сегодняшняя ситуация в университете показывает, что он растет и движется вперед».

Михаил Мурашко, министр здравоохранения России. Выездное заседание Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений», АГМУ (октябрь, 2024)
 

Ирина Шереметьева, ректор АГМУ: 

«Наш университет активно развивает целевую форму подготовки. Учитывая нехватку медицинских кадров в регионе, АГМУ предоставляет возможность студентам заключать целевой договор на любом этапе своего обучения. В этом случае они становятся участниками программы губернатора Алтайского края  В.П. Томенко по компенсации расходов на оплату обучения».

Экспертный совет, АО № 144 (июнь, 2023)

В 2024 году более 81% выпускников программ ординатуры АГМУ пополнили ряды работников здравоохранения Алтайского края. 

Целевое обучение в АГМУ (программы специалитета)

2022 год 1789 чел.
2023 год 1819 чел.
2024 год 1885 чел.

 

Целевая подготовка: алтайская инициатива

По данным краевого Минздрава, с 2019 по 2024 годы обеспеченность врачами медицинских организаций Алтайского края выросла с 69 до 84,5 процентов. 

Такие результаты достигнуты в рамках регионального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Алтайского края квалифицированными кадрами», нацеленного на устранение кадрового дефицита (прежде всего, в первичном звене здравоохранения). Именно АГМУ – флагман отраслевого образования края – вносит существенный вклад в решение поставленной задачи. Так, в 2024 году большая часть выпускников университета – свыше 77% окончивших программы специалитета и более 81% выпускников программ ординатуры – пополнила ряды работников здравоохранения Алтайского края. 

Растущую динамику показывает и целевое обучение, заказчиками которого в АГМУ выступают организации не только Алтайского края, но также республик Алтай, Тыва, Хакасия. В структуре университетской подготовки оно занимает все более заметную долю.

Уникальным опытом по стимулированию целевой подготовки кадров для краевого здравоохранения стала реализация программы, принятой по инициативе Губернатора Виктора Томенко. Суть в том, что студенты-медики, обучающиеся на коммерческой основе и решившие заключить целевой договор, получают право на компенсацию своих расходов на обучение. Несколько выпускников АГМУ, ставшие первыми участниками программы, уже приступили к работе согласно целевому договору, а сегодня в вузе этот формат выбрали уже более 200 студентов-будущих медиков.

Кроме того, хорошо зарекомендовала себя практика формирования учебных групп целевых студентов (начиная с 1-го курса) по принципу медико-географических округов Алтайского края. Это дает студентам возможность ежедневно общаться и отрабатывать навыки командной работы с будущими коллегами на протяжении всего периода обучения, а во время практики в организации-заказчике ближе узнать рабочий коллектив, определиться с врачебной специальностью, познакомиться со своим наставником.

«Без медицинских работников ни одна система работать не будет <…> Активная ­кадровая политика позволила увеличить численность врачей, выросла ­укомплектованность. Мы гордимся каждым работником медицинской отрасли».

Игорь Степаненко, заместитель главы Правительства Алтайского края. Итоговая коллегия Министерства здравоохранения Алтайского края (декабрь, 2024)

Алтайский край:

  • 131 медицинская организация
  • 883 ФАПа
  • > 49 тыcяч сотрудников
  • 7 888 врачей 
  • 19,5 тысяч среднего медперсонала

По итогам российского мониторинга цифровой зрелости вузов медицинского профиля, проведенного Минздравом России в 2023 году, АГМУ занимает 2-е место в списке топ-10 университетов.

Ирина Шереметьева, ректор АГМУ: 

«В числе ключевых пунктов повестки развития вуза на следующий год – реализация, совместно с Минздравом Алтайского края в рамках региональной модели ­здоровьесбережения, полного цикла индивидуальной профилактики: от первичного скрининга до формирования и мониторинга индивидуальных программ профилактики и лечения. А также внедрение в АГМУ модели цифровой трансформации базовых процессов при поддержке консорциума цифровых медицинских и фармацевтических университетов (Сеченовский университет)».

Экспертный совет, АО №132 (декабрь, 2021)

 

Два контура университетской «цифры»

В программе развития АГМУ на 2020-2024 годы цифровая трансформация всех направлений деятельности университета была определена как одно из стратегических направлений. За этот период коллектив вуза добился очень многого, ряд цифровых проектов АГМУ получил ­признание и ­внедряется в практику.

Важнейшей «несущей конструкцией» университетского цифрового контура призвана стать многофункциональная платформа по карьерному сопровождению медиков «Платформа профессионального сопровождения медиков: от абитуриента к специалисту». Это собственная разработка вуза, обеспечивающая профессиональную навигацию для студентов и выпускников в трудоустройстве в государственные медицинские и фармацевтические организации региона, в построении индивидуальной карьерной траектории, во взаимодействии с работодателями. Кроме того, платформа дает возможность изучить и проанализировать карьерные карты любого из институтов АГМУ, получить консультацию специалистов центра карьерного роста и т.п.

Свой новаторский вклад в создание современного регионального «цифрового контура» алтайской медицины вносит и АГМУ. Так, например, одним из значительных достижений университета в этой сфере стала разработка и внедрение в практику регионального здравоохранения цифровой платформы таргетной профилактики хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ). Этот проект в конце 2022 года выиграл грант Губернатора Алтайского края в области профилактики и здоровьесбережения населения, и был нацелен на создание цифрового модуля, который позволяет быстро обрабатывать и анализировать большие объемы данных, прогнозировать риски развития заболеваний и автоматически сформировать рекомендации и для врача (чтобы назначить консультации узких специалистов и лабораторные исследования для более ­углубленного консультирования), и для пациента (по коррекции образа жизни). 

Сегодня технология таргетной профилактики, разработанная учеными АГМУ, прошла экспертизу в НМИЦ терапии и профилактической медицины Минздрава России и рекомендована для использования в первичном звене здравоохранения Алтайского края.

Ирина Шереметьева, ректор АГМУ: 

«В результате реализации национального проекта «Здравоохранение» в медицине появились новые высокие технологии, современное оборудование, которые потребовали новых подходов в практической подготовке специалистов. Сегодня, начиная с первого курса, уделяется большое внимание использованию симуляционных технологий. А завершение подготовки на старших курсах проходит (и должно в перспективе проходить еще шире) на клинических базах, так как выпускник обязан уметь выполнять очень большой перечень манипуляций».

Экспертный совет, АО № 136 (июнь, 2022г.)

457 медицинских и фармацевтических организаций являются базами для практической подготовки студентов вуза

126 практик проведено в течение учебного года, их них 45 учебных и 81 производственная

58 клинических баз расположены в ведущих медицинских учреждениях региона

 

Практическая подготовка: от роботов-симуляторов…

Отечественное медицинское образование, опирающееся на великие научные школы, традиционно сильно своей теоретической базой. Бесспорно, без фундаментальных знаний в своей области отличный специалист просто немыслим. Но искусным его делает именно практика. С этой точки зрения организация практического обучения в современном медицинском вузе – одна из ключевых гарантий качественной подготовки.

Но как оценивают актуальность, содержание, уровень образовательного процесса его главные участники? Каково их мнение о качестве полученного образования? Для университетской команды эти оценки чрезвычайно важны. В юбилейный 2024-й год в АГМУ была проведена целая серия опросов, в том числе и среди выпускников, одной из самых объективных категорий вузовского сообщества. 

И вот показательная цифра: опрос выявил – почти 94% (93,9%) выпускников АГМУ удовлетворены качеством образования, полученным в университете. При этом 74% считают, что качеству способствовало наличие симуляционного оборудования: фантомов, симуляторов, тренажеров, а также учебно-методических пособий по освоению практических навыков.

Действительно, симуляционное обучение, интегрированное в учебные программы на доклиническом этапе и включающее в себя широкий спектр освоения практических навыков, стало важнейшим инструментом медицинского образования. Симуляционный центр АГМУ начал свою работу в 2016 году, и сегодня без этого современного технологического звена уже невозможно представить подготовку кадров для медицинской отрасли огромного края. Здесь ведется работа по нескольким направлениям – от профориентационных занятий со школьниками до первичной аккредитации выпускников, ординаторов и врачей (единственному в регионе центру, ресурсная и методическая оснащенность которого позволяет проводить аттестационные процедуры специалистов по 80 специальностям, ­присвоен высший аккредитационный уровень).
В структуру Симцентра АГМУ входят акушерское, стоматологическое и хирургические отделения, экспериментальная операционная, виртуальная аптека, учебный центр медицины катастроф. В 2023 году появились новые виртуальные пространства: тренажерный комплекс «Макет автомобиля скорой помощи», «Бережливая поликлиника», включающая кабинеты участкового терапевта и педиатра, доврачебной помощи, неотложной помощи, фильтр-бокс, процедурный кабинет и ­регистратуру, с навигацией и распределением потоков пациентов, визуально моделирующими учреждения здравоохранения региона. 

Это и другое оборудование (многофункциональные роботы-симуляторы, интерактивные столы с программным обеспечением «Интерактивный анатомический атлас Пирогова») позволяет качественно отрабатывать практические навыки со студентами, ординаторами, слушателями дополнительных профессиональных программ.

 

…к первому рабочему месту

Начиная с 3-го курса, студенты уделяют много времени отработке практических навыков не только на симуляторах, но и непосредственно «у постели больного». Причем АГМУ нашел хороший организационный ход: значительная часть производственных практик рассредоточена по семестрам и проходит в лечебно-профилактических учреждениях края в течение всего года (с акцентом на зимне-весенний и эпидемический период). Такой подход, во-первых, позволяет сократить количество студентов на одного пациента и тем самым повысить эффективность отработки практических навыков, во-вторых, дает возможность оказывать постоянную помощь практическому здравоохранению края.

Еще одной эффективной формой практической подготовки будущих медиков является создание студенческих медицинских отрядов для помощи региональному здравоохранению. Опыт АГМУ по организации студенческих медотрядов был признан одним из лучших в России и заслушан в профильном комитете Госдумы РФ.  А в 2024 году университет стал опорной площадкой для реализации федерального проекта. В Барнаул приехали и трудоустроились в городские больницы 84 бойца Всероссийского студенческого медицинского отряда «Аметист», представляющие 10 российских регионов. Важнейшая задача этого проекта – обеспечить закрепление молодых кадров в системе государственного здравоохранения, чтобы бойцы получили опытных наставников, а интеграция будущих специалистов прошла максимально комфортно.

И как итог сказанному – данные опроса работодателей, проведенного университетом в апреле 2024 года.  Фактически все опрошенные ответили, что они как работодатели заинтересованы в выпускниках АГМУ. 89,04% респондентов рекомендовали бы сотрудничество с университетом другим работодателям. А 80,81% участников анкетирования в целом удовлетворены профессиональными качествами выпускников университета, отметив их стремление к саморазвитию и самообразованию, способность применять знания и навыки в практической деятельности, а также высокий уровень теоретической подготовки.

93,9% выпускников АГМУ удовлетворены качеством образования, полученным в университете.

89,04% опрошенных работодателей-партнеров АГМУ рекомендовали бы сотрудничество с университетом другим работодателям.

«АГМУ нашел хороший организационный ход: значительная часть производственных практик рассредоточена по семестрам…».

Ирина Шереметьева, ректор АГМУ: 

«Будет продолжена научно-исследовательская деятельность по тематике, актуальной для регионального здравоохранения, активизировано внедрение результатов исследований в клиническую практику».

Экспертный совет, АО № 156 (декабрь, 2024)

В 2024 году 69,92% преподавателей АГМУ на вопрос об удовлетворенности организацией научной деятельности в вузе ответили утвердительно, что значительно превысило данные 2023 года (56,5%). 

 

2025-й год – год науки АГМУ

Масштабные итоги знаменательного для университета 2024 года были подведены на конференции научно-педагогических работников и обучающихся АГМУ, состоявшейся 30 января 2025 года. И здесь же определена главная повестка на предстоящий период. 

«В текущем году перед нами стоят не менее важные и сложные задачи, связанные, прежде всего, с развитием медицинской науки, – отметила ректор И.И. Шереметьева. – Поэтому 2025 год объявлен нами Годом науки в АГМУ. Взяв высокую планку по проведению юбилейного года университета, мы уверены, что с таким же успехом сможем единой слаженной командой вуза и регионального медицинского сообщества добиться значимых результатов в научной области».

Главному медицинскому университету Алтая, действительно, есть чем гордиться. Это яркие имена: вклад в медицинскую науку и практику З.С. Баркагана, И.И. Неймарка, Я.Н. Шойхета и многих других ученых АГМУ, представителей старшего поколения, хорошо известны академическому сообществу далеко за пределами страны. Это активные научные школы по всем ключевым направлениям медицинской науки: терапевтическому, хирургическому, педиатрическому, стоматологическому, медико-биологическому. Это сильный научно-педагогический состав (общая остепененность ППС АГМУ 82,5%) и талантливое молодое поколение: сегодня при кафедрах АГМУ действует 49 научных студенческих кружков, более 700 студентов занимаются исследовательской деятельностью. Это научная преемственность и академическая открытость: в АГМУ работают 2 диссертационных совета, реализуется 21 программа аспирантуры, издается 3 научно-практических журнала, а к Году науки подготовлен каталог научных достижений АГМУ. Наконец, это исследовательская инфраструктура. Одно из ее «ядерных» подразделений – Научно-исследовательский центр «Здоровьесбережение» – формирует сегодня целый спектр самых актуальных и для отрасли, и для региона научно-образовательных задач и методов их решения.

Именно с центром связано и одно из первых значимых событий Года науки АГМУ: в конце февраля в рамках визита в университет НИЦ «Здоровьесбережение» посетила представительная делегация СО РАН во главе с академиком  В.Н. Пармоном. Делегации были продемонстрированы разработанные научными коллективами АГМУ инструменты поддержки принятия врачебных решений в процессе диспансеризации и профилактических осмотров в первичном звене здравоохранения региона. Гости отметили высокий уровень практической значимости разработанных методов и технологий и выразили целесообразность внедрения предложенных решений и в других регионах Сибири, а также заинтересованность в сотрудничестве по данному направлению научных исследований между АГМУ и профильными институтами, входящими в структуру СО РАН.

Несомненно, визит стал хорошим практическим шагом на пути реализации важнейшего, стратегического для всей алтайской науки и высшей школы решения: создания, по инициативе Губернатора края, Алтайского филиала СО РАН. 
В апреле 2025 года в Барнауле, в Министерстве образования и науки Алтайского края состоялось первое заседание президиума филиала, обозначена актуальная «повестка дня» будущей работы АлтФ СО РАН. Ректор АГМУ И.И.Шереметьева представила на заседании доклад о системе подготовки кадров для медицинской науки и регионального здравоохранения.

«В нашем Алтайском крае было сделано немало научных открытий, сибирская земля вдохновляла многих людей <…>. В знак уважения к заслугам предыдущих поколений и с заботой о нашем будущем и о будущем наших детей продолжаем учиться новому. А сегодняшняя церемония вручения премий – одно из подтверждений, что у нас ­неплохо получается».

Виктор Томенко, Губернатор Алтайского края. Церемония вручения   премий Алтайского края в области науки и техники, литературы, искусства, архитектуры и народного творчества (ноябрь, 2024)

Ирина Шереметьева, ректор АГМУ: 

«Ключевая задача нашего университета с учетом национальных приоритетов и региональной повестки дня – участие в формировании нового медицинского научно-образовательного ландшафта, подготовка современных, новаторски мыслящих, высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов нового поколения…».

Экспертный совет, АО № 156 (декабрь, 2024)

 

Вуз – региону. Повестка для будущего

В регионе разрабатывается новая программа научно-технологического развития Алтайского края. АГМУ, являясь членом межведомственной рабочей группы, предложил включить в будущий стратегический документ «якорные» университетские проекты. 

Алтайский государственный медицинский университет внес ряд предложений в содержание региональной программы научно-технологического развития Алтайского края в части мероприятий, ­направленных на достижение национальных целей, связанных с сохранением населения, укреплением здоровья и достижением технологического лидерства.

«Малая медицинская академия» – профориентационный проект АГМУ, ­направленный на выявление одаренных школьников, интересующихся научным творчеством, в целях развития у них навыков исследовательской деятельности и формирования мотивации к получению медицинского образования.

НИЦ «Здоровьесбережение» – инфраструктурный проект, направленный на развитие современной базы для разработки и внедрения в клиническую практику новых методов и технологий в сфере медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и ­общественного здоровья. 

«Биополимеры для медицинской и фармацевтической промышленности» – междисциплинарный исследовательский проект по разработке ­безопасных и экономически эффективных технологий производства биополимеров и обоснованию эффективности их применения в медицине.

«Семипалатинский след» – уникальный долгосрочный проект по изучению медико-демографических последствий радиационного воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

25.06.2025
Наверх