О платном приеме: 7 вопросов депутату. Екатерина Харченко

О платном приеме: 7 вопросов депутату

Прокомментировать резонансный документ о регулировании платного приема редакция попросила человека, прошедшего путь от ассистента кафедры до ректора вуза, понимающего как структуру переменных и постоянных текущих затрат, так и механизм формирования себестоимости образовательных программ. Итак, слово заместителю председателя Комитета ГД по науке и высшему образованию, депутату ГД Екатерине Харченко.

– Ко мне обращаются журналисты, коллеги-ректоры, преподаватели, абитуриенты и их родители. Всех их волнует неопределенность в отношении нового механизма государственного регулирования платного высшего образования в России.
Отвечу на наиболее часто задаваемые вопросы: 

Какие направления подготовки подорожают сильнее всего? Почему?

– Нет связи между регулированием платного приема в вузы и стоимостью образовательной программы. 

Повышение стоимости зависит от ряда причин, среди которых:

  • высокие затраты на оборудование и материалы, оснащение лабораторий и т.п., необходимые для подготовки кадров по ряду специальностей: медицинских, инженерно-технических, ИТ-сферы и других;
  • государственные нормативы, устанавливающие минимальную стоимость на уровне бюджетных расходов (в 2025 году расходы на обучение одного студента-медика составляют 272 тыс. руб. в год, что выше среднего по России);  
  • традиционно высокая востребованность образовательных программ, реализуемых в ведущих вузах (например, МГИМО и МФТИ уже повысили цены на некоторые программы на 20–30%).

Есть ли риск, что вузы будут компенсировать потерю платных мест ростом цен?

– Самое главное, что мы уменьшаем риск получения диплома о высшем образовании, не подкрепленного реальными знаниями и компетенциями, без гарантий дальнейшего трудоустройства.

Сокращение платного приёма по управлению, юриспруденции и экономике может привести к росту спроса на оставшиеся места, что позволит улучшить качество приема (средний балл ЕГЭ поступающих). 

Здесь же отмечу, что, помимо регулирования платного приема, Минобрнауки РФ работает над новой моделью финансирования университетов, меняя нормативные затраты, что позволит сохранить финансовую устойчивость образовательных организаций.

Существуют ли риски закрытия «неприоритетных» платных образовательных ­программ?

– Сокращение количества платных мест по экономике, юриспруденции, управлению, журналистике и другим гуманитарным наукам будет осуществляться дифференцированно по регионам, отраслям и конкретным вузам. 

Для этого правительство примет подзаконный нормативный акт (Постановление Правительства РФ), в котором будут отражены перечни образовательных программ по уровням образования в зависимости от прогноза  кадровой потребности регионов и страны в целом. 

Главным критерием формирования этого перечня станет качество образования (!) в конкретном вузе. В свою очередь, главным результатом станет то, что непрофильные вузы перестанут готовить экономистов, юристов и врачей и закроют слабые программы.  

Важно отметить также, что вузы смогут перераспределять ресурсы в пользу приоритетных направлений, проводя разъяснительную работу с абитуриентами в течение всего года.

Какое влияние окажут эти изменения на региональные вузы? 

– В настоящее время более 70% бюджетных мест (контрольные цифры приема) распределяются именно в региональные университеты! Кроме того, стоимость обучения в региональных вузах традиционно ниже, чем в столице и крупных городах.  

Считаю, что региональным вузам, которые с вниманием относятся к качеству образования, нет необходимости переживать о снижении объемов набора на 1-й курс. Наоборот, нововведения ­позволят сократить отток абитуриентов из регионов, ведь кадровые дисбалансы более всего характерны именно для субъектов РФ.

Каковы долгосрочные последствия трансформации структуры платного приема? 

  • Абитуриенты будут делать осознанный выбор специальности, понимая, как будет выстраиваться профессиональная траектория. 
  • Будет решена проблема дефицита кадров в высокотехнологичных отраслях. 
  • Межведомственное согласование перечня специальностей для   регулирования сделает этот процесс открытым и понятным. 
  • Обязательное условие – согласование квот  с региональными властями. 

Как государство планирует привлечь абитуриентов на приоритетные для выполнения национальных целей специальности? 

– Государство выделит больше мест и льготных кредитов для следующих групп:  

  • инженерно-технических направлений (машиностроение, авиация, химические технологии, робототехника и мехатроника, другие);
  • медицинских и педагогических (спрос на врачей и учителей остаётся высоким во всех регионах страны);
  • IT и АПК (ключевые для технологического суверенитета и национальной безопасности).

Существует ли риск сокращения вузов или объединения факультетов? 

– Непрофильные вузы (например, гуманитарные университеты с техническими факультетами) обратят внимание на «слабые» программы. Основные критерии формирования квот – качество приема, трудоустройство, наличие инфраструктуры и соответствие аккредитационным показателям. 

Однако, здесь необходимо подчеркнуть: реформа направлена не на сокращение, не на квотирование, а на перестройку системы образования с позиции качества образования и гармонизации высшего образования с кадровой потребностью национальной экономики. Успех ее зависит от гибкости реализации и качества подзаконных актов Правительства РФ.

В заключение, как депутат, назову ключевые вызовы, на которые обращу внимание в рамках парламентского контроля: 

  • Баланс между госрегулированием и автономией вузов.  
  • Сохранение доступности образования для регионов и семей участников СВО и льготных категорий.  
  • Предотвращение дефицита кадров в «неприоритетных» сферах.

Приглашаю к дискуссии всех заинтересованных. Свои отзывы и мнения по закону и его реализации можно присылать на мою  электронную почту Kharchenko@duma.gov.ru

25.06.2025
Наверх