Реформаторы образования: Юлия Антохина, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

Проект «Реформаторы образования». Эффективно меняться и управлять изменениями

Герой сегодняшнего выпуска – ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Юлия Антохина.

Мы продолжаем редакционный проект «Реформаторы образования. Эффективно меняться и управлять изменениями». Напомним, значимым поводом для проектной инициативы стали слова министра науки и высшего образования РФ В. Н. Фалькова о том, что в России должны появиться 50-70 университетов, дающих образование мирового класса. К этой задаче добавляется и предстоящий переход на новую модель российской высшей школы. Эти цели означают постановку и решение российской высшей школой и, в первую очередь, корпусом ее ведущих вузов серьезных трансформационных задач. Поэтому уверены, что сегодня крайне важно представить в публичном пространстве «реформаторские кейсы» ректоров с их командами, которые имеют опыт эффективной университетской трансформации и доказали свое лидерство. Герой сегодняшнего выпуска – ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Юлия Антохина.

 

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)

Основан в январе 1941 года.
Обучается более 13 тысяч студентов. Один из самых востребованных вузов инженерно-технического профиля Северо-Западного региона. 
Входит в научно-образовательный консорциум опорных вузов корпорации «Созвездие Роскосмоса».

5 вопросов лидеру

1. Пожалуйста, назовите несколько обязатель­ных компетенций ректора-трансформатора.
– Первое, коммуникативные навыки: открытость к принятию информации и способность эту информацию доносить, правильно поставив задачи перед коллективом. Второе, безусловно, компетентность и профессионализм – как в части содержания той тематики, которой занимается университет, так и в части управления образовательной организацией. Третье – это вовлеченность самого руководителя в реализуемые вузом проекты, и его способность обеспечить вовлеченность исполнителей: научных коллективов, профессорско-преподавательского состава в исследования и разработки, в создание новых образовательных программ и так далее. Четвертое – инициативность и умение быстро реагировать на запросы партнеров университета, в первую очередь, на ­кадровые. И, наконец, пятое – коллективная работа: способность организовать команду и работать в команде, умение слышать и слушать.

2. Сформулируйте трансформационный девиз ГУАП.

– Девиз ГУАП: «Учись. Изобретай. Живи». Могу пояснить. Когда формулировали девиз нашего университета, мы хотели, чтобы он был краток, точен, понятен, приемлем для студенчества и аккумулировал все основные виды его деятельности. «Учись» – призыв, охватывающий все, что связано с приобретением навыков, компетенций, процессом подготовки кадров. «Изобретай» – вовлечение в активный научный поиск, ведь ГУАП всегда славился именно прикладными разработками, поиском и внедрением новых технологических решений. Соответственно, побудительный глагол «изобретай» к творчеству инженерного вуза очень хорошо подходит. «Живи» – приглашение включиться в богатую и разнообразную внеучебную деятельность университета, ведь период студенчества – это золотая пора для молодежи, пора самоопределения. С этой точки зрения внутриуниверситетская жизнь имеет огромное влияние на молодого человека, и мы понимаем, что администрация и профессорско-преподавательский коллектив несет ответственность за предоставление возможности развития многогранной личности.

3. Назовите несколько ключевых событий, которые произошли в университете в период вашего руководства. 

– Масштабирование университета в рамках расширения направлений подготовки – от программ СПО до аспирантуры. Внедрение проектного подхода для подготовки инженеров новой формации, развитие студенческого технологического предпринимательства. Увеличение контрольных цифр приема – за 10 лет более чем в три раза, в первую очередь, по инженерным и техническим специальностям. Обновление материально-технической и лабораторной базы университета. Наконец, участие ГУАП как корневого отраслевого вуза в национальных проектах технологического лидерства в авиационно-космической и приборостроительной отраслях.

4. Как вы считаете, каково ваше главное профессиональное достижение на посту ректора?

– Думаю, для любого ректора самое важное – это признание образовательных и научных школ вуза на национальном и на мировом уровнях. И, безусловно, успешный карьерный рост выпускников. На мой взгляд, это два основных критерия качества работы руководителя образовательной организации высшего образования.

5. Целевая модель вуза, к которой стремитесь.

– Движение ГУАП к модели, известной как «Университет 3.0». Это вуз, дающий хорошее образование, готовящий современных, востребованных на рынке труда специалистов. Вуз, генерирующий исследования и разработки, производящий новые наукоемкие технологические продукты, которые встраиваются в серийное производство. Если резюмировать, то к началу следующего десятилетия мы видим ГУАП как многопрофильный исследовательский университет в сфере прикладных инженерных разработок, один из лучших в России и заметный в мире.

 

ГУАП: 5 стратегий  для трансформации

 

В марте на заседании Совета по поддержке программ развития университетов-участников «Приоритета-2030» под руководством министра В. Фалькова команда ГУАП во главе с ректором представила отчет о результатах своей работы в рамках проекта. А чуть позже коллектив вуза получил хорошую новость: по решению совета ГУАП подтвердил право на дальнейшее участие в этой самой масштабной федеральной программе развития высшей школы.  
На самом деле, опыт преобразований у ГУАП огромный: в 1989 году вуз – одним из первых в СССР – приступил к подготовке инженеров-исследователей. Новый этап глубоких университетских изменений был начат руководством вуза десять лет назад, в 2015 году. Победа в конкурсе «Приоритет-2030» стала признанием, что курс на изменения был выбран верно… О его ключевых этапах и решениях сегодня рассказывает ректор ГУАП Юлия Антохина.

 

Перемены как жизненная необходимость

АО. Юлия Анатольевна, в 2015 году ГУАП инициировал и приступил к комплексной университетской трансформации. Почему было принято это решение? С каких шагов ваша команда начала путь перемен?

– Каждая образовательная организация высшей школы не может быть неким замкнутым по отношению к обществу и государству субъектом или, как говорят, «башней из слоновой кости». Вуз – это живая ячейка, которая должна быть многими нитями и связями встроена в большое общенациональное дело. С этой точки зрения, я выделила бы две общезначимые системные задачи: с одной стороны, университет – важнейший механизм для социальной адаптации и взросления молодых поколений, с другой, это один из ключевых партнеров для экономики и промышленности, поскольку должен готовить необходимые кадры по их запросу. Именно с учетом этих двух задач вузы постоянно корректируют свои образовательные программы, используя новые подходы, методики, технологии обучения и подготовки востребованных специалистов. По сути, и для ГУАП поиски решений в рамках данных задач стали началом университетской трансформации. 

Пожалуй, первым значимым практическим шагом на пути изменений (после обязательной стадии переосмысления ключевых университетских процессов), стало создание в 2016 году совершенно нового структурного подразделения ГУАП – Инженерной школы. Ее цель – формирование у студентов комплекса сквозных компетенций для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности, а модель подготовки строится на проектной работе в малых группах и решении реальных промышленных задач. Под эти задачи в рамках школы «затачивалась» гибкая структура обучения (бакалавриат/магистратура плюс подготовка по смежной специальности), формировались новые дисциплины и образовательные программы, открывались передовые лаборатории и образовательные «фабрики», выводилось на новый, гораздо более тесный уровень сотрудничество с индустриальными партнерами. С Инженерной школы началось создание университетской экосистемы студенческого технологического предпринимательства.    

Полученный в рамках школы трансформационный опыт очень пригодился в дальнейшем, коллектив почувствовал в себе силы и возможность принять участие в конкурсном проекте «Приоритет-2030». Благодаря и обновленной программе развития университета, которая была принята в 2021 году, и проведенной до этого огромной работе по самоопределению вуза, мы вышли на конкурсный трек «Приоритета-2030» с главной идеей: ГУАП – инженерный прикладной вуз, который сосредотачивается на авиационно-космических видах деятельности. В сентябре 2021 года ГУАП успешно защитил свой проект перед конкурсной комиссией Минобрнауки РФ и вошел в число финалистов этой самой масштабной национальной программы университетского развития.

 

«Приоритет-2030»: инженерия изменений

АО. Какие задачи команда ГУАП сформулировала как приоритетные, формирующие развитие университета на ближайшие 10 лет? И хотя времени с начала реализации университетского проекта прошло относительно немного, можно ли говорить о первых практических результатах?

– На основе анализа накопленных университетом научных компетенций и образовательных ресурсов, а также оценки современных технологических вызовов и рыночных прогнозов мы сделали ставку на развитие четырех ядерных ­направлений ГУАП: аэрокосмос, приборостроение, информационные технологии и искусственный интеллект, а также направление, которое мы обозначили как «глобальные проблемы современности», связанные с техносферной безопасностью и социальными новациями. 

В рамках этих направлений были разработаны 5 стратегических проектов ГУАП: «Aerospace R&D Centre», «Инженерная школа 2.0», «Университет Future Skills», «Цифровой университет», «GoUP – твой опыт». Все они так или иначе взаимосвязаны. Например, новая модель подготовки инженерных кадров («Инженерная школа 2.0») была выстроена через «Aerospace R&D Centre» – проект по развитию на базе ГУАП Центра компетенций мирового уровня по разработке интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также через проект «Университет Future Skills», нацеленный на создание целой линейки рабочих программ и методических рекомендаций для формирования новых образовательных модулей. 

Проект «GoUP – твой опыт» сфокусирован на организации современной площадки по формированию дополнительных надпрофессиональных навыков у будущих специалистов высокотехнологичных индустрий. Проект стал инструментом как для привлечения в вуз талантливых абитуриентов, так и для карьерной адаптации студентов ГУАП.  

И пятый проект – «Цифровой университет» – должен был помочь в формировании и реализации целостной цифровой университетской политики. Кстати, отвечая на ваш вопрос о первых практических результатах реализации университетской программы развития, сейчас уже можно смело сказать, что проект состоялся. Во-первых, он стал неотъемлемой органичной частью всех других политик университета: созданная цифровая инфраструктура и сервисы сегодня ­обеспечивают коммуникацию ГУАП со всеми аудиториями, внешними и внутренними. Во-вторых, в настоящий момент наш университет является лидером среди вузов Северо-Запада по набору на бакалаврскую подготовку по группе специальностей «Информатика и вычислительная техника». По данной группе мы имеем 600 выделенных мест в рамках КЦП, высокий средний балл ЕГЭ поступающих (причем, не только на бюджетные места, но и на платные, поскольку желающих обучаться по контракту также немало). Тем самым, ГУАП подтверждает качество своих компетенций в сфере информационных технологий и искусственного интеллекта как одного из своих ядерных направлений.

«На основе анализа накопленных университетом научных компетенций и образовательных ресурсов, а также оценки современных технологических вызовов и рыночных прогнозов мы сделали ставку на развитие четырех ядерных направлений ГУАП».

 

ГУАП: масштабирование плюс…

АО. В блиц-интервью список главных для ГУАП трансформационных событий вы начали с масштабирования университета. Расскажите об этом чуть подробнее. 

– Действительно, за два десятилетия университет вышел далеко за рамки своего названия, что наглядно демонстрирует статистика. Еще 10 лет назад, в 2014 году, объем контрольных цифр приема за счет бюджетных средств в вузе ­составлял около 700 мест, а к началу 2025 года их число выросло более чем в три раза – до 2 421, по всем уровням и формам подготовки от программ СПО до аспирантуры. Причем направления подготовки носят сквозной характер. Значительное увеличение госзаказа на объемы подготовки стало для нас признанием репутации и качества подготовки кадров, в первую очередь, для отраслей промышленности, поскольку все контрольные цифры выделяются для инженерных и технических направлений ГУАП. 

Кроме увеличения объемов КЦП, за прошедшее 10-летие университет значительно расширил и спектр направлений подготовки. Это позволило нам оперативно реагировать на запросы рынка труда, выстраивать новые партнерства с работодателями. Например, сегодня на базе ГУАП реализуются программы СПО с 1-й по 27-ю УГСН, всего же в университетский перечень входит более 150 образовательных программ. Самый мощный рывок ГУАП сделал в 2016 году, когда были лицензированы сразу 29 образовательных программ. Но надо сказать, что программный список ГУАП до сих пор трансформируется и обновляется. Качественно новый характер этим процессам, безусловно, придало включение вуза в проект «Приоритете-2030». Скажу больше, сегодня мы можем считать себя лидерами в движении по формированию инженерных профессий будущего. Поскольку, перестраивая образовательные ­программы, обновляя модули дисциплин в учебных планах, мы решили не ограничиваться лишь рамками alma mater. Внедрение нового содержания образования, новых инструментов и методов обучения (например, ввод демонстрационного экзамена в системе бакалавриата) ГУАП ведет в рамках университетского партнерства, к которому подключились уже 56 вузов.

АО. Если продолжить тему модернизации инженерного образования, то на каких новых компетенциях, помимо основательной технической подготовки, вы акцентировали бы внимание? Как ГУАП развивает их у студентов?  

– Пожалуй, прежде всего я бы обозначила компетенции инженера-исследователя, инженера-предпринимателя, профессионала, умеющего работать в команде. Эффективным инструментом для их развития, как показал наш опыт, является формат студенческого технологического предпринимательства, который ГУАП начал внедрять пять лет назад и который стал важной вехой для вуза. К разработке курса и образовательного модуля, заточенного на развитие у студентов навыков предпринимательства, мы подошли довольно основательно. Например, ввели дисциплину «Критическое инженерное мышление» (сейчас реализуется в рамках всех ядерных направлений подготовки в ГУАП), где прорабатывается тематика рождения инженерной идеи, с которой, собственно, и начинается любая новая технология. На сегодняшний день в технологическое предпринимательство вовлечено около 2000 студентов университета, и с каждым годом мы видим все больший интерес к этому формату и студенческой молодежи, и наставников-представителей конкретных секторов экономики. Даже можем похвастаться тем, что несколько студенческих проектов взяты в разработку нашими партнерами-работодателями.

«К разработке образовательного модуля, заточенного на развитие у студентов навыков предпринимательства, мы подошли довольно основательно».

АО. Для технического вуза, нацеленного на подготовку нового поколения инженерных кадров, трудно переоценить значение не только современного содержания программ подготовки, но и материально-технической базы…  

– Безусловно. Поэтому под трансформацией мы понимаем и обновление лабораторной базы, причем не только существующей. За последние годы у нас появилось 18 новых лабораторий инженерно-прикладного профиля. Каждая лаборатория носит прикладной характер, с новейшим оборудованием, с конкретным индустриальным партнером-представителем авиационной, космической, робототехнической или энергетической отрасли.

Обновление материально-технической базы повлекло за собой еще один качественный ­эффект – приток в университет молодых научно-исследовательских кадров. Сегодня они составляют в вузе треть штатной численности ППС, и эта тенденция продолжается. В свою очередь, команда ГУАП и дальше старается выстраивать университетскую экосистему, которая привлекала бы в наш коллектив перспективных молодых ученых, ­обеспечивала развитие их профессионального исследовательского потенциала. В вузе создаются современные инновационные пространства, например, сейчас один из новых университетских корпусов на улице Гастелло мы трансформируем под Технопарк ГУАП.

 

Вуз – работодатель: точки взаимопонимания

АО. Университет имеет богатые традиции взаимодействия с индустриальными партнерами, и сегодня оценка работодателями работы ГУАП по-прежнему высока: по результатам анкетирования все оцениваемые позиции набирают более 4 баллов по 5-балльной шкале, а одна из самых высоких – 4,7 балла – уровень удовлетворенности работодателями набором профкомпетенций у обучающихся и выпускников университета. На каких принципах строится партнерство «вуз – работодатель», удалось ли вам найти общий язык, о нехватке которого так много говорилось и со стороны высшей школы, и со стороны реального сектора экономики? 

– Сегодня ГУАП насчитывает в своей базе партнеров более 1000 предприятий, которые, действительно, заинтересованы в приеме студентов на практику и в трудоустройстве наших выпускников. Это предприятия не только Санкт-Петербурга, но и других регионов страны, действующие в сферах энергетики, машиностроения, робототехники, авиационной и аэрокосмической индустрии. 

Наша модель подготовки инженерных кадров предполагает, что индустриальный технологический партнер заходит к нам уже со второго семестра обучения на уровне бакалавриата. Могу подтвердить: определенный сдвиг во взаимопонимании произошел. Если раньше наши партнеры-работодатели участвовали, как правило, только в заседаниях государственных экзаменационных комиссий, то сейчас мы видим их активную предметную заинтересованность в реальной трансформации образовательного процесса под конкретные запросы предприятия. Это первый момент. Второй – работодателям становится все более интересной тема целевого обучения. Третий момент – видим также рост заинтересованности в прикладных разработках наших научных школ. И ГУАП есть что предложить ­отечественной индустрии, особенно для авиационно-космической и приборостроительной отраслей, у нас имеются разработки с уровнем технологической готовности (TRL) от 6 до 9.  

Какой вопрос остается в фокусе нашего ­совместного внимания? Как добиться, чтобы студент с самого начала учебы в вузе приобретал актуальные для производства навыки, чтобы потом его не приходилось, что называется, «переучивать» уже на рабочем месте. И здесь мы, как партнерские стороны, также научились выстраивать конструктивный диалог. Например, нами поднимаются вопросы, связанные с повышением квалификации ППС, в данном случае мы также ощущаем и понимание, и поддержку индустриальных партнеров. 

В целом, на мой взгляд, период взаимных претензий и критики между отечественной высшей школой и сообществом работодателей остался в прошлом, на первый план выходит коммуникация и совместный поиск необходимых решений.

«Наша модель подготовки инженерных кадров предполагает, что индустриальный технологический партнер заходит к нам уже со второго семестра обучения на уровне бакалавриата».

 

Будущие инженеры: найти и воспитать

АО. Среди вузов технической направленности ГУАП удерживает лидерские позиции по востребованности у абитуриентов региона. Во-первых, как ГУАП эти позиции удерживает (учитывая еще совсем недавно низкую популярность инженерных профессий), во-вторых, какие инструменты влияния на качество абитуриентов университет использует (учитывая острую проблему недостаточного уровня знаний математики и физики – базовых предметов для ГУАП)? 

– Мы ведем активную профориентационную работу, качество и содержание которой за последние 10 лет кардинально изменилось. Например, с 2023 года, представляя деятельность ГУАП, делаем главный акцент на образовательных программах различного уровня и направленности. И, что важно, это не обезличенная ­реклама, знакомство с программой лично проводит ее руководитель: и через сайт вуза, и в режиме онлайн в Дни открытых дверей. Рассказывает о ее особенностях и преимуществах, представляет полный перечень предприятий, которые активно участвуют в реализации образовательной ­программы, и куда можно впоследствии устроиться на работу с дипломом ГУАП. 

Существенным моментом является и то, что университет развивает сеть подготовительных классов инженерного профиля: метрологические, политехнические, и они действительно помогают самоопределиться нашим абитуриентам по узкопрофильным направлениям. Также важно то, что мы оживили наши образовательные программы, внедрив навыки и возможности участия –  как командном, так и персональном – в чемпионатном движении. Мы принимаем участие и в общероссийском чемпионате «Профессионалы», и в корпоративных чемпионатах наших крупнейших работодателей: Роскосмоса, Росатома, ОСК. Радуемся, когда наши ребята занимают места на пьедестале! Ведь такой формат изучения будущей профессии не только через лекции, но и через соревновательные инструменты, тоже привлекает абитуриентов к нам в университет. И, конечно, наша постоянная работа по актуализации содержания образования дает свои плоды, повышая востребованность программ не только среди работодателей, но и абитуриентов. В частности, все программы ГУАП инженерного профиля переработаны с учетом технологий искусственного интеллекта. Наши выпускники сразу принимаются на высокооплачиваемую работу именно с навыками работы с ИИ. 

Не только образовательная, но и внеучебная деятельность в ГУАП – один из приоритетов. Ведь современный технический университет должен предоставлять молодому поколению большое поле как для профессионального, так и личностного развития. При выборе вуза этот момент играет для ребят большое значение!

 

Что делать? Ректорская экспертиза

АО. С 2025 года стартовали новые национальные проекты. В какие направления ГУАП готов включиться? 

– Наш университет – вуз инженерного профиля, определивший для себя ядерные направления. Но наши компетенции развиваются еще и в организации методов цифрового производства. Поэтому мы можем быть игроками в таких национальных проектах технологического лидерства (НПТЛ), как «Беспилотные авиационные системы», «Развитие космической деятельности», «Средства производства и автоматизации». В рамках проектов ГУАП может принимать активное участие как в подготовке кадров, так и в разработке технологических продуктов. 

На сегодняшний день четко понятны и ориентиры, и структура университета, сформирован пул партнеров ГУАП, причем это не только промышленные предприятия, но и другие вузы РФ, с которыми мы имеем сетевые программы, в том числе в рамках этих трех НПТЛ. Например, ряд университетов, которые входят и в специальную часть «Приоритета-2030», и в проект ПИШ, обращаются к нам с предложениями о совместной сборке образовательных программ, о реализации различных проектов. В этой части мы имеем хорошую репутацию. К нам также обращаются научные школы за помощью в реализации конкретных технологических цепочек. Поэтому мы готовы работать дальше!

09.04.2025
Наверх