В рамках Экспертного совета «АО» международная тематика обсуждалась неоднократно, всегда вызывая высокую заинтересованность ректорского сообщества. На очередное заседание мы вновь выносим международную образовательную «повестку», в частности, вопросы о международной аккредитации образовательных программ российских вузов. Информационным поводом для выбора данной темы послужили два ключевых момента.
Во-первых, процедура международной аккредитации стала самой востребованной среди ведущих российских вузов. Так, согласно данным [1] Нацаккредсовета, в 2023/24 учебном году на нее пришлось 85% от общего числа всех аккредитованных в рамках ПОА программ. На сегодняшний день около тысячи образовательных программ российских университетов внесены в международную базу данных аккредитационных решений Азиатско-Тихоокеанского региона DAQAR.
Во-вторых, пункт о важности использования «международной и совместной аккредитации образовательных программ как одной из форм не только международного сотрудничества, но и образовательной дипломатии» вошел в итоговую рекомендацию одной из самых масштабных [2] тематических площадок 2024 года (МНПК «Международная деятельность образовательных и научных организаций Российской Федерации: лучшие практики и модели региональных стратегий», г. Самара, май, 2024 г.).
АО. Имеется ли у вашей образовательной организации опыт прохождения международной аккредитации? Если «да», то какие программы получили международную экспертную оценку и какие значимые эффекты дал вам опыт прохождения этой процедуры?
– Образовательные программы СКФУ с 2014 года участвуют в процедуре международной профессионально-общественной аккредитации. Более чем за 10-лет университет аккредитовал 34 основных образовательных программы и 4 дополнительных в Нацаккрецентре и 25 основных образовательных программ в аккредитационном центре АИОР. Свидетельства получили 59 образовательных программ высшего образования по 58 направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры, специалитета и 4 дополнительные образовательные программы (программы профессиональной переподготовки).
Среди образовательных программ, участвовавших в процедуре международной ПОА, следующее: Физика и астрономия, Химия, Науки о земле, Инженерное дело, технологии и технические науки; Информатика и вычислительная техника; Информационная безопасность; Электроника, радиотехника и системы связи; Машиностроение; Промышленная экология и биотехнологии; Техносферная безопасность и природообустройство; Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия; Технологии материалов; Техника и технологии наземного транспорта; Фундаментальная медицина; Фармация; Экономика и управление; Социология и социальная работа; Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело; Образование и педагогические науки.
Наиболее значимые эффекты проведения процедуры международной аккредитации:
– В ноябре 2020 г. вуз прошел процедуру международной аккредитации по направлениям подготовки: Юриспруденция, Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Лингвистика в НУ «Независимое агентство аккредитации и рейтинга» (Казахстан).
В качестве основных положительных эффектов видятся следующие:
– В 2023 году по итогам экспертизы Аккредитационного Совета НУ «Независимое агентство аккредитации и рейтинга» три образовательные программы Кировского ГМУ – 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.03 Стоматология и 34.03.01 Сестринское дело – получили международную аккредитацию Всемирной федерации медицинского образования (World Federation for Medical Education) на максимальный срок – 5 лет. Опыт прохождения данной процедуры позволил университету укрепить систему внутреннего обеспечения качества образования, выявить приоритетные направления для дальнейшего совершенствования и привести образовательные процессы в полное соответствие с международными стандартами. Получение аккредитации способствовало повышению доверия к качеству подготовки выпускников со стороны работодателей и международного академического сообщества. Наличие аккредитации по стандартам Всемирной федерации медицинского образования открывает выпускникам широкие возможности для продолжения обучения и трудоустройства за рубежом, включая право на сертификацию Образовательной комиссии по делам выпускников иностранных медицинских вузов (Educational Commission for Foreign Medical Graduates) для получения лицензии на медицинскую деятельность в зарубежных странах. Это существенно повышает их конкурентоспособность на международном рынке труда и расширяет возможности для академической мобильности.
– Да. В 2022 году наш университет был аккредитован Независимым агентством аккредитации и рейтинга HAAP (Independent Agency For Accreditation And Rating) по стандартам Всемирной Федерации медицинского образования (World Federation for Medical Education — WFME) сроком на 5 лет. Аккредитованы 10 образовательных программ специалитета и ДПО: Лечебное дело, Педиатрия, Стоматология, Медико-профилактическое дело, Фармация; Основы коронарных интервенций; Пороки сердца и хирургия; Современные международные рекомендации по кардиологии; Дуплексное сканирование сонных артерий; Современные аспекты оценки клапанной патологии при эхокардиографии.
Это достаточно широкий спектр программ, который предоставляет СамГМУ несколько важных преимуществ:
– Тольяттинский государственный университет (ТГУ) проходит международную аккредитацию в Ассоциации инженерного образования России (АИОР) с 2009 года. АИОР – член ведущих международных организаций и соглашений.
В 2009 году Ассоциацией аккредитовано с присвоением Европейского знака качества инженерного образования EUR-ACE® 18 образовательных программ ТГУ (2 программы бакалавриата, 3 программы специалитета, 13 программ магистратуры), в 2016 году – 5 программ магистратуры, в 2021 году – 10 образовательных программ (2 программы бакалавриата и 8 программ магистратуры). Получены сертификаты, подтверждающие высокий уровень качества образовательных программ на национальном уровне и в 32 странах − членах Вашингтонского соглашения и EUR-ACE аккорда.
Сегодня в ТГУ действует международная аккредитация 10 образовательных программ: 20.03.01 Техносферная безопасность 18.04.01 Химическая технология (профиль «Химия и технология продуктов основного органического и нефтехимического синтеза»); 18.04.01 Химическая технология (профиль «Рациональное использование природных и сырьевых ресурсов в химической технологии и нефтехимии»); 09.04.03 Прикладная информатика; 22.04.01 Материаловедение и технологии материалов (профиль «Инжиниринг перспективных материалов и диагностика поведения материалов в изделиях»); 09.03.03 Прикладная информатика (профиль «Разработка социальных и экономических информационных систем»); 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника 15.04.01 Машиностроение; 20.04.01 Техносферная безопасность (профиль «Экологический инжиниринг и аудит»); 20.04.01 Техносферная безопасность (профиль «Аудит комплексной безопасности в промышленности»).
Выпускники, успешно освоившие программы, аккредитованные по международным критериям с присвоением знака качества «АИОР EUR-ACE® WA», могут получить сертификат, дающий право в дальнейшем получить престижный международный статус «Профессиональный инженер». Специалисты с этим статусом могут заниматься профессиональной инженерной деятельностью и руководящей работой в любой из 32 стран – членов Вашингтонского соглашения и EUR-ACE аккорда.
– У СИБИТ нет опыта прохождения процедуры международной аккредитации. Но мы начинали работать в этом направлении. Некоторое время назад были заключены несколько соглашений о сотрудничестве с образовательными организациями иностранных государств. В частности, это касается ряда африканских стран, а также таких государств, как Южная Корея, Китайская Народная Республика и страны СНГ. Однако вопрос был полностью нивелирован после начала пандемии.
– РГЭУ (РИНХ) проходил профессионально-общественную и международную аккредитацию по двум магистерским программам «Международная экономика» и «Логистика в торговле» и двум профилям бакалавриата «Инновационный менеджмент» и «Финансы и кредит». Аккредитацию проводило агентство, включенное в реестр Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (ENQA), с участием экспертов из академических кругов и сферы бизнеса из Ирландии, Германии, Казахстана, России. Прохождение международной аккредитации позволяет выйти за рамки повседневного контроля качества образовательного процесса, взглянуть на него системно, осознать и начать использовать дополнительные критерии и индикаторы качества разрабатываемых и реализуемых образовательных программ с учетом потребностей и запросов студентов, преподавателей, потенциальных работодателей, общества. Кроме того, это отличная возможность познакомится с новыми образовательными практиками мирового уровня, обменяться опытом с зарубежными коллегами. При этом, эффект от прохождения процедуры аккредитации, полученная экспертиза, мультиплицируется на все образовательные программы, не только те, которые непосредственно участвуют в процедуре, а также дает мощный импульс для развития внутренней системы менеджмента качества.
– У Красноярского медицинского университета имеется достойный опыт прохождения процедуры международной аккредитации. Мы дважды её проходили в разных агентствах, поскольку требовалась разная процедура аккредитации для разных студентов из разных стран.
Международную аккредитацию дважды получили программы специалитета клинической медицины: Лечебное дело, Стоматология, Педиатрия.
Безусловно, это очень полезный опыт. Эксперты аккредитационной комиссии уделяют большое внимание студентоцентричности, беседуют с различными фокус-группами: администрацией вуза, руководителями образовательных программ, заведующими кафедрами, обучающимися. Учитывая результаты обеих процедур международной аккредитации, университет прошёл их более чем достойно.
По итогам для университета наметилось несколько точек роста. Например, есть ряд разработок университета, которые ранее мы нигде не публиковали: наши собственные проекты «Полевая практика», программа наставничества «Точка доступа» и подобные. Теперь мы делаем их доступными, закрепляя за собой авторское право. Также мы ведём работу в части повышения академической мобильности обучающихся. Мы расширили спектр и увеличили количество дисциплин по выбору, что позволяет обучающимся индивидуализировать свою образовательную траекторию.
– НИ ТГУ как флагман образования при дизайне образовательных программ ориентируется на потребности и ожидания ключевых стейкхолдеров, систематически получая от них обратную связь. Форматом внешней оценки, учитывающим не только потребности стейкхолдеров, но и оценивающим программы с позиции готовности выпускников к профессиональной деятельности, соответствия международным стандартам, является международная аккредитация. В 2014 году в ТГУ создан Центр аккредитации - специальная структура, координирующая процедуры внешней экспертной оценки.
Для прохождения процедуры мы сотрудничаем с ключевыми игроками рынка аккредитационных услуг: Национальным центром профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр) и Ассоциацией инженерного образования России (АИОР).
Сотрудничество с Нацаккредцентром началось с 2017 года с профессионально-общественной аккредитации одной образовательной программы и развилось в кластерные международные экспертизы. Нацаккредцентром совместно с Агентством по оценке качества образования Министерства образования КНР аккредитовано 28 образовательных программ НИ ТГУ.
– Процедуру международной аккредитации образовательных программ ГГНТУ проводило Независимое агентство аккредитации и рейтинга (IAAR - международное аккредитационное агентство по обеспечению качества образования) по программам: Прикладная геодезия, Нефтегазовое дело, Прикладная информатика, Информационные системы и технологии, Строительство. Опыт прохождения создал ряд значимых эффектов: подтверждение высокого качества образования в ГГНТУ по аккредитованным программам; повышение конкурса на аккредитованные направления подготовки за счет увеличения абитуриентов из регионов России и иностранцев; повышение привлекательности и доверия со стороны основных стейкхолдеров. Доступ к международным ресурсам: к грантам, партнерствам с зарубежными вузами, совместным исследованиям и программам обмена; участие в различных программах академической мобильности; внедрение новых регламентов по управлению качеством образовательного процесса.
– В 2022 году Алтайский государственный медицинский университет впервые получил международную институциональную аккредитацию сроком на 5 лет по результатам экспертизы Независимого агентства аккредитации и рейтинга HAAP (IAAR) (Республика Казахстан). Было принято решение о прохождении, поскольку основным фокусом является университет в целом, а не отдельные образовательные программы. Для нас было важно получить комплексную внешнюю экспертную оценку университета на соответствие международным стандартам.
Прохождение такой аккредитации дает АГМУ подтверждение гарантий высокого качества образования и услуг, соответствия их международным требованиям, рост имиджа и укрепление конкурентных позиций.
Результаты повысили конкурентоспособность вуза на международном рынке образовательных услуг, привлекая талантливых студентов из разных стран. Доля иностранных студентов в общем контингенте составляет более 20%.
В результате университет получил объективную информацию о неиспользованных возможностях, потенциале и перспективах развития образовательной и научной деятельности. Все это позволило актуализировать образовательные программы, внедрить инновационные методы обучения и оценки знаний, политику привлечения внешних стейкхолдеров к оценке и планированию деятельности университета.
В целом международная аккредитация стала инструментом развития университета и повышения его репутации в мировом образовательном сообществе.
АО. Планирует ли ваша образовательная организация принять участие в процедуре международной аккредитации в ближней или среднесрочной перспективе? Если «да», то каковы главные поводы и мотивы такого решения?
– Да, университет планирует в перспективе принять участие в процедуре международной аккредитации. Среди основных мотивов – признание качества реализуемых образовательных программ, получение независимой оценки, обеспечение перспектив трудоустройства выпускников.
– В 2022 и 2024 годах университет прошёл дважды плановый постаккредитационный мониторинг, что поддерживает нас в тонусе. В силу сохраняющейся международной нестабильности целесообразно пока взять паузу.
– Да. Университет рассматривает возможность повторного участия в процедуре международной аккредитации в среднесрочной перспективе, что обусловлено несколькими мотивами. В первую очередь, стремление к постоянному совершенствованию качества образовательных программ. Также это важный шаг для обеспечения конкурентоспособности университета на глобальном образовательном рынке, что способствует привлечению иностранных обучающихся, установлению партнерских отношений с ведущими зарубежными образовательными и научными организациями, а также интеграции в международное образовательное пространство. Данный процесс соответствует общей стратегии развития университета, направленной на интернационализацию образовательной деятельности и повышение уровня признания выпускников на международном уровне.
– Да, СамГМУ в 2027 году планирует подтвердить имеющуюся международную аккредитацию по стандартам Всемирной федерации медицинского образования (WFME). Если рассматривать перспективы, то в вузе постоянно происходят процессы диверсификации образования. Открыты новые программы магистратуры, ДПО на стыке ИТ и инженерии и медицины, результатом которых является уникальный компетентностный профиль выпускников, востребованных на рынке труда, в том числе за рубежом. Возможно, мы проведем аккредитацию данных программ.
Кроме того, одним из мотивов является открытие в СамГМУ в марте 2025 года Международного института. Обучение иностранных граждан ведется с 1992 года, билингвальные программы (Лечебное дело, Фармация, Стоматология) начали реализовывать с 2020 года.
– Да, планируем принять участие в процедуре международной аккредитации в АИОР для проведения независимой оценки качества образовательных программ ТГУ, получения рекомендаций по совершенствованию образовательных программ, повышения их конкурентоспособности на российском и международном рынках образовательных услуг.
– Да, наш вуз планирует принять участие в процедуре международной аккредитации. В первую очередь важно получить признание качества предоставляемых образовательных услуг и реализуемых программ.
В настоящее время на территории ряда государств Средней Азии работают наши представительства. У СИБИТ есть желание и возможности открытия там филиалов с последующим прохождением процедуры международной аккредитации.
Сейчас мы на стадии принятия взвешенных решений о том, какие это будут государства. Рассматриваем Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, КНР, Индию, Иран, а также ряд африканских государств.
– Крымский университет культуры, искусств и туризма, по мнению работодателей, делает достаточно уверенные шаги на пути выстраивания гибкой, отвечающей потребностям субъектов образовательных отношений, системы качества образования.
В рамках реализации основных положений Концепции развития университета на 2025-2030 годы научно-творческий коллектив приступил к решению комплекса задач, среди значимых – организация и проведение процедуры признания наиболее востребованных образовательных программ профессионально-общественным сообществом, как необходимое условие подтверждения высокого уровня качества подготовки выпускников.
Придерживаюсь мнения, что подготовка к любым мониторинговым мероприятиям должна проходить поэтапно, с учетом всех возможных ситуационных переменных.
– В настоящее время наш университет, имея государственную аккредитацию по программам высшего образования и профессионально-общественную аккредитацию, готовится к прохождению международной институциональной программной аккредитации.
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет был создан 100 лет тому назад, и в этом году отмечает свой юбилей. На протяжении многих десятилетий, начиная с 50-х годов, в нем учились иностранные студенты и аспиранты. В настоящее время обучается около 2000 иностранных студентов, ординаторов, аспирантов. Подготовка специалистов в СПбГПМУ пользуется заслуженным уважением не только в нашей стране, но и за рубежом. Еще большая узнаваемость и увеличение доверия к вузу среди абитуриентов из других стран и послужили поводом для прохождения международной аккредитации.
– Да, сейчас идёт подготовка к объединённой процедуре профессиональной общественной аккредитации и международной аккредитации программ ординатуры. На неё заявлено более 40 программ. К концу марта мы рассчитываем закончить процедуру самообследования. Приезд экспертов ожидаем в конце апреля.
Получение свидетельства о международной аккредитации — это своеобразный знак качества, это возможность перезачёта кредитов, полученных в образовательной организации, а затем за рубежом. Это соответствие уровня образования европейским и международным стандартам.
Для КрасГМУ это очень актуально. Это даёт нам возможность следовать тенденции интернационализации образования, когда вуз должен уметь заявить себя на международной арене. Это делает нас видимыми для иностранных абитуриентов и студентов.
– Да. В первой половине 2025 года заявлена международная аккредитация кластера программ по направлению подготовки «Физическая культура». В числе основных мотивов – повышение узнаваемости программ для абитуриентов из Юго-Восточной Азии; расширение сфер сотрудничества с академическими и бизнес-партнерами; реализация совместных проектов по развитию методик преподавания дисциплин в области физической культуры и спорта.
В целом для НИ ТГУ независимая экспертиза образовательных программ является инструментом обеспечения гарантий качества образования.
Наличие международной аккредитации говорит о соответствии результатов освоения образовательных программ в различных областях знаний международным стандартам, помогая абитуриентам сделать обоснованный выбор.
– В программе развития ГГНТУ на 2025-2036 годы определена стратегическая цель - трансформация университета в опорный инженерно-технологический университет, максимально вовлеченный в региональную и глобальную научно-образовательную повестку в области «зеленого» строительства, возобновляемой энергетики, экологической безопасности и цифровой трансформации. Такая цель декомпозируется на ряд ключевых задач, важным инструментом решения которых служит международная аккредитация, способствующая формированию высокой позиции университета на мировом образовательном рынке (прежде всего - в странах MENA).
АО. Какие основные сложности и барьеры вы видите на пути международного признания программ российского высшего образования?
– Среди основных сложностей и барьеров стоит выделить различия в системах аккредитации и стандартизации, несоответствие формата документов международным требованиям, сложности с признанием дипломов в некоторых странах, различная продолжительность образовательных циклов, сложности с международной мобильностью студентов и преподавателей.
– Среди основных сложностей можно выделить существенные различия в образовательных стандартах и требованиях, предъявляемых к программам в Российской Федерации и зарубежных странах. Эти различия обусловлены как спецификой национальных систем образования, так и разнообразием подходов к оценке качества подготовки специалистов на международном уровне.
Важно учитывать, что эта процедура является ресурсоемким процессом, требующим значительных временных, финансовых и кадровых затрат: подготовку объемного пакета документации, организацию внутреннего аудита, проведение визитов международных экспертов и дальнейшее выполнение их рекомендаций. Таким образом, процесс международной аккредитации остается сложной и многоаспектной задачей, требующей тщательного планирования и долгосрочной стратегии реализации.
– Несомненно, трудности есть, но они открывают нам окно возможностей для развития и постоянной актуализации наших образовательных программ. Из основных можно назвать следующие:
Мы провели глубокий анализ соответствия преподаваемых тем, сравнили наши программы и требования экзамена USMLE. Такая аналитика содержания дисциплин без разбивки на лекционную и практическую части позволяет создать тематику модулей, которые могут быть предложены иностранным обучающимся в качестве факультативных дисциплин. В основу разрабатываемого модуля предлагаются темы лекций и практических занятий, которые присутствуют в программе USMLE Step 1 и отсутствуют в образовательной программе «Лечебное дело», т.к. именно они имеют большую ценность для иностранных обучающихся, которым предстоит сдавать международный экзамен по медицине.
– Несмотря на то, что образовательные программы ТГУ прошли аккредитацию АИОР и выпускники этих программ могут получить сертификат для присвоения статуса «Профессиональный инженер», наш опыт продвижения аккредитованной образовательной программы в странах Юго-Восточной Азии и ЮАР демонстрирует низкую заинтересованность как абитуриентов, так и потенциальных партнёров, включая зарубежные университеты. Так, Индия является членом Вашингтонского соглашения, однако для реализации образовательной программы по направлению 09.04.03 Прикладная информатика в Индии необходимо, прежде всего, получить аккредитацию от Всеиндийского Совета по техническому образованию (AICTE). Наличие профессионально-общественной аккредитации в АИОР не упрощает процедуру прохождения аккредитации AICTE, и в нормативных документах AICTE международно- признанная профессионально-общественная аккредитация (ПОА) не фигурирует. Кроме того, согласно проведённому нами совместно с аналитическим агентством исследованию рынка образования в Индии, абитуриентов интересует диплом, признаваемый Министерством образовании Индии и работодателями, а статус ПОА не влияет на процедуру признания высшего образования, полученного за пределами Индии. Таким образом, наличие ПОА может служить дополнительным преимуществом для иностранных студентов, освоивших программу, но существенного влияния на выбор университета и программы не оказывает. Предполагаем, что необходимы соглашения на межгосударственном уровне, включая положения о международной аккредитации.
– Среди основных барьеров я выделил бы принципиальное отличие в законодательстве. Каждая страна имеет свои собственные системы регулирования образования, которые часто значительно отличаются от российской модели. Это создает сложности для взаимного признания образовательных программ. Российские ФГОСы не всегда соответствуют международным критериям аккредитации, таким как те, что используются в Европе (например, ENQA или EQAR). Это затрудняет оценку качества российских программ зарубежными экспертами. Формат и содержание российских дипломов, включая систему оценок и отсутствие детализированной транскрипции, могут вызывать недопонимание у зарубежных работодателей и университетов.
Серьезным барьером является политическая ситуация в мире. Потому что сейчас санкционная политика Соединенных Штатов Америки и Евросоюза сказывается не только на Российской Федерации, но и на всех странах, которые так или иначе с нами взаимодействуют.
Сложности могут возникать в результате языкового барьера. В меньшей степени это касается стран СНГ и Средней Азии. В Узбекистане и Казахстане русский язык широко распространен. В Кыргызстане он вообще является вторым государственным языком. Однако так или иначе языковой барьер присутствует. В первую очередь мы планируем реализовать образовательные программы на русском языке.
Еще одним барьером может выступать продвижение образовательных программ. Особенности законодательства и маркетинга в разных странах влияют на эффективность информационных каналов. Источники и методы продвижения, привычные российским абитуриентам, за рубежом могут не работать. Поэтому при выходе на международный рынок образовательных услуг необходимо учитывать эти различия и адаптировать маркетинговую стратегию.
Проблемы общего характера и их специфика
Проблемы специфического характера (особенно остро стоят перед региональными и/или камерными образовательными учреждениями)
Чрезмерная нагрузка на руководителей и разработчиков ОПОП и структурные подразделения.
– Главная проблема заключается в академическом и профессиональном признании наших образовательных документов. Думаю, с этим сталкиваются все российские вузы, проходящие международную аккредитацию. Дело в том, что затруднена идентификация документов, потому что у нас отличная от других стран система учёных степеней, собственная номенклатура специальностей, свои названия учебных дисциплин, своя система оценки знаний обучающихся и система единиц учебной нагрузки.
– Стоит отметить, что в процессе подготовки к аккредитации и непосредственно при ее проведении команды образовательных программ проделывают большую работу по сбору информации, ее анализу, обновлению содержания. Эксперты оценивают имеющиеся результаты и на итоговой встрече предлагают рекомендации по перспективному развитию программ в форме краткого отчета. Однако после завершения процедуры не у всех программ достаточно мотивации для следования курсу на изменения. Судя по нашему опыту, это может быть связано с недостатком «живой» обратной связи – непосредственного общения экспертов с командой, готовившей программы к прохождению процедуры, где обсуждались бы не только достижения, но и детально разбирались бы точки роста программ в формате «человек-человеку». Для вуза ценным материалом для принятия управленческих решений также будет осведомленность о рекомендациях, прозвучавших на встречах со стороны бизнес-партнеров и студентов.
Вместе с тем, многие команды заряжены на развитие, однако сталкиваются с недостаточностью информационной поддержки со стороны зарубежных партнеров. Открытым для вуза остается вопрос – насколько они заинтересованы в наших программах и на каких площадках зарубежные абитуриенты и их родители, а также потенциальные партнеры могут познакомиться с нашими достижениями кроме сайта аккредагентства.
В этой связи актуальным представляется вопрос о расширении возможностей открытости и доступности информации со стороны зарубежных аккредитационных агентств.
– Следующие сложности: из-за политических мотивов (санкций) избегают сотрудничества с российскими университетами, они слабо представлены в топовых международных рейтингах; большинство программ преподается на русском языке, что ограничивает их доступность для иностранных студентов и сужает возможность привлечения иностранных специалистов; различия процедуры нострификации приводят к усложнению процесса признания российских дипломов за рубежом: ресурсные ограничения у российских университетов для перехода на международные стандарты, требующие переподготовку преподавателей, разработку учебных материалов на английском или ином иностранном языке, внедрения цифровых платформ и многое другое.
– Во-первых, это расхождения в образовательных стандартах и системах оценки качества. Во-вторых, политическая напряженность и санкции негативно сказываются на академическом сотрудничестве и мобильности студентов и преподавателей. В-третьих, языковой барьер и недостаточная представленность российских программ на английском языке ограничивают доступность образования для иностранных студентов. В-четвертых, проблема имиджа и репутации. Недостаточная осведомленность о качестве российского образования и стереотипы могут препятствовать признанию программ. Важна активная работа по продвижению достижений российских университетов на международной арене и участию в глобальных рейтингах.
Но и сам процесс прохождения международной аккредитации достаточно сложен и требует значительных временных и кадровых ресурсов. На подготовку отчета по самооценке у нас ушло более 6 месяцев. Необходимо было оценить деятельность вуза по девяти стандартам международного образования и предоставить подтверждающие документы.
Наконец, финансовая сторона вопроса: процесс аккредитации, включая оплату услуг экспертов, может быть достаточно дорогостоящим, что создает дополнительную нагрузку на бюджет вуза.
АО. Какая консультационная (или иная) помощь аккредитационных агентств вам необходима/желательна для подготовки образовательных программ к международной экспертизе?
– В настоящее время специалисты аккредитационных агентств оказывают достаточную помощь на всех этапах подготовки и прохождения процедуры международной профессионально-общественной аккредитации.
– На стадии подготовки отчетов для прохождения аккредитационной экспертизы желательна дополнительная консультационная помощь по структуре отчета и входящих в его состав видов стратегий и их содержания. Четкое понимание требований позволит не только качественно готовить отчетные материалы, но и станет опорой для внедрения конструктивных изменений в процессы обеспечения качества образования в вузе.
– Такая поддержка может включать организацию специализированных обучающих семинаров и вебинаров, направленных на детальное разъяснение требований международных стандартов, а также предоставление методических рекомендаций по адаптации образовательных программ к данным критериям. Подготовка и оформление документации, соответствующей строгим требованиям международных аккредитационных органов, требует глубокого понимания как формальных, так и содержательных аспектов процесса.
Также целесообразно получение доступа к лучшим практикам и успешному опыту других образовательных организаций, уже прошедших процедуру международной аккредитации. Изучение кейсов и обмен опытом с коллегами позволят выявить потенциальные риски и избежать типичных ошибок.
– Существующие на сегодняшний день аккредитационные агентства в полном объеме оказывают консультационную поддержку, проводя серию вебинаров и тематических встреч по запросу вуза. Полезной является процедура постаккредмониторинга, которая позволяет оценить проведенные изменения и наметить перспективы дальнейшего развития университета.
– В нормативной документации Аккредитационного совета АИОР утверждены конкретные формы для заполнения, даны методические рекомендации и определены четкие критерии оценки материалов. Поэтому от АИОР необходима лишь помощь в первичной экспертизе пакета документов, подготовленных для процедуры международной аккредитации.
– Комплексная поддержка необходима, включая методическую, организационную и экспертную помощь. Учитывая сложность и ответственность данной процедуры, аккредитационные агентства могут помочь в разработке четкого руководства по структуре и содержанию образовательных программ, которые соответствуют международным стандартам. Это включает требования к описанию целей программы, учебных планов, методик преподавания и оценивания. Хорошим подспорьем со стороны таких агентств може стать предоставление примеров уже аккредитованных программ с разбором их сильных сторон, разработка унифицированных шаблонов для составления отчетов, программ, аналитических записок и других материалов, требуемых для экспертизы.
В качестве экспертной поддержки я бы рассматривал индивидуальные консультации с возможностью получить советы от экспертов по конкретным вопросам; анализ рисков - оценка слабых мест программы и рекомендации по их устранению до подачи на международную экспертизу. Важно, чтобы аккредитационные агентства предлагали комплексный подход, учитывающий специфику каждого вуза и его образовательных программ.
– При подготовке к международной аккредитации больших сложностей мы не испытываем, но по некоторым вопросам было бы желательно получить консультации. В международной аккредитации есть определенная специфика, в частности, субъективный подход в оценке возможностей перспектив и эффективности международного партнерства.
– Нацаккредцентр обеспечивает качественную поддержку подготовки процедур международной аккредитации на всех уровнях.
– Необходима поддержка на этапе самоанализа и подготовки отчетной документации, а также помощь в подготовке к визиту экспертной комиссии, в частности к проведению интервью с преподавателями, администрацией и студентами. Агентства могли бы организовывать информативные тренинги о международных стандартах качества и подготовки к участию в международной экспертизе. Наконец, оказать содействие в разработке плана корректирующих мероприятий после получения результатов экспертизы, в определении приоритетов и разработке эффективной стратегии по улучшению образовательного процесса.