С 1 сентября 2026 года отечественная высшая школа войдет в новый этап своего развития, который должен стать «синтезом всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий» [1]. Именно этому лучшему опыту, наработанному российскими вузами к настоящему времени, посвящена новая специальная рубрика нашего журнала «С главным о главном».
Поскольку базовой темой для журнала с момента его основания (с 2005 года) является тема качества образования, она же станет основным «фокусом» новой рубрики: лучшие вузовские практики будут рассмотрены именно через призму качества. В рамках рубрики мы предлагаем руководству вузов-участников ответить на три вопроса от директора Нацаккредцентра, главного редактора журнала «Аккредитация в образовании» Г.Н. Мотовой.
Качество образования – явление многогранное и потому не имеющее единственного простого определения. Однако существует целый ряд косвенных, но достоверных критериев достигнутого качества. Мы выбрали три таких критерия: востребованность, компетентность, лидерство. Именно они определили смысловую рамку для каждого из трех вопросов.
Этот цикл публикаций – своего рода диалог двух авторитетных, признанных в своей области профессионалов: руководителя ведущего в России аккредитационного агентства и руководителя вуза, добившегося высокого качества своей деятельности. Героем первого выпуска стал ректор Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова Андрей Александров.
Сегодня героиня нашей специальной рубрики – ректор Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова.
[1] Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию (21.02.2023)
Галина Николаевна Мотова, директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации, главный редактор журнала «Аккредитация в образовании», президент Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN), доктор педагогических наук
О практиках экосистемного подхода
Г. Мотова: «Университет должен стать местом концентрации и удержания талантов» – таков один из ключевых пунктов формируемой новой образовательной госполитики. (И, безусловно, одно из ключевых условий для гарантии и обеспечения качества). Но теперь вопрос – как таким «концентратором» становятся?..
Эксперты утверждают: образования – «самого в себе и самого по себе» – не бывает; у него всегда есть внешний заказчик: человек, семья, сообщество, государство, бизнес… Чем более точно и адекватно университет способен ответить на запросы различных заказчиков, тем более востребованным он становится, а «освоение» различных сегментов заказчиков превращает университет в экосистему, чья деятельность становится жизненно важной для всего местного сообщества и территории. И тогда таланту «проскочить мимо» уже вряд ли удастся – у таких образовательных экосистем – благодаря большому набору образовательных продуктов – «мелкоячеистое строение».
Вероятно, российская высшая школа еще на пути к такой архитектуре. Но ее яркие элементы уже хорошо просматриваются…
Отсюда – наш вопрос:
Как правило, успешные, наиболее востребованные проекты/образовательные продукты по праву становятся «визитными карточками» вуза-разработчика. Так пополняется его репутационный капитал, растет уровень узнаваемости и положительного восприятия внешними аудиториями. Это знаки готовности университета стать центром образовательной региональной (отраслевой) экосистемы. Ольга Александровна, какие проекты вы отнесёте к таким «визитным карточкам» Сыктывкарского государственного университета?
Ольга Александровна Сотникова, ректор Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, доктор педагогических наук, профессор кафедры физико-математического и информационного образования
О. Сотникова: В 2017-2020 годах Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина был участником проекта «Опорные университеты». Благодаря реализации программы опорного вуза произошли качественные изменения в образовательной деятельности и было выявлено несколько успешных практик, среди которых проект по созданию и внедрению кампусной информационной системы и проект в области развития общественных связей «PR-движение».
Цифровое развитие СГУ им. Питирима Сорокина отвечает процессам развития новых информационных технологий и коммуникаций.
Процесс управления университетом неизбежно требует повсеместного и последовательного внедрения информационных технологий, позволяющих принимать управленческие решения и совершенствовать научно-образовательные и бизнес-процессы, и, что важно, при максимально активном погружении в информационные технологии всех сотрудников и обучающихся.
Именно поэтому в университете был реализован проект по созданию и внедрению кампусной информационной системы, который был разработан в целях повышения эффективности системы управления и реализации мероприятий комплексной безопасности. Подчеркну, что это собственная разработка университета, и она получила Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ в 2017 году. Проект обеспечивает доступ пользователей к электронным информационным ресурсам; ориентирован на предоставление услуг в электронном виде (справки, выписки и т.д.) в рамках взаимодействия с электронным правительством Республики Коми; проводится в рамках единой технической и технологической политики управления университетом.
На базе кампусной информационной системы внедрены множество сервисов для различных категорий пользователей. Система предоставляет доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах, результатам промежуточной аттестации и результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, электронному портфолио обучающегося. Некоторые сервисы предоставляются только авторизованным пользователям.
Кроме того, посредством кампусной системы студенты и аспиранты могут получить справки об обучении, доступ к Wi-Fi и подать заявления об оказании социальной и материальной поддержки.
Для обучающихся и преподавателей доступны личные сообщения.
Сотрудники институтов могут размещать новостные объявления для групп, работать с заявлениями студентов об оказании материальной поддержки, получать информацию о зарегистрированных в кампусной системе студентах.
Сотрудники иных подразделений имеют доступ к специализированным модулям. Так, специалисты Студенческого городка, Управления по связям с общественностью могут воспользоваться массовой рассылкой на почтовые ящики зарегистрированных в кампусной системе обучающихся, отдел кадров – осуществлять смс-сообщения.
Для всех сотрудников и студентов университета реализована онлайн-оплата платных услуг университета (общежитие, обучение в автошколе университета, услуги плавательного бассейна, издательского центра, ботанического сада, санатория-профилактория).
В настоящее время ведется работа по дополнению кампусной информационной системы университета необходимыми элементами для создания возможностей взаимодействия обучающихся, преподавателей и работодателей, позволяющей определять и осуществлять индивидуальные научно-инновационные профессиональные траектории развития, создавать и реализовывать совместно с вузами, организациями и предприятиями региона инновационные проекты.
Реализация проекта дала возможность создать множество новых сервисов, с одной стороны, и обеспечить контроль и прозрачность всех ключевых процессов в вузе, с другой, оперативно принимать управленческие решения, позволила соединить в единый комплекс разнородные по своим задачам и функциям информационные системы институтов, приемной комиссии, аспирантуры, дистанционного обучения, бухгалтерии, отдела кадров, библиотеки и др.; организовать электронный документооборот внутри университета и электронный документооборот с электронным правительством Республики Коми.
Защищенный доступ к кампусной информационной системе через внешние источники позволил внедрить многочисленные сервисы для пользователей.
Появилась возможность использования электронной подписи в системе электронного документооборота. Внедрение системы контроля управлением доступа позволило интегрироваться в кампусную информационную систему в учебных корпусах и общежитиях университета.
Кампусная информационная система СГУ им. Питирима Сорокина – постоянно развивающаяся система, ориентированная на потребности студентов, преподавателей, сотрудников университета, разрабатывается и внедряется силами Управления информатизации университета без привлечения третьих лиц.
Безусловно, опыт университета в этом направлении может и должен тиражироваться в образовательных учреждениях республики и страны.
В целях выявления талантливых и перспективных студентов, способствования их успешному профессиональному карьерному старту в сфере общественных связей на территории Республики Коми в 2016 году было принято решение о проведении первого открытого регионального конкурса студенческих проектов в области развития общественных связей «PR-движение» с привлечением потенциальных работодателей, который в последующем показал себя как успешный проект.
Высшие учебные заведения Республики Коми, работающие в высококонкурентной среде, нуждаются в грамотно выстроенных публичных отношениях с общественностью – PR. Как правило, цель PR-кампаний вуза – информирование целевой аудитории об основных преимуществах вуза, его достижениях, наградах и заслугах, положительных результатах его деятельности, а также формирование позитивного имиджа учебного заведения и постоянная поддержка интереса к вузу. Параллельно решаются задачи повышения квалификации преподавателей, расширения педагогического состава, планового приема студентов, развития научно-практической деятельности студентов, привлечения к сотрудничеству работодателей и многие другие.
Конкурсные проекты оценивают члены жюри, которое формируется из числа потенциальных работодателей: руководителей органов власти Республики Коми, коммерческих предприятий и бизнес-структур, некоммерческих организаций, руководителей и специалистов структур по связям с общественностью, авторитетных специалистов, имеющих собственные разработки в области общественных связей.
В рамках «PR-движения» в течение года проводятся различные мастер-классы по актуальным для сферы маркетинга и пиара темам: использование нейросетей, креативное мышление, продвижение в социальных сетях, копирайтинг.
С этими интересными темами выступают ведущие спикеры Республики Коми и федеральные эксперты. Так, в 2024 году приглашенные спикеры проекта «PR-движение» рассказали, как неудачный рекламный опыт может превратиться в успех, а также предложили использовать в коммуникациях латеральное мышление.
При нашей поддержке молодые пиарщики завоевывают призовые места на межрегиональных и российских конкурсах в области связей с общественностью, трудоустраиваются и/или получают приглашение пройти стажировку на региональном телевидении, радио, в интернет-СМИ, пресс-службах органах власти, крупных коммерческих компаниях республики.
Практикующие пиарщики в нашем сообществе находят партнеров для реализации PR-проектов и новых членов команды.
За девять лет проведено более 50 ивентов, мастер-классов и тренингов. 2,5 тысяч участников мероприятий «PR-движение Коми» получили в рамках проекта новые знания и практические советы, которые помогли продвинуть бизнес, дело, организацию или свой бренд.
О практиках фронтирных решений
Г. Мотова: При всех новых функциях, ролях и моделях современного университета, по крайней мере, две миссии – образовательная и научная – остаются за ним уже не одну сотню лет. Для выполнения этих миссий университет незаменим. Почему? Потому что компетентен – «подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий» (как гласит этимология латинского competens) – никакая другая общественная институция не обладает столь же широким набором накопленных опыта, навыков и ресурсов, чтобы справляться с подобными задачами «со знанием дела». А задачи реальностью поставлены – сложнейшие…
Так, в условия задачи образовательной входит, при множестве дополнительных неизвестных, главный вызов, который сформулировал министр науки и высшего образования РФ – «острый дефицит квалифицированных кадров практически во всех отраслях экономики и социальной сферы». В условия задачи научной включено базовое требование – обеспечить технологический суверенитет страны, внедряя результаты отечественных исследований и разработок.
Что уже сейчас может войти в университетские «пакеты решений»?
Какие актуальные проекты: образовательный (в рамках решения проблемы дефицита кадров и подготовки новых востребованных профессий) и научно-исследовательский (в рамках разработки импортозамещающих технологий и продуктов) вуз готов предложить своим индустриальным партнерам?
О. Сотникова: В Республике Коми наблюдается дефицит квалифицированных кадров, что представляет собой большую проблему для дальнейшего развития региона. Сейчас нехватку сотрудников испытывают многие отрасли.
И это стало одним из поводов открыть в 2023 году образовательную программу по направлению бакалавриата 07.03.01 «Архитектура» с профилем «Архитектурное проектирование». Это произошло в том числе при содействии индустриальных партнеров университета, которые вносят свой вклад в организацию образовательного процесса, создание материально-технической базы.
При поддержке ООО «Специализированная компания «Горком строй», более известной как компания «СКАТ», в университете открыли ТИМ-лабораторию – современное образовательное пространство для обучения и практики в области технологий информационного моделирования зданий. Здесь студенты-архитекторы, а также специалисты строительной отрасли будут осваивать навыки работы с передовыми инструментами и методами ТИМ, заниматься разработкой учебных программ и методических материалов, проводить исследования и разработку новых методов и подходов. В учебном классе станет возможно организовывать конференции, выставки и мастер-классы. Открытие ТИМ-лаборатории будет содействовать подготовке специалистов современного уровня.
Также в 2025 году университет открывает новую образовательную программу по направлению бакалавриата 35.03.04 «Агрономия» (профиль «Растениеводство»). Идея открытия этой программы принадлежит Министерству сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, которое подтвердило потребность в специалистах данного направления для развития аграрной отрасли в Республике Коми и в целом в России.
Выпускники, освоившие программу, могут осуществлять свою профессиональную деятельность в сфере производства и хранения продукции растениеводства на основе достижений агрономии, защиты растений, генетики, селекции, семеноводства и биотехнологии сельскохозяйственных культур.
Практическая подготовка студентов планируется на базах передовых сельскохозяйственных организаций Республики Коми: тепличный комбинат ООО «Пригородный», ОАО «Птицефабрика Зеленецкая», ООО «Южное», на научных базах Института агробиотехнологий ФИЦ Коми НЦ УрО РАН. Студентов также готов принять университетский ботанический сад, который выполняет научно-исследовательские и учебно-методические работы в области экологии, рационального природопользования и охраны природы, осуществляет внедрение инновационных разработок в производство и в образовательный процесс.
Прогресс не стоит на месте, и мы уже остро нуждаемся в специалистах, которые смогут разрабатывать и обслуживать сложные системы с автоматическим и программным управлением. Поэтому в текущем 2025 году университет открывает новую образовательную программу по направлению бакалавриата 15.03.06 Мехатроника и робототехника (профиль «Программирование и эксплуатация робототехнических систем»).
При освоении программы студенты получают навыки работы с мехатронными и робототехническими системами. Умения программировать и настраивать роботов позволит легко адаптироваться как на производстве, так и на предприятиях, которые эксплуатируют робототехнику.
Предприятия, использующие мехатронные и робототехнические системы, такие как АО «Сыктывкарский ЛПК», ГАУ «СПАС-КОМИ», МЧС России по Республике Коми, готовы принять на практику наших студентов.
Сегодня также очень востребованы беспилотные авиационные системы, специалисты, умеющие их обслуживать и управлять, получают преимущество на рынке труда.
В основную профессиональную образовательную программу в 2025 году интегрирована программа профессионального обучения «Оператор беспилотных авиационных систем», которая рассчитана на подготовку специалистов в области управления беспилотными авиационными системами с максимальной взлетной массой 30 кг.
В настоящее время подготовка операторов БАС реализуется в университете в рамках гранта на обучение по основным программам профессионального обучения на бесплатной основе участников студенческих отрядов по профессиям рабочих и должностям служащих, необходимых для осуществления трудовой деятельности в составе таких отрядов. Участниками пилотного проекта стали 20 студентов Института точных наук и информационных технологий, которые являются членами Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды».
О практиках реализованной стратегии
Г. Мотова: Знаменитый термин VUCA, прежде означающий «нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность» современного мира, теперь получил в среде международного образовательного сообщества совершенно иную расшифровку – «видение, понимание, ясность, гибкость». Все это – атрибуты стратегического мышления – того «длинного взгляда», без которого немыслимо планирование будущего: «нет адекватного горизонта – нет ресурсов – нет результатов».
Итак, «длинный взгляд» университета – это его программа стратегического развития. Какое будущее он для себя видит? Как понимает свою роль и миссию? Насколько ясно описывает и «картирует» те лидерские позиции, которые намерен достичь?
Очень важные вопросы для достижения лучшего качества. И очень интересны ответы, которые вуз уже смог найти…
Пожалуйста, расскажите о вашем наиболее успешном опыте реализации вузовской стратегической программы – от постановки цели до полученного практического результата – благодаря которому университет сегодня занял (или планирует занять) лидерские позиции в той или иной области своей деятельности.
О. Сотникова: СГУ им. Питирима Сорокина на протяжении последних лет продолжает формировать интегрированную систему подготовки кадров для сферы здравоохранения.
Медицинский институт, созданный в 2014 году, сохраняет преемственность и традиции высшего медицинского образования в Республике Коми, основанного более двадцати лет назад в сложнейшее для страны время.
Сейчас Медицинский институт располагает современной материально-технической базой: оснащенными мультимедийной техникой лекционными аудиториями, современными лабораториями, компьютерными классами и симуляционным центром для отработки обучающимися практических навыков.
Университетом проводится активная профориентационная работа с целью привлечения на медицинские специальности успешных и мотивированных выпускников медицинских колледжей и школ республики и других регионов. На территории г. Сыктывкара действует шесть медицинских классов, четыре из которых работают на базе Медицинского института. В 2024 году состоялся первый выпуск: 52 школьника получили профессию младшей медицинской сестры и санитара. В рамках проведения профессиональной ориентации заинтересованной молодежи было организовано 26 мероприятий для 583 человек.
Конкурс при поступлении составляет не менее пяти человек на место. Выстроена система работы с профильными организациями: около 30% абитуриентов поступает в университет по целевому обучению.
На нашей базе реализуются образовательные программы специалитета («Лечебное дело», «Педиатрия»), магистратуры («Общественное здоровье и здравоохранение»), ординатуры («Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Кардиология», «Терапия», «Хирургия»). Все выпускники, молодые врачи, трудоустроены по специальности или продолжают обучение в ординатуре. Наши выпускники проходят аккредитацию на право ведения медицинской деятельности комиссией Коми республиканской ассоциации врачей с эффективностью 100%.
Медицинский институт набирает студентов и выполняет контрольные цифры приема, что ежегодно составляет 60 студентов по программе «Лечебное дело» и 25 студентов по программе «Педиатрия». Профессия врача является одной из самых востребованных и поэтому является популярным выбором для абитуриентов.
Стоит отметить, что Минздрав Республики Коми является основным заказчиком специалистов для отрасли и выделяет места для обучения будущих врачей по программам ординатуры за счет средств регионального бюджета. В перспективе до 2027 года планируется выпустить более 200 подготовленных врачей-лечебников и педиатров, а также 86 врачей-специалистов, окончивших клиническую ординатуру.
В связи с развитием национального проекта «Экспорт образования» университет активно развивает обучение по специальности «Лечебное дело» на иностранном языке. В Медицинском институте на конец 2024 года обучались 158 студентов из Египта, Индии, Ирака и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Для преподавателей Медицинского института было разработано и реализовано две программы по изучению английского языка для преподавания медицинских дисциплин иностранным студентам, большинство из которых проходят обучение по направлению подготовки высшего образования «Лечебное дело».
Нами сформирована эффективная образовательная среда, ориентированная на формирование профессиональных компетенций у обучающихся за счет привлечения высококвалифицированных специалистов и организации клинических практических занятий непосредственно на базах медицинских организаций. В рамках учебных дисциплин организуется практическая подготовка на базе медицинских организаций Республики Коми. При содействии университета пять медицинских учреждений получили статус клинических, среди которых ведущие организации: Коми республиканская больница, Перинатальный центр, Коми республиканская детская больница. Именно на клинических занятиях реализуется важнейший принцип современного обучения – применение полученных теоретических знаний в практической деятельности. Кроме того, реализуется важнейшее направление в организации учебного процесса – работа студента у постели больного под контролем преподавателя с последующим написанием истории болезни пациента.
Студенты-медики имеют возможность уже во время учебы после сдачи соответствующего экзамена получить допуск к работе в должностях среднего медицинского персонала и трудоустраиваться в медицинские учреждения. В 2024 году допуск к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров получили 19 ординаторов по разным специальностям.
И в работе по развитию медицинского образования мы не останавливаемся. Планируется открытие новых направлений клинической ординатуры: «Педиатрия», «Неврология», «Эндокринология», «Травматология и ортопедия», «Онкология», а также разработка и реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования для врачей, фельдшеров и медицинских сестер. В 2024 году университет вошел в качестве координатора вновь созданного Медицинского образовательного кластера, что предполагает еще более тесную интеграцию с медицинскими колледжами республики.
Особую значимость для Республики Коми, как и для всей Российской Федерации, имеет подготовка педагогических кадров. В течение последних пяти лет в университете для подготовки будущих педагогов были разработаны 29 новых программ подготовки бакалавров и 10 программ подготовки магистров. В целях реализации единых подходов к их структуре и содержанию разработка программ бакалавриата осуществляется на основе методических рекомендаций «Ядро высшего педагогического образования», одобренных Минпросвещения России.
Модернизация образовательных программ подготовки будущих педагогов обусловлена как запросами рынка труда, так и необходимостью опережающей подготовки специалистов. Новые педагогические программы позволят выпускникам вуза не только осуществлять предметную подготовку учащихся общеобразовательных школ, но и обеспечивать разработку и реализацию программ дополнительного образования детей различных направленностей: естественно-научной, технической, социально-гуманитарной, физкультурно-спортивной и других. В образовательные программы подготовки педагогов включены дисциплины особенно актуальные сегодня на рынке труда, направленные на работу с учащимися с особыми образовательными потребностями, в том числе мотивированными на углубленную предметную подготовку, а также с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Совместно с Череповецким государственным университетом – исполнителем гранта в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» разработано содержание подготовки по программе педагогической магистратуры «Искусственный интеллект. Цифровая среда образовательной организации», что позволит ее выпускникам обеспечивать внедрение технологий искусственного интеллекта в системе образования.
Также в университете реализована практика освоения будущими педагогами образовательных программ бакалавриата с возможностью получения нескольких квалификаций. В частности, обучающиеся по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» проходят профессиональное обучение по программе «Вожатый».
Для обеспечения практической подготовки обучающихся университетом заключены договоры с образовательными организациями. Часть практик студентов реализуется в рассредоточенной форме, позволяющей студентам при ее прохождении активнее участвовать в процессах обучения и воспитания школ, организаций дополнительного и дошкольного образования. В целях обеспечения соответствия качества подготовки будущих педагогов современным требованиям в университете создан Технопарк педагогических компетенций, состав оборудования и специализированных аудиторий которого будет дополнен с введением нового строящегося учебного корпуса. Дополнительно для организации профессиональной подготовки, приобретения обучающимися практических навыков непосредственно в профильных организациях университетом заключены договоры о сетевой форме реализации образовательных программ высшего педагогического образования с ГАОУ РК «Лицей для одаренных детей», детским технопарком «Кванториум» (г. Сыктывкар).
Первостепенное значение при формировании педагогического потенциала республики имеет целевая подготовка. В 2024 году по договорам о целевом обучении на образовательных программах высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» обучались 76 студентов. Этого, конечно, недостаточно, ведь образовательные организации республики испытывают острую потребность в обновлении педагогического состава. Уже с начала нынешнего года мы очень плотно работаем со школами, управлениями образования муниципалитетов для набора «целевиков» в рамках грядущей приемной кампании.
Отбор наиболее подготовленных абитуриентов к освоению образовательных программ подготовки педагогов осуществляется посредством сопровождения профильных психолого-педагогических классов в общеобразовательных организациях г. Сыктывкара и других муниципальных образований Республики Коми. СГУ им. Питирима Сорокина заключено свыше 30 соглашений о сотрудничестве с образовательными организациями Республики Коми, предметом которых является совместная деятельность сторон по развитию кадрового потенциала педагогических работников школ. В рамках указанных соглашений осуществляется проект сетевой модели по реализации образовательных программ психолого-педагогических классов «Я буду учителем» по двум направлениям работы: психолого-педагогическое обеспечение профессионального становления будущих педагогов при условии согласования личностных и социально-профессиональных потребностей обучающихся; научно-методическое сопровождение педагогов, организующих образовательный процесс в психолого-педагогических классах. Создан республиканский совет обучающихся, участвующих в реализации сетевой модели, а также сообщество «Попутного ветра и семь футов под килем» на платформе ВКонтакте для публикации материалов и трансляции мероприятий для участвующих в проекте иногородних образовательных организаций.
Эффективному формированию единого образовательного пространства подготовки кадров для отрасли «Образование» способствует и имеющийся опыт реализации проектов, направленных на развитие кадрового потенциала региона. В частности, СГУ им. Питирима Сорокина являлся федеральной инновационной площадкой по проекту «Система непрерывной подготовки педагогов к профессиональной деятельности в цифровой образовательной среде». В рамках национального проекта «Образование» в университете были созданы мастерские в сфере информационно-коммуникационных технологий, которые используются для подготовки учителей математики, информатики и физики. На базе вуза (федеральный проект «Успех каждого ребенка») создан Ключевой центр развития детей «Дом научной коллаборации имени В.А. Витязевой». Деятельность центра направлена на значительное увеличение количества учащихся общеобразовательных школ, охваченных программами дополнительного образования; подготовку кадров для экономики региона; профессиональную ориентацию детей и подготовку к поступлению в вуз; подбор кандидатов для целевой подготовки кадров для нужд организаций и предприятий; профессиональное обучение; выявление, подготовку и мотивацию лучших учеников для получения высшего образования; повышение эффективности использования инфраструктуры вуза; обновление содержания и технологий преподавания учебных предметов путем профессиональной переподготовки педагогических кадров.
Также в университете создана система непрерывной подготовки педагогических кадров в рамках программ высшего и дополнительного профессионального образования и участия в системе отбора наиболее мотивированных абитуриентов. Для студентов и аспирантов обеспечены возможности проведения научных исследований и представления их результатов в совместно созданном с Елецким государственным университетом им. И.А. Бунина диссертационном совете по педагогическим наукам.