Информационным поводом для выбора темы послужила, по выражению вице-премьера Дмитрия Чернышенко, «беспрецедентная по масштабам работа» – подготовка «Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года». Как известно, к ее разработке по поручению Президента РФ правительство приступило в 2024 году. Цель – создать современную и гибкую образовательную систему, которая могла бы «обеспечить всестороннюю подготовку молодых поколений к вызовам будущего».
«Это наш фундаментальный документ», – так охарактеризовал готовящуюся стратегию премьер Михаил Мишустин в ходе специальной осенней (9.11.2024) стратсессии [1]. Действительно, особенность стратегии не только в том, что она станет одной из составных частей нового нацпроекта «Молодежь и дети», но и в том, что это первый в истории современной России (и давно ожидаемый) долгосрочный план развития образования, объединяющий все его уровни.
Итак, каково желаемое будущее российского образования? Какими к 2040 году должны стать школы, вузы и система дошкольного образования? Какие изменения требуются, чтобы прийти к этому результату? Эти вопросы легли в основу подготовительной работы, в которую за прошедшие полгода включились сотни экспертов от ведущих профессиональных и общественных организаций, представители всех ключевых, реализующих госполитику в сфере образования ФОИВ и всех 89 российских регионов.
Сегодня столь масштабное обсуждение выходит на финишную прямую – проект стратегии должен быть представлен в Правительство РФ уже в марте 2025 года. И, поскольку «обратную связь» – активное высказывание конструктивных оценок и предложений – организаторы проектных дискуссий обозначили как особо важный фактор для формирования качественного итогового документа, предлагаем редакционному Экспертному совету высказаться по предложенной тематике, ответив на ряд вопросов…
[1] http://government.ru/news/53376/
АО. Традиционно, выходя на новые рубежи, мы проводим своего рода инвентаризацию достигнутого. Исходя из этого, как вы считаете, какие главные успехи накоплены отечественной системой образования за последние 10-15 лет, а какие зоны остаются наиболее проблемными?
– Введение санкционных мер в отношении Российской Федерации привело к необходимости экстренной адаптации экономики страны к внешним вызовам. Возникшая турбулентность обусловила необходимость глобального пересмотра действующей образовательной системы, её сближению с сектором реальной и виртуальной экономики.
Говоря о результатах развития отечественной системы образования, я придерживаюсь мнения, что каждый виток ее развития является одновременно и промежуточным результатом, и базисом для внедрения инновационных преобразований с учетом прошлого опыта.
В результате рефлексии и расстановки приоритетных задач за последние десять лет произошло переориентирование существующей образовательной парадигмы с ее постепенным переходом к личностно-ориентированной и культурологической парадигмам, заложен фундамент для пересмотра действующих профессиональных стандартов и внедрения новых стандартов с учетом конъюнктуры рынка труда в Российской Федерации, наметилась устойчивая тенденция к поэтапному формированию исследовательских компетенций у обучающихся и созданию «бесшовной системы» получения ими образования в сфере науки, культуры и искусства.
К основным успехам, накопленным отечественной системой образования, можно отнести:
– Образование за последние 10-15 лет изменилось во многих аспектах, как из-за быстрого развития технологий, так и из-за изменения требований общества. Эти изменения направлены на то, чтобы образование стало более доступным, гибким, индивидуализированным и ориентированным на развитие навыков, необходимых для жизни в современном мире.
Можно выделить следующие, наиболее значимые изменения:
К наиболее проблемным зонам образования можно отнести следующее: низкие зарплаты учителей; нехватка средств на оборудование и ресурсы; нехватка квалифицированных специалистов; разрыв между городскими и сельскими школами; отрыв от настроения рынка труда; недостаточное финансирование научных исследований.
– В целом нужно отметить, что современная система образования максимально ориентирована на удовлетворение запросов рынка труда, задачи по достижению технологического суверенитета, формирование патриотического мировоззрения молодёжи. Многие стратегические решения по формированию «образа будущего» принимаются вузами с участием индустриальных партнёров – потенциальных работодателей и заказчиков результатов интеллектуальной деятельности. Нельзя не отметить число государственных мер поддержки, реализуемых посредством предоставления вузам возможности участия в крупных федеральных проектах и программах и, в основном, на конкурсной основе. Омский ГАУ в 2022г. стал участником ФП «Профессионалитет», благодаря которому был создан образовательно-производственный кластер с современными аудиториями, оборудованием, техникой. Представители аграрного бизнеса назвали это новой моделью адресной подготовки кадров применительно к условиям нашего аграрноориентированного региона. Особенно это важно сейчас, в условиях дисбаланса трудовых ресурсов в отрасли. Проблемы или новые задачи связаны с вызовами социально-экономического характера.
– В первую очередь, среди достижений следует отметить четкую ориентацию всех нормативных требований к подготовке специалистов на потребности рынка труда, уход от типовых учебных планов и программ, предоставление вузам определенной степени свободы в разработке содержания и логистики образования. С этим связана и постоянная актуализация образовательных программ по запросам стейкхолдеров, и реализация комптенетностного подхода, обозначенного во ФГОС ВО, и постоянная работа с компетентностным профилем обучающегося, что создает условия для здоровой конкуренции среди выпускников вузов.
Значительно упростились с точки зрения объема бумажной документации процедуры оценки качества образования (лицензирование, государственная аккредитация, НОК условий осуществления образовательной деятельности). Введение аккредитационного мониторинга дает возможность обозначить не только проблемные показатели работы с целью их исправления, но и акцентировать внимание для принятия конкретных решений по развитию университета.
Появились цифровые инструменты для организации приемной кампании, информационно-аналитические системы для автоматизации процессов вуза.
Большую роль в формировании и использовании новых подходов к образованию сыграла пандемия COVID19, которая выявила как достоинства, так и недостатки дистанционного обучения. С одной стороны, четко определились ситуации, когда онлайн-обучение невозможно или ограничено. Это касается, в частности, медицинского образования, когда большая часть подготовки должна проходить «у постели больного». С другой стороны, всеобщий переход на дистанционное обучение побудил к созданию новых обучающих технологий, более широкое внедрение цифры в процесс преподавания. В настоящее время и в классическом медицинском образовании мы активно используем тренажеры-симуляторы для формирования у обучающихся практических навыков по схеме «теория – симуляционное обучение – практика».
Хорошие результаты сегодня показывает и сетевое взаимодействие, когда вузы обмениваются недостающими компетенциями при реализации образовательных программ.
Несмотря на имеющиеся большие успехи в настоящее время существуют и некоторые трудности, работа по устранению которых уже начата, и, думаю, будет продолжена. На довузовском этапе – это ориентация на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, и как итог – не всегда истинная картина соответствия результатов данных экзаменов уровню подготовки учащегося. На уровне высшего образования: большой поток быстро изменяющейся информации требует перехода от трансляции знаний к их систематизации и практико-ориентированности, что возможно реализовать только при соответствующей подготовке ППС, разработке новых средств обучения; глобальная цифровизация и создание открытых образовательных пространств с выделением отдельной ниши AR, VR, MR-технологий, искусственного интеллекта в подготовке будущих специалистов и адекватное встраивание ее в учебный процесс. На уровне ДПО, если говорить о медицинском образовании, существует проблема реализации программ ДПО непрофильными образовательными организациями, не имеющими соответствующего материально-технического и кадрового потенциала. В целом, государством уже сейчас предпринимаются реальные действия для решения данных задач.
– За последние 10-15 лет российская система высшего образования достигла значительных успехов. Сделан акцент на научные исследования, что привело к увеличению количества грантов и финансирования, способствовало созданию новых молодежных научных лабораторий, центров, передовых инженерных школ, позволяющих готовить высококвалифицированных специалистов. Для привлечения молодежи в науку предусмотрена поддержка молодых ученых – стипендии, гранты и премии Президента Российской Федерации, государственные жилищные сертификаты.
Одним из важных направлений стало активное внедрение цифровых технологий и форматов обучения, в том числе с использованием искусственного интеллекта, что позволяет студентам более гибко и эффективно усваивать знания.
Запущен новый порядок поступления на целевое обучение. Расширены возможности заключения договоров на платформе «Работа в России». Такой формат предусматривает тесное взаимодействие студента и будущего работодателя уже в процессе обучения.
Проводятся мероприятия по модернизации инфраструктуры, расширению кампусного пространства и созданию комфортной среды обучения.
Но предстоит еще многое сделать для совершенствования отечественной системы высшего образования. Это и обновление содержания российской системы образования, и дальнейшее привлечение и закрепление кадров в науке, особенно среди молодежи, и внедрение цифровых технологий, и модернизация образовательной инфраструктуры, и расширение тесного взаимодействия работодателей, выпускников и самих вузов.
Таким образом, российское высшее образование должно стать более адаптивным и ориентированным на потребности современного рынка труда.
– Важнейшим феноменом постсоветской высшей школы в России явился резкий количественный рост: число вузов и студентов выросло в этот период в 2-3 раза. Положение сложилось примерно такое же, как в период первой пятилетки в СССР, когда увеличение числа студентов сопровождается резким ухудшением качества их подготовки. Но тогда количественный рост был оправдан огромным голодом на специалистов с высшим образованием.
В постсоветский период изменились требования к высшему образованию со стороны рынка труда. Реальный спрос на новые кадры не находил должного предложения. До сих пор высшее образование в России характеризуется переизбытком специалистов по одним направлениям и дефицитом по другим. Сейчас рабочая группа по формированию стратегии разрабатывает как раз ответы на ключевые вызовы. Обозначу только некоторые из них, но подчеркну, что стратегия как документ учитывает весь ландшафт.
Итак, какие проблемы призвано решить системное видение развития высшего образования, над которым сейчас идет работа:
– Основным успехом и, несомненно, заделом на будущее можно назвать развитие онлайн-образования и применение электронных образовательных технологий, что позволило сделать доступным образование для лиц с ОВЗ, расширило возможности получения качественного образования по сетевым образовательным программам с ведущими научно-образовательными центрами для регионов. И так как технологии развиваются с колоссальной скоростью, отдельно хотелось бы отметить использование цифровых инструментов в образовании, которые позволяют сделать его более качественным и привлекательным с точки зрения подачи информации при обучении. Также активно развивается цифровизация при организации образовательного процесса. Это и образовательные платформы, и информационные системы для учета контингента и успеваемости, и цифровые образовательные среды и цифровой образовательный контент – всё это позволяет сделать образование доступным, качественным, актуальным современному миру.
Конечно, есть и место для развития и совершенствования. Система образования достаточно инертна к изменениям в быстроменяющихся условиях на рынке труда – обучение ориентировано на долгосрочные результаты. Сложной задачей является выстраивание такой стратегии, когда образование в синергии с наукой должно иметь все возможности и ресурсы для внедрения опережающих технологий.
Также опасение вызывает нехватка квалифицированных преподавателей, связанная, прежде всего, со сложностями привлечения молодых специалистов, низкой мотивацией и престижем профессии. Университеты активно развивают кадровую политику для молодых преподавателей, предлагают индивидуальные программы развития, гранты, повышения квалификации и стажировки. Открывается большое количество молодежных лабораторий и студенческих-конструкторских бюро для вовлечения в науку и образовательную деятельность еще на этапе студенчества. В нашем университете открыта программа молодежного кадрового резерва, развивающая мотивированных обучающихся старших курсов по трекам: лаборатория молодых специалистов, лаборатория молодых управленцев, лаборатория молодых преподавателей и исследователей. Однако вопрос очень сложный и его невозможно решить в краткосрочной перспективе.
– Качество медицинской помощи – в числе общемировых и национальных приоритетов, потому что это основа национальной безопасности и общественного благополучия. Связь между качеством оказываемой медицинской помощи и качеством медицинского образования очевидна.
– Наиболее важные изменения, которые определяют вектор развития высшего образования, произошли в последние 5 лет.
Например, с 2021 года появилась возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций в рамках одной образовательной программы. Это позволяет выпускнику расширить свои профессиональные компетенции, возможности для трудоустройства.
Среди системных изменений в системе образования, повышающих конкурентоспособность вузов, пожалуй, выделю внедрение долгосрочных программ лидерства (например, «Опорный университет», «Приоритет-2030» и прочие). Даже если университеты не попадают в число победителей, участие в конкурсах по этим программам даёт толчок к развитию образовательной организации и позволяет получить уникальную возможность активного взаимодействия между вузами.
Также отмечу, что в последнее время большое внимание направлено на актуализацию молодежной политики в вузах. Внесены изменения в стандарты в части изучения Истории России, в образовательные программы включена дисциплина «Основы Российской государственности», практически во всех вузах реализуется масштабный проект «Обучение служением». Во многих вузах, в том числе и в нашем, функционируют координационные центры по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции.
Однако здесь выделю некоторые проблемные зоны. Во-первых, это неравные стартовые возможности выпускников школ. В результате мы имеем отток в вузы центральных городов «высокобалльников», которые после окончания учебы не возвращаются в свой регион. Остаются более слабые выпускники, и вузу приходится «подстраиваться» под их возможности, не допуская при этом снижения качества высшего образования. И во-вторых, всё больше появляется инфантильной молодежи, у которой сформировалось потребительское отношение к государству и обществу. И это не только студенты, но и молодые преподаватели. Здесь нужно усиление молодежной политики в рамках формирования патриотической повестки.
– К накопленным успехам и заделам можно отнести следующее: избавление от огромной массы вузов-однодневок; акцентирование связок наука-образование, наука-производство; восстановление статусности воспитательной функции с приоритетностью патриотизма и гражданственности; освоение информационно-технологической оснащённости; переориентация на задачи технологического суверенитета и лидерства; развитие университетского инновационно-технологического предпринимательства; создание системных основ по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей и преодолению воздействия деструктивной идеологии.
Проблемных зон в детализированном плане немало, проистекают же они из единой основы, поэтому более верным представляется сосредоточение на следующих ключевых «зонах разрешения проблемности»:
– Перед системой профессионального образования за последнее десятилетие возник ряд серьезных вызовов, преодоление которых является необходимым условием развития экономики и социальной сферы страны.
В число основных вызовов входят:
Хотелось бы более подробно остановиться на последней проблеме – развитии инклюзивного профессионального образования и поделиться опытом его реализации в Нижневартовском государственном университете.
Статистические данные показывают, что с каждым годом возрастает число людей с существенными нарушениями здоровья, имеющих как следствие серьезные затруднения в получении образования и социализации.
Неудивительно, что вопросам обучения людей с ОВЗ уделяется особое внимание в большинстве образовательных систем мира. Согласно статье 24 Конвенции о правах инвалидов государства-участники обеспечивают инклюзивное образование инвалидов на всех уровнях и их обучение в течение всей жизни. Россия ратифицировала Конвенцию в 2012 году и за этот период времени на государственном уровне была проведена значительная работа по созданию условий для получения образования людьми с ОВЗ. Это актуализация соответствующих нормативно-правовых актов: законов о социальной защите инвалидов, об образовании, положения о лицензировании образовательной деятельности и ряд других документов. Отмечу, что на сегодняшний день любая образовательная организация должна выполнять обязательное лицензионное требование – обеспечение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевой задачей для успешной интеграции инвалидов в жизнь нашего общества является создание доступной и безбарьерной среды в общественных пространствах, транспортных коммуникациях, организациях, государственных учреждениях.
Важность этого базового условия, обеспечивающего социализацию людей с ограниченными возможностями здоровья, подтверждается утверждением и реализацией Правительством РФ государственной программы «Доступная среда».
В 2021 году отдельным документом утвержден межведомственный комплексный план по обеспечению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Перечень мероприятий плана направлен не только на получение инвалидами образования, но и их профориентацию и содействие трудоустройству.
Указанные выше документы стали основой для создания в вузах инклюзивной образовательной среды. Учитывая сложность реализации поставленной задачи, Минобрнауки России была создана сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ). Созданные РУМЦ стали центром учебно-методической и консалтинговой поддержки региональных университетов в создании доступной образовательной среды.
Хотелось бы поделиться опытом, накопленным НВГУ в этом направлении. В первую очередь, следует отметить ряд направлений, в которых проводится активная работа по обеспечению инклюзивного образования в НВГУ:
Одной из первых задач, возникших перед вузом, была разработка и модернизация локальных нормативных актов университета для обеспечения инклюзивного образования. В рамках ее решения было разработано положение об обучении инвалидов и лиц с ОВЗ, а также актуализированы другие документы, регламентирующие образовательный процесс, начиная от правил приема и заканчивая положением о государственной итоговой аттестации. Отмечу, что основная проблема на данном этапе заключалась в отсутствии в большинстве вузов локальной базы нормативных документов, регламентирующих инклюзивное обучение. Многие вещи пришлось делать впервые.
Вторая задача заключалась в распределении полномочий и закреплении ответственности по обеспечению условий обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. Основной сложностью в ее решении было отсутствие ресурсов для создания отдельного центра сопровождения обучения инвалидов с соответствующим штатным расписанием. Поэтому в НВГУ был реализован другой механизм взаимодействия участников образовательного процесса в части обеспечения инклюзивного образования. Так в 2015 году приказом ректора были распределены ответственность и полномочия по обеспечению условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ между структурными подразделениями университета. На основании приказа были актуализированы соответствующие положения о деятельности структурных подразделений и должностные обязанности сотрудников.
Третьей задачей, поставленной перед коллективом университета, было создание доступной безбарьерной архитектурной среды во всех учебных корпусах и общежитии студентов. Системным документом для ее планирования и выполнения стал утвержденный Ученым советом вуза план мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг на период до 2030 года. Основными проблемами, с которыми мы столкнулись, были высокие финансовые затраты на архитектурную реконструкцию, невозможность в некоторых случаях изменить планировку старых зданий в части обеспечения перемещения инвалидов-колясочников внутри зданий. Решение возникших проблем было реализовано через размещение зон целевого назначения (библиотек, столовых, санитарно-гигиенических комнат, аудиторий для занятий с маломобильными группами населения) на первых этажах учебных корпусов. В рамках запланированных мероприятий учебные корпуса оснащены пандусами, специализированными подъемниками, лестничными гусеничными подъемниками, креслами-колясками и другим оборудованием.
Четвертая группа задач была направлена на обеспечение инклюзивного образования кадровыми и учебно-методическими ресурсами. Основные проблемы, которые нам пришлось решать были:
Обозначенные проблемы решались в тесном взаимодействии с ведущими партнерами вуза, одним из которых является Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Тюменского государственного университета (РУМЦ). В рамках сотрудничества НВГУ и РУМЦ утверждена и реализуется дорожная карта по повышению доступности и качества высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Реализация мероприятий дорожной карты осуществляется по трем направлениям: «Сопровождение и развитие инклюзивного высшего образования», «Обучение и повышение квалификации сотрудников» и «Профориентация и содействие трудоустройству». Ежегодно на базе РУМЦ сотрудники проходят обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам в области инклюзивного образования. Отдельно хотелось бы отметить совместную работу университета с Излучинской школой - интернатом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках сотрудничества преподаватели НВГУ в формате проведения мастер-классов и семинаров-практикумов перенимают уникальный опыт обучения инвалидов специалистами по сурдопереводу и тифлопедагогами.
Пятой задачей, стоящей перед университетом, является социализация инвалидов и лиц с ОВЗ. Для ее решения ведется работа по созданию социокультурной среды, способствующей социальной адаптации обучаемых с ОВЗ. Особая роль здесь отводится организации внеучебной работы, а также мероприятиям по содействию трудоустройству студентов.
Обучающиеся НВГУ принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс» и «Профессиональное завтра». По итогам 2024 года в региональном чемпионате «Абилимпикс» приняли участие 9 наших студентов. Обучающиеся продемонстрировали своё мастерство по таким компетенциям как «Веб-дизайн», «Жестовое искусство», «Массаж», «Дошкольное воспитание» и др. Нижневартовский государственный университет второй год является площадкой проведения регионального чемпионата «Абилимпикс» по компетенции «Изобразительное искусство».
В целях содействия трудоустройству выпускникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность пройти обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Успешная карьера: от ограничений к возможностям», разработанной РУМЦ ТюмГУ. После завершения обучения университетом осуществляется постдипломное сопровождения выпускников, а также проводится мониторинг и анализ их трудоустройства.
В заключение отмечу, что в настоящее время в НВГУ продолжается работа по расширению образовательного потенциала и повышению качества реализации инклюзивного образования.
– Из главных достижений хочу отметить новую парадигму российского образования – поступательное движение к суверенной системе.
Мы сохранили и расширили контингент студентов, повысили доступность высшего образования, увеличили число бюджетных мест, особенно в приоритетных направлениях. Это будет способствовать повышению образовательного уровня населения в ближайшем будущем.
Идет процесс цифровизации высшего образования: цифровые технологии внедряются в образовательный процесс, очное обучение разумно сочетается с дистанционным и онлайн-курсами.
Также из положительного – растет экспорт российского образования, все больше студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья выбирают российские вузы. В БГПУ имени М. Акмуллы создано управление международных связей для поддержки иностранных студентов, благодаря системной работе их число растет год от года и на сегодняшний день составляет почти 11% от общего числа.
В Акмуллинском университете успешно работают научно-исследовательские лаборатории, сформированы научные коллективы, развивается молодёжная наука, реализуются гранты и ведётся подготовка научных кадров высшей квалификации. С каждым годом в вузе растет интерес к выполнению научно-исследовательских работ, растет количество заявок на конкурсы студенческих стартапов, позволяющих реализовать свои проекты на основе научных идей и разработок. Это стало возможным благодаря федеральной и региональной поддержке ученых. Например, в Республике Башкортостан учреждены гранты на поддержку молодых научно-педагогических работников. Средства предназначены для улучшения жилищных условий и научно-образовательных стажировок как в России, так и за рубежом. Благодаря региональной поддержке (более 30 миллионов рублей) улучшили свои жилищные условия 18 сотрудников университета и 42 человека прошли стажировку.
Высшее образование все более ориентировано на потребности рынка труда: активно внедряется компетентностный подход в образовательные программы, усиливается взаимодействие с работодателями при разработке учебных планов, развивается практико-ориентированное обучение (стажировки, проектная деятельность, работа в реальных условиях). Возросла доля программ, ориентированных на потребности конкретных отраслей экономики и регионов. Эти новации способствуют востребованности наших выпускников.
Внедрение современных образовательных технологий позволяют повысить качество и эффективность образовательного процесса. На базе БГПУ имени Акмуллы разработан и внедрен управленческий инструмент – информационно-аналитическая система развития кадрового потенциала, позволяющая осуществлять диагностику профессиональных дефицитов и автоматически выстраивать индивидуальный образовательный маршрут. Система содержит контрольно-измерительные материалы по оценке профессиональных компетенций учителей, воспитателей, студентов. Диагностику на платформе уже прошли более 19 тысяч педагогов из восьми субъектов РФ, включая воссоединенные российские регионы.
Также хочется отметить поддержку олимпиадного движения, которое позволяет формировать будущую интеллектуальную элиту страны.
Из проблемных зон образования хотелось бы отметить, что не все педагоги готовы к новым вызовам, идет старение профессорско-преподавательского состава, научно-педагогических кадров, как и в других отраслях, есть дефицит квалифицированных кадров.
При недостаточном финансировании оплаты труда научно-педагогических кадров есть проблема миграции, «утечки мозгов». Еще есть разрыв между ведущими университетами и региональными вузами по уровню финансирования.
– За последние десятилетия российское высшее образование продемонстрировало значительный прогресс. Важным достижением стало внедрение новых стандартов обучения, модернизация учебных программ, укрепление связей с работодателями. При этом, сохранение положительного опыта советской системы стало хорошим заделом для повышения качества подготовки специалистов. Я думаю, что ценным является сохранение идентичности личности при принятии решения о поступлении в тот или иной вуз. Обучающимся предоставляется возможность выбора направлений подготовки, специальностей, образовательных организаций на территории Российской Федерации. Одним из ключевых успехов стало повышение доступности образования благодаря развитию онлайн-обучения и дистанционных технологий.
Если говорить о проблемных зонах, отмечу, отказ от советской системы высшего образования и переход на Болонскую систему образования в начале 2000-х годов привел к появлению множества нестыковок. Изначально Болонская система предполагала взаимное признание образования за рубежом. Авторы инициативы преследовали цель создать в Европе единое пространство высшего образования, чтобы размыть границу между форматами обучения в вузах разных стран. Однако российские дипломы и научные степени подвергались дискриминации, их не признавали за рубежом.
Наряду с этой, в числе проблемных зон я бы отметил процедуру отбора, и зачисления абитуриентов в образовательные организации. То есть это конкурсы, это система зачисления в вузы по результатам ЕГЭ. При современных условиях развития системы образования, в первую очередь цифровизации, сейчас важно особое внимание уделить именно процедуре отбора, профессиональной ориентации. К актуальным проблемным зонам я отношу устаревшую материально-техническую базу в ряде вузов и проблему кадрового дефицита среди преподавателей, особенно молодых специалистов.
– В числе успехов отмечу укрепление инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров благодаря федеральным программам развития и сотрудничеству с реальным сектором экономики. При поддержке нацпроекта «Наука и университеты» мы впервые за 40 лет построили новое общежитие на 790 мест. В рамках стратегического проекта, входящего в программу «Приоритет 2030», в НГТУ НЭТИ создан один из первых в России дизайн-центров силовой электроники. В нашем вузе создано несколько корпоративных научно-исследовательских лабораторий с такими компаниями, как «Элемент», «Элтекс», АО «РиМ», «Таврида» и другими индустриальными партнерами. Понятно, что научно-образовательную инфраструктуру можно развивать «до бесконечности», но я считаю, что эта проблема в значительной степени решена.
В числе несомненных достижений не могу не отметить рост интереса к инженерному образованию, зафиксированный в исследовании коллег из Высшей школы экономики. Совокупный прием на инженерные направления подготовки в 2024 году вырос на 7% по сравнению с 2022 годом. Этот интерес отмечаем и мы: количество школьников, сдающих профильную математику, физику и информатику и выбирающих инженерные профессии, растет. И мы предпринимаем усилия для наращивания этих темпов всеми доступными инструментами, в числе которых – масштабный профориентационный проект «ТехноНаставники». В него было вовлечено более 18 тыс. школьников и более 1 000 студентов технических вузов. При лидерской инициативе НГТУ НЭТИ в партнерстве с МГТУ «СТАНКИН» и фондом «Сколково» к проекту подключились более 15 регионов страны.
Поэтому да, интерес к инженерии среди абитуриентов мы отмечаем, но не в той степени, в какой нам хотелось бы. Дело в том, что страна не может ждать очень долго. Я считаю, что у нас ограничен лимит времени, в течение которого необходимо перестроиться, чтобы идти курсом технологического суверенитета и, тем более, технологического лидерства.
– Главным успехом нашей страны за последние годы я бы назвал то, что мы, наконец, поняли – именно та система образования, которая была создана в великом и могучем Советском Союзе, помогла добиться величайших успехов.
Также не могу не сказать про то, к чему мы шли всё это время – про подготовку к 80-летию нашей победы в Великой Отечественной войне. А победа, как известно, тоже зиждется на патриотизме народа, ратном подвиге военных и научных достижениях мирных граждан. И всё это также можно по праву считать результатом деятельности работников системы образования в СССР. В дальнейшем к этим результатам можно отнести грандиозные успехи в космической, атомной промышленностях, а также в социальной сфере.
АО. По замыслу инициаторов, новая стратегия развития образования должна обеспечить всестороннюю подготовку молодых поколений россиян к «вызовам будущего». Какие из этих вызовов представляются наиболее существенными?
– Новая стратегия развития образования в России должна обеспечить всестороннюю подготовку молодых поколений россиян к «вызовам будущего» с учетом целого ряда ключевых факторов, которые могут значительно повлиять на жизнь и карьеру молодых людей в ближайшие десятилетия. По нашему мнению, наиболее существенными вызовами являются следующие:
Для эффективного реагирования на эти вызовы образовательная система должна быть гибкой, адаптивной и ориентированной на развитие востребованных навыков, таких как критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки и способность к самостоятельному обучению.
– Стратегия – это один из основных документов для будущего системы образования. Она должна учитывать современные вызовы. На мой взгляд, наиболее существенными являются следующие:
Успешная адаптация к технологическим изменениям, экономической неопределенности и несоответствию между учебными программами и потребностями рынка труда является ключом к обеспечению качественного и актуального образования для будущих тенденций. Это требует создания условий гибкости, инновационности, содействия переменам и тесного сотрудничества с бизнесом, правительством и обществом.
– Вызовы, угрозы и факторы, влияющие на развитие экономики в целом, агропромышленного комплекса, в частности (для нас это важно, так как Омский ГАУ – отраслевой вуз) перечислены в документах стратегического планирования на период до 2030 года. Среди них торговые барьеры, биологические угрозы, социальные угрозы, переход на новые технологии и технику в условиях импортозамещения и др. Все они являются причинами быстрого выхода из «зоны комфорта» и требуют навыков такой же быстрой адаптации молодых специалистов к новым реалиям социально-экономического, технико-технологического и экологического характера. Фундаментальность высшей школы всегда будет иметь особое значение в определении сути высшего образования как такового, но его прикладная часть (доминирующая по многим направлениям подготовки) является инструментом синхронизации вызовов и возможностей быстрого и эффективного реагирования на них. Ключевым для молодого поколения управленцев, специалистов является принцип «трансформации вызовов в практические задачи для поиска оптимальных вариантов их решения в условиях командообразования и проектно-ориентированных подходов».
– В настоящее время перед сферой образования стоят вызовы как на глобальном, так и на национальном уровне. К ним можно отнести: высокую скорость социально-экономических изменений; цифровую и культурную трансформацию отраслей экономики и социальной жизни, формирование новых секторов рынка; изменение демографической структуры общества, нарастание глобальной конкуренции, в т.ч. за цифровой, технологический, образовательный, промышленный суверенитет; необходимость импортозамещения и обеспечения страны технологиями, критически важными для устойчивости экономики и общества, за счет внутренних ресурсов. Данные вызовы требуют от системы высшего образования с одной стороны изменения роли университетов в процессах социально-экономического развития общества, в частности, инновационное развитие территорий, развитие предпринимательства, поддержка социальной функции, с другой - формирования в процессе обучения новой социально-профессиональной идентичности человека в связи с технологическим развитием. Уже сегодня происходит цифровая трансформация образования – смена образовательных технологий, смещение в некоторых случаях фокуса на онлайн-обучение, запрос на персонификацию и индивидуализацию, на постоянное обучение в течение жизни. В связи с этим образовательные программы должны постоянно актуализироваться, быть междисциплинарными и практико-орентированными. Что касается медицинского образования считаю главной стратегической задачей подготовку врача, владеющего наряду с профессиональными компетенциями в области медицины технологиями в сфере телемедицины, СППВР и ИИ, ЕМИАС, бережливых технологий, управления качеством медицинской помощи, коммуникации.
– Новая стратегия развития образования должна учитывать многочисленные вызовы, с которыми сталкивается молодое поколение россиян. Во-первых, это стремительное развитие технологий, которое требует от студентов не только базовых знаний, но и умения критически мыслить, быть креативными и адаптивными.
Образовательным учреждениям необходимо продолжить пересмотр своих программ, обеспечив дальнейшую интеграцию элементов цифровых технологий в связи с масштабной цифровизацией всех сфер жизни, междисциплинарный подход, сочетание фундаментальности, гибкости и практико-ориентированности, чтобы сделать обучение более эффективным и актуальным.
Запущенный пилотный проект по обновлению российской системы образования заставляет вузы искать новые подходы к повышению качества подготовки кадров для российской экономики в конструкции «базовое образование – профильное обучение».
В связи со стремительным развитием цифровизации необходимо обеспечить информационную безопасность и защиту данных, а также продолжить создание условий для непрерывного образования, повышения квалификации преподавателей в сфере цифровых технологий.
Сотрудничество вузов и индустриальных партнеров должно выйти на новый, более эффективный уровень, что позволит студентам получить реальный практический опыт работы в условиях быстро меняющегося рынка труда, развить профессиональные компетенции и обеспечить выпуск специалистов, готовых к вызовам современности.
Необходимо продолжить активную разработку комплекса инициатив, проектов и мероприятий, направленных на усиление роли науки и технологий, что позволит решать важнейшие проблемы развития общества и страны.
Таким образом, стратегический подход к развитию образования требует от нас смелости, проактивности и инновационности, чтобы подготовить будущие поколения к сложным вызовам завтрашнего дня.
– Современные технологии развиваются очень быстро. Молодые поколения должны быть готовы к этим изменениям и уметь использовать их эффективно в процессе обучения и жизни. Поэтому наряду с профессиональными компетенциями студентам необходимо владеть надпрофессиональными компетенциями, а именно: критическое мышление, анализ информации, умение работать с большими объемами данных и способность к саморазвитию. Также важными компетенциями в современном мире являются умение работать в команде, коммуникация, адаптивность к изменениям. В этой логике человек должен быть готов постоянно учиться и совершенствоваться, а университет совместно с индустриальными партнерами – предоставлять ему возможности для такого обучения и составления индивидуальной траектории профессионального развития
Следующий вызов – глобализация. Конечно, международное сотрудничество положительно сказывается на обмене опытом и знаниями. В этих условиях важно не потерять культурную идентичность и традиционные подходы к образованию, сформировавшиеся опытом предыдущих поколений. Международная академическая мобильность позволяет освоить образовательные программы, включающие новые методики и технологии обучения, которые впоследствии можно адаптировать для повышения качества образования и совершенствования образовательного результата.
Серьезный вызов – нехватка учителей, а ведь именно они являются основой всего обучения. Особенно тяжело с учителями математики, физики и химии. Качественные базовые знания школьников по этим предметам необходимы для дальнейшего профессионального развития и обеспечения технологического лидерства нашей страны. На сегодняшний день разорвана цепочка подготовки специалистов с инженерным мышлением, и глобальной задачей является выстраивание непрерывной подготовки инженерных кадров от школы до вуза.
Мир меняется очень быстро, также изменяется рынок труда: появляются новые профессии, трансформируются требования к существующим. Система высшего образования должна учитывать этот вызов и меняться в опережающем темпе, быть более гибкой и адаптивной.
– При обсуждении подходов к формированию стратегии развития образования в части развития высшего образования рассматривались три вызова, которые я безусловно поддерживаю.
Во-первых, это внешнее санкционное давление и необходимость обеспечения научно-технологического и производственного суверенитета в условиях продолжающегося совершенствования мировой науки и технологий.
Во-вторых, дефицит квалифицированных кадров и вызовы быстро меняющегося рынка труда.
И в-третьих, необходимость формирования отечественной системы образования как основы «мягкой» дипломатии России.
Указанные вызовы, конечно, должны быть учтены при формировании «Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года». С нашей точки зрения еще один вызов должен быть учтен в развитии высшего образования – цифровой «скачок» и масштабная цифровизация жизни.
– К наиболее сущностным вызовам относятся:
– Самым большим вызовом становится конкурентоспособность, личностные качества молодых людей, их ценностно-мировоззренческие установки и морально-этические принципы.
По данным ВЦИОМ, шесть из 10 россиян уже применяют искусственный интеллект. Среди зуммеров и младших миллениалов показатель использования достигает 87%. Если три года назад лишь треть респондентов могли объяснить, что такое ИИ, то теперь 63% говорят о системном использовании ИИ для решения рабочих задач. Быстрое развитие технологий, в частности, искусственного интеллекта, робототехники, приводит к исчезновению традиционных профессий и появлению новых, требующих совершенно иных навыков.
Молодые поколения будут работать в мультикультурной среде, поэтому необходимо формировать у студентов навыки работы в межнациональной и международной команде, знание иностранных языков, понимание культурных различий, готовность к межкультурным коммуникациям. С 2024 года старшекурсники Акмуллинского университета проходят оплачиваемую практику в Кыргызской Республике, преподают предметы на русском языке, тем самым помогают решать задачи, поставленные на самом высоком уровне.
Демографические проблемы в стране – снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни, старение населения – могут в будущем внести изменение возрастных рамок обучающихся и сроков подготовки.
– Безусловно, достаточно громким «вызовом будущего» является использование искусственного интеллекта. Модель, при которой ты получил образование и с этим базисом живешь всю свою долгую и счастливую жизнь, периодически повышая свои профессиональные навыки, сейчас не работает. Многогранность развития обучающихся, выпускников, специалистов, в первую очередь заключается в использовании таких универсальных, уникальных инструментов, как искусственный интеллект, цифровизация бизнес-процессов, управление проектами. Вопросы социализации также выходят на первый план. Здесь речь идет о знаниях в области социологии, управления, психологии, которые формируют коммуникативные навыки, умение адаптироваться, быть толерантными, то есть взаимодействовать, обмениваясь, знаниями, опытом с абсолютно с разными людьми.
При более детальном рассмотрении понимаем, эти области знаний уже проникли друг в друга. И такими проводниками их как раз являются информационно-коммуникационные технологии.
– В контексте разговора об образе будущей системы образования, над которым сейчас работает профессиональное сообщество, отмечу: одним из плюсов этой сферы является в хорошем смысле слова консерватизм, означающий, что система образования не может меняться, условно говоря, каждые полгода или раз в год. Это устойчивая система, обладающая высоким уровнем самоорганизованности: университеты на своем уровне должны видеть и реагировать на обсуждаемые сегодня вызовы.
Одним из них является необходимость сокращения зазора между системой высшего образования и рынком труда. Исторически наш вуз выстраивает процесс подготовки кадров в партнерстве с индустрией, в том числе в части актуализации содержания образовательных программ вуза.
Взаимодействие технических вузов с индустрией – это не только трудоустройство выпускников, но и интерес предприятий к нашим разработкам, в создании которых задействованы молодые инженеры.
Отмечу, что инженер-выпускник заслуживает особого внимания, в первую очередь – в виде заработной платы. Мы готовим инженеров, профессиональные компетенции которых позволяют им заниматься проектированием на высоком уровне. И, тем не менее, потока предприятий с заказами на эти работы мы пока не наблюдаем. Зазор между рынком, между предприятиями и университетами существует. Нельзя обвинять предприятия в экономии на развитии наукоемкого направления, однако многое из того, что нужно нашей стране и закупается в других, мы должны разрабатывать сами.
Китай развивается стремительно, представляя миру технологии, которые еще вчера казались невозможными. Китайская сторона выигрывает технологическую гонку за счет качества, стоимости и других показателей. Мы в этой гонке на данном этапе отстаем. А это означает, что мы что-то делаем не так.
В этой связи крайне важна философия подготовки инженера. В чем это проявляется? Приведу пример: научить студента машиностроительного факультета чертить вполне реально, он освоит программный продукт и сможет уверенно создавать конструкторскую документацию. Но, даже владея технологиями проектирования на самом высоком уровне, он никогда не сможет создать, например, электронный микроскоп без понимания физики процесса, хороших математических знаний – всего того, что следует отнести к фундаментальному образованию.
Поэтому, с одной стороны, мы говорим о практико-ориентированности современной высшей школы, а с другой стороны – должны говорить о важности фундаментальной составляющей. Это базовая для востребованного инженера ступень: без знаний «занудной» математики, физики, химии невозможно спроектировать что-либо новое, высокотехнологичное.
– Но далеко не всё у нас хорошо в плане образования и науки. Например, до сих пор критерии оценки деятельности учёных и вузов не слишком-то хорошо мотивируют их на развитие. Мы слишком много говорим о поддержке научных школ, но продолжаем делать это, основываясь на контрольных цифрах приёма, а не на интегральной оценке качества работы вуза.
Ещё одна проблемная зона – эффективность работы вуза у нас оценивается не по разработанным им технологиям, а по освоенным ресурсам.
Наиболее существенные вызовы связаны с тем, что мы взяли за основу для развития страны технологический суверенитет. Но для того, чтобы решить эту задачу, нам жизненно необходимо повысить конкурентоспособность наших выпускников, а также совершить такой же «большой скачок» в науке, который мы делали в 50-е, 60-е, 70-е годы, когда наши технологии были признаны самыми передовыми в мире и ими пользуются до сих пор.
Поэтому в стратегии развития образования необходимо прописать эти позиции, поставив цель достичь мирового лидерства в ряде научных областей, прежде всего – в математике, в которой мы всегда сильны.
Ещё один вызов связан, увы, с низкими темпами развития, по этому показателю наша страна не входит даже в первую десятку. И это при том, что наши школьники и студенты регулярно занимают первые места на всех научных и предметных олимпиадах, какие только бывают. Главная задача – понять, что сделать, чтобы этот потенциал начал работать на пользу страны.
АО. Стратегией задается «длинный взгляд» на развитие образования. Позитивный сценарий предполагает, что система ВО к 2040 году станет институтом, эффективно реагирующим на все обозначенные вызовы. Какие ключевые условия и инструменты необходимы для реализации именно этого сценария?
– Подготовить будущих специалистов ко всем вызовам, которые встретятся им на пути профессионального становления – задача не из легких. Нам предстоит сформировать модель универсального специалиста, который обладает навыками всестороннего анализа и комплексного подхода к решению научно-производственных и/или творческих задач вне зависимости от его специализации или полученной квалификации.
Определю некоторые ключевые условия и инструменты реализации позитивного сценария.
– На мой взгляд, одними из ключевых условий и инструментов для реализации позитивного сценария являются: междисциплинарный подход, который позволит формировать у обучающихся компетенции, необходимые в будущем; создание условий для развития кадрового потенциала системы образования; ориентация на практико-ориентированное обучение путем адаптации образовательных программ к требованиям реального сектора экономики; гибкость и вариативность в образовательном процессе, которые позволят студентам выбирать индивидуальные траектории обучения, специализируясь на наиболее интересных для них направлениях.
– На наш взгляд, для дальнейшего развития системы образования необходимо:
– Основной целью стратегии развития образования является создание современной, гибкой и ориентированной на будущее системы образования, которая обеспечит суверенитет и лидерство страны.
Для ее успешной реализации необходимо учитывать несколько ключевых условий и инструментов. Во-первых, важно продолжить создание инфраструктуры, способствующей инновациям, включая современные учебные заведения, хорошо оснащенные аудитории и доступность цифровых ресурсов. Во-вторых, необходимо продолжить профессиональное развитие педагогов, предоставив им доступ к современным методам обучения и новым цифровым и образовательным технологиям. Кроме того, необходимо продолжить адаптацию учебных программ к требованиям времени, что может быть достигнуто путем сотрудничества с индустриальными партнерами и научными учреждениями.
– Прежде всего, это развитие междисциплинарного подхода. Сотрудничество между различными областями знаний позволяет решать сложные задачи нетиповыми методами. А также рассматривать проблемы с разных точек зрения, что способствует более комплексному и эффективному решению. Междисциплинарный подход дает инновационное развитие, что также является ключевым инструментом для реализации этого сценария. Для качественной реализации необходимо улучшать коммуникации между специалистами из разных областей, чтобы эффективно сотрудничать и достигать общих целей. Междисциплинарность невозможна без синергии науки и образования, университет должен обеспечивать качественную систему управления знаниями, когда передовые достижения научных коллективов системно передаются в образовательные программы и на фронтирных знаниях выращиваются новые поколения обучающихся для работы в научных группах
Второе несомненное условие — это устранение оторванности образования от задач реального производства. Здесь есть два аспекта: необходима максимальная интеграция работодателей в подготовку студентов и погружение преподавателей-теоретиков в задачи предприятий на стажировках. Такая интеграция даст студентам возможность работать над проектами с педагогами-наставниками, педагогические работники будут лучше понимать векторы развития в отраслях, обновят содержательные части дисциплин, будут знать, какие повышения квалификации им необходимы и ответственно относиться к ним. И в целом такой подход позволит сделать обучение более интересным и предметным, а результатом будет не ученический проект «в стол», а решение реальной производственной задачи.
И третья потребность – это практическая подготовка. Именно при практической подготовке обучающийся сможет запомнить до 90% информации. Это максимальный показатель, который не обеспечивают классические лекции или лекции с демонстрацией презентаций. Такая задача требует не только качественного и современного материально-технического обеспечения процесса обучения, но и готовности и наличия педагогических работников, способных организовывать образовательный процесс с таким приоритетом.
– Говоря о трендах в медицинском образовании, надо отметить цифровизацию в широком смысле этого слова: это и дистанционное обучение, и увеличение роли мобильных технологий, онлайн-занятий, вебинаров, и оцифровка учебников. Цифровизация делает более доступным и удобным образовательный процесс, особенно для тех, кто находится на отдалённых территориях. Несомненный тренд сегодня — это развитие VR-технологий в медицинском (и не только) образовании. Обучающимся они позволяют отработать практические навыки, которые крайне сложно воссоздать в реальных условиях. Согласитесь, тренироваться на реальных пациентах небезопасно как для пациентов, так и для студентов, для врачей. А VR-технологии позволяют отработать навыки в безопасной среде. Также считаю важным подчеркнуть значимость развития персонализированного подхода в медицинском образовании. Индивидуализация обучения позволяет оптимизировать время и ресурсы как со стороны обучающегося, так и преподавателя. В Красноярском медицинском университете мы выступаем за междисциплинарный подход в обучении. Современный врач должен знать больше, чем в рамках одной специальности. Порой заболевание имеет сложную этиологию, и лечение требует всесторонних знаний. На развитие таких компетенций у будущих врачей направлено проектное обучение, которое мы используем в вузе.
– Разумеется, необходимо законодательное закрепление новой модели отечественного высшего образования, отвечающей задачам достижения технологического лидерства.
Также важно обратить внимание на формирование единого образовательного пространства в системе высшего образовании, для чего необходима разработка новых ФГОС ВО на основе единых детализированных макетов.
И конечно, потребуется разработка региональных программ развития высшего образования, в том числе формирование системы целевого обучения в вузах регионов. Хотелось бы подчеркнуть, что в каждом субъекте программы должны учитывать специфику региона, только в этом случае вузы смогут дать ответы на актуальные вызовы времени.
– Поскольку пока это проект документа, то наиболее верным всё-таки представляется путь победного(!) сценария, реализующий не просто «длинное», а именно глубинное, «ядерное», трансформационное видение, способное охватить следующий наиболее обобщённый комплекс условий и инструментов:
Это тот концептуально-стратегический инструментарий, с помощью которого возможно предвосхитить вызовы будущего и дать упреждающий ответ.
– Необходимо формировать и обновлять образовательные программы исходя из интересов абитуриентов и запросов работодателей, оперативно реагировать на изменения на рынке труда и в технологической сфере, убирая устаревшие программы. Стажировки и практика должны стать частью учебного процесса, как и совместные исследовательские проекты.
Педагогические университеты и в целом система образования России находятся под пристальным вниманием первого лица государства Владимира Путина. Надо отметить, что все меры поддержки и вложения в педвузы дают свои результаты – педагогическое направление стало одним из самых востребованных, также растет качество абитуриентов.
Вместе с тем, высшему образованию и в дальнейшем необходимы государственная поддержка, повышение его качества и доступности, дальнейшее развитие цифровых технологий, создание персонализированных траекторий обучения и развитие новых форматов взаимодействия между преподавателями и студентами.
Образование должно быть больше ориентировано на развитие компетенций, которые понадобятся на практике, получение двух квалификаций в процессе обучения под запросы рынка труда. Еще более необходимо усиливать междисциплинарность, внедрение новых образовательных программ, объединяющих разные области знаний. Необходимо усиление интеграции науки и образования, создание научно-образовательных центров (НОЦ) и кластеров, развитие системы современных кампусов, создание условий для эффективного обучения и научной деятельности, комфортного проживания студентов и молодых преподавателей. Заниматься наукой должно быть престижно!
Акмуллинский университет входит в Евразийский НОЦ мирового уровня. В программу работы НОЦ включены два проекта вуза в области альгологии и нанотехнологий, созданы Молодежная лаборатория «Прикладная физика и технологии наносенсорики», научная лаборатория «Биотехнология живых стистем».
– Выскажу не очень популярную мысль, но не являюсь сторонником креативного подхода к трансформации образовательной системы. Не противник, но и не сторонник. Считаю, что в большей степени нужно доверять тем людям, которые это образование и реализуют ежедневно в учебных аудиториях. Даже если мы навяжем преподавателям очередной «креатив», не факт, что они захотят или смогут его реализовать на практике. Роль преподавателя в развитии системы высшего образования крайне велика: нужно, чтобы к образованию на всех этапах были причастны люди, обладающие хорошим уровнем образованности, желающие заниматься этой работой, получающие удовольствие от процесса и способные тратить бесконечно много времени на занятия со студентами, аспирантами.
Как правило, настоящие преподаватели сами являются не только сторонниками необходимых изменений образовательного ландшафта, но и агентами по их воплощению в жизнь. Находясь внутри системы, они при этом соизмеряют эти изменения с важнейшими показателями: с возможностями материальной базы, качеством школьной подготовки, особенностями подготовки по тому или иному направлению. Уверяю, что таких людей – агентов обновления системы высшего образования – в преподавательской среде достаточно.
– «Длинный взгляд» предполагает, что мы обязаны в кратчайшие сроки построить несколько сценариев функционирования и развития университетов будущего, а также сделать всё, чтобы наши вузы были самыми конкурентоспособными в мире. Выпускники наших университетов в довоенные и послевоенные годы были востребованными в любой стране мира, куда бы они ни попадали, однако они, в подавляющем большинстве, продолжали трудиться на благо нашей Родины. Сейчас высокое качество выдают далеко не все российские вузы. Понять, в чём причины этого, и исправить ситуацию – вот задача стратегии образования на грядущие десятилетия.
И не могу не напомнить ещё об одном очень странном факторе, который следовало бы как можно быстрее нейтрализовать. Никто в научно-образовательном сообществе до сих пор не понимает, почему у нас сохраняется требование, согласно которому вузы не имеют права оставлять у себя более 10% заработанных ими же денег за счёт своей научной деятельности. Во всём мире этот показатель достигает 60, 70, 80 и более процентов, позволяя университетам повышать материальную базу, а нам как будто специально вставляют палки в колёса.
Я надеюсь, что в скором времени у нас всё-таки будут разработаны и внедрены критерии, ориентирующие отдельно взятых учёных и целые коллективы вузов на разработку технологий и повышение конкурентоспособности. Очень хотелось бы увидеть чётко описанные условия функционирования вузов в ситуации, когда у нас взят курс на технологический суверенитет, а не только на освоение бюджетных средств. Также я выступал и выступаю за равноправие вузов различных форм учредительства, причём не на словах и не на бумаге, а на деле.
И, конечно, очень хотелось бы оценивать вузы не по среднему баллу ЕГЭ, даже если он очень высокий. Как показывает опыт, это далеко не самый важный показатель, и отличный результат на входе отнюдь не гарантирует отличный результат на выходе.
АО. Какие главные позиции (цели, принципы) рассчитываете увидеть в этом стратегическом документе?
– Хотелось бы увидеть в новой стратегии акценты на рациональный, аргументированный баланс фундаментального и прикладного знания в высшей школе, на четкое определение стратегических направлений научных исследований по ключевым отраслям экономики на период до 2040 г., прогноз их кадрового обеспечения – в том числе для обоснования/корректировки профильности образовательных организаций высшего образования в соответствии с государственным заказом и национальными целями развития; на новые подходы к оценке эффективности деятельности вузов (в целом и в соответствии с отраслевой спецификой вуза).
В целом новая стратегия должна быть рабочим документом, долгосрочным планом, на основании которого можно выстраивать целевую модель развития университета, включающую новые амбициозные задачи и механизмы их решения.
– Главный принцип стратегии – обозначение мероприятий, направленных на повышение качества отечественного образования, конкурентоспособности его на глобальном рынке с учетом национальных целей. Так, направлениями развития медицинского образования могут выступать:
Такой подход способен изменить роль и значимость образовательного учреждения, внести весомый вклад в формирование устойчивого общества, способного справляться с вызовами современности.
– В стратегии развития образования важно увидеть конечный результат, а это – образ выпускника-2040. Образ будет формировать образование, воспитание, наука. Исходя из этого вижу следующие планируемые ключевые качества выпускника-2040: фундаментальность образования, технологическая осведомлённость, владение цифровыми ресурсами искусственного интеллекта; приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, любовь к России и малой родине; инновационное мышление, навыки прогнозирования и системного мышления.
– Надеемся, что этот стратегический документ будет в итоге основательно проработан и сможет выполнить не только целеполагающую, но и необходимую вдохновляющую роль, а также в нём будут отражены следующие ключевые позиции (помимо важных других).
Во-первых, охарактеризованный нами в ответе на предыдущий вопрос комплекс наиболее обобщённых условий и инструментов.
Во-вторых, с опорой на этот обобщающий комплекс, позиция придания высшей школе и в целом всей системе образования и воспитания роли (статуса) самовоспроизводимого наиболее ключевого, решающего фактора в достижении опережающе-восходящего суверенно-державностного и всемирно-лидерского развития России, возведения их в ранг исходного и базисного звена во всём воспроизводственном механизме, единственно только и способного давать импульсы возвышению страны на непревосходимый уровень.
В-третьих, чёткая прорисовка не просто лишь формализованных «увеличивающих» и «улучшающих», в своей однолинейности, параметров и ориентиров, а именно сущностных рычагов, качественно трасформирующих само ядро всей системы образования и воспитания, выводящих её в новейшую, наиболее передовую возвышающую степень и тем самым перспективно-изменяющих весь формат, горизонт, способ отношений и действий во всей связке: образование и воспитание – наука – инновации – цифровизация – производство – управление, одновременно коренным образом изменяя и целевой мотивационный механизм.
– Мы ждем единый понятийный аппарат всей системы образования, созданный в активном взаимодействии представителей высшей школы, ведущих работодателей, ученых, общественных деятелей, родителей и учеников, органов власти.
Безусловно, стратегически важно, чтобы решения были направлены на развитие и поддержку человеческого потенциала, национальной самоидентичности, продолжение формирования единого образовательного пространства. Стратегический документ послужит основой для дальнейшей интеграции науки и образования.
– Стратегия развития образования должна стать дорожной картой для создания системы, где образование не только передает знания, но и формирует граждан, способных отвечать на глобальные вызовы. Ключевые акценты: синтез традиций и инноваций, связь с реальным сектором экономики и цифровая зрелость. Успех зависит от консенсуса между государством, бизнесом и обществом.
Главные цели и принципы стратегического документа: