БРИКС: новые контуры сотрудничества в сфере профессионального образования

БРИКС: новые контуры сотрудничества в сфере профессионального образования

От редакции: В 2022 году странами БРИКС было принято решение о включении тематики профессионального образования в повестку дня международного объединения. В рамках развития взаимодействия в этой области был создан Альянс стран БРИКС по сотрудничеству в сфере профессионального образования. В завершение 2024 года как года председательства России в БРИКС предлагаем вашему вниманию авторскую статью, в которой представлен обзор деятельности альянса за период с момента его создания, а также результатов уникального сравнительно-аналитического исследования систем технического и профессионального образования и обучения стран, входивших в БРИКС изначально и присоединившихся к нему в 2024 году.

В настоящее время происходит коренное переформатирование конфигурации международных отношений, затрагивающее все сферы, включая систему образования. Абрис новой конфигурации формируется под влиянием стран БРИКС, которые меняют парадигму взаимодействия стран Глобального Юга. Расширение БРИКС – это ключевой позитивный тренд мирового развития, свидетельствующий о сломе баланса сил и трансформации интересов во всех сферах общественного развития и международных отношений. Мир в настоящее время сталкивается с серьезными проблемами, не только политическими и экономическими, но и теми, которые порождаются ценностными факторами.

Эта трансформация – в силу ее тектонического характера – не происходит легко и требует совместных усилий всех заинтересованных сторон. Консолидация этих усилий очевидна, ее свидетельством, в частности, является X Парламентский форум БРИКС, состоявшийся в июле 2024 г. в Санкт-Петербурге.

В сфере профессионального образования фундамент взаимодействия со странами, вошедшими в БРИКС, был заложен в Советском Союзе, что во многом способствует развитию их сотрудничества в области высшего образования.

Сегодня важной задачей является формирование партнерской сети стран БРИКС в сфере СПО. Основой такой сети стал Альянс стран БРИКС в сфере профессионального образования, созданный в 2022 году по инициативе коллег из Китайской Народной Республики и при поддержке остальных членов БРИКС.

Альянс: структура и задачи

C российской стороны соучредителем альянса выступил Институт развития профессионального образования (ИРПО). Исполнительное руководство осуществляется секретариатом (BRICS-TCA Secretariat), который базируется в Китайской ассоциации международных обменов (China Education Association for International Exchange). Органом, принимающим решения, является объединенный управляющий/координационный комитет (ОУК). В 2023 г. четыре члена комитета представляли Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и подготовки кадров Министерства просвещения Российской Федерации. Заседания OУК – для подведения итогов основной работы в текущем году и обсуждения плана работы на следующий – проводятся ежегодно.

Сегодня Альянс стран БРИКС в сфере профессионального образования объединяет свыше 80 членов: профессиональные организации, учреждения технического и профессионального образования и обучения (далее – ТПОО), исследовательские институты и предприятия. Российскую Федерацию в альянсе представляют более 20 колледжей из разных регионов России.

Задачи альянса по развитию сотрудничества в рамках общего образовательного пространства межгосударственного объединения включают в себя содействие:

  • развитию условий для получения молодым поколением современного, качественного и непрерывного образования;
  • обеспечению качества образования в условиях цифровой трансформации;
  • реализации задач устойчивого развития;
  • усилению интеграции технического и профессионального образования и обучения с промышленностью;
  • расширению исследовательского сотрудничества и сопоставимости образовательных стандартов и квалификаций.

Деловой формат: от вебинара до чемпионата

В рамках альянса ежегодно проводятся вебинары для преподавателей ТПОО по самым актуальным вопросам. Так, в 2023 году были проведены три вебинара: «Повышение потенциала преподавателей СПО» (12 апреля 2023 г.), «Цифровизация, способствующая реформе профессионального образования, повышению адаптивности подготовки учителей» (14 июня 2023 г.) и «Обеспечение качества» (15 сентября 2023 г.). На этих мероприятиях российская сторона была представлена ведущими экспертами в области профессионального образования, которые выступали с презентациями и активно участвовали в дискуссиях. Так, на вебинаре по обеспечению качества был представлен российский опыт проведения демонстрационного экзамена.

В 2024 году встречи и обсуждения в формате вебинаров были продолжены. Так, 15 апреля 2024 г. состоялся организованный Институтом развития профессионального образования (Россия) вебинар по вопросам инклюзивного образования, в ходе которого представители альянса познакомились с российской системой инклюзивного образования в сфере СПО. А с 26 по 29 октября команды стран-членов альянса приняли участие в соревнованиях «Абилимпикс» – российского национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.

«В настоящее время важной задачей является формирование партнерской сети стран БРИКС в сфере СПО. Основой такой сети стал Альянс стран БРИКС в сфере профессионального образования…»

В контексте саммитов БРИКС

В программу деятельности Альянса стран БРИКС в сфере профессионального образования также включены ежегодные семинары-вебинары, предшествующие встрече министров образования и саммита БРИКС. В частности, в 2023 году состоялась масштабная по глубине содержания и по охвату участников онлайн-конференция в ЮАР «Профессиональное образование и обучение в целях развития умений для роста, развития и снижения бедности» (12-14 июля 2023 г.). В течение трех дней происходил обмен мнениями по ключевым вопросам развития ТПОО, таким как: роль и новые возможности цифровизации; вопросы, связанные с устойчивым развитием и климатической повесткой; взаимодействие с работодателями и обучение на рабочем месте; развитие предпринимательства в ТПОО. Как показала дискуссия, в повестке дня ТПОО многих стран остаются нерешенные вопросы привлекательности и престижа ТПОО, а само ТПОО продолжает оставаться прибежищем более бедных слоев населения.

Итоги этого обсуждения были отражены во Второй Йоханнесбургской декларации стран БРИКС (2023 г.), где содержатся конкретные предложения по развитию ТПОО, включая развитие предпринимательства, формирование умений для меняющегося мира, меры по поддержке молодежи, не посещающей школу и не трудоустроенной, а также меры по борьбе с изменениями климата.

Альянс: российская повестка

Важно подчеркнуть, что вопросы повестки дня альянса находят свое отражение и развитие в мероприятиях, проводимых в России. Так, на состоявшейся 17 августа 2023 г. сессии Московского урбанистического форума «Международное сотрудничество в сфере среднего профессионального образования как ответ на глобализацию экономики» среди выступающих были представители Объединенных Арабских Эмиратов, Арабской Республики Египет и Китайской Народной Республики, а через полгода после форума ОАЭ и Египет стали членами БРИКС.

Активное взаимодействие в рамках альянса продолжилось и в 2024 году, когда страной-председателем БРИКС стала Российская Федерация. 29 мая 2024 г. состоялось очно-заочное мероприятие «Сотрудничество в сфере ТПОО в странах БРИКС», где были представлены обзоры актуального состояния ТПОО в странах БРИКС, а также деятельности самого альянса. Приоритеты для обсуждения включали в себя: возможности гибридного/смешанного обучения в образовательной организации ТПОО для содействия расширению доступа к обучению в пост-ковидном контексте, развитие предпринимательских умений для обеспечения трудоустройства молодежи, развитие партнерства с предприятиями в интересах развития обучения на рабочем месте.

Еще одна рабочая встреча Альянса стран БРИКС в сфере профессионального образования сосоялась 29 ноября в Санкт-Петербурге, в рамках финала Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы». Международные эксперты обсудили тему карьерных траекторий студентов СПО, набор инструментов и возможностей образовательных организаций для помощи молодым людям в выстраивании успешной профессиональной карьеры.

Московский урбанистический форум «Международное сотрудничество в сфере среднего профессионального образования как ответ на глобализацию экономики». (Август 2023г.)

Источник фото: https://firpo.ru/press/news/predstaviteli-desyati-inostrannyh-gosudarstv-posetili-vserossiyskiy-forum-spo.html

Экспертиза систем СПО БРИКС: цели, задачи, структура

Большим вкладом российских экспертов в актуальную образовательную повестку стран БРИКС стало инициированное, проведенное и в 2023 году опубликованное сравнительно-аналитическое исследование систем профессионального образования стран БРИКС. Далее остановимся на полученных данных чуть подробнее.

Прежде всего стоит указать, что необходимость такой экспертизы была обусловлена расширением повестки дня деятельности БРИКС в связи с включением в нее тематики СПО. Для информационной поддержки развития сотрудничества в сфере ТПОО специалистами Института развития профессионального образования было проведено сравнительно-аналитическое исследование систем ТПОО стран БРИКС в двух частях: по странам, сформировавшим это межгосударственное объединение [1] (РФ, Бразилия, Индия, КНР, ЮАР) и по новым странам, присоединившимся в 2024 г. (ОАЭ, Египет, Иран, Саудовская Аравия, Эфиопия).

Сравнительный аналитический обзор современного состояния и тенденций развития СПО стран БРИКС демонстрирует богатую палитру общих трендов, а также определенные различия. Так, общие тренды обусловлены задачами обеспечения для всех целевых групп населения равным доступом к качественному образованию, необходимому как для плодотворной самореализации граждан, так и для экономического и социального развития национальных государств и сообщества БРИКС в целом. Различия же обусловлены историческими и культурными факторами.

Исследование проводилось по следующим системообразующим областям:

  1. Общий обзор системы образования в стране;
  2. Техническое и профессиональное образование в национальной системе образования, в том числе подготовка преподавателей для технического и профессионального образования;
  3. Управление техническим и профессиональным образованием, в том числе финансирование технического и профессионального образования;
  4. Национальная система квалификаций;
  5. Основные образовательные программы технического и профессионального образования;
  6. Цифровизация технического и профессионального образования.

Структура исследования включает в себя сопоставительные таблицы по странам, с краткой информацией по каждой области исследования и выводами и приложения, содержащие развернутую страновую информацию со ссылками на источники.

Результаты исследования имеют четкое практическое применение и могут быть полезны как для различных научно- и учебно-методических структур, так и для самих образовательных организаций СПО для углубления понимания процессов, происходящих в СПО на пространстве БРИКС.

Предлагаемые выводы могут быть использованы для формирования направлений сотрудничества в сфере СПО стран БРИКС с целью дальнейшего обмена опытом и взаимного обучения, определения направлений и областей совместной деятельности на перспективу, повышения качества и актуальности СПО.

Понятийный аппарат исследования основан на терминологии, принятой в международном сообществе, поэтому используется термин «техническое и профессиональное образование и обучение», применимый ко всем изученным странам.

Продолжение читайте в журнале "Аккредитация в образовании". Подписаться на журнал можно, обратившись в редакцию по номеру телефона 8(8362)55-10-80, по электронной почте kat@akvobr.ru, на сайте akvobr.ru, через подписные агенства Урал-Пресс, ИВИС, ПРЕССИНФОРМ.

25.12.2024
Ольга Николаевна Олейникова
Ольга Николаевна Олейникова, Главный специалист Института развития профессионального образования (ФГОУ ДПО ИРПО), доктор педагогических наук, профессор
Читать полностью
Анна Александровна Муравьева
Анна Александровна Муравьева, Главный специалист Института развития профессионального образования (ФГБОУ ДПО ИРПО), кандидат филологических наук
Читать полностью
Наверх