Иностранные студенты в вузах Республики Татарстан: привлечение и адаптация

Иностранные студенты в вузах Республики Татарстан: привлечение и адаптация

Обеспечение доступности высшего образования для иностранных граждан – одна из приоритетных задач Российской Федерации, которая описана в целом ряде руководящих документов страны. Указом Президента России от 7 мая 2024 года в качестве национальной цели развития РФ определено увеличение к 2030 году численности иностранных студентов, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, не менее чем до 500 тысяч человек. Это предполагает рост текущего показателя на 130 тысяч человек в течение следующих пяти лет. Сегодня в вузах Республики Татарстан обучается около 22 тысяч иностранных граждан. Татарстан остается регионом с наибольшим числом студентов-иностранцев после двух столичных городов. А их доля в общем студенческом контингенте вузов республики выше, чем в Москве и Санкт Петербурге, но ниже, чем, например, в Томской или Омской областях.

Отбор лучших

Безусловно, первоочередная задача университетов в связи с привлечением иностранных студентов – обеспечить качественный отбор при поступлении.

Этой теме было посвящено специальное заседание Совета ректоров вузов Республики Татарстан, состоявшееся 26 апреля 2024 года, где было принято решение взять на особый контроль процесс сдачи вступительных испытаний иностранными абитуриентами, а также вопросы их социокультурной адаптации.

Для этого вузами предприняты меры по неукоснительному соблюдению установленного порядка приема и совершенствованию процесса проведения вступительных испытаний для иностранных граждан. При проведении вступительных испытаний в дистанционной форме осуществлен переход на наиболее надежные системы прокторинга. Казанский (Приволжский) федеральный университет отказался от проведения вступительных испытаний в дистанционной форме при приеме на ряд наиболее конкурентных специальностей. Наши ведущие вузы ввели обязательное индивидуальное собеседование с абитуриентами до поступления с целью определения их мотивации.

Важность изучения русского языка

Очень остро стоит проблема уровня владения русским языком. Отмечу, что Президент России поддержал инициативу Республики Татарстан о введении стандартизированных языковых экзаменов в качестве вступительных испытаний при поступлении в российские университеты. Такая задача была поставлена Минобрнауки России на заседании Совета по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России 5 ноября текущего года.

Наш университет в этом году максимально приблизил содержание вступительного испытания по русскому языку к стандартизированному тестированию, а также уже второй год принимает сертификаты ТРКИ как результаты экзамена.

В КФУ принят и реализуется План мероприятий по совершенствованию знаний и компетенций по русскому языку иностранных обучающихся на 2024–2026 годы. Похожие планы утверждены и в других вузах Республики Татарстан. Они включают в себя мероприятия по совершенствованию вступительных испытаний, обязательное продолжение изучения русского языка в процессе обучения, организацию дополнительных занятий, ежегодное проведение текущего тестирования на знание русского языка.

Одним из важных механизмов является развитие вузами сети центров изучения русского языка и школьных предметов.

У большинства университетов такие центры подготовки есть в России. Нам нужно более активно создавать подобные центры за рубежом, чтобы приглашать на обучение в Татарстан только наиболее подготовленных и мотивированных ребят. Подготовительные факультеты КФУ уже действуют в Турции, Иране и Китае. Мы также открыли полноценные филиалы в Узбекистане и Египте, где обучаем по российским образовательным программам и поддерживаем высокое качество образования благодаря активной вовлеченности преподавателей из России и обеспечению межкампусной мобильности обучающихся.

Подготовительные факультеты КФУ уже действуют в Турции, Иране и Китае. Мы также открыли полноценные филиалы в Узбекистане и Египте, где обучаем по российским образовательным программам и поддерживаем высокое качество образования благодаря активной вовлеченности преподавателей из России и обеспечению межкампусной мобильности обучающихся.

Источник фото: https://russiachinaforum.com/press-center2024#!/tab/796081072-5

Учет рисков

Многие вузы сегодня работают с рекрутинговыми компаниями, которые массово привлекают абитуриентов из-за рубежа. Здесь могут возникнуть серьезные репутационные и иные риски.

По соответствующему запросу КФУ были подготовлены и направлены в Прокуратуру России рекомендации по контролю за работой рекрутинговых компаний, привлекающих иностранных абитуриентов. Они включают в себя перечень критериев, которыми следует руководствоваться при выборе партнеров, параметры оценки эффективности и качества работы рекрутинговых агентств. Наш принципиальный подход – это отказ от каких-либо финансовых взаимоотношений с этими компаниями, четкая работа в правовом поле. Нельзя допускать, чтобы они вмешивались в ход приемной кампании и учебный процесс. Мы ожидаем в том числе и тонкой настройки федерального законодательства в части регулирования работы таких организаций.

Эффективная адаптация

Крайне важная задача образовательной организации – социализация и адаптация иностранцев. Здесь необходима как системная работа внутри университета, так и конструктивное межведомственное взаимодействие.

Внутри университетов должна работать четкая вертикальная связка профильных проректоров по образовательной, воспитательной и международной деятельности, по вопросам безопасности со структурными подразделениями вуза, кураторами и старостами групп, работниками общежитий.

Необходимо обеспечивать контроль пребывания иностранных граждан на территории вуза, посещения ими занятий и проживания в общежитиях. Внутри каждого университета должны работать соответствующие локальные акты и регламенты.

Сегодня в каждом вузе есть план адаптационной работы. Проводится информационно-разъяснительная работа по вопросам соблюдения миграционного законодательства, профилактики экстремизма и распространения радикальных идеологий с привлечением представителей органов миграционного и наркоконтроля, дипломатических представительств зарубежных стран, национально-культурных автономий.

С иностранными студентами проводится миграционный инструктаж с записью в личном деле. В КФУ с текущего года мы также проводим сплошной обход общежитий с проверкой всех миграционных документов.

Формы информационно-разъяснительной работы в вузах разнообразны: ориентационные дни, работа специальной Школы адаптации, кураторские часы, лекции, профилактические встречи, общие собрания иностранных обучающихся, круглые столы, мастер-классы. В текущем году мы апробируем игровые методики, моделируя те или иные жизненные ситуации, в которые могут попасть иностранные студенты.

Большое внимание уделяется социально-психологической адаптации. В вузах проводятся социально-психологическое обследование студентов, психологические тренинги, социальное анкетирование. В КФУ работает психологическая клиника и телефон доверия.

Чтобы охватить всех студентов, нужно уходить от разовых мероприятий с участием актива к более системной деятельности. Кураторы и старосты должны знать, где живет каждый иностранный обучающийся, чем он занимается и где подрабатывает.

Успешная социализация и адаптация невозможна без широкого межведомственного взаимодействия. Активную работу с иностранными студентами в Татарстане также ведут Министерство по делам молодежи и Министерство образования и науки Республики Татарстан, Ассамблея народов Татарстана, ее молодежное крыло, Лига студентов, национально-культурные автономии и другие организации.

Источник фото: https://russiachinaforum.com/press-center2024#!/tab/796081072-5

Проблемы и пути их решения

При этом мы видим ряд проблем, которые вытекают из правового положения иностранных студентов.

Первое – это трудности с миграционным сопровождением. Зачастую мы сталкиваемся с несвоевременным оформлением визовых приглашений для иностранных студентов, что приводит к их позднему въезду в Россию, невыполнению учебного плана и высокому проценту отчисления на первых курсах. Здесь, безусловно, необходимо более плотное и ритмичное взаимодействие университетов с Министерством внутренних дел.

Второе. В соответствии с федеральным законодательством студенты-очники могут работать без дополнительных разрешений в свободное от учебы время. При этом сейчас работодатели практически не учитывают график учебного времени при приеме иностранного студента на работу. Мы можем встретить иностранцев, которые в учебное время работают в сфере услуг и на производстве.

Считаем необходимым повысить ответственность работодателей, обязав их составлять график рабочего времени с учетом режима обучения. В текущем году мы включили в договоры с иностранными студентами пункт о необходимости согласования графика рабочего времени с вузом.

В университетах должна быть налажена работа дисциплинарных комиссий в части посещения студентами занятий. Приоритетом должно быть целевое нахождение иностранного студента на территории Российской Федерации.

Сегодня перед университетами России стоят задачи по привлечению способных и мотивированных ребят для обучения в Российской Федерации и закрепления здесь наиболее талантливых из них. При этом росту численности иностранных студентов должно сопутствовать повышение эффективности механизмов их адаптации к социокультурным и нормативным условиям проживания в нашей большой стране как на университетском, так и на региональном уровне.

25.12.2024
Тимирхан Булатович Алишев
Тимирхан Булатович Алишев, Проректор по внешним связям Казанского (Приволжского) федерального университета
Читать полностью
Наверх