На декабрьском заседании нашего Экспертного совета мы считаем уместным подвести некоторые ключевые итоги 2024 года и сформулировать задачи на год 2025-й.
Тема Экспертного совета текущего выпуска: «От событий-2024 – к повестке-2025. Итоговые комментарии и новые цели ректоров ведущих российских вузов».
АО. Назовите несколько стратегических для отечественной высшей школы событий 2024 года. Каких долгосрочных результатов от них ожидаете?
– Следует особо выделить программу обновления и комплексного ремонта студенческих общежитий, в рамках которой в предстоящие годы планируется охватить примерно 800 общежитий. Выполнение этой программы даст эффект большому числу вузов России.
– Основные векторы обновления отечественной системы образования ежегодно закладываются в рамках Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию. В 2024 году важным ориентиром развития и трансформации страны, двигателем всех преобразований в обществе по праву становится молодежь.
С уверенностью могу сказать, что уходящий год стал событийно насыщенным периодом для российской высшей школы. 2024 год коренным образом отличается от 2023 года, который был нацелен на выстраивание новой системы высшего образования в Российской Федерации. Преобразования, внедренные в этом году, на мой взгляд, станут базисом для глубинного переосмысления студенческой молодежью своей гражданской позиции, внутренних детерминант духовно-нравственного становления, а также фундаментом для построения личностно-центрированной траектории профессионального самоопределения.
Научно-педагогическое сообщество сделало ряд важных шагов на пути формирования мировоззрения молодежи – главного ресурса нации. Комплексное внедрение в образовательные программы российских вузов дисциплин патриотической и добровольческой (волонтерской) направленности является подтверждением сказанному. Данный подход к организации образовательной деятельности позволяет создать в вузе новую модель обучения: обучение посредством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и социальной саморефлексии субъектов образовательных отношений.
Важным событием уходящего года считаю подготовку и издание учебника «История России» под редакцией Ю.А. Петрова. Работа, проведенная Российским историческим обществом, является важным инструментом реализации основных положений государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения. Учебник разработан таким образом, что обучающимся вузов предоставлена уникальная возможность переосмыслить события истории нашего государства с учетом специфики образовательных программ. Я уверен, что достаточно сложная для осмысления историческая наука станет ближе и понятнее всем без исключения студентам учебных заведений творческой направленности – музыкантам, хореографам, режиссерам, актерам, дизайнерам.
– Вряд ли буду одинок, если назову ключевым событием для высшей школы уходящего года февральское заседание Совета по науке и образованию при Президенте РФ, результатом которого стала новая редакция Стратегии научно-технического развития РФ. Обозначенные документом приоритетные направления: использование механизмов искусственного интеллекта для проектирования всевозможных систем и материалов, высокотехнологичное здравоохранение, высокопродуктивное и экологически чистое агро- и аквахозяйство, противодействие биогенным, техногенным, социокультурным угрозам и т.д. – дают университетам чёткое представление о том, какие направления подготовки специалистов востребованы сейчас и будут востребованы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Вузам заданы понятные векторы развития, придерживаясь их, вполне реально при поддержке государства укрепить традиционно сильные позиции и освоить новые перспективные темы.
Нельзя не упомянуть также переход к новой модели высшего образования: от бакалавриата и специалитета к базовому высшему образованию (срок обучения — от 4 до 6 лет), от магистратуры — к специализированному высшему образованию (от года до трех), а также обновление программ аспирантуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Конечно, с начала трансформационного процесса прошло ещё совсем немного времени, однако уже сейчас можно сказать, что более гибкая система позволит нам строить образовательные программы, сильнее завязанные на запросах абитуриентов и работодателей, ориентироваться на планы дальнейшего трудоустройства самих студентов и потребности рынка труда.
Третьим знаковым событием 2024-го стало, пожалуй, ноябрьское поручение В.В. Путина по подготовке проекта основ государственной политики по продвижению и поддержке русского языка. Для всех университетов, где реализуются гуманитарные направления подготовки, поручение стало чётким сигналом того, насколько важную роль играет работа по продвижению русского языка в позиционировании нашего государства за рубежом. Вкупе с планами по учреждению специальной стипендии для преподавателей русского языка, работающих за границей, это означает, что востребованность таких специалистов будет расти. Университетам необходимо работать над формированием методической базы, установлением партнерских связей с педагогическими сообществами дружественных стран, над разработкой планов наиболее эффективных мероприятий по продвижению русского языка и культуры.
Ключевым событием для высшей школы уходящего года стало заседание Совета по науке и образованию при Президенте РФ, результатом которого стала новая редакция Стратегии научно-технического развития РФ
– В 2024 году по инициативе Министерства сельского хозяйства РФ начала выстраиваться «бесшовная траектория» подготовки кадров от школьной скамьи до работодателя. Важным звеном этой цепочки являются агротехнологические классы в сельских школах, учащиеся которых должны со школьной скамьи погружаться в основы ведения сельского хозяйства, знать современные технологии, технику, которая делает сельскохозяйственный труд роботизированным, интересным, востребованным у молодежи. К 2030 году планируется создание более 18 тыс. таких классов по всей стране, 210 в Омской области при непосредственном участии Омского ГАУ. Обучающиеся профильного 11-го класса будут углубленно изучать математику, физику, химию, биологию под руководством преподавателей университета, познакомятся с современными технологическими процессами на предприятиях региона. Сотрудники предприятий агробизнеса будут сопровождать школьников в процессе обучения совместно с преподавателями вуза. Педагоги Омского ГАУ будут также готовить школьников к сдаче ЕГЭ. Для обучающихся предпрофильных 7-9 классов преподавателями университета разработаны элективные курсы сельскохозяйственной направленности в рамках внеурочной деятельности по следующим направлениям: «Агробиотехнологии», «Занимательная ветеринария», «Агророботы», «Ситифермерство». В рамках предмета «Труд. Технология» школьники под руководством преподавателей Омского ГАУ будут изучать модули «Растениеводство», «Робототехника», «Животноводство», «Автоматизированные системы». Программы предусматривают проведение занятий на базе школы, а также в лабораториях и мастерских университета, профессиональные пробы и экскурсии на предприятие. Ежегодно подчеркивается острая необходимость подготовки научных кадров для обеспечения технологического лидерства АПК. МСХ РФ совместно с Минобрнауки планирует вводить новые специальности, например, селекционер и генетик. Кроме того, с 2024 года в рамках эксперимента введен новый уровень образования – интернатура по ветеринарным специальностям.
Аграрные вузы для молодых специалистов являются настоящими «проводниками» в отрасль, источниками инновационных технических и технологических решений. Новый национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», ФП «Кадры в АПК» дают возможности работать в приоритетных стратегических направлениях, касающихся науки, образования, социальной политики в тесной связке с бизнесом на взаимовыгодных условиях.
– Стратегические инициативы по развитию отечественного образования связаны, прежде всего, с национальным суверенитетом и возвращением его лидерских позиций. Сейчас идет активное формирование новой системы.
Валерий Фальков в своих выступлениях отмечает: основные приоритеты развития страны сегодня определены тремя Указами Президента России, утвержденными в 2024 году: «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий» и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Для системы образования выделены следующие: повышение доступности и качества образования, его соответствие требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества; возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития; развитие инфраструктуры для обеспечения экономической безопасности и повышения качества услуг в социальной сфере; совершенствование системы образования на основе современных научных и технологических достижений. Определяющим условием выступает функционирование всех уровней современной системы в едином фокусе нравственно-патриотического лидерства в мировом пространстве.
Запущен новый порядок поступления на целевое обучение. Расширены возможности заключения договоров на платформе «Работа в России». Такой формат предусматривает тесное взаимодействие студента с будущим работодателем уже в процессе обучения: подготовку ВКР по конкретному запросу компании, прохождение практик на базе организации, включенность в реализацию реальных проектов и закрепление наставника обеспечивает практико-ориентированность подготовки и положительно влияет на ее качество. Гарантированное место работы может послужить для выпускника хорошим карьерным стартом и залогом стабильности.
Согласно Концепции технологического развития до 2030 года перед страной стоит задача достижения опережающего роста технологий для строительства инновационной экономики. Активно формируется инновационная образовательная среда вузов с применением механизмов государственно-частного партнерства в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров». Создается сеть современных университетских кампусов. Продолжены проекты государственной и инвестиционной поддержки ПСАЛ «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы», «Платформа университетского технологического предпринимательства» и др. Реализация пилотных проектов по апробации новых моделей подготовки кадров дали мощный толчок к изменению структуры и наполнению ФГОС ВО.
Считаем важным принятие Закона о снижении бюрократической нагрузки на педагогов вузов, который позволит расширить функционал ППС по сопровождению учебного процесса, ориентированного на усиление практической подготовки и реализацию молодежных проектов, интеграцию науки, образования и бизнеса, решение актуальных задач отечественной индустрии.
Достижения долгосрочных эффектов и результаты ключевых инициатив связаны прежде всего с устранением имеющихся разрывов между запросами производства и компетенциями выпускников; недостаточной интеграцией образования и рынка труда; слабой связью между наукой и образованием; необходимостью повышения эффективности подготовки студентов, формированием выпускников нового качества. От решения этих проблем во многом зависит возможность вузов придать ускорение процессам трансфера знаний от стадии идеи до их практического применения в производственном секторе экономики и дальнейшей коммерциализации, обеспечение технологического лидерства университета, региона и страны в целом.
– В 2024 году российская высшая школа по-настоящему стала ареной ключевых событий и инициатив, направленных на модернизацию образовательного процесса и повышение его конкурентоспособности на мировом уровне. Одной из инициатив является развитие российской научной школы. Для этого в России уже многое сделано. Активно развивается инфраструктура для научных исследований и подготовки кадров, в том числе создаются современные кампусы, молодежные лаборатории, развиваются передовые инженерные школы. Для привлечения молодежи в науку предусмотрена поддержка молодых ученых: стипендии, гранты и премии Президента Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований молодых ученых, государственные жилищные сертификаты.
Второе направление, которое активно развивается, – это реализация программы «Цифровое образование», в том числе с использованием искусственного интеллекта. Сегодня ИИ применяется для персонализации обучения, автоматической проверки заданий, создания адаптивных учебных материалов. Интерес к искусственному интеллекту в образовании растет. Если говорить о внедрении его в медицинское образование, то, на мой взгляд, можно выделить следующие ключевые возможности. Высокотехнологичная медицинская помощь базируется на использовании новых уникальных технологий, в том числе на использовании ИИ для автоматического анализа цифровых изображений, результатов ЭКГ, МРТ, МСКТ. Технологии искусственного интеллекта применяются при обработке больших данных о состоянии здоровья пациентов, хранящихся в медицинских информационных системах. В этой связи практическое применение больших данных и искусственного интеллекта является современной реальностью медицины.
Третье направление, которое хотелось бы отметить, – это сближение образовательных контекстов с реальной жизнью. Реализация инициативы по созданию консорциумов между вузами, научно-исследовательскими организациями и промышленностью с целью интеграции науки и образования позволяет обеспечить практическое применение знаний студентов и молодежи в реальных производственных условиях. Акцент на междисциплинарность и практические навыки подготовит выпускников к реалиям современного рынка труда. Это приведет к созданию более конкурентоспособного и адаптивного кадрового ресурса, способного справляться с вызовами глобализированного мира. Благодаря принятым мерам наблюдается рост отечественных технологий, используемых организациями реального сектора экономики.
Все эти реализуемые инициативы являются залогом прорывного научно-технологического развития страны, привлечения в науку талантливой молодежи. Данные мероприятия укрепят позиции российского высшего образования на международной арене и создадут новые возможности для научного сотрудничества, подготовки практико-ориентированных специалистов.
– Запущен механизм отказа от бакалавриата и перехода к специалитету.
АО. Назовите главные события 2024 года для вашего вуза? Что удалось сделать?
– В 2024 году успешно проведена приёмная компания. Также достигнуты запланированные результаты в выполнении показателей второго года реализации Программы развития университета на 2023-2032 годы.
Ярко прошли торжественные мероприятия к 85-летию университета, в ходе которых более чем трёмстам членам коллектива, включая студентов, были вручены награды различного уровня.
А самому университету была вручена Благодарность Президента Российской Федерации «За заслуги в области науки и образования, подготовке высококвалифицированных специалистов».
Выражаем особую признательность журналу «Аккредитация в образовании» за подготовку качественного материала о нашем вузе, приуроченного к его юбилею.
– Творческий вуз и его воспитанники – это вулкан идей и источник вдохновения для профессорско-преподавательского и административно-управленческого персонала университета. 2024 год стал важной вехой развития образовательной организации, которая имеет уже более чем 76-летнюю историю развития.
Университет, будучи единственным творческим высшим учебным заведением в Республике Крым, нацелен на подготовку квалифицированных научно-педагогических и творческих кадров для сферы культуры, искусств и туризма. Статистика показывает, что востребованность его выпускников растет с каждым годом, подтверждением чему является показатели их трудоустройства. По истечении 6 месяцев с момента получения диплома об образовании более 88% выпускников вуза обрели свои первые рабочие места, из них 85,4% – по специальности. Более 6% выпускников продолжили обучение в соответствии с выбранным направлением подготовки, в том числе совмещая обучение с трудовой деятельностью.
Научно-исследовательская и творческая деятельность вуза являются ее гордостью. Ежегодно на базе университета проходят международные, всероссийские (в том числе с международным участием) и региональные научные форумы, конференции, круглые столы. Одним из самых ярких и представительных мероприятий является Всероссийский научный форум «Стратегии социокультурного развития России», который в 2024 году привлек 210 участников из 43 образовательных организаций Российской Федерации и Республики Таджикистан. Заключительным мероприятием форума стало проведение круглого стола молодых ученых на тему «Традиционные семейные ценности глазами российской молодежи».
Университет является инициатором проведения ежегодного всероссийского конкурса «Таврическая камерата» для обучающихся профильных образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. В этом году конкурс привлек к участию талантливую молодежь из разных федеральных округов РФ, определив лучших из них в разных номинациях.
Творческий вуз и его воспитанники – это вулкан идей и источник вдохновения для профессорско - преподавательского и административно-управленческого персонала университета.
– В первую очередь это, пожалуй, работа по стратегическим проектам госпрограммы «Приоритет 2030», удалось сделать очень многое. Успешно заканчивает год «Международная школа русского языка», в рамках которой преподавателями нашего университета проделана огромная работа по созданию и организации работы Центров открытого образования в Сербии, Республике Сербской и Беларуси. Мы с удовлетворением отмечаем как рост числа желающих пройти курсы обучения русскому языку во всех этих государствах, так и увеличение в школах, библиотеках, университетах количества мероприятий, посвященных изучению творчества известных русских писателей, учёных, композиторов. Крупные форумы среди профессионального сообщества, проведенные в этом году в Минске и Восточном Сараево, показали, что спрос на методические разработки наших преподавателе и на русскую культуру в целом достаточно высок и демонстрирует тенденцию к росту. Так что работу эту мы обязательно продолжим.
Перспективной выглядит и работа «Центра технологического превосходства», где наши учёные занимаются исследованиями в таких значимых направлениях, как биохимия, фармакология, силиконовые материалы и технологии, технологии ремедиации техногенных ландшафтов, а также здоровьесберегающие и фармацевтические технологии. Уже в декабре мы открыли новое студенческое конструкторское бюро, сотрудники которого с помощью суперкомпьютера и метода молекулярного моделирования будут заниматься разработкой лекарственных средств для лечения онкозаболеваний.
Есть определенные успехи и у команды, которая работает над проектом «Экосистема подготовки кадров для цифрового развития региона». Успешно завершён проект разработки инструмента оперативной отчетности работников участковых избирательных комиссий для улучшения контроля хода голосования. Набирает популярность и «Цифровая кафедра» – проект, позволяющий студентам различных направлений подготовки (в том числе будущим педагогам) получить важные для использования в работе IT-компетенции.
Кроме того, с 1 сентября у нас работает Институт детства. Новая образовательная структура значительно расширила возможности для подготовки будущих воспитателей, учителей музыки и начальных классов, детских педагогов-психологов и социальных педагогов. Наш институт предлагает самые современные методики по подготовке педагогов начальных классов, оригинальные и интересные образовательные программы. Студенты, кстати, очень высоко оценивают организацию учебного процесса, думаю популярность Института детства будет только расти.
Ну и, конечно, я с удовлетворением отмечаю, что наш в некоторой степени рисковый профориентационный проект «PROстажёр», в рамках которого студенты педагогического направления работают в школах региона, оправдал все наши надежды. В этом году студенты – молодые учителя работают в образовательных организациях 20 муниципалитетов Тульской области. Более 40% участников не только преподают профильные предметы, но и ведут курсы внеурочной деятельности, кружки дополнительного образования, работают воспитателями групп продлённого дня и классными руководителями. Свыше половины стажёров, пройдя с помощью наставников адаптацию в школьных коллективах, не против остаться в них на постоянную работу.
Свыше половины стажёров, пройдя с помощью наставников адаптацию в школьных коллективах, не против остаться в них на постоянную работу.
– 2024 год стал для нас годом серьёзной трансформации стратегических направлений деятельности в науке и образовании. Достигнуты договоренности с федеральными и региональными партнерами (бизнес, научные организации) по проведению исследований по созданию трансграничного специализированного селекционно-семеноводческого центра по мягкой пшенице для импортозамещения высокоинтенсивных зарубежных сортов, размножения сортов, устойчивых к поражению болезнями и вредителями, и экспорта высококачественного семенного материала в зарубежные страны. В 2024 году индустриальным партнёром вуза началось промышленное производство хлеба из цветной пшеницы сортов селекции ученых университета. Кроме того, университет начал активную работу по созданию и пополнению референтных баз данных фенотипов и генотипов по красной степной и голштинизированным породам КРС, разработке и верификации индексов оценки племенной ценности КРС. Я отмечаю это в качестве «событий» 2024 года, так как это огромная работа и задел на последующие годы (в перспективе до 2030 и далее), в соответствии с которым будет актуализирована программа развития вуза, портфель проектов, образовательных программ.
Год был в целом успешным. Наши учёные стали лауреатами различных конкурсов и премий: «Колба» для женщин в науке и технологиях, премии имени П.А.Столыпина «Аграрная элита России-2024», «Профессор года». Омский ГАУ получил 16 медалей агропромышленной выставки «Золотая осень».
Студент Омского ГАУ победил в конкурсе «Агролидеры России». Наши ребята прошли серьезный конкурсный отбор на уровне региона и стали участниками всемирного фестиваля молодежи, студенческое научное объединение одержало победу в III конкурсе студенческих научных объединений. Заслуженные награды получили студенческие отряды и волонтёрский центр вуза.
Активно работаем с агробизнесом: с ГК ПРОДО открыли образовательно-производственный кластер по животноводству. Ежегодно (и 2024 г. не стал исключением) открываем брендированные аудитории (ремонт, оснащение оборудованием).
Следует отметить высокие позиции вуза в национальных и международных рейтингах, в частности, в Национальном рейтинге Омский ГАУ занимает 4 место среди 36 аграрных вузов, которые в него вошли. Омский ГАУ входит в Международный рейтинг Round University Ranking, World University Rankings, THE Impact Ranking, Webometrics, UI Green Metric World University Rankings.
– Признание лидерского потенциала вуза в регионе подтверждается значимостью достигнутых результатов. А их было немало.
В 2024 году Удмуртский государственный университет успешно продолжил участие как единственный вуз в регионе в государственной программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Это важный опыт, который способствует трансформации основных политик вуза и реализации стратегических проектов, актуальных для развития региона. Программа «Приоритет-2030» имеет большое значение для Удмуртии. Необходимое административное, финансовое и информационное содействие УдГУ в течение всего периода реализации программы оказывают Глава Удмуртской Республики, Правительство и Госсовет УР. Стратегические проекты «Формирование научно-технологической платформы развития отрасли энтомопереработки органических отходов и производства продуктов в парадигме циркулярной экономики в РФ», «Технологические и образовательные инновации в производстве и эксплуатации сервисных беспилотных систем» ориентированы на федеральный уровень и привлечение крупных индустриальных партнеров. По заказу Правительства Удмуртской Республики в тесном взаимодействии с Министерством экономики УР, другими министерствами и ведомствами республики вуз проводит работу по оценке текущего состояния и перспектив социально-экономического развития региона. Основная цель – формирование Стратегии социально-экономического развития Удмуртии до 2035 года.
В настоящее время в ведущих отраслях экономики наращивается темп реализации проекта «Эффективный регион», направленного на повышение производительности труда с помощью внедрения методов и инструментов бережливого производства. Полноправный участник этого процесса – система образования. В 2024 году университет стал инициатором создания и одним из участников Республиканской инновационной площадки сетевого инновационного проекта «Формирование модели управления инновационной образовательной организацией посредством бережливых технологий». Совместно с Министерством образования и науки УР, образовательными организациями в этом году была впервые проведена партнерская проверка качества образцов лучшей практики бережливых технологий в сфере образования.
Вуз подтвердил свои сильные позиции полученными результатами второго этапа аккредитационного мониторинга по всем вынесенным на независимую оценку качества образования образовательным программам, имеющими приоритетную значимость для развития региона.
Цифровая кафедра УдГУ заняла второе место среди вузов ПФО на стартовавшем в Иннополисе «Марафоне цифровых кафедр 2.0». Проекты студентов цифровой кафедры стали победителями программы «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
УдГУ вошел в перечень 92 государственных учреждений, которые могут проводить экзамены для мигрантов. На базе вуза создан Центр тестирования для проведения экзаменов по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ. Подписано соответствующее соглашение между УдГУ и ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД РФ.
УдГУ стал единственным вузом Удмуртии, который вошел в новый пилотный рейтинг вузов стран БРИКС (РАЕКС), подтвердив тем самым обеспечение конкурентоспособности на международных рынках отечественного образования.
– Университетское сообщество Российской Федерации вовлечено в реализацию стратегических государственных программ и проектов. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) не исключение. Выделим одно из таких направлений деятельности университета, которое напрямую связанно с миссией РГЭУ (РИНХ) - подготовка специалистов, способных вывести экономику страны на лидирующие позиции в мире.
Текущие условия и имеющиеся вызовы определяют необходимость решения важнейшей задачи – подготовка высококвалифицированных кадров для достижения технологического лидерства страны, что предполагает разработку и внедрение научно-образовательных и исследовательских программ, воспитывающих профессионалов с набором компетенций для решения нестандартных вопросов и развития творческого подхода, способных разрабатывать новые технологические решения. При этом требуется трансформация университетского образования в соответствии с требованиями современной цифровой экономики на основе согласованных действий, решений органов власти, бизнеса и вузовского сообщества.
Для выполнения этой задачи в РГЭУ (РИНХ) создана и эффективно функционирует экосистема поддержки молодежных инициатив в области научно-исследовательской и проектной деятельности, которая помогает создавать перспективные проекты, решать кейсы ведущих российских и зарубежных компаний, развивать актуальные навыки и компетенции. Успешно реализуется акселерационная программа Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) «Созвездие Юга», проводятся проектно-образовательные интенсивы, конкурсы и другие мероприятия, направленные на поддержку студенческих проектов на стадии от идеи до масштабирования, а также развития комплекса передовых междисциплинарных компетенций.
Экосистема в РГЭУ (РИНХ) включает комплекс научных и структурных подразделений, работающих в единой повестке технологического предпринимательства: предпринимательская Точка кипения, Студенческое бюро, Научная StartUp-лаборатория, Институт развития технологий цифровой экономики «ИРТЦЭ», Институт дизайна региональной экономики РГЭУ (РИНХ), Институт междисциплинарных исследований глобальных процессов и стратегического управления, Центр стратегических исследований социально-экономического развития Юга России.
Результатом этой большой работы является то, что молодежные проекты технологического предпринимательства РГЭУ (РИНХ), за время реализации акселерационных программ, привлекли более 24 000 000 рублей инвестиций, 2 проекта прошли комплексную экспертизу и получили приглашение стать резидентами «Сколково», 2 проекта – амбассадоры экосистемы – единственные из Ростовской области вошли в ТОП-40 студенческих стартапов по версии Платформы университетского технологического предпринимательства - федерального проекта Министерства науки и высшего образования РФ. Также значимыми результатами 2024 года являются победы студентов РГЭУ (РИНХ) во всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах. Наши студенты вошли в число победителей Всероссийского инженерного конкурса (отборочная площадка на базе Федеральной службы по финансовому мониторингу) и призеров IV Международной олимпиады по финансовой безопасности (проводится по поручению Президента РФ В.В. Путина).
– 2024 год для нас знаменателен, это не только год завершения стратегической программы развития, но и юбилейный год – университет отметил свое 70-летие. Безусловно, стратегические задачи, сформулированные в Программе, выполнены, целевые ориентиры достигнуты. Сегодня Алтайский государственный медицинский университет является флагманом профильного образования и науки в макрорегионе, обеспечивающим кадровую основу для Алтайского края и Республики Алтай. Ключевая задача нашего университета с учетом национальных приоритетов и региональной повестки дня – участие в формировании нового медицинского научно-образовательного ландшафта, подготовка современных, инновационно мыслящих, высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов нового поколения для регионального здравоохранения, обладающих всем спектром профессиональных и надпрофессиональных компетенций.
Исходя из ключевой цели университета, в 2024 году успешно реализован проект «ВУЗ – регион», ориентированный на разноформатную помощь университета региональному здравоохранению. В рамках реализации данного проекта хорошо зарекомендовала себя практика формирования учебных групп целевых студентов, начиная с 1-го курса, по принципу медико-географических округов Алтайского края. Это дает студентам возможность ежедневно общаться и отрабатывать навыки командной работы с будущими коллегами на протяжении всего периода обучения в университете. Студенты целевой формы обучения проходят практики в организациях-заказчиках, где у студентов есть возможность познакомиться с коллективом, будущим местом работы, определиться с врачебной специальностью и познакомиться со своим наставником.
Все практики университета рассредоточены и проходят в лечебно-профилактических учреждениях края в течение всего года (с акцентом на зимне-весенний и эндемический период), что оказывает постоянную помощь практическому здравоохранению. Развивается практика привлечения ординаторов 2-го года обучения в качестве врачей-стажеров в лечебные учреждения Алтайского края и Республики Алтай.
На базе симуляционного центра создан и активно развивается Учебный центр медицины катастроф АГМУ. За последний год навыкам оказания первой помощи обучено более 6000 человек, в том числе более 600 сотрудников Росгвардии, военнослужащих Министерства обороны, МВД и ФСБ России, которые прошли специальные курсы подготовки по навыкам тактической медицины перед направлением в зону проведения СВО. В настоящее время более 100 студентов университета проходят специализированную подготовку в качестве инструкторов и готовятся приступить к работе в Алтайском крае по обучению населения навыкам оказания первой помощи.
По согласованию с Министерством здравоохранения края на базе университета функционирует Центр развития регионального здравоохранения, где с использованием ресурса действующих региональных специалистов Министерства здравоохранения края, Росздравнадзора и Роспотребнадзора, ТФОМС, ведущих организаторов здравоохранения и руководителей медицинских организаций края ведется подготовка управленцев-руководителей в системе здравоохранения края.
АГМУ является региональным лидером по научным исследованиям в области здоровьесбережения и биомедицины, биофармацевтики. В рамках реализации грантовой политики губернатора Алтайского края по данным направлениям реализовано 14 проектов в области биотехнологий, медицинской профилактики, реабилитации и здоровьесбережения.
Для оказания помощи региональному здравоохранению в АГМУ создано 8 студенческих медицинских отрядов, которые при активном участии преподавателей направляются в отдаленные районы края с высокими показателями заболеваемости и смертности для оказания помощи в проведении медицинских осмотров и диспансеризации. В 2024 году АГМУ впервые стал площадкой Всероссийского медицинского отряда «Аметист» с трудоустройством бойцов в медицинские организации региона.
Продолжает активную работу созданный еще в ковидный период Центр волонтёров-медиков, который оказывает комплексную помощь нуждающемуся населению Алтайского края и Республики Алтай, за что был награжден благодарственным письмом и памятными медалями Президента России. По итогам 2024 года алтайские «Волонтёры-медики» стали «Лучшим региональным отделением в России». Это лишь малая часть значимых успешных мероприятий вуза в 2024 юбилейном году.
– Удалось сделать хороший материальный задел для наших айтишников и укрепить материальную базу вуза и колледжа.
АО. Какова планируемая повестка на 2025 год? Назовите несколько ее ключевых пунктов.
– 2025 год для нас, во-первых, будет уже третьим годом реализации утвержденной в 2023 году новой программы развития университета. Там много масштабных проектов. В частности, мы добавляем комплексный стратегический проект «Пятигорский форпост», в состав которого включены проекты, выражающие роль Пятигорского государственного университета в качестве проводника всемирной общецивилизационно-защитнической и лидерско-соинтеграторской миссии России, ключевых приоритетов национальной безопасности и прорывного социально-экономического развития страны.
Будет в определённых направлениях перестроена работа по организации приёмной кампании 2025 года, в том числе в связи с выходом нового порядка приёма.
Важные задачи предстоит выполнить в рамках дальнейшей реализации Программы цифровой трансформации университета и развития университетской экосистемы инновационно-технологического предпринимательства, включая организацию работы Стартап-студии университета и подготовки ВКР в форме стартапа, а также обеспечение руководства работой созданного в 2024 году по инициативе и при лидерстве нашего университета межвузовского межрегионального Консорциума «Развитие университетского инновационно-технологического предпринимательства и надпрофессиональных универсальных компетенций».
– Повестка развития университета напрямую связана с кардинальными преобразованиями в образовательной системе Российской Федерации, заложенными Указом Президента РФ от 12.05.2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования».
Реализация основных положений Программы развития университета на 2025-2030 годы направлена на усиление положения образовательной организации в регионе и федеральном округе за счет увеличения числа работодателей, участвующих в реализации образовательных программ и заинтересованных в подготовке обучающихся в рамках целевой квоты.
Мониторинг мнения работодателей и анализ рынка труда поставили нас перед необходимостью инициирования процедуры подготовки к открытию новых направлений подготовки и специальностей в сфере культуры и искусств.
Амбициозными являются планы по увеличению количества обучающихся и преподавателей, удостоенных звания лауреата международных и всероссийских конкурсов, а также почетных званий и государственных наград в сфере культуры, искусств и образования.
– Следующий год обещает стать для нашего университета очень насыщенным. Во-первых, мы планируем вводить направления подготовки среднего профессионального звена. У вуза есть для этого и ресурсы, и компетенции. СПО при высшей школе удобно тем, что с одной стороны мы способны обеспечить подготовку на очень высоком уровне, а с другой – так можно обеспечить «мягкий вход» в университет тем, кто будет настроен продолжить образование.
Также в наших планах – развитие дистанционных технологий образования. Темп современной жизни очень высок, и далеко не все могут позволить себе выделить время на посещение университета. Дистанционные же технологии помогут тем, кто получает второе высшее, людям с ограниченными возможностями, студентам, совмещающим учёбу с работой. Доступность образования, удобство при выборе механизмов обучения – одно из главных требований современного абитуриента.
Естественно, мы продолжим все наши профориентационные проекты со школьниками, усилим работу с международными студентами, продолжим укреплять научный блок университета… Планов очень много, я надеюсь, что реализовать удастся все.
Дистанционные технологии помогут тем, кто получает второе высшее, людям с ограниченными возможностями, студентам, совмещающим учёбу с работой.
– Успешная реализация крупных проектов по определённым и согласованным с учредителем стратегическим направлениям развития вуза. Укрепление и улучшение позиций Омского ГАУ среди российских, аграрных и региональных вузов в ведущих национальных и международных рейтингах. Открытие новых лабораторий и центров, оснащенных современным оборудованием и одновременно с этим рост показателей коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Омский ГАУ – вуз, которому в 2025 году исполнится 107 лет с момента основания. Число обучающихся составляет около 10 тыс. чел. Безусловно, коллектив ориентирован на масштабные задачи, соответствующие его статусу и роли в развитии аграрной науки и образования в стране.
– Программа развития вуза предусматривает целый ряд направлений деятельности в рамках поэтапной реализации целевой модели: концепции «Университета третьего поколения» (высокая конкурентоспособность, результативная «третья миссия», интернационализация) и модели «Цифрового университета». И на 2025 год университет ставит перед собой амбициозные задачи:
Сегодня одним из сложнейших вопросов является выявление интеллектуального потенциала и конкурентных преимуществ Удмуртии. Университет будет продолжать активное участие в экономической повестке республики. Благополучие Удмуртии и уверенный взгляд выпускников в завтрашний день – наша общая миссия и ответственность.
Расширение цифровой инфраструктуры и информационной интегрированной системы управления на основе комплексного анализа данных и обеспечения безопасности цифрового пространства.
– В программе развития Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) на 2023-2032 годы много амбициозных задач, которые и формируют повестку на ближайший 2025 год. Одной из таких стратегических задач является создание эффективно функционирующей системы подготовки кадров в области технологий искусственного интеллекта, а также практико-ориентированных научных исследований с целью устойчивого развития Российской Федерации при решении задач обеспечения кибербезопасности, высокоточной навигации беспилотных транспортных систем и других областей знаний.
В 2024 году было подписано соглашение о создании «Центра искусственного интеллекта» между Ростовским государственным экономическим университетом (РИНХ) и ПАО КБ «Центр-инвест».
Создание Центра искусственного интеллекта определяется необходимостью формирования условий для модернизации научно-производственной инфраструктуры в целях проведения масштабных научных исследований и разработок университета, соответствующих современным принципам организации научной и инновационной деятельности, а также лучшим российским и мировым практикам, способствующим социально-экономическому развитию приоритетных отраслей Российской Федерации.
В Центре искусственного интеллекта сформирован Банк кейсов для решения социально-экономических задач в интересах развития региона.
На 2025 год также обозначены следующие стратегические направления в области научно-образовательной повестки университета:
Реализация указанных стратегических проектов РГЭУ (РИНХ) будет способствовать достижению целевых значений показателей Программы развития университета в области научно-исследовательской деятельности и инноваций.
Одной из таких стратегических задач является создание эффективно функционирующей системы подготовки кадров в области технологий искусственного интеллекта, а также практико-ориентированных научных исследований с целью устойчивого развития Российской Федерации при решении задач обеспечения кибербезопасности, высокоточной навигации беспилотных транспортных систем и других областей знаний.
– В 2025 году основное внимание будет уделено внедрению цифровых технологий в образовательный процесс; изучению современных подходов к организации медицинской помощи, включая основные принципы организации первичной медико-санитарной помощи, цифровизацию здравоохранения, трансформацию процессов первичного звена здравоохранения, передачу функций между медицинскими кадрами, применение бережливых технологий в медицинских организациях. Программы обучения будут пересмотрены с акцентом на междисциплинарный подход, усиление практико-ориентированности, что позволит развивать у студентов навыки критического мышления, креативность и умение решать сложные задачи.
Продолжится укрепление партнерства университета и практического здравоохранения, в том числе за счет совместной реализации крупных стратегических проектов: «ВУЗ – регион» и «Здоровьесбережение». В рамках данных проектов будет обеспечена подготовка высококвалифицированных врачей и управленцев нового поколения, продолжится внедрение и расширение персонифицированной модели повышения квалификации с предоставлением работникам максимального доступа к новейшим методам и технологиям в медицине, а также подготовка проблемно-ориентированных циклов для врачей с привлечением к участию главных специалистов Министерства здравоохранения Алтайского края.
Будет продолжена научно-исследовательская деятельность по тематике, актуальной для регионального здравоохранения, активизировано внедрение результатов исследований в клиническую практику.
Для решения проблем кадрового дефицита в районах края будет продолжено развитие системы функционирования медицинских отрядов и десантов.
Благодаря этим усилиям и совокупным действиям АГМУ сможет существенно повысить качество подготовки высококвалифицированных специалистов для практического здравоохранения, тем самым повысить качество оказания медицинской помощи и способствовать укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни жителей Алтайского края.
Продолжится укрепление партнерства университета и практического здравоохранения, в том числе за счет совместной реализации крупных стратегических проектов: «ВУЗ – регион» и «Здоровьесбережение».
– Пройти аккредитацию по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» и по специальности 04.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности».
АО. Госполитика в сфере образования: решения каких самых насущных проблем высшей школы ожидаете?
– Конечно, все ожидают окончательного формирования новой модели российского высшего образования, утверждения её форматов.
Также очень значимым стало бы выполнение недавно объявленных Минобрнауки России планов по совершенствованию системы нормативного государственного финансирования и увеличению нормативов затрат на высшее образование.
– С учетом стратегических тенденций развития российского общества, заложенных в 2024 году, вектор развития государственной политики в сфере образования в наступающем году должен быть направлен на решение следующих задач:
Пересмотр профстандартов позитивным образом отразится на качественных показателях разработки руководителями образовательных программ индикаторов сформированности компетенций по творческим направлениям подготовки и специальностям.
– Надеюсь, что сохранятся и преумножатся механизмы, позволяющие укрепить материально-техническую базу областных вузов. Сейчас требования студентов к университетам достаточно высоки – они хотят, чтобы вузы в их регионах не слишком отличались от столичных по оснащению. И это понятно при современной доступности информации и её открытости.
Также хотелось бы внедрения дополнительных форм поддержки молодых педагогов и студентов педагогических направлений – особенно физиков и математиков. Дефицит этих предметников уже ощущается, а в части престижа этой профессии и ее привлекательности пока очень много вопросов. И только на региональном уровне эту задачу не решить.
– Реализация практико-ориентированных программ и регулярный мониторинг результатов обучения. Увеличение инвестиций в цифровизацию вузов, обучение преподавателей современным методам преподавания с использованием технологий искусственного интеллекта. Все более актуальными становятся образовательные программы и научные проекты в области экологии, «зеленых технологий», биотехнологий в том числе с точки зрения развития международных коллабораций, экспорта образования, повышения конкурентоспособности российских вузов. Государство делает акцент на участие бизнеса в подготовке кадров. С 2025 г. начинается реализация целого ряда новых проектов, предусматривающих возможность получения компенсации затрат (до 90%) на финансирование мероприятий по развитию инфраструктуры учебных заведений, в том числе ремонт учебных корпусов и общежитий, дополнительные социальные гарантии и выплаты педагогам школ и вузов, поддержку молодых ученых и т.п. Государство справедливо озадачено вопросом формирования ресурсной и распределительной частей баланса трудовых ресурсов в стране. Предлагаются различные механизмы. Так, к 2030 году планируется расширить до 70% долю студентов, принимаемых в аграрные вузы в рамках целевого набора.
При поддержке государства и бизнеса проблемы высшей школы должны быть трансформированы в задачи, решением которых будут заниматься огромные коллективы вузов, прочно встроенных в федеральную повестку. Каждая такая задача – ответ на определённый вызов, обусловленный политическими, социально-экономическими факторами.
При поддержке государства и бизнеса проблемы высшей школы должны быть трансформированы в задачи, решением которых будут заниматься огромные коллективы вузов, прочно встроенных в федеральную повестку.
– Вопросы стратегического развития отечественного образования занимают важное место в государственной повестке. Главное направление - переход на национальную концепцию высшего образования. Для обеспечения достижения эффектов и результатов стратегических для высшей школы инициатив, по нашему мнению, необходимо проработать вопросы по решению следующих актуальных задач:
– В 2025 году, полагаю, будет продолжена политика повышения доступности высшего образования за счет увеличения количества бюджетных мест и мест в рамках целевого приема. Продолжится обновление образовательных программ за счет сочетания фундаментальности, гибкости и практико-ориентированности. При этом акцент будет сделан на интеграции цифровых технологий и междисциплинарном подходе. Такие образовательные программы, безусловно, будут способствовать формированию целостного подхода к решению сложных проблем, стоящих перед обществом. Все это предполагает активное сотрудничество вузов и индустрии, что обеспечит выпуск специалистов, готовых к вызовам современности. Предоставление определенных льгот и стимулов работодателям, активно участвующим в подготовке будущих специалистов, еще больше повысит их заинтересованность в эффективном взаимодействии с вузами.
Активное развитие комплекса инициатив, проектов и мероприятий, направленных на усиление роли науки и технологий, позволит решать важнейшие задачи развития общества и страны.
Таким образом, высшее образование в 2025 году должно стать более гибким, открытым и ориентированным на будущее, обеспечивая студентов необходимыми компетенциями для успешной карьеры в мире, где изменения происходят с поразительной скоростью.
Таким образом, высшее образование в 2025 году должно стать более гибким, открытым и ориентированным на будущее, обеспечивая студентов необходимыми компетенциями для успешной карьеры в мире, где изменения происходят с поразительной скоростью.
– Вернуть систему образования советского периода с использованием новых технических достижений.