Моменты истории
21 ноября 2024 года КрасГМУ отмечает своё 82-летие.
Красноярский государственный медицинский институт (КГМИ) был образован 21 ноября 1942 года решением Всесоюзного Комитета по делам Высшей школы при СНК СССР и Народного комиссариата здравоохранения СССР путём слияния эвакуированных в Красноярск нескольких медицинских вузов: Воронежского стоматологического института, частей 1-го Ленинградского медицинского института и 2-го Ленинградского медицинского института, а также Ленинградского педиатрического института и Ленинградского стоматологического института.
В годы Великой Отечественной войны первым студентам вуза преподавал хирург, профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Здесь он закончил свою известную монографию «Очерки гнойной хирургии», за которую в 1944 году ему была присуждена Сталинская премия.
1995 году институт был переименован в Красноярскую государственную медицинскую академию.
В 2007 году медицинской академии было присвоено имя профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, а в 2008-м — статус университета.
Алексей Владимирович Протопопов, ректор КрасГМУ им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой лучевой диагностики ИПО КрасГМУ.
Основатель школы рентгенхирургии и первого в стране регионального сосудистого центра, всемирно известный рентгенхирург.
Заслуженный врач Российской Федерации. Награжден многими наградами, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, знаком «Отличник здравоохранения».
Фото: Александр Купцов
Кадры для региона: слагаемые качества
АО. Алексей Владимирович, Красноярский медицинский университет сегодня известен как один из ведущих медицинских вузов, где дают и получают качественное образование. Из чего складывается качество современного медицинского образования в КрасГМУ?
– Когда мы попытались сформулировать миссию нашего университета, одним из пунктов был следующий: если ты готов лечиться у своих выпускников, считай, твоя миссия выполнена. И это один из важнейших постулатов в нашей работе сегодня.
Кадровый дефицит в краевом и российском здравоохранении, увы, остаётся в числе болезненных вопросов. Мы, осознавая свою ответственность перед отечественной системой здравоохранения, большое внимание уделяем качеству подготовки наших выпускников.
Одним из приёмов является так называемая «полевая практика». Суть её в том, что студенты и ординаторы едут в районы края для прохождения практики, где они непосредственно будут работать. Они трудятся там под присмотром опытных врачей, это одна из форм наставничества.
Такой подход позволяет ребятам перенимать опыт со студенческой скамьи. Впоследствии при выходе из стен университета они адаптируются к условиям практического здравоохранения более мягко. А лечебные учреждения края получают уже подготовленного молодого специалиста. Конечно, перед этим он должен пройти все процедуры аккредитации, чтобы получить допуск в практическое здравоохранение.
Второй приём, которым гордится наш университет, — это «параллельное ДПО» — обучение в ординатуре, когда будущие врачи имеют возможность получить квалификацию сразу по нескольким смежным специальностям. Например, молодой человек может параллельно обучиться на терапевта и кардиолога, гинеколога и врача ультразвуковой диагностики. Безусловно, это расширяет клинический кругозор ординаторов как специалистов. В результате в нашем здравоохранении сокращается кадровый дефицит по узким специальностям.
Ещё один приём, который нацелен на кадровое обеспечение системы здравоохранения края, закреплён на законодательном уровне. Речь о так называемых образовательных сертификатах. Соответствующий закон был разработан нами в тесной связке с законодательной и исполнительной властью региона на пике пандемии. И теперь, спустя пять лет, мы можем оценить результаты. Начиная с 2020 года обучающимся в КрасГМУ выдано более 500 образовательных сертификатов. Свыше 400 студентов специалитета и около 100 ординаторов получили возможность учиться за счёт краевого бюджета. Программа выдачи образовательных сертификатов направлена на повышение доступности образования, снижение кадрового дефицита в медицине и гарантированное трудоустройство для выпускников. За учёбу по образовательному сертификату студент должен после окончания вуза отработать три года в одном из медицинских учреждений нашего края.
Говоря о качестве образования, считаю очень важным, что Красноярский медицинский университет нацелен на максимальную интеграцию в образовательный процесс ведущих клиницистов. Мы стараемся всех значимых практикующих докторов привлечь к обучению будущих врачей. На это идут, к сожалению, не все, потому что достижения клинического врача и передача опыта и знаний – это разные вещи. Показывать пример и обучать сложнее, чем делать самому. Например, я с удовольствием хожу в операционную, когда меня сопровождают студенты. Я приветствую, когда ребята стоят за спиной, наблюдают, пытаются разобраться, задают вопросы. Нет сомнений, что это эффективный способ получения знаний и становления клинического мышления.
Сегодня мы уверены в качестве подготовки наших специалистов. Подтверждается оно и показателями анализа результатов Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования: наши обучающиеся имеют уровень на порядок выше многих вузов.
Сегодня на площади перед главным корпусом вуза установлен памятник хирургу и профессору В.Ф. Войно-Ясенецкому. А недалеко от университета на фасаде одного из жилых домов нанесено изображение святителя Луки.
Иностранные студенты: инструменты для адаптации
АО. В университете большое количество иностранных студентов. Все они приезжают именно за качественным образованием? Как они адаптируются в России?
— Указом Президента Российской Федерации от 7 мая этого года экспорт российского образования обозначен как одна из национальных целей. И здесь нам есть чем поделиться.
Естественно, что иностранных граждан традиционно привлекает качественно высокий уровень нашего образования. Сегодня в стенах вуза можно встретить выходцев из стран СНГ, Гвинеи, Алжира, Афганистана, Египта, Йемена, Индии, Ирака, Колумбии, Мексики, Монголии, Намибии, Нигерии, Сирии, Эквадора и, впервые в этом году, из Китая. Всего в КрасГМУ учатся примерно 550 иностранных граждан из 25 зарубежных стран. Большинство из них — студенты направлений специалитета. Это более 9% от общего числа обучающихся. Медицинское образование ребята получают по специальностям «Лечебное дело» и «Стоматология».
Отмечу также, что с 2020 года в университете ввели практику преподавания на английском языке. Для этого была проведена и продолжается сегодня колоссальная работа по подготовке педагогического состава. Все преподаватели, работающие с иностранными студентами, свободно читают лекции на английском языке. Для них в нашем вузе внедрена система непрерывного повышения квалификации.
Университет также активно способствует погружению студентов-иностранцев в русскоязычную культурную среду. Внедрена программа кураторства, введён факультатив «Русский язык как иностранный» для углублённого изучения на протяжении всех лет обучения. Проводятся тренинги по развитию навыков межкультурной коммуникации, научной деятельности: ребята, например, неоднократно принимали участие в различных студенческих конференциях с докладами на русском языке.
В КрасГМУ действует и система мотивационных поощрительных мер. В частности, для иностранных студентов, показавших высокие результаты в обучении и внеучебной деятельности по итогам студенческого рейтинга, введена система скидок в оплате обучения от 5 до 20 %. Кроме того, поскольку не все студенты могут себе позволить поехать на каникулы на свою родину, для них мы организуем различные мероприятия. Например, ежегодно в августе на озере Шира проходит Летняя школа русского языка (разумеется, трансфер и проживание на вузовской базе отдыха для ребят бесплатны). В нынешнем году в этой школе побывали студенты из шести стран. Они вместе общались, учились, готовили, играли. На зимних каникулах группа студентов-иностранцев (также за счёт университета) побывала на выставке «Россия» в Москве, где молодые люди работали волонтёрами. По отзывам всех ребят, как участников летней школы, так и волонтерской практики, это стало для них незабываемым бесценным опытом.
«Иностранных студентов традиционно привлекает качественно высокий уровень нашего образования».
Фото: Александр Купцов
АО. Понятен интерес к нашему медицинскому образованию представителей стран Африки, Индии, Афганистана. Но удивительно, что в этом году есть студенты даже из Китая, где образование и медицина на очень высоком уровне. Почему они едут к нам?
— Да, в этом году к нам впервые поступили 16 абитуриентов из Китая. Наши коллеги из Поднебесной знают о том, что российские система образования и система здравоохранения были и остаются в числе лучших в мире. Это и мотивирует их приезжать в нашу страну, в частности, за медицинским образованием. Иностранные студенты изучают практически те же дисциплины, что и российские. Интересно, что для ребят из Китая новым будет изучение латыни, которую в китайских медицинских вузах не изучают.
В целом, по данным мониторинга Минобрнауки России, в российских вузах обучаются более 40 тысяч граждан Китая, хотя ещё в 2020 году их было около 30 тысяч. Здесь цифры говорят сами за себя. Наша страна и наш край активно взаимодействуют с Китаем. И Красноярский медицинский университет этому способствует.
«Все преподаватели, работающие с иностранными студентами, свободно читают лекции на английском языке. Для них в нашем вузе внедрена система непрерывного повышения квалификации».
Министр здравоохранения РФ М.А. Мурашко (КрасГМУ, октябрь 2023): «Мы видим расширение объёмов подготовки для специалистов непосредственно для нужд здравоохранения. И каждый год у нас идет развитие этого направления. Плюс идет повышение рейтинга университета и привлекательности для зарубежных студентов».
Университетские проекты: доказанная эффективность
АО. Какой образовательный кейс КрасГМУ можно было бы определить как лучший?
— На мой взгляд, здесь нужно подробнее рассказать о параллельном обучении. В 2021 году в КрасГМУ стартовал проект «Параллельное дополнительное профессиональное образование». Уже через несколько лет стали очевидными преимущества параллельного освоения программ ординатуры и дополнительных профессиональных программ.
Такое обучение даёт выпускникам значительное преимущество и мобильность на рынке труда. Доктор, имеющий квалификацию сразу по нескольким смежным специальностям, будет более востребован, особенно там, где острый кадровый дефицит по узким специальностям. В медицинские учреждения края попадает конкурентоспособный специалист с широким перечнем профессиональных навыков.
Мы в вузе уже получаем положительные отзывы и видим заинтересованность не только обучающихся, но и работодателей и представителей региональной власти. Благодаря этому проекту ординаторы могут параллельно обучиться на кардиолога и врача функциональной диагностики, терапевта и ревматолога, хирурга и онколога или по другим специализациям.
АО. Выпускники вуза распределяются в учреждения здравоохранения края после целевого обучения, обучения по образовательному сертификату. А остаются ли они там потом, когда заканчивается обязательный срок?
— Наш мониторинг показывает, что многие остаются. И это объяснимо. По программам модернизации системы здравоохранения и, в частности, модернизации первичного звена большие инвестиции пришли в сельское здравоохранение. Эти программы позволяют сделать работу в районах более привлекательной для молодёжи. Сегодня всё больше стирается грань между межрайонными больницами и краевыми учреждениями. Речь идет об оснащении аппаратами и всевозможным медицинским оборудованием. Поэтому и возможностей реализации себя как специалиста в районах края становится больше. Иногда за пять лет больница меняется до неузнаваемости. Конечно, здесь, в первую очередь, играет роль заинтересованность руководства.
Кстати, многие известные врачи начинали в сельских больницах. И сегодня молодой человек, который стремится стать успешным врачом, видит себя в качестве высококлассного специалиста или ведущего хирурга, делающего уникальные операции, растущего как профессионал, в дальнейшем может поступить в ординатуру, стать специалистом по узким специальностям и иметь возможность устроиться впоследствии в крупные краевые клиники, где и набор пациентов другой, и набор вмешательств другой. И дальше проявлять себя в качестве профессионала здесь.
КрасГМУ — несущая конструкция системы краевого здравоохранения, поэтому университет заинтересован в том, чтобы наши выпускники становились лучшими специалистами и оставались работать в крае.
Пятилетка для КрасГМУ: новые задачи
АО. Поделитесь планами на будущее. Есть ли задачи, которые вы готовы поставить перед собой и коллективом, чтобы поднять планку ещё выше? Чего, по вашему мнению, вуз должен достигнуть в ближайшей перспективе трех-пяти лет?
— Задачи, которые я ставил перед собой и коллективом вуза пять лет назад, успешно выполнены. Это и адекватное распределение нагрузки на профессорско-преподавательский состав, и внедрение новых образовательных технологий, и развитие научных направлений.
Сейчас в приоритете — решение инфраструктурных задач, в чем университет остро нуждается.
Так, последняя максимально успешная приёмная кампания показала, что мы находимся на «плато» по контингенту обучающихся. Увеличивать его мы не можем вопреки нашему желанию, потому что весь имеющийся аудиторный фонд работает с максимальной загрузкой. Но мы уверены, что способны на большее, поэтому в ближайшую пятилетку на первый план я ставлю задачи кардинальных масштабных инфраструктурных изменений в КрасГМУ.
Текст Юлии Корольской