Книгоиздание в вузах: новая жизнь и новые возможности

Книгоиздание в вузах: новая жизнь и новые возможности

На протяжении десятилетий, вплоть до недавнего времени, издательства в вузах выполняли традиционную роль – обеспечивали своих преподавателей, студентов и аспирантов необходимыми образовательными и методическими материалами. Требования к качеству таких изданий не всегда были строгими, потому как ведущие вузовские авторы, маститые ученые и руководители научных школ предпочитали выпускать свои труды в крупных федеральных издательствах. К изданной в вузах литературе сформировалось довольно снисходительное отношение – все равно это только «для внутреннего пользования». Теперь многие образовательные организации иначе смотрят на ценность своих изданий и в целом на свою издательскую деятельность. Разбираемся, что на это повлияло.

Объективная оценка

В распоряжении большинства вузов есть собственные издания: учебники, монографии, методические и учебные пособия, журналы и статьи, написанные преподавателями и учеными. Их содержание потенциально может быть интересно и полезно в работе не только внутри университета-издателя, но и в других образовательных организациях: для подготовки рабочих программ дисциплин (РПД), актуализации преподаваемых дисциплин, улучшения и разнообразия программ курсов, написания проектных, курсовых, дипломных работ, самообучения.
 
Обратимся для примера к данным статистики, предоставленным организаторами проекта «Консорциум сетевых электронных библиотек».

Каждый вуз-участник проекта не просто размещает свои издания на общей платформе и сам использует литературу других организаций, но и получает доступ к инструментам статистики, с помощью которых может отследить, кто и как читает его контент, какие издания наиболее популярны и в каких вузах, кого из вузовских авторов читают больше всех.

Получив в распоряжение данные статистики по востребованности собственной литературы, вузы смогли оценить свой издательский потенциал объективно, со стороны, насколько качественный контент они создают.

Примером такой переоценки отношения к своей литературе может послужить кейс Тольяттинского государственного университета (ТГУ). По итогам 2021 года их учебное пособие по органической химии стало самой читаемой книгой (по количеству обращений уникальных организаций) в фонде Консорциума СЭБ. В интервью отраслевому изданию «ЛибИнформ» директор Библиотечно- издательского комплекса ТГУ Алена Асаева отметила:

– Когда мы размещали ее [книгу] на платформе проекта, никто не думал, что у издания, которое мы когда-то выпустили для читателей своего университета, будут сотни просмотров из других вузов. Оказалось, что книг по этой тематике немного, а наш источник имеет достаточно высокое качество. Если бы мы в свое время не оцифровали это пособие и не предоставили его в фонд Консорциума СЭБ, оно вообще никогда бы не вышло за рамки нашей библиотеки и вуза.

Руководитель вузовского БИК также подчеркнула:

– Если нас читают и количество прочтений нашего контента растет, то это говорит о качестве этих изданий и о том, что бренду нашего университета доверяют в других вузах.

3,55 миллиона книговыдач за год

– Ключевой показатель взаимной востребованности вузовских изданий, на мой взгляд, это растущая год от года книговыдача фондов Консорциума СЭБ, – отмечает Александр Никифоров, директор Образовательной системы «Лань», оператора проекта. – За 2023 год этот показатель достиг 3,55 млн, и уже сейчас есть основания предполагать, что по итогам текущего года цифра станет еще больше. Статистика востребованности изданий некоторых вузов достигает 80 000 просмотров в год. Достичь таких результатов самостоятельно, вне участия в проекте, большинству образовательных организаций, особенно небольшим региональным вузам, довольно сложно: для этого нужны технические и маркетинговые ресурсы. Поэтому многие из них даже не предполагали, что размещение собственных изданий на общей платформе, на условиях взаимного свободного доступа для других вузов-участников, так повлияет на продвижение их бренда.

Предположу, что существенная часть вузов, вступивших в Консорциум СЭБ, должна ощутить реальную пользу от этого проекта, в том числе улучшение качества образовательного процесса, рост цитируемости своих авторов и признание их учебных и методических трудов на федеральном уровне.

Многие вузы это убедило в том, что их собственные издания, которые раньше использовались только внутренними читателями, на самом деле – недооцененный ими интеллектуальный актив, «капитал знаний», востребованный в сотнях организаций.

– Знаю примеры вузов, которые, поняв возможные перспективы востребованности своих изданий, восстановили у себя издательский комплекс, – добавляет Александр Никифоров.

Таким образом, возможность по-новому и объективно оценить активы собственного издания может быть использована для внешнего позиционирования организации, укрепления и продвижения бренда университета за счет широкого распространения и признания внутривузовских наработок.

Консорциум сетевых электронных библиотек (Консорциум СЭБ) – проект сетевого межвузовского взаимодействия, в котором 397 образовательных организаций со всей страны размещают свои учебные и научные издания на единой платформе ЭБС «Лань». Все участники проекта получают взаимный бесплатный доступ к общему фонду литературы, который в настоящий момент составляет 77 500 наименований и постоянно пополняется свежими изданиями. Фонд собран силами и по инициативе всех вузов, состоящих в Консорциуме СЭБ, и находится в открытом доступе для их студентов и сотрудников. Оператором проекта выступает Образовательная система «Лань».

11.10.2024
Александр Никифоров
Александр Никифоров, Директор Образовательной системы «Лань», руководитель проекта «Консорциум сетевых электронных библиотек» (Консорциум СЭБ)
Читать полностью
Наверх