Экспорт образования как национальная цель: ключевые условия для продвижения

Экспорт образования как национальная цель: ключевые условия для продвижения

Итоговые рекомендации МНПК «Международная деятельность образовательных и научных организаций Российской Федерации: лучшие практики и модели региональных стратегий»)

Состоявшаяся в Самаре межрегиональная научно-практическая конференция «Международная деятельность образовательных и научных организаций Российской Федерации: лучшие практики и модели региональных стратегий» стала одной из самых масштабных тематических площадок 2024 года. Мероприятие, организованное Минобрнауки РФ, ФГБУ «Интеробразование» и двумя крупнейшими самарскими вузами (СамГУ и Самарским университетом им. Королева) собрало 679 участников, среди них 130 ректоров и проректоров, в т.ч. 52 проректора по международной деятельности, 222 руководителя подразделений международных служб из 116 городов России 77 субъектов РФ, а также Киргизии и Таджикистана. Столь большую заинтересованность по-хорошему «спровоцировал» ключевой документ, подписанный за несколько недель до самарского форума. 7 мая указом Президента РФ задача дальнейшего развития экспорта российского образования – не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году – была определена как одна из национальных целей.

С одной стороны, успехи интернационализации отечественной высшей школы неоспоримы: за прошедшее десятилетие России удалось вернуться в мировой топ стран-экспортеров образования, число иностранных студентов в российских вузах выросло со 154 тысяч (2010г.) до 355 тысяч (2023г.). С другой – поставленная в указе планка образовательного экспорта весьма амбициозна и требует решения накопившихся вопросов и, соответственно, подготовки и реализации целого комплекса практических мер.

Каких? Своим видением поделились [1] члены Экспертного совета «АО», ректоры ведущих российских вузов на одном из недавних «редакционных заседаний». Резюмируя и обобщая высказанные оценки, мы составили следующий список предложений.

 

Экспертный совет «АО»: топ-5 рекомендаций для госполитики в сфере образовательного экспорта

  1. Увеличить государственную финансовую поддержку российских вузов (особенно в регионах) для строительства, реконструкции и ремонта имеющегося фонда студенческих общежитий, а также необходимой учебной инфраструктуры.
  2. Повысить узнаваемость региональных университетов, увеличить их рекламную способность для зарубежной аудитории абитуриентов с помощью дополнительно выделенных целевых финансовых средств.
  3. Рассмотреть возможность изменения практики распределения бюджетных квот для иностранных обучающихся, учитывая в т.ч. интересы некрупных региональных, но обладающих потенциалом вузов.
  4. Оптимизировать миграционное законодательство в части процедуры въезда, выезда, пребывания и стажировок иностранных обучающихся на территории Российской Федерации.
  5. Поддерживать развитие различных адаптационных, языковых, стипендиальных, грантовых и т.п. программ для иностранных студентов.

Позиция Экспертного совета «АО» во многом совпадает и с итоговыми решениями самарского форума. Приводим выдержку из его итоговой официальной резолюции.

 

Рекомендации конференции для дальнейшей работы

I. Для рассмотрения в Минобрнауки России:

  1. Принять во внимание необходимость подготовки предложений к Рособрнадзору (ФГБУ «Росаккредагентство») для принятия Глобальной конвенции ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию, обеспечивающие единые принципы для признания профессиональных квалификаций в странах БРИКС, АТЭС, Африканского региона.
  2. Подготовить предложения к обеспечению принятия рамки и структуры квалификаций, сопоставимой с зарубежными рамками квалификаций с учетом планируемых изменений в российской системе высшего образования.
  3. Целесообразно ускорить создание рейтинга университетов стран БРИКС с целью оценки качества образования и научных исследований в этих странах с учетом специфики системы образования стран-участниц.
  4. Целесообразно актуализировать нормативно-правовую базу по вопросам создания и организации деятельности филиалов российских образовательных организаций высшего образования за рубежом с учетом национального законодательства и национальной системы законодательства конкретной страны.
  5. Разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования научного и экспертно-аналитического потенциала российских научных организаций в развитии международного сотрудничества.
  6. Создать систему грантовой поддержки с при- влечением государственного и частного финансирования по направлениям: поддержка международной академической мобильности обучающихся, НПР и АУП образовательных организаций высшего образования и научных организаций, в т.ч. для стран БРИКС (фонд академической мобильности); поддержка иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях, проявивших высокие результаты в обучении.
  7. Усовершенствовать систему мониторингов и оценки эффективности международной деятельности образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
  8. Рассмотреть возможность внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2022 г. № 645 о необходимости получения заключений на международные договоры в части отмены необходимости получения заключений с дружественными странами, а также более гибкого подхода к решению вопроса выдачи заключений с партнерами из недружественных стран с учетом анализа их целесообразности.
  9. Рассмотреть возможность разработки механизмов повышения эффективности международного сотрудничества образовательных и научных организаций, рассмотреть возможность расширения контактов с зарубежными странами и иностранными партнерами.
  10. Рассмотреть возможность учета контингента иностранных граждан, обучающихся в зарубежных филиалах образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, в расчетах показателя по соотношению общей численности российских и иностранных граждан, обучающихся по программам высшего образования в конкретной образовательной организации.
  11.  Обратить внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на необходимость поддержки основных направлений международной деятельности образовательных организаций высшего образования и научных организаций региона..

II. Для рассмотрения в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  1. При формировании региональной стратегии международной деятельности, а также планирования социально-экономического развития субъекта РФ, активно интегрировать в экспортные программы региона образовательные организации высшего образования и научные организации.
  2. Обратить внимание на необходимость формирования системы поддержки международных мероприятий, проводимых образовательными организациями высшего образования и научными организациями региона.

III. Для рассмотрения образовательными организациями высшего образования:

  1. Предусмотреть возможность использования инструментов международного взаимодействия в рамках функционирования Конвенций ЮНЕСКО (Азиатско-Тихоокеанская и др.) о признании квалификаций высшего образования – инициирование семинаров, вебинаров, стажировок и иных мероприятий, проводимых РФ, для включения в План мероприятий Комитета Конвенции ЮНЕСКО.
  2. Образовательным организациям высшего образования, имеющим кафедры ЮНЕСКО, активизировать работу с партнерскими кафедрами по гуманитарному взаимодействию по актуальной повестке ЮНЕСКО.
  3. Образовательным организациям высшего образования активизировать участие в деятельности международных ассоциаций университетов, в том числе представление своих образовательных программ, результатов научных исследований и иных достижений.
  4. Внедрять и совершенствовать новые подходы для решения социально-экономических вопросов адаптации иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях российских регионов, а также трудоустройство иностранных выпускников.
  5. Активизировать информационное продвижение российских университетов среди целевых иностранных аудиторий.
  6. Развивать конкурентоспособные научно-образовательные школы в государствах ЕАЭС, СНГ и БРИКС на основе интенсификации обмена результатами научных исследований и практическим опытом.
  7. Предусмотреть разработку и реализацию образовательных программ высшего образования по основным направлениям евразийской интеграции.
  8. Активизировать подготовку и реализацию сетевых международных образовательных программ между государствами-членами ЕАЭС, СНГ, БРИКС и на базе сетевых университетов.
  9. С учетом существующей геополитической обстановки развивать новые направления и географию международного сотрудничества, осуществлять поиск новых партнеров из дружественных стран и установление с ними дружественных отношений.
  10. Активизировать применение новых эффективных моделей и форматов международного сотрудничества на основе лучших практик и поиска конкурентоспособных технологий.
  11. Совместно с научными организациями раз- работать эффективные пути взаимодействия международных структур образовательных организаций высшего образования и научных организаций РФ, а также механизмы их кооперации для перспективного международного позиционирования.
  12. Обратить внимание на важность участия в IV Конгрессе молодых ученых на федеральной территории «Сириус» в период с 18 по 22 ноября 2024 г., в рамках которого запланировано проведение Форума молодых ученых стран БРИКС, а также участия в Конкурсе молодых инноваторов стран БРИКС.
  13. Предусмотреть возможность использования международной и совместной аккредитации образовательных программ как одной из форм не только международного сотрудничества, но и образовательной дипломатии.

И в заключение обратим особое внимание наших читателей на выделенные два пункта резолюции. Пункт об активизации информационного продвижения российских университетов среди целевых иностранных аудиторий (университетам «на заметку»: именно эту роль выполняет приложение к «АО» – международный журнал HED). А также пункт о применении новых эффективных форматов международного сотрудничества на основе лучших практик.

11.10.2024
Наверх