Информационным поводом для темы сентябрьского заседания нашего Экспертного совета послужила инициатива Минцифры РФ о привлечении IТ-компаний к партнерству с образовательными организациями как условии сохранения у компаний льгот. Впервые это предложение было озвучено Максутом Шадаевым во время его утверждения Госдумой РФ на пост главы ведомства 14 мая с.г. Так, «повышение качества обучения IT-специалистов в вузах» им было названо одним из приоритетов деятельности министерства: «Эту задачу будем решать за счет привлечения профильных IT-компаний и это будет обязательным условием сохранения этими IT-компаниями льгот», – заявил [1] тогда М.Шадаев. Позже, выступая на площадке Петербургского международного экономического форума, министр вновь подтвердил намерение реализовать эту идею, которую поддержал и глава думского профильного комитета А. Хинштейн: «У нас происходит и будет дальше происходить отрыв образования от практики, – приводит [2] слова депутата газета «Ведомости». – Решить эту проблему можно максимальной интеграцией IT-отрасли в образовательный процесс. У государства есть все основания попросить отрасль вкладываться в развитие вузов…».
Министр Шадаев, отметив готовность крупных IT-компаний к конструктивному обсуждению инициативы, обещал уже к концу лета разработать конкретные механизмы ее реализации [3]. Ожидается, что в перечень мер «обязательного партнерства» могут быть также включены обязательства компаний по предоставлению баз практик для студентов, по участию в укреплении материально-технической базы вузов-партнеров, по включению в преподавательскую деятельность…
Итак, предложенная Минцифры инициатива по «принуждению к партнерству», действительно, неординарная и в новейшей истории отечественной высшей школы, пожалуй, не имеет аналогов. В силу специфики отрасли эту инициативу можно было бы считать определенным исключением. Однако, не может ли предложенный ведомством подход стать прецедентом и в дальнейшем перенесен и на другие отрасли? И не является ли этот подход наиболее предпочтительным в условиях, когда практичность (предполагающая рост объема и содержания практической подготовки) провозглашена одним из принципов новой модели высшего образования, а потребность в кадрах в семи ведущих отраслях экономики к 2030 году достигнет более 2 млн. человек (данные Минобрнауки РФ по направлениям экономической деятельности в сферах здравоохранения, обрабатывающих производств, информации и связи, научной и технической деятельности, строительства, туризма, транспорта и др.)?
Предлагаем членам Экспертного совета обсудить эту тему и ответить на предложенные вопросы…
[1] https://www.interfax.ru/russia/960467
[2] https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2024/06/08/1042692-mintsifri-mozhet-lishit
[3] В конце августа министр М.Шадаев заверил, что окончательно договориться с представителями отрасли о конкретных параметрах участия IT-компаний в обучении студентов планируется «в сентябре-октябре» (см. подробнее: https://tass.ru/ekonomika/21697353).
АО. Как вы считаете, не пришла ли пора для перенесения данного подхода по «принуждению к партнерству» с высшей школы надругие отрасли отечественной экономики?
– Сегодня приоритетный инструментарий в образовательном процессе НВГУ – это взаимодействие университета с работодателями. Стратегическое партнерство с ключевыми предприятиями-работодателями (передовыми компаниями) позволит совместно модернизировать образовательные программы, строить целевую подготовку студентов, реализовывать проектно-технологические магистерские программы, имеющие корпоративную направленность, создавать базовые кафедры и учебно-производственные площадки и лаборатории.
Самый традиционный и популярный способ взаимодействия – это практическая подготовка обучающихся. Он позволяет профильным организациям создавать условия для реализации компонентов образовательной программы, предоставлять оборудование и технические средства обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся (АО «НижневартовскНИПИнефть», АО «Самотлорнефтепромхим», АО «Томскнефть» ВНК, БУ ХМАО-Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения», ООО «Сибирская интернет компания Сибинтек», ООО «ТУРФИНАНС», ООО «РИМЕРА- СЕРВИС», ООО «НВ-АСУПРОЕКТ», ООО «КОМРАД», ООО «Комтек», ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», образовательные учреждения и т.д.).
С целью содействия трудоустройству выпускников и обеспечения высокого качества обучения в университете растет число соглашений о сотрудничестве с партнерами и договоров о практической подготовке обучающихся. НВГУ сотрудничает с крупными предприятиями города и округа, предоставляющими возможность прохождения практики и трудоустройства.
– Конечно, тема взаимодействия вузов и индустриальных партнеров крайне важна. Сейчас система высшего образования во многом страдает от того, что индустриальные партнеры относятся к вузам, как к неким «донорам», миссия которых – поставлять уже подготовленные кадры. При этом в большинстве случаев партнеры не готовы вникать в особенности организации учебного процесса или оказывать содействие университетам. Мы понимаем, что практико-ориентированность образования – это важнейшая цель современной российской высшей школы. В этом смысле мы, разумеется, выступаем за привлечение индустриальных партнеров в образовательный процесс – это и совместная разработка образовательных программ, и чтение лекций, и мастер-классы, и хакатоны, и проектная деятельность.
– Когда академик Лаврентьев задумывал Новосибирский Академгородок, одной из главных целей была реализация связки «образование – наука – промышленность», которая получила название «треугольник Лаврентьева». Позже, эта идея подзабылась, но сейчас блок треугольника Лаврентьева под условным названием «взаимодействие с индустрией» стал весьма актуальным.
Минцифры планирует ввести требования по участию IT-компаний в обучении студентов профильных специальностей в вузах и кардинально увеличить объем их вовлечения в процесс обучения. Поскольку качество обучения является критичной проблемой, участие IT-компаний в процесс обучения будет условием сохранения льгот. Такая обязанность должна повысить качество обучения и обеспечить «кадровый суверенитет», о котором в своем выступлении в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ- 2024) говорил Президент РФ В.В. Путин.
Данная модель применима и в других отраслях экономики. Так, Нижегородский технический университет имеет большой опыт работы с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, которые сейчас испытывают «кадровый голод» в технических специалистах, инженерах (нехватка составляет около 20 %). Также нужны рабочие различных специальностей (дефицит составляет свыше 40 %). В настоящее время важно направить усилия государства, предприятий и других заинтересованных лиц на создание национальной системы подготовки специалистов для данной отрасли, в целях совершенствования кадрового обеспечения предприятий ОПК.
Для подготовки высококвалифицированных выпускников с использованием новых подходов к практико-ориентированной деятельности необходимо ввести изменения в соответствующие требования стандартов ФГОС ВО 09.00.00 укрупнённой группы направлений подготовки «Информатика и вычислительная техника», в части увеличения численности педагогических кадров с предприятий. В настоящее время требования стандартов к кадровым условиям реализации программ бакалавриата «не менее 5 % численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы бакалавриата от предприятий».
Абитуриент изначально должен знать, что будет обучаться по образовательной программе, где преподают сотрудники успешных компаний, где будут решаться реальные задачи от представителей индустриальных партнеров.
Образовательная политика университета должна быть выстроена в соответствии с запросами рынка труда, совместно с индустриальными партнерами, особое значение должно быть уделено освоению фундаментальных дисциплин, в области математики и информатики. Необходимо уделять пристальное внимание открытию и модернизации образовательных программ. В НГТУ рецензирование таких программ индустриальными партнерами является обязательным. Очень важно оценить, какие именно цифровые профессии и компетенции востребованы в регионе, чтобы в дальнейшем проектировать соответствующие образовательные программы.
Очевидно, что полноценная подготовка студентов невозможна без участия работодателей, без практиков, представляющих предприятия, на которых будут работать выпускники, а также без полноценной практической работы обучающихся на этих самых предприятиях.
У студента, как и у ребенка в полной семье, должно быть два родителя. Без работодателей на выходе из университета мы получим полуфабрикат, который после трудоустройства услышит знаменитую фразу «забудьте все, чему вы учились в вузе», и которого придется доводить до ума еще 3-5 лет. А если перекос будет в сторону производства, то мы получим исполнителей, не понимающих фундаментальные основы своей работы, не умеющих переучиваться и создавать новые технологии.
Семью вуз-студент-работодатель (или треугольник Лаврентьева) пытались строить разными способами: вводилось дуальное образование, создавались базовые кафедры, оформлялись договоры о практической подготовке. Однако все описанные модели работают только при деятельном участии и заинтересованности работодателей, а вот как раз с этим проблема. За редким исключением работодатели не имеют длинного горизонта кадрового планирования и работают на вторичном рынке специалистов, предпочитая получать готового мастера здесь и сейчас, а не тратить время и силы на работу со вчерашними студентами. Очевидно, при большом дефиците кадров такая практика проигрышна и скорее приведет к необоснованному росту зарплат по отрасли, чем к решению кадровой проблемы. Поэтому «принуждение к партнерству» назрело давно.
Я уверен, эффективная система подготовки высококвалифицированных кадров возможна только, если в треугольнике Лаврентьева, как и в семье, все имеют свои права и обязанности. С акцентом на обязанности. Если мы говорим об устойчивом развитии экономики и отказе от чисто рыночных механизмов, то законодательно должны быть введены не только мотиваторы для работодателей, но и их обязанности по сотрудничеству с профильными вузами.
– Не совсем понятен термин «принуждение к партнёрству». Если само партнёрство является условием получения льгот, то это не принуждение, а стимулирование – не хочешь иметь льготы, не становись партнёром! Однако сам механизм, на мой взгляд, сложный и избыточный. Есть более простые и проверенные решения. Проще вменить 1% от оборота всем производственным и IT-предприятиям тратить на развитие через заключение договоров НИОКР с вузами и НИИ РАН. Отдельным отраслям этот объём можно повышать до 2-3%, а льготы предоставлять по уже действующим условиям. Заключая такие договоры с вузами, предприятия сами будут заинтересованы в максимальной отдаче, в том числе через предоставление оплачиваемых мест практик. На самом деле, сейчас никого не нужно заставлять брать студентов на практику и даже платить за это, поскольку предприятия соревнуются за кадры, а не воспринимают это как общественную нагрузку. А вот вложение реального сектора в НИОКР надо сделать просто обязательным, поставив всех в равные условия. Такая практика была в Советском Союзе.
А если в схему получения льгот вставить вопрос участия IT-компаний в образовательном процессе, это повлечёт за собой необходимость создания ещё одного контура проверок законности и обоснованности.
– ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – отраслевой транспортный вуз. Для нас «принуждение к партнерству» работодателей просто неактуально. Взаимодействие с работодателем всегда являлось приоритетным направлением нашей деятельности.
– Взаимодействие вузов с работодателями является ключевым аспектом, способствующим формированию качественных образовательных программ, ориентированных на реальные потребности рынка труда и повышающих конкурентоспособность выпускников при трудоустройстве.
Если говорить о медицинских вузах, то их взаимодействие с медицинскими или фармацевтическими организациями является особо важной составляющей организации образовательного процесса.
Получение медицинской специальности требует законченного, полноценного образования. Начиная с 3-го курса обучение проходит и должно проходить в дальнейшем на клинических базах, так как выпускник, окончив медицинский вуз, должен уметь выполнять очень большой перечень манипуляций и быть готовым оказывать не только первую помощь. Очень важно, чтобы будущий врач больше времени проводил у постели больного, чтобы он мог слышать сердцебиение пациента не только с помощью самых современных технологий, но и собственным ухом. Поэтому, если медицинским организациям, которые активно сотрудничают с медицинскими вузами в подготовке кадров для отрасли, предоставить определенные льготы и стимулы, это еще больше повысит их заинтересованность в эффективном взаимодействии. Тем не менее, при переносе данной модели на другие отрасли отечественной экономики важно учитывать специфику каждой и ее уникальные потребности, чтобы обеспечить ее эффективность и устойчивое развитие экономики страны.
– Опыт взаимодействия РГЭУ (РИНХ) с индустриальными партнерами и работодателями показывает высокую эффективность подобного партнерства. Специалисты-практики из сферы IT-технологий активно участвуют как в учебном процессе, так и в дальнейшем трудоустройстве выпускников. Помимо участия в разработке образовательных программ, преподавания дисциплин и предоставления практик, индустриальные партнеры сопровождают проектную деятельность студенческих команд: участвуют в организации хакатонов, предоставляют кейсы для решения, осуществляют наставничество над командами. Эти активности позволяют студентам уже с первого курса приобретать как профессиональные, так и связанные со взаимодействием в структуре проектной команды компетенции. Считаем безусловно важным и полезным перенесение этого опыта высших учебных заведений, например, на производственную сферу. В этом случае ведущие IT-специалисты помогут структурным подразделениям и коллективам компаний любых форм собственности и направлений деятельности значительно повысить их производительность и эффективность.
– Перенесение подхода по «принуждению к партнерству» на другие ключевые отрасли отечественной экономики может стать настоящим прорывом для подготовки современных специалистов, особенно в области энергетики, где мы сталкиваемся с высокими требованиями к знаниям и навыкам.
НИУ «МЭИ» активно реализует практико-ориентированный подход в подготовке своих студентов, что является одним из важнейших факторов, способствующих их успешной адаптации на рынке труда. Данный подход основывается на тесном взаимодействии с промышленностью и позволяет будущим специалистам не только получать теоретические знания, но и приобретать практический опыт уже в процессе обучения.
Сегодня университет сотрудничает с более чем 700 компаниями, среди которых лидирующие компании, работающие в сфере энергетики. Одним из ярких примеров является наше стратегическое взаимодействие с группой «Россети». Сотрудничество НИУ «МЭИ» и ПАО «Россети» является образцом успешного взаимодействия между высшим учебным заведением и ведущей энергетической компанией страны.
Это партнерство направлено на решение актуальных задач в области подготовки высококвалифицированных специалистов и внедрения инновационных технологий в электроэнергетическую отрасль. С целью улучшения материально-технического оснащения, Россети поддерживают НИУ «МЭИ» в создании современных лабораторий и учебных классов, оборудованных по последнему слову техники. Это значительно повышает качество образовательного процесса и дает студентам доступ к современным технологиям.
В рамках партнерства разрабатываются специальные образовательные программы, ориентированные на потребности Россетей, а специалисты компании работают со студентами и обеспечивают соответствие учебного процесса актуальным требованиям отрасли. Тем не менее, такая практика должна быть расширена и на другие крупные компании, работающие в различных секторах экономики. Это поможет создать конкурентоспособных специалистов, готовых решать актуальные задачи производства. Важно внедрять механизмы, которые будут стимулировать предприятия к более активному сотрудничеству с вузами, включая инвестиции в материально-техническое оснащение образовательных учреждений.
АО. Какие плюсы и минусы видите в предложенной модели? Какие ключевые проблемы образовательных организаций эта модель поможет решить?
– В предложенной модели есть как положительные стороны, так и моменты, которые требуют доработки. Взаимовыгодное сотрудничество, реализация практико-ориентированных дисциплин с решением реальных задач производства, прохождение практик на местах будущего трудоустройства являются несомненным и весомым подспорьем для развития вуза. Однако, например, ограничения, связанные с определенной степенью ответственности и вводимые службами безопасности, не позволяют студентам работать в тех или иных отраслях производства, тестировать передовые программные продукты, иметь доступ к информации и базам данных. К тому же при отсутствии заинтересованности к сотрудничеству со стороны индустриальных и промышленных партнеров и работодателей имеются большие риски формального партнерства. Для решения данной задачи необходимо разработать критерии и детальные инструменты взаимодействия вузов с представителями отраслей экономики.
На мой взгляд, важно дальше развивать инструменты по развитию партнерства высшей школы на все отрасли отечественной экономики, искать общие точки соприкосновения, чтоб сотрудничество было взаимовыгодным.
– Важно привлекать наставников с производства, потому что именно практические навыки сейчас наиболее востребованы. Включение современных технологий в образовательный процесс и преподавателей, наставников от производства значительным образом влияют на качество подготовки студентов.
Кроме того, у вузов нет такой материально-технической базы, как у представителей реального сектора. Это невозможно сделать, потому что идет постоянный процесс обновления оборудования, программных комплексов. Нет смысла вузам закупать такое дорогостоящее оборудование. Прохождение студентами практики, проведение практических занятий на реальных производственных площадках – рабочее решение в этой ситуации.
Однако в организации образовательного процесса есть и свои особенности. Например, у нас есть показатель, считающий соотношение педагогов, имеющих ученую степень, к тем, кто работает без нее. А эксперты-практики на производствах, как правило, таковых не имеют, им это не надо. Поэтому в таких вопросах взаимодействия важна грамотная нормативная проработка инициатив.
– В данной модели мы видим больше положительных качеств, чем отрицательных:
Минусы предложенной модели: сам термин «принуждение к партнерству» вызывает отторжение. Некая формализация отношений возможна, но значимость целеполагания модели значительна. Не всегда учитывается потребность региона при реализации образовательных проектов, имеется несоответствие традиционных школьных и вузовских программ реальным нуждам компаний и предприятий.
Модель поможет решить следующие ключевые проблемы образовательных организаций: повышение качества подготовки обучающихся, способность уверенно адаптироваться к условиям существенных изменений и требований к уровню цифровизации производственных процессов, подготовка практико-ориентированных специалистов, обладающих как профессиональными (нard skills), так и универсальными и социальными (soft skills) компетенциями.
В вопросе подготовки кадров встречаются два подхода со стороны учебного учреждения и со стороны предприятия. Полученные в университете знания и навыки часто не соответствуют требованиям работодателя, которые вынуждены тратить ресурсы на то, чтобы сформировать у новых сотрудников действительно нужные компетенции. Для решения проблемы индустриальным партнерам необходимо научиться формулировать свои требования к квалификации выпускников так, чтобы это было понятно специалистам в образовании. А затем закреплять эти выработанные перечни компетенций в профессиональных стандартах.
– Минусы есть только в краткосрочной перспективе. Работодателям придется отвлечь часть сил и средств на работу со студентами, т.е. заняться непривычной для себя деятельностью. Но постепенно система сформируется, тем более, что существует достаточно большое количество успешных примеров, когда работодатели очень ответственно подходят к вопросу подготовки кадров, и не только по рабочим специальностям.
В средне- и долгосрочной перспективе в принуждении к партнерству я минусов не вижу. Конечно будет довольно длительный переходный этап налаживания взаимоотношений, формирования инфраструктуры, поиска специалистов и т.п. Однако через год или два подготовка студентов и особенно целевых студентов, прошедших реальную дуальную подготовку, наладится.
– Я могу отметить только плюсы от участия наших партнеров в образовательном процессе. Они оказывают целевую финансовую помощь, направленную на модернизацию материально-технической базы университета (создание лабораторий, брендированных классов, обновление тренажерной базы), содействуют изданию учебных пособий, участвуют в мероприятиях по популяризации профессий морской и речной отрасли, выделяют гранты на научные исследования, реализуют стипендиальные программы.
Только за прошедший год состоялось открытие брендированных аудиторий Первой Портовой Компании и ФАУ «Российский морской регистр судоходства», сразу двух новейших учебно-тренажерных комплексов: по мореходной астрономии и электронной картографии при финансовой поддержке ПАО «Совкомфлот», кабинета курсового и дипломного проектирования имени Нестора Платоновича Пузыревского, созданного при поддержке ПАО «НК «Роснефть».
– Партнерство медицинских организаций с медицинскими вузами является важным аспектом современного медицинского образования и практики. Среди плюсов такого сотрудничества можно выделить возможность интеграции теоретических знаний студентов с практическим опытом.
Взаимодействие позволяет существенно повысить качество образования и подготовки специалистов. В первую очередь, такой подход способствует более глубокому пониманию реальных потребностей здравоохранения. Студенты имеют возможность проходить практику в клиниках, что позволяет им осваивать навыки в условиях, максимально приближенных к реальности, а также знакомиться с новейшими технологиями и методами лечения. Кроме того, сотрудничество с медицинскими учреждениями обеспечивает доступ к актуальным данным и исследованиям, которые могут быть реализованы в образовательных программах. Это позволяет вузам адаптировать свою подготовку к современным вызовам и требованиям рынка труда, что в свою очередь приводит к повышению конкурентоспособности выпускников.
Взаимодействие открывает возможности для междисциплинарных исследований, что способствует расширению научного потенциала и внедрению инноваций в медицине. Наконец, обратная связь между вузами и практикующими врачами помогает оперативно выявлять и исправлять недостатки в образовательных программах, тем самым создавая более эффективную и адаптивную систему подготовки специалистов.
– Плюсы данной модели очевидны. Она позволяет более полно использовать опыт и компетенции ведущих IT-специалистов, тем более, что в большинстве своем, это творческие люди, имеющие значительную потребность в передаче своего богатого опыта, особенно студентам и молодым сотрудникам компаний. Студенты с энтузиазмом начинают взаимодействовать с опытными, более старшими коллегами, особенно, когда реально чувствуют прирост своих знаний. Подобный синтез классического образовательного процесса, самообучения и наставничества со стороны профессионалов, с нашей точки зрения, является практически идеальной моделью подготовки кадров в Российской Федерации. Тем более, что нехватка IT-специалистов крайне существенна, несмотря на увеличение бюджетных мест в вузах страны. Что касается рисков, недостатков и минусов данной модели, то в первую очередь необходимо отметить высокую занятость «цифровых» специалистов в своих организациях, что подчас не позволяет им уделять достаточно времени взаимодействию со студенческими проектными компаниями. Вариантом решение проблемы может быть введение временных льгот таким сотрудникам в графике работы.
– В качестве плюсов такого подхода можно выделить подготовку квалифицированных и конкурентоспособных кадров, адаптированных к требованиям современных работодателей. Они обладают необходимым опытом и навыками, что значительно упрощает их трудоустройство и интеграцию в профессиональную среду.
Вузовская среда представляет собой единое целое, где обучение невозможно без научной деятельности, а наука требует конкретных задач для своего развития. Открытое сотрудничество между учебными заведениями и промышленными предприятиями создает основу для разработки актуальных образовательных программ и проектов, которые фокусируются на реальных потребностях рынка.
НИУ «МЭИ» активно реализует программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Это пять стратегических проектов, направленных на развитие российской энергетики и повышение ее эффективности. Одним из проектов является КНТП «Энергетика больших мощностей нового поколения», направленный на разработку полного инновационного цикла ключевых конструкторских, технологических и цифровых решений для создания российского основного и вспомогательного энергетического оборудования. Немаловажным плюсом является насыщение вузов современной материально-технической базой, которая непосредственно влияет на уровень подготовки специалистов и их способность работать с актуальными технологиями.
Одним из наиболее значительных недостатков практико-ориентированного подхода может стать риск бюрократизации процессов. Если взаимодействие между вузами и промышленностью будет сосредоточено исключительно на формальных отчётах и документах, это может привести к неэффективному сотрудничеству в целом. История должна быть не ради отчета, а с целью реального решения практических задач. Появление бюрократических издержек может затормозить процесс внедрения инноваций и привести к снижению качества образования.
АО. Какие эффективные практики взаимодействия с работодателями найдены и реализуются в вашем вузе?
– Одной из эффективных и реально результативных подобных практик в НВГУ является базовая кафедра «СИБИНТЕК». Она образована в 2017 году. В ее составе ведущие специалисты и руководители подразделений Регионального производственного управления Филиала «Макрорегион Западная Сибирь» ООО ИК «СИБИНТЕК». Они осуществляют преподавание дисциплин по выбору обучающихся, организуют и руководят производственной практикой студентов, закреплённых за базовой кафедрой, привлекаются к руководству и консультированию по выпускным квалификационным работам студентов выпускных курсов.
Партнерская программа Регионального производственного управления Филиала «Макрорегион Западная Сибирь» ООО ИК «СИБИНТЕК» с Нижневартовским государственным университетом позволяет студентам факультета получить релевантный опыт и представление о реальных условиях работы на примере крупнейшего разработчика и поставщика IT-услуг. Предприятие в свою очередь имеет возможность вести, выбирать и трудоустраивать лучших студентов профильного факультета.
IT-служба нефтедобывающего бизнеса в Нижневартовском регионе на протяжении многих лет формирует свой кадровый потенциал в том числе за счет выпускников НВГУ. Доля сотрудников СИБИНТЕК с дипломом о высшем образовании Нижневартовского госуниверситета постоянно увеличивается, по некоторым структурным подразделением выпускники факультета информационных технологий и математики разных лет составляют до 30% от общего числа IT-персонала.
– Самый яркий пример последнего времени – это магистерская образовательная программа, запущенная совместно с Министерством строительства Нижегородской области и Министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области. Программа «Управление градостроительным развитием территорий» реализуется, в первую очередь, для удовлетворения запросов этих ведомств. А министр градостроительной деятельности Марина Ракова, например, активно вовлечена в реализацию программы, регулярно читает лекции. В таком случае как раз работодатель может быть полностью уверен, что их будущий сотрудник будет максимально погружен в профессию уже на входе в нее.
Также у нас идет активное взаимодействие по линии строительных отрядов, потому что вуз архитектурно-строительного профиля. Эти отряды в рамках взаимодействия с «Росатомом» принимают активное участие на строительных площадках Госкорпорации.
– Практика с нулевым периодом адаптации на предприятиях и формированием новых линеек высокотехнологичных продуктов для атомной отрасли в связке «образование – наука – промышленность» в передовой инженерной школе. Проект «ПИШ» уже с первых месяцев динамично развивается как в плане научных исследований, так и в образовательной сфере.
Более 20% дисциплин ПИШ преподают инженеры- практики индустриальных партнеров. Запуск механизма наставничества с участием опытных инженеров с предприятий обеспечивает практическую направленность применяемых образовательных технологий. Подготовка базируется на перспективных научных исследованиях, проводимых совместно с высокопроизводительным сек- тором экономики – предприятиями ГК «Росатом». Исследования направлены на решение фронтирных задач атомной отрасли: новые реакторные установки, цифровые системы, новые материалы и кибербезопасность, инженерные системы для лазеров, водородная энергетика.
Наблюдаемые положительные результаты и высокий интерес со стороны промышленности свидетельствуют о правильности выбранного вектора развития. Посредством базовых кафедр по практической подготовке совместно с ведущими предприятиями Нижегородской области решаются многие проблемы.
Предприятия выделяют помещения и предоставляют высокотехнологичное оборудование. Помимо инфраструктуры привлекаются ведущие специалисты, которые выполняют не только роль наставников, но и коллег по реализации совместных проектов, что позволяет студентам и сотрудникам предприятия вести совместную научно-исследовательскую деятельность, к которой подключаются и преподаватели НГТУ.
В НГТУ действуют 16 базовых кафедр по практической подготовке, из которых 11 кафедр – на предприятиях ОПК, где проходят практическую подготовку более 1500 обучающихся. НГТУ работает на реальный сектор экономики ОПК, что позволяет потенциальному работодателю приглядеться к своим будущим сотрудникам. Процент трудоустройства составляет 97,5%.
Доступ к современному оборудованию, и заказам на научно-исследовательские работы, вовлечение студентов в исследовательскую работу — все это позволяет повысить качество подготовки выпускников.
Основные задачи и направления деятельности базовой кафедры:
– В Ульяновской области есть несколько успешных практик взаимодействия вузов и работодателей. В качестве первого примера приведу опыт НПО «Марс». «Марсиане» создали целую систему поиска и подготовки «своего» абитуриента. Начиная с кружковой работы, проведения практической конференции школьников «Марс-IT» и т.п. И все это происходит при участии вузовских преподавателей и с использованием университетских лабораторий. Отобранные абитуриенты после конкурса становятся целевыми студентами и в дальнейшем проходят обучение на базовой кафедре УлГУ, идут стажерами на предприятия. Еще один пример – Ульяновский филиал ПАО НК «РуссНефть». Практически весь полигон для профильных специальностей в УлГУ был создан благодаря оборудованию, переданному этой компанией. Студенты проходят производственную практику и трудоустраиваются преимущественно в «РуссНефть». Еще более плотное взаимодействие университета с работодателями можно привести на примере Министерства здравоохранения Ульяновской области. На базе лечебных учреждений Минздрава располагается семнадцать клинических кафедр, большая часть целевых абитуриентов на лечебное дело и педиатрию поступают по заявкам регионального Минздрава и остаются работать в учреждениях, с которыми был заключен целевой договор.
– Важным направлением работы университета является заключение договоров о сетевом взаимодействии с работодателями в целях использования их материально-технической базы и высокотехнологичного оборудования для проведения практических занятий и научных исследований обучающихся.
2 сентября в День знаний заключен такой договор с нашим давним партнером ООО «УК Глобал Портс», включающим управляемые компании: АО «Петролеспорт», АО «Первый контейнерный терминал», ООО «МОБИ ДИК», ООО «ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПАРК «ЯНИНО», АО «Усть-Лужский Контейнерный Терминал». К ежегодной Неделе «Глобал Портс», включающей встречи со спикерами, экскурсии в порт, деловую игру «Порт мечты», добавятся еженедельные занятия для студентов, обучающихся по направлению «Технология транспортных процессов» в учебных аудиториях, расположенных на терминале «Петролеспорт». Занятия будут проводить преподаватели университета совместно с сотрудниками ООО «УК Глобал Портс».
– Сегодня элементы этой модели уже внедрены в высшее медицинское образование, в том числе и в нашем университете. Лечебные учреждения предоставляют возможность проводить не только практику, но и учебные занятия на своей базе. Начиная с 3-го курса, студенты уделяют много времени отработке практических навыков не только на симуляторах, но и непосредственно «у постели больного». Мы сделали все практики рассредоточенными по семестрам, наши студенты, в том числе целевые, постоянно присутствуют в лечебно-профилактических учреждениях. Такой подход позволяет сократить количество студентов на одного пациента и тем самым повысить эффективность отработки практических навыков.
Хорошо зарекомендовала себя практика формирования учебных групп целевых студентов, начиная с 1-го курса, по принципу медико-географических округов Алтайского края. Это дает студентам возможность ежедневно общаться и отрабатывать навыки командной работы с будущими коллегами на протяжении всего периода обучения в университете. «Целевые» студенты проходят производственную практику в организациях-заказчиках, где имеют возможность познакомиться с коллективом, определиться с будущей медицинской специальностью и познакомиться со своим будущим наставником.
Еще одной эффективной формой является создание студенческих медицинских отрядов для помощи региональному здравоохранению, сегодня их количество в университете составляет уже 7. В течение лета участники отрядов работали в районах Алтайского края. Более 1000 человек прошли профосмотр и медицинское обследование. Главные врачи медицинских организаций создали комфортные условия для размещения наших ребят и организовали рабочие места.
А в 2024 году АГМУ стал опорной площадкой для реализации Всероссийского медицинского проекта. В Барнаул приехали 84 бойца Всероссийского студенческого медицинского отряда «Аметист» из 10 субъектов нашей страны. Молодые специалисты были трудоустроены в учреждениях здравоохранения города Барнаула. Бойцы применили свои знания и умения в отделениях гнойной хирургии и сосудистой нейрохирургии, неврологическом отделении острых нарушений мозгового кровообращения, кардиологии, анестезиологии и реанимации, медицинской реабилитации. Важнейшая задача этого проекта – обеспечить закрепление молодых кадров в системе государственного здравоохранения, чтобы бойцы получили опытных наставников, чтобы интеграция ребят в систему здравоохранения прошла максимально комфортно.
Еще одним ноу-хау для нашего университета является разработка и внедрение собственной многофункциональной платформы «Цифровая карьерная экосистема АГМУ», которая обеспечивает карьерную навигацию для студентов, их карьерную поддержку и содействие в трудоустройстве в государственные медицинские и фармацевтические организации региона.
Ключевая задача цифровой платформы – формирование карьерной экосистемы вуза, обеспечивающей построение индивидуальной карьерной траектории студентов и выпускников, их эффективное взаимодействие с работодателями региона.
Для работодателей-партнеров – это цифровая карьерная среда, где можно бесплатно размещать неограниченное количество вакансий, просматривать портфолио студентов и ординаторов АГМУ, отправлять и получать прямые отклики от студентов и выпускников вуза.
Для студентов, ординаторов и выпускников это, во-первых, возможность просмотреть все актуальные вакансии, напрямую связаться с работодателем, а значит, быстро найти желаемую работу и подработку во время учебы. Во-вторых, возможность изучить и проанализировать карьерные карты любого из институтов АГМУ, получить консультацию специалистов центра карьерного роста и самостоятельно или с их помощью сформировать свою индивидуальную карьерную траекторию.
Дальнейшее развитие цифровой платформы предполагает расширение ее функционала, создание новых полезных информационных страниц, таких как «Анонс новостей», «Карьерные советы», «База знаний, или Мудрый дом» и других.
– В качестве реальной практики можно привести два примера. Первый, это взаимодействие с АО «Универсальные бизнес технологии». Сотрудники организации активно участвуют в подготовке IT- специалистов факультета компьютерных технологий и информационной безопасности нашего университета. Они участвуют в работе государственной экзаменационной комиссии, разрабатывают совместно с преподавателями рабочие программы, курируют проектные студенческие команды. Благодаря им, в РГЭУ (РИНХ) сформирован и постоянно пополняется реестр кейсов для решения такими командами. Причем это реальные кейсы, необходимые компании для своих бизнес-процессов. Второй пример – ПАО КБ «Центр-инвест». В данный момент запускается проект создания совместно с РГЭУ (РИНХ) Центра искусственного интеллекта, деятельность которого будет направлена на значительный прирост уровня компетенций в этой крайне актуальной сфере. Также коммерческий банк постоянно финансирует множество студенческих активностей: «умная стипендия», хакатоны, конкурс курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д. Все это позволяет, в том числе, финансово стимулировать заинтересованность студентов в результате работы.
– Хороший опыт взаимодействия предприятий- партнеров и НИУ «МЭИ» – это сеть студенческих конструкторских бюро (СКБ), получившая признание как лучшая практика в рамках программы «Приоритет-2030». В студенческих конструкторских бюро решается проблема подготовки профильных кадров для предприятий реального сектора экономики, обладающих на выпуске из университета необходимыми техническими навыками и опытом решения производственных задач.
Главная особенность работы СКБ – решение студентами реальных отраслевых задач при постоянной консультационной поддержке кураторов как со стороны НИУ «МЭИ», так и компании-партнера. На выпуске из СКБ студенты уже имеют опыт работы, знакомы с бизнес-процессами предприятия и гарантированное трудоустройство. В 2020 году в НИУ «МЭИ» было открыто первое СКБ, созданное совместно с группой компаний «Силовые машины». Практика создания СКБ показала свою эффективность, и в 2023 году были созданы еще два конструкторских бюро: в апреле 2023 года было открыто СКБ «Водородной энергетики», а в декабре 2023 – СКБ «Дорогобужкотломаш».
Особое направление в энергетике формируется за счет требований повышения энергоэффективности и безопасности. И здесь мы значительно расширяем программы, связанные с подготовкой специалистов в области возобновляемых источников энергии, водородной энергетики и энергосбережения.
В процессе обучения нами разработана отдельная программа, повышающая качество подготовки наших специалистов. Сегодня в НИУ «МЭИ» реализуются программы подготовки кадрового резерва для энергетики и инновационной экономики «ЭТАЛОН» (Энергия. Талант. Активность. Лидерство. Образование. Наука.) во всех институтах университета.
Данная программа направлена на подготовку высококвалифицированных кадров для высшей школы, научных центров, энергетики и инновационной экономики в условиях новой промышленной революции. Программа подготовки «ЭТАЛОН» дает расширенную возможность участия в прорывных научно-технических проектах. Студенты получают доступ к современному программному обеспечению, лабораториям, включаются в состав научных групп и занимаются научными разработками на протяжении всего периода обучения.