Реформаторы образования: Виктор Мажаров, ректор Ставропольского ГМУ

Проект «Реформаторы образования». Эффективно меняться и управлять изменениями

Герой сегодняшнего выпуска – ректор Ставропольского ГМУ Виктор Мажаров.

Мы продолжаем редакционный проект «Реформаторы образования. Эффективно меняться и управлять изменениями». Напомним, значимым поводом для проектной инициативы стали слова министра науки и высшего образования РФ В. Н. Фалькова о том, что в России должны появиться 50-70 университетов, дающих образование мирового класса. К этой задаче добавляется и предстоящий переход на новую модель российской высшей школы. Эти цели означают постановку и решение российской высшей школой и, в первую очередь, корпусом ее ведущих вузов серьезных трансформационных задач. Поэтому уверены, что сегодня крайне важно представить в публичном пространстве «реформаторские кейсы» ректоров с их командами, которые имеют опыт эффективной университетской трансформации и доказали свое лидерство. Герой сегодняшнего выпуска – ректор Ставропольского ГМУ Виктор Мажаров.

 

Ставропольский  государственный медицинский университет 

Основан в 1938 году

Обучается более 7500 студентов, в т.ч. около 1200 иностранных граждан

В структуре университета: 10 факультетов, институт ДПО, Ессентукский филиал, собственные клиники и поликлиники, научно-инновационное объединение, федеральный аккредитационный центр, Малая медицинская академия и т.д.

 

5 вопросов лидеру

1. Пожалуйста, назовите несколько обязатель­ных компетенций ректора-трансформатора
– Для выстраивания эффективной работы университета его лидеру необходимо обладать экспертно-аналитической компетентностью, масштабным, концептуальным и стратегическим мышлением. На мой взгляд, достижение приоритетных целей обеспечивает именно способность формулировать видение, преобразовывать его в цели и задачи, добиваться их реализации.

2. Сформулируйте трансформационный девиз Ставропольского ГМУ.

– «Сделаем это, потому что должны!»

3. Назовите несколько ключевых событий, которые произошли в университете в период вашего руководства. 

– В образовательное пространство университета был внедрен ряд наукоемких образовательных технологий, обеспечена необходимая материально-техническая база, которые обусловили качественные изменения процесса обучения. Отражение и подтверждение успешности трансформации – в достижениях студентов, которые достойно представляли alma mater в таких интеллектуальных состязаниях, как Первый международный молодежный онкологический форум «гОНКа» – призовое место; II Междисциплинарная студенческая олимпиада по педиатрии с международным участием «Калейдоскоп знаний» – 3-я позиция на пьедестале; IX Национальный форум по базовым медицинским инновационным исследованиям и экспериментальному дизайну на базе Чунцинского медицинского университета (КНР) в рамках международной конференции по фундаментальной медицине стран, входящих в организацию международного сотрудничества «Один пояс – один путь», – 2-е место; XIII Международная студенческая олимпиада «Стоматология Юга-2023», организованная совместно КубГМУ и ВолгГМУ, – 1-е и несколько призовых мест в разных номинациях; X Всероссийская олимпиада по истории медицины – диплом II степени; XVII международная интернет-олимпиада по латинскому языку и основам медицинской терминологии среди студентов медицинских и фармацевтических факультетов высших учебных заведений – победы во всех номинациях; II Всероссийская педиатрическая междисциплинарная студенческая олимпиада по педиатрии с международным участием «Клинический дебют» – 4-я позиция в итоговом рейтинге команд и кубок «Малое золото»; Всероссийская олимпиада по медицинской микробиологии имени З.В. Ермольевой – 1-е командное место; дипломы II и III степеней на II Международной интернет-олимпиаде по биологии на базе Туркменского государственного медицинского университета им. М. Гаррыева.

В университете создан комплекс мер поддержки талантливой молодежи в сфере научных исследований и разработок – это гранты, стипендии, научное наставничество, мероприятия, направленные на повышение престижа научной работы и укрепление статуса молодого ученого. Высокая оценка работ молодых исследователей СтГМУ, данная научным сообществом, подтверждает правильность выбранной стратегии. Это 1-е место в конкурсе молодых ученых, состоявшегося в рамках 49-й Гастросессии Центрального НИИ гастроэнтерологии  «Гастроэнтерология: настоящее и будущее»; диплом III степени в конкурсемолодых ученых, проходившем в рамках программы  III Научно-практической конференции с международным участием «Здоровье женщины, плода, новорожденного» (Санкт-Петербург, НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта); 3-е место в конкурсе молодых ученых, проведенного врамках программы IV Съезда детских врачей Московской области с международным участием «Педиатрия как искусство»; 2-е и 3-е места в конкурсе молодых ученых, состоявшегося в  рамках V Всероссийского конгресса «5П-Детская медицина: здоровый ребенок – миссия выполнима»; диплом лауреата премии за лучшую научную работу II степени Всероссийского форума молодых ученых «Медицинская наука: вчера, сегодня, завтра», посвященного 300-летию РАН и 80-летию создания Академии медицинских наук СССР.

Это далеко не полный перечень недавних достижений, которые у меня и всего профессорско-преподавательского коллектива СтГМУ вызывают чувство гордости за достойный уровень подготовки тех, кому завтра предстоит продолжать миссию по сохранению здоровья людей. 

4. Как считаете, каково ваше главное профес­сиональное достижение на посту ректора?

– В настоящее время на федеральном уровне сформирован прочный положительный имидж Ставропольского государственного медицинского университета. Вуз входит в топ-100 российских вузов по данным журнала Forbes, занимает достойные позиции в глобальном рейтинге научных учреждений мира SCImago Institutions Rankings, а также в других шкалах, отражающих показатели университетов по таким параметрам, как качество подготовки зачисленных абитуриентов, кадровая обеспеченность вуза, библиометрические и другие оценочные критерии деятельности преподавателей, востребованность выпускников среди работодателей.

5. Целевая модель вуза, к которой стремитесь.

– В «Стратегии развития Ставропольского государственного медицинского университета» отражены следующие задачи: генерация новых знаний и подготовка на основе достижений науки квалифицированных кадров, отвечающих глобальным и национальным вызовам; широкое развитие фундаментальных и прикладных научных исследований для нужд медицинской отрасли и страны; масштабное продвижение результатов научных исследований и инноваций в практику здравоохранения; эффективное управление интеллектуальной собственностью и коммерциализация новых знаний и разработок; партнерство в образовательной, научной и клинической деятельности с ведущими академическими и научными центрами России и мира; создание собственной многопрофильной клиники. 
Университет развивается в соответствии с этими приоритетными целями, динамичное продвижение к которым обеспечивается высоким интеллектуальным потенциалом научно-педагогических кадров, актуальной проблематикой научных исследований и разработок, современным материально-техническим оснащением учебного процесса, научных центров, лабораторий и клиник, совершенствованием механизмов менеджмента научной и инновационной деятельности.

«Отражение и подтверждение успешности трансформации – в достижениях студентов, которые достойно представляли alma mater в интеллектуальных состязаниях…»

 

«Первый, крупнейший»…

Именно такие слова характеризуют все аспекты деятельности СтГМУ, главного отраслевого вуза Юга России

Ставропольский государственный медицинский университет, в прошлом году отметивший свое 85-летие, – один из ведущих отраслевых университетов страны. Это подтверждается и данными мониторинга эффективности деятельности ОО ВО Минобрнауки – динамика основных показателей развития университета в 2023 году превышает (по ряду позиций – значительно) медианные и отраслевые, и общероссийские аналогичные показатели. Здесь же необходимо отметить ключевую роль, которую призван сыграть СтГМУ в решении вопроса по кадровому обеспечению краевой системы здравоохранения до 2030 года – вопроса, который глава региона В.В. Владимиров в своем недавнем ежегодном послании назвал как «самый приоритетный»…

 

«Большая идея» для СтГМУ

АО. Виктор Николаевич, позвольте для начала задать вам вводный вопрос, на него мы просим ответить всех героев ­рубрики «Реформаторы образования». Итак, в начале 2010 года вышла известная книга «Дорога к академическому совершенству» под редакцией Ф. Альтбаха и Дж. Салми. В предисловии ее авторы отмечали: «Мир с нетерпением ждет появления новой большой идеи в управлении научным сообществом и трансформации университетов как образовательного пространства». Теперь, спустя полтора десятилетия, можно ли сказать, что такая мировая «новая большая идея» (некие ясные общемировые маяки, критерии, концепты изменений) наконец появились? Есть на что опираться ректорам-практикам?

– Это издание, подготовленное экспертами в области политики высшего образования, действительно стало заметным событием в истории мировой высшей школы. Главная идея авторов о том, что «быстрое академическое развитие возможно; сочетание ресурсов, энергии, таланта может позволить всего лишь за десятилетие сформировать исследовательский университет вполне приличного уровня» – вдохновила многие относительно недавно созданные университеты разных стран на поиск своих путей прогресса и развития.

Сегодня в России вызовами времени инициирован процесс изменения идеологии и масштабной  трансформации  национального ­высшего образования. В достижении общегосударственных целей отечественным университетам,­ в том числе и медицинским, отведена важнейшая роль. Будущее отечественного здравоохранения и высшей медицинской школы создается посредством генерации новых знаний, подготовки на их основе и во взаимодействии с профессиональным сообществом и представителями работодателей квалифицированных специалистов, ученых и исследователей, способных не только оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь, но и принимать участие в исследованиях и разработках, участвовать в инновационном развитии страны и своих регионов.

 

Вуз с «большой биографией» 

АО. В прошлом году университет ­торжественно отметил свое 85-летие. С каким «багажом» вуз пришел к этой важной рубежной дате? Каковы его сильные стороны и отличительные черты?

– Ставропольский государственный медицинский университет на всем протяжении своей истории является лидером в медицинском образовании региона. Слова «первый», «крупнейший» можно неоднократно использовать, характеризуя все аспекты деятельности Ставропольского государственного медицинского университета. СтГМУ сегодня:

  • крупнейшее в регионе высшее учебное заведение по подготовке квалифицированных специалистов в области здравоохранения;
  • координатор научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский», включающего 8 высших учебных заведений региона;
  • самые современные информационные и интерактивные технологии в учебном процессе, которые позволяют «приблизить» операционные к учебным аудиториям, отрабатывать сложнейшие медицинские манипуляции на симуляционном оборудовании и тренажерах, поддерживать постоянную связь с ведущими медицинскими организациями и научными центрами России и стран дальнего зарубежья;
  • оригинальные научные исследования по актуальным проблемам медицины, которые ведутся в тесном взаимодействии с ведущими научными коллективами европейских и азиатских вузов и лабораторий;
  • собственные клиники федерального значения, в которых проводятся современные высокоспециализированные методы ­диагностики и лечения, оказывается высокотехнологичная медицинская помощь на уникальном медицинском оборудовании;
  • признанные в России и далеко за ее пределами научные школы по различным ­направлениям медицины;
  • молодые ученые – обладатели престижных грантов и победители всероссийских научных конкурсов;
  • пилотные проекты, реализация которых доверена нашему вузу Министерством здравоохранения Российской Федерации.

 

«Вопрос кадров – самый приоритетный» 

АО. В своем недавнем ежегодном ­послании губернатор Ставропольского края инициировал разработку программы кадрового обеспечения регионального здравоохранения до 2030 года. Более того, обратившись к краевому минздраву, призвал «обозначить для себя вопрос кадров как самый приоритетный». Виктор Николаевич, большой «фронт работ» предстоит? Справится ли СтГМУ с амбициозными планами, учитывая, к примеру, что поставлена задача построить и модернизировать в крае не менее сотни объектов здравоохранения? 

– Уверен, справится. Врачи, как известно, учатся всю профессиональную жизнь. И для того, чтобы процесс обновления их знаний происходил максимально эффективно, в университете создана и постоянно развивается необходимая инфраструктура и используются самые современные образовательные технологии. Сделать процесс обновления профессиональных знаний специалистов и расширения спектра их навыков по-настоящему инновационным, отвечающим ­запросам практического здравоохранения – задача крупнейшего на Юге России Института дополнительного профессионального образования СтГМУ. Институтом разработано и реализуется более 2 тысяч образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по 73 медицинским специальностям. В учебный процесс постоянно внедряются современные дистанционные, электронные и симуляционные образовательные технологии. 

Клинические кафедры института располагаются на базах краевых и городских медицинских организаций, оборудованы современной техникой, в частности, высокотехнологичными симуляторами и виртуальными компьютерными тренажерами для овладения мануальными навыками в эндоскопической хирургии. 

За год обучения в институте ДПО на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации проходит обучение более 6 тысяч врачей и средних медицинских работников.

АО. В рамках решения кадрового вопроса глава региона также призвал разработать «краевые меры» и для мотивации абитуриентов. Насколько мы знаем, университет имеет свой опыт в этом направлении? 

– С 2017 года в СтГМУ реализуется экспериментальное направление подготовки абитуриентов: вузом заключены договоры о сотрудничестве со школами Ставрополя, Кисловодска, Ессентуков, Красногвардейского муниципального образования о создании на их базе профильных медицинских классов «Медикус» с углубленным изучением латинского языка, химии и биологии. В настоящее время в крае действуют 9 лицейских классов, где обучаются 155 лицеистов. Разработанные ведущими преподавателями университета программы позволяют выпускникам школ получить более качественные знания по профильным для медицинских вузов предметам. Также в программе уделяется внимание таким темам, как история развития медицины; достижения системы здравоохранения Ставропольского края; процессы модернизации в отрасли; перспективы развития профессии. В 2023/2024 учебном году значимый акцент в подготовке абитуриентов был сделан на практических занятиях, которыми обязательно сопровождалось, например, знакомство с новыми медицинскими специальностями. Кроме того, в рамках программы ранней профессиональной ориентации для лицеистов в течение года проводились занятия на базе федерального аккредитационного центра СтГМУ. 

Уникальный опыт подготовки абитуриентов на основе авторских программ позволяет выпускникам лицейских классов успешно проходить вступительные испытания в вуз, обусловливает более высокие показатели их учебы, а в дальнейшем этих молодых людей характеризует осознанный выбор направлений деятельности на послевузовском этапе.

АО. Речь идет также о развитии в крае высокотехнологичной медицины. По оценке представителей медицинского сообщества, на Ставрополье внедряются методики лечения на уровне ведущих клиник страны в многих областях медицины. Какие у вуза имеются возможности и ресурсы для кадрового обеспечения и поддержки современной высокотехнологичной медпомощи? 

– Собственные клинические подразделения университета, имеющие статус федеральных, – это, по сути, лаборатории высоких медицинских технологий. Так, клиника эндоскопической и малоинвазивной хирургии СтГМУ является учебным, научным и лечебным центром в Северо-Кавказском федеральном округе по внедрению современных малоинвазивных технологий в хирургическую практику медицинских организаций региона. В клинике создана система телемедицинской связи, что позволяет обеспечивать полноценный образовательный процесс подготовки квалифицированных специалистов хирургического профиля; проводить прямые трансляции на мероприятия федерального уровня (съезды, конференции, семинары, мастер-классы) из единственной в регионе интегрированной операционной OR1 в режиме онлайн. 

В работе клиники пограничных состояний нашел отражение опыт сотрудников кафедры психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СтГМУ по оказанию экстренной специализированной помощи населению и ликвидации медико-психологических последствий ­террористических актов, экологических и техногенных катастроф.Именно здесь были созданы первые комплексные подходы к интенсивной терапии в условиях дневного стационара, организовано проведение комплексных и комбинированных методов восстановления военнослужащих-участников боевых действий с использованием фармакологических, нефармакологических методов, а также технологий информационной медицины.

Клиника микрохирургии глаза в комплексе с кафедрой офтальмологии обеспечивает высокий уровень подготовки врачебных кадров, их усовершенствования и сертификации, а также педагогических и научных сотрудников для высшей школы и научно-исследовательских учреждений.Специалисты клиники выполняют сложные и комбинированные операции при сочетанной патологии органа зрения и реконструктивно-восстановительные оперативные вмешательства: около 1200 операций в круглосуточном стационаре и более 650 – амбулаторных. 

«Сделать процесс обновления профессиональных знаний специалистов и расширения спектра их навыков по-настоящему инновационным, отвечающим запросам практического здравоохранения – задача крупнейшего на Юге России Института дополнительного профессионального образования СтГМУ».

 

СтГМУ: «международное измерение» 

АО. Учитывая, что своих первых инос­транных абитуриентов Ставропольский мед принял еще в 1959 году, в ­­­ университете накоплен богатый опыт международной деятельности. Каковы сегодня главные достижения вуза в сфере международного академического и научного сотрудничества? 

– Презентация университета за рубежом на международных форумах, посвященных образовательным возможностям вузов, научно-практические конференции, конкурсы молодых ученых, студенческие олимпиады с международным ­участием, совместные с зарубежными коллегами научные исследования, участие в программе «Визитинг-профессор», телемосты с различными университетами мира и научными центрами на протяжении многих лет являются эффективными направлениями международного сотрудничества СтГМУ. 

В числе новых проектов хотел бы назвать «Международные дни в СтГМУ». Это публичные выступления пяти зарубежных ученых – ведущих специалистов в различных медицинских областях: общественном здоровье и здравоохранении, терапии и общей врачебной практике, биохимии, фармакологии и онкологии. Формат, содержание и подача лекций представителей Алматы Менеджмент Университета, Ереванского государственного медицинского университета имени Мхитара Гераци, Российско-Армянского университета, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Нанкинского медицинского университета из Китайской Народной Республики вызвали искренний интерес у студентов, ординаторов и преподавателей университета. Проект обязательно будем развивать и далее.

АО. По статистике, в 2023 году специальность «Клиническая медицина» в российских вузах вновь возглавила «топ» самых востребованных среди иностранных абитуриентов. На ваш взгляд, за счет чего российское высшее медицинское образование много лет держит «пальму первенства» по популярности в международном образовательном пространстве? И, учитывая, новые большие цели по развитию экспорта российского образования – 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году – что необходимо предпринять медицинским вузам страны, чтобы и дальше удерживать высокую планку востребованности? Какие планы в этой сфере имеются у СтГМУ?

– Министр здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко, выступая в апреле на собрании Ассоциации «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений» в рамках «Недели медицинского образования», отметил, что необходимо и дальше развивать направление подготовки иностранных студентов из-за его высокой востребованности. По оценке Михаила Альбертовича, медицинское образование в России сегодня получает более 75 тысяч иностранных студентов из 150 государств, что показывает признание отечественного образования. По словам министра, при подготовке медицинского специалиста в университете доминирующими задачами являются его воспитание, формирование системы ценностей, ответственности и саморазвития. 

Сегодня одним из значимых рейтинговых показателей деятельности медицинского университета, его позиций в мировом образовательном ­пространстве является подготовка национальных кадров для зарубежных стран. В Ставропольском государственном медицинском университете это направление деятельности развивается более 60 лет. Однако для того, чтобы соответствовать образовательным запросам иностранных обучающихся, мы стараемся быть на пике трендов: обеспечивать наставничество для помощи первокурсникам из зарубежных стран в их социокультурной адаптации; формировать безопасную среду в вузах и общежитиях; внедрять инновационные формы обучения, развивать его новые форматы, в частности, онлайн-лекции ведущих ученых – представителей национального здравоохранения стран, из которых приехали обучающиеся, с целью подготовки их к сдаче национального экзамена; создавать условия для самостоятельного и творческого развития личности.

 

Гарантии качества: ректорский «топ» 

АО. В последнее время отраслевая высшая школа находится в фокусе внимания  и законодательной власти, и профильных министерств как учредителей, и профессионального сообщества. Одним из главных вызовов, помимо кадрового обеспечения системы здравоохранения страны, названа и необходимость создания системы гарантии качества медицинской подготовки. Виктор Николаевич, какие ключевые условия, обеспечивающие и гарантирующие это качество, вы обозначили бы как обязательные? Что бы включили в свой «ректорский топ»? 

– Многие годы я проработал в практическом здравоохранении, в том числе в должности главного врача, в течение 11 лет руководил Министерством здравоохранения Ставропольского края, более 3 лет возглавляю Ставропольский государственный медицинский университет. То есть опыт позволяет посмотреть на проблему подготовки кадров для отрасли с разных позиций. И для меня ее решение видится только в таком ракурсе: обеспечить высокий стандарт качества медицинского образования возможно только в самом тесном взаимодействии университета с профессиональным медицинским сообществом, представителями работодателей и органами исполнительной власти. 

09.07.2024
Наверх