Экспорт образования как национальная цель РФ: от достигнутого к достижимому

Экспорт образования как национальная цель РФ: от достигнутого к достижимому

Экспертный совет «АО»

За последние годы российская высшая школа добилась впечатляющих результатов по наращиванию экспорта образования. Позитивную динамику подтверждают, в частности, цифры приема и обучения иностранных студентов в российских вузах: так, в 2019 году контингент иностранных студентов составлял 298 тысяч человек, в 2021 – 310 тысяч, в 2023 – 355 тысяч. Таким образом, Российская Федерация сегодня входит в мировую «пятерку» стран-экспортеров образования. Наибольшее количество студентов поступает к нам из стран СНГ, Африки, Ближнего Востока, Китая, Индии и Вьетнама. 

Тем не менее, несмотря на достигнутые позиции, задача дальнейшего развития экспорта российского образования указом  президента РФ (от 7 мая 2024 г.) обозначена как одна из национальных целей. Определенный указом целевой показатель – не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году.

Справимся? Нарастающие цифры приема предыдущего периода дают нам такую уверенность. Но, безусловно, уверенность эта должна быть подкреплена эффективными действиями: систематическими, продуманными, возможно даже  нешаблонными.

Об этом шла речь и на межрегиональной научно-практической конференции «Международная деятельность образовательных и научных организаций Российской Федерации: лучшие практики и модели региональных стратегий», состоявшейся в Самаре 30 мая. По сообщению пресс-службы Минобрнауки РФ, мероприятие собрало более 600 представителей университетов и научных организаций из 78 субъектов РФ, а также Киргизской Республики, Республики Таджикистан и других. В работе конференции приняло участие и руководство редакции «АО» – главный редактор, директор Нацаккредагентства Галина Мотова и директор журнала Екатерина Шигапова. У нас накоплен немалый опыт, в частности, по медиасопровождению российского образовательного экспорта. Для этого создан, при информационной поддержке Россотрудничества, и активно развивается проект «HED» – международный мультиязычный журнал (приложение к журналу «АО») для абитуриентов со всех континентов планеты, рассказывающий о ведущих российских вузах и их образовательных программах. Уверены, что «HED» и далее останется полезным (а во многом и уникальным) инструментом для наших партнеров-университетов, которым предстоит реализовывать столь масштабную цель. В частности, уже с нового учебного года на электронной платформе HED на некоммерческой основе в постоянном режиме заработают удобные функциональные сервисы:

  • ЧАТ для иностранных абитуриентов (CHAT for International Applicants), позволяющий молодому человеку из любой страны связаться со специалистами приемных комиссий российских вузов, задать все интересующие вопросы и оперативно получить достоверные ответы «из первых рук»; 
  • информационный сервис Partner Search (Announcements) – цифровая «доска партнерских объявлений»  для поиска и установления партнерских связей, академических и научных.

В журнале «АО» мы намерены освещать опыт и проблематику международного вузовского сотрудничества на постоянной основе. А пока, в рамках  очередного, летнего заседания редакционного Экспертного совета, мы решили еще раз обсудить ключевые темы большой майской конференции в Самаре.  Итак, о лучших вузовских практиках и о задачах госполитики по дальнейшему развитию образовательного экспорта рассказывают и рассуждают наши эксперты – ректоры ведущих российских вузов…

АО. Назовите наиболее значимые на  ­сегодня достижения вашей образовательной организации в области международного сотрудничества. Какой «пакет ­­решений» – предпринятые вузом практические усилия и меры – позволил добиться этих результатов?

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– Наиболее значимым и перспективным за ­последнее время шагом ПГУ стала диверсификация международных связей, задавшая новые векторы академического взаимодействия и пополнившая географию сотрудничества новыми вузами-партнерами из Белоруссии, Бразилии, Индии, Ирана, Китая, Кубы, Узбекистана, восстановившая плодотворное сотрудничество с Асьютским университетом Египта. Вместе с тем не отказываемся от контактов и восстановления ­сотрудничества с устоявшимися европейскими партнерами. Так, вопреки стремлению европейских чиновников к сворачиванию на антироссийской санкционной волне межвузовского ­сотрудничества, в вузах-партнерах Франции и Испании в 2023-2024 учебном году по программам включенного обучения и двух дипломов прошли подготовку 15 наших студентов. Продолжает работу и созданный с нашим участием Центр русского языка «Институт Пушкина» в партнерском вузе – Институте Пиаже (Португалия). 

Знаковым событием стало открытие в университете при поддержке Посольства ОАЭ в декабре 2023 года Центра Объединенных Арабских Эмиратов, создающего перспективы на Ближневосточном направлении сотрудничества. Динамично строятся отношения с университетом Камагуэя (Республика Куба), включая помощь с введением русского языка в его программы, обмены студентами и лекторами, совместную подготовку кадров для курортного кластера провинции Камагуэй. В перспективе – сотрудничество ещё с двумя вузами Кубы.

Наиболее масштабным проектом стала начатая в 2022 г. и рассчитанная до 2030 ­совместная ­программа подготовки обучающихся из Ляонинского политехнического университета Китая по информационной безопасности с получением двух дипломов, реализуемая в гибридном формате, по которой сегодня обучаются на двух курсах уже более 230 китайских студентов. 

В свою очередь наши студенты – постоянные участники семестровых курсов совершенствования китайского языка и культуры в Ляонине. Также к площадкам стажировок и практик в Китае добавились Университет Гуанчжоу и Бохайский университет, где весной 2024 года прошли обучение 17 студентов ПГУ.

А вот среди практических мер – это сама нацеленность и, прежде всего, атмосфера нашего университета «Открывающего и преобразующего мир», пропитанная духом дружбы и сотрудничества. Это также управленческая система координаторов международных связей Институтов и Высших школ университета, созданная по матричной модели под началом Управления международных связей. Это и созданный нами фонд презентационных видеофильмов об университете на всех ­изучаемых в вузе европейских и восточных языках, который мы рассматриваем как возможность заявлять о себе в мировом образовательном ­пространстве. Только в этом году мы провели яркие презентации ­университета на ­образовательных площадках Египта, Туниса, Турции, Испании. 

Вот этот своеобразный пул, «пакет решений» синтезирует инициативу, энергию, профессионализм, открытость и готовность к сотрудничеству и позволяет не стоять на месте. 

Сергей Михайлович Заикин
Сергей Михайлович Заикин
Проректор по образовательной политике Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

– Международная деятельность является одним из показателей работы вуза и включена в ежегодный мониторинг эффективности как одно из ключевых направлений деятельности университета. Цифровое значение коэффициента (балл) эффективности по данному направлению в КГУ им. К.Э. Циолковского ежегодно растет, что ­свидетельствует о повышении конкурентоспособности вуза на общероссийском и международном уровнях (2018 г. – 2,22 до 4,0 в 2022 г.). 

Количественный показатель иностранных обучающихся растет с каждым годом (2018 г. – 123 чел., 2023 г. – 270 чел.). Иностранные студенты из стран ближнего и дальнего зарубежья обучаются по основным и дополнительным образовательным программам. На увеличение входящей международной студенческой мобильности направлено обучение на подготовительном отделении университета с целью изучения русского языка и подготовки к обучению на русскоязычной основной образовательной программе, что также способствует популяризации и поддержке изучения русского языка как одного из основных языков мира, важного элемента мирового культурного разнообразия. Выпускники подготовительного факультета составляют основной набор иностранных граждан на различные образовательные программы.

Отдельно хотелось бы отметить увеличение международной мобильности в рамках стажировок-обменов с китайскими университетами (Шаньдунский университет, Харбинский политехнический университет). 

по увеличению числа иностранных студентов нацелена на реализацию приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», который призван повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, а также повысить узнаваемость и статус бренда КГУ им. К.Э. Циолковского на международном образовательном рынке.

Количество образовательных программ, по которым проходят обучение иностранные студенты и слушатели в КГУ им. К.Э. Циолковского, растет с каждым годом (исключением на пятилетнем срезе является пандемийный 2020 год). По востребованности специальностей и направлений подготовки (доле от общей численности студентов) со значительным отрывом лидирует «Лечебное дело» – 60% от общего контингента иностранных студентов в 2022 году. На втором месте (11%) идут направления педагогической направленности, на третьем (5%) – «Информационные системы и технологии». Следует отметить повышение интереса ­иностранных граждан к программам ­магистратуры, ординатуры и аспирантуры: количество обучающихся иностранных граждан по указанным образовательным программам выросло в 2022 году до 7% (в 2021 году этот показатель составлял 3%). 

Ольга Александровна Башкина
Ольга Александровна Башкина
Ректор Астраханского государственного медицинского университета

– Международная деятельность университета является одним из приоритетных направлений развития вуза, неотъемлемой составляющей в подготовке высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран, свободно ориентирующихся в современных медицинских технологиях, владеющих знаниями в области мировой медицинской науки и практики, обладающих широким кругозором, конкурентоспособных на мировом рынке труда.

В Астраханском государственном медицинском университете иностранные граждане обучаются с 1976 года. За прошедшее время их количество увеличилось в десятки раз. В университете получают образование около 6500 обучающихся, из них более 4000 из 32 субъектов РФ и более 2000 обучающихся из 57 стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2022 году в категории «Сотрудничество, интернационализация или международная деятельность вуза» Астраханский ГМУ занял 43-44 место среди 350 российских вузов, при этом лидируя среди других вузов региона. В 2023 году более 450 иностранных граждан, успешно сдав итоговые экзамены, получили дипломы Астраханского ГМУ.

Для достижения данных результатов университетом ведется непрерывная работа по развитию международной деятельности и усовершенствованию существующих практик.

В связи с потребностями мирового рынка образовательных услуг в Астраханском ГМУ ведется преподавание на языках-посредниках (английский, французский) по З направлениям подготовки: «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация». Обучение начинается с 1 курса на языке-посреднике с параллельным обучением русскому языку, в том числе и в лингвистическом центре. Подготовка проводится в соответствии с единой образовательно-профессиональной программой (ОПП) с корректировкой для иностранных студентов. В университете созданы специальные подразделения, отвечающие за сопровождение иностранных студентов от момента подачи документов до выпуска. Действует международный отдел, организующий сопровождение и оформление документов иностранных граждан. Отдел паспортно-визовой службы предоставляет консультационную поддержку иностранным обучающимся по вопросам миграционного режима, продления учебных виз. Кафедра русского языка ведет кураторскую работу в учебных группах подготовительного отделения, помогает студентам-иностранцам в адаптации в русской учебно-научной среде. Отдел медицинского и страхового сопровождения иностранных обучающихся осуществляет координацию деятельности структурных подразделений университета, ЛПУ и страховых организаций. Все сотрудники специальных отделов владеют языками-посредниками и ­выступают переводчиками при взаимодействии обучающихся-иностранцев с другими структурными подразделениями университета.

Не последнюю роль играет использование географических преимуществ приграничного положения Астраханской области, в связи с чем особое внимание уделяется сотрудничеству с государствами Прикаспийского региона. Астраханский ГМУ играет ключевую роль в научном и образовательном сотрудничестве с Казахстаном, Туркменистаном, Ираном и Азербайджаном. Ежегодная Международная научно-практическая конференция Прикаспийских государств «Актуальные вопросы современной медицины» представляет собой коммуникационную площадку для консолидации взаимного международного сотрудничества и крепких дружеских отношений всего Прикаспия. В рамках Договора о совместном сотрудничестве между Астраханским ПЛУ и РГКП «ЗКГМУ им. М.Оспанова» (Республика Казахстан, г. Актобе) осуществляются программы по обмену для обучающихся, интернов, ординаторов, а также преподавателей (чтение лекций, проведение мастер-классов). Реализуется обмен опытом по учебно-методической, научно-исследовательской деятельности, а также иные виды сотрудничества в сфере образования, науки и медицинской деятельности.

Александр Владимирович Колсанов
Александр Владимирович Колсанов
Ректор Самарского государственного медицинского университета

– Традиционно, в рамках международной деятельности наш университет уделяет большое внимание развитию экспорта образования, привлекая ежегодно все большее число иностранных обучающихся.  Так за последние 5 лет СамГМУ нарастил контингент иностранных студентов, увеличив его почти в 2 раза, при этом в настоящее время сделан акцент на их привлечение на англоязычные ­программы обучения, которые в настоящее время наиболее востребованы среди граждан Индии, арабских государств. Университетом была проведена большая работа в части языковой подготовки наших преподавателей, допущенных к преподаванию на англоязычных программах. Были пересмотрены сами образовательные программы в части перехода действующего тематического наполнения программ дисциплин на новое наполнение с учетом требований международного экзамена USMLE. Таким образом, выпускники ­университета станут более конкурентоспособными на рынке труда с учетом полученных знаний на уровне мировых стандартов медицинского образования. Кроме того, университет 2 года назад прошел процедуру институциональной и программной международной аккредитации по стандартам Всемирной организации медицинского образования по 5 программам специалитета и программам ДПО, что позволит нашим выпускникам наиболее эффективно и результативно подтверждать образование, полученное в стенах СамГМУ. Безусловно, наличие международной аккредитации является одним из ключевых конкурентных преимуществ университета, определяющих выбор абитуриента в пользу аккредитованной образовательной организации.

Юрий Сергеевич Марфин
Юрий Сергеевич Марфин
Ректор Тихоокеанского государственного университета

– Тихоокеанский государственный университет уже на протяжении 34 лет ведет активную международную деятельность, в первую очередь с ­партнерами из стран Северо-восточной Азии: Китая, Южной Кореи, КНДР, Японии. Университет строит свою работу системно. Для развития международных контактов с вузами КНР, особенно из северо-восточных провинций, и Дальнего Востока РФ с начала 1990х годов проводится форум ректоров, который стал известной площадкой для обмена мнениями по различным вопросам образовательного, научного, культурного сотрудничества. Так, в Харбине в сентябре 2023 г. в форуме приняли участие более 200 представителей из 82 университетов России и Китая.  В 2010 г. на 10-м форуме ректоров при поддержке Минобрнауки РФ и Министерства образования КНР создана Ассоциация вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных регионов Китая (АВРИК). Вузами-учредителями и председателями являются ТОГУ от России и Северо-восточный сельскохозяйственный университет от Китая. Цели Ассоциации – расширение форм сотрудничества и интеграции в сфере науки, образования и культуры; обмен опытом, координация и организация совместной работы вузов ДВ и Сибири России и северо-востока Китая. Сегодня Ассоциация объединяет 94 вуза РФ и КНР. 

Новым шагом в развитии взаимовыгодного ­партнерства стал совместный подготовительный факультет ТОГУ и Северо-восточного сельскохозяйственного университета, который решает задачи комплексной подготовки абитуриентов и студентов, которые в последующем учатся на ­совместных образовательных программах.  Обучение на совместном подготовительном факультете дает возможность китайским и российским школьникам и студентам не только выучить язык, но и начать процесс социокультурной адаптации задолго до поступления на программы высшего образования, погрузиться в историю и культуру страны, посетить университеты-партнеры и познакомиться с их инфраструктурой и организацией учебного процесса.

Успешным наш университет считает и трансляцию опыта по тренингам по технологическому предпринимательству, которые ТОГУ проводит не только по всей России, но и в вузах КНР. Это совершенно новый вид сотрудничества, востребованный для молодежи двух стран. Тренинг предпринимательских компетенций – это деловая имитационная игра, в которой участники погружаются в моделирование предприятия и пробуют себя в роли предпринимателей. У нас уже есть договоренность о проведении таких тренингов в ­нескольких вузах КНР. 

Андрей Юрьевич Александров
Андрей Юрьевич Александров
Ректор Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова

– В ЧувГУ обучается почти 3000 иностранных студентов из 55 стран мира (в 2019 году их было около 1600 человек).  ЧувГУ сегодня — это 15 факультетов, все они принимают иностранных граждан на обучение по всем уровням образования: подготовительный факультет, бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура. 

Уделяется особое внимание созданию для иностранных студентов комфортной среды. Совет иностранных обучающихся помогает решать важные жизненные и бытовые вопросы, адаптироваться первокурсникам. Ежегодно для них проходит квест-игра «Знакомство с университетом» и онлайн-школа «Я учусь в ЧувГУ», конкурс «Лучший иностранный студент года». Управление международной деятельности помогает в оформлении необходимых справок и документов, сотрудничает с посольствами различных стран. Действует Международный студенческий клуб.

Обучение иностранных студентов ведется на русском и английском языках. На английском языке ведется преподавание по специальностям: лечебное дело, стоматология, фармация. Для иностранных абитуриентов, которые хотят изучать русский язык, работает подготовительное отделение. 

Иностранные граждане имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета: в пределах квоты, на основании международных договоров (для граждан Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана), по статусу соотечественника. 

Наибольшей популярностью среди иностранных студентов пользуются медицина и здравоохранение, фармация, естественные и гуманитарные науки, технические направления и экономика. Выпускники ЧувГУ успешно работают в различных странах Азии, Африки, Ближнего Востока, Северной Америки. С 2020 года успешно реализуется программа двух дипломов по клинической психологии с Самаркандским государственным медицинским университетом (Узбекистан).

Начиная с 2016 года, университет организует ­фестивали русского языка в странах Центральной Азии. Например, в мае 2022 года преподаватели ЧувГУ провели в Узбекистане Фестиваль русского языка и культуры при поддержке Фонда «Русский мир». В мероприятиях фестиваля приняли участие более 800 школьников, учителей, студентов и преподавателей Республики Узбекистан.

Иностранные студенты Чувашского ­госуниверситета – активные и успешные спортсмены. В 2024 году команда иностранных студентов ЧувГУ завоевала 3 место в международном турнире по крикету. Соревнования по крикету регулярно проводятся и в Чувашском госуниверситете, большинство участников – из Индии и Пакистана. Традиционно в университете проводится «Международный Кубок ЧГУ» — турнир по мини-футболу. А ко дню Африки – «Africacupofnations»,  турнир по мини-футболу для иностранных студентов. 

В ЧувГУ уважают культуру и традиции разных стран и проводят множество национальных праздников: для молодежи Индии — фестиваль огней Дивали; Международный день Навруз для студентов из Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана; студенты, приехавшие из Африки, празднуют День Африки. А еще отмечают День Независимости Туркменистана и День узбекского языка. Представителей всех стран объединяет ежегодный Фестиваль дружбы народов «Ритмы мира», который проводится с 2017 года (почти 1500 участников за это время). В 2023 году по результатам мониторинга практик социальной и культурной адаптации иностранных ­обучающихся Минобрнауки и РУДН им. Патриса Лумумбы выявлены 19 образовательных организаций с лучшими практиками. Среди них и наш Фестиваль дружбы народов «Ритмы мира».

Андрей Михайлович Марков
Андрей Михайлович Марков
Ректор Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

– В настоящее время наиболее значимым достижением нашего университета в области международного сотрудничества является тесное взаимодействие с китайскими образовательными учреждениями, университетами, колледжами и институтами в области образовательных, научных и производственных связей. В АлтГТУ действует ряд договоров о сотрудничестве по разным направлениям научной и образовательной деятельности с Яньшанским университетом, университетом Шихэцзы, Синьцзянскими университетами, Уханьским текстильным университетом, Шэньсийским профессионально-техническим институтом, Хэбэйским профессионально-техническим колледжем программного обеспечения в области студенческой и академической мобильности, совместной подготовке бакалавров.

Проводится работа, и осуществляются ­мероприятия в рамках соглашения о сотрудничестве с Даляньским университетом информатики Neusoft (КНР) по развитию и углублению образовательных, научных и производственных связей, организации студенческих обменов и прохождению языковой практики студентами АлтГТУ в Даляньском университете информатики Neusoft.

Реализуются совместные образовательные программы подготовки высококвалифицированных специалистов в области программной инженерии и электротехники автоматики с Вэйхайским профессиональным колледжем (очное обучение,З года), а также программы повышения квалификации и обмена опытом преподавателей в рамках проекта. Осуществляются совместные образовательные проекты по специальностям «Технология проектирования дорог и мостов» и «Программная инженерия» (очное обучение, З года) с Цзянсийским профессионально-техническим институтом транспорта. Расширению и углублению тесного сотрудничества способствовали совместная разработка исследовательских программ и программ подготовки специалистов, научные и образовательные мероприятия, взаимоподдержка академической мобильности преподавателей и студентов, международные конференции и симпозиумы, реализация международных проектов организации учебного процесса и университетского управления, международные конкурсы научных инновационных проектов, студенческие фестивали и другие направления взаимодействия.

Сергей Олегович Барышников
Сергей Олегович Барышников
Ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

– В ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова с 2006 года активно реализуется международная кадетская программа, цель которой – обеспечить курсантов плавательной практикой на современных высокотехнологичных судах. Университет сотрудничает с крупнейшими мировыми судоходными компаниями, в том числе с компаниями, участвующими в интегрированном проекте по добыче, сжижению и поставкам природного газа «Ямал-СПГ».

Кадетская программа имеет множество преимуществ: работа в многонациональном экипаже, работа с новейшим инновационным судовым оборудованием, работа с судовой документацией, ­наставничество со стороны членов офицерского состава экипажа, обширная география плавания. 

Несмотря на трудности, вызванные сложившейся геополитической обстановкой, сотрудничество продолжается, т.к. ГУМРФ является лидером в сфере подготовки специалистов для обеспечения морской транспортной отрасли. Также университет стал первым в мире международно-признанным учебным заведением для подготовки экипажей судов по Полярному кодексу. 

В целях укрепления международного молодежного сотрудничества и высокой востребованностью среди обучающихся в нашем вузе во второй раз пройдет международная летняя школа «Молодые кадры Арктики». Тематика школы связана с морской и транспортной специализацией образовательной деятельности ГУМРФ и раскрывает вопросы развития Арктического региона РФ. Это международный образовательный проект, который мы создали с целью привлечения молодежи к вопросам исследования и развития Арктики для последующего выбора профессии, связанной c тематикой высоких широт.

В 2023 году в работе Международной летней школы приняли участие 15 студентов из России и Туркменистана. В этом году запланировано участие студентов из России, Беларуси, Казахстана, Индии, Мозамбика. Проект представляет собой 5-дневный интенсивный курс в современном обучающем формате тренингов, кейсов и интерактивных занятий и состоит из образовательного и культурно-просветительского модулей. Среди задач проекта – обмен знаниями, информацией и опытом среди участников международной летней школы и преподавателей по арктической тематике, а также продвижение русского языка и культуры, поскольку занятия ведутся на русском языке.

Салават Талгатович Сагитов
Салават Талгатович Сагитов
Ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

– В рамках международной деятельности Акмуллинский университет входит в Евразийскую ассоциацию педагогических университетов, является сетевым университетом ШОС, Российско-Африканского партнерства (РАФУ) и опорным вузом по продвижению русского языка по программе «Послы русского языка в мире». 

С 2021 года университет реализует проект по продвижению лучших практик российского образования в Кыргызстане и уже достиг серьезных результатов: более 180 студентов поступили на обучение, более 900 педагогов прошли курсы повышения квалификации, организованы летние школы для 100 абитуриентов из Кыргызстана в г. Уфе и проведены олимпиады с охватом более 12 тысяч кыргызских школьников. 

Используя различные каналы работы с зарубежными организациями, мы кратно увеличили число иностранных студентов – до 752 человек, что составляет 9,6% от общего числа наших обучающихся.

Наиболее успешными формами международной экспансии и интеграции в глобальное образовательное пространство можем отметить: олимпиады для школьников и студентов, а также совместные образовательные двудипломные программы.

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

– Международная деятельность является одним из ведущих стратегически важных направлений развития АГМУ. Университет сегодня смог определить собственную модель эффективного международного развития, направленную на активную интеграцию в мировое научно-образовательное пространство, и динамично укрепляет свои позиции. 

С 2016 года мы активно развиваем билингвальную и англоязычную образовательную среду. Создан факультет иностранных студентов, на котором реализуются три билингвальные/англоязычные программы по специальностям: «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация». Главной особенностью этих образовательных программ является то, что каждая из них осваивается на двух языках, а именно на английском (1-3 курсы) и русском (4-6 курсы) языках. В 2023 году осуществлен набор на специальность «Лечебное дело», где студенты полностью осваивают программу на английском языке.

АГМУ за последние три года увеличил с 22 до 40 количество действующих международных договоров, соглашений, меморандумов и протоколов в области науки и образования с зарубежными научно-образовательными организациями. 

Университет активно развивает сетевые формы международного сотрудничества по линии Росийско-Китайской Ассоциации медицинских университетов и Ассоциации азиатских университетов. 

Новым форматом международного сотрудничества стала разработка и реализация совместно с Самаркандским государственным медицинским университетом двудипломной сетевой образовательной программы «3+2» по специальности «Стоматология», по окончании которой обучающиеся получат два диплома – АГМУ и Самаркандского ГМУ. В настоящее время по этой программе обучаются 30 студентов из Узбекистана.

Важным показателем развития международной деятельности в университете является академическая мобильность. С 2020 года в АГМУ проводится конкурс при финансовой поддержке университета для научно-педагогических работников «TRAVEL-ГРАНТ РЕКТОРА АГМУ», по итогам которого победители осуществляют зарубежные командировки, где читают лекции, проводят семинары и практические занятия для иностранных студентов, ординаторов и практикующих врачей. После лекций совместно с зарубежными коллегами проводят обход пациентов и консультации. В рамках входящей академической мобильности преподаватели зарубежных вузов читают лекции, проводят семинары и практические занятия для обучающихся АГМУ.  

В 2021 году АГМУ впервые прошел международную институциональную аккредитацию в соответствии с международными стандартами Всемирной федерации медицинского образования (WFME) с выдачей соответствующего свидетельства сроком на 5 лет. Прохождение данной аккредитации дает АГМУ подтверждение гарантий высокого качества образования и услуг, соответствия их международным требованиям, рост имиджа и укрепление конкурентных позиций на национальном и международном рынке образовательных услуг, а для его обучающихся и выпускников – участие в различных программах академической мобильности в зарубежные вузы-партнеры, повышение конкурентоспособности выпускника как на национальном, так и на международном рынке труда, трудоустройство по специальности в стране и за рубежом с признанием диплома университета.

Елена Николаевна Макаренко
Елена Николаевна Макаренко
Ректор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

– Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) активно развивает все аспекты международной деятельности: экспорт образовательных услуг, двухстороннее и многостороннее академическое сотрудничество, совместные международные исследовательские проекты, мобильность студентов и преподавателей, наконец, так называемая «интернационализация дома». Успешная реализация такого многовекторного подхода обеспечила устойчивость нашей работы ­ с  иностранными студентами и вузами-партнерами, несмотря на возникающие внешнеполитические вызовы. У нас заключено 14 соглашений о сотрудничестве с зарубежными университетами, и с каждым из них выстроена определенная работа. Причем за последние несколько лет количество партнеров только растет. Кроме того, активно развиваем взаимодействие с китайскими учебными заведениями.

Наиболее яркий пример нашего «международного кейса» проектов – Международный студенческий фестиваль «Солнце Африки на Дону», который прошел в начале июня уже в 12-й раз. Инициатором и организатором проведения фестиваля, приуроченного к празднованию Международного Дня Африки, выступил наш университет, и за годы реализации инициатива охватила студентов всех вузов Ростова-на-Дону и Ростовской области. На мероприятии мы не только отмечаем Международный День Африки, но и знакомим студентов из других регионов мира с богатой и красивой культурой, историей и традициями африканских стран. 

Еще одна интересная практика – проект RuKlab, который дает возможность познакомиться с Россией, ее историческими и праздничными датами, культурой и традициями тем, кто еще не владеет русским языком или знает только его азы. Проект охватывает практически всех иностранных студентов университета и позволяет в неформальной обстановке, с помощью различных викторин больше узнать о нашей стране. 

Подобные мероприятия позволяют поддерживать атмосферу дружбы и взаимоуважения в студенческой среде. В РГЭУ (РИНХ) обучается более 600 представителей 33 стран. При этом серьезных конфликтов на почве национальности, расы или религии у нас никогда не возникало. 

Виктор Георгиевич Мартынов
Виктор Георгиевич Мартынов
Ректор Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

– Прежде всего, хотелось бы отметить, что несмотря на всевозможные санкции, которые накладывают на разные сферы жизни нашей страны, в том числе на университет, мы видим, что количество иностранных обучающихся у нас только растет. Например, в три раза выросло число иностранцев на подготовительном отделении. И такие показатели являются залогом того, что цифры будут только увеличиваться. Число стран, из которых в Губкинский университет приезжают учиться, выросло с 70 до 90. Произошла переориентация на Восток, прибывает поток обучающихся из азиатских стран, в первую очередь из Китая, увеличилось число студентов из Африки и Латинской Америки. В прошлом году университет совместно с Китайским нефтяным университетом (Восточный Китай, г. Циндао) создали и возглавили Академический союз «зеленого» развития Ассоциации технических университетов России и Китая, что позволяет проводить успешное взаимодействие в образовательной и научной сфере между нашими странами.

Алексей Владимирович Протопопов
Алексей Владимирович Протопопов
Ректор Красноярского государственного медицинского университета им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

– В КрасГМУ для иностранных граждан предлагается две программы с использованием языка-посредника (английский) по основным образовательным программам высшего образования 31.05.01 «Лечебное дело» и З1.05.03 «Стоматология», имеющим международную аккредитацию Национального центра профессионально-общественной аккредитации и Независимого агентства аккредитации и рейтинга (IAAR).

B настоящее время обучается более 400 студентов из 26 стран. Университет каждый год увеличивает количество иностранных обучающихся и стремится расширять географию партнерства в сфере экспорта образовательных услуг.

В КрасГМУ внедрены:

  • программа кураторства;
  • тренинговая работа с иностранными студентами по развитию навыков научной деятельности, навыков межкультурной коммуникации;
  • факультативная дисциплина «Русский язык как иностранный» для углубленного изучения на протяжении всех лет обучения (более 1400 часов);
  • система финансовой поддержки наиболее успевающих иностранных обучающихся (скидки в оплате от 5 до 20% показавшим наиболее высокие результаты в обучении и внеучебной деятельности по итогам студенческого рейтинга);
  • поддержка инициативы иностранных студентов по трудоустройству на время каникул либо по совмещению обучения и работы (даются рекомендации в клиники города);
  • дискуссионные клубы с участием носителей языка из числа иностранных обучающихся.

Для тех обучающихся, которые по причине финансовых трудностей не смогли выехать за пределы РФ на каникулы, организуются творческие, спортивно-массовые, профессионально-ориентированные мероприятия, экскурсии в клиники города. Ежегодно в августе для иностранных студентов проходит летняя школа русского языка как иностранного (с бесплатным трансфером и проживанием на территории летней базы отдыха вуза).
Внедрена система непрерывного повышения квалификации педагогов-участников программы экспорта образования в области академического английского языка, включающая организацию курсов дополнительной языковой подготовки (в том числе с участием носителей языка), мастер-классов, тренингов, консультаций, а также профессиональных конкурсов.

Дмитрий Николаевич Беспалов
Дмитрий Николаевич Беспалов
Ректор Северо-Кавказского федерального университета

– Северо-Кавказский федеральный университет активно развивает международную повестку. Партнерская сеть университета насчитывает 66 университетов и научных организаций из 27 стран мира. У нас обучается более 1,5 тысяч студентов из 59 стран мира.  

СКФУ является одним из ведущих центров в России по продвижению русского языка и сотрудничеству между университетами в регионах Ближнего Востока и Закавказья. Только в 2023 году было успешно реализовано 10 крупных проектов по популяризации русского языка в указанных регионах. В них приняли участие более 3,5 тысяч человек как очно, так и дистанционно. Более 1500 человек прошли специальные образовательные программы. Также более 300 учителей из школ Палестины, Туниса, Египта, Иордании, Индии, Сирии, Грузии, Армении, Киргизии, Азербайджана, Абхазии, Сенегала и других стран успешно прошли профессиональную переподготовку в СКФУ.

Мы продолжаем искать новые способы популяризации русского языка за рубежом. Большой интерес у иностранной молодежи взывают наши «Ярмарки профессий». Впервые мы провели её в ноябре прошлого года в столице Иракского Курдистана г. Эрбиль.  Она привлекла более 1,5 тыс. иракских школьников, учителей и родителей. На ярмарке они смогли узнать больше о русском языке, выборе профессии и культуре России. Мы показали фильмы о России и Северном Кавказе, познакомили с историей университета. Открыли «литературное кафе», где в игровой форме его посетители получили начальные навыки общения на русском языке. Как результат – посещать шоу-уроки захотели более 300 человек. Этот формат мы позже использовали в Иране и Аммане. Уверен, такие мероприятия помогают продемонстрировать потенциал нашей страны и привлечь людей к русской культуре и языку.

Важным элементом продвижения русского языка является предоставление иностранным гражданам возможности изучать предметы на нем. Наш университет предлагает несколько программ русского языка как иностранного: базовый и сертификационный уровни. Преподавание осуществляется по четырем профилям: инженерно-техническому, медико-биологическому, гуманитарному и экономическому. На данный момент обучаются 156 человек из разных стран, включая Египет, Сирию, Марокко, Туркменистан, Ирак, ДР Конго, Мали, Анголу и другие. С началом реализации дополнительной образовательной программы в 2023 году, 32 слушателя из Танзании, Замбии и Эфиопии начали обучение на подготовительном отделении. Эта программа призвана подготовить иностранных граждан к освоению программ на русском языке дистанционно.

Успешно функционирует и развивается в СКФУ подготовительное отделение для иностранных граждан, выпускники которого затем поступают на образовательные программы с обучением на русском языке. На данный момент на подготовительном отделении учатся студенты из 21 страны, включая Египет, Сирию, Марокко, Туркменистан, Ирак, Демократическую Республику Конго, Мали, Анголу и другие.

СКФУ активно развивает молодежные инициативы со странами Южного Кавказа, Ближнего Востока и Средней Азии. В 2023 году нашу Школу молодого лидера посетило 200 человек из Сирии, Турции и Ливана. С 2023 года мы являемся соорганизаторами Форума молодежных инициатив Азербайджана и России, а также Российско-армянского молодежного форума. В декабре 2024 года в третий раз встречаем участников Международного молодежного форума «Кавказ-Каспий-Восток» ожидаем участие тысячи человек. Интерес к нашим мероприятиям остается высоким. 

СКФУ в 2024 году продолжит реализацию проекта «Школа молодого лидера». Мероприятия будут впервые проведены в Алжирской Народно-Демократической Республике и Тунисской Республике, в не менее чем двух странах ­­­­   Ближнего Востока и Турции.

Одним из ключевых направлений деятельности СКФУ является научное сотрудничество ученых с зарубежными специалистами. Это содействует развитию новых, в том числе междисциплинарных, направлений исследований, решению глобальных проблем современности.

Нэлла Матвеевна Прусс
Нэлла Матвеевна Прусс
Президент Университета управления ТИСБИ

– Развитие международного сотрудничества и интернационализация высшего образования являются одними из главных стратегических приоритетов в деятельности Университета управления «ТИСБИ». Международная деятельность отражает идею открытости образования и науки в современном вузе. Она направлена на развитие международного и регионального стратегического партнерства, сетевого взаимодействия с ведущими университетами, научными центрами и организациями, в первую очередь, на территориях особого интереса: Бразилия, Беларусь, Сербия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Китай, Корея, Индия, Малайзия, Мозамбик, Намибия, Бурунди, Мали и Конго. Такое сотрудничество соответствует национальным интересам Российской Федерации и приоритетам развития Республики Татарстан. Оно развивается с учётом участия России и Татарстана в евразийских интеграционных объединениях (БРИКС, ЕАЭС, СНГ, ШОС) и взаимодействия с международными организациями, например, Организацией исламского сотрудничества.

В 1998 году в университете была создана кафедра ЮНЕСКО по качественному образованию и подготовке специалистов в интересах устойчивого развития. Она является значимым центром международного сотрудничества, научного и образовательного обмена, способствующим реализации принципов ЮНЕСКО и укреплению глобальных связей в области образования и науки.

В марте в университете состоялась Международная научно-практическая конференция: «Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме в интересах устойчивого развития», посвященная 70-летию вхождения СССР (России) в ЮНЕСКО. Недавно «ТИСБИ» стал площадкой для проведения панельных сессий в рамках Kazan Forum, посвящённых роли всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в устойчивом развитии регионов. 

Университет состоит в партнерских отношениях с 22 зарубежными вузами, научно-образовательными центрами и компаниями из 12 стран. Вуз адаптирует образовательные программы к международным стандартам, что привлекает иностранных студентов и делает выпускников более конкурентоспособными на глобальном рынке труда. 

Университет «ТИСБИ» поддерживает культурные мероприятия и инициативы, направленные на укрепление межкультурного диалога. Это включает организацию международных фестивалей, конкурсов и культурных обменов, что способствует развитию толерантности и взаимопонимания среди студентов разных национальностей.

Ольга Александровна Сотникова
Ольга Александровна Сотникова
Ректор Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина

– Из наиболее значимых достижений в сфере международной деятельности СГУ им. Питирима Сорокина, в первую очередь, отметим, что нам удалось привлечь студентов дальнего зарубежья.

Интеграция иностранных студентов в образовательную систему страны планомерно увеличивается. На начало текущего года в вузе обучалось 176 иностранных граждан из 19 стран мира. Из них 109 человек (62 %) — граждане стран дальнего зарубежья. География представлена такими странами, как Египет, Йемен, Индия, Алжир, Ирак, Гана, Непал, Нигерия, Палестина, Судан, Южный Судан, Иордания, Камерун, Тунис, Шри-Ланка, Королевство Эсватини.

Второе весомое достижение – расширение контактов с коллегами из ближнего зарубежья (Беларусь, Узбекистан, Киргизия). Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина реализовывает образовательный проект «Славянский язык, в котором нет чужих» по обучению жителей Узбекистана русскому языку на базе Ташкентского финансового института. Мы как вуз заинтересованы в построении национальной конкурентоспособной модели высшего образования, и подобные проекты приближают нас к этой цели. Сыктывкарский госуниверситет должен быть привлекательными для студентов из дружественных стран. Следует отметить, что в СНГ проявляют особый интерес к изучению русского языка и культуры, и нам есть, что предложить в этом направлении. Команда преподавателей нашего университета активно включилась в работу по популяризации русского языка в странах Средней Азии. Языковой центр в Ташкенте  не первый наш проект. Ранее в Кыргызстане в Иссык-Кульском государственном университете был запущен Центр открытого образования на русском языке и русскому языку. Обучение в нем уже прошли более тысячи слушателей

Добиться таких результатов помогли предпринятые вузом различные практические усилия и меры. Так, для иностранных студентов в Медицинском институте обучение проводится на русском языке и с частичным обучением на иностранном языке, для чего преподаватели университета прошли обучение на программах «Английский язык для медицинских работников» и «Английский язык для преподавания медицинских дисциплин».  Дополнительно СГУ им. Питирима Сорокина расширяет спектр взаимодействия с компаниями, осуществляющими набор иностранных обучающихся.

Александр Петрович Карпик
Александр Петрович Карпик
Ректор Сибирского государственного университета геосистем и технологий

–  СГУГиТ занимается организацией и проведением с 2005 г. ежегодной Международной выставки и научного конгресса «Интерэкспо ГЕО-Сибирь». Через взаимодействие с национальными и международными неправительственными профессиональными организациями (ISPRS – Международное общество фотограмметрии и дистанционного зондирования; FIG – Международная федерация геодезистов; ICA – международная картографическая ассоциация; EARSeL – Европейская ассоциация лабораторий дистанционного зондирования и DVW – Союз германских геодезистов) удалось создать привлекательную площадку для встречи, обмена опытом, представления современного оборудования и программного обеспечения для специалистов и учёных в области геоиндустрии со всего мира, в том числе для продвижения геопространственных наук среди обучающихся.

На базе российских и китайских университетов СГУГиТ ежегодно организует и проводит с 2010  г. Международный научный семинар «Геомир» (летняя школа) для студентов старших курсов, аспирантов и молодых учёных. Создание консорциума российских и китайских вузов, специализирующихся на подготовке специалистов в области геопространственной деятельности, ­объединённых ISPRS, через которое для проведения летних школ привлекаются ведущие учёные и специалисты в качестве преподавателей научно-образовательных треков, позволило установить устойчивое межвузовское сотрудничество в области науки и образования.

А также на основе двусторонних договоров о ­сотрудничестве с российскими, казахстанскими и монгольскими университетами с 2013 г. на базе СГУГиТ удалось организовать единственную в мире площадку для проведения международной студенческой олимпиады по геодезии, вошедшей в список олимпиад Минобрнауки РФ. Победители и призёры которой имеют право на поступление в вузы Российской Федерации по специальности/ направлению подготовки «Геодезия» / «Геодезия и дистанционное зондирование» за счёт средств федерального бюджета в рамках отдельной квоты. В 2024 г. в олимпиаде приняло участие 12 команд из вузов России и Казахстана.

АО. «Не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году» – таков целевой показатель развития экспорта образования, ­поставленный   в соответствующем   президентском указе. На ваш взгляд, нуждаются ли вузы в дополнительной поддержке государства, чтобы к указанному сроку эту цель достичь? Если «да», то какие государственные меры вы назвали бы в качестве первоочередных?
 

Александр Павлович Горбунов
Александр Павлович Горбунов
Ректор Пятигорского государственного университета

– Да, конечно, такая поддержка нам очень нужна. Ведь не секрет, что сегодня большинство иностранных граждан, стремящихся учиться в России, во-первых, ориентируются преимущественно на столичные университеты, на мегаполисы, а также, во-вторых, преимущественно на инженерные, информационно-технологические, медицинские специальности и направления.

Небольшие города и социально-гуманитарные вузы, как наш, остаются вне зоны их внимания. Хотя, приезжая к нам они сразу осознают преимущества духовной атмосферы нашего университета, жизни и учебы вдали от мегаполисов, и возвращаются к нам снова и снова.

Думаю, назрела необходимость создания единого государственного многоязычного интернет- портала, представляющего равные возможности всем университетам для размещения своей информации, видео и других презентационных материалов. Такой фонд материалов на европейских и восточных языках, изучаемых в университете, нами подготовлен, но выход на широкую международную аудиторию пока ограничен.

В этой же связи возникает вопрос об изменении практики распределения иностранных обучающихся на подготовительные отделения и последующее обучение, когда некрупным, но обладающим потенциалом вузам сейчас направляются лишь единицы поступающих по государственным квотам из зарубежных стран.

Если же планировать значительное увеличение контингента иностранных студентов, то это требует, прежде всего, в региональных вузах определенной финансовой поддержки государства в виде, возможно, целевых грантов, субвенций на проведение выставочных мероприятий за рубежом, а также реконструкцию и ремонт имеющегося фонда студенческих общежитий, что требует существенных вложений.

Сергей Михайлович Заикин
Сергей Михайлович Заикин
Проректор по образовательной политике Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского

– Для достижения целевого показателя меры поддержки необходимы для вузов, особенно региональных. Основной формой поддержки, на наш взгляд, будет строительство и ремонт студенческих общежитий, так как вузы являются приглашающей и принимающей стороной для иностранных обучающихся, предоставляющей гарантию «обеспечения местом проживания», и несут ответственность за своих студентов с точки зрения миграционного законодательства.

Увеличение стипендии для иностранных студентов, получающих высшее образование в пределах установленной Правительством РФ квоты до прожиточного минимума, будет также одной их эффективных государственных мер поддержки в развитии экспорта образования.

В настоящее время прослеживается тенденция концентрации иностранных обучающихся в крупных городах и университетах. На наш взгляд, необходимо «растворить» иностранных студентов по всей территории России и увеличить их количество в региональных вузах. Для этого необходимо повысить узнаваемость региональных университетов, увеличить их рекламную способность для зарубежной аудитории абитуриентов с помощью дополнительно выделенных целевых финансовых средств (например, проведение Минобрнауки РФ конкурса для региональных вузов на право участия в рекламных акциях за рубежом за счет средств федерального бюджета).

Открытие русскоязычных классов и школ за границей также способно привлечь большее число иностранных абитуриентов в вузы РФ.

Ольга Александровна Башкина
Ольга Александровна Башкина
Ректор Астраханского государственного медицинского университета

– Возможные меры дополнительной государственной поддержки для развития экспорта образования:

  1. Оптимизация миграционного законодательства в части процедуры въезда, выезда, пребывания и стажировок иностранных обучающихся на территории Российской Федерации.
  2. Увеличение квоты приема иностранных обучающихся по направлению Министерства образования и науки РФ.
  3. Выделение дополнительных средств для обеспечения комфортного проживания иностранных обучающихся, строительство современных общежитий, а также реновация существующих.
Александр Владимирович Колсанов
Александр Владимирович Колсанов
Ректор Самарского государственного медицинского университета

– Безусловно, увеличение числа обучающихся иностранных граждан потребует от университетов, в первую очередь, инфраструктурных преобразований в части увеличения учебных площадей, создания новых мест в общежитиях и ремонта имеющегося жилого фонда, расширение штата преподавателей и сотрудников, обеспечивающих процессы пребывания иностранных граждан на территории вуза. Государственная поддержка в этой сфере станет существенным инструментом, который позволит достичь указанного показателя. Например, одним из вариантов может стать государственная программа по строительству новых общежитий и текущему капитальному ремонту уже функционирующих общежитий по современных стандартам, укомплектованных необходимой мебелью, инвентарем, располагающих современными спортивными комнатами, досуговыми объектами, пунктами общепита и т.д. Целесообразно также в рамках государственной поддержки развивать территории студенческих городков, кампусов.

Юрий Сергеевич Марфин
Юрий Сергеевич Марфин
Ректор Тихоокеанского государственного университета

– Конечно, университетам самостоятельно достичь такую амбициозную цель будет непросто. По сути, необходимо увеличить контингент иностранных обучающихся на 40-50% в каждом вузе, что возможно только при реализации совершенно новых подходов к позиционированию университетов за рубежом, к изменению инфраструктуры университетских кампусов, созданию новых образовательных программ, сопряженных с программами зарубежных вузов. Считаем, что первоочередной мерой может быть регулирование рынка рекрутинговых агентств на уровне Минобрнауки России и структур Россотрудничества, что благоприятно скажется на увеличении количества иностранных поступающих в российские вузы. 

Андрей Юрьевич Александров
Андрей Юрьевич Александров
Ректор Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова

– Безусловно, чтобы продолжать развивать международное сотрудничество в сфере обучения иностранных граждан в Чувашском госуниверситете, необходимо создание нового современного кампуса с достаточным количеством мест для комфортного проживания иностранных студентов.

Чтобы продолжать готовить специалистов высокого уровня ЧувГУ ищет возможности прохождения практики для иностранных студентов на базе ведущих российских предприятий и организаций.

Для достижения целей популяризации русского языка и культуры среди иностранных граждан необходимо открытие дополнительных Центров изучения русского языка и основ наук на русском языке в зарубежных странах, созданных при поддержке государства.
 

Андрей Михайлович Марков
Андрей Михайлович Марков
Ректор Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова

–  Для достижения целевого показателя развития экспорта образования к 2030 году вузы нуждаются в дополнительной поддержке государства, которая будет нацелена на различные направления привлечения иностранных студентов.

  1. Активная работа приемных комиссий в странах ближнего зарубежья (Казахстан, Китай, Монголия) путем создания центров для консорциумов вузов.
  2. Немаловажным фактором привлечения студентов является инфраструктура. Улучшение бытовых условий в российском вузе является неотъемлемой частью социокультурной адаптации иностранных студентов.
  3. Острой проблемой является недостаточное владение языком. Языковая подготовка преподавателей и сотрудников, в том числе кураторов, которые непосредственно общаются с учащимися, поможет более быстрой адаптации иностранных студентов. В тоже время привлечение самих студентов к изучению русского языка и дальнейшему поступлению на программы высшего образования через увеличение квот на бучение в вузах поможет увеличить контингент иностранцев.
     
Сергей Олегович Барышников
Сергей Олегович Барышников
Ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

–   Необходимость государственной поддержки обусловлена рядом факторов: 

  1. Конкуренция на международном рынке: Россия сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны ведущих образовательных университетов мира. Для привлечения иностранных студентов необходимо создать привлекательные условия, сравнимые с другими странами. 
  2. Недостаток финансирования: российские университеты испытывают недостаточное финансирование, что затрудняет инвестирование в развитие инфраструктуры, улучшение качества преподавания, создание новых программ для привлечения иностранных студентов. 
  3. Необходимость адаптации к новым реалиям: повышение качества образования, создание современных образовательных программ, разработка онлайн-курсов, развитие цифровой инфраструктуры, а также привлечение квалифицированных преподавателей требуют значительных инвестиций. 

Основные государственные меры для поддержки вузов: 

  • Финансовая поддержка: предоставление грантов на обучение по образовательным программам для иностранных студентов. Действующая на сегодняшний день система квот покрывает только обучение и минимальное стипендиальное обеспечение. Грант позволит финансировать не только обучение, но и проживание, а также транспортные расходы и медицинскую страховку. Это поможет привлечь в страну больше талантливых молодых людей из-за рубежа и повысить конкурентоспособность российского образования.
  • Создание благоприятной среды: упрощение визового режима для иностранных студентов. Развитие современной инфраструктуры. Поддержка программ адаптации иностранных студентов к российской культуре и образовательной системе.
Салават Талгатович Сагитов
Салават Талгатович Сагитов
Ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

–   Мы только на примере своего вуза можем констатировать, что при правильном подходе за пару лет можно увеличить контингент иностранных студентов. Так, в Акмуллинском университете в 2020-2021 учебном году обучались 398 иностранных студентов, а в текущем учебном году их количество составило 752. За 3 года мы смогли в 2 раза увеличить данный показатель. 

Из наиболее привлекательных мер государственной поддержки, я бы выделил квотную программу и олимпиады. 

Так, благодаря программе выделения квот Правительства России в 2023 году на дополнительные бюджетные места к нам поступили 52 обучающихся, в 2022 году их количество составляло 26.

При поддержке Минобрнауки России наш университет стал также организатором олимпиад для иностранных студентов по пяти профилям: математика, физика, русский язык, английский язык и биология. Победители и призеры получают бюджетное обучение по квоте. 

По результатам отборов в 2023 году к нам поступили 17 человек, в 2024 году ожидается поступление 26 человек.

Мы также сможем усилить данную работу, если Российский совет олимпиад школьников поддержит нашу заявку и включит Акмуллинскую олимпиаду в соответствующий перечень олимпиад и конкурсов, что позволит получить дополнительные бюджетные места уже на уровень бакалавриата.

Ирина Игоревна Шереметьева
Ирина Игоревна Шереметьева
Ректор Алтайского государственного медицинского университета

–   АГМУ имеет достаточный опыт обучения иностранных граждан. Постоянно увеличивается контингент иностранных обучающихся, расширяется его география. С 2016 года количество иностранных граждан выросло в 2,5 раза. В настоящее время в институтах университета по различным направлениям подготовки обучаются около 1200 иностранных студентов из 30 государств ближнего и дальнего зарубежья. Доля контингента иностранных студентов в общем контингенте составляет 21%. Мы считаем, что такой процент иностранных студентов является оптимальным. 

Конечно, для привлечения большего количества иностранных студентов в российские вузы необходима поддержка государства. 

Во-первых, важно продолжать развивать существующую поддержку в виде квоты Правительства РФ для иностранных студентов. Увеличение этой квоты вдвое за последние три года с выделением 30 тысяч мест для иностранных студентов в 2024 году явно положительно влияет на достижение этого показателя. 

Во-вторых, обсуждаемая в настоящее время мера грантовой поддержки талантливых иностранных студентов как дополнение к уже существующему механизму предоставления квот, однозначно привлечет больше талантливых иностранцев к обучению в российских вузах. Это расширит культурные и экономические связи, наладит взаимовыгодное сотрудничество, повысит престиж российского высшего образования за рубежом. Ведь грантовая поддержка предусматривает выделение бюджетных средств не только на образование, но и на оплату расходов, связанных с проездом, проживанием, медицинской страховкой, а также на выплату повышенной ежемесячной стипендии. 

В-третьих, значимым фактором привлечения иностранных студентов являются комфортные условия проживания. Определенные шаги в этом направлении уже предприняты на государственном уровне. В 2024 году стартовала президентская программа по ремонту 800 общежитий, реализация которой также позволит привлечь иностранных граждан на обучение в российские университеты.

Елена Николаевна Макаренко
Елена Николаевна Макаренко
Ректор Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

–  Безусловно, достижение такой глобальной цели невозможно без консолидации усилий многих государственных институтов. Необходимо понимать, что работа с иностранными студентами накладывает серьезные требования к развитию инфраструктуры, модернизации самих образовательных программ, подходов в воспитательной работе. В настоящее время эту работу мы проводим достаточно успешно, но для ее масштабирования имеющихся ресурсов недостаточно, а сами подходы необходимо корректировать. 

В первую очередь идет речь о создании современных университетских и межуниверситетских кампусов со всей необходимой инфраструктурой для учебы, творчества и саморазвития. Самостоятельно такие проекты университеты реализовать не в силах, особенно в регионах, а комфортное и доступное жилье, социальная среда – крайне важный фактор привлечения, адаптации и успешного обучения иностранных студентов. 

Другой аспект этого вопроса касается поддержки не самих вузов, а иностранных студентов, в том числе обучающихся в нашей стране в рамках квоты Правительства РФ. Количество стипендий для обучения в России постоянно растет, и сегодня их получают около 30 тысяч студентов ежегодно. Эта мера реально эффективно работает и очень востребована. Однако самого бюджетного места и обычной студенческой стипендии для обеспечения сколько-нибудь достойной жизни иностранца недостаточно. Особенно остро этот вопрос чувствуется сейчас, когда иностранные ребята ограничены в возможности оперативно получать переводы от своих семей из-за рубежа. Представляется, что здесь возможно предусмотреть дополнительный социальный пакет для обучающегося – покрытие расходов на добровольное медицинское страхование, на прохождение обязательного медицинского освидетельствования, на проживание в общежитии, на выполнение визовых и других государственных формальностей, а, возможно, и повышением ежемесячного размера стипендий.

Всегда есть вызовы, которые нам приходится решать, но, уверена, что совместными усилиями поставленные цели будут выполнены.

Виктор Георгиевич Мартынов
Виктор Георгиевич Мартынов
Ректор Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

–   Что касается поддержки государства в деле увеличения иностранных обучающихся, то, несомненно, она нужна и важна. Во-первых, прирост числа студентов ставит вопрос о развитии кампусов, общежитий – без государственной поддержки вузы самостоятельно этот вопрос не решат. Во-вторых, работа с иностранными обучающимися имеет свою специфику, которую необходимо учитывать – к нам приезжают из разных стран, базовое образование в которых может сильно отличаться от наших стандартов, поэтому необходимы дополнительные занятия в рамках подготовительных отделений, чтобы «подтянуть» учащихся до уровня освоения тяжелых инженерных программ. А для этого в свою очередь необходимо увеличение базового финансирования. И третьим аспектом я бы выделил необходимость давать иностранцам не только высокий уровень образования, но и уделять внимание воспитательной работе – формировать круг друзей России. Распространять на бюджетных иностранных обучающихся те же привилегии, что и на других студентов, к примеру, обеспечить их Пушкинской картой, дополнительными бонусами, чтобы они чувствовали свою сопричастность к жизни России.

Алексей Владимирович Протопопов
Алексей Владимирович Протопопов
Ректор Красноярского государственного медицинского университета им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

– Несомненно, вузы нуждаются в дополнительной государственной поддержке для обеспечения достижения целевых показателей экспорта образовательных услуг к 2030 году. Прирост иностранных граждан требует дополнительного финансирования для открытия новых корпусов и общежитий.

Важной задачей является выстраивание взаимодействия университетов с Министерством иностранных дел РФ как для расширения межвузовских контактов внутри страны, так и для организации сетевых программ и программ двойных дипломов с университетами из стран-партнеров.

Значимым моментом является содействие государства в части регуляции процесса визовой поддержки для въезда иностранных граждан из визовых стран и внедрение облегченных процедур по миграционному учету иностранных обучающихся на территории РФ.

Нэлла Матвеевна Прусс
Нэлла Матвеевна Прусс
Президент Университета управления ТИСБИ

–  Для достижения цели привлечения не менее 500 тысяч иностранных студентов к 2030 году российские вузы, безусловно, нуждаются в дополнительной поддержке со стороны государства. Эта цель требует комплексного подхода, включающего множество мер и инициатив. В первую очередь, вузам необходима финансовая поддержка для развития инфраструктуры и образовательных программ, предназначенных для иностранных студентов. Это включает строительство новых общежитий, модернизацию кампусов, создание условий для комфортного проживания и обучения. Также важно предоставить гранты на исследования и инновационные проекты, что повысит привлекательность российских вузов для иностранных ученых и студентов.

Следует отметить важность упрощения визового режима для иностранных студентов, а также сокращение бюрократических барьеров при поступлении и обучении в российских вузах. Это повысит приток студентов из-за рубежа. Быстрая и прозрачная процедура получения визы и других необходимых документов станет важным фактором при выборе страны для обучения.

Активное продвижение российского образования за рубежом через международные выставки, онлайн-платформы, образовательные агентства и рекламные кампании. Это поможет повысить осведомленность о российских образовательных программах и привлечь больше студентов из разных стран. Также стоит развивать онлайн-образование, что позволит иностранным студентам получать российское образование, не покидая своей страны.

Увеличение числа программ, преподаваемых на английском и других иностранных языках, чтобы сделать обучение доступным для студентов, не владеющих русским. Это также включает привлечение иностранных преподавателей и специалистов для проведения курсов и лекций.

Предоставление стипендий и других форм финансовой помощи иностранным студентам. Это могут быть государственные стипендии, гранты на обучение и проживание, а также партнерские программы с зарубежными вузами и организациями.

Активизация сотрудничества с зарубежными вузами и научными организациями через программы обмена, совместные исследования и образовательные проекты. Это поможет создать привлекательные условия для иностранных студентов и увеличить количество международных программ.

Поддержка этих направлений на государственном уровне будет способствовать не только достижению цели по увеличению числа иностранных студентов, но и общему повышению качества и конкурентоспособности российского образования на международной арене.

Ольга Александровна Сотникова
Ольга Александровна Сотникова
Ректор Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина

– Стоит отметить, что иностранные абитуриенты неохотно едут в региональный вуз, так как мечтают обучаться в столичных вузах. Также на решение учиться в Сыктывкаре существенно влияет географический фактор. Умеренно континентальный климат с холодной продолжительной зимой имеет весомое значение в адаптации студентов стран Ближнего Востока и Африки. Северные региональные вузы непривлекательны из-за суровых климатических условий и необходимости приобретения верхней теплой одежды. Но, с другой стороны, наша зима для них некая экзотика. Поэтому нам нужна поддержка в создании комфортных условий для проживания иностранцев с учетом их менталитета. Кроме того, для привлечения иностранных студентов государству можно компенсировать в некоторой степени студентам затраты на приобретение верхней одежды (при наличии подтверждающих документов). Предлагаем рассмотреть данный вопрос с точки зрения субсидирования этой вынужденной статьи расходов студентов.

Считаем, что первоочередная задача университета стоит в обеспечении студентов качественным образованием. Возвращаясь домой, иностранные студенты «по сарафанному радио» передают про уровень реализации образовательных программ и доброе отношение к обучающимся, и уже в вуз за знаниями приезжают их родственники и друзья.

Александр Петрович Карпик
Александр Петрович Карпик
Ректор Сибирского государственного университета геосистем и технологий

- Запуск федеральной программы по открытию центров довузовской подготовки при университетах;
- Совершенствование визового режима для иностранных обучающихся, в отношении продолжения обучения по образовательной программе более высокого уровня в другом вузе России без необходимости выезда на родину для оформления новой въездной визы;
- Открытие центров языковой подготовки преподавателей российских вузов для реализации образовательных программ на родном языке иностранных обучающихся.
 

09.07.2024
Наверх