СПО и работодатели

СПО и работодатели: кто для кого?

СПО для работодателей или работодатели для СПО?

Платформа «Образование 365+1» – это единое пространство для непрерывного постоянного развития представителей системы СПО. И первым значимым его событием в нынешнем году в календаре системы среднего профессионального образования стал ежегодный цикл мероприятий «Методические недели», прошедший на базе Федерального технопарка профессионального образования в Калуге. Четыре недели насыщенных мероприятий охватили более 9000 специалистов системы СПО и других уровней образования. Одними из самых важных стали треки о подготовке кадров, о взаимодействии с работодателями и развитии управленческого потенциала. Эти треки созвучны самым востребованным вопросам в современной системе СПО.

Во главе системы

Проректор Института развития профессионального образования (ИРПО) Светлана Наумова посвятила свое выступление тенденциям и нап­равлениям совершенствования, трансформации системы среднего профессионального образования, образовательных программ и образовательного процесса в целом. Система образования многогранна, но во главе ее стоит подготовка кадров. Отдельные профессии и специальности выпадают из нее, либо становятся неактуальными в связи с изменениями в экономике, другие переходят в уровень профессионального обучения, поскольку становятся микроквалификациями, которые можно освоить в рамках коротких программ, а не в рамках полноценного курса, связанного с получением отдельного уровня образования. И, конечно же, появляются новые профессии и специальности. В совокупности за последние два года в системе появилась 21 новая профессия и специальность. Это ориентир по открытию этих специальностей в колледжах и техникумах, для подготовки и подбора персонала, повышения квалификации педагогов, которые будут задействованы в их реализации. 

С 2021 года продолжается экспертная работа по переходу на новый макет ФГОС с использованием принципа конструктора компетенций. Колледжам дается возможность при реализации соответствующей программы по одному из ФГОС формировать образовательное содержание той или иной программы под набор компетенций, который нужен конкретному работодателю на конкретное количество выпускников. По сути, рамочный ФГОС дает всем колледжам свободу, но иногда требуются ориентиры в формировании образовательных программ, которые можно найти в примерных основных образовательных программах. В ИРПО ведется реестр, в котором сосредоточены примерные программы, разработанные ФУМО с привлечением экспертов, и отдельным блоком в нем зафиксированы примерные программы, разрабатываемые в рамках федерального проекта «Профессионалитет». В реестре также есть блок, связанный с предложением вариативных примерных программ, рабочих модулей дисциплины, в том числе по креативным индустриям.

Начиная с 2022 года, кластеры, создаваемые на базе образовательных организаций, по-новому подходят к формированию образовательных программ. Главный принцип разработки образовательных программ «Профессионалитета» – целевое взаимодействие с работодателем. Классически это взаимодействие заключалось в согласовании образовательной программы с работодателем, и для этого было достаточно представить ему титульный лист, чтобы он на нем поставил свой автограф. Такой принцип, хочется верить, останется в прошлом. Сейчас в ответ на запросы работодателям предоставляется право полностью включиться в формирование образовательной программы.

Новая модель

Про новую модель образовательной организации, участвующей в проекте «Профессионалитет», рассказал другой проректор ИРПО – Даниил Суханов. По его словам, в 2023 году по инициативе Правительства РФ и Министерства просвещения РФ каждая из более чем 4 тысяч образовательных организаций СПО в нашей стране определила свою отраслевую принадлежность, что чрезвычайно важно, когда говорится об адресной подготовке кадров для конкретного работодателя. Сегодня в России существует 24 отрасли, по которым проводится подготовка в организациях СПО, и к 2030 году в соответствии с дорожной картой и планами федерального проекта, каждый отечественный колледж должен иметь привязку к «Профессионалитету».
В управлении системой СПО Даниил Суханов отметил основные структурные изменения, прои­зошедшие с 2022 года, когда стартовал федеральный проект. Главное – это формирование кластера. По сути, это набор образовательных организаций, которые совместно взаимодействуют с конкретными работодателями и предприятия­ми при участии представителей региона. 

– Подходы и принципы проекта «Профессионалитет» применимы к каждому колледжу нашей страны, – уверен спикер. – Мы в ходе выездных частых мероприятий в регионы встречали безумное количество кейсов, когда колледжи, даже не участвующие в конкурсной компании по отбору кластеров на будущие годы, уже формируют такие кластеры внутри у себя в регионах, полноценно работают с предприятиями, у них есть целевое обучение, и они адресно готовят кадры. 

Чрезвычайно важно создание регионального наблюдательного совета и его вовлеченность в рамках управления системой СПО внутри региона. Они сегодня созданы практически в каждом субъекте РФ, несмотря на то, что не во всех существуют кластеры. В состав региональных наблюдательных советов входят представители образовательных организаций, региональных органов исполнительной власти, предприятий, в некоторых случаях – даже законодательной власти. Наличие в каждом регионе такого управленческого координационного органа, как считает Даниил Суханов, очень важно для дальнейшего стратегического развития региональной системы СПО. 

Той же цели служит формирование отраслевых ассоциаций, в которые входят представители кластеров, опорных предприятий, работодателей. Если региональный наблюдательный совет сформирован и вырабатывает решение внутри региона, то отраслевая ассоциация не имеет конкретной привязки к субъекту, она актуальна для всей России. Из 24 отраслей в 2023 году были созданы восемь ассоциаций по крупным отраслям, и они уже начали функционировать. В 2024 году, пообещал Даниил Суханов, сов­местно с Министерством просвещения РФ будут созданы оставшиеся отраслевые ассоциации, которые будут способствовать развитию системы СПО в регионах.

В том же 2024 году планируется открыть второй федеральный технопарк профессионального образования в Нижнем Новгороде. И уже сейчас идет работа по оснащению профильных лабораторий на базе этого технопарка. Эти площадки покрывают все федеральные округа. На них будут готовить мастеров производственного обучения, заниматься повышением квалификации и переподготовкой, а еще мероприятиями по взаимодействию со студентами, в том числе, в рамках дополнительного образования. 

Спрос растет

Как рассказала проректор Института развития профессионального образования Оксана Бондарь, сейчас в системе СПО обучается более 3,71 миллиона студентов. Численность поступивших в этом учебном году в колледжи сос­тавила 1,2 миллиона человек, что превышает число поступивших в вузы. Рост спроса на среднее профобразование можно объяснить повышением престижа рабочих профессий, чему способствует целая система мероприятий. Среди них, конечно же, большое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Понятно, что в приоритете обучение педагогов и мастеров, задействованных в кластерах проекта «Профессионалитет». Предстоящее повышение квалификации и обучение педагогов и мастеров производственного обучения коснется и тех колледжей, которые не входят в кластеры. Их, как заверила Оксана Бондарь, будут учить по коротким 72-часовым программам, в которых 30% отводится дистанционной теоретической части и 70% – стажировке в мастерских на современном оборудовании технопарков в Калуге и Нижнем Новгороде, а также лучших колледжей страны, находящихся в сетевом взаимодействии с технопарками. Предполагается, что будут формироваться программы по обучению в основном по компетенциям, которые были востребованы на региональных чемпионатах и финальных чемпионатах. Прежде всего, это компетенции, касающиеся направлений оборонно-промышленного комплекса, и новые компетенции, возникающие с учетом научно-технического прогресса и востребованности предприятий. В апреле ИРПО планирует начать дистанционное обучение, а в мае – на стажировочных площадках.

Директор Калужского филиала ИРПО Алексей Гераськин раскрыл перед коллегами возможности технопарка, как центра подготовки кадров для системы СПО. Главные задачи, стоящие перед этим технопарком, – и развитие квалификаций, и содействие реализации мероприятий проекта «Профессионалитет», но самое важное – создание профессиональных сообществ и площадки для обмена лучшим опытом, лучшими практиками, а также создание открытой базы этих практик. Сейчас в технопарке сделан акцент на несколько отраслей: машиностроение, информационные технологии, сельское хозяйство, полиграфию, атомную отрасль, легкую и электротехническую промышленность. 

За формирование сообщества управленцев и лидеров, готовых брать на себя ответственность за трансформацию СПО, отвечает мастерская управления «Сенеж». «Это наша ключевая миссия», – считает руководитель программ подготовки управленческих команд федерального проекта «Профессионалитет» Юлия Гребеникова. Прежде всего, внимание будет уделяться подготовке лидеров, которые способны менять систему СПО в условиях санкций и вообще быстро изменяющейся среды. Это должны быть люди, принимающие ответственность, поступающие проактивно, меняющие отношение окружающих к системе СПО. 

Ключевая фигура – работодатель

Как понятно из названия секции «Профессиональное образование и работодатели: сотрудничество, вызовы, перспективы», она была посвящена вопросам взаимодействия с ключевой фигурой в системе СПО – с работодателями. Поэтому обсуждали следующие темы: возможности использования ресурсов работодателей в образовательном процессе, механизмы взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики, участие работодателя в сов­местной деятельности по реализации образовательных программ проекта «Профессионалитет». Именно в этой секции представители регионов делились опытом взаимодействия образовательных организаций с работодателями, в том числе в разработке образовательных программ с учетом их требований.

По словам директора Ярославского педагогического колледжа Михаила Лаврова, грамотное взаимодействие позволяет учреждениям СПО создавать результативные модели подготовки кадров, а также обеспечить успешное трудо­устройство выпускников. Работодателями для выпускников Ярославского педагогического колледжа являются муниципальные дошкольные образовательные организации, общеобразовательные школы, центры дополнительного образования, спортивные школы, детские оздоровительные лагеря и организации, реализующие программы детского отдыха и оздоровления детей. И вовлечение работодателей в образовательный процесс в качестве партнеров способствует реализации принципов единства теоретической подготовки и практической деятельности при подготовке будущего специалиста. 

Учебно-производственная практика и образовательные мероприятия проходят как на базе организаций Ярославской области, так и с использованием инфраструктуры самого колледжа. Развитие взаимодействия колледжа с работодателями строится на реализации комплекса моделей – это и наставничество, и проектная деятельность, и модель непрерывного профобразования, и сопровождение молодого специа­листа. 

Основным обеспечивающим компонентом такого взаимодействия является поддержка заданного уровня качества профессиональной подготовки в процессе обучения, а именно согласование основных профессиональных образовательных программ, программ подготовки специалистов среднего звена, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС и профстандарта. 

– В данном случае это не просто подпись и печать, – уточнил Михаил Лавров. – Мы смогли организовать работу на этапе согласования, то есть договариваемся «на берегу», прежде чем «выходить в открытое море». 

В целом же взаимодействие с партнерами у Ярославского педколледжа происходит в нес­кольких плоскостях. Независимый взгляд парт­неров позволяет сделать более объективной оценку качества знаний и уровень компетенции будущих учителей. Сотрудники базовых организаций и работодателей выступают в качестве индустриальных независимых экспертов в рамках чемпионатного движения «Молодые профессионалы». 

В колледже сложилась система мотивированного трудоустройства. Формирование банка вакансий по соответствующим специальностям строится на основе заявок от работодателей, а не через службы занятости или муниципальные кадровые службы, директора школ и детских садов напрямую подают заявки о потребности на следующий учебный год, поэтому база всегда актуальна. По словам Михаила Лаврова, работодателей при приеме выпускников на работу интересует не столько соответствие их федеральным государственным стандартам, сколько их профессиональная компетентность: способность ориентироваться в производственной среде, решать задачи в пределах своей компетенции, принимать самостоятельные решения и отвечать за них, решать нестандартные задачи, уметь работать в команде.

Одним из значимых ресурсов взаимодействия колледжа с общеобразовательными школами является совместно разработанная модель соп­ровождения молодых специалистов в рамках системы непрерывного профессионального роста педагога. В 2020 году с такой инициативой в Ярославский педагогический колледж обратились директора ряда школ. Сопровождение выпускников на старте профессиональной деятельности проходит в современном формате модульно-кейсового программного обеспечения при сетевом взаимодействии общеобразовательной организации и организации СПО педагогической направленности. Реализация этой модели позволяет минимизировать профессиональные дефициты молодых специалистов, легче и в короткие сроки адаптирует их к новой рабочей среде. Это помогает в решении актуальной проблемы, когда вчерашние выпускники уже после первого года работы уходят из системы. 

Проект представляет собой трехстороннюю модель наставничества в образовательной организации. Первое наставничество – традиционное (менторство), когда наставником является, как правило, успешный педагог. Второй тип – реверсивное наставничество, когда молодой специалист становится наставником опытных педагогов по вопросам, например, новых тенденций, технологий образования таких, как IT-технологии, мультимедиа и т. п. Такая модель помогает установить взаимопонимание между разными поколениями сотрудников. И третье наставничество – парт­нерское, равный – равному. 

– Современные варианты взаимодействия между колледжем и работодателями, как модель непрерывного профессионального образования и нас­тавничества, проектная деятельность, модель соп­ровождения молодого специалиста, являются важным фактором качества подготовки будущего специалиста и успешного его трудоустройства, – поддержала руководителя его заместитель по научно-методической работе Елена Виноградова. – В современном мире, где рынок труда постоянно меняется, такая кооперация позволяет студентам получить реальный опыт работы и лучше понимать требования работодателей. В свою очередь, работодатели получают доступ к молодым и перспективным специалистам и могут участвовать в их образовательном процессе. 

Успешное сотрудничество

Представление кейсов продолжили директор Колледжа московского транспорта Анна Печеная и начальник Единого центра функционального проектирования и развития квалификации Московского метрополитена Андрей Мулин. Несмотря на то, что колледж сотрудничает с мет­рополитеном почти 90 лет, последние три года Анна Печеная назвала самыми динамичными и продуктивными. За это время колледж начал готовить кадры адресно под запрос работодателя, переработал все образовательные программы совместно с метрополитеном, усилил практическую подготовку на базе предприятия и в прошлом году запустил набор на четыре новые профессии, созданные тоже под запрос метрополитена. С текущего учебного года все первокурсники один раз в неделю проходят обучение на стороне работодателя, и в 2024 году более 200 студентов будут сдавать демонстрационный экзамен на базе метрополитена. 

К проекту «Профессионалитет» колледж присоединился 1 сентября 2022 года и стал первой образовательной организацией в Москве, которая в нем участвует. За год до этого события вместе с метрополитеном был запущен совместный проект «Нам с тобой по пути», который стал отличным примером того, как работает подготовка кадров под заказ работодателя, и участие в «Профессионалитете» стало логичным продолжением успешного сотрудничества. 

В профильные кафедры, организованные сов­местно с метрополитеном, входят преподаватели колледжа и корпоративного университета мос­ковского транспорта, а также специалисты служб метрополитена. В рамках тесного взаимодейст­-
вия представители образовательной организации и работодателя обсуждают, что необходимо доработать, актуализировать в образовательных программах, какое оборудование требуется обновить или включить в учебный процесс, и совершенствуют инструменты контроля оценочных средств. 

– В настоящий момент показатель трудоуст­ройства выпускников прошлых лет составляет 97%, – не без гордости делится Анна Печеная. – Важно, что у наших студентов есть возможность трудо­устройства еще во время обучения. Для этого мы разрабатываем индивидуальный график, позволяющий эффективно совмещать работу и учебу. С этого года мы начали работу по заключению целевых договоров. Наши преподаватели проходят стажировки и обучение на базе корпоративного университета транспортного комплекса. 

– На сегодня численность московского метрополитена свыше 67 тысяч человек, – подключился Андрей Мулин. – В планах к 2030 году мы вырастем уже до 100 тысяч человек, и подобный рост невозможен без притока квалифицированных кадров. Проект «Нам с тобой по пути» нацелен, в первую очередь, на ликвидацию дефицита в квалифицированных рабочих кадрах. И здесь колледж для нас – огромная подмога. По каждой образовательной программе заключен сетевой договор между колледжем и корпоративным университетом транспортного комплекса, благодаря которому мы имеем возможность часть образовательного процесса, часть дисциплин перевести на нашу площадку и силами преподавателей университета реализовывать образовательную программу. Тем самым мы ликвидируем разрыв между качеством подготовки выпускника и нашими запросами с точки зрения работодателя. Мы, наверное, еще неплохо влияем на мотивацию самих студентов, когда они понимают, выходя на практику, зачем они изучали ту или иную дисцип­-
лину, когда видят вживую, для чего это и как это все крутится, вертится и бегает. 

О плодах взаимодействия говорят цифры. До начала тесного взаимодействия, а именно до 2021 года, уровень трудоустройства выпускников в метрополитен в соответствии с направлением подготовки не достигал даже 5%. Уже в первый год сотрудничества этот показатель достиг 65% и продолжает расти. Метрополитен рассчитывает довести его до 95%. 

Совет по взаимодействию

Тему взаимодействия СПО и работодателя в сфере транспорта продолжила заместитель директора по воспитательной работе Петрозаводского автотранспортного техникума Елена Экертова. Большую часть времени учебное заведение готовило кадры для транспорта и дорожного строительства, но после объединения в 2018 году с техникумом дорожного строительства и индуст­риальным колледжем сфера его «влияния» вышла за пределы традиционных направлений и распространилась на машиностроение, энергетику, металлообработку и судостроение. Сегодня в техникуме обучается 2450 студентов, в нем реализуется более 20 основных образовательных профессиональных программ и десятки дополнительных. В 2022 году Петрозаводский автотранспортный техникум вошел в федеральный проект «Профессионалитет». 

Основной работодатель для колледжа по «Профессионалитету» – судостроительный судоремонтный завод, где в 2024 году открывается первая в России цифровая верфь. Только в связи с этим у колледжа есть потребность в подготовке 300 специалистов уже в этом году.  

– Работодатели, конечно, играют ключевую роль в процессе подготовки, – рассуждает Елена Экертова. – Вовлечение работодателей, наверное, самое простой ответ для нас. Взаимодействие с ними позволяет сократить пробел между теоретическими и практическими навыками. Когда студенты имеют возможность работать на оборудовании и выполнять проекты в условиях реального производства, они становятся более готовыми к вызовам, с которыми столкнутся на рынке труда. Если говорить о нашем техникуме, то большую часть времени мы готовили кадры для транспорта и дорожного строительства. Это некий ограниченный круг работодателей, с самыми крупными из которых очень давно выстроены взаимоотношения. Но в 2018 году, после объединения с другими учебными заведениями и расширения нашей сферы на машиностроение, энергетику, металлообработку и судостроение, стало понятно, что точечно взаимодействовать с работодателями и выстраивать систему подготовки кадров достаточно сложно. Для повышения качества подготовки кадров по этим направлениям в октябре 2018 года мы создали совет по взаимодействию с работодателями, в который вошли руководители органов исполнительной власти региона в сфере образования, экономики, труда и занятости населения, руководители предприятий, для которых техникум вел подготовку кадров. 

Возглавил совет заместитель премьер-министра Правительства Карелии по вопросам экономики Дмитрий Родионов. На сегодня в него входят 42 представителя предприятий и организаций региона, недавно он был усилен управляющей компанией в рамках федерального проекта «Профессионалитет». В декабре 2018 года при поддержке совета был создан фонд содействия развитию Петрозаводского транспортного техникума, был избран попечительский совет. 

(2Р+2П) х 3П=3В

– Не совру, если скажу, что достаточно сложно было привлечь работодателей к непосредственному участию в профориентационной работе, – признается Елена Экертова. – Зачем работодателям эти школьники и студенты-первокурсники? Им бы третий и четвертый курсы, когда учащиеся проходят производственную практику, здесь ближе, понятнее. Но мы убедили своих работодателей в том, что как раз-таки профориентационная работа со школьниками, будущими возможными студентами техникума – неотъемлемая часть системы подготовки кадров. И на сегодня мы вывели формулу успеха профориентационной работы: (2Р+2П) х 3П=3В! Где 2Р – взаимодействие работодателя и родителей, плюс 2П (практика и производство), умноженное на 3П (пропаганда, профориентация, популяризация), и тогда получается 3В – возможность, вовлеченность и вост­ребованность. У студента появляется шанс стать успешным на рынке труда. Он вовлечен в деятельность, так как выбрал ее осознанно, и понимает, что у него для этого есть все возможности, в том числе по медицинским показаниям. Естественно, такой выпускник будет востребованным на рынке труда. 

Еще одна интересная особенность сотрудничества – брендирование учебных пространств, чтобы ребята, приходя в техникум, попадая в учебные классы, привыкали к бренду тех предприятий, на которых им впоследствии предстоит работать, и их корпоративной этике. Во взаимодействии развивается и система наставничества. Чего стоит так называемая программа «Классный папа». Под «папой» подразумевается наставник от предприятия, желательно молодой специалист, а лучше выпускник техникума, который курирует учебную группу, начиная с первого курса. Он «ведет» ее не в части практической подготовки, а как классный руководитель. 

– Отвечая на вопрос о работодателях: мы для них или они для нас, мы поняли, что благодаря активному сотрудничеству с предприятиями техникум улучшает и совершенствует систему подготовки кадров, – уверена Елена Экертова, – причем, уже не «под заказ предприятия», а «вместе с предприятием». Сегодня участие работодателей в подготовке кадров в техникуме – необходимый и важный фактор будущего успеха студента. Они помогают создать связь между образованием и рынком труда, поэтому наша основная задача – продолжать и усиливать партнерство с работодателями, постоянно совершенствуя этот важный процесс. Впереди, и он все ближе, главный результат нашей совместной работы – уровень трудоустройство выпускников на предприятия выше 85%. 

Техникум на колесах

Об обучении населения в удаленных населенных пунктах и опыте реализации регионального проекта «ПУСК» рассказал директор Центра опережающей профессиональной подготовки Республики Саха (Якутия) Владислав Хабаров. «ПУСК» – это передвижной учебно-строительный комбинат, техникум на колесах, который выезжает к месту жительства человека и обучает его вост­ребованной профессии. Такой проект запустили в Якутии в 2021 году совместно с молодежным правительством региона, техникумами и колледжами.  

Республика Саха (Якутия) уникальна, прежде всего, из-за своей транспортной доступности (хотя, наверное, правильнее сказать, недоступности) и огромной территории. Как пояснил Владислав Хабаров, иной раз, добраться из одного района в Якутск бывает по стоимости дороже, чем долететь до Москвы. В регионе всего 42 техникума и колледжа, и есть районы, где нет их представительств. А строить на Севере и в Арктике техникум для покрытия незначительной потребности в кадрах нерентабельно. Для этого придумали «ПУСК». 

Сначала его апробировали только в одном районе республики, а потом с благословения главы региона масштабировали еще на два. В первый раз автобус приехал ради 20 слушателей, которые прошли обучение на цифровой платформе, а практику – на базе строительного комплекса. Во второй год проект охватил уже 100 человек. Его особенность в том, что теория полностью оцифрована, и слушатель может учиться буквально через смартфон. Для прохождения учебной практики к нему приезжает техникум на колесах. Вопрос о производственной практике решается непосредственно с работодателем. 

Из-за того, что теория полностью размещена на цифровой платформе, стоимость таких курсов намного ниже, чем в классических учебных центрах. И сроки обучения короче, чем обычно. Выпускники проекта, успешно трудоустроившиеся в строительные компании, доказывают не только его жизнеспособность, но и эффективность. Из сотни слушателей 51 смог найти свое место работы. Оставшаяся половина, уверен Владислав Хабаров, использует полученные знания и навыки каменщиков и сварщиков в домашнем хозяйстве. 

В данный момент проект «ПУСК» пытаются масш­табировать на Арктику. Там в некоторых населенных пунктах существуют проблемы с интернетом, поэтому решается вопрос о получении теоретических знаний в удаленном формате. 

Спасение компетенции

Директор Озерского технического колледжа Сергей Шварев рассказал о сотрудничестве с опорным предприятием ПО «Маяк», входящим в состав Госкорпорации «Росатом». Их взаимодействие не просто позволило решить возникшую проблему с «вымиравшей» компетенцией «Мехатроника», но и вывести ее на новый уровень развития. 

Ежегодно на площадке Екатеринбурга проходит Чемпионат высокотехнологичных профессий «Хайтек», и в 2022 году на нем было введено ограничение по перечню компетенций. По компетенции «Мехатроника» возникла угроза, что соревнования не состоятся, так как производитель оборудования ушел с российского рынка. «Росатом» в рамках импортозамещения решил поставить на чемпионат станции, разработанные с учетом существующих наработок в этой компетенции. В результате за 45 дней было собрано, протестировано и представлено 24 подъемно-транспортные и сортировочно-транспортные станции, которые на поверку оказались в три раза дешевле зарубежных. Практически 80% изготовили в Уральском федеральном округе, а в ПО «Маяк» и колледже – примерно половину комплектующих этих станций. Как удалось добиться такого результата за короткие сроки?

В 2018 году на территории Озерского техничес­кого колледжа был создан отраслевой центр компетенций Госкорпорации «Росатом» по компетенции «Мехатроника», являющийся структурным подразделением предприятия «Маяка». Центр оснащен современным оборудованием, в нем обучаются школьники, студенты колледжа, сотрудники предприятий Госкорпорации «Росатом», студенты участвуют в опытно-конструкторских работах.

Сотрудники отраслевого центра обучают работе в системах автоматизированного проектирования программированию, сборке мехатронных элементов, прототипированию. Во время обучения ребята изготавливают прототипы изделий. В результате на выходе получается опытный образец, который в дальнейшем тестируется. В таком сот­рудничестве в центре компетенций разработаны манипулятор и учебные станции: подъемно-транспортная и сортировочно-транспортная. На текущий момент на предприятии совместно с колледжем налажено серийное производство и поставка мехатронных станций. 

Как говорится, не было бы счастья… Проблема с чемпионатом открыла новые горизонты и для работодателя, и для развития образовательного учреждения. Впрочем, подобные ситуации, когда участникам образовательного процесса и их партнерам приходится выходить из «зоны комфорта», и помогают находить новые решения. К слову, если такой навык будет прививаться студентам техникумов и колледжей, работодатели выстроятся за ними в очередь. 

Отрадно, что стороны – образовательные учреждения и их партнеры – не просто ищут разные точки соприкосновения для решения обоюдовыгодных задач и глобальной задачи, поставленной перед ними государством, но и охотно делятся своими кейсами.

Подготовил Алексей Батанов

25.04.2024
Наверх