Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов

Учите русский?

Отрицательная динамика по ведению российскими вузами англоязычных порталов может превратиться в негативную тенденцию

Российский совет по международным делам (РСМД) по итогам 2023 года представил очередной доклад «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов». Несколько лет назад наш журнал уже рассказывал [1] о таком исследовании, и его результаты местами выглядели несколько удручающе. Например, у некоторых университетов, участвовавших в проектах по развитию экспорта российского образования, вообще не оказалось англоязычных версий сайтов. Мы решили полюбопытствовать, насколько изменилась ситуация на данный момент. Удивительно, но несколько «экспортеров» российского образования до сих пор не обзавелись сайтами или даже просто страницами, ориентированными на зарубежную аудиторию…

В условиях ограниченного доступа

В 2023 году РСМД провел уже восьмое исследование, посвященное присутствию российских университетов в зарубежном интернет-прост­ранстве. С самого первого исследования этой темы авторы доклада исходили из того, что при распространенности цифровых технологий решение задач по продвижению российского образования и науки на зарубежные рынки, развитию международных партнерств, привлечению иностранных студентов, научных и педагогических кадров, развитию международной академической мобильности и прочего невозможно без цифровых ресурсов и возможностей. Каналы коммуникации в интернете стали неотъемлемым инструментом позиционирования бренда университетов, продвижения образовательных и научных продуктов на зарубежных рынках, развития международного академического сотрудничества.

По сути, если сегодня у вуза нет англоязычного сайта, он останется невидимым для иностранных абитуриентов, по крайней мере, из дальнего за­рубежья. Для них вуза без визитной карточки на английском языке просто не существует. Поэтому англоязычный сайт рассматривается как основной канал международного позиционирования университета и его коммуникации со всеми без исключения иностранными целевыми аудиториями вуза, будь то абитуриенты или студенты, научно-педагогические кадры, институциональные партнеры (университеты, бизнес), СМИ и т. п. Сайт остается лицом вуза и основной конверсионной площадкой. Особенно это значимо для позиционирования перед иностранной аудиторией в условиях ограниченного доступа отечественных вузов к популярным соцсетям и ущемленного присутствия на зарубежных образовательных порталах и в мировых рейтингах.

Напомним, что оценку англоязычных порталов российских университетов РСМД проводит по методологии, разработанной в 2015 г. и основанной на выделении и анализе 16 смысловых блоков электронных ресурсов, отражающих потребности основных целевых аудиторий. В результате соотношения целевых групп со смысловыми блоками англоязычных порталов определены блоки, которые в наибольшей степени интересны конкретным целевым аудиториям. Каждый блок сегментирован на определенные содержательные элементы, отражающие наличие той или иной информации или опции. Всего выделено 108 элементов, сформулированных в виде вопросов.

В 2023 году РСМД проанализировал 69 англо­язычных российских сайтов. В «прицел» традиционно попали федеральные и национальные исследовательские вузы, участвующие в приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (с 01.01.2019 года – федеральный проект «Экспорт образования»), а также университеты, имеющие серьезную международную составляющую дея­тельности и сами пожелавшие присутствовать в рейтинге. В прошлом году, например, в роли такого «самовыдвиженца» выступил Байкальский государственный университет. 

Падение показателей

Исследование выявило, что темпы по совершенствованию англоязычных версий сайтов университетов замедлились. Если в 2022 г. 60,2%[2]  университетов (41) улучшили свои показатели в сравнении с предыдущими годами, то в 2023 г. их оказалось в два раза меньше – только 30,4% (21 вуз). Еще одна негативная тенденция – падение показателей у 22 университетов (31,9% от общего числа вузов).

Это связано с несвоевременным обновлением информации в блоках «Новости», «Основные показатели» и др., со сменой интерфейса сайта, а также с удалением или прекращением ведения аккаунтов университетов на английском языке в социальных сетях. 

По результатам исследования максимальный балл рейтинга получила Высшая школа экономики (99 из 108 возможных). Всего один балл ей уступает Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, занимающий второе место с 2019 г. За последний год повысили свои показатели Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Московский городской педагогический университет, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Дальневосточный федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный лингвистический университет, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. 

Исследователи отмечают, что в 2023 г. наблюдалась отрицательная тенденция в развитии вузовских порталов. Только 14,4% интернет-порталов (против 14,7% в 2022 г.) анализируемых российских вузов заполнены более чем на 67%. Менее двух третей (62,3% против 66,1% в 2022 г.) университетских сайтов заполнены на 34-66% и 23,1% (против 19,1% в 2022 г.) заполнены менее чем на треть.

На первом месте по степени заполнения находится раздел «Об университете» (74,2%), за ним следуют разделы «Поступление в университет» (70,7%), «Контакты» (62%) и «Новости университета» (60,1%). 

В наименьшей степени заполнены блоки «Подразделения и факультеты» (33,9%), «Библиотека» (24%), «Выпускники университета» (22,3%) и «Карьера» (15,9%).

Данные показывают, что традиционно в англо­язычных версиях сайтов «статичные разделы» проработаны лучше. Связано это с тем, что они имеют неизменные данные и не требуют серьезной работы с отдельными подразделениями университетов для актуализации информации. 

Наиболее обделены вниманием разделы «Карьера» и «Выпускники университета». Несмотря на то, что в сравнении с 2022 г. индекс раздела «Выпускники университета» увеличился почти на 2%, очевидно, что университеты уделяют недостаточно внимания работе с выпускниками. Однако, уверены эксперты РСМД, работа с этим разделом необходима, так как выпускники являются важным каналом распространения информации о вузе, построения его позитивной репутации в целом, эффективным инструментом маркетинга отдельных образовательных прог­рамм, источником пополнения эндаумента и т. п. Также мало используется в маркетинге образовательных программ инструмент карьерного развития. В большинстве случаев потенциальные студенты не получают информации о том, каких карьерных успехов достигают выпускники университета, каковы возможные траектории профессионального развития в будущем. Для потенциальных абитуриентов и их родителей эти данные имеют первостепенную важность. 

«Если сегодня у вуза нет англоязычного сайта, он останется невидимым для иностранных абитуриентов, по крайней мере, из дальнего зарубежья. Для них вуза без визитной карточки на английском языке просто не существует».

Лидерские характеристики

Как и в предыдущих исследованиях, проанализированные вузы были разделены на три группы. Первая группа «лидеры» – это университеты, чьи англоязычные версии интернет-порталов заполнены более чем на 67%. Это вузы, набравшие 73 и более баллов из 108 возможных. Вторая группа «догоняющие» – университеты, чьи сайты заполнены на 34-66% (набрали 37-72 баллов). Третья группа «отстающие» имеют сайты, заполненные на 33% и менее (набрали 0-36 баллов). В первую группу вошли 10 университетов, во вторую – 43, в третью – 16.

Анализ данных и средние значения по заполнению всех разделов трех групп университетов говорят о пока незначительном снижении (45,9% против 47,7% в 2022 г.) общего уровня развития англоязычных порталов, что подтверждается уменьшением, по сравнению с результатами прошлых лет, числа вузов в группе «догоняющие» и увеличением в группе «отстающие».

«Лидеры» рейтинга набрали от 73 до 99 баллов. Топ с 99 баллами заняла Высшая школа экономики, второе место – у Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина с 98 баллами. Третье место за Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики (90 баллов), который продолжает сокращать разрыв с традиционными лидерами рейтинга. Четвертое место занял Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (83 балла). На один балл от него отстает Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (пятая строчка и 82 балла). На шестом месте Московский городской педагогический университет (78 баллов), за ним Сколковский институт науки и технологий (76 баллов). Сибирский федеральный университет в 2023 г. перебрался из группы «догоняющих» в лидеры рейтинга, заняв восьмое место (74 балла). Девятое место поделили с равным количеством баллов (73) МГИМО и Томский государственный университет. 

Вузы лидерской группы имеют конкурентоспособные интернет-порталы, заполненные более чем на 76%. В наибольшей степени наполнены блоки «Об университете» (100%), «Миссия и стратегические цели» (96,6%), «Новости» (93,3%), «Контакты» (92%), «Поступление» (89%), «Зарубежным партнерам» (86,6%), «Основные показатели» (86%). Эта группа университетов значительно улучшила свои результаты по разделам «Библиотека» (5,7%), «Зарубежным партнерам» (5%) и «Карьера» (4,2%). Незначительная отрицательная динамика отмечена в разделах «История», «Подразделения и факультеты», «Научные исследования» и «Новости». Наибольшее снижение среднего результата отмечается в разделах «Контакты» и «Основные показатели» (на 6% и 8% соответственно). По-прежнему не реализован потенциал таких блоков, как «Выпускники» и «Карьера». Раздел «Карьера» заполнен на 52,8% (против 48,5% в 2022 г.), хотя он представляет особый интерес для абитуриентов и их родителей, а также студентов, выпускников и работодателей. Еще раз стоит подчеркнуть, что без положительной динамики развития блока, пос­вященного вопросам карьеры, возникает риск потери внимания со стороны абитуриентов и их родителей. 

Блок «Выпускники» наполнен на 51,4 %. Активное взаимодействие с выпускниками, наличие их отзывов об университете, организация ассоциаций и возможность внести средства в эндаумент вуза напрямую влияют на имидж образовательного учреждения, и качественное наполнение этого раздела может стать действенным инструментом для привлечения иностранных абитуриентов. 

Как говорится в докладе, университеты-лидеры продемонстрировали продолжающуюся положительную динамику. Среднее значение индекса электронной интернационализации в 2023 г. сос­тавило 76,4% (против 75,3% в 2022 г.). 

Особенности «догоняющих»

Наиболее многочисленную группу «догоняющих» составили 43 университета, набравшие от 37 до 72 баллов. Основной тенденцией развития в этой группе стал небольшой разрыв между университетами и узкий диапазон набранных баллов. Однако, динамика развития англоязычных сайтов в этой группе, скорее, негативная. Так, в 2022 г. 62,2% вузов (28 из 45) улучшили свои интернет-порталы, в 2023 г. эта доля уже снизилась до 30,2% вузов (13 из 43), а 34,8% (15 вузов) остались с теми же баллами, полученными в предыдущий период исследований. 

Неплохие результаты продемонстрировали Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова и Дальневосточный федеральный университет, набравшие по четыре дополнительных балла и поднявшиеся на две позиции в рейтинге. В группе стоит выделить также Московский государственный лингвистический университет, чей сайт получил больше на три балла и перебрался из «отстающих» в «догоняющие». Санкт-Петербургский государственный университет тоже улучшил свой англоязычный ресурс. Он набрал три дополнительных балла и теперь делит 13-ю позицию рейтинга с Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова, который в этом году заслужил два дополнительных балла. На столько же баллов улучшили свои показатели Финансовый университет при Правительстве РФ, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, Московский политехнический университет. По одному баллу прибавили Иркутский национальный исследовательский технический университет, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (ему в этом году не хватило одного балла, чтобы оказаться в группе «лидеров»). Один балл стал решающим и для Южно-Уральского государственного университета, который переместился во вторую группу. 

У университетов второй группы интернет-порталы заполнены в среднем на 49,5% (против 50,3% в 2022 г.). Более чем на 70% заполнены разделы «Об университете» (80,4%) и «Поступление» (79,3%). Улучшились показатели по содержательному наполнению раздела «Об университете» по сравнению с 2022 г. на 3,6%. Эксперты отмечают хорошую проработку и раздела «Поступление» (79,3%). В наименьшей степени (менее чем на 40%) заполнены разделы «Подразделения и факультеты» (36,5%), «Библиотека» (21,2%), «Выпускники университета» (21,2%) и «Карьера» (12,9%). 

Больше всего отрицательная динамика прослеживается в блоках «Контакты» (13%) и «Основные показатели» (падение более чем на 6%). Ухудшение результатов первого раздела связывается с тем, что вузы на англоязычных версиях сайтов не всегда обновляют статистическую информацию за прошедший год. Например, у ДВФУ, МИФИ, МФТИ, ЮФУ, Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, НГТУ, НИУ МЭИ, КНИТУ, ГИТИС и МГЛУ она отсутствует в принципе. Снижение показателей раздела «Основные показатели» объясняется тем, что многие вузы перестали вести или вообще удалили англоязычные аккаунты в социальных сетях и схему проезда на английском языке. 

Блок «Социальная жизнь» в группе «догоняющих» стал заполняться менее активно и потерял 1,8%, что негативно влияет на знакомство абитуриентов с внеучебной жизнью вуза и в целом отрицательно сказывается на развитии электронной интернационализации. 

«Догоняющие» наверняка теряют потенциальных иностранных абитуриентов, потому что для них интерес представляет не только информация об образовательных программах, но и та, что размещается в блоках «Подразделения и факультеты», «Карьера» и «Выпускники». Эти разделы в наименьшей степени представлены на англоязычных порталах университетов второй группы. 

Нюансы третьей группы

В группу «отстающих» в 2023 г. вошли 16 университетов, набравших от 0 до 35 баллов. Наилучшую динамику продемонстрировала Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, набравшая четыре дополнительных балла. Продолжают улучшать свои показатели МСХА им. К. А. Тимирязева, Российский университет транспорта и Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. На прошлогоднем уровне остались Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина и Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова. В этом году в группу попал впервые вошедший в рейтинг Байкальский государственный университет, набравший 22 балла и занявший 40-е место в рейтинге. Несколько вузов, как мы уже говорили, серьезно сдали в позициях и переместились в группу «отстающих». Это Балтийский федеральный университет им. И. Канта и Российский экономический университет им.Плеханова, потерявшие по 29 баллов каждый и находящиеся теперь на 35 и 37 позициях соответственно. Падение связано с тем, что университеты переходят на новый англоязычный интерфейс, и их сайты находятся в разработке. В эту же группу попала РАНХиГС, так как в этом году исследование проводилось только по сайту ее московского областного филиала. Поэтому она потеряла 37 баллов и спустилась на 42 позицию с 18-й в 2022 г. 

В группе аутсайдеров остаются три вуза, у которых нет англоязычных версий сайтов: Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет 
им. Ж. И. Алфёрова РАН, Институт кинематографии им. С. А. Герасимова и Художественный инс­титут имени В. И. Сурикова. Кстати, последние два участ­вуют в программе Минобрнауки РФ «Экспорт образования». Как им удается выстраивать коммуникации с зарубежными целевыми аудиториями без англоязычных интернет-порталов, остается только догадываться. 

В среднем степень заполненности сайтов университетов третьей группы в 2023 г. составила 17,1% (против 17,6% в 2022 г.). Больше всего вузы уделяют внимание разделам «Об университете» (41,2%), «Поступление» (36,2%), «Контакты» (33,7 %) и «Партнеры» (17,7%). В наименьшей степени заполнены разделы «Образовательные программы» (9,8%), «Выпускники» (7,1%), «Библиотека» (5,3%) и «Карьера» (менее 1%). Работу над содержательным наполнением некоторых разделов вузы стали вести менее активно. Речь идет о блоках «Контакты» (33,7% против 40% в 2022 г.), «Социальная жизнь» (20% против 24,6%), «Зарубежные партнеры» (17,7% против 26,9%), «Подразделения и факультеты» (14,2% против 18,6%) и «Руководство и сотрудники» (11,2% против 19,2%).

Некоторые выводы и прогнозы

В исследовании уровня электронной интернационализации российских вузов РСМД не мог оставить без внимания результаты, которые показывают участники федерального проекта «Экспорт образования». Ведь ключевая цель проекта – повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг, чтобы сделать наши образовательные программы привлекательными для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России, повысить узнаваемость и статус бренда отечественного образования на международном образовательном рынке. Можно ли этого добиться без развития англоязычных сайтов университетов и грамотного управления содержательным наполнением, которое должно опираться на запросы различных целевых аудиторий? Ответ очевиден. Многие российские университеты обладают огромным экспортным потенциалом: имеют программы на английском языке, сильные кафедры, преподавателей с мировым именем, серьезные научные центры, но так как об этом зачастую нет информации на англоязычной версии сайта, потенциальным абитуриентам из зарубежья она остается недоступной. 

Результаты исследования показали, что общий индекс электронной интернационализации участников проекта упал за последний год на 2,3% и сос­тавил 44,1%. Количество университетов, сайты которых заполнены более чем на 67%, по-прежнему остается низким и составляет лишь 15,3% от общего числа (всего 6 вузов). Эти вузы входят в группу лидеров рейтинга. Средний уровень содержательного наполнения сайтов этой группы составил 75,7%. 

Почти 59% от общего числа, то есть большая часть исследуемых вузов (23), которые составляют группу «догоняющих», держится в середине рейтинга и имеет наполненность своих интернет-порталов от 37% до 66,6 %, а средний уровень их заполнения – 49,5%. 

Десять вузов (25,6% от общего числа) имеют низкий индекс электронной интернационализации, их англоязычные сайты заполнены менее чем на 27%. Они входят в группу «отстающих», где средний уровень составляет около 15,7%. 

В этих условиях представляются крайне неоднозначными перспективы выполнения ключевых целей проекта, включая повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг. 

В наибольшей степени вузы-участники проекта «Экспорт образования» в 2023 г. уделяли внимание блокам: «Поступление» (71,2%), «Об университете» (72,8%), «Контакты» (63,5%), «Социальная жизнь» (61,5%). Прочие блоки имеют заполненность менее 60%. В минимальной степени проработаны разделы «Карьера» (15,3%), «Выпускники» (20,1%), «Библиотека» (26,3%), «Подразделения и факультеты» (31,5%), «Образовательные прог­раммы» (37,6%).

Динамика развития электронных ресурсов университетов, участвующих в проекте «Экспорт образования», показывает, что вузы стали менее активно заниматься заполнением и обновлением информации в некоторых разделах. Уровень заполненности большинства блоков остается средним или ниже среднего. Это касается блоков «Карьера», «Выпускники», «Библиотека». Можно заключить, что российские вузы пока отстают в экспорте образовательных и научно-исследовательских услуг, а отрицательная динамика в этом году грозит превратиться в негативную ежегодную тенденцию. 

Международные службы вузов: барьеры и вызовы

В рамках исследования РСМД с июля по август 2023 г. провел онлайн-опрос среди сотрудников международных служб российских вузов по различным аспектам электронной интернационализации. Вопросы были разбиты на отдельные блоки, включавшие цели электронной интернационализации, модели управления электронной интернационализацией, ее проблемы и лучшие практики.

Анкетирование провели для того, чтобы понять, как изменились задачи, которые ставят перед электронной интернационализацией университеты, и оценить, насколько раскрывается потенциал электронной интернационализации по сравнению с 2021 г.; проанализировать, как изменилась модель управления электронной интернационализацией; выявить внутренние проблемы управления и сопоставить с проб­лемами 2021 г.; определить лучшие практики управления электронной интернационализацией в условиях цифровых ограничений. Для этого эксперты сопос­тавили результаты опросов 2021 и 2023 годов. 

В опросе приняли участие представители 79 университетов России, из них 54% – федеральные, 13% – национальные исследовательские, 5% – опорные, 13% – отраслевые. Еще 15% университетов выбрали вариант «другое» и отнесли себя к категории классических. 

По мнению представителей университетов из выборки, в 2023 г. развитию электронной интернационализации мешали следующие внутренние барьеры:

  • финансовые (недостаток финансирования данного направления) – в 70% университетов; 
  • кадровые (нет профильных сотрудников, недостаточно компетенций в области цифрового маркетинга) – 62%;
  • управленческие (не прикладываются целевые управленческие усилия, управление происходит «снизу-вверх» по инициативе исполнителей) – 44%;
  • организационные (непонятно, кто за какую интернет-коммуникацию с зарубежными пользователями в каком интернет-канале отвечает) – 34%. 

Еще 1% опрошенных выбрал вариант «другое», например: «У университета не очень современная платформа сайта, поэтому не все технические решения получается воплотить».

В 2023 г. относительно 2021 г. значительно возросло влияние финансовых барьеров на развитие электронной интернационализации, что может быть обусловлено ограничивающими факторами геополитического кризиса (запрет присутствия в определенных социальных сетях, сложности в оплате услуг зарубежных контрагентов, необходимость оплаты работы посредников и др.). Вместе с тем, значительно сократилось негативное влияние кадровых барьеров – то есть укрепляется кадровый потенциал электронной интернационализации в российских университетах.

Наиболее проблемными цифровыми медиа, которые университеты использовали или пытались использовать в рамках электронной интернационализации в 2022-2023 гг., были англоязычные страницы (группы) университета в социальных сетях (29% университетов выборки столкнулись с этой проблемой), и англоязычный сайт  (24%). Реже в качестве проблемных респонденты упоминали профили университета на международных научных порталах и в научных социальных сетях, например, ResearchGate, Mendeley, Academia.edu и других (14%), а также на российских образовательных порталах для иностранных поступающих, например, studyinrussia.ru, education-in-russia.com и других (20%).

Университеты выборки сталкивались со сложностями в интернет-коммуникациях с зарубежной целевой аудиторией на внешних цифровых площадках: онлайн-выставках образования (34%), онлайн днях открытых дверей (23%), экспертных онлайн-мероприятиях и дискуссиях (23%), научных онлайн-конференциях (9%). Еще 11% респондентов выбрало вариант «другое»: «Сложностей нет». Университеты выборки в целом реже испытывают сложности в таких коммуникациях. 

Работу по ведению цифровых медиа, нацеленных на зарубежные целевые аудитории, ведут сот­рудники профильного подразделения в 84% вузов выборки. Ни один вуз не отдает эту функцию на аутсорсинг. Смешанный вариант (самостоятельно + аутсорсинг) использует 15% университетов. Вариант «другое» выбрал один респондент, что означает «отдельного сотрудника под выполнение этих задач нет». В 2023 г. по сравнению с 2021 г. университеты стали чаще выбирать смешанный вариант работы.

Лучшие практики и инструменты

Наиболее успешными в практиках университетов-респондентов в 2022–2023 гг. были следующие инструменты электронной интернационализации: ведение англоязычного сайта, участие в онлайн-выставках международного образования и ведение сайта более чем на двух языках, размещение профилей университета на российских порталах для иностранных поступающих. В докладе приводится цитата респондента: «Университет продолжает работу над англоязычным сайтом, хотя его практическая роль значительно упала – меньше просмотров, нет академической мобильности из англоговорящих стран. Сейчас используется для дружественных стран, чтобы дать общее представление об университете». 

Таким образом, к наиболее успешным инструментам электронной интернационализации респонденты отнесли те цифровые каналы и инструменты, в которых наблюдаются самые большие сложности. Наименее успешными признаны создание официального англоязычного канала университета на YouTube, ведение официальной англоязычной страницы университета в разрешенной зарубежной соцсети и российской социальной сети. Другими словами, международные SMM-коммуникации респонденты отнесли к наименее успешным инструментам электронной интернационализации, фокус внимания смещен на работу с сайтом. 

Респонденты поделились и новыми инструментами электронной интернационализации, которыми они успешно пользовались в 2022–2023 гг. Среди них: 

  • совершенствование CRM-системы для прив­лечения абитуриентов («информирование, создание «рекрутинговых воронок», систематизация контактов, коммуникация и получение обратной связи»);
  • активное развитие SMM-коммуникаций на новых рынках (СНГ, Китай (WeChat) и др.), в том числе, через партнерские организации за рубежом: Россотрудничество, рекрутинговые агентства;
  • адаптация русскоязычного сайта под потребности иностранных граждан в странах СНГ;
  • развитие сайтов на китайском и испанском языках;
  • целевое продвижение англоязычных образовательных магистерских программ;
  • онлайн-мероприятия для абитуриентов и онлайн-презентации;
  • онлайн-курсы и образовательные модули для иностранных абитуриентов (на платформе Moodle); 
  • YouTube Shorts (в т. ч. на иностранных языках).

О своей деятельности вузовские специалисты выс­казываются так, цитируем:

  • «Рекрутинг студентов и академическая мобильность поменяли свою географию. Теперь это по большей части студенты из СНГ и Китая. Данные студенты больше привыкли получать информацию не через сайт, а по другим каналам. Для Китая это рекрутеры, брошюры, WeChat, вузы-партнеры. Для СНГ это сайт на русском языке, звонки в офис, письма на электронную почту»;
  • «Новые инструменты не используются. Нет специально подготовленных кадров. Своими силами международная служба и пресс-служба пытаются использовать классические инструменты электронной интернационализации»;
  • «<Используется> телеграм-канал и чат (горячая линия), еженедельный видеочат (живые консультации для абитуриентов и их родителей и приглашение интересных гостей: преподаватели, приемная комиссия, российские и иностранные студенты, психологи)»;
  • «Создание единой электронной системы по приему заявок от иностранных врачей на стажировки в клиниках РФ, подведомственных Минздраву».

«Наиболее успешными в практиках университетов-респондентов в 2022-2023 гг. были следующие инструменты электронной интернационализации: ведение англоязычного сайта, участие в онлайн-выставках международного образования и ведение сайта более чем на двух языках, размещение профилей университета на российских порталах для иностранных поступающих».

Практики – о политике интернационализации

 Для оценки отношения сотрудников международных служб к электронной интернационализации им предложили оценить ряд формулировок по 10-балльной шкале, их ответы были обобщены в следующие группы:

  • 9-10 баллов — полностью согласны;
  • 8-7 баллов — скорее согласны;
  • 5-6 баллов — нейтральное отношение;
  • 0-4 балла — критическое отношение.   

Вот утверждения, которые предложили оценить респондентам, и их реакция:

  • «Электронная интернационализация сегодня носит централизованный характер: интернет-продвижением российских университетов в зарубежном пространстве занимаются государственные структуры (например, Россотрудничество)»: полностью сог­ласны 6% респондентов, скорее согласны 27%, нейтрально относятся 30%, не согласны 37%;
  • «В современных геополитических условиях нет смысла заниматься самостоятельным рекрутингом иностранных студентов»: полностью сог­ласен 1% респондентов и 19% скорее согласны, еще 9% настроены нейтрально и 71% не разделяет данное утверждение;
  • «В современных геополитических условиях с помощью цифрового маркетинга невозможно привлечь иностранных студентов»: полностью согласны 2,5% респондентов, еще 7,5% скорее согласны, нейтрально относятся 18%, не согласны с утверждением 72%;
  • «Для рекрутинга иностранных студентов в современных геополитических условиях наиболее целесообразно привлекать рекрутинговые агентства»: полностью согласны 19% и скорее согласны 23%, нейтрально относятся 2% респондентов, 30% не согласны;
  • «Англоязычный сайт сегодня теряет свою роль в развитии международного сотрудничества»: полностью согласны 7% респондентов, скорее согласны 9%, нейтрально относятся 1%, не сог­ласны – 66%;
  • «Развивать сотрудничество с дружественными странами можно только за счет личных встреч и визитов, электронная интернационализация не играет роли»: полностью согласны 15%, 13% скорее согласны, нейтрально отнеслись 29% респондентов, 43% не согласны.

Таким образом, сотрудники международных служб продолжают относиться к электронной интернационализации университетов как к  эффективному инструменту развития международной деятельности. Вузы не готовы отказываться от самостоятельного рекрутинга, хотя треть респондентов считает более целесообразным в современных геополитических условиях работать с рекрутинговыми агентствами. Вопрос о централизации функций электронной интернационализации не нашел однозначного ответа, университеты считают, что цифровой маркетинг по-прежнему остается эффективным инструментом рекрутинга. Вузы не согласны с тем, что англоязычный сайт теряет свою актуальность в развитии межвузовского сотрудничества, и не считают, что роль электронной интернационализации в развитии сотрудничества с дружест­венными странами снижается. 

Китай и Индия: особенности образовательного партнерства

Как известно, в начале прошлого года была опуб­ликована Концепция внешней политики России, в которой говорится о раскрытии потенциала стратегического партнерства с Китаем и Индией. И одним из перспективных векторов взаимо­действия является сотрудничество в сфере образования. А так как имидж российского образования в этих странах сформирован не полностью, необходимы системные усилия по его укреп­лению, включающие серьезную работу в интернете. 

В связи с этим в мае-июне 2023 г. РСМД при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ провел опрос среди китайских и индийских студентов российских университетов для выявления факторов, на которые они обращают особое внимание при выборе и в процессе поступления и которые, следовательно, должны быть так или иначе использованы в стратегиях позиционирования и продвижения вузов. Также было важно выявить проблемы, с которыми иностранные студенты сталкиваются при поиске необходимой информации на сайтах университетов, коммуникации с сотрудниками вуза и т. п. В результате опроса было получено 
4 729 ответов, из них 3 231 – от китайских студентов и 1 498 – от индийских. Большинство иностранных студентов, предоставивших ответы, обучаются в вузах, расположенных в Приволжском федеральном округе (41,6%), далее – в Центральном (16,4%) и Южном (15,7%), примерно в равной мере в Северо-Западном (7,6%), Дальневосточном (5%) и Уральском (5%) округах. Наименьшее количество опрошенных студентов обучается в вузах Сибирского (1,9%) и Северо-Кавказского (1,6%) округов.

Как выяснилось, индийские и китайские студенты узнали о российском университете, в котором обучаются на данный момент, в основном от знакомых, друзей и родственников. Такой вариант ответа выбрали 43,2% и 43,08% опрошенных соответственно. Среди других источников информации для индийских студентов наибольшую роль играют порталы Education in Russia/Study in Russia (22,3% ответов), сайт российского высшего учебного заведения (16,7%), СМИ (16,5%), мировые рейтинги университетов (13,08%), социальные сети университета (9,6%) и национальное минис­терство образования (9,5%). Наименьшую роль играют школа/университет, где ранее обучались (5,8%), рекрутинговые агентства (4%), российские преподаватели, преподающие в школе/вузе в Индии (2,8%) и сайт «Русского дома» (2,7%). 

Для китайских студентов главными источниками информации, помимо знакомых, друзей и родст­венников, стали национальное министерство образования (13,6%), российские преподаватели, преподающие в китайской школе/вузе (8,6%), мировые рейтинги университетов (7,09%), СМИ (5,5%). В меньшей степени китайские студенты узнают о российских университетах через сайт российс­кого университета (4,2%), школу/университет, где ранее обучались (3,1%), порталы Education in Russia/Study in Russia (3,1%), из социальных сетей российских вузов (1,4%) и с сайта «Русского дома» (1,36%).

Эти данные позволили исследователям сделать вывод о том, что российские университеты в очень незначительной мере представлены в цифровом пространстве Китая и Индии; на недостаточном уровне развиты или совсем не задействуются цифровые каналы международного продвижения и коммуникаций, включая агрегированные порталы, сайты университетов, социальные сети, СМИ, сайты российских представительств и т. п.

С сотрудниками российского университета по воп­росам поступления через электронную почту общались 47,8% студентов из Индии и 72,6% – из Китая. Наименьшей популярностью у обеих групп пользуются чат-боты на сайтах российских университетов – только 7,6% индийцев и 4,2% китайцев воспользовались ими для связи. 

Почти 30% студентов из Индии общались с представителями вузов через социальные сети, 14,4% – через мессенджеры и 12% – по телефону. Оставшиеся студенты связывались с вузом через специализированные агентства (более 25%). 

Из китайских студентов 31,2% использовали мессенджеры, 28,4% – социальные сети вузов, 14,3% – связывались по телефону.

Особое внимание эксперты РСМД советуют вузам уделить поддержанию или созданию аккаунтов в социальных сетях и наличию в них контактов кураторов конкретных образовательных программ. Хотя, как говорилось выше, многие университеты перестали вести социальные сети или удалили их вовсе, несмотря на то, что многие иностранные студенты обращаются именно к ним для того, чтобы найти необходимую информацию по пос­туплению или связаться с представителями вуза. 

Интересные данные были получены и по использованию языков. Так, более 95% индийских студентов искали информацию на сайте университетов на английском языке, 4,2% – на русском. Среди опрошенных китайских студентов более 67% искали информацию на русском языке, 24,1% – на китайском языке, 8,5% – на английском языке. Большинство китайских студентов (88,1%) отметило необходимость иметь российским вузам сайт на китайском языке для более удобного поиска необходимой информации, и только 11,8% считает, что русскоязычная и англоязычная версии сайта удовлетворяют их потребностям при поступлении и обучении в российском вузе. 

Источники информации о российских университетах

для китайских студентов

(3 231 опрошенный)

  • знакомые, друзья и родственники (43,08%)
  • национальное министерство образования (13,6%)
  • российские преподаватели, преподающие в китайской школе/вузе (8,6%)
  • мировые рейтинги университетов (7,1%)
  • СМИ (5,5%)
  • сайт российского университета (4,2%)
  • школа/университет, где ранее обучались (3,1%)
  • порталы Education in Russia/Study in Russia (3,1 %)
  • соцсети российских вузов (1,4%)
  • сайт «Русского дома» (Россотрудничество) (1,36 %)

для индийских студентов

(1 498 опрошенных)

  • знакомые, друзья и родственники (43,2%)
  • Education in Russia/Study in Russia (22,3%)
  • сайт российского высшего учебного заведения (16,7%)
  • СМИ (16,5%)
  • мировые рейтинги университетов (13,1%)
  • социальные сети университета (9,6%)
  • национальное министерство образования (9,5%)
  • школа/университет, где ранее обучались (5,8%)
  • рекрутинговые агентства (4%)
  • российские преподаватели, преподающие в школе/вузе в Индии (2,8%)
  • сайт «Русского дома» (Россотрудничества) (2,7%)

Средства связи с российскими университетами, используемые иностранными абитуриентами по вопросам поступления

китайские студенты

(3 231 опрошенный)

  • электронная почта (72,6% )
  • мессенджеры (31,2%)
  • социальные сети вузов (28,4%)
  • телефон (14,3%)
  • чат-бот (4,2%)

индийские студенты

1 498 опрошенных)

  • электронная почта (47,8%)
  • социальные сети вузов (30%)
  • специализированные агентства (> 25%)
  • мессенджеры (14,5%)
  • телефон (12%)
  • чат-бот (7,6%)

Что интересует на сайтах?

Наиболее часто студенты из Индии и Китая при выборе вуза изучали разделы: «Об университете» (69,9% и 75,5% соответственно), «Поступление» (52% и 47,1%), «Образовательные программы» (45,3% и 44,5%), «История университета» (41,6% и 49,6%) и «Подразделения и факультеты» (39,5% и 63,5%). Менее популярными, но, тем не менее, значимыми разделами среди индийских студентов являются «Профессорско-преподавательский состав 
факультета/кафедр университета» (32,2%), «Библио-
тека» (30,9%), «Карьера» (30,8%), «Социальная жизнь» (28,1%), «Научные исследования» (24,9%), «Учебные планы образовательных программ» (24,4%), «Контакты» (24%) и «Зарубежные партнеры» (22,6%). Прочие разделы («Миссия и стратегия», «Руководство», «Вопросы трудоустройства», «Новости», «Выпускники», «Основные показатели») интересовали менее 15% нынешних студентов. 

Значительная доля опрошенных из Китая обращалась к блокам «Зарубежные партнеры» (28,7%), «Выпускники» (24,9%), «Учебные планы образовательных программ» (23,5%), «Контакты» (23%) и «Вопросы трудоустройства» (20,4%). Остальные разделы («Профессорско-преподавательский состав факультета/кафедр университета», «Библио­тека», «Социальная жизнь», «Научные исследования», «Новости», «Карьера», «Руководство», «Миссия и стратегия», «Основные показатели») посещали менее 20% опрошенных.

Наиболее часто встречающимися проблемами при поиске информации студенты из Индии отметили отсутствие данных о стажировках и практиках (29,9%); о возможностях трудоустройства по завершении обучения (28,3%); отсутствие описания порядка подготовки необходимых документов, информации по получению визы, справок и других документов (27,7%); новостных блоков на английском языке (24,9%); описания периода пребывания абитуриента в университете в период поступления (проживание, питание, схема кампуса и другое) (24,1%); списка документов, необходимых для поступления в университет (23,6%); информации о вступительных испытаниях (22,3%) и преподавателях на странице программ (21%). 

Меньше трудностей у них возникло при поиске информации о социальной жизни университета (20,4%), компетенциях, знаниях и навыках, которые получит выпускник (17,5%), учебных прог­раммах (17%), контактах, по которым можно связаться с кураторами направлений (15,1%) и научных исследованиях, проводимых в университете (12,6%).

Студенты из Китая отметили следующие трудности: не описывается период пребывания абитуриента в период поступления (проживание, питание, схема кампуса и другое) (26,8%); при выборе программы, так как отсутствует удобная навигация (24,5%); отсутствует информация о возможностях трудоустройства по завершении обучения (23,9%). В меньшей степени проблемы касались информации о стажировках и практиках (19,6%), порядке подготовки необходимых документов для поступления (18,9%), социальной жизни университета (17,6%), вступительных испытаниях (16,7%) и доступа к социальным сетям (15,9%).

Для большинства опрошенных из Индии наиболее значимыми факторами при выборе российского вуза являются следующие: расположение (44,1%), наличие конкретной образовательной программы (40,8%), доступная стоимость образования и проживания (39,7%), хорошо развитая научно-исследовательская инфраструктура (37%), предоставление университетом доступа к онлайн-курсам (36,3%), активная социальная жизнь (35,9%). Менее значимые факторы: позиция университета в мировых рейтингах (39,1%), подробная информа­ция о подготовке необходимых документов, поступлении и образовательном процессе на сайте университетов (38,9%), возможность успешного трудоустройства после окончания вуза, наличие мест для стажировок и практик (37,7%).

Китайские студенты в качестве главных факторов, имеющих наибольшее значение при пос­туплении в российский вуз, определили доступность стоимости образования и проживания (50,1%), наличие конкретной образовательной программы (46,1%), возможность успешного трудоустройства после окончания вуза (45,5%), подробную информацию о порядке подготовки необходимых документов (43,7%), хорошо развитую научно-исследовательскую инфраструктуру (42,5%), позицию университета в мировых рейтингах (41,2%), предоставление университетом доступа к онлайн-курсам (40,1%). Менее значимые факторы: расположение вуза (41,7%), активная социальная жизнь (39,4%) и доступность образовательной стипендии (36,1%).

Наиболее значимые факторы при выборе российского вуза

для китайских студентов

(3 231 опрошенный)

  • доступность стоимости образования и проживания (50,1%)
  • наличие конкретной образовательной программы (46,1%)
  • возможность успешного трудоустройства после окончания вуза (45,5%)
  • подробная информация о порядке подготовки необходимых документов (43,7%)
  • хорошо развитая научно-исследовательская инфраструктура (42,5%)
  • позиция университета в мировых рейтингах (41,2%)
  • предоставление университетом доступа к онлайн-курсам (40,1%)

для индийских студентов

(1 498 опрошенных)

  • расположение (44,1%)
  • наличие конкретной образовательной программы (40,8%)
  • доступная стоимость образования и проживания (39,7%)
  • хорошо развитая научно-исследовательская инфраструктура (37%)
  • предоставление университетом доступа к онлайн-курсам (36,3%)
  • активная социальная жизнь (35,9%)

Итоговое…

По результатам анкетирования студентов из Индии и Китая представители РСМД сделали выводы о том, что российские университеты в очень незначительной мере представлены в цифровом пространстве этих стран, на которые нацелен сейчас основной вектор экспорта образования. Вузам рекомендуется развивать и задействовать цифровые каналы международного продвижения и коммуникаций, включая агрегированные порталы, сайты университетов, социальные сети, СМИ, сайты российских представительств и пр. 

Каналы коммуникации иностранных студентов с сотрудниками российских вузов достаточно диверсифицированы, что говорит о необходимости поддерживать (а в случае отсутствия – делать дос­тупными) все возможные каналы, включая элект­ронную почту, социальные сети, мессенджеры, телефон. При этом важно, чтобы ответы на запросы абитуриентов были квалифицированными, их давали своевременно и на хорошем уровне иност­ранного языка. 

Особое внимание стоит уделить поддержанию (созданию) аккаунтов в социальных сетях и наличию контактов кураторов конкретных образовательных программ. Подавляющее большинство студентов высказалось в пользу иностранно­язычных версий сайтов, поэтому для всех вузов крайне необходимо иметь хорошо проработанную, структурированную и исчерпывающую информацию на английском, а то и на китайском языках.

[1] См. подробнее «Школа-вуз: партнерство для качества. Ищем варианты»// «Аккредитация в образовании», №145. https://akvobr.ru/new/publications/498

[2] Примечание: в первоисточнике в ряде случаев проценты приведены с указанием сотых долей. В данной публикации указаны только десятые доли.  Доклад можно скачать по ссылке  https://russiancouncil.ru/activity/publications/elektronnaya-internatsionalizatsiya-angloyazychnye-internet-resursy-rossiyskikh-universitetov-2023-g/  
 

25.04.2024
Наверх