Алтайский государственный медицинский университет

«У нас учатся лучшие студенты!»

В этом убеждена ректор Алтайского государственного медицинского университета Ирина Шереметьева

Лучшие не только потому, что неплохо подготовлены предметно, но и потому, что готовы на «внутреннее добровольчество, на милосердие, на отдачу себя» – качества, без которых немыслима профессия настоящего врача. Именно эта готовность и осознанный выбор будущей профессии помогает студентам учиться и овладевать сложнейшим искусством врачевания. Университет, отмечающий в сентябре этого года свое 70-летие, создает для этого все условия. Пожалуй, стоит отметить еще одну особенность АГМУ – свои ключевые инициативы и проекты, будь то модели ранней профориентации или целевой подготовки, университет реализует с неизменным творческим подходом, учитывающим региональную и профильную специфику. Результат? Мы его вынесли в заголовок. А подробности – в разговоре с ректором…

АГМУ: ключ к лидерству 

АО. Ирина Игоревна, позвольте для начала задать вводный вопрос, на который мы просим ответить всех ректоров-героев руб­рики «Реформаторы образования». Итак, в начале 2010 года вышла известная книга «Дорога к академическому совершенству» под редакцией Ф. Альтбаха и Дж. Салми. В предисловии авторы отметили: «Мир с нетерпением ждет появления новой большой идеи в управлении научным сообществом и трансформации университетов как образовательного прост­ранства». Теперь, спустя более чем десятилетие, можно ли сказать, что такая мировая «новая большая идея» (некие ясные общемировые маяки, критерии, концепты изменений) наконец появилась? Есть на что опираться ректорам-практикам?

– Таких концептов немало, однако сложно выделить одну всеобъемлющую идею, которая стала бы ключом к академическому совершенству и лидерству и являлась бы управленческим идеалом для всех университетов в мире. Большинство вузов до сих пор сталкиваются с вызовами в области управления и трансформации и по-прежнему ищут индивидуальные пути развития, соответствующие своим уникальным особенностям, возможностям, целям. Например, в нашем случае путь к академическому совершенству связан с выполнением ключевой задачи – участием АГМУ, с учётом национальных приоритетов и региональной повестки, в формировании нового медицинского научно-образовательного ландшафта, подготовкой современных, инновационно мыслящих, обладающих всем спектром профессиональных и надпрофессиональных компетенций, высококвалифицированных специа­листов для регионального здравоохранения.

Но что действительно является объединяющей универсальной характеристикой для университетских преобразований – это непрерывный процесс экспериментирования, поиска и обучения, основанного на коллективном интеллекте и опыте.

Региональная повестка: 
АГМУ как кадровый хаб

АО. Алтайский край – значимый и достаточно большой российский регион: более 2 миллионов населения, 12 городов, 59 сельских районов, одних только первичных звеньев медпомощи (ФАПов) в крае более 800… Каков сегодня АГМУ – главный вуз, обеспечивающий всю медицинскую отрасль Алтая? 

– Действительно, на протяжении многих лет АГМУ остается единственным вузом, осуществляющим подготовку кадров для здравоохранения Алтайского края. Для реализации этой задачи в университете есть все необходимые условия. 

Главный капитал университета – это, конечно, люди. В настоящее время в АГМУ работает высококвалифицированный коллектив: 1 член-корреспондент РАН, 103 доктора и 353 кандидата наук, 2 заслуженных деятеля наук, 18 заслуженных врачей, 7 заслуженных работников высшей школы. 33 сотрудника вуза являются главными внештатными специалистами Минздрава Алтайского края. Дополнительно следует отметить, что сегодня делается ставка на привлечение молодых ученых – в университете трудятся 5 кандидатов наук в возрасте до 29 лет. В целом, по итогам 2023 года процент остепененности в вузе составил 78,5%.

Создана современная материально-техническая база. Для организации образовательного процесса используются как учебно-лабораторные корпуса университета, так и крупные лечебно-профилактические учреждения г. Барнаула в качестве учебно-клинических баз, оборудованные современной лечебно-диагностической аппаратурой. Симуляционный центр АГМУ оснащен симуляционным и медицинским оборудованием для проведения практических занятий, максимально приближенных к условиям реальной клиники. Например, открыты виртуальная операционная и виртуальный родильный зал, оснащенные комплексом тренажеров, взаимодействующих с реальным медицинским оборудованием, для проведения практических занятий. Имеется тренажерный комплекс «Макет автомобиля скорой медицинской помощи». Организовано новое виртуальное пространство –
«Бережливая поликлиника», включающая кабинеты участкового терапевта и педиатра, дов­рачебной помощи, неотложной помощи, фильтр-бокс, процедурный кабинет и регист­ратуру, с навигацией и распределением потоков пациентов, визуально моделирующими учреждения здравоохранения региона. В 2022 году на базе симуляционного центра АГМУ создан Центр медицины катастроф, который обладает современными возможностями в области подготовки врачей и сотрудников служб экстренного реагирования для работы в условиях чрезвычайных ситуаций. 

В АГМУ совершенствуются условия и для постдипломного образования. Так, в 2024 году создан «Центр компетенций по внедрению клинических рекомендаций в практическое здравоохранение Алтайского края», на базе которого реализуется персонифицированная модель повышения квалификации медицинских работников. Модель функционирует на основе анализа знаний клинических рекомендаций врачами лечебно-профилактических учреждений Алтайского края, полученных в ходе их тестирования. Участие в таком тестировании приняли около 1500 специалистов. По результатам оценки компетенций разработаны 4 новых дополнительных профессиональных прог­раммы и проведено корректирующее обучение по 5 курсам для 300 участников тестирования.

Могу долго перечислять, какими ресурсами обладает АГМУ как главный вуз, обеспечивающий всю медицинскую отрасль Алтая квалифицированными кадрами. Подтверждением тому, что вуз достойно справляется с возложенной 
на  него миссией, служат следующие факты: на  протяжении нескольких лет является победителем в номинациях «Лучший социально ответственный работодатель года» и «Лучшая материально-техническая база в области ГО и ЧС»; в 2022 и 2023 годах университету присвоена премия «Народный знак качества» в номинации «Образовательное учреждение»; по результатам Глобального агрегированного рейтинга 2022 года АГМУ впервые вошел в топ-10% лучших университетов мира, в 2023 году – сохранил свои позиции. 

«На протяжении многих лет АГМУ остается единственным вузом, осуществляющим подготовку кадров для здравоохранения Алтайского края. Для реализации этой задачи в университете есть все необходимые условия»

АО. Тема кадрового обеспечения медицинской отрасли – «тема №1» для всех российских территорий. По данным краевого Минздрава, основной источник привлечения молодых врачей в регионе – целевая подготовка, которую, насколько мы знаем, АГМУ также реализует по оригинальной модели…

– Безусловно, целевое обучение в системе здравоохранения сегодня имеет большое значение, являясь наиболее эффективной формой укомплектовывания медицинских организаций региона квалифицированными кадрами. И для АГМУ контрольные цифры целевого приема ежегодно увеличиваются.

В нашем университете хорошо зарекомендовала себя практика формирования учебных групп из поступивших на целевую форму обучения, начиная с 1-го курса, по принципу территориальной принадлежности к медико-географическим зонам Алтайского края, а также в соответствии с местом заключения целевого договора. Это дает возможность студентам в течение всего обучения ежедневно коммуницировать и отрабатывать навыки командной работы со своими будущими коллегами, проходить все виды практик в организациях-заказчиках, где студенты знакомятся с коллективом, с будущим местом работы, определяются с медицинской специальностью.

По согласованию с региональным Минздравом в вариативную часть учебных планов для целевиков Алтайского края введены дополнительные дисциплины, нацеленные на развитие дополнительных профессиональных компетенций: работа с медицинскими информационными системами, принятыми в регионе; отработка навыков специалистов первичного звена; ультразвуковая и функциональная диагностика; телемедицинское консультирование; навык взаимодействия с кардиологическим центром региона для анализа ЭКГ в дистанционном формате с целью диагнос­тики острого коронарного синдрома.

Собственный проект АГМУ «Школа мастерства и наставничества» позволяет студентам, в том числе целевикам, на старших (выпускных) курсах проходить обучение в группах углубленной подготовки по отдельным, наиболее востребованным в  регионе специальностям: анестезиология-реаниматология, акушерство и гинекология, хирургия, онкология, неонатология, кардиология, неврология и другим. За последние 2 года количество таких групп увеличилось до 23, расширился перечень специальностей, т.е. были введены элементы двухгодичной субординатуры. Все программы введены в учебный план как дисциплины по выбору.

Для оказания помощи практическому здравоохранению мы сделали все практики рассредоточенными в семестрах. Наши студенты, в том числе целевики, постоянно присутствуют в лечебно-профилактических учреждениях края.

Alma mater для дошкольника

АО. Еще в вашем университете с 2019 года развивается целая «линейка» школьных профориентационных проектов: создаются профильные классы, сформирована «Малая академия АГМУ», проводятся курсы по подготовке школьников по профильным предметам (и более 70% старшеклассников после них пос­тупают в АГМУ). То есть ставка на целенаправленную работу со школьной аудиторией оправдывает себя? 

– Несомненно, оправдывает. Профориентацион­­­ная работа со школами сегодня является важным элементом развития и успешности любого университета. АГМУ смог установить прочные связи со школами региона и активно сотрудничает с ними (на страницах журнала я уже рассказывала об этом сотрудничестве ). Тем не менее, мы не ограничиваемся устоявшимися форматами, а продолжаем внедрять новые. Масштабная профориентационная работа, согласно рекомендациям Минпросвещения, должна теперь осуществляться в общеобразовательных организациях с 6-го класса, но мы пошли чуть дальше. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно, как мы считаем, еще в дошкольном возрасте. Именно такая работа активно проводится, в частности, кафедрами Института стоматологии АГМУ уже с воспитанниками детского сада. 
Чуть позже, за школьной партой начинают формироваться знания и умения, на которых в дальнейшем будет строиться обучение студента вуза. На этой стадии в профориентационную работу включаются следующие университетские проекты. Так, в школах края отрыты (и продолжают открываться) профильные химико-биологические (медицинские) классы, создана «Малая медицинская академия» для старшеклассников, проводится олимпиада «Формула успеха» по профильным предметам, ряд других мероприятий. А чтобы профориентация приобрела более сис­темный и одновременно целенаправленный характер, в рамках проекта АГМУ «Своя школа» сотрудниками кафедр университета осуществляется кураторская работа в школах г. Барнаула, Алтайского края и Республики Алтай. Более того, мы стали активно подключать к кураторству и наших студентов, которые посещают школу, где недавно сами были выпускниками. Ребята рассказывают об университете, о специальностях, обо всем, что интересует будущих абитуриентов – подобные встречи, как показывает практика, являются более доверительными, а значит и результативными. 

Своеобразным итогом этого большого профориентационного цикла является еще один проект АГМУ – формирование из участников профориентационных мероприятий «Реестра абитуриентов, планирующих обучение в АГМУ» с целью проведения адресной работы с этими школьниками.

Таким образом, постоянное общение ребят с сот­рудниками и студентами университета, введение в школьную программу изучения отдельных дисциплин, которые ведут преподаватели АГМУ, знакомство с основами исследовательской и проектной деятельности, наличие возможности использования учебно-лабораторной базы, знакомство с элементами технологии вузовского обучения, частые посещения учебных корпусов, музеев анатомии и истории АГМУ и медицины Алтая и прочих интересных мест вуза убеждают их в том, что после окончания школы выбор должен быть сделан в пользу нашего, ставшего практически родным, университета.

«Цифра» для медика

АО. По данным регионального Минздрава, на данный момент удалось остановить отток врачей из Алтайского края. И это дос­тигнуто не только благодаря ежемесячным региональным выплатам медикам. Все-таки для классного специалиста очень важна возможность работать на основе самых современных, в том числе цифровых медицинских технологий…

– Да, мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники были не только компетентными в клинической практике, но и обладали сильными навыками в области цифровых технологий. В этой связи университет внедряет специальные образовательные программы, чтобы наши студенты могли уверенно ориентироваться в цифровой среде. Начиная с 3-го курса, в рамках дисциплины «Основы цифровой медицины» студенты осваивают современные инструменты и программное обеспечение для анализа, обработки и визуализации медицинских данных, приобретают практические навыки работы с API медицинских информационных систем, учатся использовать нейронные сети для диагностики и прогнозирования различных заболеваний.

На старших курсах студентам предоставляется возможность выбора дисциплины по углуб­ленному изучению информационных технологий в медицине. Например, можно освоить языки программирования, необходимые для работы с данными в медицинских приложениях. Также студенты знакомятся с методами защиты информации в медицинских приложениях и аддитивными технологиями, а на клинических базах АГМУ старшекурсники активно отрабатывают навыки телемедицинских консультаций.

Помимо этого, в 2023 году наш университет присоединился к проекту «Цифровые кафедры», который является частью национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и стратегической инициативы «Приоритет-2030». Присоединение к консорциуму позволило нашим обучающимся получить дополнительную квалификацию по программам «Python. Анализ данных в маркетинге» и «Цифровизация бизнес-процессов на базе технологий 1С» через обучение на цифровой кафедре Санкт-Петербургского политехнического университета. Это особенно важно для студентов, интересующихся современными технологиями и стремящихся к повышению своей конкурентоспособности на рынке труда.

Наконец, для тех, кто заинтересован в дальнейшем расширении своих компетенций в области информационных технологий в медицине, мы предлагаем прохождение дополнительной профессиональной переподготовки по прог­раммам «Большие данные в медицине и фармации» и «Методы обработки больших медицинских данных средствами SQL». Также, с целью развития в Алтайском крае телемедицинских технологий в АГМУ разработана и реализуется прог­рамма повышения квалификации «Основы элект­ронного здравоохранения. Информационные системы медицинских организаций», по которой только в прошлом году обучено более 60 врачей первичного звена, медсестер и регистраторов. В консультативно-диагностическом центре АГМУ осуществлен запуск телемедицинской системы «Онлайн визит». Теперь пациенты из районов края могут воспользоваться медицинскими услугами центра не только на очном приеме, но и дистанционно.

Профориентационные занятия для детей дош­кольного возраста – важная составляющая модели ранней профориентации АГМУ. 

На фото: cотрудники и студенты кафедры стоматологии детского возраста АГМУ проводят урок гигиены полости рта в детском саду «Здоровячок»

Повестка для будущего

АО. В стратегических документах развития региона и системы его здравоохранения основной задачей и вызовом обоз­начено «повышение продолжительности жизни жителей Алтайского края к 2030 году до 77 лет». Что для достижения этой цели может сделать высшая медицинская школа Алтая?

– В первую очередь, АГМУ принимает на себя ответственность за обучение будущих медицинских специалистов, которым предстоит решать пос­тавленную стратегическую цель. С нею связан и новый период планирования развития университета, обусловленный реализацией крупных стратегических проектов: «Вуз-Регион» и «Здоровьесбережение». 

В рамках проекта «Вуз-Регион» будет обеспечена подготовка высококвалифицированных врачей и управленцев нового поколения, продолжится внедрение и расширение персонифицированной модели повышения квалификации с предоставлением сотрудникам максимального доступа к  новейшим методикам и технологиям в медицине, а также подготовка проблемно-ориентированных циклов для врачей с привлечением к участию главных специалистов Минздрава Алтайского края. 

Специфика проекта «Здоровьесбережение», ориентированного на нацпроекты «Продолжительная и активная жизнь» и «Семья», состоит в усилении профилактической составляющей регионального здравоохранения, пропаганде и организации здорового образа жизни населения. В рамках этого проекта будет внедрена региональная модель эпидемиологического надзора за хроническими неинфекционными и социально-значимыми заболеваниями. Для ее реализации на базе АГМУ планируется создание Центра проактивной профилактики хронических неинфекционных заболеваний.

Продолжится и научно-исследовательская деятельность АГМУ по актуальной для регионального здравоохранения тематике. Финансирование в данном случае осуществляется за счет грантов губернатора Алтайского края. В 2022 году 6 научных проектов нашего вуза стали победителями конкурса на эти гранты. Все исследования успешно выполнены, получены конкретные практико-ориентированные результаты, которые уже переданы в Минздрав Алтайского края для внедрения в систему здравоохранения. В 2023 году еще 3 наших проекта стали победителями конкурса. Исследования по ним завершаются в июне 2024 года, и результаты также будут переданы в Минздрав Алтайского края. Но программа на этом не завершается, конкурс будет продолжен. Уверена, что наши проекты вновь станут победителями, а результаты их реализации будут внедрены в практику и реально смогут помочь людям.

Продолжится расширение спектра реализуемых образовательных программ, востребованных для Алтайского края. В 2024 году готовятся к отк­рытию еще 2 программы ординатуры и программа магистратуры. Начинается реализация программ по подготовке младшего медицинского персонала.

В целях повышения продолжительности жизни жителей Алтайского края будет расширяться практика выездных медицинских групп из числа обучающихся АГМУ в районы края. В течение пяти рабочих дней наши студенты помогают сот­рудникам районных больниц проводить диспансеризацию населения. Для решения проблем кад­рового дефицита в районах края продолжится развитие системы функционирования медицинских отрядов.

Благодаря этим усилиям и совокупным действиям, АГМУ сможет значительно повысить качество медицинской помощи и способствовать улучшению здоровья и продолжительности жизни жителей Алтайского края.

«Новый период планирования развития университета обусловлен реализацией крупных стратегических проектов: «Вуз-Регион» и «Здоровьесбережение».

[1]См. подробнее «Школа-вуз: партнерство для качества. Ищем варианты»// «Аккредитация в образовании», №145. https://akvobr.ru/new/publications/498

25.04.2024
Наверх