Встреча ординаторов с министром здравоохранения Российской Федерации Михаилом Мурашко на клинической базе АГМУ
АГМУ: ключ к лидерству
АО. Ирина Игоревна, позвольте для начала задать вводный вопрос, на который мы просим ответить всех ректоров-героев рубрики «Реформаторы образования». Итак, в начале 2010 года вышла известная книга «Дорога к академическому совершенству» под редакцией Ф. Альтбаха и Дж. Салми. В предисловии авторы отметили: «Мир с нетерпением ждет появления новой большой идеи в управлении научным сообществом и трансформации университетов как образовательного пространства». Теперь, спустя более чем десятилетие, можно ли сказать, что такая мировая «новая большая идея» (некие ясные общемировые маяки, критерии, концепты изменений) наконец появилась? Есть на что опираться ректорам-практикам?
– Таких концептов немало, однако сложно выделить одну всеобъемлющую идею, которая стала бы ключом к академическому совершенству и лидерству и являлась бы управленческим идеалом для всех университетов в мире. Большинство вузов до сих пор сталкиваются с вызовами в области управления и трансформации и по-прежнему ищут индивидуальные пути развития, соответствующие своим уникальным особенностям, возможностям, целям. Например, в нашем случае путь к академическому совершенству связан с выполнением ключевой задачи – участием АГМУ, с учётом национальных приоритетов и региональной повестки, в формировании нового медицинского научно-образовательного ландшафта, подготовкой современных, инновационно мыслящих, обладающих всем спектром профессиональных и надпрофессиональных компетенций, высококвалифицированных специалистов для регионального здравоохранения.
Но что действительно является объединяющей универсальной характеристикой для университетских преобразований – это непрерывный процесс экспериментирования, поиска и обучения, основанного на коллективном интеллекте и опыте.
Региональная повестка:
АГМУ как кадровый хаб
АО. Алтайский край – значимый и достаточно большой российский регион: более 2 миллионов населения, 12 городов, 59 сельских районов, одних только первичных звеньев медпомощи (ФАПов) в крае более 800… Каков сегодня АГМУ – главный вуз, обеспечивающий всю медицинскую отрасль Алтая?
– Действительно, на протяжении многих лет АГМУ остается единственным вузом, осуществляющим подготовку кадров для здравоохранения Алтайского края. Для реализации этой задачи в университете есть все необходимые условия.
Главный капитал университета – это, конечно, люди. В настоящее время в АГМУ работает высококвалифицированный коллектив: 1 член-корреспондент РАН, 103 доктора и 353 кандидата наук, 2 заслуженных деятеля наук, 18 заслуженных врачей, 7 заслуженных работников высшей школы. 33 сотрудника вуза являются главными внештатными специалистами Минздрава Алтайского края. Дополнительно следует отметить, что сегодня делается ставка на привлечение молодых ученых – в университете трудятся 5 кандидатов наук в возрасте до 29 лет. В целом, по итогам 2023 года процент остепененности в вузе составил 78,5%.
Создана современная материально-техническая база. Для организации образовательного процесса используются как учебно-лабораторные корпуса университета, так и крупные лечебно-профилактические учреждения г. Барнаула в качестве учебно-клинических баз, оборудованные современной лечебно-диагностической аппаратурой. Симуляционный центр АГМУ оснащен симуляционным и медицинским оборудованием для проведения практических занятий, максимально приближенных к условиям реальной клиники. Например, открыты виртуальная операционная и виртуальный родильный зал, оснащенные комплексом тренажеров, взаимодействующих с реальным медицинским оборудованием, для проведения практических занятий. Имеется тренажерный комплекс «Макет автомобиля скорой медицинской помощи». Организовано новое виртуальное пространство –
«Бережливая поликлиника», включающая кабинеты участкового терапевта и педиатра, доврачебной помощи, неотложной помощи, фильтр-бокс, процедурный кабинет и регистратуру, с навигацией и распределением потоков пациентов, визуально моделирующими учреждения здравоохранения региона. В 2022 году на базе симуляционного центра АГМУ создан Центр медицины катастроф, который обладает современными возможностями в области подготовки врачей и сотрудников служб экстренного реагирования для работы в условиях чрезвычайных ситуаций.
В АГМУ совершенствуются условия и для постдипломного образования. Так, в 2024 году создан «Центр компетенций по внедрению клинических рекомендаций в практическое здравоохранение Алтайского края», на базе которого реализуется персонифицированная модель повышения квалификации медицинских работников. Модель функционирует на основе анализа знаний клинических рекомендаций врачами лечебно-профилактических учреждений Алтайского края, полученных в ходе их тестирования. Участие в таком тестировании приняли около 1500 специалистов. По результатам оценки компетенций разработаны 4 новых дополнительных профессиональных программы и проведено корректирующее обучение по 5 курсам для 300 участников тестирования.
Могу долго перечислять, какими ресурсами обладает АГМУ как главный вуз, обеспечивающий всю медицинскую отрасль Алтая квалифицированными кадрами. Подтверждением тому, что вуз достойно справляется с возложенной
на него миссией, служат следующие факты: на протяжении нескольких лет является победителем в номинациях «Лучший социально ответственный работодатель года» и «Лучшая материально-техническая база в области ГО и ЧС»; в 2022 и 2023 годах университету присвоена премия «Народный знак качества» в номинации «Образовательное учреждение»; по результатам Глобального агрегированного рейтинга 2022 года АГМУ впервые вошел в топ-10% лучших университетов мира, в 2023 году – сохранил свои позиции.
«На протяжении многих лет АГМУ остается единственным вузом, осуществляющим подготовку кадров для здравоохранения Алтайского края. Для реализации этой задачи в университете есть все необходимые условия»
В сфере молодежной политики АГМУ взят вектор на развитие студенческих отрядов, в том числе студенческих медицинских отрядов
АО. Тема кадрового обеспечения медицинской отрасли – «тема №1» для всех российских территорий. По данным краевого Минздрава, основной источник привлечения молодых врачей в регионе – целевая подготовка, которую, насколько мы знаем, АГМУ также реализует по оригинальной модели…
– Безусловно, целевое обучение в системе здравоохранения сегодня имеет большое значение, являясь наиболее эффективной формой укомплектовывания медицинских организаций региона квалифицированными кадрами. И для АГМУ контрольные цифры целевого приема ежегодно увеличиваются.
В нашем университете хорошо зарекомендовала себя практика формирования учебных групп из поступивших на целевую форму обучения, начиная с 1-го курса, по принципу территориальной принадлежности к медико-географическим зонам Алтайского края, а также в соответствии с местом заключения целевого договора. Это дает возможность студентам в течение всего обучения ежедневно коммуницировать и отрабатывать навыки командной работы со своими будущими коллегами, проходить все виды практик в организациях-заказчиках, где студенты знакомятся с коллективом, с будущим местом работы, определяются с медицинской специальностью.
По согласованию с региональным Минздравом в вариативную часть учебных планов для целевиков Алтайского края введены дополнительные дисциплины, нацеленные на развитие дополнительных профессиональных компетенций: работа с медицинскими информационными системами, принятыми в регионе; отработка навыков специалистов первичного звена; ультразвуковая и функциональная диагностика; телемедицинское консультирование; навык взаимодействия с кардиологическим центром региона для анализа ЭКГ в дистанционном формате с целью диагностики острого коронарного синдрома.
Собственный проект АГМУ «Школа мастерства и наставничества» позволяет студентам, в том числе целевикам, на старших (выпускных) курсах проходить обучение в группах углубленной подготовки по отдельным, наиболее востребованным в регионе специальностям: анестезиология-реаниматология, акушерство и гинекология, хирургия, онкология, неонатология, кардиология, неврология и другим. За последние 2 года количество таких групп увеличилось до 23, расширился перечень специальностей, т.е. были введены элементы двухгодичной субординатуры. Все программы введены в учебный план как дисциплины по выбору.
Для оказания помощи практическому здравоохранению мы сделали все практики рассредоточенными в семестрах. Наши студенты, в том числе целевики, постоянно присутствуют в лечебно-профилактических учреждениях края.
АГМУ успешно реализует три билингвальных/англоязычных образовательных программы по специальностям «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация»
Alma mater для дошкольника
АО. Еще в вашем университете с 2019 года развивается целая «линейка» школьных профориентационных проектов: создаются профильные классы, сформирована «Малая академия АГМУ», проводятся курсы по подготовке школьников по профильным предметам (и более 70% старшеклассников после них поступают в АГМУ). То есть ставка на целенаправленную работу со школьной аудиторией оправдывает себя?
– Несомненно, оправдывает. Профориентационная работа со школами сегодня является важным элементом развития и успешности любого университета. АГМУ смог установить прочные связи со школами региона и активно сотрудничает с ними (на страницах журнала я уже рассказывала об этом сотрудничестве ). Тем не менее, мы не ограничиваемся устоявшимися форматами, а продолжаем внедрять новые. Масштабная профориентационная работа, согласно рекомендациям Минпросвещения, должна теперь осуществляться в общеобразовательных организациях с 6-го класса, но мы пошли чуть дальше. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно, как мы считаем, еще в дошкольном возрасте. Именно такая работа активно проводится, в частности, кафедрами Института стоматологии АГМУ уже с воспитанниками детского сада.
Чуть позже, за школьной партой начинают формироваться знания и умения, на которых в дальнейшем будет строиться обучение студента вуза. На этой стадии в профориентационную работу включаются следующие университетские проекты. Так, в школах края отрыты (и продолжают открываться) профильные химико-биологические (медицинские) классы, создана «Малая медицинская академия» для старшеклассников, проводится олимпиада «Формула успеха» по профильным предметам, ряд других мероприятий. А чтобы профориентация приобрела более системный и одновременно целенаправленный характер, в рамках проекта АГМУ «Своя школа» сотрудниками кафедр университета осуществляется кураторская работа в школах г. Барнаула, Алтайского края и Республики Алтай. Более того, мы стали активно подключать к кураторству и наших студентов, которые посещают школу, где недавно сами были выпускниками. Ребята рассказывают об университете, о специальностях, обо всем, что интересует будущих абитуриентов – подобные встречи, как показывает практика, являются более доверительными, а значит и результативными.
Своеобразным итогом этого большого профориентационного цикла является еще один проект АГМУ – формирование из участников профориентационных мероприятий «Реестра абитуриентов, планирующих обучение в АГМУ» с целью проведения адресной работы с этими школьниками.
Таким образом, постоянное общение ребят с сотрудниками и студентами университета, введение в школьную программу изучения отдельных дисциплин, которые ведут преподаватели АГМУ, знакомство с основами исследовательской и проектной деятельности, наличие возможности использования учебно-лабораторной базы, знакомство с элементами технологии вузовского обучения, частые посещения учебных корпусов, музеев анатомии и истории АГМУ и медицины Алтая и прочих интересных мест вуза убеждают их в том, что после окончания школы выбор должен быть сделан в пользу нашего, ставшего практически родным, университета.
«Цифра» для медика
АО. По данным регионального Минздрава, на данный момент удалось остановить отток врачей из Алтайского края. И это достигнуто не только благодаря ежемесячным региональным выплатам медикам. Все-таки для классного специалиста очень важна возможность работать на основе самых современных, в том числе цифровых медицинских технологий…
– Да, мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники были не только компетентными в клинической практике, но и обладали сильными навыками в области цифровых технологий. В этой связи университет внедряет специальные образовательные программы, чтобы наши студенты могли уверенно ориентироваться в цифровой среде. Начиная с 3-го курса, в рамках дисциплины «Основы цифровой медицины» студенты осваивают современные инструменты и программное обеспечение для анализа, обработки и визуализации медицинских данных, приобретают практические навыки работы с API медицинских информационных систем, учатся использовать нейронные сети для диагностики и прогнозирования различных заболеваний.
На старших курсах студентам предоставляется возможность выбора дисциплины по углубленному изучению информационных технологий в медицине. Например, можно освоить языки программирования, необходимые для работы с данными в медицинских приложениях. Также студенты знакомятся с методами защиты информации в медицинских приложениях и аддитивными технологиями, а на клинических базах АГМУ старшекурсники активно отрабатывают навыки телемедицинских консультаций.
Помимо этого, в 2023 году наш университет присоединился к проекту «Цифровые кафедры», который является частью национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и стратегической инициативы «Приоритет-2030». Присоединение к консорциуму позволило нашим обучающимся получить дополнительную квалификацию по программам «Python. Анализ данных в маркетинге» и «Цифровизация бизнес-процессов на базе технологий 1С» через обучение на цифровой кафедре Санкт-Петербургского политехнического университета. Это особенно важно для студентов, интересующихся современными технологиями и стремящихся к повышению своей конкурентоспособности на рынке труда.
Наконец, для тех, кто заинтересован в дальнейшем расширении своих компетенций в области информационных технологий в медицине, мы предлагаем прохождение дополнительной профессиональной переподготовки по программам «Большие данные в медицине и фармации» и «Методы обработки больших медицинских данных средствами SQL». Также, с целью развития в Алтайском крае телемедицинских технологий в АГМУ разработана и реализуется программа повышения квалификации «Основы электронного здравоохранения. Информационные системы медицинских организаций», по которой только в прошлом году обучено более 60 врачей первичного звена, медсестер и регистраторов. В консультативно-диагностическом центре АГМУ осуществлен запуск телемедицинской системы «Онлайн визит». Теперь пациенты из районов края могут воспользоваться медицинскими услугами центра не только на очном приеме, но и дистанционно.
Профориентационные занятия для детей дошкольного возраста – важная составляющая модели ранней профориентации АГМУ.
На фото: cотрудники и студенты кафедры стоматологии детского возраста АГМУ проводят урок гигиены полости рта в детском саду «Здоровячок»
Повестка для будущего
АО. В стратегических документах развития региона и системы его здравоохранения основной задачей и вызовом обозначено «повышение продолжительности жизни жителей Алтайского края к 2030 году до 77 лет». Что для достижения этой цели может сделать высшая медицинская школа Алтая?
– В первую очередь, АГМУ принимает на себя ответственность за обучение будущих медицинских специалистов, которым предстоит решать поставленную стратегическую цель. С нею связан и новый период планирования развития университета, обусловленный реализацией крупных стратегических проектов: «Вуз-Регион» и «Здоровьесбережение».
В рамках проекта «Вуз-Регион» будет обеспечена подготовка высококвалифицированных врачей и управленцев нового поколения, продолжится внедрение и расширение персонифицированной модели повышения квалификации с предоставлением сотрудникам максимального доступа к новейшим методикам и технологиям в медицине, а также подготовка проблемно-ориентированных циклов для врачей с привлечением к участию главных специалистов Минздрава Алтайского края.
Специфика проекта «Здоровьесбережение», ориентированного на нацпроекты «Продолжительная и активная жизнь» и «Семья», состоит в усилении профилактической составляющей регионального здравоохранения, пропаганде и организации здорового образа жизни населения. В рамках этого проекта будет внедрена региональная модель эпидемиологического надзора за хроническими неинфекционными и социально-значимыми заболеваниями. Для ее реализации на базе АГМУ планируется создание Центра проактивной профилактики хронических неинфекционных заболеваний.
Продолжится и научно-исследовательская деятельность АГМУ по актуальной для регионального здравоохранения тематике. Финансирование в данном случае осуществляется за счет грантов губернатора Алтайского края. В 2022 году 6 научных проектов нашего вуза стали победителями конкурса на эти гранты. Все исследования успешно выполнены, получены конкретные практико-ориентированные результаты, которые уже переданы в Минздрав Алтайского края для внедрения в систему здравоохранения. В 2023 году еще 3 наших проекта стали победителями конкурса. Исследования по ним завершаются в июне 2024 года, и результаты также будут переданы в Минздрав Алтайского края. Но программа на этом не завершается, конкурс будет продолжен. Уверена, что наши проекты вновь станут победителями, а результаты их реализации будут внедрены в практику и реально смогут помочь людям.
Продолжится расширение спектра реализуемых образовательных программ, востребованных для Алтайского края. В 2024 году готовятся к открытию еще 2 программы ординатуры и программа магистратуры. Начинается реализация программ по подготовке младшего медицинского персонала.
В целях повышения продолжительности жизни жителей Алтайского края будет расширяться практика выездных медицинских групп из числа обучающихся АГМУ в районы края. В течение пяти рабочих дней наши студенты помогают сотрудникам районных больниц проводить диспансеризацию населения. Для решения проблем кадрового дефицита в районах края продолжится развитие системы функционирования медицинских отрядов.
Благодаря этим усилиям и совокупным действиям, АГМУ сможет значительно повысить качество медицинской помощи и способствовать улучшению здоровья и продолжительности жизни жителей Алтайского края.
«Новый период планирования развития университета обусловлен реализацией крупных стратегических проектов: «Вуз-Регион» и «Здоровьесбережение».
[1]См. подробнее «Школа-вуз: партнерство для качества. Ищем варианты»// «Аккредитация в образовании», №145. https://akvobr.ru/new/publications/498