АО. Фундаментальность всегда обозначалась одним из главных достижений и преимуществ отечественного высшего образования. Сегодня, во времена стремительных изменений, что означает эта характеристика? Какие базовые прежние и актуальные новые смыслы вы включили бы в понятие фундаментальности российской высшей школы?
– Традиционно, фундаментализация в высшем медицинском образовании связывается с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин, повышенным вниманием к общепрофессиональной теоретической подготовке. По нашему мнению, названные характеристики не утратили своей актуальности.
В медицине и фармацевтике знания все больше применяются в виде технологий (нанотехнологии, информационные технологии, генная инженерия, искусственный интеллект и т.д.), что приводит к востребованности оценки последствий их применения. Существенную помощь в разрешении возникающих социально-этических проблем и профессиональных задач может оказать та целостная картина мира, широта научного кругозора и профессионального мышления, которые вырабатываются именно на основе фундаментальных представлений и опыта. Ибо фундаментальность, априори, связана с такими базовыми принципами, как научность, систематичность и последовательность. Иными словами, современное понимание фундаментальности связывают и с развитием у обучающихся универсальных компетенций. По нашему мнению, к значимым элементам фундаментальной подготовки будущих специалистов целесообразно отнести и развитие компетенций в области научно-исследовательской и проектной деятельности, а также развитие умений и способностей работать в команде.
– Фундаментальность – это то, наиболее определяющее в подготовке кадров в высшей школе, мировоззренческое ядро, которое опирается на передовые познания наиболее общих, фундаментальных оснований мироустройства и потому придает всем личностным и профессиональным качествам выпускника целостный стержень.
В нынешнюю переломную эпоху новое смысловое наполнение фундаментальности состоит в дополнении её значительно более высоким и глубоким уровнем инструментальности для науки и практики, преодолевающим лишь созерцательность и тем самым приводящим к действительной результативности.
Это предполагает освоение наиболее всеобщих законов, закономерностей, способов, методов, алгоритмов преобразовательности как таковой и способность применять их в теоретической и практической деятельности.
– На наш взгляд, фундаментальность высшего образования предполагает следующее.
Во-первых, интеграцию процессов обучения с процессами научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы. При этом научные исследования не обязательно должны проводиться в рамках фундаментальных наук. Занятие фундаментальными науками не обязательно приводит к фундаментальности образования. Образование может быть фундаментальным и при освоении прикладных наук.
Синтез научно-исследовательской и образовательной деятельности с необходимостью предполагает проведение научных исследований как преподавателями, так и обучающимися. Если преподавателями не ведется научная работа, о фундаментальности образования говорить сложно. На наш взгляд, такой подход является одним из важных достижений отечественной высшей школы. Его нужно сохранить и развивать. Генерация преподавателем научных знаний является неотъемлемой составляющей процесса достижения фундаментальности высшего образования. Невозможно серьезно говорить о фундаментальности образования без включения в научно-исследовательскую деятельность обучающихся.
Во-вторых, формирование комплекса таких компетенций выпускника высшей школы, которые не связаны непосредственно с профессиональной деятельностью, но без которых реализация профессиональных функций не будет соответствовать уровню, ожидаемому от выпускника вуза. Речь идет о социальной ответственности профессионала, приверженности определенным ценностям, осознание роли своей профессии в системе социально-экономических отношений, способности принимать решения, способности организовать коллектив для достижения поставленных целей, и другие компетенции, традиционно относимые по смыслу к общим и общепрофессиональным компетенциям.
Еще одной ключевой характеристикой высшего образования является принцип практичности (практико-ориентированность образования). Речь идет о том, что компетенции, полученные в вузе, должны соответствовать требованиям работодателей. Период, в течение которого проходит адаптация выпускника к конкретным условиям работы, должен быть минимальным.
Определенные противоречия между принципами фундаментальности и практико-ориентированности, безусловно, существуют. Правда, при условии качественного фундаментального образования эти противоречия не являются кардинальными. Выпускник, обладающий фундаментальным образованием на достаточно высоком уровне, относительно легко овладевает различными конкретными технологиями, даже если он с ними не встречался в период обучения в вузе. Однако это «работает» при условии получения действительного серьезного фундаментального образования. Если это условие не выполняется, то разрыв между освоенными в вузе компетенциями и компетенциями, ожидаемыми со стороны работодателей, становится существенным. Разрыв между сформированными компетенциями фундаментального образования и компетенциями практического образования может существовать и при высоком уровне первого, если принять во внимание, что современная научная область, осваиваемая студентом в вузе, может носить весьма узкий характер, который не вполне соответствует характеру практических запросов. В связи со сказанным, принцип практичности, наряду с принципом фундаментальности, с необходимостью должен лежать в основе высшего образования. Актуальна проблема нахождения некоторого компромисса, или баланса, между этими принципами.
Определить, каково должно быть соотношение фундаментальности и практико-ориентированности образовательных программ в системе высшего образования в целом, представляется весьма проблематичным. Такое соотношение может быть различным для тех или иных образовательных программ. Возможны также корректировки данного соотношения в зависимости от целевого рынка труда, на который ориентируется большинство выпускников вуза. Поиск оптимального соотношения между фундаментальностью и практико-ориентированностью, действительно, как сказал В. Фальков, ближе к искусству, нежели строгим расчетам. Это предполагает наличие в вузе гибких механизмов, позволяющих успешно сочетать как фундаментальные, так и практико-ориентированные элементы системы подготовки специалистов.
– Фундаментальность – главное конкурентное преимущество нашего образования. В годы Великой Отечественной войны мы опередили в научно-инновационной сфере всю континентальную Европу – наиболее развитую часть мира, в которой совершалось большинство открытий. Мы сумели наладить проектирование и производство самолетов, танков, артиллерийских систем, по качеству превосходивших технику противника. Это удалось благодаря прекрасно подготовленным специалистам. Уровень образования у нас и сегодня высок. Не зря есть такая шутка: если вам надо решить простую задачу – поручите индусам, задачу посложнее – китайцам, а к решению самой сложной привлеките русских.
Это свидетельство фундаментальности образования как основной традиции отечественной высшей школы. Именно ее выпускники способны решить глобальные проблемы цивилизации. Потому что у них соответствующий уровень подготовки, каким славятся прежде всего естественно-научные факультеты МГУ, Физтеха, Бауманки, МИФИ, Новосибирского, Нижегородского, Воронежского и других университетов. В мире насчитывается не более десятка вузов, выпускники которых обладают глубокими знаниями математики, физики и способны, например, решить теоретический минимум Ландау. А эта задача составляет основу решения проблем цивилизации. Когда я в составе делегации Российского союза ректоров побывал в одном из ведущих вузов мира Тохоку и задал вопрос завкафедрой теоретической физики, выпускнику советской высшей школы: «Наверное, теорминимум Ландау – задача как раз для ваших выпускников?» Его ответ поразил меня: «Единицы из них могут понять, что это такое». Между тем, Университет Тохоку занимает топовые позиции в мировых рейтингах. Поэтому мы должны сохранить фундаментальность отечественного образования: эта уникальная черта поможет ему вернуть статус мирового лидера.
– Фундаментальности отечественного высшего образования далеко не одно десятилетие свойственны следующие базовые характеристики: углубленная подготовка в рамках заданного направления, изучение сложного круга вопросов по основополагающим проблемам избранной сферы, умение работать с информацией и применять знания на практике.
Сегодня, в эпоху стремительных изменений к фундаментальности российской высшей школы добавляется необходимость и важность развивать у обучающихся навыки, способствующие эффективно функционировать вне зависимости от сферы деятельности. К таким навыкам можно отнести: самообучение и самообразование, развитие критического мышления, готовность к непрерывному обучению и обновлению знаний, способности к адаптации в быстро меняющихся условиях, умение работать в команде и решать сложные задачи, эффективно взаимодействовать с интеллектуальной средой и актуальными технологиями. При гармоничном взаимодействии всё это обеспечивает конкурентоспособность и востребованность выпускника на рынке труда.
Конечно же не стоит забывать о том, что сегодня перед высшей школой стоит четкая задача не только подготовить высококвалифицированного профессионала в своей области, но и воспитать достойного гражданина и патриота.
– Фундаментальная подготовка раньше была основой образования, которое считалось образованием на всю жизнь. Фундаментальность была в ряде случаев далеко несоизмеримой по ее востребованности в профессиональной деятельности человека на протяжении всей жизни. Скажем так, она была с многократным запасом прочности на все случаи жизни. Следует отметить, что здесь мы не берем в учет ее гуманитарную составляющую.
В ряде случаев это было оправдано, но в большинстве своем это было необоснованно затратно по времени, финансам и другим ресурсам.
Главной особенностью сегодняшнего высшего образования является его непрерывный характер. Это обусловлено динамично развивающимся и меняющимся рынком труда. Поэтому и фундаментальность должна быть гибкой сообразно практико-ориентированной направленности специалиста.
Сегодня фундаментализация является одной из основных тенденций и одним из направлений развития современного образования, наряду с гуманизацией, глобализацией, технологизацией, цифровизацией. Ее должно быть ровно столько, сколько необходимо для решения специалистом профессиональных задач в определенной сфере деятельности. Сегодня мы не можем себе позволить такую роскошь, как фундамент про запас! Должна быть создана адаптивная система фундаментальной подготовки инженерных кадров в вузе.
– Конвергенция науки, образования и бизнеса определяет требования к новому качеству подготовки специалистов, формированию выпускника, способного к преобразованию идей в технологии, продукты и сервисы и к их последующей коммерциализации; достижение высокого стандарта образования, способного обеспечить технологический суверенитет страны. Развитие фундаментальности высшей школы предполагает глубокий уровень понимания сферы профессиональной деятельности для поиска наилучших, уникальных практических решений задач и проблем, стоящих перед реальной экономикой, и тем более, стратегических задач будущего, развития экономики «достижений», в связи с чем требует системного переосмысления самого определения «фундаментальности».
Опираясь на глобальные национальные цели и задачи формирования целостной личности выпускника и рассматривая понятие фундаментальности в широком смысле, основными его характеристиками безусловно становятся не только усвоенные теоретические знания, их взаимосвязь с практическим применением (инженерия знаний), но и «цифровой профессионализм».
Модель отечественного образования всегда была исторически ориентирована на неразрывную связь обучения с воспитанием, осмысление ценностных основ российской государственности должно быть в основе содержания всех образовательных программ.
Сформулированные цели и планы обучения, образовательные технологии, способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценка обучающихся являются сегодня необходимыми продуктами образовательной деятельности наряду с исследованиями, выполненными работами, созданными стартапами и пр., которые возможно получить только в оптимальном сочетании фундаментальности и практико-ориентированности.
– Фундаментальность российского высшего образования в контексте его развития остается ключевым универсальным аспектом отечественной высшей школы. Однако, содержание этого базового явления для разных образовательных программ различно и должно адаптироваться к современным требованиям и вызовам.
В контексте прежних смыслов, фундаментальность в высшем медицинском образовании означает закладывание крепкого теоретического фундамента в образовании, упор на необходимое и достаточное освоение базовых гуманитарных, естественно-научных и медицинских дисциплин, позволяющее студентам в дальнейшем приобретать общепрофессиональные и профессиональные компетенции в процессе усваивания знаний, развития умений критически мыслить, проведения исследований, приобретения навыков по специальным медицинским дисциплинам.
Современная фундаментальность должна также включать в себя адаптивность к быстро меняющимся условиям и технологическим изменениям. Она должна способствовать развитию у студентов навыков работы с большим объемом информации, умению фильтровать и анализировать данные, обучению цифровым навыкам, а также включать в себя элементы междисциплинарности и сотрудничества в командах.
Значимость практических навыков и опыта также выходит на передний план в современном понимании фундаментальности. Это включает в себя доступ к практическим тренировкам, стажировкам и возможностям работы в реальной клинической среде. Важно уделять внимание не только теоретическим аспектам, но также практическим применениям полученных знаний, поддерживать взаимодействие с индустрией и учитывать мировые тренды в области образования и науки.
Таким образом, фундаментальность российской высшей школы включает в себя как традиционные базовые принципы, так и новые актуальные компоненты, направленные на соответствие современным вызовам и потребностям рынка труда в области здравоохранения и запросам практического здравоохранения.
– Фундаментальность высшего образования – это признак его специфичности и отличия от любого другого уровня. Классическая характеристика фундаментальности и ее смысл, а именно знание и понимание принципов и законов строения и эволюции мира и профессиональной деятельности, не требует коррекции. Российская высшая школа исторически осуществляла фундаментальное образование, есть смысл обратиться к ее успешным практикам.
Безусловно, фундаментальность – это главное достижение и преимущество отечественного образования.
Любая наука – это часть формирования естественно-научной картины мира у подрастающего поколения, у будущего профессионала-специалиста, учёного. Фундаментальное естественно-научное и гуманитарное образование даёт целостное представление о современной естественно-научной картине мира, позволяет заложить научный фундамент для оценки последствий профессиональной деятельности, способствует творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.
Всё перечисленное составляет фундамент подготовки современного педагога, весь комплект учебной и методической документации направлен на достижение данного основополагающего тезиса: ФГОС, ОПОП, РПД, программы, планы, модули выстроены согласно этим правилам, требованиям.
Фундаментальность высшего образования направлена, прежде всего, на повышение качества образования, что возможно при соблюдении таких принципов, как основательность, глубина и прочность знаний, усиление взаимосвязи теоретической и прикладной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, направленность на универсальные знания, формирование общей культуры и развитие научного мышления.
Но вызовы времени вносят свои коррективы, сейчас мы выходим на новое качество образования и переходим от информативного типа, формирующего конкретные, ограниченные знания к овладению знаниями-инструментами, к формированию на их основе глубокого целостного восприятия изучаемых процессов, системного мышления и способностей к систематическому переобучению.
– Во времена стремительных изменений и развития медицины, фундаментальность высшего медицинского образования означает его базовый и основательный характер. Это образование предоставляет будущим медицинским работникам необходимые знания, навыки и компетенции, которые являются основой для успешной практики в сфере здравоохранения.
К базовым смыслам фундаментальности можно отнести изучение таких фундаментальных наук медицины, как анатомия, физиология, биохимия, фармакология и других. Также важными компонентами фундаментального медицинского образования являются изучение клинических наук, таких как патология, хирургия, педиатрия, гинекология и других. Благодаря этому образованию медицинские работники получают широкий спектр знаний и глубокое понимание принципов и концепций медицины.
Базовое фундаментальное образование также включает в себя развитие навыков критического мышления, исследовательской работы. Оно помогает медицинским работникам не только выполнять свои обязанности в сфере здравоохранения, но и принимать обоснованные решения на основе научных данных и лучших практик.
Если говорить об актуальных смыслах фундаментальности высшего медицинского образования, то к ним можно отнести внедрение инноваций и цифровых технологий. Современная медицина быстро развивается и включает использование новых технологий и методов диагностики и лечения, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Высшая медицинская школа должна быть способна оперативно внедрять эти инновации в учебный процесс и готовить студентов к работе с современными медицинскими и цифровыми технологиями.
АО. Сочетание фундаментальности и практико-ориентированности – один из принципов новой модели отечественного высшего образования, актуальнейшая задача для российских университетов. Какие обязательные переменные вложили бы вы в формулу достижения этого сложного и тонкого баланса? Какие из них уже есть в активе вашей образовательной организации, а какие пока остаются неизвестными, требующими большого обсуждения профессионального университетского сообщества?
– Признавая важность решения задач, связанных с реализацией принципа фундаментальности в высшем медицинском и фармацевтическом образовании, нельзя отрицать и значимости практической подготовки будущих врачей и фармацевтов. В проводимых Астраханский ГМУ опросах работодателей, педагогических работников и обучающихся, все указали на необходимость усиления практической составляющей, в том числе за счет увеличении количества учебных занятий с использованием симуляционного оборудования.
Главная группа проблем здесь связана с тем, чтобы найти педагогически обоснованные механизмы и инструменты, способные обеспечить гармоничное сочетание обучения востребованным профессиональным компетенциям и фундаментальной подготовки в условиях, когда временные рамки ограничены. При этом нельзя не отметить, что еще сильна инерция на уменьшение объема времени в сетке часов учебных планов по различным образовательным программам на изучение фундаментальных дисциплин.
Одним из инструментов развития фундаментальности является активное вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность. Для координации такой деятельности в нашем университете в 2020 г. был создан Молодежный проектный офис. Одним из итогов его работы стало увеличение количества членов студенческого научного общества со 165 человек в 2021 г. до 390 человек – в 2023 г.
Безусловно, есть и другие составляющие гармоничного единства фундаментальности и практико-ориентированности. К таким инструментам можно отнести включение в учебные планы курсов и дисциплин междисциплинарного содержания, разработку и внедрение в практику блочно-модульной модели учебных планов (модульно-компетентностной). Одна из важных характеристик – её гибкость, высокий потенциал обеспечения вариативности образования и построения студентом индивидуальной образовательной траектории. Для основных образовательных программ СПО – программ ПССЗ федеральным оператором оказывается реальная методическая поддержка образовательным организациям для внедрения рассматриваемого инструмента (в формате – примерных основных образовательных программ). Для ОПОП ВО – программ специалитета, программ ординатуры такая поддержка отсутствует. Инструмент ПООП для системы ВО, как известно, отменен на уровне законодательства, а других научно-обоснованных методических материалов пока нет (по крайней мере, нам не удалось их обнаружить для ОПОП ВО медицинского и фармацевтического профиля). Собственными силами справиться с реализацией данных подходов университетам, не входящим в число федеральных, достаточно сложно.
Требует широкого обсуждения и такое направление деятельности, как тьюторство преподавателей и научных сотрудников (практика наставничества) во взаимоотношениях с обучающимися. Кстати, многим студентам хотелось бы больше общаться с преподавателями в рамках консультативной деятельности.
Много лет обсуждается проблема уровневого построения образовательной деятельности, которая могла бы стать важным условием для получения обучающимися дополнительных квалификаций по конкретной образовательной программе. Механизм реализации данного подхода так и остается пока не до конца отработанным.
– Перспективность и принципиально важный характер этого подхода верно определен нашим министром В.Н. Фальковым.
При этом, с нашей точки зрения, новизна формулы здесь теперь такова, что фундаментальность и практико-ориентированность в передовом осмыслении их связи вовсе не противостоят друг другу и даже не просто взаимодополняют друг друга, а именно взаимно проистекают друг из друга и вместе с тем из того интеллектуально-инновационного результата, который востребован. Тем самым они образуют соинтегрированное единство.
Истинно фундаментальное не может не обладать преобразовательной инструментальностью и быть оторвано от практической применимости, как, в свою очередь, истинно практико-ориентированное, практико-интегрированное не может быть лишь поверхностным, пустышечным, то есть не фундированным.
Здесь на самом деле уже формула не просто их сбалансированности, то есть компромисса, а именно полной гармоничной соединенности, сообобщённости, сопроникаемости.
Тогда в активе мы получаем полное освоение всего интеллектуально-инновационного цикла – от передовой научной идеи до конкретного продукта, результата: в виде РИД, превращаемого в объект интеллектуально-инновационной собственности (ОИИС) или даже бизнес-проекта (стартапа). Это уже нами освоено, но требует расширения в масштабах.
– В Нижневартовском государственном университете к настоящему времени сложилась следующая система подготовки, в рамках которой поддерживается определенный баланс между фундаментальностью и практико-ориентированностью.
Существенными элементами системы, обеспечивающей фундаментальность образования, являются научно-исследовательские лаборатории: лаборатории со штатом научных работников и студенческие лаборатории, включая СКБ. Обучающиеся имеют возможность вести как самостоятельные научные исследования, так и включаться в работу научных коллективов, решающих серьезные научные задачи, в том числе в рамках деятельности Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня.
Элементами системы, обеспечивающей практико-ориентированность образования, являются следующие структуры:
Деятельность по согласованию фундаментальной и практико-ориентированной частей процесса образования возложена на выпускающие кафедры (ответственные – руководители образовательных программ). На стадии ежегодного планирования реализации образовательных программ определяются ключевые задачи и механизмы, обеспечивающие гармоничное сочетание принципов фундаментальности и практико-ориентированности.
– Сегодня мы превращаемся в охотников за нужными решениями в нескончаемом информационном потоке и в этом поиске перестаем самостоятельно мыслить. В этом смысле фундаментальность науки и образования для нас – спасение, поскольку она заставляет мозг работать. Никто не отменяет владение цифровыми навыками, но они не должны заместить фундаментальность образования. Нужен баланс между этими составляющими. В образовательном процессе теоретические фундаментальные науки должны составлять половину и столько же – прикладные задачи. Решать их надо на старших курсах, когда студенты уже имеют представление о понятиях и методах фундаментальной науки. Каждая из научных групп дает свой вариант решения задачи. Как в свое время это было в КБ Королева: например, его команда предложила нестандартное решение и создала щелевую антенну космического аппарата, что удивило западных конкурентов. Советские исследователи пришли и к нестандартной модели решения при создании ручки, которая пишет в космосе: эта ручка – карандаш. С тех пор в космосе наши пишут карандашом.
Сочетания фундаментальности и практико-ориентированного подхода можно достичь только в работе над конкретными прикладными задачами. Сегодня специалистам предстоит решить глобальные проблемы современности, например, декарбонизации энергетических систем, повышения температуры на Земле. Чтобы не допустить коллапса, надо собрать лучших математиков, физиков, биологов, экологов и создать им условия для совместной работы.
– Министерство науки и высшего образования РФ в середине 2022 года определило ориентиры, на основе которых предлагается выстраивать национальную систему высшего образования: достижение национальных целей, открытость, фундаментальность, гибкость, практичность и воспитание. Данные принципы легли в основу программы развития РГЭУ (РИНХ), в которой мы постарались гармонично связать сочетание фундаментальности и практико-ориентированности.
Сегодня в университете реализуемые образовательные программы носят фундаментальный характер, учитывая потребности рынка труда и специфику разных отраслей. Практико-ориентированность достигается за счет большого объёма часов практической деятельности на базе партнеров университета (ведущих предприятий и организаций страны и региона, государственных ведомств и структур).
Над реализацией образовательных программ работает множество специалистов-практиков, которые передают студентам актуальные знания и опыт как в аудиториях университета, так и в рамках функционирования баз практик.
Практико-ориентированность в РГЭУ (РИНХ) также достигается за счет масштабной реализации проектной деятельности. В структуре университета функционируют StartUp-лаборатория, Институт развития технологий цифровой экономики, университетский коворкинг «Остров», Предпринимательская точка кипения.
В 2023 году завершилась масштабная проектно-образовательная осень университета, которая включила в себя 3 параллельные образовательные программы (7-й и 8-й проектно-образовательные интенсивы и 2-й сезон акселератора университета «Созвездие Юга»), направленных на развитие и поддержку студенческого технологического предпринимательства и проектной деятельности. В образовательном блоке приняли участие более 3000 студентов, над собственными проектами в течении 3-х месяцев работали 52 команды при поддержке 27 сертифицированных и 12 бизнес-трекеров международного уровня.
6 проектов выпускников акселерационной программы РГЭУ (РИНХ) получили грант «Студенческий стартап» Фонда содействия инновациям в размере 1 млн. рублей каждый.
Что касается воспитания, хочу отметить, что в рамках мониторинга оценки эффективности реализации молодежной политики, проведенного Министерством науки и высшего образования РФ, наш университет вошел в топ-5 университетов страны. Итоги оценки эффективности молодежной политики в РГЭУ (РИНХ) подчеркивают значимость и результативность работы университета в области развития воспитательной деятельности.
– Фундаментальность образования должна гармонично соответствовать его практико-ориентированности. Так еще в начале 80-х годов прошлого века нашей кафедрой «Технология машиностроения» была организована и реализована целевая интенсивная подготовка студентов по прямым договорам-контрактам с заводами региона с целью подключения студентов, начиная с 3-го курса, к решению реальных инженерных задач. Для этого мы диффундировали практико-ориентированность подготовки специалиста в фундамент подготовки, особенно в его естественно-научную часть. Создали сборники задач и заданий, практикумы и проекты по курсам «Математика», «Физика», «Химия», «Сопротивление материалов» и т.п. с тематикой соответствующей профессиональной деятельности и практико-ориентированной направленности. По сути, мы создали единое органическое образовательное пространство профилизации фундаментальных дисциплин и фундаментализации профильных. Тем самым мы получили высокопрочный монолит – высококлассных квалифицированных специалистов под заказ!
Образование должно быть представлено совокупностью достаточных, целостных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов как фундаментальной направленности, так и элементов, ориентированных на условия меняющихся задач на рынке труда. Наиболее эффективной формой реализации такого образования могут быть различные индивидуальные сценарии и форматы, включающие в себя и применение инновационных технологий обучения (цифровых, проектно-практических, дуальных, иммерсивных и т.п.).
Для этого необходимо будет создать множество экосистемных индивидуальных образовательных пространств профессионально-практической, исследовательской, управленческой направленности, базирующихся на локальных и глобальных типовых фундаментальных и практико-ориентированных образовательных решениях.
В основу разработки и проектирования положен принцип диффузионного построения, предусматривающий взаимное проникновение образовательных решений фундаментальной части и практико-ориентированной части. Отсутствие зон диффузии ведет к исключению этого образовательного решения из образовательной программы. Недостаток или избыток фундаментальности либо практико-ориентированности может быть компенсирован институтами дополнительного профессионального образования, а также применением генеративных систем искусственного интеллекта и нейросетей.
Но возникает проблема: мгновенно осуществить фундаментальную подготовку под конкретный заказ в настоящее время практически невозможно. Для этого потребуется минимум от года до четырех лет. Однако, за это время рынок труда уйдет вперед и может так статься, что выполненная под заказ фундаментальная подготовка вместе с соответствующей практико-ориентированной направленностью будет не востребована – она «устареет».
Решение этой проблемы видится в двух направлениях. Первое это высококачественное оперативное и стратегическое прогнозирование развития рынка труда. Второе – это построение опережающих, устремленных в будущее, соответствующих будущему образовательных программ на основе локальных и глобальных типовых образовательных решениях с соответствующими инновационными педагогическими технологиями их реализации.
И в том и другом случаях добротным инструментом следует считать использование генеративных систем искусственного интеллекта и нейросетей.
Реализация новой модели национального образования, в том числе ее основного принципа – «сбалансированное сочетание фундаментальности и практико-ориентированности» заложено в виде различных мероприятий в Программе развития нашего университета на 2023-2032 годы. Сегодня мы не догоняем прошлое, а создаем будущее по формированию профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению, обладающей развитым чувством ответственности.
– Сегодня университет формирует новую модель вузовской образовательной системы, основанной на ключевых характеристиках «фундаментальности» и «практико-ориентированности». Для ее успешной реализации обязательными составляющими должны стать партнерское взаимодействие и востребованность образования экономикой, гибкость и практико-ориентированность учебных программ, индивидуализация подготовки, создание проектно-ориентированной образовательной среды и развитие фронтирных компетенций. В качестве примеров: по созданному в университете направлению «Инновационные технологии в сфере обращения с отходами» закуплено научно-производственное оборудование, создано инновационное предприятие с участием университета (ООО НПО «Доступные технологии»); в 2023 г. отраслевой интегратор «Русатом - Аддитивные технологии» и УдГУ открыли Центр аддитивных технологий общего доступа. Деятельность нового центра в вузе направлена на выполнение производственных и образовательных задач в области аддитивных технологий.
В вузе внедряется механизм проектного практико-ориентированного обучения, основанный на интеграции ООП ВО с инновационными проектами «полного жизненного цикла» организаций-партнеров, в т.ч. на базе создаваемых научно-производственных площадок, инновационных предприятий. Новациями модели являются: включение в структуру учебного плана «ядерных» модулей, содержащих базовые (фундаментальные) дисциплины и дисциплины, формирующие основы проектных, цифровых, предпринимательских компетенций. Обязательными также являются модули, формирующие hard и soft компетенции. Вариативный контент, поддерживающий ИОТ, обеспечивается частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и ориентирован на практическую подготовку и освоение нескольких квалификаций (микроквалификаций). Блок практик синхронизирован с возможностью участия обучающихся в проектной деятельности, реализована возможность защиты ВКР в формате инновационного решения (профессионального проекта, стартапа). Блок факультативных дисциплин (модулей) представляет широкий спектр дополнительно усиливающих программу обучающих компонентов и мероприятий, направленных на ускоренное формирование научно-исследовательских, цифровых, предпринимательских навыков и одновременную включенность в реализацию проектов.
Такая организация учебного процесса выходит за рамки формализованного уровня образования, требует иной системы управления (проектных управленческих команд), направлена в первую очередь на опережающую подготовку кадров – агентов развития по приоритетным направлениям: аддитивные технологии, интеллектуальные системы управления (беспилотные летательные аппараты), микроэлектроника и робототехника, химические технологии, биомедицина, кибербезопасность и др., в тоже время может обеспечить обучающимся возможности «проб» и выбора индивидуальных треков подготовки (мотивированной мобильности), совмещения процессов получения знаний и применения их на практике, включенность в профессиональную сферу и оперативное получение востребованных компетенций; открытость образования рынку труда; кастомизацию обучения и диапазон индивидуализации опыта студента; «двойное зачисление» для освоения основных и дополнительных квалификаций, в т.ч. получение «цифровой профессии»; достижение баланса в обеспечении высокого качества подготовки и персонификации обучения.
Внедрение новой образовательной модели требует сложной институциональной трансформации вуза и значительных финансовых вложений. Сегодня в «активе» университета создание экосистемы молодежного технологического предпринимательства, инженерных школ и институтов академического наставничества, «цифровой» кафедры, сетевых программ по ИИ и Big Data; научно-производственные площадки и научно-исследовательские полигоны, ИТ – парк, студенческие научные и проектные объединения, виртуальная среда обучения в режиме 24/7.
Серьезнейшей проблемой остается кадровое обеспечение – мотивация, освоение новых видов профессиональной деятельности (академическое наставничество, трекерство и т.п.), внедрение ориентированных на результат технологий обучения, профессиональный рост (стажировки, совмещение с практической и экспертной деятельностью) ППС; привлечение в работу со студентами специалистов-профессионалов; баланс «теоретиков» и «практиков» при соблюдении требований ФГОС ВО.
– Уникальность российского медицинского образования – сохранение во многом отечественной модели подготовки кадров как по структуре, так и содержанию. В подготовке медицинских кадров фундаментальность и практико-ориентированность не являются антагонистами. Программы обучения медицинских и фармацевтических специалистов нацелены на формирование у выпускников широких фундаментальных знаний и в то же время, конкретных профессиональных компетенций в соответствии с профессиональными стандартами.
К компонентам формулы оптимального сочетания фундаментальности и практико-ориентированности можно отнести сохранение в программе специалитета поэтапного изучения базовых, фундаментальных дисциплин на первых курсах, с дальнейшим погружением в профессию через специальные дисциплины в сочетании с практической подготовкой с использованием симуляционно-тренинговых технологий, производственной практикой в условиях будущей профессиональной деятельности, привлечение работников здравоохранения к педагогической деятельности.
Университет дважды прошел процедуру профессионально-общественной аккредитации, по показателям трудоустройства (95-100%) выпускников занимает лидирующие позиции среди вузов региона.
Формула баланса фундаментальности и практико-ориентированности многокомпонентная. Она включает стратегическое долгосрочное партнерство с работодателями в форме совместной разработки и актуализации программ обучения, привлечение к образовательному процессу ведущих специалистов-практиков собственных клиник и учреждений-партнеров в качестве преподавателей, руководителей производственных практик, членов экзаменационных комиссий, совместную деятельность по трудоустройству студентов и ординаторов.
Важнейшими элементами данной формулы для нас являются собственные университетские клиники, академия стоматологии «Реавиз», аптечная сесть «Реавиз», центр реабилитации, научно-исследовательские институты и лаборатории, центр практических навыков, в которых лечебный, учебный и научный процессы медицинского образования осуществляются в неразрывном единстве. Это позволяет нашим студентам и слушателям приобрести и оттачивать профессиональные компетенции.
Наши студенты могут с первого курса параллельно с обучением освоить на основе сетевого принципа программы профессиональной подготовки по профессии рабочего, должности служащего, востребованные в лечебных учреждениях. Данные программы реализуются совместно с функциональным подразделением вуза – Самарским медицинским колледжем «Реавиз».
– Качество абитуриента, качество ППС, качество содержания образования, баланс в структуре учебных планов, качество организации профессионально ориентированной внеучебной деятельности студентов, качество мониторинга образовательных результатов – те переменные, которые следует включить в формулу достижения баланса фундаментальности и практико-ориентированности.
В процессе подготовки будущего педагога мы даём фундамент: методологию, теорию и историю науки с большим выходом на практико-ориентированную деятельность будущего специалиста. Достижение баланса возможно при соблюдении их единства фундаментальности и практико-ориентированности.
Если поставить в центр подготовки педагога общеобразовательную и специальную часть программы инвариантного и вариативного структурообразующего ядра подготовки специалиста, то это позволит будущим педагогам лучше продолжать процесс самообразования в условиях интенсивной изменчивости современной фундаментальной и прикладной науки.
В активе БГПУ им. М.Акмуллы уже используются ЦРК (центры развития компетенций) и профессиональные мастерские, которые успешно осуществляют практическую подготовку педагогов. Имея мощную материально-техническую базу, оснащение и комплектацию методическими пособиями и разработками, современные студенты – будущие педагоги и педагоги-практики, проходящие повышение квалификации, на данных площадках отрабатывают профессиональные компетенции, овладевают навыками работы на современном оборудовании, принимают участие в разнообразных учебных, научных и социальных проектах. Сформированность профессиональных компетенций демонстрируется выпускниками в ходе демонстрационных экзаменов. Большую практическую направленность имеют многочисленные олимпиады, конкурсы, в том числе конкурсы профессионального мастерства, работа с психолого-педагогическими классами, предпрофильные направления работы с будущими абитуриентами.
В качестве неизвестных переменных, требующих большого обсуждения профессионального университетского сообщества, я бы выделил вопросы усиления методической подготовки современного педагога, владения навыками уверенной работы с современными интерактивными средствами обучения, на технологичном оборудовании, психологической готовности к решению практических педагогических задач в практике образования, взаимодействия с родителями, оформления педагогической документации.
– В условиях современного развития медицинской науки и практики, сочетание фундаментальности и практико-ориентированности является одним из ключевых принципов новой модели отечественного высшего медицинского образования. Данная модель стремится обеспечить студентам не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые для успешной медицинской деятельности.
На сегодняшний день в высшем медицинском образовании, в том числе и в нашем университете, уже реализуются элементы данной модели. В университете обеспечена возможность проводить не только практику, но и практические занятия в медицинских учреждениях. Начиная уже с 3 курса, студенты проводят много времени отрабатывая практические навыки не только на симуляторах, но и непосредственно у «постели больного». К образовательному процессу активно привлекаются сотрудники из практического здравоохранения.
Эту проблему было бы легче решить, если бы все медицинские вузы имели собственные медицинские клиники, где работали бы преподаватели вуза по своим специальностям.
Историческая задача системы высшего образования – подготовить кадры для рынка труда. В современных условиях необходимо более гибко реагировать на его запросы при сохранении баланса между фундаментальностью и практико-ориентированностью. Мы более успешны в подготовке кадров для текущих задач, но подготовка кадров для будущего – для рынка труда, который сформируется через пять-десять лет, требует обсуждения и проработки.
АО. Каких принципиальных решений и инициатив вы ожидаете от государства как институционального регулятора обеспечения требуемого баланса фундаментальности и практико-ориентированности отечественной высшей школы?
– Современные исследователи и эксперты предлагают определенные новые и эффективные механизмы и инструменты, способные поддержать «искусство университетов» в сохранении тонкого баланса между фундаментальной и практической составляющей в содержании образования. Некоторые из них успешно апробируются. Проблема заключается в том, чтобы использовать различные ресурсы для внедрения их в широкую практику. Именно здесь вузам и нужна, по нашему мнению, поддержка федеральных операторов. Преподавателям нужна поддержка в определении научно и педагогически обоснованного ядра содержания образования по фундаментальным дисциплинам для каждого направления или специальности. На наш взгляд нецелесообразен подход, когда каждый преподаватель определяет, какая математика, физика, биология, химии и т.д. нужна клиницисту или фармацевту. Разумная унификация здесь будет полезна для педагогической практики.
Многим медицинским университетам, в том числе и Астраханскому, требуется помощь федерального оператора и в решении проблемы открытия и развития сети собственных университетских клиник. Это позволило бы, при всей значимости симуляционного обучения, поддерживать традицию аттестации будущего специалиста у «постели больного», развития у студентов навыков клинического мышления.
– В новых условиях было бы логично ожидать от государства как институционального регулятора системного изложения в законодательно-распорядительных документах в качестве нормативного требования для всех образовательных организаций высшего образования выхода к уровню полноценной гармоничной соинтегрированности фундаментальности и практико-ориентированности и, соответственно, формулирования совокупности необходимых для этого условий, которые следует обеспечить, как и перечня задействуемых ресурсов, которые необходимо на это направить.
– Для более успешной реализации принципа фундаментальности высшего образования представляется целесообразным рассмотреть Министерством науки и высшего образования РФ возможность организации стабильного финансирования научных исследований, проводимых в университетах, в рамках государственного задания.
– У нас великолепно подготовленные кадры. Это одни из лучших преподавателей нашей высшей школы, теоретики и практики. Наши профессора преподают на Физтехе, в Бауманке, МГУ.
В подготовке специалистов мы всегда уделяем значительное внимание математике. Она во многом определяет способность ученого решать прикладные задачи, степень развития индивида.
Наше образование прошло сложный путь, в котором были и достижения, и ошибки. Но главное, что мы извлекли из этих ошибок уроки. Мы перестали ориентироваться на зарубежные рейтинги, в которых наши вузы недополучали баллы за мнения экспертов и цитируемость в научных англоязычных изданиях. К слову, в японских университетах до сих пор сохранились научные структуры, которые переводят статьи наших ученых на японский язык.
Оценка российских вузов и НИИ должна опираться не на индекс Хирша, а на разработанные и внедренные передовые технологические решения мирового уровня. Способность человека создавать такие решения и есть доказательство баланса между фундаментальной и прикладной наукой.
– Уже сейчас ведется большая и кропотливая работа над выстраиванием национальной системы высшего образования, которая помимо прочего имеет баланс фундаментальности и практико-ориентированности. В будущем необходимо не ослаблять взятый темп на достижения поставленных целей.
– На федеральном уровне во всех образовательных программах необходимо обеспечить формирование у молодых специалистов мировоззрения, включающего ценности патриотизма, семьи, правосознания, здорового образа жизни и экологической культуры, содействие профессиональному, интеллектуальному, нравственному и творческому развитию.
На должном уровне, как фундамент образования, должна быть организована и обеспечена в образовательных программах воспитательная работа по формированию активной гражданской позиции у студентов, предупреждению межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействию терроризма и экстремизма. Это регулирование возможно через систему ФГОС, ФГТ или другие механизмы нормативного оформления.
– Министр науки и высшего образования РФ на II Всероссийском форуме «Преобразование образования» определил ключевые задачи:
По высказыванию В.Н. Фалькова: 21 век – разрешение диалектических противоречий в образовании, среди которых для высшей школы: фундаментальное – практико-ориентированное. Уклон в фундаментальное образование приводит к отрыву от рынка труда, уклон в практико-ориентированное – к рабочей профессии. Второе противоречие – обязательное обучение в рамках фундаментальных наук с одной стороны и индивидуальная образовательная траектория, выбранная студентом, с другой.
Требуется усовершенствование (возможно и государственное регулирование) механизма: образование – рынок труда, в котором особая роль должна быть отведена партнерскому взаимодействию, формированию институтов наставничества, созданию единых центров сетевых (совместных) ресурсов и взаимополезных стажировочных площадок, разнообразию форматов инвестиционных вложений.
Требуют государственного решения следующие проблемы: удержание молодых перспективных преподавателей и ученых в университетах, обновление нормативного регулирования видов педагогической деятельности и норм времени на ставку ППС с учетом специфики и включения новых видов профессиональной деятельности (методистов, исследователей, наставников, трекеров и т.п.), соотнесение нагрузки преподавателя и учебной нагрузки студента; соизмеримое рынку увеличение оплаты труда, в т.ч. базового уровня зарплаты для молодых преподавателей.
– Государству как многоаспектному участнику образовательных отношений и, прежде всего, как заказчику образования, целесообразно учитывать и распределять контрольные цифры приема по образовательным программам, в том числе бакалавриата и специалитета, поименованные ранее и имеющиеся у образовательной организации переменные в формуле обеспечения указанного баланса.
Кроме того, применительно к деятельности высших школ, реализующих медицинские и фармацевтические образовательные программы, основным аккредитационным показателем должен стать и показатель первичной аккредитации специалистов, без которой невозможно как трудоустройство выпускника, так и дальнейшее обучение. Эта процедура проводится Минздравом России и является, по существу, независимой оценкой качества образования, полученного выпускником, и позволяет в полной мере оценить работу вуза по подготовке специалиста, удовлетворяющего требованиям практического здравоохранения.
– Если говорить о педагогических университетах, то стоить отметить, что первые и очень важные шаги в данном направлении уже сделаны. Единство образовательной среды как в «вертикальном направлении» – «школа-колледж-вуз», так и в «горизонтальном» – организация образовательного процесса в рамках ядра высшего педагогического образования, нацелены именно на достижение баланса. Вместе с тем, нам еще предстоит более четко определиться с организацией учебного процесса, научной работы, практики на уровне базового высшего образования и, особенно, со смысловой нагрузкой магистратуры педагогического образования в обновляющейся системе высшей школы России.
– Для обеспечения требуемого баланса фундаментальности и практико-ориентированности отечественной высшей школы необходимо дальнейшее создание условий для развития фундаментальных наук, которые являются базой для всей системы высшего образования и поддержкой практико-ориентированности, развития взаимодействия между образовательными организациями и реальным сектором экономики.
Необходимо разработать новые стимулы и механизмы финансирования университетов, важность которых определяется не количеством статей и патентов, а реальной ценностью влияния полученных результатов на отрасль.
[1] https://rspp.ru/events/news/v-natssovete-obsudili-integratsiyu-obrazovatelnykh-programm-i-nsk-64ff29010c399/
[2] https://io.tsu.ru/k21center/tpost/z2xokrzz21-tri-zadachi-i-pyat-printsipov-dlya-budus